Предмет: Организационная психология
Введение
Актуальность темы. На сегодняшний день проблема профессиональной годности имеет важное значение, поскольку уделяется огромное внимание профориентационной работе, отражающей склонность личности к получению определенных профессиональных знаний, умений и навыков.
Профессия «психолог-консультант» относится к конкретной профессиональной группе, а именно «человек-человек». Деятельность психолога-консультанта относится к помогающей профессии, поэтому главная особенность профессионального аспекта представленной профессии – оказание необходимой помощи.
Особенность представленной профессии связаны с тем, что специалисту приходится вступать постоянно в контакт с другими людьми, поэтому специалист должен обладать определенными психологическими особенностями, находиться в постоянном профессиональном и личностном саморазвитии.
К сожалению, в контексте профессиональной деятельности могут происходить изменения специфики работы специалиста, а также трансформация личностных особенностей, что представляет собой формирование и развитие профессиональной деформации психолога-консультанта.
Психолог — консультант в связи со спецификой профессиональной деятельности находится в длительном и напряженном взаимодействии с клиентами, способствует разрешению проблемных моментов клиентов, что зачастую приводит к развитию профессиональной деформации.
Профессиональная деформация сложно поддается коррекции, поэтому важно своевременно диагностировать ее зарождение и определить факторы, определяющие становление дезориентации личности психолога-консультанта.
С этой позиции в рамках нашей работы мы акцентировали внимание на проведении анализа особенностей профессиональной деформации психологов-консультантов с разным стажем профессиональной деятельности с целью разработки рекомендаций по психологической профилактике профессиональной деформации психологов-консультантов.
Спецификой становления и развития профессиональной деформации занимались следующие исследователи: Т. Гордон, Д. Динкмейер, С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина, Л.М. Митина, Н.Б. Москвина, М.Ф. Секач, Е.А. Семенова, Е.М. Семенова, В.С. Чернявская и др.
Цель исследования – на основе теоретического и практического анализа особенностей профессиональной деформации психолога-консультанта разработать рекомендации по психологической профилактике профессиональной деформации.
Задачи исследования:
- Проанализировать особенности исследования профессиональной деятельности в психологии.
- Определить особенности профессиональной деятельности психолога.
- Выявить показатели успешности профессиональной деятельности психолога-консультанта.
- Исследовать особенности профессиональной деформации психологов в научных исследованиях и представить факторы, влияющие на профессиональную деформацию
- Провести диагностику профессиональной деформации психологов-консультантов с последующим анализом полученных данных.
- Разработать рекомендации по психологической профилактике профессиональной деформации психологов-консультантов.
Объект исследования — профессиональная деятельность психологов.
Предмет исследования – профессиональная деформация психологов-консультантов.
Экспериментальная база исследования:
Методы исследования: сравнительный анализ психологогической литературы; систематизация научного материала по проблеме исследования.
Методики исследования:
- Методика выявления профессиональной деформации работников помогающих профессий (Е.П. Ильин).
- Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко).
- Методика определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева).
- Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
- Диагностика коммуникативной толерантности В.В. Бойко.
Профессиональная деятельность психолога-консультанта как предмет научной рефлексии
В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер нашей жизни.
Исследование профессиональной деятельности позволяет не только обосновать пути, методы и средства совершенствования деятельности, но также исследовать фундаментальные явления психики (формирование субъекта труда, развитие способностей, становление личности профессионала, механизмы регуляции функциональных состояний, проявления личностных особенностей в трудовом поведении и т. д.).
Отечественная психология одной из первых обратилась к изучению профессиональной деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), посвященные рассмотрению общепсихологических проблем деятельности, заложили основы и развили представления о психологическом строении деятельности, ее морфологии, структуре, механизмах регуляции и принципах изучения[1].
В дальнейшем интенсивно разрабатывались и прикладные аспекты психологии трудовой деятельности, а именно вопросы профориентации, профотбора, профподготовки, проектирования деятельности и другие (В.Д. Шадриков, Д.А. Ошанин, А.А. Крылов, С.А. Конопкин, В.П. Зинченко, Н.Д. Завалова, Е.А. Климов, Г.М. Зараковский, Г.С. Суходольский и др.)[2].
Б.Ф. Ломов обращает внимание на то, что в психологии при изучении профессиональной деятельности исследование ее предмета, средств, условий следует проводить лишь постольку, поскольку это необходимо, чтобы понять процессы, состояния и свойства субъекта[3].
Он отмечает, что нередко психические явления, возникающие и развивающиеся в процессе выполнения индивидом деятельности, рассматриваются как ее продукты. Действительным продуктом любой, в том числе и индивидуальной, деятельности является преобразованный (хотя и опосредованно – через деятельность других людей) в ходе ее выполнения предмет, материальный или идеальный. Оценка этого предмета (его качества, величины и т. п.), его общественной и индивидуальной ценности, полезности, значения для профессионализации и т. д. выступает критерием профессиональной пригодности, уровня профессионализма субъекта.
Таким образом, профессиональную пригодность можно рассматривать и как системное качество деятельности, характеризующее требуемый и реализуемый индивидом уровень ее продуктивности, успешности, и как системное качество ее субъекта, отражающее его возможности достичь и реализовать заданные нормативы деятельности.
Б.Ф. Ломовым разработана концепция анализа профессиональной деятельности через систему психологических категорий (личность, деятельность, отражение и др.), которая определяет закономерности формирования субъекта труда и проявления его активности[4].
На основании анализа и обобщения результатов собственных исследований и работ других авторов Б.Ф. Ломов выделил ряд компонентов системы профессиональной деятельности, а именно[5]:
- мотив;
- цель;
- планирование деятельности;
- переработка текущей информации;
- оперативный образ (концептуальная модель);
- принятие решения;
- Действия;
- проверка результатов и коррекция действий».
Перечисленные компоненты не являются изолированными друг от друга, а выступают как взаимосвязанные, выполняющие различные регулирующие функции в подготовке, организации и выполнении профессиональной деятельности, в ходе которой осуществляется преобразование ее предмета в продукт.
В контексте представленного анализа необходимо выделить
изучение компонентов структуры профессиональной деятельности. Данное направление представлено В.Д. Шадриковым[6].
Исследователь показал, что процесс овладения профессиональной деятельностью не является аддитивным в том смысле, что сначала формируются одни ее составляющие, а затем – другие. Деятельность как бы «закладывается вся целиком», но в неразвитой форме. При этом развитие любой из составляющих на каком-либо определенном этапе овладения деятельностью достигает лишь того уровня, который является для данного этапа достаточным (не максимальным). Иначе говоря, развитие каждой из составляющих подчиняется развитию системы в целом.
Концепция системогенеза деятельности выступает как единство системного, генетического и собственно психологического изучения деятельности. В ней формируется представление об идеальном объекте психологического анализа деятельности как системе – представление о структуре основных образующих деятельность с их многообразными взаимосвязями[7].
Большое значение для психологического изучения профессиональной деятельности и психологической пригодности к ней имеют работы О.А. Конопкина по обоснованию механизмов осознанной регуляции профессиональной деятельности.
С позиции автора важнейшую роль в процессе саморегуляции профессиональной деятельности и достижении заданного уровня профпригодности выполняет принятая субъектом цель деятельности, которая отражает не только реальный или идеальный результат самого трудового процесса, но и нормативный уровень его достижения для конкретного субъекта. Этот уровень достижений является субъектной мерой, характеризующей уровень пригодности[8].
Цель, являясь постоянно осознаваемым компонентом профессиональной деятельности, выступает в то же время и ключевым звеном саморегуляции.
Предложенная Г.М. Зараковским и В.И. Медведевым концепция психолого-физиологического содержания профессиональной деятельности определяет ее четырехкомпонентный состав[9]:
— интенциональный компонент — мотивы формирования цели деятельности;
— операциональный компонент — процесс преобразования информации и энергии, направленный через посредство орудия деятельности на ее предмет (внешний или внутренний – концептуальный);
— активационно- активация волевых усилий;
— базовый компонент — функциональные процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организма, регуляцию его функций в соответствии с характером деятельности.
В последние два десятилетия исследования в области психологии профессиональной деятельности были направлены на изучение психологических механизмов регуляции деятельности, обоснование принципов и методов формирования профессиональной пригодности, поиск путей и способов психологического обеспечения работоспособности человека и т. д.
Одним из направлений развития психологической теории деятельности является изучение роли состояния психических и физиологических функций человека в обеспечении его профессиональной надежности и пригодности. Многочисленные исследования показали, что состояние функциональных систем организма, степень развития и особенности реактивности профессионально важных функций и качеств человека прямо или косвенно влияют на уровень его работоспособности[10].
В исследованиях В.А. Бодрова, Ф.Д. Горбова, Н.Д. Заваловой и других обращается внимание на особенности нарушения профессиональной деятельности при совмещенном предъявлении задач обуславливаются степенью их приоритетности, модальностью сигналов, психологической структурой задач, пространственно-временными особенностями предъявления задач и другими факторами.
В психологических исследованиях значительно вырос интерес к вопросам о роли психического образа в регуляции профессиональной деятельности, об особенностях его формирования и развития, использования связанных с его функционированием феноменов в процессе формирования профессиональной пригодности. Основной вклад в развитие этой проблемы сделан известными отечественными психологами Н.Д. Заваловой, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломовым, ДА. Ошаниным, В.А. Пономаренко и другими[11].
Итак, в системе анализа профессиональной деятельности выделяются конкретные направления исследования, определяющие особенности объективного и субъективно определения данного понятия.
При этом важно отметить, что происходит постоянное развитие направлений, затрагивающих специфику профессиональной деятельности, что детерминировано протекающие социальными процессами современного общества и требованиями к организации профессиональной деятельности.
Список источников
[1]Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Юнити-Дана, 2013. С. 78
[2] Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2003. С.96
[3] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2001. С. 53
[4] Там же, С. 112
[5] Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 2008. С. 144
[6] Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: «Наука», 1982. С. 34
[7] Андреева О.В. Особенности профессиональной деятельности и психологического состояния представителей социономических профессий [Электрон- ный ресурс]. – Режим доступа: http://conference.osu.ru/assets/files/ conf_reports/conf11/151.
[8] Гуревич П. С. Психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 151
[9] Ермолаева Ю.Н. Профессиональная социализация молодых работников // Фундаментальные исследования. 2013. № 9-1. С. 38-39
[10] Каломин И.Д. Особенности профессий «человек-человек» // Мир знаний. 2014. № 8. С. 92
[11] Караванова Л.Ж. Психология. М.:Дашков и К, 2017. С. 110
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
