ГЛАВА 4. МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТЛЮГА
Перед началом эксплуатации, вертлюга необходимо выполнить следующее:
- проверить затяжку всех болтовых соединений, при необходимости болты и гайки докрепить и снова законтрить проволокой;
- проверить надежность затяжки резьбовых соединений быстросъемного уплотнения;
- проверить состояние замковой резьбы переводника путем наружного осмотра, в случае обнаружения забоев резьбы или трещин заменить Переводник;
- закрепить переводник на стволе при помощи машинных ключей;
- залить масло в масляную ванну в соответствии с указаниями для чего: проверить надежность затяжки пробки, отвернуть пробку, залить масло до тех пор, пока уровень ее поднимется до краев отверстия;
- осмотреть и при необходимости прочистить «дыхательное» отверстие на пробке;
- проверить состояние уплотнения масляной ванны, ecли имеется утечка масла из ванны, необходимо сменить севанитовые уплотнения;
- заполнить полости уплотнений густой смазкой в соответствии с картой смазки;
- установить вертлюг.
Проверка технического состояния вертлюга должна производиться перед каждой сменой, при этом проверяется:
- осевой люфт ствола (при необходимости производится регулировка люфта в соответствии с указаниями раздела «Техническое обслуживание»);
- надежность затяжки всех болтовых и резьбовых соединений;
- состояние замковой резьбы переводника;
- уровень масла в масляной ванн;
- состояние «дыхательного» отверстия на пробке;
- состояние масла в масляной ванне (загрязненное масло заменить);
- состояние быстросъемного уплотнения и уплотнения масляной ванны.
Во время устройства на работу автоспециалист проходит вводный инструктаж по вопросам охраны труда.
По данной инструкции автоспециалист инструктируется перед началом работы (первичный инструктаж ), а потом через каждые 3 месяца (повторный инструктаж). Результаты инструктажа заносятся в Журнал регистрации инструктажей по вопросам охраны труда (на рабочем месте); в журнале после прохождения инструктажа должна быть подпись того, кто инструктирует, и автоспециалиста.
Автоспециалист проходит обучение и ежегодную проверку знаний по вопросам охраны труда. Проверка знаний у водителей проводится в объеме технологической документации технического обслуживания и ремонта автомобилей; инструкций по эксплуатации средств производства, которые используются; инструкций по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности и оказанию домедицинской помощи.
Перед допуском к самостоятельной работе и отсутствия достаточного опыта автоспециалист проходит стажировку (дублирование) в установленном на предприятии порядке.
Работодатель должен застраховать автоспециалиста, в том числе от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания. В случае повреждения здоровья автоспециалист имеет право на возмещение причиненного ему вреда.
Автоспециалист обеспечивается спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, перечень и сроки ношения которых устанавливается трудовым (коллективным) договором, а именно:
- при выполнении работ по обслуживанию и ремонту автомобилей костюм вискозно-лавсановый – 12 месяцев; ботинки кожаные – 12 месяцев; берет – на 12 месяцев; рукавицы комбинированные – 2 месяца; очки защитные – до износа.
- при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту в осмотровых канавах, на подъемниках, эстакадах дополнительно-каска строителя с подшлемником – очередная;
- при выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, переносе и промывки деталей двигателей и при работе с этилированным бензином: костюм вискозно-лавсановый – 12 месяцев; фартук прорезиненный – 6 месяцев; сапоги резиновые – 12 месяцев; перчатки резиновые – 6 месяцев; рукавицы комбинированные – 2 месяца; очки защитные – до износа;
- при выполнении наружных работ зимой, а также в помещениях при температуре в них ниже допустимой дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке – 36 месяцев; брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке – 36 месяцев.
Спецодежда и спецобувь должны быть соответствующего размера и роста.
Автоспециалист обеспечивается необходимыми для технического обслуживания и ремонта автомобилей подъемным механизмом (например, автоподъемником), рабочим слесарным инструментом соответствующей номенклатуры (набор гаечных ключей и отверток, пассатижей и т.п.), технологическими устройствами (предохранительной вилкой для проведения шиномонтажных работ, строповочными устройствами, упорными колодками, специальными подставками (козелками) и т.п.), переносными осветительными устройствами с безопасным напряжением (напряжение не должно превышать 12 В) и лежаком (подстилкой) для работы под автомобилем (при отсутствии смотровой канавы или подъемных механизмов). Трудоемкие погрузочно-разгрузочные работы должны быть механизированы. Автоспециалист должен иметь место (например, личный шкаф) для хранения рабочего инструмента и технологических устройств.
Для личной гигиены автоспециалист обеспечивается моющими средствами и обтирочным материалом (лоскутами). Автоспециалист, который во время выполнения работ имеет контакт с вредными веществами (маслами, лакокрасочными материалами), обеспечивается дерматологическими средствами (средствами защиты кожи).
Автоспециалист должен:
- выполнять правила внутреннего трудового распорядка предприятия;
- соблюдать задач ответственных лиц предприятия, графика работы и маршрута следования, не находиться на рабочем месте в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического и токсического опьянения;
- выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ и по которой получил инструктаж, придерживаться установленного режима работы;
- не заниматься посторонними делами, не отвлекать внимание других работников;
- не включать и не останавливать (кроме аварийных случаев) средства производства, работа на которых не предусмотрена;
- не допускать к проведению работ с ремонтируемым автомобилем посторонних лиц;
- бережно относиться к имуществу, которое есть в производственных и бытовых помещениях;
- ходить по территории АОП установленным для перемещения людей местами (тротуарами), в темное время суток ходить только по хорошо освещенной местности, при необходимости пользоваться переносными средствами освещения; быть осторожным и внимательным во время передвижения.
Автоспециалист должен пройти инструктаж по инструкции по охране труда при выполнении шиномонтажных работ; инструкции по пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности и инструкции по оказанию домедицинской помощи.
Автоспециалист должен пройти инструктаж по инструкции по охране труда во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ вручную, а в случае использования грузоподъемного механизма (например, кран-балки, тельфера) – инструкцией по охране труда при использовании грузоподъемного механизма, управляемой с пола. Проведение работ с подъемом грузов вручную – должно быть механизировано.
Допуск автоспециалиста к работам с использованием средств производства с повышенной опасностью осуществляется после проведения инструктажа по соответствующей инструкции по охране труда. Например, в случае использования ручного электроинструмента автоспециалист проходит инструктаж по инструкции по охране труда при работе с ручным электроинструментом; сверлильного станка – инструкцией по охране труда лед время работы на сверлильном станке, заточного станка – инструкцией по охране труда при работе на заточном станке.
Перед привлечением к работам с использованием этилированного бензина автоспециалист проходит инструктаж по инструкции по охране труда при работе с этилированным бензином.
К выполнению работ по техническому обслуживанию аккумуляторных батарей допускается лицо по профессии аккумуляторщик или электромонтажник аккумуляторных батарей.
Функциональные обязанности автоспециалиста не предусматривают проведение работ на высоте и на проезжей части дорог.
Автоспециалист несет ответственность за нарушение требований, изложенных в данной инструкции согласно правилам внутреннего трудового распорядка предприятия.
Получить от руководителя задание на выполнение работ.
Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть обшлага рукавов; заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов; убрать волосы под берет. Не работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, босоножках), а также без спецодежды (шортах, футболке и др).
Ручной инструмент и технологические приспособления должны быть в сухом и чистом состоянии. Проверить наличие (исправность) ручного инструмента и технологических устройств, а именно:
- гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов, не иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельными и не завернутые;
- раздвижные ключи не должны быть ослабленными в подвижных частях;
- кувалды и молотки должны иметь бойки с гладкой, слегка выпуклой поверхностью, не косой, не сбитой, без сколов, выбоин и трещин, заусенцев; рукоятки молотков и кувалд должны быть выполнены из древесины твердых и вязких пород (дуба, бука и др), иметь гладкую поверхность, рабочая часть должна быть надежно закреплена;
- ручная пила-ножовка должна иметь исправную рукоятку, ножовочное полотно без надломов и трещин;
- ударные инструменты (зубила, крейцмейселі, бородки, кернеры и т. п) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа; зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
- рабочая часть отвертки должна иметь толщину, необходимую для вхождения ее без зазора в прорезь головки винта или шурупа.
Перед проведением работ в смотровой канаве:
- установить колеса автомобиля параллельно направляющим канавы;
- поставить автомобиль на тормоза или подложить под колеса не менее чем две упорные подкладки;
- убедиться в безопасном доступе, наличия освещения и защитной решетки в канаву.
Автомобиль установить в необходимом месте и зафиксировать стояночным ручным тормозом.
Для подготовки рабочего места и средств производства в начале смены должно быть предоставлено необходимое время.
Обо всех выявленных неисправностях информировать руководителя работ и не приступать к работе, пока они не будут устранены.
На территории производственной базы АОП работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей проводить в специальных производственных помещением (цехах, мастерских, постах и т. п). Не загромождать помещения и проходы к ним посторонними материалами. Не ставить автомобиль на путях эвакуации.
После постановки автомобиля на ремонт вывесить на руль табличку «Двигатель не запускать – работают люди!». Во время проведения работ с использованием автомобильного подъемника на пульт его управления вывесить табличку «Не включать – работают люди!».
Принять меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль и включить низшую (первую) передачу, подложить надежные упорные подкладки под колеса, ключ от замка зажигания убрать, закрыть кабину.
Запрещено находиться под поднятым кузовом автомобиля без установки специальных упорных страховочных подставок (упоров), а также находиться под автомобилем при работающем двигателе. Все работы при поднятом кузове грузового автомобиля-самосвала проводить при наличии под поднятым кузовом дополнительного упора. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. Во время проведения работ под автомобилем использовать защитные очки.
Во время монтажа и демонтажа агрегатов (задний и передний мосты, рессоры, колеса и т.п.) установить раму автомобиля на специальные металлические подставки (козелки). Запрещается подкладывать кирпичи, обрезки дерева и другие случайные предметы под раму автомобиля или под специальные подставки (пользоваться только специальными деревянными подкладками).
Для подъема, перемещения, монтажа и демонтажа тяжелых узлов автомобиля (например, двигателя) использовать подъемные механизмы и соответствующие стропувальні устройства. Во время работы с подъемным механизмом, управляется с пола, соблюдать требования соответствующей инструкции.
Использовать рабочий инструмент по назначению, не откручивать гайки, болты при помощи зубила и молотка. Плохо откручивающиеся Гайки и болты перед откручиванием смазать смазкой. Проверку сгіівпадання отверстий осуществлять с помощью конусной оправки (не пальцами). Не использовать подкладки между губками ключей и головкой болта, не допускается удлинять рукоятки ключей с помощью труб и болтов или других предметов. Не оставлять рабочий инструмент и детали на конструктивных элементах как внутри, так и на корпусе автомобиля.
Во время проведения работ с использованием ударного инструмента (рубка, чеканка и тому подобное) использовать защитные очки. Для защиты людей, находящихся рядом, от частиц материала, что разлетаются, использовать предохранительные щиты (ширмы).
Во время монтажа и демонтажа агрегатов и отдельных деталей, которые требуют значительных физических усилий, использовать специальные приспособления (съемники). Во время разборки и сборки автомобильных рессор использовать специальные зажимные устройства. Замену рессор автомобиля проводить после снятия с них нагрузки.
Накачку шин сжатым воздухом производить на специальных постах в огражденной клети с соблюдением требований безопасности по инструкции по охране труда при выполнении шиномонтажных работ.
Во время работы с использованием механизированного инструмента (например, электрического или пневматического), а также в случае обслуживания двигателя, работающего на етилованому бензине, придерживаться требований соответствующих инструкций по охране труда.
Во время пробного пуска (обкатки на стенде) двигателя не устранять неисправности и не касаться частей двигателя, вращающиеся, а также частей электрооборудования, находящегося под напряжением. Во время проведения работ вблизи крыльчатки вентилятора автомобиля для избежания травмирования предварительно снять с вентилятора приводной ремень. Запрещено проводить устранение неисправностей автомобиля во время его движения.
Для избежания опасной загазованности воздуха не допускать продолжительную (более 5 мин) работу двигателя автомобиля в закрытом помещении без принудительной вентиляции.
Все регулировочные работы на двигателе, за исключением регулировки карбюратора и угла опережения зажигания, подтягивания ремня вентилятора и сальников, проверку крепления водяного насоса проводить при неработающем двигателе автомобиля.
Не допускать нахождения посторонних лиц в рабочей зоне. Перемещение автомобиля на стоянку и проверки тормозов на ходу должны проводиться водителем автомобиля. Во время проведения работ несколькими рабочими согласовывать свои действия.
Во время работы с горюче-смазочными материалами и вредными технологическими веществами (антифриз, тормозная жидкость и т.п.) придерживаться таких требований:
- технологические жидкости, заправляемые в автомобиль, должны использоваться по назначению;
- заправку автомобиля топливом производить при неработающем двигателе, во время заправки не курить и не пользоваться открытым огнем, не допускать перелив и разлив топлива;
- перед заправкой системы охлаждения антифризом проверить отсутствие повреждений в системе охлаждения (в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса и т.п.), а при их наличии – устранить неисправности, после чего промыть систему охлаждения чистой горячей водой;
- антифриз заливать в систему охлаждения (при отсутствии расширительного бачка) на 10% меньше объема системы охлаждения, так как во время работы двигателя (при нагревании) антифриз расширяется, что может привести к его вытеканию;
- антифриз и тормозные жидкости хранить (перевозить) в инвентарных герметично-закрытых емкостях с соответствующей надписью и знаком, предусмотренным для ядовитых веществ. Во время работы с этими жидкостями принимают меры, исключающие попадание в них горюче-смазочных материалов. Емкость с антифризом и тормозной жидкостью хранить в сухом неотапливаемом помещении;
- слив горюче-смазочных материалов и жидкости системы охлаждения (антифриз, вода) из агрегатов автомобиля производить в специальную тару, слиты технологические жидкости хранить в специально отведен-деному месте (требования к хранения отработанного антифриза такие же, как и для нового);
- пролитые на пол горюче-смазочные материалы засыпать опилками или сухим песком, а затем убирать в специально отведенное место.
Запрещено:
- переливать антифриз и тормозную жидкость шлангом путем засасывания ртом;
- применять тару из-под антифриза и тормозной жидкости для перевозки и хранения пищевых продуктов;
- использовать для технологических жидкостей емкость за наличия в ней осадка, налета, ржавчины и т.п.;
- курить и пользоваться открытым огнем;
- оставлять открытыми горловины топливных баков автомобилей;
- хранить технологические жидкости в салоне автомобиля, а также вместе с пищевыми продуктами.
Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные металлические ящики с крышкой. Если руки или спецодежда смоченные бензином, не подходить к открытому огню, не пользоваться огнем (не курить).
В случае проведения пламенных (например, сварочных) работ на корпусе автомобиля рядом с бензобаком, последний закрыть асбестовым чехлом.
Разрешается использовать пусковую рукоятку для запуска автомобиля в исключительных случаях (например, после долгой стоянки или капитального ремонта, непрогретого двигателя), при этом придерживаться таких требований:
- установить упорные колодки с обеих сторон колеса;
- включая зажигания двигателя, убедиться, что рычаг переключения коробки передач находится в нейтральном положении;
- пусковую рукоятку прокручивать снизу вверх;
- не брать рукоятку в обхват;
- не использовать дополнительные рычаги и усилители, действующие на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.
Для предотвращения ожогов пробку радиатора системы охлаждения на горячем двигателе открывать в рукавицах или накрыв тряпкой. Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в свою сторону или в сторону других людей. Для проверки наличия горючего в топливных баках использовать специальную линейку, исключающую искрообразование.
Во время проведения работ с ручным домкратом соблюдать следующие требования:
- для поднятия автомобиля с помощью домкрата выключить двигатель, включить первую передачу, затормозить автомобиль стояночным тормозом, закрыть двери, подложить под колеса упорные колодки; выровнять место установки домкрата, подложить деревянные продкладки (бруски, доски толщиной от 40 до 50 мм и тому подобное) большей площади, чем площадь основания корпуса домкрата;
- контролировать устойчивость домкрата, не допуская его перекоса; головка домкрата должна упираться всей плоскостью в конструктивный элемент автомобиля, предусмотренный эксплуатационной документацией автомобиля для поднятия его домкратом;
- не устанавливать домкрат на случайные предметы или подкладывать их под головку домкрата; не использовать неисправный домкрат и не превышать допустимую грузоподъемность домкрата;
- освобождать домкрат из-под поднятого автомобиля после надежного закрепления автомобиля в поднятом положении или заключении его на устойчивые опоры (в качестве опоры могут использоваться специальные подставки, например, козелки), а в случае использования гидравлических домкратов использовать стопорные стальные подкладки в виде полуколец, вставляющихся между цилиндром поршня и автомобилем.
Во время ремонта автомобиля за пределами помещения по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля залезать под и вылезать из-под автомобиля только с той стороны, где отсутствует движение транспортных средств, и придерживаться требований безопасности, предусмотренных соответствующими инструкциями по охране труда. Перед демонтажем шины воздух из камеры полностью выпустить ниппелем. Во время накачивания шин использовать предохранительную вилку соответствующей длины и прочности, при этом колесо положить зам-ковим кольцом вниз.
