Меню Услуги

Рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью ООО «Петровский СПБ»


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия
  • 1.1. Дебиторская задолженность: понятие, виды, классификация
  • 1.2. Способы управления дебиторской задолженностью предприятия
  • 1.3. Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние предприятия
  • Глава 2. Анализ финансовой деятельности ООО «Петровский СПБ»
  • 2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Петровский СПБ»
  • 2.2. Анализ финансового состояния ООО «Петровский СПБ»
  • 2.3. Анализ состояния дебиторской задолженности предприятия ООО «Петровский СПБ»

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных экономических условиях перед каждым предприятием стоит выбор работать по предоплате, избегая неплатежей и отсекая потенциальных покупателей, или завоевывать рынок, предлагая большие отсрочки и рискуя потерять ликвидность. Секрет эффективного управления деятельностью предприятия состоит в нахождении правильного баланса между консервативной политикой предварительной оплаты и рискованной политикой, предоставления длительных отсрочек.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что проблемная дебиторская задолженность – серьезный фактор, влияющий на состояния российской экономики. При этом, даже, в относительно стабильные времена уровень платежной дисциплины в России оставлял желать лучшего. Универсальных советов по управлению дебиторской задолженностью не существует, каждое предприятие должно сформировать собственную политику в данной области хозяйственной деятельности. Единственное что можно сказать наверняка, что для разработки эффективного механизма управления дебиторской задолженностью требуется комплексное решение, которое включает в себя несколько составляющих. Во-первых, систему непрерывного мониторинга и анализа задолженности. Во-вторых, четкие правила выбора контрагентов, которым можно предоставить отсрочку, определения лимитов кредитования по каждому из них и в целом по компании. В-третьих, создать регламент работы с проблемными должниками. Построение такого рода систем позволяет повысить уровень ликвидности компании и снизить денежные и временные расходы на управление дебиторской задолженностью, высвободив ресурсы для развития бизнеса.

Главная цель контроля над дебиторской задолженностью – обеспечение исполнения контрагентами условий договоров и недопущение проблем с ликвидностью предприятия. Наиболее сложной проблемой является выявление только назревающих задержек платежей и оценка уровня их последствий, что особенно важно для своевременной корректировки кредитной политики предприятия. Для решения данной проблемы в современном мире бизнеса существует ряд практических методик, основанных на российском и зарубежном опыте.

Предмет исследования дипломной работы составляют теоретико-методологические и организационно-методические особенности экономического анализа дебиторской задолженности предприятия и создания эффективных систем управления ею.

Объектом данной выпускной квалификационной работы является предприятие ООО «Петровский СПб», на примере которого были изучены особенности организации системы управления дебиторской задолженностью в современных экономических условиях.

Цель данной дипломной работы заключается в изучение проблем, возникающих при формировании эффективной системы управления дебиторской задолженностью предприятия, в анализе методологической базы управления дебиторской задолженностью. А также разработке механизмов по совершенствованию управления дебиторской задолженностью конкретного предприятия.

В связи с поставленной целью дипломной работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты управление дебиторской задолженностью предприятия, в частности: понятие дебиторской задолженности, ее виды и возможные классификации, методы управления дебиторской задолженностью и ее влияние на финансовое состояние предприятия.
  2. Проанализировать деятельность ООО «Петровский СПб» с точки зрения финансового состояния предприятия, наличия и состояния дебиторской задолженности, методов, применяемых для управления дебиторской задолженностью и их эффективности.
  3.  На основе проведенного анализа и выявленных проблем с дебиторской задолженностью ООО «Петровский СПБ» разработать рекомендации по оптимизации размеров и структуры задолженности, а также рекомендации по повышению эффективности системы управления дебиторской задолженностью.

Теоретической базой данной работы стали труды следующих авторов: Войтоловский Н. В., Богатая И.Н., Бланк И.А., Ивашкевич В.Б. Алексеева А.И., Филина Ф.Н., Короткова М.В., Батракова Л.Г., Ефимова О.В., Райзберг Б. А., а также статистические и нормативно-правовые документы, данные бухгалтерского учета ООО «Петровский СПб».

