Выводы по 2 главе
После проведения экспериментального исследования, целью которого было изучить влияние индивидуально-психологических характеристик сотрудников на стратегии их поведения в конфликтных ситуациях у сотрудников, нами были сделаны представленные ниже выводы:
Первой методикой в интерпретации стал тест определения темперамента, данная методика была проведена по В.М. Русалову, который позволяет выявить восемь параметров индивидуально-психологических особенностей личности, социальная эргичность описывает уровень потребности в социальных контактах, жажду освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность. В высокой степени выраженности она обнаружена в нашей выборке у 40 % испытуемых (12 человек). Немаловажный факт обнаружен в том, что из числа этих людей имеют еще и высокие показатели по методике А. Ассингера. Мы интерпретируем это факт следующим образом: испытуемые с высокой социальной эргичностью имеют бойцовский лидерский настрой, задатки лидера, которые могут быть подкреплены активностью и даже агрессивным напором.
По шкале предметная эргичность были выявлены 5 испытуемых с высоким уровнем выраженности, что составило 16,6 % испытуемых. Данная индивидуально-типологическая черта характеризуется выраженным уровнем потребности в освоении предметного мира, характерной жаждой деятельности, упорным стремлением к умственному и физическому труду, желанием вовлеченности в трудовую деятельность. Мы также провели анализ данных по методике А. Ассингер а именно у этих 5 испытуемых. Явной связи с этой методикой по предметной эргичности не было выявлено. Для испытуемых, вошедших в эту группу, оказались характерны в основном средний уровень агрессивности. Более подробный и достоверный анализ взаимосвязей мы проведем в ходе выполнения статистического анализа полученных данных.
Третья в нашем списке индивидуально-типологическая черта – пластичность. Эта характеристика в высокой степени выраженности выявлена у 26,6 % испытуемых, а именно у 8 человек. Для них характерна легкость переключения в своей деятельности с одного объекта на другой, им свойственна также быстрота перевода между разными функциями мышления, что отражается на ходе взаимодействия индивида с его предметной средой, что приводит к стремлению разнообразить сферы своей предметной деятельности. Далее мы проанализировали данные этих испытуемых по шкале пластичности с методикой оценки уровня агрессивности А. Ассингера. Мы предполагаем, что пластичность будет снижать уровень агрессивности, делая реагирование более гибким.
Черта темперамента, называемая у В.М. Русалова эмоциональность в высокой степени выраженности выявлена нами у 13,3 % испытуемых (4 человек). Данное свойство проявляется как эмоциональная чувствительность и реагирование в случае расхождения между задуманным и запланированным ходом деятельности и результатами, происходящими в реальной предметной действительности.
По шкале методики В.М. Русалова социальная эмоциональность высокие показатели были выявлены у 23,3 % испытуемых (7 человек). Данная подгруппа испытуемых может быть описана как люди с высокой эмоциональной чувствительностью в коммуникативной сфере, что является составляющей эмоционального интеллекта.
Респонденты с высокими баллами по шкале оценки темпа в методике диагностики темперамента В.М. Русалова проявляется как быстрота выполнения отдельных двигательных операций, скорость совершения предметных движений в ходе взаимодействия с предметной средой, а также высокий темп совершения социально ориентированных действий, присутствие активных двигательных проявлений в ходе коммуникации (высокая скорость речи, жестикуляция в общении). Испытуемых с высоким темпом в выборке выявлено 6 человек, что составляет 20 %. В их числе оказалось 4 человека, которые одновременно продемонстрировали высокую вероятность проявления стратегии компромисс в конфликтных ситуациях при высоком социальном темпе (13,3%). Таким образом, мы предположили, что для выбора компромиссной стратегии важна предпосылка высокого социального темпа в числе индивидуально-психологических особенностей.
Предпосылкой конфликтности служащих в организации на психическом уровне имеет возможность считаться неосознаваемая надобность в соперничестве, т. е. вожделение ублаготворить собственные интересы в вред заинтересованностям иных служащих на уровне укрытых мотивов. Для оптимизации способов управления организационными инцидентами руководителю «ООО Экспо-Московия М» возможно предложить надлежащие совета:
1. Нужно заинтересовать сотрудников разрешить конфликт, если таковой возник. Для того, чтобы изменить мотивацию поведения коллеги возможно следует пойти на уступки, возможно разъяснить неправильность поведения работника.
2. Обязательно необходимо не только слушать подчиненного, но и слушать.
3. Обязательно необходимо аргументировать свои требования, возможно предыдущая аргументация не была убедительной.
4. Следует донести до коллектива, что к их проблемам небезразличны, следует вступать в диалог и выяснять причины недовольства.
5. Не следует повышать тон в конфликте, скорее это приведет к ухудшению ситуации, а не к разрешению ее.
6. Не следует злоупотреблять служебным положением, иначе коллеги примут это особо болезненно. Они и без напоминания знают должностное положение каждого. В дальнейшем, даже уже после разрешения данного конфликта, напоминание о своем должностном положении может негативно повлиять на взаимоотношения в коллективе.
7. Необходимо соблюдать субдистанцию, следует убрать фамильярность и панибратство в коллективе, иначе количество коллективе на личностной основе значительно возрастут.
8. Спокойствие руководителя главный козырь при разрешении конфликта. Если руководитель уверен в своей правоте, ему не следует переживать, что конфликт не разрешиться и он не будет победителем. При этом руководителю не стоит бояться идти на компромисс. Это н только не унизительно, от компромисса, обе стороны окажутся в выигрыше. В случае, когда руководитель оказывается неправым, он обязан это признать.
9. Категорически нельзя затягивать конфликт, поскольку время играет на руку конфликту, и он может превратиться в затяжной с личными претензиями, обидами и недосказанными словами.
10. Руководитель обязан быть максимально справедливым и лояльным. В процессе исследования нами были определены основные условия преодоления конфликтных ситуаций в общении сотрудников «ООО Экспо-Московия М».
Заключение
В рамках проведенного исследования в теоретической части работы были проанализированы литературные источники по проблемам изучения индивидуально-типологических детерминант поведения личности в общении и стилей поведения в конфликте.
Проведенный анализ теоретических источников подтвердил актуальность выбранной темы. Доброжелательные социально психологические отношения в коллективе являются предпосылкой удовлетворенности работников трудом, своим коллективом и личностными особенностями других работников.
Формирование и совершенствование благополучного социально-психологического климата и низкой конфликтности — это постоянная практическая задача руководителя любого ранга. Создание благоприятных социально-психологических условий требует от руководителей и психологов понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, специфики отношений друг с другом.
По результатам проведенного эмпирического исследования нами был сделан вывод о том, что большая часть испытуемых по показателям конфликтности находится ниже средних значений. В целом можно отметить ситуацию как благоприятную – конфликтных личностей в коллективе немного в целом.
В эмпирической части исследования были полученные данные, которые свидетельствуют о том, что более агрессивно проявляющиеся и более конфликтные испытуемые обладают в качестве предпосылок возможностью к быстрому реагированию и готовности к непосредственному проявлению эмоций в социальном взаимодействии.
Взаимосвязь между уровнем выраженности тенденции к стратегии соперничества в конфликте и уровнем социальной пластичности в качестве индивидуально-типологического качества оказалась статистически значима и при этом отрицательна. Кроме того, выявлена значимая отрицательная взаимосвязь между степенью выраженности агрессивности в общении, и степенью выраженности таких индивидуально-типологических характеристик, как темп/скорость и социальная эмоциональность. Таким образом, имеет место обратная взаимозависимость данных характеристик.
В исследовании обнаружена статистически значимая и положительная взаимосвязь между уровнем коммуникативного контроля и степенью выраженности индивидуально-типологической особенности личности, называемой социальная пластичность. Чем выше выраженность социальной пластичности, тем вероятнее высокая выраженность коммуникативного контроля.
Коммуникативный контроль, как нам представляется, играет роль механизма взаимно приспособления индивидуально-типологических особенностей и проявлений различных стилей коммуникативного и конфликтного поведения. Со степенью коммуникативного контроля имеет
Взаимосвязь социальной эмоциональности выявлена со стратегией поведения в конфликте сотрудничество, что объяснимо следующим образом. Способность различать эмоции других людей, чувствовать настроение, предвидеть реакции делает возможной более эффективное взаимодействие и облегчает выбор этой стратегии, поскольку такое поведение не представляется личности сложным.
Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: профилактические меры по предупреждению конфликтных ситуаций должны состоять в оценке предрасположенности индивида к агрессивному поведению и его потенциальной способности самоконтроля коммуникативной деятельности. Благодаря этой работе возможно обеспечение правильной расстановки кадров, создание атмосферы корпоративного духа, благоприятного социально-психологического климата.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что диагностика индивидуально-типологических особенности в соотношении со сформированной способностью к коммуникативному самоконтролю может использоваться для прогнозирования конфликтов и учитываться в обеспечении совместимости рабочих групп.
Задачи, поставленные в исследовании, были решены, гипотеза о том, что стратегии поведения в конфликте связанны с такими индивидуально психологическими особенностями, как природно-обусловленные свойства темперамента, способностью к коммуникативному самоконтролю и уровнем агрессивности в общении доказана.
Список литературы
- Аверьянов, Л.Я. Организационная культура управления современных предпринимательских структур /Л.Я. Аверьянов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.big.spb.ru – дата обращения 01.12.2022.
- Анохин П.К. Организационное поведение[Текст] / И.В. Андреева, В.А. Спивак. — СПб.: Издательский дом «Нева», 2018. — 224 с.
- Андреева, Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности: Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Г.М. Андреева, Я. Яноушек. — М.: МГУ, 2017. – 238 с.
- Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. [Текст] / П.К. Анохин. — М.: Медицина, 1975. — 448 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. — М.: 2017. – 367 с.
- Алферова М. А. Эмоциональный интеллект и стратегии поведения в конфликте сотрудников / М.А. Алферова, И.Л. Аристова // Научное сообщество студентов XXI столетия: Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LV Междунар. студ. науч. – практ. конф. №7(55). – Новосибирск: АНС «СибАК», 2017. – С. 130–138. URL: https://sibac.info/studconf/hum/lv/79951 (дата обращения: 21.12.2021).
- Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
- Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я.Анцупов, С.В. Баклановский / 2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
- Волкова Т.Г. Анализ образа как продукта самосознания / В.С. Мерлин // Современная психология: мат. Междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 1–4.
- Выготского Л.С., Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эскакусто. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 375 с.
- Кишко М.В. Внутриличностные детерминанты выбора стратегии поведения в конфликте / М.В. Кишко /автореф. дис. … канд. псих. наук. – Екатеринбург, 2003. – 26 с.
- Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные/Д.В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям [под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова]. – М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2009. – С. 264–278.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2017. – 672 с.
- Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования[Текст] /В.М. Русалов. — М.: ИП РАН, 2012. — 528 с.
- Русалов, В.М. Темперамент и характер человека: поиск природных предпосылок [Текст] / В.М. Русалов // Психология. Современные направления междисциплинарных исследований. — М.: ИП РАН, 2003. С. 391 — 400.
- Семенов В.А. «Эсперанто» для конфликтологов (На пути к созданию единой теории конфликта) / В.А. Семенов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – №5. – С. 37–49.
- Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерпер-сональной диагностики Т. Лири. Методическое руководство / Л.Н. Собчик // Сер. «Методы психологической диагностики». Вып. 3. – М., 1990. – 46 с.
- Самоукина, Н. Конфликт: понимать — значит управлять [Текст] /Н. Самоукина // Кадровое дело. — № 5. – 2003. — С. 8-19.
- Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность. [Текст] /П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 1984. — 160 с.
- Скворцов, М.М. Способы разрешения конфликтов [Текст] / М.М. Скворцов. — М., 1986.
- Социальная психология: учеб. пособие [Текст] / под ред. А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев. – М.: Издательский центр Академия, 2001. — 600 с.
- Левин. К, Теплов, Б.М. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий[Текст] / Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын // Вопросы психологии. — 1963. — № 5. — С. 38 47.
- Уткин, Э.А. Конфликтология [Текст] / Э.А.Уткин. – М., Тандем, 2000.
- Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта[Текст] / Б.И. Хасан. – М.: НОТАМ, 2005. – 248 с.
- Холл, К. Теории личности [Текст] / К. Холл, Г. Линдсей; пер. с англ. И.Б. Гриншпун. — М.: Психотерапия, 2008. — 672 с.
- Хорни, К. Наши внутренние конфликты[Текст] / К. Хорни // Психоанализ и культура. — М., 1995.
- Черкасова, Т.В. Социальные конфликты в молодежной среде [Текст] / Т.В. Черкасова: автореферат дис. … кандидата социoл. наук: 22.00.04 / Башкирский гос. ун-т. — Уфа, 1997. — 29 с.
- Шакуров, Р.С. Социально-психологические основы управления: руководитель и коллектив [Текст] / Р.С. Шакуров. – М.: Просвещение, 1990. — С. 93.
- Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение [Текст] / В.П. Шейнов. – Мн., 1996.
- Чернобров Д.В. Идентичность в современном международном конфликте: периодизация истории конфликтов через призму «Другого» / Д.В. Чернобров // Вестник МГИМО, 2013. – №3 (30). – С. 86–91.
- Хомас К. У.Разработка меры принудительного выбора для разрешения конфликтов: Инструмент «Режим» / К. У. Томас, Р. Х. Киллманн // Образовательные и психологические измерения, 1977. – Том 3. – Выпуск 2. – С. 309-3
- Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Труды разных лет. — Тбилиси, 1991. — 563
- Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Просвещение, 2011. — 269 с.
- Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, Астрель, 2010 — 256 с.
- Х. Тэджфел и Дж. Тернер Теория социальной идентичности в межгруповом поведении // Психология межгрупповых отношений. – Чикаго, 1986. – 149– 178 с.
- Шнейдер Л.Б., Хорни К., Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теории и методы диагностики. – М.: МПСИ, 2007. – 128 с.
- Шнейдер Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики: учеб. — метод. пособие. 2007.128 с.
- Шнейдер Л.Б., Дж. Моренно , Профессиональная идентичность. Монография. — М., МОСУ, 2001. — 256 с].
- Эриксон Э. Молодой Лютер. — М., 1996. — 328 с.
- Benshoff, J.B. Paisley K.L. (1996). Peer consultation for professional couselors. Ann Arbor, MA: Clearinghouse on Counseling and Per- sonnel Services.
- Kadushin A. Supervision in Social Work. – New York; London: Columbia University Press, 1976. – 486 p.
- Tietze K.O. Kollegiale Beratung: Problemlösungen gemeinsam entwickeln. Verlag: Rowohlt Taschenbuch; Auf.: 7, t. 2003, 256 s.
- Werstlein P.O. Fostering Counselors’ Development in Group Supervision, April 1994 ERIC Digest EDO-CG-94-19
- Fisher, N. (2010). A better way to manage conflict. Political Quarterly, 81(3), 428-430. doi:10.1111/j.1467-923X.2010. 02103.x
- Myers, L. L., & Larson, R. (2005). Preparing students for early work conflicts. Business Communication Quarterly, 68(3), 306-317. doi:10.1177/1080569905278967
- Wilson, J. (2004). Make conflict management successful—if not cheerful!. Accounting Today, 18(19), 22-27. 20.
- Whetton, David.A. and Cameron, Kim .S. Developing Management Skills. Reading, MA: AddisonWesley Longman. 1998.
