Меню Услуги

Совершенствование и перспективы упрощенной системы налогообложения. Часть 4.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

3.2. Проблемы упрощенной системы налогообложения

Поговорим о проблемах, связанных с упрощённой системой налогообложения. Эти проблемы делятся на две категории: а) принципиальные недостатки текущей реализации УСН и б) проблемы, связанные с применением и администрированием данного налогового режима.

Принципиальные недостатки УСН

К таким недостаткам можно отнести:

Возможность неожиданно утратить право работы по УСН

Существует множество условий, которые могут привести к потере права работы по УСН. Такими условиями могут стать открытие филиала организации, превышении доли в капитале, численности работников, валового дохода и т.д. Все эти условия требуют тщательного и регулярного мониторинга вышеприведенных показателей компетентным в вопросах налогообложения специалистом. При потере права использовать УСН требуется восстановить бухгалтерский и налоговый учет за весь срок применения УСН. Таким образом, ослабевает одно из основных преимуществ УСН: отсутствие необходимости в профессиональном бухгалтере.

Данный недостаток можно было бы частично устранить путем ограничения периода восстановления учета до прошедших месяцев текущего года.

Освобождение от НДС может привести к оттоку контрагентов, уплачивающих этот налог из-за отсутствия механизма возмещения НДС при заключении сделок с организациями, применяющими УСН

Организации, использующие обычный режим налогообложения, включают НДС в цену своих товаров и услуг, а потом, при реализации производных от этих товаров и услуг, контрагент получает возмещение НДС. Если же контрагент закупает товары и услуги у организации, применяющей УСН, то при реализации производных товаров и услуг он не получает возмещения. Фактически возникает конкуренция между ценами без НДС, устанавливаемых компаниями, применяющих обычный режим, и брутто-ценами компаний, применяющих УСН.

Данный недостаток можно было бы устранить путём законодательного установления формальной ставки для вычисления вычета при закупках у организаций, применяющих УСН. Конкретные значения формальной ставки необходимо тщательно оценить исходя из экономической статистики по ценообразованию. Полагаю, ориентировочная величина формальной ставки могла бы составить 6-10%.

Возможность введения запутанных холдинговых схем для «оптимизации» налогообложения

Нередко, особенно в среднем бизнесе, вместо организации «нормального» юридического лица реализуется разветвленная холдинговая структура с компаниями, применяющими УСН и ЕНВД, причем зачастую в разных регионах (в поиске наиболее выгодных местных ставок единого налога и налога на вмененный доход). Несмотря на то, что такой подход в большинстве случаев формально не противоречит законодательству, мы не можем одобрить подобные схемы «оптимизации» налогообложения, так как в данном случае производится умышленный обман государства.

Норма, запрещающая применение УСН в организациях, в которых доля юридических лиц в уставном капитале превышает 25%, легко обходится путем учреждения множества компаний одними и теми же физическими лицами.

Устранение данного недостатка потребует тщательной юридической проработки законодательства о холдингах, в частности, совершенствования критериев обнаружения холдинга и введение необходимости суммарного учета всех работников, всего капитала и всех доходов холдинга при решении вопроса о предоставлении организациям, входящим в холдинг, права работать по УСН.

Впрочем, в последнее время судебная практика в части искусственного дробления компаний с целью «оптимизации» налогообложения стала более благоприятной для налоговых органов, см., например, определение ВАС РФ от 7 апреля 2014 г. № ВАС-3622/14 по делу №А05-13495/2012 «Об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ».

Проблемы применения и администрирования УСН

Избыточная сложность учета товаров

НК РФ предполагает, что налогоплательщик должен вести учет товаров одним из методов оценки: по стоимости первых по времени приобретения товаров (ФИФО), по средней себестоимости или же по стоимости единицы товара. Однако, по мнению специалистов, данные методы широко известны и практически удобны, но совершенно неприменимы при ведении учета на малых предприятиях. Причина лежит в том, что для учета реализованных услуг и товаров одним из вышеизложенных способов компании необходима помощь высококвалифицированного бухгалтера. Однако для малых предприятий, которые в основном и выбирают упрощенный режим налогообложения, в большинстве практических случаев, либо функции бухгалтера исполняет  сам директор, либо в такой компании работает начинающий бухгалтер. И в том, и в другом случае освоение такого сложного способа учета является чрезвычайно непростой задачей. Помимо того, такой компании приходится тратить средства на установку дорогого программного обеспечения. Таким образом, несмотря на то, что УСН не предусматривает ведение бухгалтерского учёта, но, как показывает практика, индивидуальным предпринимателям, применяющим рассматриваемый специальный налоговый режим, нередко приходится вести его, что серьезно противоречит самой сути упрощённого режима и, таким образом, ухудшает положение малого бизнеса.