Методами исследования, использованными в данной работе, являются информационный анализ, рассмотрение теоретических источников, изучение практического применения, системный подход, также структурно-функциональный метод, сравнение показателей и наблюдения, также были применение методы теоретического познания.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Дебиторская задолженность: понятие, виды, классификация

Под дебиторской задолженностью обычно понимают сумму долгов, перед предприятием, от юридических или физических лиц, возникших в ходе хозяйственных взаимоотношений с ними. Причиной образования долга чаще всего является продажа товаров (работ, услуг) с отсрочкой платежа, на условиях предоставления товарного кредита.

Бухгалтерский учет под дебиторской задолженностью понимает имущественные права, которые представляют собой один из объектов гражданских прав.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) согласно статье 128, относит к объектам гражданских прав:

  • вещи, включая деньги и ценные бумаги,
  • иное имущество, в том числе имущественные права;
  • работы и услуги; информация;
  • результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
  • нематериальные блага.

Таким образом, дебиторская задолженность является частью имущества организации, а именно активом организации. Право же на получение дебиторской задолженности можно отнести к имущественным правам, со всеми юридическими и правовыми последствиями.

В современных экономических условиях ни одно предприятие не может существовать без дебиторской задолженности, так как ее возникновение вызвано следующими объективными причинами:

  • для предприятия дебитора, это является возможностью воспользоваться дополнительными, причем, зачастую бесплатными, оборотными средствами;
  • для предприятия кредитора это являются возможностью расширения рынка сбытов товаров, работ или услуг, а значит увеличения количества клиентов, увеличения продаж и роста прибыли.

Возникновение дебиторской задолженности обуславливается существованием договорных отношений, в том случае если момент перехода права собственности на товары по времени происходит ранее, чем их оплата.

Денежные средства, вложенные в дебиторскую задолженность предприятия, отвлекаются от участия в хозяйственном обороте, что, может отрицательно сказываться на финансовом состоянии предприятия. Существенное увеличение дебиторской задолженности как в абсолютном, так относительном виде, может вызвать банкротство предприятия, поэтому предприятие должно организовать строгий контроль за состоянием дебиторской задолженности и обеспечить своевременное взыскание средств с дебиторов, что в свою очередь обеспечит финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия.

Одним из основных условий финансовой устойчивости предприятия является превышение суммы дебиторской задолженности над суммой кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность, как уже упоминалось выше, представляет собой имущественные требования предприятия к юридическим или физическим лицам, которые являются его должниками.

Существует три аспекта, в которых можно рассмотреть дебиторскую задолженность:

  • средство погашения кредиторской задолженности;
  • часть продукции, проданной покупателям, но еще не оплаченной;
  • элемент оборотных активов, финансируемый за счет собственных или заемных средств.

Элементами оборотного капитала компании, расположенных в порядке убывания ликвидности, являются:

  • денежные средства;
  • дебиторская задолженность;
  • материально-производственные запасы;
  • незавершенное производство;
  • другие.

Соответственно, дебиторская задолженность считается частью оборотного капитала предприятия.

Причинами возникновения дебиторской задолженности, могут быть различные причины, от несвоевременного выполнения договорных обязательств, переплаты налогов и сборов или пеней до выданных подотчетных сумм, отчет по которым не получен, а денежные средства в кассу предприятия не возвращены.

Осуществление группировки дебиторской задолженности по различным признакам, можно получить, используя рабочий план счетов предприятия, который должен предусматривать ведение учета с использованием субсчетов второго, третьего и последующих порядков.

Так дебиторскую задолженность в зависимости от валюты, в которой заключен договор контрагентом можно подразделить: на рублевую и валютную.

В зависимости от вида расчетов возможна следующая группировка: дебиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками, за выполненные работы и услуги, дебиторская задолженность по авансам выданным, дебиторская отчетность с подотчетными лицами и другие виды задолженности.

По наличию обеспечения дебиторскую задолженность подразделяют на: необеспеченную, обеспеченную залогом, обеспеченную банковской гарантией, поручительством юридического или физического лица.

В зависимости от сроков погашения группировка дебиторской задолженности выглядит следующим образом:

  • краткосрочная, погашение по которой ожидается в течение года после отчетной даты;
  • долгосрочная, погашение по которой ожидается не ранее чем через год после отчетной даты.

Также можно подразделять дебиторскую задолженность по группам контрагентов, по объектам финансирования, по видам работ и услуг или использовать другие классификаторы, которые целесообразны и необходимы для ведения бизнеса предприятия.

Наиболее важным критерием для осуществления управления дебиторской задолженности предприятия является группировка по характеру задолженности.

По данному классификатору дебиторскую задолженность можно разделить на находящуюся в рамках договорных отношений (текущую) и просроченную дебиторскую задолженность.

Задолженность за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) – это дебиторская задолженность, находящаяся в рамках договорных отношений.

Задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность.

Следует отметить, что в отношении просроченной дебиторской задолженности имеет смысл создавать расчеты акциями, векселями, использовать бартер, так как риск невозврата такой задолженности, особенно в условиях экономического кризиса существенно возрастает.

В свою очередь, просроченная дебиторская задолженность, может быть разделена на: сомнительную и безнадежную.

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. [1, cт. 266].

После истечения срока исковой давности сомнительная дебиторская задолженность переходит в категорию безнадежной задолженности, которая является не реальной к взысканию.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. [1, cт. 266].

Образование дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, может произойти в следующих случаях:

  • ликвидации должника, после завершения банкротства предприятия. До завершения процедуры банкротства, предприятия дебитора, задолженность является сомнительной, так по результатам продажи имущества должника, конкурсным управляющим, сумма долга может быть частично или полностью погашена. Однако такие случаи в практике банкротств российских предприятий крайне редки;
  • истечения срока исковой давности без подтверждения задолженности со стороны должника. Срок исковой давности может быть продлен, если между предприятиями ежегодно подписываются сверки расчетов, так как срок исковой давности рассчитывается с момента подписания сверки расчетов. Это обуславливает то, что предприятия должники неохотно подписываю сверки;
  • денежные средства предприятия должника находятся на счетах в «проблемном» банке. Здесь существуют два возможных варианта:
  1. Банкротство банка дебитора. В этом случае такая дебиторская задолженность признается нереальной к взысканию и соответственно подлежит списанию на финансовые результаты;
  2. Санация и реструктуризация банка дебитора. В этом случае, предприятие должно создать резерв по сомнительным долгам и ждать восстановления банком платежеспособности;
  • судебными приставами, которые являются исполнителями по решению суда, наложения взыскания на имущества предприятия, выдано заключение о невозможности взыскания долга, вследствие отсутствия такового.

Для всех предприятий вне зависимости от их формы собственности и организационно-правовой формы списание просроченной дебиторской задолженности является обязательной процедурой, как и создание резерва под ее обесценение в соответствии с учетной политикой предприятия.

1.2. Способы управления дебиторской задолженностью предприятия

Управление дебиторской задолженностью является отдельной функцией финансового менеджмента. Основной целью реализации этой функции является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности. Если предприятие не уделяет должного внимания работе сᅟ дебиторской задолженностью, то возможно появление недостаточности средств для обеспечения деятельности предприятия, а именно появление просрочек по оплате задолженности перед бюджетом, сотрудниками и поставщиками.

Управление дебиторской задолженностью  предполагает контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. При этом огромное значение имеют отбор будущих покупателей и определение условий оплаты товаров.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности и оценка вероятности безнадежных долгов являются важнейшими задачами управления дебиторской задолженностью.

Политика управления дебиторской задолженности включает:

  1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предыдущем периоде.

Основная цель проведения анализа — выяснение причин возникновения и роста неоправданной задолженности, выявление размера и оценка динамики данного явления.

Источник внешнего анализа — баланс предприятия; для внутреннего анализа дополнительно применяются данные аналитического учета.

В обязательном порядке делается вертикальный и горизонтальный анализ дебиторской задолженности, данными этих анализов могут быть охарактеризованы  изменения в объеме задолженности за отчетный период.

Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с совокупной оценки динамики ее размера в целом и продолжают в разрезе отдельных статей, определяют долю дебиторской задолженности в оборотных активах, анализируют ее структуру, определяют удельный вес дебиторской задолженности, платежи, по которой предполагаются в течении года, расценивают динамику задолженности и проводят анализ качественного состояния с целью оценки сомнительной задолженности.

Для оценки состояния дебиторской задолженности, необходимо рассчитать ряд показателей [2, c. 153]:

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

Кобдз = В / ДЗ ,  

где В – выручка от реализации;

ДЗ– средняя величина дебиторской задолженности за анализируемый   период.

Данный показатель показывает, сколько раз за период предприятие получило от покупателей оплату в размере среднего остатка неоплаченной задолженности. Показатель измеряет эффективность работы с покупателями в части взыскания дебиторской задолженности, а также отражает политику организации в отношении продаж в кредит.

  1. Длительность оборота дебиторской задолженности:

Добдз = T / Кобдз ,

где Т – продолжительность периода;

Кобдз – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

Этот показатель отражает среднее число дней, необходимое для возврата дебиторской задолженности.

  1. Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность:

КОАдз = ДЗ / ОА ,

где ДЗ – общая сумма дебиторской задолженности;

ОА – общая величина оборотных активов.

Роста данного коэффициента говорит об увеличении доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, это говорит о том, что ликвидность предприятия снижается.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  1. Средний период инкассации дебиторской задолженности:

ПИдз = ДЗ / Оо

где  ДЗ — средний остаток дебиторской задолженности предпри­ятия (в целом или отдельных ее видов) в рассматрива­емом периоде;

Оо — сумма однодневного оборота по реализации продук­ции в рассматриваемом периоде.

Данный показатель говорит о том, на какой срок, в среднем, предоставляется отсрочка покупателям.

  1. Коэффициент просроченности дебиторской задолженности рассчитывается по следующей формуле:

КПдз = ДЗпр / ДЗ

где ДЗпр — сумма дебиторской задолженности, которая не оплачена в предусмотренные сроки;

ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности предприятия.

Одним из этапов анализа дебиторской задолженности является сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности, при этом, если дебиторская задолженность значительно повышается, создается угроза финансовой устойчивости организации и появляется необходимость привлечения дополнительных источников финансирования для погашения возникающей кредиторской задолженности.

2. Формирование принципов кредитной политики и системы кредитных условий по отношению к покупателям продукции.

В компании нужно ввести единую систему мер и правил, по которой будут предоставляться товарные кредиты и контролироваться их возврат. Для этого нужно разработать кредитную политику компании, внутренний нормативный документ, который должен содержать в себе следующие элементы:

  • правила сегментирования покупателей и работы с ними, стандарты, условия и методики оценки рискованности контрагентов и, соответственно, возможных вариантов взаимодействия;
  • способы и порядок расчета максимально допустимой отсрочки платежа, правила ее предоставления.
  • описание правил и стандартов стимулирования продаж при помощи предоставления скидок за покупки на условиях сто процентной предоплаты;
  • распределение работ, прав и обязанностей по контролированию состояния расчетов, взаимодействию с должниками, сроки исполнения определенных бизнес процессов;
  • описание процедуры инициации и взыскания долгов, как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций, с указанием (описанием) определенных ситуаций применения каждого из вариантов;
  • описание условий и действий инициации судебного разбирательства;
  • разработка форматов документов, используемых для управления дебиторской задолженностью.

3. Определение размера финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту.

4. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.

В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов. [3, c. 151].

5. Обеспечение использования современных методов взыскания дебиторской задолженности.

Рассмотрим более подробно каждый метод, с точки зрения его применимости к управлению дебиторской задолженностью.

Для снижения риска возникновения просроченной и уж тем более сомнительной дебиторской задолженности можно использовать страхование дебиторской задолженности, факторинг, форфейтинг, продажа задолженности третьим лицам. Применение любого их этих методов не является бесплатным, поэтому прежде чем их использовать необходимо произвести расчеты экономической эффективности каждого метода.

Страхование дебиторской задолжености предполагает страхование от вероятных рисков по несвоевременному возврату денежных средств контрагентом (покупателем), а также его банкротства. Применение данного страхования особенно эффективно для производственных и торговых компаний, работающих на конкурентных рынках и не имеющих возможности устанавливать контрагентам собственные условия по продажам, а также для тех компаний, которые только планируют введение своих услуг (товаров, работ) в новые рыночные ниши экономики.

Главным преимуществом в страховании дебиторской задолженности считается укрепление финансового положения страхователя. Во-первых, это связано с тем, что страхование дебиторской задолженности поможет обезопасить страхователя в случае банкротства его основного и крупного контрагента. Если же страхователь работал с контрагентом по схеме отсрочки платежа, то именно страхование позволит ему оставаться «на плаву». Во-вторых, наличие страхования гарантирует более лояльное отношение банка (а также более выгодные проценты) в случае необходимости взятия кредита страхователем. При этом для залога в банковском кредите прекрасно может подойти застрахованная дебиторская задолженность.

При заключении договора страхования дебиторской задолженности, страхователь получает две неоспоримые выгоды:

• проведение аргументированной оценки по кредитным рискам предприятия;
• обеспечение страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Очередным существенным плюсом этого вида страхования считается возможность для страхователя выхода на новые рынки регионов. Страхование дебиторской задолженности позволяет заключение основных договоров без предварительного тщательного изучения платежеспособности новых покупателей.

К главному недостатку страхования дебиторской задолженности можно отнести слишком большую цену за предоставление данной услуги страховыми компаниями. Страховая премия имеет возможность достигать девяти процентов от общего размера застрахованного имущественного интереса страхователя. Страхование дебиторской задолженности относится к видам страхования повышенного риска, в следствии этого вытекает высокий размер страховой премии страховщика. Вторым недостатком данного метода управления дебиторской задолженостью является период через который предприятие может получить страховую премию, по существующей практике такой период составляет от трех до девяти месяцев.

В последнее время факторинг вновь стал набирать популярность, это можно связать с новым витком финансового кризиса. Основная цель использования факторинга это снизить риск из-за неплатежей покупателей и обеспечить стабильное финансирование операционной деятельности.

Факторинг – это переуступка предприятием – продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в выгоду банка, либо специализированной фактор – компании, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с предприятия-продавца конкретную комиссионную оплату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты.

Факторинговая операция разрешает предприятию-продавцу ре-финансировать предпочтительную часть дебиторской задолженности по предоставленному потребителю кредиту в краткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла. К недостаткам факторинговой операции можно отнести только дополнительные затраты продавца, связанные с реализацией продукции и еще утрату прямых контактов (и соответствующей информации) с покупателем в ходе осуществления им платежей.

Также не стоит забывать и о стоимости данной услуги, которая состоит из нескольких частей:

• комиссия за предоставление средств, устанавливается в процентах от суммы платежа и начисляется за каждый день, начиная с момента получения финансирования продавцом до даты погашения задолженности покупателем,
• комиссия за услуги фактора взимается как ежегодный процент от суммы уступленного требования и зависит от группы риска в которую при оценке андеррайтерами был отнесен сам продавец и его покупателями;
• фиксированный сбор за обработку документов, зависит от того в каком виде передаются документы и составляет от 10 до 70 рублей за обработку одного документа.
Причем документы передаваемые в банк на факоринг должны полностью соответствовать требованиям законодательств, в случае наличия ошибок в финансировании может быть отказано.

Форфейтинг — это финансовая операция, в процессе которой агент или, как его называют на рынке, форфейтор, приобретает обязательства коммерческого характера покупателя/заемщика/импортера перед продавцом/кредитором/экспортером. Например, предприятию А необходимо вернуть денежные средства за товары, приобретенные им у предприятия В. При всем при этом возможности отдать долг нет. Тогда в ситуацию может вступить третье лицо, которое погасит кредит компании А. При этом предприятие В получает свои деньги. Предприятие А — отсрочку на платеж кредита. Агент — не только потраченные денежные средства, но и некоторый процент от будущей прибыли. В качестве агента чаще всего выступает банковская структура.

Следовательно, форфейтинг — это специфичная форма кредитования, срок платежа по которому начинается по истечении определенного периода. Обычно, в виде временного интервала берутся несколько лет. Предметом кредитования выступают торговые сделки или услуги. Основной отличительной чертой совершения данной операции считается наличие пункта об ответственности за риски. Форфейтор имеет возможность приобретать долговые обязательства «без права регресса». Другими словами банк-заемщик, покупая документы, не имеет права предъявить претензии их предыдущему держателю. В виде ценных бумаг, в большинстве случаев, применяются векселя. Сделки форфейтинга широко распространены на западе, особенно в Великобритании и Германии. В России такой способ управления дебиторской задолжености не имеет широкого распространения, в силу дороговизны и необходимости поиска гарантов для банка.

Процесс взыскания дебиторской задолженности сторонними организациями производится коллекторскими агентствами. Данная процедура происходит на основании договора, который агентство заключает с кредитором. Договор, который заключается коллекторским агентством с кредитором, содержит определенный ряд перечисленных действий, которые обязано выполнять данное агентство, также стоимость услуг, оказываемых предприятию.

Коллекторское агентство по договору обязуется сообщать данные кредитору о форме и ходе исполнения поручения кредитора, а также предоставлять отчетные данные по выполнению поручений.

Кредитор же обязуется сообщать агентству информации по платежам и возможным изменениям размера задолженности у должника в определенные сроки, которые установлены в договоре.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Однако такой способ взыскания дебиторской задолженности является малоэффективным, в случае если задолженность имеет значительй срок просрочки, и если по ней не использованы другие методы взыскания (взыскание в претензионном порядке через судебные органы). Также в зависимости от состояния дебитора и срока просрочки стоимость услуг коллекторских агенств составляет от 15% до 70% от взысканной суммы.

5. Построение эффективной системы контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности в рамках общей системы финансового контроля на предприятии.

Одним из видов таких систем является „Система АВС» применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. [3, c. 155].

Способ АВС-анализа применяют основным образом при управлении уже существующей дебиторской задолженностью. Для предостережения появления непредсказуемых задолженностей возможно применить управление с установкой кредитных лимитов — максимально допустимых объемов дебиторской задолженности, как для организации, так и для каждого контрагента.

В основание классификации дебиторских задолженностей возможно поставить распределение данных задолженностей, исходя из целевой категории должников. Здесь применяют маркетинговые подходы, базирующиеся на исследовании поведения покупателя. Учет причин неплатежей и настоящих возможностей должников по оплате долгов проводят на базе данных учета о платежах и разных задолженностях. Один из таких методов — АВС-анализ.

АВС-анализ (ABC-Analysis) связан с именем экономиста и социолога из Италии Вильфредо Парето. В основе данного приема лежит закон, открытый этим экономистом, который говорит о том, что за большую часть вероятных результатов отвечает не слишком большое количество причин. На сегодняшний день данный закон называют «правилом 20 на 80».
Последовательность проведения анализа: первое — рассчитать единую задолженность всех клиентов из списка; второе — взять 80% от данной суммы; третье — выделить по списку (начиная с наибольших задолженностей), покупателей, задолжавших 80% от общей суммы. Их существенно меньше от общего количества должников. Эта выделенная группа — первая и главная целевая аудитория. Работа с этими должниками должна выстраиваться на основании индивидуального подхода. Эти усилия оправдываются суммами возвращенных долгов. Таким же образом выделяют еще 2 группы.

К преимуществам метода можно отнести также и выбор дебиторской группы, аккумулирующей наибольшую сумму. При применении АВС-анализа возникают и некоторые проблемы, особенно у коммунальных организаций, заключающиеся в необходимости автоматизации отношений со своими дебиторами. При этом компьютеризованный учет должен вестись по последним потребителям. Итог анализа — списки должников.

По подобной схеме происходит и распределение лимитов среди менеджеров, работающих с потребителями. Каждый из менеджеров должен будет распределить выданный ему кредитный лимит по своим клиентам. Обычно, новым покупателям кредитный лимит устанавливают в объеме, не превышающем среднемесячного размера продаж. Контрагентам, работающим с организацией более полугода, кредитный лимит устанавливает менеджер и непременно утверждает его у руководства.

Управление дебиторской задолженностью состоит из нескольких этапов:

1) Оформление и установление предприятием условий для продажи продукции и закупок продукции. Данный этап предполагает решение вопросов по периодам оплаты за товар и величину цены за кредитование.
2) Рассмотрение кредитоспособности и платежеспособности отдельного покупателя на основе собственного опыта работы продавца, а также на основе оценки в кредитном агентстве или банке.

В процессе анализа платежеспособности того или иного покупателя необходимо рассматривать его финансовую устойчивость и способность имущественного обеспечения, предоставленного ему товарного кредита.

Анализ проводится на основании следующих источников: данные, получаемые от самого покупателя; из внутренних источников, когда сделки носят постоянный или периодический характер; из внешних источников, таких как: коммерческие журналы, газеты, государственная отчетность, информация, которая предоставляется компаниями, занимающимимся сбором и анализом информации и формированием единой базы данных по юридическим лицам, информация коммерческого банка, где обслуживается покупатель; в том случае, если сделки с покупателями имеют постоянный характер, определяется объем хозяйственных операций и стабильность их осуществления.

Необходимо провести оценку финансового состояния покупателя, при этом анализируется платежеспособность, ликвидность и результативность хозяйственной деятельности, финансовая устойчивость, показатели собственного капитала, объем чистых активов, которые могут выступать в обеспечении кредита при возникновении ситуации неплатежеспособности покупателя.

Также необходимо произвести и визуальный контроль будущего контрагента, то есть провести встречу с лицом, принимающим решение в компании, посетить офис, склады, проверить потенциального дебитора по базам налоговой инспекции и арбитражного суда.

3) Контроль над выполнением дебиторами обязательств, предусмотренных оплатой задолженности.
4) Анализ структуры и стоимости фактической дебиторской задолженности.
5) Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.
6) Формирования оценки фактических показателей.

В соответствии с мнением Зимина Н.Е. на уровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:

• оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;
• контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
• анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации. [4, c. 13].

Существует два подхода к управлению дебиторской задолженностью, такие как:

1) Сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции.
2) Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. [5, c. 100].

Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Для обеспечения предприятия объективной и своевременной информацией о дебиторской задолженности необходимо выполнение трех основных условий постоянного контроля, своевременного учета и анализ дебиторской задолженности. При выполнении данных условий сформируется взаимосвязь между учетом, анализом и контролем, что поможет организовать учетно-аналитическую базу состояния дебиторской задолженности предприятия. Такой процесс называется мониторингом состояния дебиторской задолженнности, неразрвыно с этим процессом необходимо осуществлять мониторинг финансового состояния предприятия.

Объектом мониторинга являются взаимоотношения с заказчиками и покупателями. Объект расчетов относится к особой категории, на который влияют как внутренние так и внешние факторы. Объект расчетов с дебиторами по товарным операциям измеряется при помощи системы обособленных и утвержденных критериев, а также опосредованно, то есть с использованием научных методов.

В данном случае целью мониторинга является определение объективных показателей деятельности предприятия, учет их изменений и анализ причин, которые фиксируются на любом этапе функционирования предприятия.

Полученные показатели сравниваются не только с плановыми показателями или показателями предприятия за предыдущий период, но и с тенденциями, существующими в отрасли или на рынке, на котором предприятие осуществляет свою деятельность.

Каждое предприятие должно самостоятельно сформировать систему управления дебиторской задоложенностью, на основе существующих методик и адаптировав эти методики под свой производственный и коммерчиский цикл.

В процессе создания системы управления дебиторской задолженности выделяется управляющая и управляемая подсистемы. Они выражаются в субъектах и объектах управления.
Объектом управления называются расчеты с дебиторами в соответствии с товарными операциями.

Субъектами управления являются службы и органы, которые занимаются управлением путем использования однообразного плана по оказанию целенаправленного воздействия на объекты управления.

Для эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо выработка стратегии и тактики. Стратегия выявляет основные направления развития ситуации с дебиторской задолженностью на предприятии и формирует цели. Тактика же состоит из методов и способов достижения определенного результата деятельности предприятия в определенный промежуток времени (например, показателей финансовой устойчивости на конец отченого года).

Система управления дебиторской задолженностью не может создаваться обособленно. Она требует системного подхода взаимосвязанных мер и процедур, интегрированных в остальные процессы компании.

Процессы учета и оперативного контроля состояния дебиторской задолженности должны быть выстроены таким образом, чтобы каждый участник понимал сферу своей ответственности и сроки исполнения, при этом не должно быть зон безответственности и дублированных функций. Все это должно быть отражено в регламенте по работе с дебиторской задолженностью.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!