Скоро защита?
Меню Услуги

Уроки литературы, как одна из форм патриотического воспитания у младших школьников

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp


 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты уроков литературы, как одной из форм патриотического воспитания у младших школьников

1.1 Воспитание как предмет исследования в современной психолого-педагогической науке

1.2 Сущность и понятие патриотическое воспитания младших школьников

1.3 Роль уроков литературы в процессе патриотического воспитания младших школьников

Вывод

Список литературы

 

Введение

 

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального общего образования становится духовно-нравственное воспитание детей, которое ориентировано на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»)-среди которых:

-любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.(40)

Проблемы в социально-экономической и политической жизни современного социума привели к понижению степени сформированности патриотического сознания у молодежи, отсутствию уважения к старшим, к истории их Отечества, полное безразличие к природе, к судьбе Родины, к государственной символике. Исходя из обозначенных отклонений в поведении молодых людей, огромное значение на современной стадии развития социума приобретает специальное обучение учащихся. Одна из самых важных задач современной школы заключается в воспитании подрастающего поколения сознательными гражданами нашей страны. Важный компонент воспитания патриотизма — это любовь к Отечеству, которая основывается на социальном чувстве, чьим содержанием выступает уважение к Родине и готовность пожертвовать собственными частными интересами во благо Отечества. Как считает Н.Г. Чернышевский: тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству (37). Увы, сегодня заметны существенные недостатки по формированию патриотического сознания детей младшего школьного возраста. Степень сформированности, которая доминирует в настоящее время, не в полной мере соответствует потребностям всего современного социума. В результате чего важно внести коррективы в современный образовательный процесс при учете поставленной проблемы, чтобы его адекватное устройство способствовало успешному и результативному развитию патриотических качеств детей младших школьников.

На современной стадии состояние патриотического сознания возможно обозначить в качестве кризисного. Данные, предоставленные на сайте fom. ru, на вопрос «Если говорить о патриоте своей родины, то в каких поступках, действиях проявляется патриотизм? Приведите пример таких поступков» жители РФ от 18 лет до 30 отвечали: любят свою Родину, гордятся ею-15%; служат, служили в армии, готовы защищать Отечество 8%; не хотят уезжать за границу-6%; трудятся на благо Родины-5%; проявляют социальную активность-3% ; доверяют власти поддерживают ее 3%; поддерживают присоединение Крыма-3%; делают добрые дела, занимаются благотворительностью-3%; проявляют патриотизм в своих суждениях, разговорах-3%; знают историю страны, поддерживают ее традиции-2%; участвуют в выборах-2%.

Выйти из образовавшейся ситуации, по нашему мнению, в главную очередь, можно, если достойно подготовить достойного гражданина и патриота собственной страны. По нашему мнению, место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Отечеству, родному краю, чувства гордости за собственную страну сложно переоценить, потому что младший школьный возраст характеризует повышенная восприимчивость внешних влияний, вера в подлинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и нужность нравственных норм. Как раз в данном возрасте появляются большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания ребят.

Данную проблему рассматривали в своих работах такие философы как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Л.П. Корсавин, Г.В. Плеханов, такие психологи как И.Б. Котов, С.Л. Рубинштейн, И.А. Сикорский, такие педагоги как Л.Р. Болотин, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, такие писатели как В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, В.В. Маяковский, Н.А. Островский, Н.Г. Чернышевский, М.А. Шолохов. Проблема формирования самых разных аспектов патриотической и гражданской позиции исследовались Л.Н Боголюбовой, Н.М Воскресенским, Б.Ф Горелик, А.Ю Лазебниковым, В.И Купцовой, И.Л Судаковым, Я.В Соколовым, Г.Н Филоновым, Л.Л Хоружим и пр.

Актуальность патриотического воспитания детей младшего школьного возраста возможно обосновать еще и тем, что младший школьный возраст относится к стадии социализации. Ребенок младшего школьного возраста является внушаемым, доверчивым, податливым, склонен к подражанию, и педагогу в силу собственной авторитетности необходимо создать благоприятные условия для воспитательного процесса.

Объект исследования: патриотическое воспитание.

Предмет исследования: уроки литературы, как одно из форм патриотического воспитания у младших школьников.

Цель исследования: исследование уроков литературы, как одного из форм патриотического воспитания у младших школьников.

Задачи:

1.Проанализировать особенности воспитания, как предмета исследования в современной психолого-педагогической науке.

  1. Рассмотреть характеристику содержания понятия «патриотическое воспитание».
  2. Раскрыть возможности уроков литературы в патриотическом воспитании школьников.
  3. Провести эмпирическое исследование патриотического воспитания школьников.

5.Разработать тематическое планирование по патриотическому воспитанию на уроках литературы.

Гипотеза исследование: уроки литературы благотворно влияют на формирование патриотизма у школьников.

Методы исследования:

  1. Методы теоретического исследования:

— теоретический анализ и синтез,

—  сравнение,

— обобщение.

  1. Методы эмпирического исследования:

— анкета «Отечество моё — Россия»;

— анкета «Патриотизм как я его понимаю»;

— беседа, педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка; имеются… приложения. Общий объём работы….страниц.

План исследовательской работы:

  1. Изучение научных источников.
  2. Постановка проблемы.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Формирование гипотезы.
  5. Проведение этапов исследования.
  6. Проведение исследования.

Место прохождения практики- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Волосовская средняя общеобразовательная школа № 2»

Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах, а также разработанный тематический план может быть использован учителем начальной школы в процессе формирования патриотического сознания младших школьников на уроках литературного чтения.

