Страницы 1 2
Оглавление
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты
- 1.1 Нормативно-правовая база
- 1.2 Понятие государственного мониторинга земель
- 1.3 Система экологического мониторинга земель г. Москвы
- 1.4 Задачи экологического мониторинга земель
- Глава 2. Методические аспекты экологического мониторинга
- 2.1 Основные методы ведения экологического мониторинга в Департаменте городского имущества г. Москвы
- 2.2 Принципы ведения экологического мониторинга земель в Департаменте городского имущества г. Москвы
- 2.3 Современные проблемы ведения экологического мониторинга земель в Департаменте городского имущества г. Москвы
- Глава 3. Практические аспекты
- 3.1 Мероприятия по совершенствованию методов ведения экологического мониторинга земель в Департамента городского имущества г. Москвы
- 3.2 Анализ экологического мониторинга земель г. Москвы
- Заключение
Введение
Актуальность выбора темы данной выпускной квалификационной работы является то, что земля является одним из главных видов природных ресурсов человечества. Она пространственно ограничена, абсолютно неликвидна и по сути не возобновляема. За состоянием земельного фонда в России осуществляется строгий контроль, который отслеживает использование земель, нарушение их целевой эксплуатации, состояние ресурсов и изменение качества земли в условиях влияния человеческого воздействия.
Государственный мониторинг земель является частью общего экологического мониторинга, с помощью которого происходит оценка количественных и качественных характеристик показателей земельного фонда. Мониторинг позволяет не только защитить окружающую среду от негативного воздействия, но и исправить уже возникшие негативные процессы в земельном фонде страны.
Земля – основной ресурс страны, от которого зависит не просто благосостояние всего общества, но и развитие всех хозяйственных отраслей страны. Земля обладает особыми критериями ее полезного использования, такими, к примеру, как плодородность почвы. Если речь идёт об оценке земель сельскохозяйственного назначения, данный показатель наиболее точно отражает состояние земельного фонда и перспективы развития общества.
Само понятие мониторинга говорит о том, что наблюдение за землёй происходит непрерывно. Постоянный контроль регулярно выявляет актуальные данные, которые фиксируются в специальных документах, на основании которых в последствии создаются национальные программы, проекты или новые нормативно-правовые акты. Объектами мониторинга являются земли, расположенные на территории РФ, без каких-либо ограничений.
Предметом данной выпускной работы является процесс государственного экологического мониторинга земель.
Объектом – ведение экологического мониторинга земель в Департаменте городского имущества г. Москвы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ экологического мониторинга земель г. Москвы в Департаменте городского имущества г. Москвы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
–изучить нормативно-правовую базу государственного экологического мониторинга земель;
–раскрыть понятие государственного мониторинга земель;
–рассмотреть систему экологического мониторинга земель г. Москвы;
– определить задачи экологического мониторинга земель;
–выявить основные методы ведения экологического мониторинга в Департаменте городского имущества г. Москвы;
–изучить принципы ведения экологического мониторинга земель в Департаменте городского имущества г. Москвы;
–выявить современные проблемы ведения экологического мониторинга земель в Департаменте городского имущества г. Москвы;
–предложить мероприятия по совершенствованию методов ведения экологического мониторинга земель в Департаменте городского имущества г. Москвы;
–провести анализ экологического мониторинга земель г. Москвы.
Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что при написании данного исследования нами были проанализированы труды ведущих ученых, систематизирована теоретическая база и сделаны соответствующие выводы по теме исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать на практике для совершенствования методов государственного экологического мониторинга земель.
Методология и методы исследования. Теоретической основой данного исследования послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в экологического мониторинга земель.
В процессе исследования применены общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, моделирование и др.), статистический анализ.
Информационной базой исследования явились документы и материалы, опубликованные в открытой печати, документация в Департамента городского имущества г. Москвы.
Цель и задачи определили структуру данной выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, основной части, которая включает три главы, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты
1.1 Нормативно-правовая база
Одним из основных конституционных прав человека является право на благоприятную окружающую среду. Для реализации положений Конституции Российской Федерации, закреплённых в ст. ст. 9, 42, гарантирующих право человека на благоприятную окружающую среду, важнейшим институтом государственного управления в области её охраны является государственный контроль (надзор).
Правовые основы охраны окружающей среды установлены Конституцией Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
Ст. 58 обязывает граждан РФ сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Основными законодательными актами Российской Федерации в областях охраны окружающей среды и природопользования, имеющими значение для города Москвы, являются
— «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 №74-ФЗ;
— «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 №136-ФЗ;
— «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ;
— «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 №63-ФЗ;
— «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ;
— Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»;
— Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
— Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире»;
— Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
— Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
— Федеральный закон от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»;
— Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
— Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
— Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
— Федеральный закон от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;
— Федеральный закон от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ заложил основы развития отрасли экологического права с учётом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных условий развития общества и государства на современном этапе.
Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в областях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В городе Москве регулирование отношений в областях охраны окружающей среды и природопользования основано на базе городского законодательства в области охраны окружающей среды. В частности, в Москве действуют
— Закон города Москвы от 05.05.1999 №17 «О защите зелёных насаждений», регулирующий отношения по вопросам сохранения и восстановления зелёных насаждений;
— Закон города Москвы от 26.09.2001 №48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», регулирующий отношения в областях организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
— Закон города Москвы от 20.10.2004 №65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве», регламентирующий отношения в областях организации и осуществления экологического мониторинга;
— Закон города Москвы от 02.03.2005 №9 «О комплексном природопользовании в городе Москве», определяющий условия комплексного природопользования с учётом экологического состояния и функционального назначения городских территорий;
— Закон города Москвы от 30.11.2005 №68 «Об отходах производства и потребления в городе Москве», определяющий общие требования в области обращения с отходами;
— Закон города Москвы от 04.07.2007 №31 «О городских почвах», определяющий общие требования в областях охраны, рационального использования, восстановления городских почв, а такжеуправления в данной области;
— Закон города Москвы от 21.11.2007 №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», устанавливающий административную ответственность за правонарушения в областях охраны окружающей среды и природопользования, а также ответственность должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Основные изменения в экологическом законодательстве за согласно федеральным правовым актам
В условиях постоянно нарастающей антропогенной нагрузки вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности становятся все более актуальными. Экологическая доктрина Российской Федерации, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. №1225-р, признала сохранение природы и улучшение качества окружающей среды приоритетными направлениями деятельности государства и общества.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О землеустройстве» изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ: геодезические, картографические работы; почвенные, геоботанические, другие обследования и изыскания; оценка качества и инвентаризация земель.
В соответствии с п. 5.1.13 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения»
Государственный надзор (контроль) представляет собой деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами требований, установленных нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также за счёт принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.
Правовые основы осуществления контрольно-надзорных полномочий закреплены в Федеральном законе от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», федеральных и региональных законах об охране, использовании отдельных компонентов окружающей среды и природных объектов, порядках осуществления различных видов надзора (контроля).
В соответствии с Положением о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 №296-ПП, должностные лица ДПиООС уполномочены осуществлять экологический мониторинг и контроль.
Контрольно-надзорная деятельность государственных инспекторов осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Закон №294-ФЗ) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В соответствии с законодательством Российской Федерации административная ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды установлена по 48 составам. Административным законодательством города Москвы ответственность за природоохранные нарушения установлена 43 статьями Закона города Москвы от 21.11.2007 №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (КоАП г. Москвы).
1.2 Понятие государственного мониторинга земель
Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдения, прогнозирования и оценки, которая направлена на получение достоверной информации о состоянии земельного фонда страны. Это часть государственного мониторинга окружающей среды. Данное определение законодательно регламентировано. Оно содержится вместе с другими основными характеристиками этого понятия в ст. 67 Земельного Кодекса РФ.
Задачи мониторинга Земельное право регламентирует и задачи государственного мониторинга земель, его главные цели. К задачам государственного мониторинга земель относится, в частности, по ст. 67 ЗК РФ:
–выявление изменений в состоянии земельного фонда, оценка данных изменений и прогнозирование новых, выявление нарушений, подготовка предложений по защите земли от негативного воздействия и устранения последствий пагубного влияния;
–обеспечение информацией о состоянии земельного фонда государственных органов для реализации последними полномочий в области земельных отношений;
–обеспечение информацией о состоянии земельного фонда органов местного самоуправления для реализации последними полномочий в области земельных отношений;
–обеспечение информацией о состоянии окружающей среды граждан, предпринимателей и юридических лиц.
Информация о результатах государственного мониторинга носит общедоступный открытый характер. Любой желающий человек может ознакомиться с данной информацией. Она систематизируется и хранится в государственном фонде данных экологического мониторинга страны.
Каждый объект исследования и оценки имеет особый набор показателей, которые отражают его состояние и использование в виде качественных или количественных характеристик. Кто осуществляет государственный мониторинг земли, зависит от категории исследуемого объекта.
Все земли страны поделены на определенные категории и виды разрешённого использования. Все земли, кроме земель сельскохозяйственного назначения, контролирует Росреестр в соответствии с Постановлением Правительства № 457.
Земли сельскохозяйственного назначения и прочих категорий, используемых для нужд сельского хозяйства, контролируются в соответствии с ФЗ № 101 о обеспечении плодородия данной категории земель.
Земельный Кодекс РФ гласит, что мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель. Первый предполагает контроль за целевым использованием земельных участков, второй – за оценкой их количественных и качественных показателей. В рамках мониторинга состояния земель также оцениваются загрязнения и захламления почв, их деградация и последствия негативного влияния среды.
Безусловно, это не единственная существующая классификация видов государственного мониторинга. Также данное понятие можно разделить на следующие виды мониторинга: Федеральный; Региональный; Локальный.
Мониторинг может вводиться специальной государственной или региональной программой, в том числе и в отношении лишь отдельной категории земли. Поводами для утверждения программы мониторинга могут быть общее снижение плодородия сельскохозяйственных почв, их деградация и упадок.
Перед оформлением в собственность участка нужно получать о нем досконально подробную информацию. Без постоянного контроля невозможно представить эффективную систему управления земельными ресурсами.
Порядок осуществления государственного мониторинга земли установлен Приказом Министерства Экономического развития России № 852 от 2014 года. Систематизация данных земельного учета позволяет эффективно и полно оценивать общую ситуацию в стране, оперативно получать интересующую информацию, делать данные сведения доступными для населения. В России очень много земель, и многие из них до сих пор не освоены, что нужно исправлять и повышать доступность земельных наделов для всех желающих.
1.3 Система экологического мониторинга земель г. Москвы
Возле стен Донского монастыря находится одна из стационарных станций контроля качества столичного воздуха. Снаружи она похожа на небольшой серый вагончик. Внутри — несколько анализаторов, напоминающих металлические ящики вроде сейфов. В них по трубкам с улицы поступает воздух.
Внутри приборов идут реакции, которые позволяют измерить содержание тех или иных веществ. Экраны, расположенные на анализаторах, показывают, например, наличие диоксида серы или оксида азота в режиме реального времени.
Сегодня у Мосэкомониторинга 60 таких станций, четыре из них — в Подмосковье. Станции располагаются вблизи автотрасс, в природных зонах и на жилых территориях — в том числе тех, которые подвержены влиянию выбросов с предприятий. Все оборудование функционирует онлайн, круглосуточно и в автоматическом режиме. Данные передаются постоянно, участие человека в процессе не требуется.
Одна станция фиксирует до 20 показателей. Их перечень может разниться в зависимости от местоположения. Также на всех станциях есть метеорологическое оборудование, которое определяет условия для рассеивания веществ. Иными словами, приборы устанавливают, куда движется облако загрязнения и как скоро оно исчезнет.
Первая станция экологического мониторинга появилась в столице в 1995 году. Служба создавалась с учетом требований Всемирной организации здравоохранения по директивам Европейского союза. В 2007-м заработал Единый городской фонд данных экологического мониторинга. Эта система помогает передавать данные со станций в автоматическом режиме. Все желающие могут следить за уровнем загрязнения воздуха в столице онлайн.
Система сопоставима с теми, что работают в Лондоне, Берлине, Париже. Некоторые показатели у нас контролируются лучше. Кроме того, Москва — лидер в вопросе информирования населения. Данные на нашем сайте общедоступны и обновляются каждый час.
Большинство жалоб на качество воздуха связано с нарушением условий рассеивания. И хотя ведомство отрабатывает каждую заявку, не редки случаи, когда жителям столицы приходится просто ждать перемены погоды.
Помимо стационарных, в Москве есть три передвижные лаборатории, которые контролируют качество воздуха и измеряют уровень шума. Машины работают круглосуточно. Маршруты их следования намечают заранее, чтобы собрать данные в недоступных для стационарных станций районах, либо составляют на основе заявок от жителей.
Оборудование передвижной лаборатории практически не отличается от ттого, что в стационарной. Внутри находятся такие же газоанализаторы. Это позволяет производить автоматические измерения на месте сразу же — достаточно включить приборы по дороге. Однако не все показатели доступны для измерения в автоматическом режиме. Специалисты, выезжающие на место, берут пробы, прокачивая определенный объем воздуха через жидкость, сорбент или собирая его в вакуум — в зависимости от вида необходимого исследования. Далее образцы доставляются в лабораторию.
Проблема шумных строек довольно актуальна для столицы. Вести работы на стройплощадках ночью разрешено, но при соблюдении ряда требований. Например, в темное время суток нельзя забивать сваи или использовать громкоговорители. Специалист выезжает на место и измеряет уровень при помощи компактного прибора — шумомера.
Также сотрудники Мосэкомониторинга регулярно проверяют состояние почвы и воды. Ведомство следит именно за природными водоемами, а не за качеством питьевой или водопроводной воды. Мониторинг воды осуществляется в 66 контрольных створах при отсутствии льда — на Москве-реке, ее притоках, в Косинских озерах.
Лаборатории Мосэкомониторинга могут выявить и исследовать более 600 веществ в разных природных средах, в том числе 120 воздушных соединений. Над этим в учреждении круглосуточно работают 50 человек.
Поступившие пробы могут изучать как несколько часов, так и несколько дней, в зависимости от загруженности и формата исследований. В образцы добавляют реагенты и проверяют их на разнообразных приборах.
Воду исследуют на 40 физико-химических веществ: определяют уровень кислотности, степень прозрачности, наличие растворенного кислорода, взвешенных и органических веществ, основных ионов, биогенных элементов (соединения азота и фосфора), металлов, нефтепродуктов.
У нас в регионе железистые почвы. И поэтому в период снеготаяния уровень железа в воде часто превышает норму. Это обусловлено природными факторами. А вот превышение уровня азотистых соединений и фосфатов часто свидетельствует о канализационных сливах. Они возникают из-за незаконных врезок или нарушений при строительстве.
Все данные заносятся в протокол. При обнаружении нарушений информация передается в контрольно-надзорные органы — Росприроднадзор или городской Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Они уполномочены проводить внеплановые проверки и находить нарушителей.
Современный мегаполис не может существовать без подобной службы. Исследования Мосэкомониторинга позволяют следить за экологической ситуацией в городе, определять пути развития столицы, оценивать эффективность тех или иных природоохранных мероприятий, например транспортной политики.
В Москве около 90 процентов выбросов приходится на автотранспорт. Это типичная ситуация для всех крупных городов. Количество транспорта с каждый годом растет, но при этом нам удается снижать выбросы. Это происходит за счет улучшения экологических характеристик автомобилей, развития системы общественного транспорта, строительства станций метро, новых дорог и развязок. Ведь основной объем выбросов происходит именно во время пробок.
По данным Мосэкомониторинга, за последние восемь лет почти на треть сократились выбросы от энергетических предприятий столицы. Достигать подобных результатов помогает своевременная модернизация предприятий.
Еще одна задача мониторинга — оценка влияния экологической обстановки на здоровье жителей, оценка рисков от загрязнения воздуха. Эту работу делают врачи-гигиенисты, которые имеют доступ к данным. Система непрерывной проверки качества воздуха также поможет спасти жизни и здоровье людей, если где-то произойдет утечка.
В ближайшем будущем планируют обновить 13 станций Мосэкомониторинга. На них демонтируют устаревшее оборудование, установят новые системы. До конца текущего года откроется новая стационарная станция в районе Некрасовка. Также будут развивать сотрудничество с Московской областью. На границах с Подмосковьем планируют установить еще 15 станций.
Сейчас ведется научная работа по созданию прибора для контроля запахов, уже получившего в народе название «электронный нос».
1.4 Задачи экологического мониторинга земель
Задачами государственного мониторинга земель являются:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);
3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.
В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.
В соответствии с Положением о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 №296-ПП, должностные лица ДПиООС уполномочены осуществлять следующие виды мониторинга и надзора (контроля):
–региональный государственный экологический надзор;
– государственный контроль выполнения требований по защите зелёных насаждений в городе Москве;
– государственный надзор за соблюдением требований по охране и рациональному использованию городских почв в городе Москве;
– лицензионный контроль деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома металлов.
Региональный экологический надзор включает:
– государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (собственные полномочия субъекта);
– государственный надзор в области обращения с отходами (собственные полномочия субъекта);
– государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха (собственные полномочия субъекта);
– государственный надзор в области охраны водных объектов (собственные полномочия субъекта);
– государственный надзор в области охраны и использования ООПТ (собственные полномочия субъекта);
– федеральный государственный охотничий надзор (переданные полномочия субъекта);
– федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (переданные полномочия субъекта).
Лицами, уполномоченными на осуществление возложенных контрольно-надзорных полномочий, являются государственные инспекторы города Москвы в области охраны окружающей среды (далее – государственные инспекторы).
Департамент природопользования и охраны окружающей среды осуществляет региональный государственный экологический надзор и контроль соблюдения законодательства об экологической экспертизе на объектах хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории города Москвы, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, независимо от форм собственности, за исключением — объектов, использующих только участки недр федерального значения;
– объектов, отнесённых к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 г. №903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;
– объектов, отнесённых к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №288 «Об утверждении Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов».
Иные контрольно-надзорные полномочия осуществляются в отношении субъектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории города Москвы.
Выводы по 1-й главе:
Мониторинг земли нужен прежде всего для контроля за состоянием окружающей среду, в которой проживает население. Человечество итак давно стоит на пороге катастрофы: мусор трудно разлагается, лесные фонды незаконно вырубаются, умирают последние особи редких животных. Земля – это всеобщее достояние, благодаря которому человечество выживает, выращивает растения, пасёт скот. Если не контролировать состояние земельного фонда, можно в короткие сроки лишиться почвенных запасов, ухудшить качество земли.
Особо мониторинг земли касается сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих население постоянными запасами еды. Кроме того, мониторинг необходим при проведении приватизации.
Страницы 1 2
