Заявка на расчет
Меню Услуги

Влияние физической активности на когнитивные способности людей среднего возраста. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

2.1. Задачи, методы и организация исследования

 

В данной работе нами поставлена цель – на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности, структуры и экспериментального исследования внимания и памяти выявить зависимость между длительностью физической активности и уровнем их развития, на этой основе обосновать рекомендации по развитию процесса внимания и памяти у людей среднего возраста.

Будем исходить из предположения о том, что развитие таких характеристик внимания, как устойчивость, концентрация и объем, а также ассоциативной и кратковременной зрительной памяти у людей среднего возраста находится под влиянием длительности их физической активности, а комплекс диагностических методик может способствовать определению индивидуальных уровней развития данных характеристик в процессе занятий физическими упражнениями.

Но так как объектом нашего исследования являются люди старше 50 лет возраста с различными характеристиками внимания и памяти, то, прежде всего, необходимо определить факторы, влияющие на уровень их развития (возраст, профессиональная деятельность, социальный статус и т.д.) и выявить различные характеристики развития качеств внимания и памяти.

Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи по опытно-экспериментальной работе данного исследования:

  • рассмотреть факторы, влияющие на уровень развития когнитивных способностей, такие как возраст, профессиональная деятельность, продолжительность занятий физическими упражнениями исследуемой группы;
  • провести сравнительный эксперимент для выявления особенностей, закономерностей и динамики изменений развития качеств внимания и памяти у людей среднего возраста;
  • провести корреляционный анализ полученных результатов.

Организация исследования: в рамках данного исследования нами было опрошено 84 человека, в возрасте от 54 до 65 лет. Исследование проходило на базе ДС «Юность», г. Нижний Новгород.

Исходя из цели исследования, и для подтверждения гипотезы нами был выбран как основной исследовательский метод – сравнительный эксперимент, основной целью которого является сравнение исследуемых качеств групп, занимающих различное количество времени. Таким образом, нами предполагается выявить особенности, закономерности и динамику изменений уровня качеств когнитивных способностей людей среднего возраста с помощью физической активности и подтвердить или опровергнуть предполагаемую гипотезу.

При анализе полученных данных используется параметрический критерий t-Стьюдента, где вычисляются изменения показателей тестирования. Таким образом, определяется значимость различий экспериментальной гипотезы о влиянии длительности физической активности на исследуемые характеристики, т.е. использование физических упражнений в повседневной жизни может способствовать улучшению у людей среднего возраста уровня развития памяти и внимания в процессе занятий.

Для статистической обработки и анализа эмпирических данных использовались методы первичной математической обработки; программа SPSS Statistics 17.0 для Windows: сдвиг критериев Стьюдента.

 

2.1 Методики изучения внимания

 

2.2.1 Диагностика устойчивости, концентрации и переключения внимания

 

Методика «Корректурная проба»

Относится к бланковым тестам скорости и предназначена для исследования степени концентрации и устойчивости внимания. Методика предложена Б. Бурдоном в 1895 году.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) букв или других знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждые 30- или 60-секундные интервалы работы). Корректурная проба используется в качестве методики оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Обработка результатов тестирования производится с помощью формул, выражающих уровень концентрацию, темп и переключаемость внимания.

Корректурная проба относится к числу наиболее известных и давно применяемых в экспериментальной и прикладной психологии методов оценки внимания и психомоторных особенностей. Различенные модификации корректурной пробы до настоящего времени широко применяются в области клинической, профессиональной, школьной психодиагностики благодаря простоте и надежности отражения особенностей внимания и функционального состояния, работоспособности испытуемого [3].

Методика «Таблицы Шульте»

Методика предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности при обследовании лиц разных возрастов.

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25 (см. Приложение 1). Экспериментатор дает испытуемому инструкцию — работать максимально быстро и внимательно. Затем экспериментатор замечает время по секундомеру, а испытуемый показывает числа от 1 до 25 по порядку, называя их вслух. Экспериментатор определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Экспериментатор отмечает время каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически в виде «кривой истощаемости», отражающей устойчивость внимания и работоспособность в динамике. На основании полученных результатов делают вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость, которые предложены А. Ю. Козыревой [15].

Метод Мюнстерберга

Тест на концентрацию внимания.

Рассматривая в тексте ряды букв (см. Приложение 2), нужно подчеркнуть слово. В среднем задание выполняется за 2-3 минуты. Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Учитывается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Обработка анализ результатов: подсчитать количество правильно найденных слов. Если 9-10 слов – высокий уровень, 8-5-средний, менее 5 слов – низкий.

Методика рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости [10].

Кольца Ландольта

В качестве основного методического, стимульного материала для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания кольца Ландольта, и это сделано потому, что они являются универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разных возрастов, получая сравнимые и преемственные показатели.

Испытуемому показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их. Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент испытуемый должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных испытуемым за каждую минуту работы, и за все пять минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Методика «Устойчивость внимания по Риссу»

Определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.

На бланке изображен ряд линий, перепутанных между собой. Задача испытуемого — проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Испытуемый должен начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя.

При анализе следует учитывать:

— что преобладает у испытуемого: установка на скорость или точность работы,

— трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или испытуемый выполняет задание без труда;

— при опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли испытуемый сделать ошибки, как он относится к своим ошибкам.

При определении количественных показателей учитывается время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время, за которое испытуемый находит окончания пяти линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.). Это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания.

Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (истощаемости) концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу [5].

 

2.2.2 Методики изучения объема внимания

 

«Десять слов»

Тест на объем внимания.

Испытуемому зачитываются 10 слов, которые необходимо запомнить. Затем записываются по памяти все слова. Тест повторяется 4 раза, с разным набором слов.

Объем внимания при восприятии простейших объектов.

Исследуется объем внимания, точность пространственной локализации и восприятия простейших объектов при кратковременной их экспозиции. Определение скорости зрительного восприятия. Предоставляется несколько наборов по 15 карточек. На каждой карточке четко нарисована квадратная сетка из 16 равных клеток. Сторона каждой клетки равна 1,9 мм. В каждой сетке – от 2 до 8 точек. Бланк, на котором 15 пустых сеток, таких же, как на карточках. Испытуемый должен стараться увидеть за короткое время экспозиции, сколько точек на карточке и в каких клетках они расположены. Тотчас же после экспозиции он должен зафиксировать число и расположение точек в соответствующей сетке бланка, лежащего перед ним.

Объем и распределение внимания

Испытуемым на 1 секунду показывают карточку, на которой изображено несколько чисел. Необходимо разглядеть, какие числа написаны, а затем, когда карточку уберут, сложить эти числа и записать сумму. Испытуемым показывают три различные геометрические фигуры с вписанными в них цифрами. Записав сумму, испытуемые должны ответить, на каких фигурах какие числа были написаны. На основании полученных материалов делают вывод о проявлении соответствующих свойств внимания (его объема и распределяемости, а также роли установки во внимании).

 

2.3 Методики исследования памяти

 

Методик изучения памяти существует довольно много. Первую еще придумал в конце 19 века Герман Эббингауз. Н-р, метод заучивания, метод повторения, сохранения и ряд других.

В свое время Зейгарник, работая под руководством К.Левина, придумала методику незавершенных заданий. Он заключалась в том, что испытуемый получал множество заданий, некоторые из которых прерывались и затем изучалась память на завершенные и прерванные задания.

Ряд методик для клинического изучения памяти придумал Лурия. В частности, методику изучения опосредованного запоминания.

Среди методик изучения памяти есть объединение специальных тестов, которые используются психологами для изучения разных видов и процессов памяти человека.

Методика «Память на числа»

Методика предназначена для определения кратковременной зрительной памяти на числа, ее объема и точности.

Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20-ти секунд таблица с 12 двузначными числами (Приложение 3), которые нужно запомнить и после того, как таблица будет убрана, записать на бланке. Методика удобна как для индивидуального, так и для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.

Проба на ассоциативную память.

Обследуемому зачитывают десять пар относительно однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Например: река— море, яблоко — груша и т. д.

Исследующий зачитывает эти слова, четко отделяя пары паузами. Затем он зачитывает первое слово каждой пары, а обследуемый называет второе слово. Обычно здоровые обследуемые выполняют задание после двух повторений, а иногда сразу, после первого зачитывания слов. Проба на ассоциативную память является одним из вариантов исследования опосредованного запоминания. Известно много модификаций этой методики. В частности, одна из них входит в состав шкалы памяти Векслера. Учитывая возможное различие характера ассоциативных отношений и желая проследить, как это различие сказывается на запоминании, Ю. А. Машек (1973) предложил следующую модификацию. Обследуемому для запоминания предлагается 10 групп парных ассоциаций, составленных по определенному принципу смысловой связи. Это различные отношения понятий; противоположные понятия (юг — север, любовь—ненависть), понятия различной величины (холм—гора, страх—ужас), вместилище и вмещаемое (графин—вода, шкаф— одежда), причина и следствие (укол—боль), часть и целое (слово—фраза, зерно—колос), орудие и объект труда (земля— лопата), абстрактные и конкретные понятия (искусство — картина). Далее предлагались пары слов, образующие суждение (орел— птица), привычные словосочетания (точка—тире), трудносочетаемые слова (курица—портсигар). После проверки запоминания каждой группы слов устраивается перерыв на 2 мин, а после предъявления пяти групп — на 30 мин. Сопоставление получаемых результатов у одного и того же больного при исследовании пробами на запоминание позволяет судить о большей или меньшей сохранности механической и логической (смысловой) памяти, сравнить показатели непосредственного и опосредованного запоминания.

Методика «Оперативная память»

Методика применяется для изучения кратковременной памяти.

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.
Испытуемому зачитываются числа — 10 рядов из 5 чисел к каждом. Необходимо запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные 4 суммы записать в соответствующей строке бланка. Например, 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается).

Интервал между зачтением рядов —15 с. Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрослого человека — от 30 и выше. Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени — 4—5 мин.

Методика «Память на образы»

Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение минуты воспроизвести на бланке.

Методика «Запоминание 5 слов»

Это один из классических тестов, на болезнь Альцгеймера.

Испытуемому нужно зачитать или дать для прочтения список из любых 5 слов для запоминания. Эти слова нужно будет воспроизвести сразу и спустя 5 минут (об этом следует предупредить испытуемого).

Оба раза (при непосредственном и отсроченном воспроизведении) ставится от 0 до 5 баллов в зависимости от количества воспроизведенных слов. Если испытуемый набирает 9-10 баллов, то все в порядке. Результат менее 8 баллов указывает на плохую память, возможно деменцию.

Если человек не может вспомнить какое-то слово, то ему даются 2 подсказки. Сначала человеку подсказывают категорию, например, если забыто слово «апельсин», то подсказкой должно быть слово «фрукт». Если пациент все еще не может вспомнить слово, то необходимо ему дать возможность выбрать 1 слово из трех, например, «яблоко», «апельсин», «клубника». В случае, когда подсказки не помогают, то можно заподозрить болезнь Альцгеймера.

Поскольку в психологии при оценивании каждого познавательного процесса можно получить много различных показателей, то при создании данного комплекса методик, как и предыдущего, стояла задача отбора минимума.

В русле теоретических посылок, изложенных в первой главе, из всего многообразия инструментов для психологической диагностики внимания и памяти, рассмотренных во второй главе исследования нами, были выбраны пять методик:

  • Методика Шульте, предназначена для диагностики устойчивости, внимания;
  • Методика Мюнстерберга, предназначена для диагностики концентрации внимания;
  • Методика «Десять слов», предназначена для определения объема внимания;
  • Методика «Память на числа», предназначена для диагностики кратковременной зрительной памяти;
  • Проба на ассоциативную память.

Каждому из испытуемых были предложены вышеизложенные методики, при проведении исследования все участники находились в одинаковых условиях эксперимента. Работа проводилась в индивидуальном опросе.

Исходя от определяемых методик, проведем констатирующий эксперимент и предоставим полученные данные для проведения дальнейшего исследования.

Выводы ко второй главе:

Таким образом, для решения поставленных задач нами была разработана методика исследования, содержащая адекватные и достаточные (в количественном отношении) средства и методы изучения и развития, разработана схема организации и методы оценки эффективности работы. Для обработки полученных данных в работе нами подобраны методы математической статистики.

 

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

3.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента

 

Началом исследования послужил сбор информации о факторах, которые могли бы повлиять на уровень развития внимания и памяти людей старше 50 лет, таких как возраст, продолжительность занятий. Рассмотрим полученные данные в социодемографической характеристике (табл. 1.)

Таблица 1 — Социодемографическая характеристика выборки (общие сведения)

Показатель Доля, в %
Возраст
54-58 лет

59-62 года

63-65 лет

50%

35%

15%

Пол
Женщины

Мужчины

100%

0%

Продолжительность занятий
до двух лет

от двух до пяти лет

более пяти лет

35%

42%

23%

 

Из табл. 1 видно, что возрастные показатели исследуемой группы преобладают люди с возрастом 54-58 лет (50% от всех испытуемых), гендерные же различия в группе отсутствуют. По показателю продолжительности занятий в исследовательской группе большинство (42%) занимаются от двух до пяти лет, до двух лет занимаются 35% и лишь 23% занимаются более пяти лет.

После сбора общей информации о респондентах мы провели несколько психодиагностических тестов на память и внимания у людей среднего возраста и после провели сравнительный анализ данных, полученных на этапе констатирующего эксперимента. Результаты, полученные нами на этапе констатирующего экспериментального исследования, представлены в табл. 2.

Таблица 2 — Сводная таблица данных психологических процессов людей среднего возраста

№ испытуемого Устойчивость внимания Концентрация внимания Объем внимания Кратковременная зрительная память Ассоциативная память
1 Н Н Н Н В
2 Н Н С В В
3 Н Н С Н Н
4 Н Н С С С
5 Н С Н С С
6 Н Н Н С С
7 Н Н Н Н С
8 Н Н С Н С
9 С Н С Н С
10 Н Н С В В
11 Н Н Н Н Н
12 Н Н Н Н С
13 Н Н Н Н С
14 Н С С С С
15 Н Н С Н С
16 С С Н Н С
17 Н Н Н Н Н
18 Н Н С Н С
19 Н С Н С С
20 Н Н Н С С
21 Н Н Н Н Н
22 С Н С Н С
23 Н Н С С В
24 Н С С В С
25 Н Н С Н С
26 Н С Н Н С
27 С Н С В С
28 Н С Н С В
29 Н Н Н Н С
30 В В С С В
31 С С С С В
32 С С Н С В
33 В В С С В
34 В С С С С
35 С В С С В
36 В С С С В
37 В В С В В
38 В В С С В
39 В С С В С
40 В В С С В
41 В В С С В
42 В В С С В
43 В В В С С
44 С С С В С
45 Н В С В В
46 С В С С В
47 В С С С В
48 В С С С В
49 В С С В В
50 В В В В В
51 С В С С В
52 Н В С С В
53 С В С В В
54 В С С С С
55 В С С С В
56 Н В С С В
57 В В С В В
58 В В Н В В
59 В В В С В
60 С С С С С
61 С С С С В
62 В В С С В
63 В С С С В
64 В В С В В
65 В С Н В С
66 С С С С В
67 В С С В В
68 С С С С В
69 В С С С В
70 В С С С С
71 С С С В С
72 С С С С В
73 В С С С В
74 В С С В С
75 В Н С С С
76 В С С С В
77 С С С В В
78 С Н С С С
79 С С С В В
80 В Н С С С
81 Н С С С С
82 В С С В С
83 Н С С В В
84 В С С С В
низкий — 30

средний — 20

высокий — 34

низкий — 25

средний — 38

высокий — 21

низкий — 18

средний — 63

высокий — 3

низкий — 17

средний — 45

высокий — 22

низкий – 4

средний — 35

высокий — 45

 

Для исследования устойчивости внимания испытуемым была предложена методика Шульте. Исходя из количественных подсчетов, на первом этапе исследования 40,5% испытуемых показали высокий уровень развития характеристики, 23,8% — средний и 35,7% — низкий. Из этого следует, что у большей части исследуемой группы характеристика развита на среднем или более высоком уровне.

Следующим нашим шагом в первичном сборе данных была диагностика уровня концентрации внимания среди исследуемых групп, для этих целей нами была использована методика Мюнстерберга. Нами были получены данные, исходя из которых можно заключить, что среди испытуемых преобладает средний уровень развития данной характеристики (45,2% тестируемых). Высокий уровень показали 25% испытуемых и низкий – 29,8%.

При диагностике объема внимания использовалась методика «Десять слов». Результаты показали, что у большинства респондентов (75%) данная характеристика развита на среднем уровне, у 21,4% на низком и лишь 3,6% — на высоком.

Следующим шагом первого этапа исследования была диагностика памяти. Для определения кратковременной зрительной памяти была использована методика «Память на числа». Исходя из полученных результатов можно заключить, что характеристика развита на среднем уровне у 53,6% тестируемых, на высоком и низком уровне у 26.2% и 20,2% соответственно.

После применения пробы на ассоциативную память были получены следующие результаты. Среди группы преобладает высокий (53,6% испытуемых) и средний (41,7%) уровень развития. Низкий уровень показали лишь 4,8% тестируемых.

Рассматривая и анализируя полученные данные, можно заключить, что такие характеристики, как концентрация, объем внимания, а также кратковременная зрительная память, у исследуемой группы находится на среднем уровне. Характеристики устойчивости внимания и ассоциативной памяти более развиты и находятся на более высоком уровне.

 

3.2. Анализ данных сравнительного эксперимента

 

На втором этапе исследования нами был проведен сравнительный анализ результатов двух групп – занимающихся до двух лет (группа 1) и занимающихся от двух до пяти лет (группа 2).

Анализ данных по методике Шульте показывает, что в группе 2 устойчивость внимания находится на более высоком уровне, чем у группы 1, т.к. эффективность работы составляет 39,5, в то время, как этот показатель у второй группы составляет 55,7(рис. 1).

Рис. 1. Сравнение показателей устойчивости внимания в исследуемых группах (в сек.)

 

Таким образом, анализ представленных данных устойчивости внимания на двух этапах исследования, подтверждает успешность длительного применения физических упражнений для поддержания высокого уровня устойчивости внимания среди людей среднего возраста полностью.

После диагностики устойчивости внимания среди исследуемых групп мы провели сравнительный анализ по методике Мюнстерберга. Полученные данные наглядно изображены на графике (рис. 2).

Рис. 2. График концентрации внимания в исследуемых группах

 

Рассматривая показатели данных на рис. 7 по показателю производительности концентрации внимания в исследуемых группах мы можем наблюдать, что во второй группе концентрация внимания колеблется в пределах 80-90%, а в первой группе показатели данных значительно ниже, в пределах 50-60%.

Сравнение данных между группами позволяет оценить эффективность применения длительных занятий физическими упражнениями по повышению концентрации внимания в исследуемых группах.

Далее нами были исследован такой показатель внимания, как его объем. Для этого была применена методика «Десять слов». Полученные данные отображены на графике (рис. 3)

Рис. 3. График показателей объема внимания (в %)

 

Проведя сравнительный анализ исследуемых групп, нами было установлено, что во второй группе показатель объема внимания находится на более высоком уровне (63,5% правильных слов), чем в первой (44%). Это свидетельствует о том, что регулярные занятия физическими упражнениями способствуют поддержанию достаточного уровня объема внимания.

Анализ данных исследования кратковременной зрительной памяти по методике «Память на числа» показывает, что группе 2 эта характеристика памяти так же развита лучше, чем в группе 1 (рис. 4).

Рис. 4. Показатели кратковременной памяти в исследуемых группах (в %)

 

Из этого следует, что кратковременная память так же поддерживается на высоком уровне благодаря применению физической активности.

Проведя сравнительный анализ показателей ассоциативной памяти среди исследуемых групп, нами были получены следующие результаты (рис. 5).

Рис. 5. Проба на ассоциативную память (в %)

 

Показатели второй группы превосходят показатели первой, что также свидетельствует об эффективности применения физической активности для поддержания данных характеристик на высоком уровне.

Конечным этапом нашего исследования, являлось обеспечение достоверности исследования, для этого мы использовали метод математической статистики. Итак, мы исходили из предположения, что поддержание высокого уровня характеристик внимания и памяти у людей среднего возраста связано с длительностью их физической активности.

Для проверки данного предположения был использован коэффициент сдвига критериев Стьюдента, т.к. данные анализ позволяет учитывать индивидуальные отличия показателей данных, и дает достоверную информацию о качестве анализа данных, полученных в ходе эксперимента. Подробный отчет данного анализа представлен в приложении 5.

По полученным результатам можно достоверно заключить, что длительность физической активности влияет на поддержание высокого уровня развития характеристик внимания и памяти, т.к. как видно из результатов, для выборки объемом N = 25, среднее значение переменной в группе 1 (56.52) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной группе 2 (39.26) с уровнем значимости p < 0,001. Кроме того, между переменными в группах существует значительная корреляция (r = 0,0427, p < 0,001), свидетельствующая об эффективности влияния длительной физической активности на когнитивные способности людей среднего возраста.

 

3.3 Рекомендации по развитию внимания и памяти в исследуемой группе

 

Вопрос о том, как улучшить память и внимание, волнует очень многих.

Мозг — наш самый ценный в жизни ресурс, и когда он начинает давать сбои, упорно отказываясь вспоминать те или иные вещи или заставляет нас откровенно «хлопать ушами» в ответственные моменты, мы закономерно испытываем недовольство.

Но в первую очередь стоит подумать о внимании и памяти логически. Они подобны мышцам, и точно так же их необходимо тренировать — тогда они будут крепкими и здоровыми в любом возрасте.

Аэробные нагрузки оказывают благоприятный эффект на функции мозга, задействованные в решении стоящих перед человеком проблем. Многими исследователями в последнее время подтверждено, что у здоровых людей пожилого и старческого возраста физическая активность помогает довольно длительно поддерживать когнитивные функции на достаточном уровне [27].

Так же на когнитивные функции положительно влияют тренировки на сопротивление, комбинированные тренировки, сочетающие аэробные, силовые нагрузки, упражнения на растяжение и равновесие.

Установлено, что взрослые люди, регулярно выполняющие физические нагрузки по 30 минут в день, имеют устойчивое улучшение когнитивных функций. Это объясняется тем, что регулярные физические нагрузки активируют выработку мозгом нейротрофического фактора и инсулин-зависимого фактора роста, которые поддерживают пластичность мозга и ликвидируют последствия нередких у старых людей локальных очагов ишемии.

Тренировки умеренной мощности способствуют улучшению мозгового кровообращения, что приводит к снижению подверженности возрастным когнитивным нарушениям почти в два [28].

Кроме того, было установлено, что регулярная нагрузка в виде бега трусцой способствует улучшению функциональных связей между отделами головного мозга. Благодаря регулярным пробежкам улучшается состояние тех отделов мозга, которые в пожилом возрасте могут пострадать от нейродегенеративных недугов. Это во многом объясняет тот факт, что у пожилых и старых людей регулярные физические нагрузки в виде дозированной ходьбы, подъёмов по лестнице уменьшают риск деменции сосудистой природы. Физическая активность способствуют также усилению толерантности мозга к ишемии.

В последнее время утверждается преимущество физической активности на природе, «зелёные тренировки» для улучшения психологического статуса. Эти авторы ранее продемонстрировали бесспорное преимущество физической активности в таких условиях по сравнению с тренировками в помещении.

Различные виды физической нагрузки используются в разных программах реабилитации– ходьба или плавание, бег на тредмиле, упражнения на растяжение мышц конечностей или силовые нагрузки. Продолжительность программ также различная – от 6 недель до 12 месяцев, но чаще всего – 24 недели, в течение 60 минут.

В целом, кроме аэробных нагрузок в программу превентивных тренировок для старых людей без когнитивных нарушений часто включают упражнения на сопротивление (умеренной или большой мощности) и на растяжение. Так, 24-недельные (по 3 раза в неделю) тренировки здоровых старых людей в режиме средней и высокой интенсивности с упражнениями на сопротивление оказывают позитивный эффект на когнитивные функции.

В последние десятилетия в связи с удлинением продолжительности жизни в тревожной пропорции увеличилось распространение возрастно-зависимых когнитивных нарушений, связанных с болезнью Альцгеймера или Паркинсона. Поэтому с целью их профилактики важно распространять опыт исследователей, что адекватные физические нагрузки улучшают познавательные возможности старых людей не только при лёгких когнитивных нарушениях, но и при деменции [20, 21]. Даже краткосрочные программы с физической активностью в виде ходьбы оказывают позитивный эффект на когнитивные функции при деменции [24]. Авторы сделали практически значимый вывод, что даже умеренный уровень адекватной возрасту физической активности выполняет протекторную функцию по отношению к мозгу стареющих людей, снижает риск нейродегенеративной патологии.

Таким образом, основные рекомендации по развитию внимания и памяти в среднем возрасте с помощью физической активности сходятся в применении аэробных нагрузок умеренной мощности, тренировок на сопротивление, а также регулярной ходьбы и бега трусцой.

Выводы по главе:

Анализируя полученные в ходе исследования результаты, мы пришли к выводу, что общий уровень развития таких характеристик, как концентрация, объем внимания и кратковременная зрительная память, в исследуемой группе является средним, в то время как показатели устойчивости внимания и ассоциативной памяти находятся на высоком уровне. При сравнении групп, занимающихся различное количество времени, было выявлено, что группа с большей продолжительностью занятий имеет более высокий уровень развития психических способностей чем группа, занимавшаяся меньшее количество времени.

Также были даны рекомендации по поддержанию высокого уровня когнитивных способностей с помощью физической активности.

Таким образом гипотеза нашего исследования полностью доказана.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги проведённого исследования вопроса влияния физической активности на когнитивные способности людей среднего возраста нами была поставлена цель — выявить особенности длительности влияния физической активности на внимание и память людей среднего возраста.

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. В настоящее время существует большое количество научных работ, посвящённых данной тематике, однако работ, изучающих влияние длительности физической активности недостаточно.
  2. Была составлена программа исследования психических способностей, в которую вошли эмпирические методы, такие как анкетирование, психодиагностические методики тестирования характеристик внимания и памяти, и метод математической обработки данных.
  3. Эмпирически показано, что у исследуемой группы такие характеристики, как концентрация, объем внимания и кратковременная зрительная память находятся на среднем уровне развития, в то время как устойчивость внимания и ассоциативная память имеют высокий уровень.
  4. При сравнении двух групп, занимающихся различное количество времени, было установлено, что группа с большей продолжительностью занятий имеет более высокие показатели по характеристикам внимания и памяти чем группа, занимающаяся меньше количество времени.
  5. Были даны рекомендации по поддержанию сохранности высокого уровня развития когнитивных способностей при помощи физической активности.

Таким образом, поставленная во введении цель дипломной работы достигнута, а исследовательские задачи выполнены. Их выполнение в итоге подтвердило и нашу гипотезу о том, что длительность физической активности влияет на уровень развития когнитивных способностей людей среднего возраста.

 

Литература

 

  1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни. – М.: Академия, 2015. – 224 с.
  2. Анисимов В.Н. Молекулярные и физиологические механизмы старения. – СПб.: Наука, 2013. — 468 с.
  3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2014. — 520 с.
  4. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – М.: Полиграф Центр, 2003. – 281 с.
  5. Диагностика психического развития: Пер. с чешск. / Авт. Шванцара Й. и др. — Прага: Авиценум, 2008. — 388 с.
  6. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. – 260 с.
  7. Зоткин Н.В. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы. – Самара: Самарский университет, 2016. – 35 с.
  8. Иванов В.А., Солдатенко Т.А., Каменский Е.Г. Теоретические и профилактические основы геронтологии. – Курск: Курский государственный университет, 2016. – 76 с.
  9. Карюхин Э.В. Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты. – М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия. – 135 с.
  10. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2004. — 960 с.
  11. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Психология старости и старения. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведения. — М.: Академия, 2013. — 416с.
  12. Кроули К., Лодж Г. Следующие 50 лет. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 416 с.
  13. Малкина-Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста. – М.: Эксмо, 2015. – 368 с.
  14. Мушкабаров Н.Н. Геронтология in polemico. Монография. – М.: Медицинское информационное агентство, 2011. – 464 с.
  15. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Изд. 3-е, доп. и переработ. — Ростов н/Д: «Феникс», 2012. — 704 с.
  16. Погосов А.В., Богушевская Ю.В. Клиническая психология в геронтологии и гериатрии. – Курск: Изд-во КГМУ, 2016. – 147 с.
  17. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях : Учеб. пособие / В. П. Захаров. — Л. : ЛГУ, 1985. — 63 с.; 20 см.
  18. Реан А.А. Психология среднего возраста, старения, смерти. Учебное пособие. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. – 384 с.
  19. Рыбакова Н.А. Феномен старости. Монография. – Псков: Издательство Псковского областного института повышения квалификации работников образования, 2010. – 169 с.
  20. Сахарова Т.Н. Эмоционально-нравственная сфера пожилых людей. – М.: Прометей, 2011. – 290 с.
  21. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 207 с.
  22. Шаповаленко И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. — 2015. — № 6. – С. 27 – 31.
  23. Яхно Н.Н. Старение и нейродегенеративные расстройства: когнитивные и двигательные нарушения в пожилом возрасте. – М.: Servier, 2005. – 48 с.
  24. Eggermont, L. H. P., Swaab D. F., Hol E. M. et al. Walking on line: a randomized trial on the effects of a short term walking programme on cognition in dementia // J. Neurol., Neurosurg., Psychiatr. 2009 Vol. 80 № 7 P. 802–804.
  25. Kemoun, G., Thibaud M., Roumagne N. et al. Effects of a physical training programme on cognitive function and walking efficiency in elderly patients with dementia // Dementia a. Geriatr. Cognitive Disorders. 2010 Vol. 29, № 2 P. 109–114.
  26. Langlois, F., Vu T. T. M., Chase G. et al. Benefits of physical exercise training on cognition and quality of life in frail older adults // J. Gerontol. B. 2013 Vol. 68, № 3 P. 400–404. 2013
  27. Tseng, Ch.-N., Gau B.-S., Lou M.-F. The effectiveness of exercise on improving cognitive function in older people: a systematic review
  28. Tyndall, A. V., Davenport M. H., Wilson B. J. et al. The brain-in-motion study: effect of a 6-mounth aerobic exercise intervention on cardiovascular regulation and cognitive function in older adults
  29. Voss, M. W., Nagamatsu L. S., Liu-Ambrose T., Kramer A. F. Exercise, brain, and cognition across the life span

 Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф