Меню Услуги

Виды, размеры, правовые основы назначения единовременных социальных выплат в Российской Федерации. Часть 2.

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите Ваш номер WhatsApp:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
WhatsApp
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Напишем вам на whatsapp, без звонков
Перезвоним вам для уточнения деталей

Страницы:   1   2


Глава 2. Правовые основы назначения и финансирование единовременных социальных выплат в Российской Федерации

2.1. Основания назначения единовременных социальных выплат

2.2. Социальные выплаты и социальная помощь

Социальные выплаты и льготы – это денежные пособия, которые выплачиваются гражданам в период их нетрудоспособности, а также для оказания помощи в социально значимых случаях, определенных законом. Давайте рассмотрим, что относится к социальным выплатам. Примером могут служить:пособия по безработице;выплаты матерям при беременности и рождении, пособия по уходу за ребенком;пособия матерям-одиночкам;пособия по инвалидности;пособия на похороны и т.п.

Виды социальных выплат могут быть следующими:одноразовая материальная помощь;ежемесячные социальные выплаты;периодические выплаты.

Социальные выплаты пенсионерам и инвалидам:

Социальные выплаты пенсионерам предоставляются ежемесячно для граждан, которые получают пенсию, но не имеют никаких льгот. Размер выплат определяется соотносительно с размером прожиточного минимума и получаемой пенсии. Выплаты, а также доплата и пересчет, назначаются при заявлении гражданина в соответствующие инстанции, в данном случае – местный отдел социальной защиты населения.Социальные выплаты инвалидам начисляются ежемесячно и выплачиваются ветеранам боевых действий, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей и т.п., инвалидам и детям-инвалидам, пострадавшим от радиации. Выплаты назначаются в местных органах социального обеспечения и защиты населения после письменного заявления гражданина и всех предоставленных документов.

Социальные выплаты семьям различных категорий:А) Социальные выплаты многодетным семьям выплачиваются ежемесячно, размер зависит от состояния дохода родителей. Выплаты назначаются по заявлению родителей в местные органы социальной защиты и обеспечения, а также согласно действующему закону или поправкам к нему. Также могут предоставляться льготы на оплату коммунальных услуг, оплату транспорта, оплату за учебу;Б)Социальные выплаты малообеспеченным семьям назначаются и проводятся согласно законам о помощи и бюджете. Для этого родителям необходимо обратиться в местные органы социальной защиты населения, где им разъяснят всю информацию по действующему на данный момент закону. Размер социальной выплаты определяется как разница между прожиточным минимумом за месяц для семьи и среднемесячным доходом семьи.Социальные выплаты молодымсемьям назначаются обычно для улучшения жилищных условий. Существуют специальные программы для молодых семей по приобретению жилья. Это делается, в основном, с целью улучшения демографической ситуации в стране и конкретном городе. Для получения таких выплат также необходимо обратиться в органы местного соцобеспечения; В)Социальные выплаты беременным женщинам выплачиваются суммарно за весь декретный отпуск до и после родов. Для работающих женщин сумма пособия составляет 100% от средней заработной платы, вычисляемой за последние два года. Учащимся пособие выплачивается по месту учебы, а для уволенных женщин размер пособия фиксирован и определяется действующим законом.К категории матерей-одиночек относятся незамужние женщины, родившие или усыновившие ребенка вне брака, а также женщины, у которых отцовство ребенка не установлено или оспорено. Социальные выплаты матерям-одиночкам выплачиваются на содержание ребенка по достижении им совершеннолетия или окончания дневной формы учебного заведения. Размер выплаты составляет разницу между прожиточным минимумом на ребенка и доходом матери за месяц, но не ниже 30% от прожиточного минимума ребенка.Компенсации и социальные выплаты начисляются гражданам в случае не начисления пенсий, выплат или выдачи вкладов. Если дело дошло до суда, стоит запомнить, что можно требовать выплаты только за последние 6 месяцев.

1)Бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) в городе Москве и Московской области на основании СКМ (при условии неполучения денежной компенсации взамен городских социальных услуг);

2)Ежемесячная денежная компенсация в размере 173 руб. взамен бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) в порядке, предусмотренном законодательством;

3) Бесплатная санаторно-курортная путевка неработающим пенсионерам (женщины старше 55 лет и мужчины старше 6о лет) при наличии медицинских показаний в порядке очередности не чаще 1 раза в течение календарного года, а также возмещение расходов на проезд между­городным транспортом к месту лечения и обратно в порядке, предусмотренном законодатель­ством;

4)Право на получение субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, если сумма за эти услуги превышает 10% от ежемесячного совокупного дохода семьи;

5)Оплата в размере 50% от действующего тарифа за услуги по распространению (трансля­ции) телевизионных программ в общегородских сетях кабельного телевидения (коллек­тивной телевизионной антенне).Предоставляется одиноко проживающим пенсионерам и семьям, состоящим из пенсионеров, получающим субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг;

6)Ежемесячная денежная компенсация 218 руб. на оплату услуг местной телефонной связи предоставляется абонентам телефонных сетей — одиноким пенсионерам и семьям, состоящим из пенсионеров (женщины старше 55 лет и мужчины старше 6о лет), а также нера­ботающим пенсионерам, на иждивении которых есть дети в возрасте до 18 лет;

7)Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики);

8)Надомное социальное и социально-медицинское обслуживание в центрах социального обслуживания одиноких или одиноко проживающих граждан пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 6о лет), нуждающихся в постоянной или временной социаль­ной помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслужива­нию и передвижению;

9)Социальное обслуживание в форме дневного пребывания граждан пожилого возраста (жен­щины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению;

10)Вещевая и продовольственная помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуа­цию и остро нуждающимся в социальной поддержке;

11) Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста (женщины в возрасте 55 лет и старше, мужчины в возрасте 60 лет и старше), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию;

12) Санитарно-гигиенические услуги одиноким или одиноко проживающим гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), которые по состоянию здоровья полностью или частично утратили способность к самообслуживанию;

13) Услуги по комплексной уборкеквартир одиноких или одиноко проживающих граждан по­жилого возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), которые по состоянию здоровья полностью или частично утратили способность ксамообслуживанию;Патронаж. Устанавливается над одинокими гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), которые по состоянию здоровья полностью или частично утратили способность ксамообслуживанию.Пенсионерам из числа ветеранов войны и труда, инвалидам, имеющим место жительства в городе Москве, предоставляются меры социальной поддержки, указанные в следующей статье — Меры социальной поддержки и денежные выплаты ветеранам труда и ветеранам военной службы.

К региональным единовременным социальным выплатам можно отнести субсидию: Субсидия — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Но это понятие не носит универсального характера и не может использоваться для характеристики всех видов субсидий, предусмотренных современным законодательством о социальном обеспечении.

Более точным является определение субсидии, предложенное авторами коллективной монографии «Социальный кодекс РФ: проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении», которые рассматривают субсидию как денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах в целях оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг на условиях долевогофинансирования. Однако эта дефиниция не учитывает такой важный признак, отличающий субсидии от других социальных выплат, как целевой характер. Действующие правовые нормы предусматривают ответственность за нецелевое использование субсидий в форме возврата всех или части денежных средств, потраченных не по назначению. Кроме того, все виды субсидий, установленные российским законодательством, финансируются из бюджетных средств Российской Федерации или ее субъектов, поэтому могут быть охарактеризованы как алиментарные.

Современное российское законодательство о социальном обеспечении предусматривает три вида субсидий:1) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;2) субсидии на приобретение жилья;3) субсидии безработным гражданам для создания собственного бизнеса.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрены ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Порядок предоставления этого вида субсидий определен Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на федеральном уровне установлена максимально допустимая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в доходахграждан в размере 22%, большинство субъектов Российской Федерации дублируют этот норматив в региональном законодательстве, хотя субъекты Российской Федерации могут снижать этот порог (в Москве при среднедушевом доходе свыше 2500 рублей в месяц максимально допустимая доля расходов нажилищно-коммунальные услуги составляет 10%), что способствует расширению круга получателей субсидии. В полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит также определение нормативной площади жилья и стоимости жилищно-коммунальных услуг.Размер субсидии ограничен фактическими расходами семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Денежные средства перечисляются гражданам ежемесячно на банковские счета или вклады до востребования. Думается, эта периодичность является оптимальной, поскольку позволяет учесть сезонные изменения объемов потребления коммунальных услуг и необходимость внесения платежей раз в месяц.На целевой характер субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг указывают установленные законодательством основания приостановления выплаты субсидии (неуплата получателем текущих платежей за жилье и коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнение получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и др.) и прекращения ее выплаты (в случае непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение 1 месяцас даты уведомления получателя в приостановлении выплаты субсидии).Таким образом, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг являются видом социального обеспечения, который предоставляется малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам с целью компенсировать расходы по оплате жилья и коммунальных услуг.Субсидии на приобретение жилья предоставляются на основании Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденныхпереселенцах», ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и других нормативно-правовых актов.Субсидии на приобретение жилья предоставляются однократно гражданам, ранее не получавшим субсидии на эти цели. Граждане, имеющие право на получение субсидий на приобретение жилья, не должны иметь жилья для постоянного проживания либо должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в порядке установленном российским законодательством. Однако лицам, замещающим должности категорий «руководители» и «помощники» (советники) высшей группы должностей, субсидия предоставляется независимо от критерия нуждаемости в улучшении жилищных условий. Законодатель обосновывает эту привилегию особенностями профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и повышением мотивации эффективного исполнения ими своих служебных обязанностей. Но разве государство не заинтересованно в эффективном выполнении должностных обязанностей врачами, учителями? Полагаем, что существование подобной привилегии для государственных служащих является дифференциацией социального обеспечения по признаку должностного положения граждан и противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод независимо от должностного положения. И это не единственный «перекос» в законодательстве о предоставлении субсидий на приобретение жилья. Размер субсидий для государственных гражданских служащих определяется с учетом поправочного коэффициента, зависящего от стажа гражданской службы и составляющего от 1,05 до 1,5, что позволяет увеличить сумму субсидии от 5% (при стаже государственной службы от 3 до 5 лет) до 50% (при стаже свыше 25 лет). Для северян максимальный коэффициент составляет 1 (при стаже свыше 35 лет).Предоставление субсидий на приобретение жилья оформляется государственным жилищным сертификатом (за исключением — федеральных госслужащих). Государственный жилищный сертификат — именной документ, подтверждающий право гражданина на приобретение (строительство) жилья. Поскольку субсидии на приобретение жилья финансируются из федерального бюджета, думается, необходимо выработать единый механизм по предоставлению гражданам этой социальной выплаты.Субсидии безработным гражданам для создания собственного бизнеса урегулированы Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым федеральный бюджет софинансирует региональные программы по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.Требования к получателям субсидий на организацию бизнеса устанавливаются законодательством субъектов РФ. Типичным получателем субсидии на открытие собственного дела является гражданин, достигший 18 лет; зарегистрированный в качестве безработного в государственных органах содействия занятости населения; представивший свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и бизнес-план; а также заключивший договор об организации самозанятости с центром занятости населения.Некоторые регионы России определяют круг лиц, обладающих преимущественным правом на получение субсидии. В Алтайском крае это: молодежь в возрасте до 30 лет; инвалиды; выпускники профессиональных учебных заведений; женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет; граждане, имеющие детей-инвалидов; граждане, уволенные по причинам сокращения численности или штата работников, ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. В Москве дополнительным условием получения субсидий является принадлежность гражданина к категориям, испытывающим трудности в поиске работы: инвалиды, имеющие показания к труду; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; граждане в возрасте от 18 до 24 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые; граждане в возрасте от 21 до 26 лет из числа выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования, ищущие работу впервые; лица предпенсионного возраста; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей.Почти во всех субъектах РФ обязательным условием предоставления субсидии является организация малого предпринимательства на срок не менее одного года.Размер субсидий безработным гражданам, установленный на федеральном уровне, равен 12-кратной максимальной величине пособия по безработице и составляет 58800 рублей, при этом регионы могут повышать размер субсидии, финансируя сумму, превышающую указанную величину из средств регионального бюджета. Так, в Ульяновской области субсидии безработным гражданам предоставляются в размере до 300000 рублей, в Москве — до 30 МРОТ.Таким образом, современное российское социально-обеспечительное законодательство о субсидиях развивается по пути увеличения видов субсидий и количества социальных рисков ими минимизируемых. Субсидии предоставляются гражданам при наступлении таких социальных рисков, как малообеспеченность, безработица, отсутствие жилья. Система мер, направленных на целевое использование субсидий, позволяет добиться расходования предоставленных средств по назначению, что способствует эффективному достижению поставленных целей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возникновение в России понятия «система социальной защиты населения», а также поэтапное и эволюционное ее реформирование на основе существовавшей в советский период «системы социального обеспечения» связаны с необходимостью компенсировать населению те потери, которые оно понесло в результате проведения рыночных реформ.

Социальная помощь – это форма организации осуществления права на социальную защиту граждан без учета трудовой деятельности и уплаты страховых взносов.

Социальная помощь является элементом социальной политики. Существует единство трёх главных составляющих социальной политики: социальная помощь гарантирует гражданам, оказавшимся за пределами бедности и не имеющих возможности поㅤ разным причинам обеспечить себе жизненный минимум, возможность психофизического выживания в кризисных социально-экономических условиях; социальное обеспечение, гарантирует нормальный уровень существования человека, компенсацию дополнительных потерь в связи с инфляционными процессами; социальные услуги, обеспечивающие высокий уровень трудовой активности, участия в гражданской жизни (программы профессиональной переквалификации, создание дополнительных рабочих мест и др.).ㅤ Такой подход предполагает изменение социальных функций государства. С одной стороны, оно должноㅤ создавать условия для того, чтобы население было способно собственными силами решать большинство социальных проблем. С другой -ㅤ необходимо оказывать определённую помощь гражданам и их семьям, если они не могут собственными силами поㅤ разным причинам (болезни, инвалидности, возраста и т.д.)ㅤ поддерживать необходимый минимальный жизненный уровень.

Основными признаками и особенностями назначения и выплаты социальной помощи являются: урегулирование назначения и выплаты всех видов помощи соответствующими нормативными актами; общая целевая направленность помощи; независимость обеспечения различными видам помощи от других источников доходов; назначение помощи в твёрдых размерах; безэквивалентностьㅤ предоставления; ограниченность выплаты временными рамками.

Социальная помощь способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, малообеспеченности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предотвращения обнищанию, восстановление (полностью или частично) полноценной жизнедеятельности человека.

Понятие социальной помощи можно рассматривать как в широком, так и в узком значении. В широком смысле — это целенаправленная деятельность всех властных органов, обеспечивает предоставление гарантированной государством социальной помощи, субсидий, компенсаций, льгот, жизненно необходимых товаров, а также социальных услуг гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе вызванную бедностью.

В узком смысле -ㅤ это государственная социальная помощь поㅤ бедности, осуществляемая с целью поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноких граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.(с изменениями от 21.07.2014г.).
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г.(с изменениями от 20.04.2015г.).
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г.(с изменениями от 06.04.2015г.).
  4. 4.Буянова,М.О,Гусов,К.Н. Право социального обеспечения России, М. Проспект, 2010г. – 640с.
  5. Мачульская, Е.Е, ИД- Юрайт,2010г. – 582 с.
  6. Справочная поисковая система Консультант Плюс.
  7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
  8. Справочная правовая система «Гарант».

Страницы:   1   2


 

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите Ваш номер WhatsApp:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
WhatsApp
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Напишем вам на whatsapp, без звонков
Перезвоним вам для уточнения деталей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *