Меню Услуги

Бухгалтерская отчётность в системах управления организацией. Часть 2.


Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1.3.2. Форма №2 “Отчет о прибылях и убытках”.

Важным источником информации о финансовой деятельности предприятия является типовая форма отчетности №2 “Отчет о прибылях и убытках”. Бухгалтерская прибыль /убыток/ представляет собой конечный финансовый результат всей хозяйственной деятельности организации, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех операций предприятия и оценке статей бухгалтерского баланса.

Отчет о прибылях и убытках в 2000 году состоит из четырех разделов.

В раздел I “Доходы и расходы по обычным видам деятельности” по статье “Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) показывается выручка от реализации готовой продукции (работ, услуг), от продажи товаров и т.п., учитываемая на счете 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это допущение предполагает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с ним фактах. Поэтому, начиная с 1997 года, в учетной политике предприятия может не быть элемента, регламентирующего момент признания выручки от реализации. Вариантность в отношении момента признания выручки действует в настоящее время только для целей налогообложения, а бухгалтерский учет производится в соответствии с методологией, приведенной в разделе 2 ПБУ 1/98 “Учетная политика предприятия”.

Если договором обусловлен момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией и риска ее случайной гибели от организации к покупателю после момента поступления денежных средств в оплату отгруженной продукции на расчетный, валютный и иные счета организации в банке, либо непосредственно в кассу организации, а также при зачете взаимных требований по расчетам, то выручка от реализации такой продукции включается в отчет на дату поступления денежных средств (зачета). Аналогичный порядок применяется в отношении выполненных работ, оказанных услуг.

При договоре мены выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете организаций, выступающих сторонами по договору, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары.

При реализации товаров по договорам комиссии или поручения (кроме розничной торговли, общественного питания и аукционной торговли), в бухгалтерском учете комитента выручка от реализации товаров отражается по времени получения извещения комиссионера об отгрузке товара покупателю.

По статье “Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг” отражаются затраты предприятия, связанные с производственной деятельностью. При их определении следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5.08.92г. № 552 (с учетом изменений и дополнений), типовыми методическими рекомендациями и отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в части, не противоречащей вышеназванному Положению. Затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения в данные этой строки не включаются.

По статье “Валовая прибыль” подсчитывается валовая прибыль организации как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью.

По статье “Коммерческие расходы” отражаются:

— организацией, занятой производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, — затраты по сбыту, учитываемые на счете 43 “Коммерческие расходы” и относящиеся к реализованной продукции;

— организацией, занятой в торговой, снабженческой, сбытовой и иной посреднической деятельности, — издержки обращения, учитываемые на счете 44 “Издержки обращения” и приходящиеся на оприходованные товары.

По статье “Управленческие расходы” отражаются суммы, учтенные на счете 26 “Общехозяйственные расходы” и списываемые с него при определении финансового результата непосредственно на счет 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”. В случае, если организацией не принят в учетной политике порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на дебет счета 46, то доля их, относящаяся к проданной продукции (работам, услугам) отражается по статье “Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг”.

Далее по статье “Прибыль /убыток / от продаж” подcчитывается результат по разделу I.

Раздел II “Операционные доходы и расходы” включает в себя следующие данные:

По статьям “Проценты к получению” и “Проценты к уплате” отражаются суммы причитающихся к получению (уплате) дивидендов, процентов по облигациям, депозитам, проценты по банковским счетам и т.д., учитываемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета на счете 80 “Прибыли и убытки”.

По статьям “Прочие операционные доходы” и “Прочие операционные расходы” отражаются данные по операциям, связанным с движением имущества организации (основных средств, запасов, денежных средств, ценных бумаг и т.д.) . К ним относятся: реализация основных средств и прочего имущества, списание основных средств с баланса по причине морального износа, сдача имущества в аренду, содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, аннулирование производственных заказов, прекращение производства, не давшего продукции. При этом доходы и затраты по этим операциям показываются в отчете развернуто (не сальдируются) . Кроме того, в составе операционных доходов и расходов отражаются результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (курсовые разницы); расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг; сумма причитающихся к уплате налогов и сборов за счет финансовых результатов в соответствии с законодательством. Данные по операционным доходам показываются за минусом налога на добавленную стоимость.

Раздел III “Внереализационные доходы и расходы” состоит из двух статей: “Внереализационные доходы” и “Внереализационные расходы”, где собраны операции, не нашедшие отражения в предыдущих статьях отчета.

После заполнения трех разделов производится подсчет прибыли /убытка/ до налогообложения. Далее определяется сумма налога на прибыль и показывается по строке 150 отчета “Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи”. Прибыль без налога на нее отражается по строке “Прибыль /убыток / от обычной деятельности”.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы предприятия должны показываться с подразделением на обычные и чрезвычайные. К чрезвычайным доходам относятся поступления, возникающие как

последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и проч): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, оставшихся от списания непригодных к дальнейшему использованию активов, и проч. К чрезвычайным расходам относятся расходы, связанные с теми же событиями. Эти сведения отражаются в IV разделе отчета ф.2 “Чрезвычайные доходы и расходы”.

Окончательный финансовый результат формируется по строке 190 отчета “Чистая прибыль (нераспределенная прибыль /убыток/ отчетного года”, Он должен соответствовать данным бухгалтерского баланса.

Сумма убытка отражается в отчете со знаком минус. Графа 4 заполняется с учетом требований, изложенных в Положении по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99),

в ней показываются суммы соответствующих показателей за прошлый год, с учетом произведенной реорганизации.

Справочно в форме отчета указываются сведения о дивидендах, приходящихся на одну акцию (привелигированную и обычную); предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидендов, приходящихся на одну акцию (привелигированную и обычную).

Расшифровка отдельных прибылей и убытков включает в себя расшифровку таких показатели, как штрафы, пени и неустойки, признанные организацией, или по которым получены решения суда о взыскании; прибыль (убыток прошлых лет; возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств; курсовые данные по операциям в иностранной валюте; снижение себестоимости материально-производственных запасов на конец отчетного периода; списание кредиторских и дебиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности и проч. Показатели текущего года сравниваются с данными отчетности прошлого года.

Анализ каждого слагаемого прибыли имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

1.3.3. Другие обязательные типовые формы отчетности.

  1. “Отчет об изменениях капитала” (ф. №3) предназначен для расшифровки и углубленного изучения данных раздела III бухгалтерского баланса, он содержит следующие числовые показатели:

— величину капитала на начало отчетного периода;

— увеличение капитала — всего

в том числе:

— за счет дополнительного выпуска акций;

— за счет переоценки имущества;

— за счет реорганизации юридического лица (слияния, присоединения);

— за счет доходов, которые, в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности, относятся непосредственно на увеличение капитала;

— уменьшение капитала — всего

в том числе:

— за счет уменьшения номинала акций;

— за счет уменьшения количества акций;

— за счет реорганизации юридического лица (разделение, выделение);

— за счет расходов, которые, в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности, относятся непосредственно на уменьшение капитала;

— величина капитала на конец отчетного периода.

Отчет составляется в разрезе его составляющих: уставного капитала; добавочного капитала; резервного капитала; фондов предприятия, организуемых в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой. Остатки капитала на начало года должны соответствовать данным предыдущей годовой бухгалтерской отчетности; остатки на конец года — данным годового бухгалтерского баланса по соответствующим статьям.

  1. “Отчет о движении денежных средств” (ф.№4) должен охарактеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности; раскрыть данные о движении денежных средств в отчетном периоде, их наличие, поступление и расходование. Он содержит следующие числовые показатели:

— остаток денежных средств на начало отчетного периода;

— поступило денежных средств — всего

в том числе:

— от продажи продукции, товаров, работ и услуг;

— от продажи основных средств и иного имущества;

— авансы, полученные от покупателей (заказчиков);

— бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование;

— кредиты и займы, полученные дивиденды, проценты по финансовым вложениям;

— прочие поступления;

— направление денежных средств — всего

в том числе:

— на оплату товаров, работ, услуг;

— на оплату труда;

— на отчисления в государственные внебюджетные фонды;

— на выдачу авансов;

— на финансовые вложения;

— на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам;

— на расчеты с бюджетом;

— на оплату процентов по полученным кредитам, займам;

— прочие выплаты, перечисления;

— остаток денежных средств на конец отчетного периода.

III. Целям дальнейшего углубления и расшифровки отдельных статей баланса служит типовая форма №5 (годовая) “Приложение к бухгалтерскому балансу”, которая в 2000 году включает в себя следующие показатели:

— Материальные затраты;

— Затраты на оплату труда;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— Отчисления в государственные внебюджетные фонды — всего;

в том числе:

— в Фонд социального страхования;

— в Пенсионный фонд;

— в Фонд занятости населения;

— на медицинское страхование;

— Амортизационные отчисления — всего

в том числе:

— нематериальных активов;

— основных средств;

— Прочие затраты;

— Итого по элементам затрат.

Такой состав формы отчета №5 обусловлен требованиями положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99), где в пункте 22 сказано, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, информация о расходах по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат. Отдельные показатели, включенные в форму №5, допускается представлять в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включать в пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности ф.ф. №№ 3, 4, 5, пояснительную записку. Некоммерческие организации имеют право не представлять ф. № 4, а при отсутствии данных — ф.ф. №№ 3 и 5. Общественные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров, не разрабатывают промежуточную бухгалтерскую отчетность, а в составе годовой отчетности не представляют ф.ф. №№ 3, 4, 5 и объяснительную записку.

Все остальные организации обязаны в составе годовой отчетности давать пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках по поводу учетной политики предприятия, обеспечивать пользователя дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в типовые формы, но которые необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

  1. В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае, неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. Организация должна обеспечить подтверждение оценки в денежном выражении последствий отступлений от существующих правил бухгалтерского учета и отчетности.

Порядок раскрытия учетной политики организации установлен положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98). Должны быть отражены принятые организацией способы

ведения бухгалтерского учета по отношению к начислению амортизации, оценке производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции, признанию прибыли и другие способы, без знания которых пользователям невозможно произвести достоверную оценку финансового состояния организации. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет об изменении своей учетной политики на следующий отчетный год.

Там же приводятся сведения, не нашедшие отражения в типовых формах годовой бухгалтерской отчетности, например: о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течении отчетного периода отдельных видов нематериальных активов, основных средств, арендованных основных средств, отдельных видов финансовых вложений; об остатках на начало и конец отчетного периода дебиторской и кредиторской задолженности; об изменениях в капитале; о количестве акций, выпущенным акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних или зависимых обществ; о наличии, составе и движении средств резервов; об объемах продаж по видам деятельности и географическим местам сбыта; о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности; о прекращенных операциях и проч.

Таким образом, действующие формы бухгалтерской отчетности предусматривают широкий охват информации о деятельности предприятия, а методология составления отчетности совершенствуется в направлении полноты охвата хозяйственных операций.

1.3.4. Организация работы по составлению бухгалтерской отчетности.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и отражение его результатов в отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителя предприятия. Принятая учетная политика утверждается его приказом, при этом разрабатываются:

— рабочий план счетов, создаваемый на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов РФ, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

— формы первичных учетных документов, применяемые для оформления бухгалтерских операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— круг лиц, имеющих право подписи первичных документов. При этом без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером при осуществлении отдельных хозяйственных операций первичные документы могут быть приняты к исполнению по письменному распоряжению руководителя, который в этом случае несет всю полноту ответственности за последствия таких операций и включение данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность;

— методы оценки отдельных видов имущества и обязательств. Имущество, обязательства и другие факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем отражения затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации — по стоимости его изготовления или по фактическим затратам, связанным с его производством. В состав затрат могут быть включены затраты на приобретение самого объекта имущества, проценты по коммерческому кредиту, наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим и сбытовым организациям, таможенные пошлины, затраты на транспортировку, хранение и доставку. Рыночная стоимость имущества, полученного безвозмездно, может определяться на основе цены, действующей на дату оприходования имущества на аналогичный вид продукции. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертной оценки;

— порядок проведения инвентаризации;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Для обеспечения своевременного составления квартального или годового отчетов предприятие вводит сводный график работы всех подразделений бухгалтерии с указание сроков выполнения работ. При ручной технике учета в сроки, установленные графиком, подсчитывают итоги в журналах — ордерах, при необходимости суммы из одних регистров записывают в другие и осуществляют взаимную сверку встречных корреспонденций счетов. Последовательность учетных работ при переносе сумм и закрытии учетных регистров журнально-ордерной формы по окончании месяца следующая:

— из листков-расшифровок вносят дебетовые и кредитовые обороты в журналы-ордера и ведомости, при этом делают соответствующие отметки в регистрах-расшифровках и журналах-ордерах;

— из ведомости №1 по дебету счета “Касса” и ведомости №2 по дебету счета 51 “Расчетный счет” переносятся итоги в журналы-ордера №3, 10-1, 13 и проч.;

— подсчитывают итоги в ведомостях аналитического учета №№7, 12, 14, 15, 16, 17 и других, после чего итоговые данные отражают в соответствующих журналах- ордерах;

— подсчитывают итоги оборотов по кредиту счетов в журналах-ордерах.

Если журналы-ордера содержат аналитические данные по счетам, делают подсчеты и определяют остаток на следующий месяц, сверяют итоги различных регистров, имеющих взаимосвязь по корреспондирующим счетам. Например, в журнале-ордере №1 итог графы, отражающей корреспонденцию дебета счета 51 и кредита счета 50, должен быть сверен с итогом графы, отражающей ту же корреспонденцию счетов в ведомости №2. Такая сверка показателей применяется ко всем журналам — ордерам. Затем производят записи из журналов-ордеров в Главную книгу — оборота по кредиту одного или нескольких счетов и сумм по дебету всех корреспондирующих с ним счетов. После этого подсчитывают обороты по дебету и определяют остатки на 1 число следующего месяца по каждому синтетическому счету. Записи в Главную книгу делают только из журналов-ордеров, после определения в Главной книге остатков по счетам их сверяют с аналитическими данными, составляют баланс и другие отчетные таблицы по данным регистров журнально-ордерной формы.

Более прогрессивным способом является составление отчетности при помощи средств автоматизации. В этом случае при учете используются сводные учетные документы — учетные регистры, — которые составляться на машинных носителях.

Автоматизированная форма учета основана на использовании электронно-вычислительной техники. Она представляет собой комплексную автоматизацию учетного процесса, начиная от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности.

Автоматизация рабочего места бухгалтера — это совокупность технических, программных, информационных, технологических и методических средств. Информационное обеспечение при этом состоит из альбомов форм учетных документов, классификаторов, словарей или справочников, текущей базы данных и архивной базы данных;

  • методическое обеспечение — в руководстве для пользователя, руководстве для системного программиста, демонстрационной версии; технологическое обеспечение — в совокупности инструкций по формированию отчетности;
  • техническое обеспечение — в наличии компьютера, модема и т.д.; программное обеспечение — в текстовом редакторе, электронных таблицах, графическом пакете, сопутствующих программах (например, “Гаранте”), специализированных программах (учета заработной платы, основных средств, материалов и проч.).

Преимущества автоматизированного ведения учета и составления отчетности заключаются:

— в наличии входного контроля вводимой информации и контроля ошибок;

— в наглядности учетной информации;

— в надежности сохранения данных;

— в быстрой адаптации программы к изменениям методологии бухгалтерского учета и составления отчетности;

— в удобстве и быстроте составления отчетов;

— в автоматическом расчете итогов форм, вводе остатков;

— в быстром получении информации за любой отчетный период.

В настоящее время существует более ста программных продуктов для решения учетных задач, в основном отечественной разработки. К наиболее известным из них относятся “Инфо-бухгалтер”, “Турбо- бухгалтер”, “1С: Бухгалтерия”, “Супер Менеджер”. Все они позволяют вести синтетический и 2-3-уровневый аналитический учет и базируются на ведении журнала хозяйственных операций (хронологического реестра, где фиксируются все хозяйственные операции предприятия); позволяют формировать стандартные учетные регистры (оборотную ведомость, оборотно-сальдовую ведомость); имеют встроенный макроязык, при помощи которого можно редактировать формы первичных документов, отчетные формы, создавать новые документы, отчеты, справки и др.; в автоматическом режиме формируют баланс, ф.ф. №№ 2, 3, 4, 5, справки и отчеты для налоговой инспекции. Специфические различия деятельности отраслей и ведомств, отдельных предприятий при этом не учитывается, то есть, эти программы носят универсальный характер.

На рынке программных продуктов существуют разработки, такие как “Парус”, “Бест”, “Галактика”, которые позволяют использовать аналитические данные баланса и других форм отчетности для финансового анализа предприятия.

Автоматизированный учет предъявляет повышенные требования к уровню знаний работника бухгалтерской службы. Он должен научиться выполнению функций, свойственных раньше только оператору и программисту: разбираться в файловой структуре, тестировать базу данных, менять настройки программы, осуществлять ввод и вывод необходимой информации. Однако автоматизация бухгалтерского учета — это объективная необходимость. Работа бухгалтера все больше становится творческой, и внедрение компьютерных технологий повышает ее эффективность, берет на себя рутинную работу.

2 БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ, ЕЁ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Юмакс-Север»

2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Общество с ограниченной ответственностью “Юмакс-Север” создано 16июля2010 года решением общего собрания учредителей на основе общедолевой собственности членов Юмакса. Уставный капитал по состаянию на 1 июля 2012 года – 10 000 рублей. Эта собственность включает в себя производственные здания, машины, сооружения, оборудование, транспортные средства, продукцию, денежные средства и другое имущество, приобретенное в установленном порядке за счет средств Юмакс-Север, а также переданное ей безвозмездно членами Юмакса или предприятиями, учреждениями и организациями.

Юмакс-Север имеет право передавать и продавать другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, сдавать в аренду, предоставлять в бесплатное пользование собственные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности, а также списывать с баланса основные фонды, если они изношены или морально устарели, передавать на договорных началах материальные и денежные ресурсы другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, производящим продукцию или выполняющим для Юмакс-Север работы и услуги. Право распоряжения собственностью принадлежит только самому Юмакс-Север.

Целью создания Юмакс-Север является получение прибыли от ведения уставной деятельности:

— Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

— Торговля автотранспортными средствами( Оптовая торговля)

— Производство и продажа автосервисного оборудования

— Розничная и оптовая продажа ГСМ ( Горюче – смазочных материалов)

Юмакс-Север, наряду со своей уставной деятельностью, вправе :

— выполнять работы и услуги для других предприятий, организаций и учреждений;

— создавать совместные предприятия, в том числе, и с привлечением иностранного капитала, открывать филиалы;

— заниматься коммерческой, торгово-закупочной, посреднической и внешнеэкономической деятельностью;

— заниматься иной деятельностью, не противоречащей действующему законодательству.

Юмакс-Север арендует, обменивает, берет взаймы и приобретает необходимое ей сырье, инструменты, оборудование и иное имущество, в порядке оптовой торговли или по договору у государственных, кооперативных предприятий и организаций, на рынках, у населения, использует материальные ресурсы, полученные от заказчиков по заключенным с ними договорам, а также приобретает товары в государственной розничной и торговой сети как за безналичный, так и за наличный расчет.

Юмакс-Север осуществляет свою производственно-хозяйственную и финансовую деятельность на принципах полной хозяйственной самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, определяет направления своей деятельности, объем и структуру производства, самостоятельно планирует свою деятельность исходя из конъектуры и спроса на рынке. Она реализует свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, установленных законодательством, по государственным расценкам. Производственные связи и финансовые взаимоотношения Юмакс-Север с государственными и иными предприятиями, организациями, поставщиками материально-технических ресурсов и гражданами осуществляются только на договорных началах.

Юмакс-Север является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может открывать расчетные счета в любых финансово-кредитных учреждениях, как в рублях, так и в иностранной валюте, иметь свою печать, свой торговый знак. Юмакс-Север может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже, третейском суде, вправе от своего имени совершать на территории Российской Федерации и за рубежом любые сделки, не запрещенные законом и не противоречащие Уставу Юмакс-Север.

Руководство текущей деятельностью Юмакс-Север осуществляет ее директор. Помимо иной финансово-хозяйственной деятельности, на него, согласно п.1 ст.6 “Организация бухгалтерского учета в организациях” Закона “О бухгалтерском учете”, возложена ответственность за правильную постановку бухгалтерского учета на предприятии и отражение его результатов в отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.

Бухгалтерская служба ООО “Юмакс-Север” является самостоятельным структурным подразделением предприятия, подчиняется непосредственно директоруЮмакс-Север; главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от работы руководителем организации.

Штат бухгалтерской службы, включая главного бухгалтера, состоит из трёх человек: одного старшего бухгалтера и двух бухгалтеров. Для работников бухгалтерии разработаны должностные инструкции, в соответствии с которыми старший бухгалтер отвечает за учет материалов, основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, начисляет амортизацию, составляет расчет налога на имущество; один из бухгалтеров занят вопросами учета готовой продукции и калькуляцией себестоимости; второй производит расчет зарплаты, составляет отчетность во внебюджетные фонды, контролирует возврат подотчетных сумм. Формирование финансового результата деятельности, составление остальной статистической и бухгалтерской отчетности осуществляет главный бухгалтер. Кроме того, он отвечает за формирование учетной политики, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, контролирует деятельность остальных бухгалтеров, обеспечивает соответствие хозяйственных операций действующему законодательству.

В своей работе бухгалтерская служба Юмакс-Север придерживается общих правил ведения и организации бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности на предприятии, а именно:

— бухгалтерский учет имущества и обязательств, других хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи в соответствии с разработанным рабочим Планом счетов бухгалтерского учета;

— основанием для записи в первичных учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые составляются в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после их окончания, и содержат обязательные реквизиты;

— имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в учете и отчетности принимаются в денежной оценке;

— регулярно проводятся инвентаризации, результаты которых отражаются в учете;

— разграничен учет текущих затрат на производство (издержки обращения) и капитальных вложений;

— сформирована учетная политика артели;

— на отчетные даты осуществляется сверка показателей синтетического и аналитического учета;

— при ведении учета применяется допущение имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности;

— на балансе предприятия не числится имущество, ему не принадлежащее. Учетная политика Юмакс-Север принята в 2010 году, утверждена приказом № 120 от 16.07.2010 г. на 2011 год и последующие годы. На основе утвержденного Минфином России Плана счетов бухгалтерского учета предприятие разработало свой собственный рабочий план счетов с учетом специфики работыи особенностей его структуры.

Юмакс-Север ведёт автоматизированный бухгалтерский учёт, в программе 1С Предприятие, некоторые подразделения ведут ручную отчётность.

Формы первичных учетных документов, применяемых при оформлении хозяйственных операций, соответствуют типовым унифицированных формам первичных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Все хозяйственные операции Юмакс-Север подтверждаются оправдательными документами. Они содержат следующие обязательные реквизиты: наименование документа; код формы; дату составления; наименование организации; содержание операции; измерители хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении; наименование должности лиц, подписавших документ; расшифровку личной подписи. Первичные учетные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Они принимаются к учету только в том случае, если соответствуют типовой форме, содержащейся в альбомах унифицированной документации.

Учитывая специфику производственно-хозяйственной деятельности предприятия, оно вправе согласно принятой учетной политике самостоятельно разрабатывать и утверждать для оформления отдельных хозяйственных операций первичную документацию, которая должна содержать все обязательные реквизиты. Однако пока в практической деятельности такой необходимости не возникало.

Проверка поступающих в бухгалтерию Юмакс-Север документов осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнение реквизитов) и содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

В Положении об учетной политике Юмакс-Север определен перечень лиц, которые вправе подписывать следующие учетные документы:

— документы, которыми оформлены хозяйственные операции с денежными средствами и движением иного имущества, подписывают директор Юмакс-Север и главный бухгалтер;

— первичные документы складского учета, накладные, фактуры, материальные отчеты, акты приемки, списания, выбытия товарно-материальных ценностей, инвентаризационные ведомости могут подписывать руководители соответствующих структурных подразделений и материально-ответственные лица.

Требования главного бухгалтера Юмакс-Север по документальному оформлению хозяйственных операций и срокам предоставления необходимой документации в бухгалтерию являются обязательными для всех сотрудников предприятия.

Принятая учетная политика Юмакс-Север определяет методы оценки отдельных видов имущества и обязательств. Имущество, обязательства и другие факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем отражения затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации — по стоимости его изготовления или по фактическим затратам, связанным с его производством. В состав затрат могут быть включены затраты на приобретение самого объекта имущества, проценты по коммерческому кредиту, наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим и сбытовым организациям, таможенные пошлины, затраты на транспортировку, хранение и доставку. Рыночная стоимость имущества, полученного безвозмездно, может определяться на основе цены, действующей на дату оприходования имущества на аналогичный вид продукции. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертной оценки.

В учетной политике Юмакс-Север оговорены правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями.

В учетной политике Юмакс-Север обозначен общий порядок проведения инвентаризации на данном предприятии. Порядок и сроки проведения инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень инвентаризуемых объектов определяет председатель артели.

Инвентаризация обязательна:

— при передаче имущества в аренду, его выкупе и продаже;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ( при этом, согласно утвержденной учетной политике, она не может быть проведена раньше 1 октября отчетного года);

— при смене материально- ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случае стихийных бедствий;

— при реорганизации и ликвидации предприятия;

— в остальных случаях, предусмотренных законодательством.

Для обеспечения наибольшей достоверности учетных данных в Положение об учетной политики артели старателей заложено условие о проведении инвентаризации не реже одного раза в квартал.

Инвентаризации подлежат все товарно-материальные ценности независимо от их местонахождения, а также ценности, не принадлежащие артели на праве собственности, но числящиеся в бухгалтерском учете. Она проводится по местонахождению товарно-материальных ценностей и материально ответственного лица.

На момент проведения проверки прекращаются все операции материально-ответственных лиц по отпуску и приему товарно-материальных ценностей, закрываются и опломбируются склады.

Материально-ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, а все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Сроки проведения инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии определяются директором Юмакс-Север, им же рассматриваются результаты инвентаризации. Сведения о фактическом наличии материальных ценностей, полученные в результате проведения инвентаризации, записываются в инвентаризационную опись или акты инвентаризации, которые составляются не менее, чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная опись передается в бухгалтерию, которая сравнивает фактические остатки материальных ценностей с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Если в ходе проведения инвентаризации выявлены расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей, то бухгалтерия составляет сличительные ведомости, где стоимость излишков и недостач товарно-материальных ценностей приводится в соответствие с их оценкой в учетных регистрах.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в соответствии с п.28 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности:

а) излишки приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и относятся на финансовые результаты деятельности;

б) недостача имущества, его порча в пределах норм естественной убыли, относятся на издержки производства, сверх норм естественной убыли — на счета виновных лиц. Если виновные лица не установлены, или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки относят на финансовые результаты деятельности предприятия.

Инвентаризация проходит путем осмотра каждого предмета. В описи МБП заносят по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

МБП, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

Тару заносят в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин порчи.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается в виде исключения при условии, что они имелись за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, по одним и тем же товарно-материальным ценностям одного и того же наименования и в тождественных количествах.

Производится инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами, взаимная выверка расчетов с соответствующими организациями.

2.2. Бухгалтерская отчетность ООО “Юмакс-Север”.

Для обеспечения своевременного составления месячного, квартального и годового отчетов бухгалтерская служба Юмакс-Север в учетной политике оговаривает сводный график предоставления информации для всех остальных структурных подразделений. Срок предоставления материальной отчетности в бухгалтерскую службу до 25 числа каждого месяца.

Годовая бухгалтерская отчетность Юмакс-Север состоит из следующих типовых форм:

  1. Бухгалтерского баланса (ф.№1);
  2. Отчета о прибылях и убытках(ф.№2);
  3. Отчета об изменении капитала (ф.№3);
  4. Отчета о движении денежных средств (ф. №4);
  5. Приложения к бухгалтерскому балансу (ф.№5).
  6. Пояснительной записки.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

  1. Бухгалтерский баланс (ф.№1);
  2. Отчет о прибылях и убытках(ф.№2);
  3. Пояснительную записку.

Юмакс-Север не подлежит обязательному аудиту.

При заполнении типовых форм отчетности соблюдены действующие положения (стандарты) учета и отчетности, требования законодательства и нормативных документов, определяющих правила составления отчетности и ведения бухгалтерского учета в сводных регистрах, обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации.

Отчетность Юмакс-Север составляется за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, при этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной. Предприятие соблюдает установленные законодательством сроки представления бухгалтерской отчетности: квартальной — в течение 30 дней по окончанию квартала, а годовой — в течение 90 дней по окончании года, штрафные санкции за несвоевременную сдачу отчета к Юмакс-Север ни разу не применялись. Обычно отчетность не высылается по почте, а передается пользователям главным бухгалтером или руководителем.

Формы отчетности содержат в заголовке перечень необходимых реквизитов, таких, как: полное наименование организации в соответствии с зарегистрированными учредительными документами; вид деятельности согласно Общесоюзному классификатору “Отрасли народного хозяйства” (ОКОНХ); организационно-правовую форму согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ); код формы по Классификатору форм собственности; полный почтовый адрес. Составление бухгалтерской отчетности производится в тысячах рублей без десятичных знаков, в валюте Российской Федерации. Все формы отчета подписывают руководитель и главный бухгалтер Юмакс-Север.

Бухгалтерская отчетность включает в свой состав имущество всех производств и иных структурных подразделений Юмакс-Север.

Содержание формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Показатели бухгалтерской отчетности за 2012 год сопоставимы с отчетными данными предыдущих лет, так как не было изменений учетной политики, не происходило присоединения или реорганизации Юмакс-Север.

Баланс 2012 года сформирован в соответствии с типовыми формами, утвержденными Министерством финансов для отчетности 2012 года. По каждому разделу актива и пассива баланса подсчитаны итоги. Сумма итогов разделов /валюта баланса/ записана в последней строке “Баланс”. В графе 3 показаны данные на начало года (вступительный баланс), которые соответствуют данным графы 4 бухгалтерского баланса за 2012 год по каждому числовому показателю.

Оценка статей бухгалтерской отчетности осуществляется в денежном выражении в валюте Российской Федерации

В активе баланса приведены данные по следующим статьям:

В подразделе “Основные средства” показаны данные по основным средствам по остаточной стоимости, за минусом амортизации. В состав основных средств Юмакс-Север входят: здание,ремонтный цех, склады,автосервисное оборудование, станки, транспортные средства, автомашины и иной инвентарь. Расшифровка состава основных средств Юмакс-Север приведена в пояснительной записке к годовому отчету и в приложении к бухгалтерскому балансу ф.№5, где основные средства сгруппированы по видам (здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь). По сравнению с предыдущим годом стоимость основных средств уменьшилась за счет реализации здания, автотранспорта, списания производственного и хозяйственно инвентаря. В 2012 году был приобретен подъёмник “Сивик”, балансовая стоимость которого сложилась из покупной стоимости и затрат на его транспортировку.

Все основные средства Юмакс-Север относятся к производственному и амортизируемому имуществу.

По состоянию на 1.01.2013 года на балансе ООО “Юмакс-Север” нематериальных активов нет, бухгалтерские проводки по приобретению, начислению амортизации, списанию нематериальных активов не совершались.

Для осуществления бесперебойного производственного процесса в Юмакс-Север созданы запасы: сырья, основных и вспомогательных материалов и запасных частей. Под производственными запасами понимают различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции. Малоценные и быстроизнашиваемые предметы — часть материально-производственных запасов, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев, либо имеющая стоимость на дату приобретения ниже лимита, утвержденного организацией в пределах не более 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ПБУ 5/98 и с учетом специфики деятельности в Юмакс-Север разработана номенклатура материально- производственных запасов:

а) материально-производственные запасы, используемые при окозанииавтосервисных услуг

б) материально-производственные запасы, предназначенные для продажи;

в) материально — производственные запасы, предназначенные для управленческих нужд предприятия.

В подразделе баланса “Запасы” остатки запасов и других материальных ценностей по сравнению с 2012 годом возросли более, чем в 3 раза. Рост запасов произошел за счет увеличения стоимости остатков сырья и основные материалов; затрат в незавершенное производство и стоимости товаров отгруженных.

В соответствии с принятой учетной политикой, Юмакс-Север отражает материалы в синтетическом учете и балансе по фактической себестоимости их приобретения (заготовления), или учетным ценам. Фактическая себестоимость определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за кредит, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Материальные ценности, которые устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе по цене возможной реализации, когда она ниже первоначальной стоимости заготовления, с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.

Номенклатура малоценных и быстроизнашивающихся предметов включает в себя:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

а) средства труда;

б) прочие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

К малоценным и быстроизнашивающимся предметам в артели относятся: хозяйственный инвентарь, другие средства труда, которые, в соответствии с установленным порядком, включаются в состав средств в обороте. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности, в составе средств в обороте учитывают:

а) предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;

б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока службы, за исключением строительного механизированного инструмента, который относятся к основным средствам независимо от стоимости;

в) специальные инструменты и специальные приспособления независимо от их стоимости, сменное оборудование независимо от его стоимости;

г) специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;

д) форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам, независимо от стоимости и срока службы;

е) тара для хранения товарно-материальных ценностей на складах. Преданные в эксплуатацию МБП включаются в издержки производства в сумме их износа. Начисление амортизации МБП производится в соответствии с п. 51 Положения по ведению бухгалтерского учета — процентным способом. 50% стоимости МБП списывается на себестоимость при отпуске их в производство, оставшаяся часть списывается на себестоимость при окончании срока использования.

Таким образом, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы отражаются в балансе по остаточной стоимости, за минусом износа.

По строке “Незавершенное производство” показаны затраты по незавершенному производству и незавершенным работам по фактической производственной себестоимости. Предприятие отражает по данной строке сумму издержек обращения, приходящихся на остаток нереализованных товаров.

По строке “Готовая продукция и товары для перепродажи” показана фактическая производственная себестоимость остатка законченных изделий, прошедших испытание и приемку, соответствующих техническим условиям и стандартам. Продукция, не отвечающая этим требованиям, показана в составе незавершенного производства. Готовая продукция Юмакс-Север, являющаяся конечным результатом производственного процесса, состоит из изготовленных станков, товаров, выполненных услуг.

По строке “Товары отгруженные” отражены данные о фактической себестоимости отгруженной продукции, где договором обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распоряжения ею и риска случайной гибели от организации к заказчику. Здесь обобщена информация о готовых изделиях, переданных другим предприятиям для реализации на комиссионных началах.

По статье “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” отражена сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам, малоценным и быстроизнашиваемым предметам, основным средствам и другим ценностям, работам и услугам, подлежащая отнесению в следующих отчетных периодах в уменьшение сумм налога для перечисления в бюджет или уменьшение соответствующих источников их покрытия.

Дебиторская задолженность Юмакс-Север, со сроком погашения до 12 месяцев начиная с отчетной даты, включает в себя по статье “Покупатели и заказчики” отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги по договорной стоимости до момента поступления платежа или зачета взаимных требований; по статье “Задолженность дочерних и зависимых обществ” — данные по текущим расчетам; по статье “Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал” — задолженность учредителей организации по вкладам в уставный капитал; по статье “Прочие дебиторы” — задолженность за подотчетными лицами.

В группе статей “Денежные средства” по статье “Касса” отражен остаток денежных средств организации в кассе.

В своих учредительных документах Юмакс-Север регламентировала порядок использования возможной прибыли. Она, после уплаты всех налогов, должна была быть распределена следующим образом:

60% — на образование фондов;

40% — на выплату дивидендов учредителям артели пропорционально их доли в Уставном капитале.

В Юмакс-Север предусмотрено создание следующих фондов:

— неделимого — в размере 5% от прибыли. Он расходуется на собственное строительство производственных объектов, приобретение и капитальный ремонт зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и других основных средств производства;

— страхового — в размере 5% от прибыли. Он расходуется на покрытие убытков Юмакс-Север. При рентабельной работе предприятия часть его может использоваться по решению правления на пополнение других фондов;

— резервного — в размере 5% от прибыли. Убытки, которые могут возникнуть при осуществлении хозяйственной деятельности в Юмакс-Север, должны покрываться за счет средств резервного фонда;

— материального поощрения- в размере 18% от прибыли.;

— социально-культурных мероприятий- в размере 10% от прибыли.

— социальной помощи — в размере 5% от прибыли. Расходуется для выдачи членам Юмакс-Север льготных кредитов на строительство индивидуального жилья и приобретения дорогостоящих товаров народного потребления, а также на возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья члена Юмакс-Север, связанного с исполнением трудовых обязанностей.

— благотворительного фонда — в размере 1% от прибыли. Расходуется на благотворительные цели.

— фонда представительских расходов — в размере 1% от прибыли. Расходуется на покрытие расходов на проведение деловых встреч и переговоров.

В пассиве баланса отражен только уставный фонд и добавочный капитал. Уставный фонд Юмакс-Север составляет 10000 тыс. руб.

На балансе нет сумм неуплаченной заработной платы.

По статье “Авансы полученные” учтена сумма полученных от сторонних организаций авансов по предстоящим расчетам, согласно заключенных договоров.

По статье “Резервы предстоящих расходов” имеются остатки средств, зарезервированных Юмакс-Север в соответствии с принятой учетной политикой в связи с сезонностью производства на:

— ремонт основных средств;

— создание производственных запасов по подготовительным работам;

— рекультивацию земель;

— природоохранительные мероприятия.

По статье “Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) показана выручка от реализации готовой продукции (работ, услуг), от продажи товаров и т.п., учитываемая на счете 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При определении себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг Юмакс-Север руководствовались Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

По статьям “Прочие операционные доходы” и “Прочие операционные расходы” отражены данные по операциям, связанным с движением имущества организации: по реализация излишков товарно-материальных ценностей. Данные по этим операциям показаны в отчете развернуто. Данные по операционным доходам показаны за минусом налога на добавленную стоимость.

По статье “Внереализационные расходы” показаны суммы причитающихся к уплате налогов и сборов за счет финансовых результатов в соответствии с законодательством, недостачи и потери от порчи ценностей; расходы по аренде.

Окончательный финансовый результат соответствует данным бухгалтерского баланса за 2012 год. Графа 4 заполнена с учетом требований, изложенных в Положении по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99), в ней отражены соответствующие показатели за прошлый отчетный период.

“Отчет об изменениях капитала” (ф. №3) предназначен для расшифровки и углубленного изучения собственного капитала, фондов и резервов.

“Отчет о движении денежных средств” (ф.№4) раскрывает данные о движении денежных средств в отчетном периоде, их наличие, поступление и расходование. В 2012 году все поступления денежных средств были связаны с выручкой от продажи продукции, работ и услуг; основная часть поступлений была израсходована на оплату товаров, работ, услуг и на выдачу подотчетных сумм. От физических лиц, при приеме денежных средств использовались контрольно-кассовые аппараты.

Целям дальнейшей расшифровки отдельных статей баланса служит типовая форма №5 (годовая) “Приложение к бухгалтерскому балансу”, которая в 2012 году включила в себя следующие разделы:

  1. Движение заемных средств. Юмакс-Север отразил гашение краткосрочных кредитов банка в течение отчетного года, остатка на 1.01.2012 года по заемным средствам нет;
  2. Дебиторская и кредиторская задолженность. Юмакс-Север показал остатки и обороты в течение года по этим статьям.
  3. Амортизируемое имущество. Произведена расшифровка основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, их износа на протяжении отчетного года.
  4. Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. Расшифрованы остатки и движение на притяжении года собственных средств Юмакс-Север и привлеченных средств.
  5. Финансовые вложения.
  6. Затраты, произведенные организацией. Юмакс-Север за отчетной и предыдущий годы расшифровала затраты по элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных средств, прочие затраты.
  7. Расшифровка отдельных прибылей и убытков.
  8. Социальные показатели. Расшифрованы суммы начислений во внебюджетные фонды и перечисленные суммы в разрезе каждого фонда

В пояснительной записке Юмакс-Северраскрывает свою учетную политику в соответствии с положением по бухгалтерскому учету

2.3. Рекомендации по составлению бухгалтерской отчетности ООО “Юмакс-Север”.

Информация, которая формируется в бухгалтерском учете и отчетности ООО “Юмакс-Север”, в целом отвечает требованиям достоверности и надежности, оперативности, полноты, доступности и полезности внешним и внутренним пользователям; понятности и уместности. Она содержит в установленных формах систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении предприятия и результатах его хозяйственной деятельности, включает в свой состав имущество всех производств, хозяйств, иных структурных подразделений. Бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчетности охватывают все хозяйственные операции Юмакс-Север в сгруппированном виде. Они соответствуют требованиям, предъявляемым к бухгалтерской отчетности в части полноты сведений об имущественном и финансовом состоянии организации, о его изменении и о финансовых результатах деятельности.

Вместе с тем, следует отметить, что администрация Юмакс-Север недостаточное внимание уделяет разработке внутренней отчетности отдельных структурных подразделений. На наш взгляд, наличие внутреннего учета в натуральных измерителях, а также группировка расходов по статьям калькуляции, а не по статьям затрат, в разрезе каждого структурного подразделения, позволили бы руководству Юмакс-Север наиболее точно установить вклад каждого звена в общий результат деятельности предприятия.

В целях усиления контроля за сохранностью дорогостоящих товарно — материальных ценностей Юмакс-Север следует порекомендовать проведение частичной инвентаризации отдельных групп хозяйственных средств, например, материалов на одном складе, а также внедрить внеплановые инвентаризации.

Серьезным недостатком в организации работы бухгалтерской службы некоторых подразделенийЮмакс-Север является отсутствие компьютерной техники, составление отчетности вручную. Необходимо в целях удобства и быстроты составления отчетов, получения информации за любой отчетный период срочно внедрить автоматизированный учет хозяйственных операций, закупить программные продукты, обеспечить обучение бухгалтерских работников правилам ведения учета и составления отчетности при помощи компьютера.

Недостатком в работе бухгалтерской службы является и единоличное выполнение главным бухгалтером всех работ по заполнению форм бухгалтерской отчетности. Следует перераспределить обязанности рядовых бухгалтеров с тем, чтобы привлечь их к составлению отчета; обеспечить подмену главному бухгалтеру на случай его болезни или временного отсутствия.

Заключение

Рассмотрев правила составления, состав, структуру и содержание бухгалтерской отчетности, можно сделать вывод, что она является необходимым инструментом, при помощи которого внешние и внутренние пользователи получают сведения, необходимые для оценки финансового состояния предприятия: о его стабильности и прибыльности; увеличении или уменьшении доли собственных средств; рискованности или доходности инвестиций; оценке эффективности использования ресурсов; целесообразности распоряжения инвестициями; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест, выплачивать дивиденды, выполнять принятые на себя обязательств по расчетам за приобретенную продукцию и т. д. Положительная оценка деятельности предприятия в результате анализа бухгалтерской отчетности влечет за собой укрепление с ним партнерских взаимоотношений.

Для внутренних пользователей бухгалтерская отчетность формирует сведения, полезные руководству предприятия для принятия управленческих решений. Данные баланса, отчета о прибылях и убытках и других отчетов-расшифровок к нему необходимы:

— для контроля за наличием и структурой средств и источников;

— для контроля за размещением средств;

— для контроля за степенью изношенности основных фондов предприятия;

— для анализа финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Изучение бухгалтерского баланса позволяет выявить обеспеченность организации собственными оборотными средствами, состояние расчетных и кредитных отношений, финансовое состояние организации. Дальнейшее совершенствование бухгалтерской отчетности неразрывно связано с совершенствование бухгалтерского учета. Только полное, объективное, непрерывное документирование всех хозяйственных операций, правильное проведение инвентаризаций, сопоставимая оценка учета текущих затрат и калькулирования может служить базой для формирования надежной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В условиях рыночной экономики бухгалтерский учет нуждается в постоянном развитии. Это относится и к теории, и к методологии бухгалтерского учета как науки, и к практической организации учета на конкретном предприятии. Пример ООО “Юмакс-Север” свидетельствует о слабом применении на ряде второстепенных подразделений средств автоматизации и механизации бухгалтерского учета и отчетности, несмотря на значительный объем операций.

Ежегодно утверждаются новые документы, разрабатываются инструкции, рекомендации, стандарты учета и отчетности, которые призваны повысить роль и значение бухгалтерской информации в области управления, контроля и анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Рыночные отношения в нашей стране требуют изменения правил бухгалтерского учета, приближения их к основным международным стандартам. В связи с этим в последние годы издано много законодательных и нормативных документов по вопросам организации и правил ведения бухгалтерского учета. Ныне действующие акты подверглись значительным изменениям.

За последние годы система бухгалтерского учета и отчетности была значительно реформирована. Дальнейшие преобразования в ближайшей перспективе должны включать в себя следующие направления:

— завершение формирования рыночной модели взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета;

— введение процедур корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией;

— ускорение обновления правил бухгалтерского учета;

-совершенствование системы контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета;

— обеспечение стабильности развития системы бухгалтерского учета, и другие.

Работа по этим направлениям будет способствовать сближению системы бухгалтерского учета с международной практикой.

Список используемой литературы

  1. Законы и кодексы: 23 положения по бухгалтерскому учёту, 2010. — 175 с.
  2. Бухгалтерская финансовая отчетность. А.Д. Ларионов, Н.Н. Карзаева, А.И. Нечитайло, 2008. — 208 с.
  3. Бухгалтерская финансовая отчетность: составление и анализ. А.П. Камышанов, П.И. Камышанов, 2008. — 283 с.
  4. Бухгалтерский учёт: просто о сложном. Г.Ю. Касьянова, 2009. — 685 с.
  5. Бухгалтерский учёт и налоги: http://www.businessuchet.ru
  6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Е. Н.Домбровская, 2008. — 279 с.
  7. Сайт Консультант Плюс www.consultant.ru
  8. Сайл Клерк – практическая помощь бухгалтеру www.klerk.ru

Страницы:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!