Поэтому имеет смысл минимизировать возможность ведения бухгалтерского учёта налогоплательщиками, применяющими УСН, путём внесения необходимых изменений в законодательство РФ по налогам.

Отсутствие возможности у субъекта малого предпринимательства выставить счет-фактуру покупателю

Этот недостаток связан с пунктом об освобождении плательщиков УСН от уплаты НДС. Введение формальной ставки вычета сделало бы возможной выписку счета-фактуры.

Невозможность в ряде случаев соблюдения пятидневного срока подачи заявления об использовании УСН для вновь созданных организаций

Так как дата постановки на учет зависит от загруженности работой отделения ФНС, регистрирующего организацию или ИП, а извещение о постановке на учет направляется почтовой связью, задержки в работе которой — не редкость, то часто возникает ситуация, когда новообразованный плательщик УСН получает извещение уже после истечения 5-дневного срока. Многие руководства рекомендуют подавать заявление об использовании УСН сразу, вместе с комплектом регистрационных документов, то тогда возникает коллизия: невозможно подать заявление от имени организации, которая еще не зарегистрирована. Правда, суды обычно в таких случаях встают на сторону налогоплательщиков (см. постановления ФАС Московского округа от 27.01.2009 N КА-А40/13301-08, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 N А33-1275/08-Ф02-874/09), однако формальное противоречие продолжает существовать.

Поэтому представляется целесообразным введение двух норм: а) о праве указывать желаемую систему налогообложения непосредственно в заявлении о регистрации юрлица или ИП и б) об исчислении 5-дневного срока подачи заявления об использовании УСН не с даты регистрации, а с даты фактического вручения извещения о регистрации адресату.

3.3. Перспективы упрощенной системы налогообложения

На сегодняшний день перспективы развития УСН связаны с увеличением порога предельного размера годового дохода, с целью возможности применения упрощенной системы налогообложения большим кругом субъектов малого бизнеса. Это связано с тем, что действующее ограничение размера выручки для плательщиков единого налога по УСН стимулирует «теневую деятельность». Так, по экспертной оценке из-за сокрытия налогоплательщиками своих доходов, как было отмечено в Коллегии Счётной Палаты РФ, в бюджеты всех уровней ежегодно не поступает от 30 до 40 процентов налогов.

Благодаря увеличению предельного дохода, дающего право на применение УСН, число предприятий, уплачивающих налоги по упрощенной системе налогообложения, с 2010 по 2015 год увеличилось в 2-3 раза. Данная мера, помимо уменьшения налоговой нагрузки на малый бизнес, привела к значительному перераспределению налоговых доходов в пользу местных бюджетов, т. к. единый налог, взимаемый при использовании упрощенной системы налогообложения, является вторым по величине налоговым источником местных бюджетов. Это, в свою очередь, положительно сказалось на доходной части муниципалитетов, и позволило им больше средств инвестировать в инфраструктуру, что положительно отразилось на развитии малого бизнеса.

Критерий численности работников (не больше ста человек), напротив, выглядит несколько завышенным. Так, если обратиться к опыту европейских стран, редко где можно встретить столь высокие лимиты. Так, во Франции установлен предел рабочих мест от 10 до 50, а в Великобритании не более 50 человек. Хозяин предприятия, на котором заняты менее 10 человек, считается ремесленником, для которого предусмотрены льготы практически по всем видам налогов. Можно видеть, что с одной стороны, доходы в данных странах для малого бизнеса установлены намного выше, чем в России, а с другой стороны, критерий по численности работников – намного меньше. Причиной может служить тот факт, что в европейских странах делают акцент на то, что при использовании минимального количества трудовых ресурсов, можно эффективно реализоваться, то есть получить больший доход.

Целесообразным было бы разделить всех субъектов малого бизнеса в целях налогообложения по УСН на различные категории и для каждой из них установить свой критерий по численности работников, как это установлено в ст. 4 п. 1 пп.2 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»: — микропредприятия – до 15 человек; — малые предприятия – до100 человек; — средние предприятия – от 101 до 250 человек. А далее, в зависимости от данного критерия и от дохода организации, следовало бы применять различные виды налоговых ставок. Это позволит наиболее рационально распределять ресурсы и поддерживать конкуренцию на рынке товаров (работ, услуг).

При совершенствовании норм об УСН в России целесообразно использовать мировую практику. Так, анализ упрощенных систем налогообложения в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, Финляндии, Японии и Казахстана) позволяет разделить их на следующие группы: страны с англо-саксонской системы, страны континентальной системы, страны обычно-традиционной системы, страны славянской системы (бывшие участники СНГ). Каждая из данных стран достигла определённых успехов в оказании государственной поддержки малого бизнеса, в том числе, в рамках налогообложения. По нашему мнению, необходимо учитывать опыт зарубежных стран, для создания наиболее эффективной системы налоговой поддержки предпринимательской деятельности в России. Так, следует учесть опыт Франции, в части разделения всех предпринимателей на: микробизнес, малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес в целях налогообложения по критериям численности наёмных работников и уровню доходности и, исходя из данных параметров, установить дифференцированные налоговые ставки в рамках специальных налоговых режимов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Упрощенная система налогообложения — сравнительно недавнее новшество в налоговой системе Российской Федерации. Однако она уже прошла достаточно длинный путь в своем развитии, и постоянно совершенствуется, все лучше выполняя свою главную задачу: поддержку малого бизнеса. Нельзя сказать, что в самой УСН и в практике ее применения нет недостатков, однако эти недостатки постепенно устраняются. Все это позволяет говорить, что упрощенная система налогообложения стала одним из фундаментальных компонентов налоговой политики России и имеет хорошие перспективы развития в будущем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели широкий круг вопросов, связанных с введением и применением упрощенной системы налогообложения.

Был проведен анализ определения упрощенной системы налогообложения как специального режима, описанного в главе 26.2 НК РФ и представляющего собой особый порядок исчисления и уплаты налоговых платежей, предусмотренный НК РФ для отдельных категорий налогоплательщиков в целях снижения их налоговой нагрузки путем замены уплаты ряда налогов уплатой единого налога.

Нами рассмотрены преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения, определили, в каких случаях есть смысл переходить на упрощенную систему налогообложения, а в каких случаях это нецелесообразно.

Проведено определение круга организаций, обладающих правом перехода на упрощенную систему налогообложения и ограничения по ее применению (не обладают правом перехода на упрощенную систему налогообложения организации финансового сектора).

Изучены элементы налога при применении упрощенной системы налогообложения, а именно:

Мы перечислили объекты налогообложения налога при применении упрощенной системы налогообложения: доходы и доходы минус расходы.

Была исследована налоговая база при использовании упрощенной системы налогообложения: денежное выражение объектов налогообложения.

Проведен анализ налогового (календарный год) и отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) при применении упрощенной системы налогообложения.

Нами подверглись рассмотрению налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения: 6% при учете по доходам и 15% по доходами минус расходы, и указана стратегия выбора оптимального способа учета в зависимости от среднего соотношения доходов и расходов (маржи).

Проведено изучение порядка исчисления и уплаты налогов период при применении упрощенной системы налогообложения.

Мы определили порядок перехода на упрощенную систему налогообложения.

Был рассмотрен порядок признания доходов и расходов налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, который установлен ст. 346.17 НК РФ и определяется на основании первичных документов, а также других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы и понесенные расходы, и документов налогового учета, к которым причисляются выручка от продажи товаров, работ, услуг, имущества и имущественных прав, внереализационные доходы, и в которые входят не только денежные средства, полученные от реализации товаров (работ, услуг) но и доходы в виде имущества, полученного безвозмездно или по договору мены

Мы провели анализ учета реализационных доходов при применении упрощенной системы налогообложения, которые определяются исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Рассмотрен учет внереализационных доходов при применении упрощенной системы налогообложения, которыми признаются доходы, подробно описанные в ст. 250 Налогового кодекса.

Была изучена классификацию расходов для определения объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения, которые делятся на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Мы провели рассмотрение особого порядка учета стоимости основных средств и  нематериальных активов при применении упрощенной системы налогообложения. Расходы на приобретение основных средств в период применения УСН принимаются в особом порядке с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.

Рассмотрению подвергся учет расходов при исчислении налоговой базы по УСН на сумму арендных (лизинговых платежей) за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (подпункт 4 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ).

Был проанализирован порядок учета по материальным затратам в качестве расходов, которые признаются по правилам, предусмотренными статьей 254 НК РФ.

Рассмотрены требования к ведению налогового учета при применении упрощенной системы налогообложения, и узнали, в чем именно состоит упрощение системы налогообложения при использовании данного налогового режима.

Подверглись тщательному ознакомлению правила заполнения налоговой декларации и осуществления авансовых платежей при использовании упрощенной системы налогообложения.

Нами были проанализированы недостатки как самой существующей упрощенной системы налогообложения, так и практики ее применения и администрирования; недавние изменения в упрощенной системе налогообложения; рассмотрены перспективы данного налогового режима.

Таким образом, мы выполнили программу исследований упрощенной системы налогообложения и ее место в системе налогового законодательства Российской Федерации.

На основании нашего исследования мы можем сделать следующие выводы:

  1. Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, направленным на облегчение налогового учета и частичное уменьшение налогового бремени для предприятий малого бизнеса с целью его поддержки и развития.
  2. Упрощенная система налогообложения позволяет вести налоговый учет на основании первичных документов, что удобно при отсутствии бухгалтера в штате небольшой организации .
  3. Упрощенная система налогообложения имеет две разновидности, из которых налогоплательщик может выбрать наиболее удобную и выгодную.
  4. Упрощенная система налогообложения постоянно совершенствуется и развивается, в перспективе становясь все более удобной для организации налогового учета на предприятиях малого бизнеса.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
  2. Закон РФ «О недрах» №2395-1 от 21.02.1992г.Собрание законодательства РФ, 06.03.1995, № 10, ст. 823.
  3. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» № 395-1 // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, № 6, ст. 492.
  4. Федеральный закон РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» №54-ФЗ от 25.04.2003г. Собрание законодательства РФ, 26.05.2003, № 21, ст. 1957.
  5. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ от 07.05.1998г. Собрание законодательства РФ, № 19, 11.05.1998, ст. 2071.
  6. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» №156-ФЗ от 29.11.2001г. Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4562.
  7. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» №225-ФЗ от 30.12.1995г. Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 18.
  8. Приказ Минфина России от 22.10.2012 № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения».
  9. Письмо Министерства Финансов РФ «О порядке применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями» от 11.03.2004 № 04-04-06/40// Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2004. № 11.
  10. Письмо Министерства Финансов РФ от 12.10.2007г. №03/11/04/3/406 «О правомерности применения УСН организацией, осуществляющей посредническую деятельность по реализации (распространению) лотерейных билетов тиражных и моментальных лотерей и не занимающейся игорным бизнесом»// Нормативные акты для бухгалтера, 2007, № 22.
  11. Письмо Министерства финансов РФ от 9 декабря 2013 г. N 03-11-11/53640 «Об учете агентом, применяющим УСН, доходов по агентскому договору, если агент за вознаграждение совершает сделку с третьим лицом от своего имени и за счет принципала».
  12. Письмо Министерства Финансов РФ от 26 августа 2002 г. №04-02-06/3/61 «О некоторых вопросах, касающихся налогообложения внереализационных доходов и расходов организациями, применяющими кассовый метод признания доходов и расходов».
  13. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 1.09.2014 г. № 03-11-09/43709 «Об учете сумм уплаченных страховых взносов при расчете суммы налога, уплачиваемой в связи с применением УСН с объектом налогообложения в виде доходов, или ЕНВД»// Бухгалтерское приложение» (приложение к «Экономика и жизнь»), 2014, № 38.

Литература

  1. Андреев И.М. Упрощенная система налогообложения // Российский налоговый курьер – 2010 — N 1.
  2. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М. : Экономистъ, 2009. – 560 с
  3. Бабаев Ю.А., Петров А.М., Мельникова Л.А. Бухгалтерский учет. СПб.: Проспект, 2014. 520 с.
  4. Бачмановская Н.П., Халевинский А.И. Упрощенная система  налогообложения// Аудит и финансовый анализ, №5, 2006. С. 165-191.
  5. Беликова Т. Учет и отчетность в малом бизнесе: бизнес-курс для руководителя малого предприятия. Litres, 2014. 285 с.
  6. Волгина Л.А. Упрощенная система налогообложения // Консультант бухгалтера – 2009 — N 5
  7. Горина Г.А. Упрощенная система налогообложения: методологический  аспект // Новое в бухгалтерском учете и отчетности — 2006 — N 5.
  8. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу РФ (часть первая), 2003 // СПС ГАРАНТ.
  9. Кокова И.А. Учет при совмещении УСН и ЕНВД// Вестник ХГУ. Экономика, №4, 2013. Абакан. С. 23-36.
  10. Кириллова О., Муравлева Т. Конспект по налогам и налогообложению. Litres, 2014. 537 c.
  11. Качур О.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: КНОРУС,
  12. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Упрощенная система налогообложения. Спб.: Издательство «Проспект», 2014. 271 с.
  13. Лейман В.С. Упрощенная система налогообложения: особенности применения// Вестник Челябинского государственного университета. 2010, №26 (207). Экономика. Выпуск 28. С. 23-26.
  14. Лубкова О.В., Сергеева Т.Ю., Фирстова С.Ю. Вмененка и упрощенка по-новому. Москва, 2011. 181 с.
  15. Митченко И.А. Упрощенная система налогообложения и ее реализация в 1С:Бухгалтерии 8.2. Спб, 2013. 320 с.
  16. Рахматуллина О.В. Упрощенная система налогообложения: финансово-правовое регулирование. Монография. Оренбург, 2014. 141 с.
  17. Семенихин В. Лизинг. Litres, 2015. 385 с.
  18. Терехин Р.С. Всё об упрощенной системе налогообложения. Спб.: Издательский дом «Питер», 2013. 130 с.
  19. Титова М.В. Налоговые льготы. Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. СПб., 2004. 32 с.
  20. Упрощенная система налогообложения: практическое применение с учетом последних изменений / под ред. Г.Ю. Касьянова. – М.: АБАК, 2010.
  21. Уразаева Э.Г. Материальные запасы – в лизинг?// Журнал «Упрощенная бухгалтерия», июнь, 2014.
  22. Шайхутдинова Н.А., Смаков И.Ф. Финансовая политика малых предприятий, или эффективный выбор объекта налогообложения при «упрощенке». Уфа, 2014. 28 с.
  23. Шестакова Е. Налоговое планирование. Теория и практические рекомендации с материалами судебной практики. Litres, 2014. 2882 c.
  24. Шувалова Е.Б, Шувалов А.Е. Налоги и налогообложение. М., МЭСИ, 2001.
  25. Шувалова Е.Б. Налогообложение и налоговое законодательство. М., МЭСИ, 1998.
  26. Шувалова Е.Б., Глубокова Н.Ю., Сычева Е.И. Налоговое право. М., МЭСИ, 2003.
  27. Шадурская М.М., Смородина Е.А., Одинокова Т.Д. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Екатеринбург, 2010
  28. Шадурская М.М., Смородина Е.А., Одинокова Т.Д. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Екатеринбург, 2010
  29. http://www.rosbuh.ru.  Журнал «Нормативные акты для бухгалтера» от 15.11.2006 Е.Н. Тарасова «Плюсы и минусы «Упрощенки»».
  30. http://www.acg.ru. «Упрощенная система налогообложения» Часть I: Основы системы, Часть II: Преимущества и недостатки. Галина Карагодина, от 16.10.2010

Страницы:   1   2   3   4