Глава 1. Теоретические аспекты уроков литературы, как одной из форм патриотического воспитания у младших школьников

 

1.1 Воспитание как предмет исследования в современной психолого-педагогической науке

 

Воспитание является целенаправленным и организованным процессом, приводящим к развитию качеств личности и всей личности.

И.Ф. Харламов пишет, что воспитание является сознательной, специально организованной деятельностью воспитателя для того, чтобы сформировать определенные качества и характеристики развивающейся детской личности (20).

Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова и др. воспитание понимают в качестве мягкого управления ходом личностного формирования и развития ребенка благодаря созданию благоприятных для воспитания условий. Данное определение характерно для авторского понимания воспитания.

Воспитание — это социальный фактор личностного развития. Достижения современной науки говорят, что лишь в социальной среде может произойти действенная выработка программ социального поведения человека, личностное его формирование. (4)

Понятие воспитания является одним из ведущих в педагогической науке, употребляемое в широком и узком смыслах.

Воспитание в широком смысле является общественным явлением, воздействием социума на личность. В этом случае воспитание почти отождествляют с социализацией; понимается в качестве целенаправленного процесса формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни и активному участию в труде. (6)

Воспитание в узком смысле рассматривается в качестве специально организованное, целенаправленной деятельности учителей и воспитуемых, направленной на реализацию образовательных целей в условиях педагогического процесса. Деятельность учителей в данном случае стоит понимать как воспитательную работу; в качестве систематического и целенаправленного воздействия воспитателя на воспитанника для того, чтобы сформировать у него желаемое отношение к окружающим и феноменам. (6)

Воспитание реализует следующие функции:

ü диагностики врожденных задатков, теоретическую разработку и практическое создание условий, чтобы они проявились и развивались;

ü организации учебно-воспитательной работы ребят;

ü использования позитивных причин развития личностных качеств;

ü содержания воспитания, средств и условий социальной среды;

ü воздействия на социальные условия, устранения и преобразования (по возможности) отрицательных средовых воздействий;

ü формирования специальных способностей, которые бы обеспечивали приложение сил в научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и иных областях деятельности. (1)

В педагогике имеются следующие позиции по проблеме воспитания:

ü оно ускоряет личностное развитие;

ü оно замедляет личностное развитие.

Представители первой точки зрения полагают, что спонтанным образом проходящие процессы личностного развития личности являются не достаточными и нужно путем интенсивных педагогических влияний их ускорять. (6)

Представители второй точки зрения считают, что нужно оберегать детство ребенка, а не искусственно ускорять его развитие, т.е. они полагают, что надо дать возможность созреть задаткам ребенка, которые определяют его индивидуальность. (6)

Ведущий фактор воздействия воспитания на ребенка заключается в его целенаправленном характере, систематичности и осуществляемости на огромном культурном материале.

Целенаправленное управление процессом личностного развития способствует специально организованной воспитательной работе, осуществляемое в образовательных заведениях, которые подготовлены людьми – учителями. (3)

Л.С. Выготский отмечал, что педагог с научной позиции является лишь организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия со всеми учениками (6). Виды воспитания классифицируются по различным следующим основаниям:

Наиболее обобщенная классификация включает в себя:

  1. По содержанию:

ü интеллектуальное воспитание, ориентированное на развитие умственных способностей ребенка, интереса к познанию окружающей действительности и самого себя; (1)

ü нравственное воспитание, формирующееся нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, поведенческие навыки и привычки, которые соответствуют нормам социума, основывающим на общечеловеческих ценностях, непреходящих моральных норм, выработанных людьми в ходе исторического развития социума, так и новых принципах и норм, возникших на современной стадии развития социума;

– трудовое воспитание, охватывающее те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их применения, это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и креативного отношения к самым разным видам трудовой деятельности;

ü физическое воспитание, заключающееся в адекватном физическом развитии, тренировке моторных навыков и вестибулярного аппарата, реализации самых разных процедур закаливания организма и в том числе воспитание волевой силы и характера, ориентировано на повышение человеческой работоспособности. (6)

  1. По направлению воспитательной деятельности:

ü гражданское воспитание, направленное на образование у ребенка ответственности по отношению к семье, окружающим людям, собственному народу и Отечеству;

ü политическое воспитание, состоящее в процессе образовании политической сознательной личности, образование идейных убеждений и мировоззренческих позиций личности;

ü эстетическое воспитание, являющееся развитием эстетического отношения к миру, предполагающим существование у личности способности воспринимать прекрасное; (1)

ü правовое воспитание, предполагающее знание ребенком собственных прав и обязанностей и в том числе ответственности за их несоблюдение;

ü экологическое воспитание, являющееся воспитанием, основанным на осознании непреходящей ценности природы и всего живого на планете;

ü экономическое воспитание, являющееся систему мер, направленной на развитие экономического мышления современного ребенка в масштабах собственного дома, школы и страны.

  1. По институциональному признаку:

ü семейное, являющееся составной частью социализации ребенка, результаты ее обуславливаются степенью образования, социальным статусом, материальными условиями, ценностными установками, жизненным стилем и пр.;

ü школьное, чья основная цель заключается в способствовании интеллектуальному, нравственному, эмоциональному и физическому личностному развитию, всемерном раскрытии творческих возможностей ребенка;

ü свободное воспитание, рассматривающее воспитание в качестве помощи сущности ребенка, который естественно развивается в ходе освоения окружающей действительности и свободно самоопределяется в нем;

ü религиозное, являющееся целенаправленным и планомерным взращиванием верующих путем внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, которые соответствуют догматам и принципам конкретной конфессии или вероисповедания. (6)

  1. По стилю отношений между воспитателями и воспитуемых:

ü авторитарное, характеризующееся высокой централизацией руководства и преобладанием единоначалия;

ü демократическое, характеризующееся распределением полномочий между учителем и воспитуемым по отношению к проблемам его обучения, свободного времени и интересов;

ü либеральное, характеризующееся отсутствием активного участия учителя в управлении ходом воспитания и обучения;

ü свободное, характеризующееся «равнодушием» (обычно неосознанным) со стороны учителя по отношению к развитию, динамике учебных достижений и уровню воспитанности подопечных.

Исторически сформировавшаяся система воспитания способствует присвоению ребятами конкретного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, которые соответствуют требованиям определенного социума. (4, с. 241)

Человеческое формирование в качестве личности требует от самого социума непрерывного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных и стихийно сложившихся форм.

Такую практике нельзя помыслить без опоры на психологическое и педагогическое знание закономерностей детского развития, потому что  без нее имеется опасность появления манипулятивного воздействия на ход личностного формирования. (3)

С позиции методологии различаются следующие подходы к воспитанию:

ü аксиологический, свойственный гуманистической педагогике, т.к. человек понимается в ней в качестве высшей ценности социума и самоцели общественного развития;

ü системный — суть подхода состоит в системном видении педагогических феноменов и процессов, которые происходят в школе, т.е. видеть в педагогических феноменах различные элементы, устанавливать между ними связи, оценивать результаты их взаимодействия, устанавливать связи с иными внешними системами;

ü культурологический (дистервег — о культуросообразности – принимают во внимание условия места и времени, в которых родился либо живет человек, всю современную культуру и культуру страны);

ü антропологический (комплексное знание самых разных антропологических наук);

ü личностно-целостный подход — данный подход связан с устремлением учителя содействовать развитию индивидуальности обучающегося, проявлению его субъективных качеств;

ü гуманистический (гуманизация воспитательной системы при учете признания приоритетных ценностей личности педагога и учащегося, гармонизация их интересов и взаимоотношений).

Таким образом, воспитание является специально организованным, целенаправленным и управляемым воздействием коллектива, воспитателей на воспитанника, чтобы сформировать у него заданные качества, реализуемое в учебно-воспитательных заведениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

 

1.2 Сущность и понятие патриотическое воспитания младших школьников

 

Своеобразие патриотического воспитания в младшем школьном возрасте характеризуется особенностями развития патриотизма как качества личности в этом возрасте, а также специфика нравственного развития личности младшего школьника в целом. Эта специфика характеризуется, прежде всего, общими особенностями этого возраста – восприимчивость младшего школьника к внешним влияниям, большая возбудимость его эмоциональной сферы, предрасположенность к усвоению нового, яркого восприятия, импульсивность поведения.

Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявлений и, в то же время недостаточной осознанностью личности.

Способность согласовывать личное с общественным, подчинять ему, личное, как один из важнейших критериев патриотической воспитанности, еще недостаточно развита в младшем школьном возрасте (28).

Понятие «патриотическое воспитание» непосредственно связано с пониманием смысла «патриотизма». Под патриотизмом понимается высокое чувство любви к Родине, которое присуще многим людям, живущим на своей родной земле, глубоко осознающим свой гражданский, профессиональный и воинский долг, ответственности за все происходящее в стране и за ее развитие (7).

Патриотизм включает следующие основные характеристики:

ü непрерывное чувство связи с Отечеством, с жизнью и деятельностью граждан, которые живут в родной стране;

ü любовь к своей Родине, государству, которая выражается в определенных делах, действиях и поступках;

ü развитое чувство гордости за свою страну, за свой народ и за государственные символы;

ü моральная ответственность всех людей за судьбу Отечества, своего народа, за их настоящее и будущее;

ü развитое чувство гражданского, профессионального и воинского долга по реализации собственных конституционных обязанностей и ответственность за следствие собственной деятельности;

ü желание, стремление и умение защищать Отечество, отстаивать ее интересы и обеспечивать безопасность во всех областях жизни своей Родины;

ü обширная работа государственных, частных структур, любого гражданина для процветания Отечества, собственного народа и повышения ее международного авторитета;

ü приверженность ценностям, позитивным традициям, идеалам собственного государства, собственного народа и собственной профессии;

ü внутренняя готовность и определенная деятельность по сохранению и приумножению славы своей страны, проявлению чести и совести гражданина;

ü постоянное чувство величия своего Отечества;

ü целенаправленная и активная деятельность, направленная на сохранение отечественной культуры, культурно-национальных ценностей всех этносов, которые населяют страну, в сфере литературы, музыки, театра и остальных видов искусства;

ü достойное проявление собственных возможностей и способностей в качестве гражданина России в сфере физкультуры и спорта, в достижении мировых результатов на Олимпийских играх, на чемпионатах мира и континента (5).

Подлинное проявление патриотизма, неразрывно связано с установкой «Я должен…!» Настоящий патриотизм не может ограничиться лозунгами, красивыми призывными речами и словами, а реальной действительностью личности, т.е. его действиями и поступками, проявляющиеся в устойчивом отношении его к собственному прошлому, настоящему и будущему, к судьбе и делам страны, Родины, к собственным конституционным правам и обязанностям, к своей профессиональной деятельности, к своим согражданам и к своей личности (46).

Патриотизм воспитывается под влиянием и воздействием среды, в которой живет человек, жизненных условий, специфики деятельности и воспитания (50). Осознание себя как патриота проходит через трудный путь взаимосвязи общественного и индивидуального сознания, формирования и развития патриотических убеждений, чувств, интеллектуальных, волевых навыков, умений, действий и высоконравственных привычек поведения. Все вышеописанные качества развиваются посредством системы взаимодействий, опосредованных влияний и непосредственных целенаправленных воздействий (12).

Патриотическое воспитание, основывается на понимании сути патриотизма, на принципе историзма, опыте и практике жизни этносов, государств, на современных идеях и воспитательных технологиях (2).

Патриотическое воспитание граждан РФ осуществляется в следующих направлениях:

ü патриотическое воспитание является сложным социально-педагогическим феноменом, связанным с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к трудовой деятельности на благо Родины, с его социализацией, с формированием и развитием духовно-нравственной личности, которая способна любить свою страну, непрерывно чувствовать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции собственного народа, ценить культурные ценности, непрерывно стремиться к обеспечению безопасности личности, социума и государства.

ü патриотическое воспитание рассматривается в качестве одного из причин формирования и развития человека-патриота, гражданина своего Отечества, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя возрождения и процветания своей страны и защиты ее интересов;

ü патриотическое воспитание рассматривается в качестве совокупности единых и частных целей, задач, установок, которые определяются общечеловеческими, государственно-национальными, профессиональными и личностными ценностями.

ü патриотическое воспитание является сложной управляемой системой, которая включает различные взаимно связанные компоненты, параллельных и вертикальных, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера и кроме того подсистемы содержательного, организационного и методического плана;

ü патриотическое воспитание понимается в качестве специфического процесса целенаправленного взаимодействия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на психологию личности, коллектива и всего общества.

Патриотическое воспитание как явление многофункциональное направленно на реализацию следующих функций:

ü формирующе-развивающую, связанную с личностным формированием, личностных качеств, которые характеризующих суть гражданина-патриота, непрерывное развитие их;

ü функцию побуждения к самосовершенствованию посредством самовоспитания;

ü профилактическую функцию, чье осуществление дает возможность прогнозирования и предупреждения проявления антипатриотических убеждений, чувств, действий и поступков;

ü функцию перевоспитания, реализуемую в ходе патриотического воспитания при работе с людьми с асоциальным поведением, с социально и педагогически запущенными лицами, у которых сформировались негативные стереотипы, не верящие либо не принимающие саму идею патриотизма;

ü мобилизационную функцию; в большей степени, она проявляется и осуществляется в том случае, когда человеку нужно мобилизовать собственные внутренние силы для того, что преодолеть трудности, реализации собственного гражданского и воинского долга (16).

Содержание патриотического воспитания граждан РФ основывается на различных следующих ценностных ориентаций, посредством которых формулируются цели и задачи данного воспитания:

  1. Общечеловеческие ценности, которые связаны в главную очередь с духовно-нравственной областью жизни этносов, отраженных в соответствующих понятиях.
  2. Национально-государственные ценности, отражающие позитивные тенденции формирования и развития государства, этносов, которые входят в его состав, исторические традиции, сложившиеся на протяжении тысячелетий и позитивно влияющие на возрождение и процветание страны.
  3. Кроме того в содержание патриотического воспитания включается большое количество профессиональных ценностей.
  4. В ходе осуществления патриотического воспитания необходимо учитывать и целенаправленно применять личностные ценности, т. е. качественные человеческие характеристики, по которым устанавливается степень развитости патриотизма (5).

Таким образом, патриотическое воспитание рассматривается в качестве процесса постепенного и неуклонного образования у человека любви к своему Отечеству.

 

1.3 Роль уроков литературы в процессе патриотического воспитания младших школьников

 

Педагогический арсенал средств влияние на умственную и чувственную сферу школьника является богатым. Самое важное место среди которых занимают уроки литературы. Как раз литературные произведения призваны воспитывать детскую личность, влиять на духовный мир ребенка, на выбор его нравственных ориентиров, так как у педагога – словесника каждый раз в руках книги, помогающие воспитывать настоящего человека, т.е. духовного. «Книга, А.Герцена писал, что книги являются духовным завещанием одного поколения иному, советом умирающего старца юноше, который начал жить, приказом, передаваемым часовым, который отправился на отдых человеку, который заступил на его место (5). Однако необходимо не забывать, что патриотическое чувство нельзя сформировать за короткий срок. Для его воспитания требуется постоянное внимание в течение всего времени школьного обучения. Планомерная работа по патриотическому воспитанию учеников непременным образом даст положительные результаты, поскольку молодежь будет воспитываться не на отрицании культуры собственной страны и высмеивании истории собственного государства, а научится отыскивать правильные ориентиры, формировать систему отношений к конкретным событиям. Большие потенциальные возможности в патриотическом воспитании имеют литературные произведения. Воспитывать патриота нужно начинать в начальной школе.

Младший школьный возраст является периодом, когда впитываются, накапливаются знания. В данном возрасте развиваются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Данный возраст является периодом личностного становления, когда происходит формирование чувства любви к стране, начинают закладываться предпосылки гражданских качеств, уважение к окружающим и понимание людей в независимости от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. Патриотическое воспитание должно составлять самое важное направление работы педагога начальных классов.

Сложно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения роль и значение уроков литературы. Это объясняется тем, что такие уроки знакомят обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры собственного народа и всего человечества. Кроме того, при восприятии художественного произведения принимают участие разум, чувства и воля, а это означает, что параллельно развивается детская личность, ее нравственное воспитание.

Нравственные ценности лежат в основе подлинных произведений искусства, «содержатся» в них, однако читателю необходимо смочь извлечь их, перевести на собственный язык и сделать собственными. Это является непростой работой, требующей конкретных духовных усилий и умений. Данную работу на уроках литературы надо организовать учителю.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Е.Е Зубарева говорила: «Детская литература является одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения, поэтому знание её необходимо будущим педагогам» (4).

Детская литература распахивает перед детьми младшего школьного возраста огромный и неизведанный мир. Воспитатели и родители должны стремиться к тому, чтобы дети с самого младшего возраста были окружены лучшими произведениями отечественной и зарубежной детской литературы. Не стоит также забывать о произведениях устного народного творчества. Соблюдение этого правила способствует не только воспитанию хорошего литературного вкуса, но и обогатит жизненный опыт школьника. На примере поведения литературных героев ребенок отвечает на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо?»; постигает моральные нормы; в воображаемых ситуациях он ставит себя на место главного героя, пытаясь ответить «а как бы я поступил на его месте?».

Л.П. Стрелкова писала, что процесс восприятия школьниками детской литературы и в особенности сказок, специальное обсуждение с взрослым и ровесниками (с применением игровых приемов) данной литературы позволяет наиболее полно изучить феномен эмпатии. Это объясняется, во-первых, тем, что процесс восприятия художественного произведения и его обсуждение позволяет проанализировать эмпатийный процесс детей в его полноте и протяженности, а также зафиксировать начало и динамику новых для ребенка эмпатийных элементов процесса; во-вторых, восприятие художественной литературы и последующие ее обсуждение при правильном руководстве педагога помогает формированию, развитию и коррекции эмпатических переживаний у школьников (5).

А.В. Запорожец рассматривал восприятие школьниками художественной литературы в качестве активного и самостоятельного процесса, предполагающего не пассивное содержание, а именно деятельность, воплощающуюся во внутреннем содействии, сопереживании героям произведения, в воображаемом перенесении событий на самого себя, вследствие чего у них возникает чувство личного присутствия и иллюзия того, что они принимают участие в событиях художественного произведения (6).

Г. М. Шакирова продемонстрировала, что особенности формирования у учеников нравственных представлений под влиянием уроков чтения предопределяется работой следующих психологических механизмов, которые взаимосвязаны. Это смыслообразование (литературные персонажи приобретают для учащихся конкретный личностный смысл); возникшее вследствие чего сопереживание персонажам; переключение эмоций сопереживания на нравственные знания, на которых основываются мотивы поведения персонажей; осознание данных знаний как источника сопереживания; отношение к нравственным знаниям, которые сначала представлены только в эмоциях сопереживания (2).

В ходе знакомства детей младшего школьного возраста с системой теоретико-литературных понятий, освоения языковых и речевых умений, анализа литературных произведений стоит учитывать возможности возраста для формирования этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литературные произведения представляют детям младшего школьного возраста образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт обучающихся.

Проигрывание произведений литературы на уроках чтения с последующим обсуждением – это одна из форм работы по развитию нравственной активности детей младшего школьного возраста. При отборе текста учителю необходимо выбирать, соответствующее ситуации взаимоотношений между учащимися в классе. К примеру, можно выбрать сказку «Петушок и бобовое зернышко», когда ученики в классе не могут понять преимуществ коллективного преодоления сложностей, не отзываются к чужому горю, к просьбе о помощи. Одним из направлений исследовательской работы, которая проводится в течение двадцати лет, была разработка последовательности стадий, облегчающей усвоение новых нравственных понятий.

Первая стадия работы — определение в классе проблемы нравственного характера. Учителю необходимо продумать, какие случаи и ситуации из жизни учащихся ему можно привлечь для работы по сказке. Кроме того, на этой стадии надо продумать, кто из учеников кого будет играть, кто будет зрителем.

Работу нужно начать с прослушивания литературного текста на в аудио формате. Текст про артистов театра, что придает сказке дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Потом дети пересказывают сказку. Потом учащимся задают вопросы: о чем сказка, кто главные герои, какие симпатичны, а какие нет и почему.

На следующей стадии учитель предлагает учащимся разделиться на группы, чтобы проиграть литературное произведение. Целесообразно разделить класс на три группы. Две группы будут разыгрывать произведение, а третья группа будут зрителями, которые будут обсуждать, и выбирать лучшую команду.

При обсуждении сказки важно обращать внимание учащихся на характер персонажей, выделять характеристики героев — это третья стадия работы. Учащимся возможно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте персонажей художественного произведения, как бы они вели себя в схожей жизненной ситуации, чтобы они вспомнили, как они реально поступили, если подобная ситуация с ними случалась. Постепенно учеников педагог подводит к сравнению того, как дети полагают необходимым действовать правильно и каким образом они действуют в действительности (7).

После проигрывания произведения проходит обсуждение, какие по характеру персонажи получились у учащихся. Важно обращать внимание младших школьников на то, что в игре доброту персонажа нужно продемонстрировать собственными действиями, и попросить ребят — зрителей назвать, какие именно действия учащегося, который играет данную роль, возможно назвать добрыми. Чтобы облегчить задачу, когда она вызывает затруднение, возможно попросить учащихся привести пример из жизни, в котором проявилась доброта в действии, и сыграть данное действие. Доброе действие из жизни сравнивается с добрым действием персонажа произведения, в них определяется или сходство, или различие. Нужно, чтобы учащиеся осознали: то, что названо словом, надо подтвердить действием и, наоборот, то, что продемонстрировано в действии, надо назвать. При проигрывании нередко учителя сталкиваются с необходимостью разъяснения значения привычных понятий. Так, доброту младшие школьники зачастую воспринимают как «делать приятное и легкое». Но добрые дела нередко требуют конкретных усилий, и к подобному выводу нужно обучающихся подвести. Со временем доброе, приятное и легкое в сознании учащихся начинают дифференцироваться (3). Следствие подобной работы – младшие школьники самостоятельно начинают отыскивать соответствие между словами и действиями, самостоятельно начинают пробовать характеризовать не только действия персонажей художественных произведений, но и собственные. Детям – зрителям необходимо выбирать лучшую команду, которая, по их мнению, наиболее удачно продемонстрировала характер персонажей художественного произведения. Чтобы закрепить полученные знания о характерах персонажей младшим школьникам возможно предложить нарисовать понравившегося героя на выбор.

В ходе проигрывания самых разных нравственных ситуаций (в частности и на основе художественных произведений) активизируется воображение младшего школьника. Это обладает важным значением для позитивных изменений в самом учащимся, благодаря возникновению у него «образа себя», который действует по нравственным законам. Систематическая и целенаправленная работа в данном направлении позволяет ученикам к четвертому классу самим отыскивать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций. Ребята могут сами описывать ситуацию и предложить различные варианты действий людей в данной ситуации (к примеру, конфликт в детском коллективе, в семье с родителями) (8).

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) (40) главная цель духовно-нравственного развития состоит в воспитании учащихся на ступени начального общего образования. Программа должна быть ориентирована на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной, и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного заведения, семьи и иных институтов общества (22).

Эта программа основывается на ключевых воспитательных задачах, базовых национальных ценностях российского общества.

Программой должно предусматриваться приобщение учащихся к культурным ценностям собственной этнической либо социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности. Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе по ФГОС НОО строится, в том числе, около оценки сформированности основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к родному краю и малой родине, осознания своей национальности уважения культуры и традиций народов России и мира (20). Огромную роль в патриотическом сознании детей младшего школьного возраста играют уроки литературы, именно на этих уроках сосредоточиваются проблемы современного читателя, проблемы ответственности за судьбу Отечества, мира, всей страны, проблемы патриотической памяти. Как раз тексты, которые проходят на уроках, могут пробудить у учащегося чувства гордости, восхищения, достоинство за свою Родины (43). Такие чувства помогают формировать патриотическое сознание.

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах УМК «Школа России» (36)  состоит в том, чтобы научить ученика  стать читателем: в подведении к осознанию богатого мира российской и зарубежной литературы в качестве искусства художественного слова; обогащении читательского опыта. Важнейшее условие литературного образования детей младшего школьного возраста состоит в освоении речевой культуры, что достигается их участием в главных видах речевой деятельности, среди которых, слушание, чтение, говорение, письмо. В учебниках собраны тексты, позволяющие ребенку младшего школьного возраста чувственным образом воспринимать текст, радоваться, печалится, гордится, веселится, грустить, восхищаться, чувствовать нежность. Кроме того, в учебной хрестоматии собраны тексты, которые объединены в разделы «Мир родной природы» «О тебе, моя Родина», «Малые жанры фольклора», возвращающие в течение года к изучению текстов, позволяющих воспитывать у учащихся любовь к Отечеству, природе, доброту, трудолюбие. Важная особенность подбора текстов, которые включены в учебники состоит в их соответствии возрастным особенностям ребенка младшего школьного возраста. Поэтому важно, что учебники позволяют обратиться к произведениям устного народного творчества, в особенности к сказкам. Как раз, сказки по собственному сюжету (борьба добра и зла) и по собственной идее (победа добра), предоставляют обширный материал в понятной и доступной для обучающихся форме для формирования следующих качеств: трудолюбия, доброты, смелости, настойчивости и ответственности, способности сопереживать, готовности помогать ближнему. В первом классе образуется фундамент читательской грамотности. Школьники на интересных и доступных им произведениях в игровой форме открывают «секреты» художественного текста, знакомятся с литературоведческими понятиями: автора, художественного текста, стихотворения, рифмы, ритма, устного народного творчества.

Читая и думая над содержанием текстов, которые собраны в данном учебнике, учащиеся выходят на первоначальные представления о следующих нравственных понятиях: долга, взаимопомощи, сострадания, заботы. Задача состоит в такой организации работы над произведением, чтобы, сопереживая его персонажам, читая стихи, обучающиеся переживали сильное эмоциональное воздействие художественного произведения: были волнованы, испытывали радость и грусть, при постижении нравственных уроков текстов. С первых уроков формируются у школьников следующие важные понятия: «Родины», «патриота», «подвига», «воина-освободителя» и пр. В чем педагогу помогает богатый материал учебника «Литературное чтение», в котором учитываются психологические особенности младших школьников, что приобретает особую актуальность при изучении таких к примеру, как «Привет» С.Дрожжина (1 класс), «Русь» Н. Никитина (2 класс), «Тимур и его команда» А. Гайдара (3 класс) «Сын полка» В. Катаева (4 класс) и пр. В ходе работы с художественными произведениями учащиеся рассматривают следующие категории: отваги, верности, героизма, патриотизма и т.п. Помогает детям осознать значение слов работа с иллюстративным рядом и в том числе обращение к прикнижному толковому словарю и иной справочной литературе. К примеру, уже в первом классе в разделе «О тебе, моя Родина» при изучении произведения Е. Серова «Мой дом» обучающиеся узнают значение слова Родина, Отчизна.

В основе курса «Литературное чтение» (56) лежит тематический принцип. Тематика разделов учебного курса обусловлена психологическими особенностями младших школьников. Приведем примеры некоторых тем, которые прямо способствуют патриотическому воспитанию младших школьников: в 1 классе – «О тебе, моя Родина», «Мир Родной природы»; во 2 классе – «О нашей Родине»; в 3 классе – «Устное народное творчество»; в 4 классе – «Произведения о детях войны». Авторы учебного курса подобрали тексты так, чтобы как содержание, так и их названия побуждали учащихся задуматься над проблемами, которые нашли отражение в содержании литературного произведения (26).

Воспитывать патриотизм помогают произведения художественной литературы и работа, направленная на их анализ и осмысление. В 3-ем и в 4-ом классах, главным является художественно-эстетический принцип. Он работает при выборе текстов, которые вошли в список «золотого фонда» классической детской литературы, современных детских авторов и произведений народного творчества. В программе приведен принцип эмоционально-эстетического восприятия текста. По этому принципу книги оказывают влияние на эмоционально чувственную сферу начинающего читателя, развивают у него эмоциональную отзывчивость на литературный текст, способствуют возникновению переживаний, эмоций и чувств. Нельзя представить уроки литературы без устного народного творчества, таких былин как «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Алеша Попович и Тугарин змей», «Вольга м Микула», чьи герои – это богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного Отечеству и народу человека. Богатырь берётся в одиночку против полчищ вражеских сил. Мир, который изображен в былинах, это вся Русская земля. Читая и вдумываясь былину, ребенку необходимо произвести анализ важных вопросов жизни: о правде и лжи, добра и зла, о человеке и его месте в мире. Путем чтения литературы раскрываются яркие страницы героической истории нашего Отечества. Читая книги о революции, гражданской и ВОВ дети осознают то, что угрожало и что отстояло старшее поколение. Огромным значением в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста обладает приобщение их к духовной жизни литературных персонажей, поскольку они носители лучших черт национального характера. Искренняя взволнованность на уроке, непосредственность и сила переживания в ходе приобщения обучающихся к миру образов произведения, разбуженная этим творчеством жизнь учеников, без сомнения, помогает формировать убеждения патриота, гражданина, личности, которая способна активно проявлять веления собственного ума и чувств.

Содержание учебников построено таким образом, что учитель обладает возможностью обратиться к формированию конкретных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Совершать это он способен, учитывая взросление учеников, накопления детьми жизненного опыта.

В разделе «Стихи русских поэтов» собраны произведения о природе, о детстве. Учащиеся знакомятся с произведениями замечательных авторов, среди которых, А.П Чехов, Н.А Некрасов, Л.Н Толстой А.П Гайдар. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьет учеников духовным образом, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, многообразный животный и растительный мир является общим богатством народов нашей страны, и богатство — это необходимо хранить и преумножать (56).

Работу по патриотическому воспитанию необходимо вести не эпизодическим образом, а каждодневно. Педагогу на собственном примере необходимо продемонстрировать, что ему не все равно, какими станут его воспитуемые. Учителям не должно быть не все равно, что ожидает их страну в будущем. Если ученики будут чувствовать и видеть, что они на деле, а не на словах любят собственную страну, то дети им будут верить, и воспитание патриотических чувств будет ориентированно в необходимое русло. И будет результат данной работы.

Вывод

 

Проведенное нами исследование подтверждает актуальность проблемы, что именно младший школьный возраст подходит для воспитания патриотических чувств. Патриотизм определяется в качестве нравственного качества личности, выражающегося в ее любви к Отечеству, преданности его идеалам, понимания его величия и славы и переживания собственной духовной связи с ней, в потребности к стремлению во всяких условиях беречь его честь и достоинство, практической деятельностью укреплять его могущество и независимость.

Патриотическим сознанием обозначают систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов, общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического воспитания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отчества.

Понятие патриотизма многогранное по собственному содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за собственный народ, переживание собственной неразрывности со всеми людьми, и желание сохранять, приумножать богатства собственной страны. Одно из самых важных особенностей воспитания патриотизма в современной России заключается в многонациональности.

Выделяются следующие компоненты патриотизма, воспитываемые в сознании ребенка младшего школьного возраста:

1) уважение к людям, окружающих учащегося;

2) любовь к месту, где проживает учащийся;

3) уважение к труду и трудящимся своей страны;

4) чувство гордости за прошлое и настоящее собственной страны;

5) уважение к традициям собственной страны.

 

Под воспитанием нужно понимать комплекс технологий, ориентированных на целенаправленное формирование детской личности ребенка. Цель воспитания заключается в ожидаемых изменениях в человеке, осуществленных под влиянием воспитательных акций и действий, которые специально подготовлены и планомерно проведены.

Патриотическое воспитание является процессом взаимодействия учителей, семьи и ребенка, который направлен на формирование патриотических чувств, патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Теоретический анализ методической литературы дал возможность выявить и выделить особенности обучающихся младшего школьного возраста, оказывающих влияние на формирование отношения к патриотизму в качестве ценности.

Было обнаружено, что, содержание учебников литературного чтения УМК «Школа России» позволяет педагогу обращаться к формированию патриотического сознания и иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. По мере взросления учеников, накопления ими жизненного опыта. Так, в курсе «Литературного чтения», который строится по тематическому принципу, некоторые темы прямо связанны с формированием патриотического сознания: «Мир родной природы», «О тебе, моя Родина», «Малые жанры фольклора» и т.д.

Результаты анализа психолого-педагогической литературы показывают, что учебная деятельность в особенности важна в младшем школьном возрасте, поскольку в это время начинает формироваться организованность, ответственность, самостоятельность, активность, дисциплинированность.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе/ И. Агапова, М.
  2. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России/ С. Адаменко // Народное образование. – 2005. – №4. – С. 23.
  3. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания (Текст) /Ю.Азаров// Воспитание школьников. –  2008. – №6. – С. 3-11.
  4. Барышникова, С.В. Сопереживание судьбе Родины как стратегия патриотического воспитания/ С.В. Барышникова// Воспитание школьников. – 2010. – №6. – С.70-74.
  5. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349-352.
  6. Беспалова, В.В. Воспитывая патриотов/ В.В. Беспалова// Физическая культура в школе. – 2011. – №2. – С.52-58.
  7. Богачева, И В. Моё отечество Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Текст) / ИВ. Богачёва и др. – М.: Издательство ГНОМиД, 2005. – 232 с.
  8. Богословский, В.В. Психология воспитания школьника (Текст): учебное пособие для педагогических институтов / В.В. Богословский. – Ленинград, 1974. — 164 с.
  9.  Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы активизации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. //Молодой учёный, 2012, № 5. — С. 405–412.
  10. Буре Р. С., Костелова Л. Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей // Ярославский педагогический вестник. — № 2,2000. – С. 12-24.
  11. Вопросы нравственного воспитания младших школьников (Текст) / под ред. С.В. Винокурова. – Тамбов, 1968. – 288 с.
  12. Гасанов, З.Т. Патриотическое воспитание граждан/ З.Т. Гасанов// Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59.
  13. Гасанов, З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания (Текст) /З.Т. Гасанов //Педагогика. – 2005. – № 6. – С. 59-63.
  14. Давыдова. – М.: Айрис – Пресс, 2002 – 224 с.
  15. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников/Г. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. – №8. – С. 17.
  16. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. —  Скрипторий 2003, 2016. – 104 с.
  17. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе/ Н.А. Ивашкина// Начальная школа. – 2007. – №7. – С.29-33.
  18. Каирова И.А. Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. — М.: Просвещение,1975. – 320 с.
  19. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — № 9, 2001. – С. 77-99.
  20. Костылева О. Г., Лукина И. Г. Учись быть вежливым. – М.: ООО «Чистые пруды», 2006. – 221 с.
  21. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – 225 с.
  22. Кудрявцева Т. А. Патриотическое воспитание: теория и современная образовательная практика в сфере дополнительного образования на примере собственной педагогической практики. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — С. 321–326.
  23. Кузнецова, Е.С. Единство воспитания нравственного сознания и поведения школьников (Текст) / Е.С. Кузнецова. М.: МГПИ, 1986. – 143 с.
  24. Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – Екатеринбург: Литур, 2002. – 192 с.
  25. Лепешинский И.Ю., Глебов В.В. и др. Основы военной педагогики и психологии. Омск: ОмГТУ, 2011. – 180 с.
  26. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2009. – 300 с.
  27. Новик, Р.Л. Воспитать гражданина — патриота (Текст)  /Р.Л. Новик// Классный руководитель. – 2008. – № 5. – С. 97-102.
  28. Павлов, Б.Ф. Воспитание патриотов :  учебное пособие для вузов / Б.Ф. Павлов, А Н. Хузиахметов. – Казань: ТаРИХ, 2004 – 319 с.
  29. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы/авт. сост.: Е.А. Бондаренко, О.Г. Петрова – М.: АС Траст, 2009. – 240 с.
  30. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. // под ред. Н.М. Сертаковой, Н.В. Кудашовой. – М.: Учитель, 2016. – 120 с.
  31.  Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — С. 308–311.
  32. Попова Г.П. Патриотическое воспитание школьников. 5-11 классы. Устные журналы. Тематические вечера. Литературные композиции. — – М.: Учитель, 2007. – 132 с.
  33. Пылев, С.С. Беседы о патриотизме / С.С. Пылев – М.: Молодая гвардия, 2004. – 367 с.
  34. Светловская, Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению/ Н.Н. Светловская// Начальная школа. – 2005. –  №5. – С. 39.
  35. Тисленкова Т.А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. – М.: Учитель, 2007. – 176 с.
  36. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебник / И. Ф. Харламов. – 7-е изд. – М.: Гардарика, 2005. – 520 с.
  37. Харланова, Ю.В. К вопросу о методике воспитания патриотизма в современной российской школе (Текст) / Ю.В. Харланова // Образование в современной школе. – 2007. – № 11. – С.54-57.
  38. Циулина, М.В. К вопросу о воспитании патриотизма/ М.В. Циулина// (Электронный ресурс) – URL: http://smolpedagog.ru/article%2047.html (дата обращения: 25.05. 16)
  39.  Шемягина О. Н. Роль народного искусства в процессе патриотического воспитания. — Там же, с. 333–336.
  40. Шорыгина Т.А. Наша родина – Россия. – М.: Сфера, 2016. – 96 с.
  41. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. – М: Педагогика, 1986. – 300 с.
  42. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.

Яговкина, С.А. Растим гражданина и патриота Отечества /С.А. Яговкина// Воспитание школьников. – 2007. – № 6. – С.58-61.


 

 

 

Помощь с обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф