Меню Услуги

Устав муниципального образования в системе муниципальных правовых актов. Часть 3.


Страницы:   1   2   3


Ведение государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляется регистрирующими органами. Уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, являются открытыми и общедоступными.

Устав, муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав Министерство юстиции РФ рекомендует считать противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, если они:

  • содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;
  • регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставом, муниципальными правовыми актами о внесении изменений в устав;
  • не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами;
  • содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.

Нарушениями установленных требований, касающихся порядка принятия устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав, считаются:

  • принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав ненадлежащим органом местного самоуправления;
  • принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав представительным органом местного самоуправления или собранием (сходом) граждан при отсутствии необходимого кворума;
  • принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава;
  • нарушение регламента представительного органа местного самоуправления или порядка проведения собрания (схода) граждан, повлекшее невозможность установить результаты волеизъявления депутатов или граждан при голосовании по проекту устава.

Наличие коррупциогенных факторов в уставе муниципального образования определяет антикоррупционная экспертиза. Нормативную правовую основу антикоррупционной экспертизы образуют: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Названный Федеральный закон (ст. 1) устанавливает две группы коррупциогенных факторов, которые могут быть обнаружены в муниципальных правовых актах:

  • положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
  • положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Более подробный перечень коррупциогенных факторов содержит утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 № 96 Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Данный перечень является закрытым, что подтверждает определение Верховного Суда РФ от 16 марта 2011 г. № 33-П1-5.

Так, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

б) определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага).

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

в) юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений. В таком же порядке вступают в силу изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольного органа муниципального образования.

Действующие ныне уставы муниципальных образований менее разнообразны, чем те, которые применялись до издания ФЗ № 131-ФЗ. Это понятно – формулы Федерального закона № 154-ФЗ, определявшие содержание уставов, были достаточно общими и даже расплывчатыми, позволявшими муниципальным образованиям действовать по собственному усмотрению, определяя содержание уставов, которое нередко не отвечало действительным местным особенностям и условиям. Теперь необоснованных различий меньше, хотя уставы разных муниципальных образований все же неодинаковы. Одни из них весьма подробно определяют полномочия разных органов местного самоуправления. Другие в этом отношении более лаконичны и ограничиваются в основном формулировками Федерального закона. Одни включают регламентарные нормы, другие отсылают к регламентам, принимаемым представительными органами и т.д.

 

Заключение

Подводя итоги проведенному исследованию устава муниципального образования в системе муниципальных правовых актов, можно сделать следующие выводы.

  1. Устав муниципального образования определяется нами как результат правотворческой деятельности, что обусловило обращение в настоящей работе к анализу категории «муниципальное правотворчество». Проведенный анализ, позволил прийти к выводу о том, что под муниципальным правотворчеством следует понимать осуществляемую в установленном порядке деятельность населения муниципального образования, органов местного самоуправления и их должностных лиц (в том числе в прямо предусмотренных законодательством случаях) по принятию (изданию) муниципальных правовых актов и (или) заключению договоров (соглашений), содержащих правовые предписания, а также по совершению юридически значимых действий в отношении действующих муниципальных правовых актов и договоров (соглашений).

Характер и объем муниципального правотворчества напрямую зависят от государственного правотворчества. Именно федеральное законодательство устанавливает пределы компетенции муниципального образования, закрепляя перечень вопросов местного значения, только федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации на органы местного самоуправления может быть возложено осуществление части государственных полномочий.

  1. Муниципальный правовой акт является основным документальным результатом муниципального правотворчества. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт – решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
  2. Анализ системы муниципальных правовых актов показал, что в соответствии с действующим законодательством в нее входят:
  • устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  • нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
  • правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
  1. Устав муниципального образования в этой системе является основным кодифицированным нормативным правовым актом местного самоуправления. В этом качестве он выступает гарантией стабильности общественных отношений в пределах конкретного муниципального образования. Анализ юридических свойств и функций устава муниципального образования позволил сформулировать следующее определение этого правового акта: это основной муниципальный нормативный правовой акт, имеющий в системе правовых актов муниципального образования высшую юридическую силу, непосредственно действующий на всей территории муниципального образования и определяющий его правовой статус и особенности организации и осуществления в нем местного самоуправления.
  2. В рамках настоящей работы были проанализированы существующие требования к содержанию и структуре устава муниципального образования. Установлено, что основные вопросы содержания устава перечислены в ч. 1 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Между тем анализ других статьей Закона позволяет говорить и об иных вопросах, подлежащих урегулированию в уставе муниципального образования.

На практике же складывается порочная ситуация, при которой вместо закрепления в уставе норм, регулирующих вопросы, перечисленные в части 1 статьи 44 Закона, в текст устава включаются отсылочные нормы, а сами эти вопросы регулируются муниципальными правовыми актами нижестоящего уровня системы муниципальных правовых актов (решениями представительного органа, актами главы муниципального образования). Однако следует помнить, что устав изменяется в более жестком порядке, чем иные муниципальные правовые акты меньшей юридической силы. Это выступает дополнительной гарантией стабильности местного самоуправления. Поэтому, считаем, что использование в уставе муниципального образования отсылочных норм по вопросам, перечисленным в статье 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» недопустимо. В следствие чего в ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимо закрепить запрет на установление отсылочных норм по вопросам, перечисленным в части 1 статьи 44 Закона, за исключением тех ситуаций, когда отсылочные нормы применяются для конкретизации или дополнения норм устава муниципального образования.

Вместе с тем недопустимо усугубление и другой проблемы. При разработке уставов муниципальных образований зачастую дословно переписываются положения федерального и регионального законодательства, что значительно перегружает сам устав. Кроме этого, некоторые положения устава зачастую понятны только специалистам (юристам). Поэтому необходимо стремиться к ясности и точности изложения нормативных предписаний, содержание которых должно быть доступно и понятно должностным лицам, и что самое важное, местному населению.

  1. В связи с тем, что уставы муниципальных образований в большинстве своем по форме представляют собой единый нормативный правовой акт, следует унифицировать и правила относящиеся к структуре устава. Общих требований на этот счет федеральное законодательство не содержит. Однако, обобщая существующую здесь региональную и муниципальную практику, можно сказать, что в структуру устав муниципального образования должны входить обязательные приложения, такие как:
  • карта-схема территории муниципального образования – данное приложение необходимо для понимания и представления границ муниципального образования, а также пределов действия устава;
  • описание границ муниципального образования (определение границ невозможно без их описания, что во многом облегчит представление о них);
  • описание символики муниципального образования при их наличии (герб, флаг как символы территориальной самостоятельности муниципалитета).

В целом же можно сказать, что содержание устава призвано не только отразить состояние системы муниципальных правоотношений, но и дать основу для дальнейшего развития правовой основы местного самоуправления, наметить те ориентиры, к которым стремится общество, государство, в том числе и само муниципальное образование. Устав муниципального образования в юридическом смысле должен точно и обоснованно отражать потребности и интересы местного населения, способствовать продуктивному решению вопросов местного значения.

  1. Анализ процесса принятия устава муниципального образования позволил структурно разделить его на три стадии: стадию разработки и принятия устава муниципального образования; стадию государственной регистрации устава муниципального образования; стадию опубликования (обнародования) устава муниципального образования.

Следует отметить несовершенство механизмов обеспечивающих участие населения в обсуждении проекта устава муниципального образования или акта о внесении изменений и дополнений в устав. Мы предлагаем использовать возможности интернет-обсуждения проектов правовых актов, как это делается на федеральном уровне в отношении проектов социально значимых законов. Следует предусмотреть в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможность использования интернет-обсуждения проекта устава муниципального образования или акта о внесении изменений и дополнений в устав наравне с публичными слушаниями. Порядок организации и проведения такого интернет-обсуждения должен определяться в самом уставе или специальным актом представительного органа муниципального образования.

 

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Антикоррупционная экспертиза обязательное экспертное исследование проектов нормативных правовых актов, проводимое специально уполномоченными субъектами, в соответствии с действующим законодательством, и направленное на выявление и устранение норм, содержащих коррупциогенные факторы
2 Государственная регистрация уставов муниципальных образований деятельность территориальных подразделений Министерства юстиции РФ по систематизации уставов муниципальных образований и их контролю на предмет соответствия федеральному законодательству и законодательству субъектов РФ, и наличия коррупциогенных факторов
3 Государственный реестр уставов муниципальных образований является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований
4 Коррупциогенные факторы правовая конструкция (отдельное предписание или совокупность предписаний), которая сама по себе или во взаимосвязи с иными положениями с большей или меньшей степенью создает риск совершения коррупционных действий субъектами, реализующими предписания правового акта
5 Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций
6 Муниципальная правотворческая инициатива это право населения муниципального образования участвовать в разработке и обсуждении местных нормативных актов
7 Муниципальное образование городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения
8 Муниципальное правотворчество осуществляемая в установленном порядке деятельность населения муниципального образования, органов местного самоуправления и их должностных лиц (в том числе в прямо предусмотренных законодательством случаях) по принятию (изданию) муниципальных правовых актов и (или) заключению договоров (соглашений), содержащих правовые предписания, а также по совершению юридически значимых действий в отношении действующих муниципальных правовых актов и договоров (соглашений)
9 Муниципальный правовой акт решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер
10 Население муниципального образования граждане Российской Федерации и в установленных законом или международным договором Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования и имеющие право на участие в местном самоуправлении в этом муниципальном образовании
11 Опубликование устава муниципального образования доведение текста устава муниципального образования до сведения населения муниципального образования путем размещения его текста в печатном издании или на электронном ресурсе
12 Органы местного самоуправления избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения
13 Правотворчество завершающая процесс формирования права государственная деятельность, в результате которой определенные положения возводятся через закон, иные источники в юридические нормы. Правотворческая деятельность выражается в правотворческих актах и системном кодификационном правотворчестве
14 Публичные слушания это проводимые представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования заседания с участием жителей для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения
15 Устав муниципального образования основной муниципальный нормативный правовой акт, имеющий в системе правовых актов муниципального образования высшую юридическую силу, непосредственно действующий на всей территории муниципального образования и определяющий его правовой статус и особенности организации и осуществления в нем местного самоуправления

 

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Европейская хартия о местном самоуправлении ETS № 122. Принята Советом Европы в г. Страсбург, 15 октября 1985 г. : ратифицирована Российской Федерацией федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // СЗ РФ, 1998, № 36, Ст. 4466
  2. Конституция Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 2014, № 31, Ст. 4398.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм., внесенными федер. законом от 3 февраля 2015 г. № 8-ФЗ) // СЗ РФ, 2003, № 40, Ст. 3822; Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), 2015, 4 февраля.
  4. О государственной регистрации уставов муниципальных образований : федер. закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ (в ред. федер. закона от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ) // СЗ РФ, 2005, № 30 (ч. 1), Ст. 3108; СЗ РФ, 2011, № 48, Ст. 6730.
  5. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов : федер. закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ (в ред. федер. закона 21 октября 2013 г. № 279-ФЗ) // СЗ РФ, 2009, № 29, Ст. 3609; Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), 2013, 21 октября.
  6. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов : Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 № 96 (в ред. постановления от 27 ноября 2013 г. № 1075) // СЗ РФ, 2010, № 10, Ст. 1084; СЗ РФ, 2013, № 48, Ст. 6278.

Научная литература

  1. Адамоков, Б.Б. Уставы муниципальных образований: проблемы правового регулирования и практика правореализации. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук : 12.00.02 [Текст] / Б.Б. Адамоков. – М., 2013. – 26 с.
  2. Алешкова, Н.П. Конституционно-правовые основы муниципального правотворчества в Российской Федерации: монография [Электронный ресурс] / Н.П. Алешкова. – Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2012. – 260 с. – Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
  3. Бабичев, И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций [Текст] / И.В. Бабичев. – М.: Норма, Инфра-М, 2010. – 336 с. – ISBN 978-5-91768-1420-9.
  4. Баранов, П.М. К вопросу о понятии муниципального нормативного правового акта [Текст] / П.М. Баранов // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2011. – № 2. – С. 4-6.
  5. Бондарь, Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России [Текст] / Н.С. Бондарь. – М.: Норма, 2008. – 591 с. – ISBN 978-5-468-00185-1
  6. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) [Текст] / А.Н. Борисов. – М.: Деловой двор, 2010. – 784 с. – ISBN 978-5-91550-094-4
  7. Васильев, М.А. Нормотворческий процесс в муниципальных образованиях: организация и технология [Текст] / М.А. Васильев. – Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. – 88 с. – ISBN 5-900927-24-5.
  8. Васильев, М.А. Оценка эффективности проектов актов местного самоуправления: методы экспертной оценки [Текст] / М.А. Васильев. – Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. – 124 с. – ISBN 5-900927-30-X
  9. Васильев, В.И. Муниципальное право России: Учебник [Электронный ресурс] / В.И. Васильев. – 2 изд., перераб. и доп. М.: «Юстицинформ», 2012. Режим доступа: справ.-правовая система «ГАРАНТ».
  10. Горбуль, Ю.А. Систематизация муниципальных нормативных правовых актов [Текст] / Ю.А. Горбуль // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2011. – № 1. – С. 25-26.
  11. Жалсанов, Б.Ц. Устав муниципального образования как акт высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов: монография [Текст] / Б.Ц. Жалсанов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. – 95 c. – ISBN 978-6-238-02189-5
  12. Звягинцев, М.Н. Понятие и классификация муниципальных правовых актов. Монография [Текст] / М.Н, Звягинцев. – Барнаул, 2007. – 350 c. – ISBN 978-5-8199-0339-1.
  13. Кирсанов, Д.В. Сущность устава муниципального образования как муниципального правового акта [Текст] / Д.В. Кирсанов // Современное общество и право. – 2012. – № 3(8). – С. 55-62.
  14. Кожевников, О.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (постатейный) [Электронный ресурс] / О.А. Кожевников, Т.А. Гайворонская. – М.: СПС КонсультантПлюс. 2011. Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
  15. Кудрякова, О.В. Правовые акты местного самоуправления. Автореф. дис. … канд. юрид. наук [Текст] / О.В. Кудрякова. – М., 2000. – 24 c.
  16. Леонтенков, А.В. Муниципальные правовые акты в системе источников российского права : Дис. … канд. юрид. наук [Текст] / А.В. Леонтенков. – Н.Новгород, 2005. – 210 с.
  17. Маньковская, В.И. Муниципальные правовые акты : учебное пособие [Текст] / В.И. Маньковская. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. – 202 с. – ISBN 978-5-476-00757-9.
  18. Муртазина, Г.М. Правовое регулирование принятия, опубликования и введения в действие муниципальных правовых актов (вопросы теории и практики) : Автореф. дис. … канд. юрид наук [Текст] / Г. М. Муртазина. – М., 2011. – 26 с.
  19. Овчинников, И.И. Муниципальное право России : Учебник [Текст] / И.И. Овчинников, А.Н. Писарев. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с. – ISBN 978-5-699-22546-0.
  20. Пахарукова, А.В. Регистр муниципальных нормативных правовых актов [Текст] / А.В. Пахрукова // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2010. – № 1. – С. 12-13.
  21. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст] / А.Г. Бабичев, П.П. Беликов, С.Ю. Зюзин и др.; под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. – 788 с. – ISBN 978-5-904000-35-6.
  22. Система муниципального управления [Электронный ресурс] / Под ред. В.Б. Зотова. – СПб.: Питер, 2007 // Режим доступа: справ.-правовая система «ГАРАНТ. Платформа F1». – ISBN 5-224-05154-1
  23. Тарабрин, А.В. Устав муниципального образования как основной муниципальный правовой акт [Текст] / А.В. Тарабрин // Проблемы правопонимания и правоприменения: теория и практика. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Волжский, 12-13 апреля 2007 г. – Волгоград, 2007. – С. 579-589.
  24. Чащина, С.И. Система муниципальных правовых актов : Дис. … канд. юрид. наук [Текст] / С.И. Чащина. – Хабаровск, 2006. – 202 с.
  25. Шкуратова, Т.П. Муниципальное правотворчество: вопросы теории и правового регулирования : автореф. дисс. … канд. юрид. наук : 12.00.02 [Текст] / Т.П. Шкуратова. – Челябинск, 2011. – 26 с.
  26. Шугрина, Е.С. Муниципальное право : учебник [Текст] / Е.С. Шугрина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 672 с. – ISBN 978-5-482-01339-7.
  27. Щипачёв, В.А. Устав муниципального образования, как основа системы муниципальных правовых актов [Текст] / В.А. Щипачев // Местное право. – 2010. – № 2. – С. 13-20.
  28. Чермит, А.Ю. Устав муниципального образования в системе нормативно-правового регулирования местного самоуправления: монография [Текст] / А.Ю. Чермит, Р.А. Эфрикян. – Краснодар, 2013. – 139 c. – ISBN 5-7845-0113-5.

Материалы судебной практики

  1. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов, противоречащими закону : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. №5 (с изм. от 25 мая 2000 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1993, № 7; 2000, № 7.
  2. Об отмене решения Ленинградского областного суда от 30 декабря 2010 г. и об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим областного Закона от 1 сентября 2004 г. № 52-ОЗ «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Тихвинский муниципальный район и муниципальных образований в его составе» : определение Верховного Суда РФ от 16 марта 2011 г. № 33-П1-5 // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» // URL.http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=188283 (дата обращения: 5 февраля 2015 г.)


Страницы:   1   2   3