2.4. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование имиджа руководителей компании «Сбербанк», их репутации в трудовом коллективе и социально-психологического климата
Известно, что в новых социально-экономических условиях, складывающихся в России, актуализируется спрос на ярких, креативных, профессиональных руководителей с выраженными моральными, нравственными, интеллектуальными характеристиками и развитыми управленческими компетенциями, знаниями, которые сознательно внедряются в проектируемый имидж личности. В результате проведенного эмпирического исследования было выяснено, что далеко не все управляющие компании «Сбербанк» имеют хороший имидж среди работников трудового коллектива.
Любому менеджеру такой успешной компании, как «Сбербанк» всегда следует помнить, что престиж его должности не является гарантией его авторитета, как руководителя. Чем привлекательнее для подчиненных являются личностные и профессиональные качества менеджера, тем более авторитетным он будет для них как личность, тем большим признанием будет пользоваться в трудовом коллективе.
Помимо этого, любой руководитель должен помнить, что его имидж играет весомую роль в формировании имиджа всей компании «Сбербанк» в целом. Его поведение, внешний вид, речь, привычки – все это безусловным образом отражается на сотрудниках компании. Исходя из этого следует, что директор должен обладать не только рядом профессиональных качеств, но также и организационными. Персональный имидж руководителя оказывает прямое воздействие на имидж сотрудников компании.
На основании проведенного исследования нами были составлены некоторые рекомендации для опрошенных менеджеров компании «Сбербанк»:
1) На основании того, что эффективность руководства во многом определяется осуществлением менеджером таких функций, как анализ, планирование, принятие решений, следует развивать у менеджеров компании такое умение, как прогнозирование, анализ и генерация идей.
2) Коммуникативные способности менеджера способны внести ощутимый вклад в формирование его положительного имиджа. Важно, чтобы деятельность руководителя осуществлялась непосредственно посредством прямой коммуникации. Ситуация общения менеджера компании «Сбербанк» с подчиненными может быть совершенно разнообразной – начиная от приятного повода и заканчивая резко конфликтной ситуацией. Первостепенное значение отводится таким качествам, как вежливость и тактичность. С помощью этих качеств может быть не только эффективно решена проблема барьеров общения, но также и сформировано приятное впечатление среди сотрудников компании.
3) Формирование имиджа руководителя компании определяется во многом характеристиками его внешности, среди которых главное значение отводится – аккуратности, опрятности, соответствии костюму ситуации. Известно, что аккуратность и опрятность выступают в качестве приоритетной ценности такой организации, как банк, поскольку они оказывают существенное влияние на восприятие руководителя сотрудниками в целом.
4) Результаты исследования продемонстрировали, что такой показатель, как социально-психологический климат в коллективе, выступает одним из ценностных компонентов имиджа. Представление об этом компоненте имиджа складывается исходя из оценки того, насколько руководитель является преданным делу, работает ли он с отдачей или цель его деятельности состоит в получении выгоды, удовлетворении мотива власти. Благоприятный имидж формируется у такого руководителя компании, который любит свою работу, искренне предан делу, не пользуется своим положением для получения определенной выгоды.
5) Такой элемент имиджа руководителя, как особенности характера, выступает в качестве одного из доминирующих компонентов имиджа руководителя в сфере современного бизнеса. О благоприятном имидже принято говорить тогда, когда руководитель воспринимается работниками, как ответственный, рассудительный, добрый, решительный, требовательный, веселый. Менеджер, обладающий такими чертами способен обеспечить компании стабильное и продуктивное существование, сотрудникам – максимально комфортные условия для осуществления трудовой деятельности, возможность успешного развития и построения деловой карьеры.
6) Особенности взаимодействия с работниками трудового коллектива также оказывают не маленькое влияние на формирование имиджа руководителя компании «Сбербанк». Изначально, работа руководителя относится к сфере «человек-человек», поэтому ее эффективность определяется тем, насколько рационально будет решен вопрос управления кадрами. Менеджер в таком случае должен заботиться о правильном выполнении расстановки кадров, определении обязанностей, анализе работы, контроле хода ее выполнения. Помимо этого, одной из приоритетных задач руководителя компании должно стать определение того, что может являться стимулом для каждого сотрудника, при этом, требования, предъявляемые к сотрудникам, должны быть разумными и корректными. Имидж руководителя компании будет куда более положительным в том случае, если он будет понимать проблемы работников, внимательно к ним относиться, выдвигать разумные требования, занимать независимую позицию в тех или иных конфликтных ситуациях, а также принимать объективные решения.
7) Помимо этого, такой элемент имиджа руководителя, как «принятие других» отражает способность принимать других, проявлять понимание, чуткость, отзывчивость, заботу, а также быть требовательным по отношению к другому, проявлять строгость. Руководитель компании «Сбербанк» в силу своей роли, должен относиться к людям максимально критически, требовать, контролировать, однако, сотрудники компании также оценят в руководителе и такие качества, как чуткость, понимание и терпение.
Таким образом, в рамках данной главы нами были представлены некоторые рекомендации, которые обеспечат формирование более высокой положительной репутации и имиджа руководителей компании «Сбербанк» и тем самым будут способствовать формированию положительного социально-психологического климата трудового коллектива.
Выводы по исследованию
Проводя анализ и интерпретацию результатов исследования, полученных с помощью методики Хитровой, мы можем сделать следующие выводы:
1) Наиболее типичными являются высказывания следующих типов: Е, е, i, М’. То есть, в большинстве своем в ответах руководителей выражается порицание, враждебность против кого-либо в окружении, упреки, саркастические атаки. Выявлено ожидание или явное планирование разрешения данной ситуации от подчиненных, или руководитель сам возьмется за разрешение фрустрационной проблемы. Помимо этого, выяснено, что трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или же сводятся к полному ее отрицанию.
2) Достаточно редко, но все же встречаются высказывания следующих типов: Е’, Е, I’, I, М, m. То есть, это говорит о том, что в некоторых случаях в ответах опрошенных руководителей подчеркивается чувство фрустрированности, активность индивида направлена прежде всего на переживание информации о препятствии. В некоторых случаях руководители активно отрицают вину за совершенный поступок, склонны выражать смущение или сожаление отвечающего относительно того, что он главным образом послужил причиной неприятности. Ответственность лица, которое попало во фрустрирующую ситуацию, в таком случае, может быть сведена к минимуму, осуждение всячески избегается. В некоторых случаях в ответе выражается надежда на то, что время и надежный ход событий разрешат проблему, а взаимная уступчивость позволит устранить фрустрирующую ситуацию.
3) Вовсе не было обнаружено в процессе обработки полученных результатов высказываний по типам: I и М.
4) У руководителя, члены коллектива которого определяют сложившийся психологический климат, как неблагоприятный, преобладающими высказываниями являются высказывания по типу iЕ, что говорит в целом о его стремлении к самостоятельному, авторитарному решению возникающих проблемных ситуаций, а также является показателем агрессивности.
5) У руководителя, члены коллектива которого определяют сложившийся психологический климат, как устойчиво благоприятный, преобладают высказывания типа Ее, что говорит о его агрессивности, а также о стремлении совместно решать проблемные ситуации, стремлении к сотрудничеству в конфликте.
6) Те руководители, которые придерживаются авторитарного стиля управления карьерой являются более подчиняемыми, чем те руководители, которые придерживаются патерналистского стиля управления карьерой.
7) Руководители, придерживающиеся авторитарного стиля управления карьерой, оказываются более подчиняемыми, чем те, кто придерживается участвующего стиля управления.
8) Руководители – сторонники участвующего стиля управления карьерой отличаются большей дружелюбностью, любезностью, чем те, кто придерживается авторитарного стиля управления карьерой, для них в свою очередь характерна большая склонность следовать «правилам хорошего тона».
9) Руководители, которые придерживаются участвующего стиля управления профессиональной карьерой оказываются более дружелюбными с сотрудниками в отличие от тех руководителей, которые являются сторонниками патерналистского стиля управления.
Таким образом, в результате проведенного исследования гипотеза о том, что некоторые личностные характеристики руководителей компании «Сбербанк», среди которых – рассудительность, уверенность в себе, склонность к лидерству, стремлении к сотрудничеству с подчиненными, коммуникабельность оказывают положительное влияние на социально-психологический климат трудового коллектива – нашла свое подтверждение.
Заключение
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Имидж является многосторонним понятием современной науки и практики. Имидж – это прежде всего, эмоциональное окрашивание устойчивого образа кого-либо или чего-либо, которое складывается в сознании людей и способно оказать определенное влияние на их поведение. Имидж является важнейшим фактором, который способствует повышению конкурентоспособности предприятия и улучшению отношения потребителей, сотрудников предприятия, представителей власти.
2) Имидж лидера – это понятие более узкое по сравнению с имиджем компании, поскольку характеризирует зачастую только человека или группу людей. Имидж лидера зависит от индивидуальных черт характера человека. Имидж лидера зачастую отображается на имидже компании, поскольку в глазах общественности эти понятия тождественные. Имидж и репутация лидера взаимосвязаны и должны развиваться совместно. Имидж лидера во многом зависит от корпоративной культуры, поскольку его воспринимают через то, как в компании взаимодействуют трудовые связи, существует ли порядок на работе.
3) Карьере и ее планированию в современной системе менеджмента уделяется едва ли не первостепенное значение. Ориентируясь на подход начальника к управлению карьерой (строгий либо мягкий), а кроме этого на тип отношений (личностный либо функциональный) между руководителем и работником касательно карьеры возможно применение четырех форм руководства карьерой персонала: авторитарное; патерналистское; консультативное; участвующее (партисипативное) руководство карьерой.
4) Одним из основных показателей работы любого предприятия является позиция руководства, результативность, психологический климат. Изменение одного из этих параметров влечет за собой изменение всех остальных. Большую роль в формировании психологического климата на предприятии играет позиция руководителя, поскольку именно от нее зависит формирование здорового или нездорового психологического климата.
5) Для достижения цели, поставленной перед настоящей работой, было проведено исследование, направленное на изучение влияния имиджа руководителя компании «Сбербанк» на управление деловой карьерой работников. Базой исследования послужило отделение Сбербанка города Москва, расположенное на проспекте Кутузовском. Выборку исследования составили руководители и сотрудники Сбербанка. Всего было опрошено 8 руководителей и 12 рядовых менеджеров компании.
6) В результате проведенного исследования гипотеза о том, что некоторые личностные характеристики руководителей компании «Сбербанк», среди которых – рассудительность, уверенность в себе, склонность к лидерству, стремлении к сотрудничеству с подчиненными, коммуникабельность оказывают положительное влияние на социально-психологический климат трудового коллектива – нашла свое подтверждение.
7) Были представлены некоторые рекомендации, которые обеспечат формирование более высокой положительной репутации и имиджа руководителей компании «Сбербанк» и тем самым будут способствовать формированию положительного социально-психологического климата трудового коллектива.
Таким образом, цель, поставленная перед настоящим исследованием – достигнута, все выдвинутые задачи успешно разрешены.
Список литературы
- Азарова Л.В., Виноградова К.Е., Гаркуша В.Н. Организация коммуникационных кампаний[Текст]: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2016. – 75 с.
- Аветисян Х.М. Роль личности руководителя в организации деятельности предприятии // Наука и искусство управления. – М., 2016. — С. 10-12.
- Агафонова М.С., Костина В.Н. Формирование образа современного руководителя // Современные наукоемкие технологии. — 2014. — № 7-2.- С. 125-126.
- Аминева А.Д. Методологические проблемы изучения личности руководителя высшего звена // Экономика и социум. — 2015 — № 1-2 (14). — С. 168-170.
- Антошкина Е.А., Поддубная М.М. Погоня за временем: личность руководителя в наши дни // Вестник Вятского государственного университета.- 2016. — № 6. — С. 5-8.
- Бабосов Е.М., Трусь А.А. Социальный портрет современного руководителя // Проблемы управления. — 2015. — № 1. — С. 47-53.
- Буценко И.Н., Вельгош Н.З. Менеджмент персонала. Терминология[Текст]. – Симферополь: КЭИ, 2016. – С. 9
- Блохина М.С., Батоврина Е.В. Инновационные компетенции руководителей коммерческих организаций // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики.- 2015.- № 6. -С. 45-50.
- Вержибок Г.В., Шупляк В.И. Лидерство в социальном и образовательном пространстве: учебно-методическое пособие[Текст]. – Минск: РИВШ, 2012. – 360 с.
- Волкова И.А. Различия имиджа и репутации. [Текст]// Корпоративна имиджелогия. – №4, 2013. – С. 23
- Вербина Г.Г.Эмоциональная сфера личности руководителя в современных условиях // Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и за рубежом. – Чебоксары, 2016. — С. 58-69.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 5-е изд. М.: Гардарики, 2017. 528 с.
- Вранчан Н.А., Жоржолиани Ш.М. Личность руководителя в системе управления // Пути повышения эффективности экономической и
- социальной деятельности кооперативных организаций.- М., 2015.- С. 112-115.
- Гайдукова И.Б. Основные компетенции личной эффективности руководителя // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. — 2014. — № 2.- С. 16-18
- Герасикова Е.Н. Направления совершенствования процесса организации труда современного руководителя // Проблемы экономики. 2013. № 2. С. 47-48.
- Гнездилов Г.В., Киселев В.В., Хусяинова З.Н. Я-концепция личности руководителя // Вестник Института мировых цивилизаций. — 2016. — № 12. — С. 180-187
- Гужова О.А. Ключевые компетенции современного руководителя // Научное обозрение. 2014. № 12-2. С. 645-647.
- Даштоян Н.А. Современный руководитель как элемент успешности организации XXI века // Экономика, политика, право, образование в современном информационном обществе: новые парадигмы. Братск, 2011. С. 45-49.
- Димитрюк А.А., Воробьева К.С. Роль личности руководителя в реализации успешной кадровой политики // Теория и практика современной науки. — 2016. — № 12-1 (18). — С. 380-383
- Дегтерев В.А. и др. Имидж профессиональной деятельности. [Текст] / В.А. Дегтерев, А.Н. Галагузов, С.И. Глухих. – М.: ЮРАЙТ, 2012
- Жекова В. Личность менеджера: основные черты и качества// Наука. Мысль. — 2017.- № 2. — С. 55-59.
- Зайнуллин Р.И. К вопросу о компетентности руководителя современной организации // Инновационная наука. — 2017. — Т. 1.- № 4.- С. 83-86.
- Зайцев А.С. Психологические особенности личности и деятельности руководителя (менеджера) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 15-18.
- Игембаева К.С., Магзумова Н.К. Исследование ценностных ориентаций личности руководителей // Инновационная наука.- 2017. — Т. 1. № 3.- С. 243-245.
- Исляева М.Р. Личностный портрет руководителя коммерческой организации // Традиционное, современное в условиях модернизации российского общества. – М., 2017. — С. 49-52.
- Кашин С. Азиатские черты Сбербанка. // Комерсанть. – 2018. – №41(273). – С. 28-31
- Карамова А.С. Личностные качества руководителя // Гуманитарные научные исследования. — 2014. — № 2 (30). — С. 35-37.
- Карпач М.А. Взаимосвязь личностных особенностей руководителя и лидерского стиля личности // Развитие российской экономики: проблемы и перспективы. – М., 2014. — С. 963-967.
- Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. М.: Дело, 2014. 220 с.
- Кащеева А.В., Зимина И.В., Лобанов С.Н. Взаимосвязь психологической устойчивости личности руководителя и стиля управления // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии.- М., 2016. — С. 115-116.
- Кирова И.В., Попова Т.Л. Киров А.Ю. Современный образ типичного российского руководителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1-1. С. 163-166.
- Князева Н.Ю. Аналитический обзор социально-психологического портрета современного руководителя // Наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития. — Сочи, 2014. — С. 166-170
- Князева Н.Ю. Требования, предъявляемые к современному руководителю // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного развития: материалы международной научно-практической конференции. — Саратов, 2014. — С. 45-47.
- Козьяков Р.В. Имидж успешного руководителя как фактор эффективного управления организацией // Экономика и социум. — 2014.- № 1-3. — С. 524-53
- Колбасенко О.Е. Социальная ответственность как социально-психологическая характеристика руководителя // Наука и общество. -2015. — № 1 (20). — С. 174-180.
- Крахмалѐва В.С. Личность руководителя – индикатор эффективности работы организации // Новый университет. Серия: Экономика и право. — 2015. — № 12 (58).- С. 97-99.
- Кулиш О. Менеджер: руководитель или лидер? [Текст]// Имиджелогия. – 2016. – №9. – С. 87-93
- Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Норма М, 2017. — 287 с.
- Михалева Е.П. Менеджмент. Конспект лекций[Текст]. – М. ИЭП, 2013. – С. 61
- Машковцев Д.С. Толерантность как профессиональное свойство личности современного руководителя // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход. – М., 2015.- С. 152-155.
- Мельник Ю.И., Мельник О.Ф. Управленческая мотивация и эмоциональное благополучие руководителей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология.- 2016. -№ 1. — С. 6-20.
- Морозов А.В. Креативность как основа инновационной активности и профессионализма современного руководителя // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. С. 125-129.
- Наумова Ю.А., Филь Т.А. Харизматичность как компонент трудового потенциала личности руководителя // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — Т. 63. № 2. — С. 292-295
- Нестерова О.В. Факторы успешности профессиональной деятельности современного руководителя // IX Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации общества — М.,2014. — С. 303-305
- Обидина Н.В. Особенности черт личности успешных руководителей в коммерческой организации // Личность в природе и обществе. — М., 2015. — С. 58-61.
- Официальный сайт публичного акционерного общества «Сбербанк России». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sberbank.ru, свободный. – Проверено: 21.01.2019
- Равино А.В. Основы лидерства: тексты лекций для студентов. [Текст]– Минск: БГТУ, 2014. – 85 с.
- Соломандина Т.О., Соломандин В.Г. Управление мотивацией персонала[Текст]. – М.: Наука, 2015. – С. 45\
- Стародубская М. Уважение, за которое хочется платить: как конвертировать корпоративный имидж в деньги[Текст]. // Новый маркетинг. – 2016. – №2 – С. 41
