Заявка на расчет
Меню Услуги

Влияние физической активности на когнитивные способности людей среднего возраста

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

1.1. Психологические особенности среднего возраста

1.2. Теоретический анализ литературных источников развития внимания

1.3. Теоретический анализ литературных источников развития памяти

1.4. Влияние физической активности на функционирование внимание и памяти

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Задачи, методы и организация исследования

2.2. Методики изучения внимания

2.2.1. Диагностика устойчивости, концентрации и переключения внимания

2.2.2. Методики изучения объема внимания

2.3. Методики исследования памяти

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Анализ данных констатирующего эксперимента

3.2. Анализ результатов сравнительного эксперимента

3.2.1. Показатели внимания

3.2.2. Показатели памяти

3.3. Рекомендации по поддержанию высокого уровня внимания и памяти исследуемой группы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что современное мировое сообщество предпочитает малоподвижный образ жизни. По статистическим данным, регулярная физическая активность характерна меньше, чем для 5% взрослых 20–59 лет и пожилых людей 60 лет и старше [29]. В последнее время многими исследователями было убедительно продемонстрировано, что недостаточная физическая активность негативно сказывается на когнитивных функциях мозга. Это обуславливает актуальность выбранной нами темы, что длительное занятие физической активностью обеспечивает поддержание должного уровня психических процессов стареющих людей, особенно на фоне быстро нарастающей в наши дни информационной нагрузки и увеличивающейся во всём мире численности населения старческого возраста.

На сегодняшний день степень изученности проблемы развития внимания и памяти в отечественной и зарубежной психологии изучена недостаточно, т.к. данная тема настолько обширна по своему содержанию, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с особенностями развития внимания и памяти в среднем возрасте представляется весьма проблематично.

Однако, несмотря на имеющиеся исследовательский вклад в изучение данной проблемы такими учеными, как Карюхин Е.В., Рыбакова Н.А., Сахарова Т.Н., Яхно Н.Н., Кроули К., Лодж Г., Стюарт-Гамильтон Я., крайне мало работ по изучению влияния длительности физической активности на психические процессы людей среднего возраста. Это и определило цель нашего исследования.

Цель исследования – выявить особенности длительности влияния физической активности на внимание и память людей среднего возраста.

Объект исследования – психические процессы людей среднего возраста, занимающихся физической активностью.

Предмет исследования – особенности влияния физической активности на внимание и память у людей среднего возраста.

Задачи исследования:

  • Провести теоретический анализ литературных источников по данной тематике
  • Разработать экспериментальную программу исследования
  • Выявить особенности влияния физической активности на когнитивные способности людей среднего возраста

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что физическая активность в среднем возрасте сохранению высокого уровня развития внимания и памяти.

Методы и процедуры исследования. В ходе нашего исследования была использованы следующие методы исследования: теоретический метод в виде анализа имеющейся литературы, моделирования экспериментальной работы; эмпирический в виде методов психодиагностическое тестирование, анкетирование, изучение результатов деятельности; методы статистической обработки данных.

В качестве процедур были использованы следующие методики:

  • Методика Шульте, предназначена для диагностики устойчивости, внимания;
  • Методика Мюнстерберга, предназначена для диагностики концентрации внимания;
  • Методика «Десять слов», предназначена для определения объема внимания;
  • Методика «Память на числа», предназначена для диагностики кратковременной зрительной памяти;
  • Проба на ассоциативную память.

Достоверность полученных результатов определяется количественным и качественным анализом данных эксперимента. Для статистической обработки и анализа эмпирических данных использовались методы первичной математической обработки; программа SPSS Statistics 22.0 для Windows: сдвиг критериев Стьюдента.

Организация исследования: Экспериментальное исследование было проведено ДС «Юность» г. Нижнего Новгорода. В нем участвовали 84 человека в возрасте 54-68 лет.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, приложений и списка использованной литературы. В первой главе «Теоретические основы изучения когнитивных способностей людей среднего возраста», на основе обзора литературы мы раскрыли состояние данной проблемы в развитии психологической науки.

Во второй главе «Организация и методики проведения исследования», содержится описание основных оптимальных методов диагностики, используемые при изучении внимания и памяти в данном возрастном периоде. Анализ данных сравнительного эксперимента.

В третьей главе «Анализ результатов проведенного исследования», нами был произведен сравнительный анализ данных по развитию качеств внимания и памяти. Составили рекомендации для улучшения данных качеств психики с помощью физических упражнений.

Практическая значимость дипломной работы вытекает из актуальных задач исследования возрастной изменчивости внимания и памяти у людей среднего возраста.

 

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ЛЮДЕЙ СТАРШЕ 50 ЛЕТ

1.1. Психологические особенности среднего возраста

 

Периодизация возрастов В. Квинна является одной из наиболее распространенных международных классификаций, она выделяет возраст от 40 до 65 лет как зрелый. Несколько иное деление представляет периодизация Дж. Биррена, которая возрастом зрелости индивида называет период от 50 до 75 лет [3].

Жизнь человека в зрелом возрасте характеризуется стабильностью – он уже совершил выбор в сфере профессиональной деятельности и семейной жизни, и теперь работает над тем, чтобы поддерживать сложившийся круг отношений и контактов.

Интерес к феномену зрелого возраста вызван увеличившейся продолжительностью жизни, особенно в развитых странах. Большое внимание психологов уделяется тому, от чего именно зависит зрелость, что влияет на её протекание, каково влияние общества и общественных стереотипов на характер старения, перспективы включенности человека старшего возраста в разные сферы общественной жизни [6, 14].

От решения этих вопросов зависит разработка стратегических направлений социальной политики в отношении людей старшего возраста и пожилых, а также конкретные формы её реализации.

В отечественной и зарубежной литературе выделяется множество теорий и подходов к проблеме старения и зрелости. Их можно разделить на те, которые акцентируют лишь одну из сторон старения (биологическую, социальную или когнитивную) и комплексные, с точки зрения которых, на старость влияют несколько взаимосвязанных процессов.

Все изменения в этом возрасте можно классифицировать на три сферы:

  1. В интеллектуальной – появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться самые разнообразные обстоятельства: те, которые сравнительно легко преодолевались в молодости (переезд на новую квартиру, болезнь – собственная или кого-то из близких людей), тем более прежде не встречавшиеся (смерть одного из супругов, ограниченность в передвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения.)
  2. В эмоциональной сфере – неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может быть кинофильм о прошлых временах или разбитая чашка.
  3. В социальной сфере – потеря привычных социальных контактов, переживание кризиса сужения социальной сферы, поиск новых способов удовлетворить социальные потребности (хобби-клубы и др.) [5, 14].

Также можно говорить и о множестве классификаций психических изменений в старости и типов психологического старения. Все они делятся по разным основаниям.

В общем виде выделяются два типа старения:

  • позитивный (пожилой человек уравновешен и спокойно смотрит в будущее; участвует в общественной жизни)
  • негативный (разочарование; изоляция от общества по собственной воле; острое переживание процесса старения) [8].

Аналогично в литературе выделяется две основные жизненные позиции человека: пассивная (конформистская) и активная. Первая направлена на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам, вторая — на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.

Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.

Исследования показывают различия в уровне удовлетворённости жизнью в зависимости от уровня активности человека зрелого возраста. Люди с активной жизненной позицией имеют средний уровень удовлетворённости жизнью. Такие люди общительны, позитивны, жизнерадостны. У людей с пассивной жизненной позицией преобладает низкий уровень удовлетворённости жизнью.

Прежде чем определить профилактику старения, необходимо знать те стрессоры, что ухудшают состояние бодрствования пожилого человека.

Основными стрессорами людей пожилого и старческого возраста можно считать:

— отсутствие четкого жизненного ритма;

-сужение сферы общения;

— уход от активной трудовой деятельности;

— синдром «опустошения гнезда»;

— уход человека в себя;

— ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации [1].

В зрелом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере. Человек понимает, что существенная часть его жизни позади. Потому переживает период переоценки ценностей и оценивания своей прошлой жизни. Удовлетворенность этой оценкой говорит о гармонии внутреннего и внешнего мира, гармонии желаемого и имеемого. Люди с таким показателем более успешны, у них высокая степень самореализации.

Когда человек оценивает свои прошлые достижения как негативные, недостаточные, незначимые, поскольку они совершались в сфере, которая перестала быть для него важной, то происходит нарушение в его мотивационно-личностной сфере. Он приходит к негативной оценке и самой своей личности, а так же теряет твердую осознанную мотивацию к дальнейшей деятельности.

Зрелый возраст и дальнейший жизненный путь человека связан с одним из важнейших кризисов – прекращением трудовой деятельности. Кризис этот является многогранным явлением. В первую очередь, он нарушает привычное для человека течение социального взаимодействия, создавая ситуацию социальной изоляции и потери большого числа контактов. В связи с этим таким людям необходима поддержка и осознание ценности и значимости своей деятельности со стороны социума.

Во-вторых, этот кризис приводит к радикальному изменению стиля жизни человека, меняется режим дня, снижается нагрузка на память, внимание, прочие психические функции, которые были задействованы в трудовой деятельности. И без должной их работы, без привлечения досуговых занятий, которые помогут человеку продолжить умственную активность, эти показатели могут снижаться.

Многие исследования обнаруживают медленное, непрерывное снижение большинства способностей вплоть до 60 лет, когда происходит заметное ускорение снижения способности к научению. Отмеченное снижение существенно выражено в оценках механической памяти и показателях таких субтестов, как «цифровые символы» и «складывание объекта», и гораздо меньше – в показателях субтестов «словарь» и «общая осведомленность» [4].

Обнаруживаются существенные позитивные изменения личности зрелых людей, продвигающихся с возрастом к более высоким уровням компетентности, наличие которых доказали Б. Инельдер и Ж. Пиаже в развитии логического мышления, более высоким стадиям морального развития по, мотивационным побуждениям высшего порядка в том виде, как их описал К. Кулен, и, как предполагает Р. Вейлант, даже к иным видам защитных механизмов, используемых в трудных ситуациях.

В условиях стресса люди зрелого возраста не теряют бодрого расположения духа, оказывают помощь другим, думают о будущем и не спешат реагировать на текущие неизбежные конфликты. Для зрелого возраста характерно и высокое социальное развитие.

При этом стоит отметить исследование специалистов из Массачусетского технологического института, в ходе которого выяснили, как с возрастом изменяется работа мозга.

Ранее считалось, что пика мыслительных способностей человек достигает после 20 лет, однако, проведенный эксперимент доказал, что это не совсем так. Например, выяснилось, что способность оценивать эмоциональное состояние других людей полноценно развивается у человека только после того, как он перешагивает рубеж 40-50 лет. Дело в том, что разные зоны мозга развиваются по-разному: некоторые с годами регрессируют, а некоторые – прогрессируют.

Джошуа Харстхорн, автор проведенного исследования, отмечает, что не существует возраста, в котором бы человеческий мозг достиг пика своего развития сразу во всех областях [11]. Мозг – это структура, которая постоянно изменяется, в какой-то его области в течение жизни деятельность ухудшается, а в какой-то – улучшается.

Одна из главных особенностей периода зрелости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем, это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере.

У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако, это не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность до тех пор, пока происходит активная работа самого индивида над поддержанием активности заявленных функций.

Таким образом, можно сделать вывод, что социально-психологические особенности людей старшего возраста напрямую зависят от занимаемой ими жизненной позиции. Чем выше активность людей старшего и пожилого возраста, тем позитивнее и легче ими воспринимается старость.

Изучение данной проблемы дают основания сформулировать следующие рекомендации — активнее внедрять эффективные социальные программы, направленные на организацию деятельности пожилых людей, а именно: создание и курирование общественных организаций для лиц пожилого возраста, мини-клубов с целью расширения круга их общения; обучение новым технологиям (работа с компьютером, интернетом, содействие дистанционному обучению); привлечение волонтеров в работе с пожилыми людьми; создание альбома жизнеописания клиентов (запись впечатлений от прожитой жизни, наиболее ярких воспоминаний, описание событий, происходящих в настоящее время, организация фотовыставок) и др.

 

1.2. Теоретический анализ развития внимания

 

Расстройства внимания и памяти в старшем возрасте развиваются как правило в сложном синтезе. Зачастую даже специалисту не всегда легко бывает определить, недостатками какой сферы спровоцированы жалобы пожилого человека.

Расстройство внимания может быть спровоцировано возрастными заболеваниями, спецификой работы эндокринной системы в старшем возрасте, гипертоническими заболеваниями, сосудистыми заболеваниями, хроническим переутомлением.

При этом обеспечиваемые нередко предъявляют жалобы на плохую память, что в ряде случаев не исключается, но чаще за этими жалобами скрываются нарушения внимания, из-за чего и испытываются затруднения в деятельности.

Внимание – это способность психики человека к сосредоточению на избранных объектах или явлениях, ее направленность [8].

К функциям внимания относят релевантную – т.е. соответствующую потребностям личности; игнорирующую – тормозящую восприятие несущественных признаков, а также регулирующую, которая преимущественно контролирует деятельность [10].

Выделяют несколько основных качеств внимания. Прежде всего, сосредоточенность, т.е. степень углубленности в данный вид деятельности, а также устойчивость внимания, под которой понимается длительность возможности его концентрации.

Когда говорят об объеме внимания, то имеют в виду количество объектов, на которых одновременно направлена психическая деятельность. Под переключаемостью внимания понимается изменение его направленности. Целесообразно также выделять внимание активное и пассивное, для активного внимания характерна произвольная сосредоточенность на данном виде деятельности.

Следует подчеркнуть, что невнимательность далеко не всегда является признаком расстроенного внимания. Часто кажущиеся невнимательными (рассеянными) люди обладают повышенной концентрацией и устойчивостью внимания в плане интересующих их проблем.

Уровень функционирования внимания в старшем возрасте категорически важен для осуществления трудовой деятельности. Зачастую человек может покидать место работы в случае, когда чувствует недостаточность и падение своих психических функций, которые не позволяют ему далее трудиться полноценно.

Нарушение внимания увеличивает количество времени, необходимого человеку для выполнения любой задачи, поскольку энергия тратится не на ее выполнение, а на необходимость сосредоточения.

Расстройства проявляются в двух видах:

  1. Постоянная отвлекаемость, невозможность сосредоточиться, например – старческая суетливость. Обычно при таком расстройстве внимания человек не может довести до конца начатое дело, бросает одно, начинает другое, торопится перейти к третьему.
  2. Инертность, застреваемость внимания. Пациент теряется при изменениях обстановки, изменениях темы беседы. Нередко у него появляются тикообразные подергивания различных мышечных групп (например: трясутся руки) [7].

Происходит это потому, что в процессе физиологического старения головной мозг претерпевает ряд структурных, нейрофизиологических и нейрохимических сдвигов, которые сами по себе могут быть причиной ослабления памяти, внимания и других когнитивных функций.

С возрастом уменьшается способность нейронов головного мозга изменять свойства в зависимости меняющихся условий внешней среды, что приводит к уменьшению возможностей головного мозга.

Визуальное внимание с возрастом снижается, что ухудшает способность отсеивать нежелательную информацию. Пожилые и старые люди меньше других возрастных групп способны к фильтрации нежелательных данных.

Они лучше молодых запоминают нежелательную информацию, поэтому в условиях, требующих максимального внимания и сосредоточенности, пожилым будет труднее справиться с задачей, поскольку им трудно будет настроиться на восприятие конкретного предмета, исключая окружение.

Ослабление внимания приводит к общему снижению интеллектуальных функций.

Кроме того, следует отметить возрастное падение уровня внимания, которое происходит в силу глубокой автоматизации повседневного действия. В жизни человека старшего возраста не происходит кардинальных изменений – место работы, жительства, социальные контакты, система реагирования на внешние стимулы не претерпевают изо дня в день кардинальных изменений [13].

Поэтому мозг запускает механизмы автоматизации действия, снимая нагрузку с сознания: большую часть привычных действия человек производит, не вдумываясь в них. Таким образом, внимание реже задействуется в повседневной деятельности и уменьшается его востребованность, оно не получает должной поддержки и ресурсов психики.

В случае, когда работа человека связана с разнообразными стимулами, воздействующими на концентрацию внимания, или он ведет целенаправленную работу по поддержания внимания, то отмечается стабильный его уровень.

Поддержание внимания в повседневной жизни возможно различными методами, среди которых головоломки, кроссворды, которые активно задействуют и функции памяти, путешествия, прогулки по незнакомой местности, которая активизирует восприятие новой информации, и прочие сходные методы.

Проблемы внимания в старшем возрасте могут не являться сугубо возрастными особенностями человека, а преследовать его на протяжение всей жизни и с возрастом лишь усугубляться. Необходимо знать историю развития функции внимания в индивидуальном онтогенезе личности, чтобы понимать, какими детерминантами спровоцировано ее повреждение.

Здесь учитываются особенности темперамента, общие проявления скорости психических процессов, переключаемости личности – возможно, профессиональная деятельность долгое время ставила перед человеком задачи быстрого переключения внимания (диспетчер, спортсмен и др.), и существующая проблема не является следствием какого-то поражения мозговых функций, а была выработана искусственно.

 

1.3. Теоретический анализ литературных источников развития памяти

 

Мы живем в мире, в котором на нас ежедневно обрушивается огромный поток информации. Объем как общих знаний о мире, так и знаний по отдельным направлениям, специальностям возрос за последнее столетие в несколько, а то и в десятки раз.

Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации являются необходимыми задачами для человека в современном обществе.

Без совершенствования собственной памяти современный человек рискует отстать от динамичного развития общества, потеряться в огромном потоке информации.

Роль памяти в структуре когнитивной сферы субъекта трудно переоценить, поскольку она является ее компонентом, а по сути, и механизмом, участвующим в организации и функционировании всех психических процессов и форм психической деятельности.

Вместе с тем, память как высшая психическая функция имеет физиологический предел, что влияет, как правило, на все когнитивные процессы.

В психологической литературе развитие памяти субъекта рассматривается с точки зрения механического (Д. Гартли, А. Бергсон и другие); биологического (Э. Торндайк), социального (Г. Эббингауз и Г. Мюллер, В. Келлер, К. Кофка) и деятельностного (А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) подходов.

«Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего, настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [15].

Психология памяти призвана раскрыть процессы функционирования запоминания и забывания, механизмы работы кратковременной и долговременной памяти, и закономерные возрастные изменения в течении этих процессов.

Память – свойство психики, теснейшим образом связанное с другими ее чертами, она позволяет человеку накапливать опыт, воспроизводить его в дальнейшем, забывать травмирующие эпизоды.

Функционирование процессов памяти сложно и многогранно. Именно память обеспечивает каждому индивиду возможность развития. Потому что без нее невозможно станет накопление опыта, что сделало бы невозможным планомерное обучение, узнавание людей, даже многие повседневные бытовые действия, которые пришлось бы каждый раз осваивать заново.

И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного» [16].

Память является процессом отражения, причем в отличие от работы восприятия, в памяти отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали [14].

Иными словами память — это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения [17].

Принято выделять следующие характеристики памяти:

  1. объем,
  2. скорость запоминания,
  3. скорость воспроизведения,
  4. прочность сохранения информации,
  5. длительность хранения информации.

На функционирование памяти воздействует множество факторов. Среди них можно отметить внешние (например, информационная перегрузка от воздействия среды) и внутренние (наследственность, сформированность волевой сферы и др.).

В то же время и сама память воздействует на все остальные процессы психики. Многие исследователи считают память сквозным процессом, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий остальные познавательные процессы в одно целое.

Все исследования в области развития памяти так или иначе ставят перед собой вопрос о сензитивных периодах функционирования памяти. Активно к этой теме обращается педагогика и педагогическая психология в поисках возрастных особенностей памяти, которые подсказали бы, в какой период обучение ребенка будет особенно продуктивно [16].

Так же этим вопросом интересуется и медицинская психология, решающая вопросы ухудшения памяти в старшем возрасте.

Косвенно к данной теме обращается и психология производственная, и некоторые направления популярной психологии, стремящиеся помочь активному работнику производства улучшить свои способности запоминания для рационализации процесса выполнения профессиональных обязанностей.

Рассмотрим подробнее специфику памяти в разные возрастные периоды развития человека.

С течением жизни память расширяется в количественном отношении, одновременно возрастают и ее качественные характеристики. Этот процесс напрямую связан с формированием нервной системы человека, а так же влиянием окружающей среды форм воспитания, обучения.

По вопросу о том, у кого лучше развиты те или иные свойства памяти – у детей или взрослых, – в работах ведущих психологов, таких как Я. В. Голубев, А. Ф. Лазурский, А. А. Смирнов, отсутствует единая точка зрения. Память взрослого человека подвергается изменениям в процессе жизнедеятельности, причем разные стороны памяти в разные периоды жизни проявляются неодинаково.

Ослабление памяти у взрослых непосредственно связано с общим состоянием организма. К примеру, переутомление ведет к потере большого числа нервных клеток.

Поскольку стрессы, недосыпание и прочие неприятности – спутники взрослого человека, то и общая тенденция ухудшения функций памяти является закономерным итогом.

Как показали исследования А. А. Смирнова, объем кратковременной памяти взрослого человека в 3 раза больше объема ее у младшего школьника.

Произвольность памяти у взрослого человека приобретает особенно важное значение, т.к. в течение жизни ему приходится получать информацию, которая не вызывает интереса, но необходима для учебной, производственной и общественной деятельности.

В результате исследований памяти у взрослых, проведенных Ж. Л. Витлиным, Е. И. Степановой, обнаружены наибольшие изменения в кратковременной вербальной (словесной) памяти [13].

В развитии вербальной кратковременной памяти на слух выявлено два периода: наиболее высокие показатели развития приходятся на возраст 18–30 лет и низкие с тенденцией снижения – на возраст 31–50 лет. Образная память подвергается наименьшим изменениям с возрастом.

Вербальное запечатление долговременной памяти отличается большим постоянством в возрасте 18–35 лет и снижением уровня развития от 36 до 55 лет. В дальнейшем (после 40 лет) происходит значительное снижение уровня развития памяти.

П. Балтес разрабатывал идею о том, что интеллектуальная сфера пожилого человека поддерживается посредством механизма избирательной оптимизации и компенсации [16].

Избирательность проявляется в постепенном сокращении видов деятельности, когда отбираются только самые совершенные и на них сосредоточиваются все ресурсы. Некоторые утраченные качества, например, физическая сила, компенсируются за счет новых стратегий выполнения действий.

При нормальном старении уязвимыми являются следующие функции: быстрота реакции на внешние стимулы, способность к концентрации внимания, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

При этом, остаются сохранными память на текущие и отдаленные события жизни, приобретенные в прошлом навыки, ориентировка во времени и пространстве, адекватная оценка собственной личности, восприятие, речь, счет, мышление и др.

При появлении отчетливых нарушений этих функций они должны рассматриваться как признаки патологии головного мозга.

Однако, необходимо отметить, что перечисленные выше возрастные изменения познавательных функций не являются обязательными признаками нормального старения.

Выраженность возрастных изменений индивидуальна. Широко известно, что многие пожилые лица не уступают людям молодого и среднего возраста по возможностям памяти и интеллекта. В этих случаях принято говорить о так называемом успешном старении.

Таким образом, причины нарушений памяти в пожилом возрасте многообразны. В их основе могут лежать как естественные возрастные изменения, так и различные заболевания головного мозга. Свой вклад в развитие нарушений памяти могут вносить изменения настроения, возможные терапевтические, инфекционные, воспалительные заболевания, черепно-мозговая травма, нарушения обмена веществ и др.

К сожалению, очень часто причиной прогрессивного снижения памяти является развитие одного из нейронных и дегенеративных заболеваний – болезни Альцгеймера. Статистические данные говорят о 50% всех случаев деменции у пациентов пожилого возраста [14].

Больше всего подвержены этой патологии люди с отягощенной наследственностью и перенесшие черепно-мозговые травмы в любом возрасте (даже если это случилось в детстве). Обычно симптомы развиваются примерно к семидесяти годам.

Практически в два раза чаще других подвержены деменции люди с сосудистыми патологиями за счет нарушения кровоснабжения мозга и раннего разрушения мозговой и нейронной ткани. Потому вопрос о стабилизации сердечно-сосудистой системы и правильном кровоснабжении мозга стоит особенно остро в сфере профилактики деменции, эти эффекты достигаются за счет организации физической активность человека старшего возраста, о чем подробнее будет сказано далее.

Атеросклерозы, связанные с нарушением кровоснабжения мозга, провоцируют омертвение целых мозговых участков, что не может не сказываться самым негативным образом на всей умственной активности человека. Другой виде заболеваний – гипертонические, так же нарушает кровоснабжение мозга, помимо того, провоцируя стрессовые состояния, которые негативно влияют на психическую активность человека.

Кроме перечисленного, можно отметить и общие среднестатистические тенденции функционирования памяти зрелого человека:

  1. зрительная память работает более эффективно, чем слуховая,
  2. мотивация запоминания имеет большое значение в сохранении информации,
  3. люди с более высоким уровнем образования в среднем имеют больший объем памяти,
  4. фактор обучения может привести к повышению показателей развития памяти даже во взрослом возрасте.

Упадок памяти в старости подчиняется так называемому закону Рибо, распространяющемуся на все случаи распада, или дегенерации, памяти. Этот закон гласит: разрушение памяти совершается в определённом порядке, оно идет:

  1. от более нового к более старому;
  2. от более сложного к более простому.

Так, люди старшего возраста часто забывают то, что происходило в последние дни, и помнят события давних лет.

В патологических случаях (при амнезиях) забывание с воспоминаний о недавних событиях распространяется на общие идеи, затем на чувства и привязанности и, наконец, на действия.

В соответствии с этим законом, раньше утрачивается память на волевые, затем – на автоматические действия. Таким образом, распад памяти, совершаясь в порядке, обратном её формированию, обнаруживает последовательные этапы её развития.

Подводя итог, можно отметить, что возрастные изменения в функционировании внимания и памяти человека могут быть детерминированы разноплановыми процессами, среди которых и естественные процессы старения, и искусственные факторы.

Изменение в этих процессах происходит всегда индивидуально, сильно зависит от деятельности человека в прошлом, наследственности, активности в настоящий момент, генетической предрасположенности к заболеваниям психики и нервной системы.

Наряду с этим, существуют и универсальные способы поддержки психики в период возрастных изменений, которые актуальны для всех групп возрастного населения.

С возрастом возрастает необходимость усиления сознательного контроля и регуляции психических процессов. Это осуществляется с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. Общеизвестно, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста.

Центральным механизмом сознательной регуляции является речь, значение которой существенно возрастает в период геротегенеза.

Б.А. Ананьев писал о том, что «речемыслительные второсигнальные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже других психофизиологических функций [14].

Эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором онтогенетической эволюции человека».

Сопутствует им физическая активность, помогающая замедлить процессы старения организма, в том числе и психологического. Подробнее о ее значении будет сказано далее.

 

1.4. Влияние физической активности на функционирование памяти и внимания

 

В современном мире часто снижение физической активности с возрастом не вызывает у людей должного беспокойства, особенно если говорить о тех, кто не ориентирован на регулярные занятия спортивной деятельностью. Нынешний образ жизни человека предполагает ограниченную подвижность и отказ от физической активности почти нормой, и интенсивно создает комфортные условия для жизни человека, резко обращающегося к активности.

При этом снижение физической активности всегда сигнализирует нам о неблагополучии в функционировании организма. В особенно тяжелых случаях она может со временем привести к заболеваниям суставов и опорно-двигательного аппарата, ослаблению мышц, создавать проблемы в повседневной бытовой жизни для человека или стоить ему множества серьезных заболеваний.

Для человека с отсутствием физической активности постепенно становятся непосильной задачей стандартные физические нагрузки, он не может вести образ жизни обычного здорового человека. Недостаток движения сказывается на способности переносить общие физические нагрузки, на степени износа суставов, косвенно – на общем тонусе и состоянии нервной системы.

Физическая активность обеспечивает правильную регуляцию кровоснабжения всего тела, в том числе и мозга, который в процессе активности получает кислород. Потому физические упражнения напрямую связаны с сохранением не только физических, но и психических функций человека [8].

Именно на стабилизации работы сердечно-сосудистой системы и кровоснабжения тканей мозга строится восстановление психических функций в старшем возрасте.

Период после 50 лет является оптимальным для такой работы. Это период спокойного старения человека: он уже пережил бурный период гормональной перестройки в возрасте климакса и еще не вступил в период старческой потери подвижности ввиду различных заболеваний.

Потому общеразвивающая физкультурная работа является наиболее желательной с человеком этого возраста, она же позволяет и вести коррекцию физических недостатков для пожилых людей с заболеванием.

В последние годы все больше практикующих врачей приходят к выводу, что физические упражнения могут оказать положительный эффект на ход заболеваний, связанных с деятельностью мозга, поскольку с ними напрямую связан приток кислорода ко всем тканям тела, что способствует их оздоровлению и обновлению.

Конечно же, занятие физической культурой с человеком старшего возраста должно производиться с особыми нюансами, учитывающими его индивидуальные особенности, течение заболевания, не наравне со здоровым молодым человеком.

Физическая активность должна быть регулярной и размеренной, но не стремиться к работе на пределе возможностей. Гораздо большее значение, чем прилагаемое усилие, имеет именно регулярность физических упражнений, даже малой интенсивности, поскольку речь идет об обеспечении стабильного кровоснабжения организма и мозга, а не о проработке мускулатуры или других спортивных характеристик [11].

Умеренная физическая активность полезна для психики человека и в сфере снятия стрессового напряжения, которое может быть причиной проблем памяти и внимания, появления неврозов.

Активность улучшает общий тонус организма, стабилизирует кровоснабжение и давление, что очень важно при возрастных заболеваниях сердечно-сосудистого спектра, которые нарушают кровоснабжение мозга и тем самым дестабилизируют многие психические процессы [12].

Упражнения, выполняемые в умеренном темпе, без больших нагрузок, способствуют насыщению тканей кислородом, об эффективности физических упражнений в восстановлении кровоснабжения мозга свидетельствуют исследования в сфере современной офтальмологии: физическая культура в настоящий момент становится одним из важнейших методов восстановления кровоснабжения зрительных органов.

В исследовании психических функций лиц старше 50 лет была выявлена следующая тенденция: участники эксперимента, обладающие проблемами с вниманием, памятью, имели минимальную физическую активность. Наилучшие результаты в сфере сохранности функций психики в старшем возрасте показали спортсмены, сохраняющие высокий уровень физической активности и после выхода на пенсию [8].

При этом следует понимать, что интенсивные нагрузки в старшем возрасте не рекомендованы человеку, который не имел такого опыта ранее, и доступны для опытных спортсменов. В остальных случаях организация физической активности должна носить умеренный и сугубо индивидуальный характер.

Циклические физические упражнения (бег трусцой, плавание, ходьба на лыжах, элементы гимнастики, скандинавская ходьба) умеренной интенсивности (пульс 90-130 ударов в минуту) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику (кровоснабжение).

После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 160 ударов в минуту), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечается ухудшение кровоснабжения тканей, происходит износ сердечно-сосудистой системы.

Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать людям старшего возраста, сужен по сравнению с теми, у кого в силу юного возраста сохраняются высокая подвижность, гибкость, возможность восстановления тканей.

Они могут заниматься некоторыми видами – бегом на средние и длинные дистанции, спортивной ходьбой, плаванием, парусным спортом, художественной гимнастикой, гимнастикой по щадящей программе, лыжными прогулками.

Но при этом следует понимать, что даже при отсутствии индивидуальных противопоказаний к какому-либо виду спорта, существуют такие факторы как возрастные проблемы восстановления после травмы, поэтому следует выбирать виды спорта наименее травматичные для занимающегося.

Работа в сфере физической активности с людьми взрослого и пожилого возраста имеет и положительную сторону: при отсутствии деменции, полностью сохранном интеллекте, человек способен сам чутко следить за собственными ощущениями и регулировать нагрузку, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

При выполнении физических упражнений регулярно, как правило, после трех-четырех недель занятий можно отметить повышение общего тонуса организма и снижение утомляемости, уменьшение проблем рассеянности внимания [9].

Это связано и с улучшением кровоснабжения тканей, и со сменой деятельности: на время выполнения упражнений человек переключается с привычной активности, давая психике необходимый отдых.

Кроме того, необходимость концентрироваться в процессе выполнения комплекса упражнений ставит перед мозгом задачи поддержания на высоком уровне функций внимания и концентрации.

Смена деятельности особенно важна в случае, когда в зрелом и пожилом возрасте человек сохраняет профессиональную активность и некоторая часть его времени посвящена сидячей работе, или в целом его досуг связан с неким статичным хобби.

В этом случае физическая связана с расслаблением в результате упражнений мышц шейного отдела и улучшением кровоснабжения мозга и нервов, а также по возможности пребыванием на свежем воздухе.

Выводы по главе:

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует об актуальности изучаемой проблемы, ее практической значимости и позволяет сделать вывод о важности проверки гипотезы о том, что длительность физической активности влияет на сохранение высокого уровня психических способностей людей среднего возраста.


Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф