Заявка на расчет
Меню Услуги

Влияние компьютерных игр на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Содержание

  1. Введение
  2. Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния компьютера на детей младшего школьного возраста
  3. 1.1. Особенности психологического здоровья младшего школьника
  4. 1.2. Роль компьютера в развитии детей
  5. 1.3. Влияние компьютерных игр на здоровье младшего школьника
  6. Выводы по первой главе
  7. Глава 2. Эмпирическое исследование влияния компьютерных игр на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
  8. 2.1. Организация и методы эмпирического исследования
  9. 2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
  10. 2.3. Программа профилактики игровой зависимости
  11. 2.4. Результаты эмпирического исследования
  12. Выводы по второй главе
  13. Заключение
  14. Список использованных источников

Введение

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Актуальность исследования. Игра имеет большое значение для развития ребенка. Активно играя, ребенок постоянно осваивает новые знания и приобретает опыт. Игра для ребенка не менее важна, чем работа для взрослого человека, но самое главное для него сама операция-играть, экспериментировать, фантазировать, проектировать. Дети разных возрастов играют по-разному, и в игры они должны научиться новым достижениям, необходимым для жизненных знаний [Розина, О. Б. Влияние компьютерных игр на структуру личности младших школьников / О. Б. Розина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2009. – № 4. – С. 123-128].

Влияние компьютерных игр на личностное развитие ребенка и его адаптацию в социуме в нашей стране все еще широко изучается.

Благодаря знакомству с компьютером ребенок в раннем возрасте получает игровой стимул и, таким образом, развитие. Компьютерные игры стимулируют, среди прочего, память, мелкую моторику, язык и воображение. Компьютер привлекает внимание ребенка, а игра дает ребенку такую ​​сильную мотивацию, что у детей повышается способность к концентрации, а это, в свою очередь, улучшает предпосылки к обучению. Умение ждать и быть терпеливым — это навык, которым ребенок так или иначе должен овладеть, играя на компьютере. Однако игры могут оказывать различное влияние на умственное развитие ребенка и личность.

Компьютеры и видеоигры уже давно перешли из активного состояния в развлекательные программы и сегодня имеют множество поклонников по всему миру. И с каждым новым поколением возрастает число людей, которые все больше и больше времени проводят в виртуальном пространстве, и все физические и психологические проблемы, которые за этим следуют.

Врачи и психологи дали термин такого рода поведению — кибердикция, а людей, которые зависят от видеоигр, называют кибердиктами.

Зависимость от видеоигр может сформироваться в любом возрасте, но эта проблема более важна для детей младшего школьного возраста. В игре они уже  не могут быть наблюдателями, а становятся частью этих игр, в которых могут влиять на события виртуального мира. При длительном использовании теряется ощущение реального времени, то есть возникает проблема «зависания» в игровом мире, когда ребенок не может оторваться от экрана в течение нескольких часов, он погружается в свой собственный мир. В то же время наблюдается переутомление и даже усталость нервной системы, а также ухудшается зрение, пропадает интерес к ЗОЖ, ребенок плохо ест, не спит по ночам, взаимодействие ребенка с людьми также ограничено, теряются навыки общения, необходимые ребенку для нормального развития.

Выше сказанное обозначило проблему исследования: влияют ли компьютерные игры на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить влияние компьютерных игр на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: психологическое здоровье детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: влияние компьютерных игр на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что уровень выраженности компьютерной зависимости младших школьников снизится, если разработать и внедрить программу взаимодействия педагога с детьми младшего школьного возраста и родителями, направленную на профилактику игровой зависимости.

Задачи исследования:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу с целью уточнения определения содержания и критериев психологического здоровья младшего школьника.
  • Провести диагностику и проанализировать результаты развития психологического здоровья детей младшего школьного возраста.
  • Разработать Программу профилактики игровой компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования:

— теории интернет-зависимости: А.В. Ваганов, А.Е. Войскунский, К.Ю. Галкин, А.Е. Жичкина, М.В. Жукова, В.А. Лоскутова, А.В. Минаков, Н.А. Носов, А.И. Ракитов, А.С. Холл, А.В. Церковный, М.А. Шоттон.

— концепции влияния компьютерных игр на личность ребенка: И.Г. Белавина, А.В. Беляева, И.В. Булгаков, П.Д. Биленчук, Е.Л. Болескина, Н.В.Иванов, Л.В. Подригало, Л.А. Пережогин, Н.А. Садовская, Н.А. Шапира, Г.В. Чайка.

— исследования этапов формирования компьютерной зависимости: Т.Ю. Больбот, Л.М. Юрьева.

— исследования социальных и педагогических условий профилактики компьютерной аддикции: Н. Сергеева.

Методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • методы эмпирического исследования: проективная методика на самооценку «Лесенка» (В.Г. Щур), тест на выявление игровой зависимости (Т. Такер), тест «Игровая наркомания», тест агрессивности (А. Басс, Д. Дарки);
  • проектные методы: разработка программы профилактики игровой компьютерной зависимости;
  • методы математической обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ. В исследовании приняли участие 26 детей 4 класса возраста 10-11 лет.

Теоретическая значимость результатов исследования: обоснованы направления взаимодействия педагога с родителями, направленного на профилактику компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость результатов исследования: разработана программа взаимодействия педагога с родителями, направленная на профилактику компьютерной зависимости младших школьников, которая может быть использована учителями начальных классов и психологами.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния компьютера на детей младшего школьного возраста

1.1. Особенности психологического здоровья младшего школьника

 

В настоящее время в науке существует множество определений понятия «здоровье» и большое количество нормативных параметров, которые детализируют данное понятие. В научной литературе используют не только различные определения понятия здоровье, но и различные подходы к их формулировке. По мнению О.С. Васильевой, Ф.Р. Филатова понятие «здоровье» является синкретичным, так как характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава, в связи с этим возникают сложности в формулировании единого определения понятия «здоровье» [Васильева, О.С., Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учебное пособие для вузов / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. — Москва: Академия, 2001. – 352с.].

Согласно конституции Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов [Устав Всемирной организации здравоохранения.

В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение понятию «здоровье» –  это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие [Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / С.И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. –  28– е изд., перераб. –  Москва : Мир И образование, 2015. –  1375 с.].

А.Я. Иванюшкин пишет о том, что состояние здоровья оценивается по трем параметрам: соматическому, социальному и личностному. Под соматическим параметром он подразумевает состояние гомеостаза в организме, стабильность физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде. Социальный компонент трактуется как социальная активность личности, мера ее трудоспособности. Под личностным компонентом понимается отношение человека к миру, его стратегии и модели поведения [Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. – 1982. –  №4. С.29– 33].

А.В. Решетников, О.А. Шаповалова в своей работе предлагают следующую трактовку понятия «здоровье» –  «английское слово «health» (здоровье) происходит от англосаксонского слова «whok» – целый, невредимый, что является, по сути, семантическим определением здоровья [Решетников, А.В. Здоровье как предмет изучения и социологии медицины : учебное пособие / А.В. Решетников, О.А. Шаповалова. – Москва : ГЭОТАР– Медиа, 2008. –  64 с.].

Ю.П. Лисицын отмечает, что здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта; оно состояние, которое позволяет человеку жить в условиях нестесненной свободы, здорового образа жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие [Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицин. – 2– е изд. – М.: ГЭОТАР– Медиа, 2010. –  512 с.].

Понимание здоровья как многокомпонентного динамического процесса адаптации характерно и для зарубежных исследователей. А. Хаит, К. Байнер определяют здоровье как достижение индивидом благополучия в физическом, психическом и социальном аспектах жизнедеятельности [Миронова, Е.В. Теоретический подход к определению понятий здоровья и здорового образа жизни / Е.В. Миронова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2006. – № 5. – С. 128– 133].

Таким образом, стоит отметить, что данные понятия объединяет то, что в них акцент делается на том, что состояние человека обуславливается особенностями его взаимодействия с окружающей средой.

Исходя из анализа различных представлений о понятии «здоровье», можно сделать вывод о том, что единого мнения по поводу определения понятия «здоровье» в науке нет. Анализ подходов, в рамках которых осуществляется различное толкование понятия «здоровье», показал, что разные авторы акцентируют внимание на различных параметрах и существенных характеристиках здоровья.

За последние время значительно выросло внимание к вопросам здоровья. Соответственно увеличилось и внимание к здоровью школьников. Не так давно вошедшее в обиход понятие здоровьесберегающие технологии предполагают сплочение всех усилий школы, которые нацелены как на сохранение, так и на формирование и укрепления здоровья учащихся.

Полновесная подготовка подростка к самостоятельной жизни, создавая все необходимое для счастливой жизни и есть главная задача школьного педагога. Но без здоровья эта задача не будет достигнута. Именно для этого необходимо формировать культуру здоровья на ранних этапах развития, обеспечивать охрану здоровья школьников.

О.В. Хухлаева отмечала, что если рассматривать психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом [(Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2001. – 142 с.].

Младший школьный возраст драматический как со стороны психологии («кризис семи лет»), так и со стороны медицины (увеличивается вероятность проявления психосоматической патологии, нервно–психических срывов). Обоснованная драматическая ситуация в данном возрасте так же сопутствуются совокупностью собственных переживаний ребенка.

Таким образом, психологическое изучение среды, благоприятствующей для развития эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста, является ведущей научной задачей.

Для эмоционального благополучия ребенка младшего школьного возраста принципиально важно чувствовать любовь и значимость родителей, членов семьи, немаловажно и отношение ребенка к родителям. Только семья правомочна дать ребенку полновесно психологическое здоровье, безусловно, речь идет о полноценной семье.

Так же немаловажно понимать, что имеется взаимосвязь между отношениями ребенка с родителями, психологическое здоровье самих родителей, их образ жизни, здоровья, благополучия. Для эмоционального благополучия, для счастливого детства необходима счастливая обстановка в доме. Значительно помогает добрая атмосфера, понимание того, что ребенок защищен и подталкивает его на развитие [Обухова, Л.Ф. Детская психология [Текст] : Теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. –  3– е изд., стер. –  Москва : Тривола, 1998. –  351 с.].

В психологической литературе оглашается внушительная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, их результат – образование специфических характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний.

По данным В.А. Колиеговой, А.И. Захарова и иных исследователей, значительное количество неврозов проявляются в младшем школьном возрасте.

Начало учебной деятельности, вступление во взрослую жизнь протекает довольно сложно, в большинстве случаев, появляется акцентуация, иногда и невротические, неврозоподобные и психосоматические отклонения. В данный временной период происходит переход на качественно новый этап, соответственное, очень ценно будет пронаблюдать за изменениями, дабы избежать возможных отклонений в нервно– психологическом развитии ребенка, поспособствовать членам семьи в совокупности проще пройти адаптацию, без каких –  либо конфликтов и потерь [Рубинштейн C.T. Самосознание личности и ее жизненный путь / С.Т. Рубинштейн. –  М.: Изд– во МГУ, 2010. – 216 с.].

В начале учебной деятельности значительно увеличивается физическая нагрузка, меняется режим питания, бодрствования и сна; значительно увеличиваются требования к вниманию, памяти, мышлению; возрастает потребность к ответственности ребенка, его личностные качества, много потребности к способности саморегуляции и детских состояний и процессов.

Многие авторы отмечали, что школьная дезадаптация приводит к актуализации психофизиологических расстройств, которые вызваны осложненными условиями жизни ребенка на фоне сенситивного периода развития. Одновременно в качестве симптома дезадаптивного состояния школьников учитываются преобладание отклонений в психоневрологической сфере [Литвиненко, Н. В. Психологические особенности дезадаптированных к образовательной среде детей и подростков / Н. В. Литвиненко // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – № 5. – С. 56].

По результатам исследований, примерно 12% детей младшего школьного возраста с неблагоприятным эмоциональным состоянием, с невротическими симптомами и с преобладанием страха. Девочки в 2,6 раз реже страдают отрицательным эмоциональным состоянием, чем мальчики данного возраста  [Смолярчук, И.В. Эмоциональное развитие детей с задержанным психическим развитием / И.В. Смолярчук // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2019. – Т. 18. – № 39. – С. 67-73].

Вследствие этого ряд авторов советуют акцентировать внимание на психологическом здоровье с содержательной точки зрения, чтобы провести наблюдение. Аналогичная функция поручается на школьные психологические службы, рассчитывая на совместную работу психологов, педагогов и родителей.

Одним из критериев психологического здоровья с позиции целостного подхода является феномен психического равновесия. Он включает гармонию взаимодействия различных сфер личности – эмоциональной, волевой, познавательной. Нарушение психического равновесия приводит к личностным деградациям, деструкциям, социальной и персональной дезадаптации. Именно критерий психического равновесия связан с целостным развитием личности, их адекватностью реакций на внешние воздействия [Пароньянц, И.В. Критерии психологического здоровья учащихся / И.В. Пароньянц // Системно-деятельностный подход как условие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения : Материалы II всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 19–20 октября 2017 года / Под общей редакцией Л.М. Гура, С.Е. Моторной. – Севастополь: Изд-во «Твердыня», 2018. – С. 145-150].

Антоновский А. говорит о психологическом здоровье человека как о положении последнего, лежащего между психическим расстройством и психологическим благополучием [Antonovsky A. The Sense of Coherence as a Determinant of Health//Advances, Institute for Advancement of Health. 1984. Vol. 1. N 3. P. 37-50]. Это позволяет от вопроса о том, как бороться с тем или иным заболеванием (патогенетическая парадигма), перейти к вопросу о факторах, благодаря которым человек движется к полюсу здоровья (салют генетическая парадигма). По его мнению, фактором, укрепляющим здоровье, является чувство связанности как общая ориентация личности, связанная с тем, в какой степени человек испытывает проникающее во все сферы жизни, устойчивое, но динамическое чувство, включающим в себя три компонента: постижимость, управляемость, осмысленность [Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — Москва [и др.] : Питер, 2012. — 705 с.].

Все выше сказанное говорит о том, что есть потребность в организации основ психологического здоровья у детей уже с дошкольного возраста. Данное обучение дает адаптивный эффект и эффективное средство для профилактики психологического недуга. Один из методов профилактики психологического недуга может быть обучение детей младшего школьного возраста основам психорегуляции.

В целом, исходя из анализа литературы, можно охарактеризовать психологически здоровую личность, как обладающую внутренней целостностью, сознательностью, внутренней свободой, осмысленностью своей жизни, берущей ответственность на себя за свою жизнь, проявляющей свой творческий потенциал, успешно адаптирующейся к быстро изменяющимся условиям жизни и умеющей устанавливать гармоничные отношения с окружающими. Данные сферы личности гармонично взаимодействуют друг с другом и находятся в процессе постоянного развития.

1.2. Роль компьютера в развитии детей

 

Вторая половина ХХ в. — время глобальной компьютеризации человеческого общества. За свое, относительно не долгое, существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека: на работе, в учебе, и, конечно же, стал одним из самых любимых развлечений для детей. С появлением Интернета компьютер стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его негативном влиянии на здоровье в случае нарушения санитарных правил работы [Закиров А., Костенко А. Новые технологии и здоровье. М.: «Просвещение», 1999. 370 с.].

У проблемы компьютеризации две составляющие: первая определяется физиологическими особенностями работы человека за компьютером; вторая — техническими параметрами средств компьютеризации. Эти составляющие — «человеческая» и «техническая» — тесно переплетены и взаимозависимы.

Приведем типичные примеры высказываний «за» общение детей с компьютером с раннего возраста. Так, педагог Рина Жукова [Жукова Р. Дети и компьютер : вред и польза умной машины считает, что влияние компьютера на детей 7-8 лет очень благотворно и помогает в формировании определенных навыков. Работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры помогают детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае все зависит от индивидуальных особенностей ребёнка: одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие – замечательно рисовать. Развивающие компьютерные игры для детей – отличный способ самообразования, умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

С точки зрения психотерапевта Н.Н. Нарицына [Нарицын, Н.Н. О «вреде компьютеров», сегодня не учить ребенка обращаться с компьютером – то же самое, что не отдавать его в школу. Он также считает, что чем раньше ребенок освоит компьютер, тем лучше. Начинать следует с компьютерных игр, а затем, когда основные приемы работы на компьютере будут освоены, можно переходить к обучающим программам. Эффект, как правило, превзойдет, по мнению Нарицына, все ожидания. Ведь программы-«обучалки» соответствуют главному правилу успешной учебы: чтобы хорошо учиться, учиться надо весело.

Компьютер также влияет на восприятие информации и мышление детей. «Новые дети по-другому воспринимают информацию. Они привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным, наглядным», – говорит доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» ФОМа Лариса Паутова [Евсеева, Е. Другие дети // Труд-7. – 2009. – 21 мая.– С.24]. Это дает и плюсы, и минусы. Учителя отмечают, что у современных детей форма преобладает над содержанием. Ребенок может с легкостью сделать электронную презентацию – красивую, наглядную, яркую, но по содержанию неглубокую, поверхностную. Обилие и разнообразие информации не дает возможности для детальной, скрупулезной, аналитической работы, и в этом их слабость. «Их плюс – море креатива, свобода для творчества и самореализации», – продолжает Паутова. Наступило новое время, когда индивидуальные способности ценятся больше, чем командный дух.

Виртуальное общение. Как любое новшество, виртуальное общение имеет свои плюсы и минусы. Оно хорошо в том случае, когда не ограничивает реальное. Иногда он-лайн-беседы – неплохой толчок в преодолении застенчивости. [Авдулова Т.П., Изотова Е.И., Хузеева Г.Р. Психология дошкольного возраста. В 2 ч. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Под ред. Е.И. Изотовой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 222 с.].

Изучая влияние компьютера на здоровье и психику не только детей, но и уже взрослых людей, ученые отмечают плюсы и минусы этого влияния.

Положительными факторами можно считать следующее:

– благодаря электронной почте, видеоиграм, поиску информации в Интернете растет скорость реакции на зрительные сигналы, повышается внимательность;

– мозг приспосабливается к быстрой обработке ежедневных потоков информации. У многих даже появляются в мозгу особые нейронные сети, которые ухватывают нужное на лету;

– стремительно растет средний IQ человека. Новые технологии развивают ум точно так же, как его развивают головоломки или изучение новых языков;

– интернетоголики быстрее находят выход из любой сложной ситуации в повседневной жизни. Ведь каждый день, отыскивая нужную информацию в Сети, они тренируют те мозговые центры, которые связаны с принятием решений и логикой.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от развития личностных особенностей ребенка до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения.

Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования — инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Такое понимание использования компьютера имеет гуманитарный развивающий характер.

Именно в этом возрасте возрастает эффективность направленного влияния компьютерных и информационных технологий на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности.

Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий, можно выделить следующие аспекты:

Первый аспект – компьютер как объект изучения. Это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники”.

Второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный “учитель”. В таком качестве компьютер используется как в курсе “Основы информатики и вычислительной техники”, так и при изучении других учебных дисциплин (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.).

Третий аспект — компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим. Программное обеспечение учебного назначения, позволяющее использовать компьютер в таком качестве, объединяется общим названием: компьютерные учебные (учебно-игровые) среды.

Компьютерные среды значительно облегчают реализацию психолого-педагогически обоснованных методов с использованием поэтапного формирования умственных действий, что может приводить не только к повышению эффективности обучения, но и ускорению формирования умения самостоятельно ставить задачу и находить способ ее решения, т.е. способствует формированию учебной деятельности.

Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего.

Умение создать условия непринужденности и заинтересованности у детей с помощью персонального компьютера позволяет использовать дополнительные возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Такая организация занятий помогает в более короткое время вспомнить и закрепить те изобразительные приемы, которые известны детям с раннего возраста. Существует большое количество компьютерных программ, предназначенных для развивающего обучения ребенка.

Основная цель занятий — научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои идеи с помощью компьютера. Поэтому общее знакомство с компьютерами, одной из первой самостоятельной творческой работы для детей является рисование на экране дисплея. Дальнейшее развитие предполагают игру и моделирование различных процессов и ситуаций. Психологи и педагоги все более склоняются к пониманию широких возможностей персонального компьютера в развитии творческих способностей детей.

1.3. Влияние компьютерных игр на здоровье младшего школьника

 

В 21 веке использование современных технологий возросло, так как в нынешнее время ни один современный человек не может обойтись без них. Дети не исключение. Это можно доказать исследованием, которое провели учёные из Великобритании на планшетных компьютерах.

Было опрошено более 2000 детей в возрасте от 8 лет до 16, в 2018 году. По результатам исследования оказалось, что большинство детей используют планшетный компьютер для развлечения, а не для выполнения домашней работы, поиска информации, различных развивающих программ.

Зависимость от компьютерных игр широко распространена во всем мире, и в частности в России. Сейчас компьютерные игры становятся доступными для разных слоев населения, и в них вовлекаются различные по возрастному признаку лица (от подростков до пожилого возраста), по материальному обеспечению, по кругу общения, по этнической принадлежности и т. д.

Основными причинами компьютерной зависимости можно выделить, как [Юрьева Л.Н.,  Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография.— Днепропетровск: Пороги, 2006. — 196 с.]:

  • жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх;
  • детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка;
  • постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими;
  • физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников;
  • развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем;
  • недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками;
  • заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности;
  • если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем);
  • если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки.

Данный список можно продолжать бесконечно, здесь представлена только малая часть тех причин, по которым у детей появляется компьютерная зависимость.

О. Хоперская говорит о том, что при проведении значительного времени за компьютером, дети имеют трудности с эмоциональным состоянием, с концентрацией внимания во время занятий в школе. Те дети, которые играют в жесткие игры на протяжении длительного времени склоны к агрессии. Они сопротивляются своим учителям и родителям, могут им грубить, со сверстниками могут начать драку. Детям становится трудно различать настоящую жизненную реальность от вымышленной. Последствия этого негативно сказываются на психики ребёнка, режиме дня и отдыха, эмоционального состояния [Хоперская  О. Осторожно компьютер [Текст] / О. Хоперская // Природа и человек (Свет), 2000. — N 8. — С. 6-7].

В статье «Компьютеры и дети» Б. Шлимовича [Шлимович Б. Компьютеры и дети / Б. Шлимович //Наука и жизнь. – 1998. – №11. – С.41-42.] проблема игромании рассматривается с несколько других позиций. Автор указывает на то, что при правильном подходе к занятиям на ПК можно извлечь максимум пользы для развития ребенка.

Также стоит не забывать, что компьютер негативно сказывается на здоровье детей, т.к. долгое пребывание за компьютером может вызвать развитие близорукости; головным болям; неправильному формированию позвоночника и развитию сколиоза, что в последствии может привести к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с конца 1980-х годов. Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Исследованием компьютерной зависимости занимались такие зарубежные психологи, как М. Шоттон, Ш. Текл, К. Янг Т. Больбот. Авторы рассматривают компьютерную зависимость как патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Они указывают на то, что формирование компьютерной зависимости возникает не только из-за необходимости в уходе от реальности, но и индивидуальные особенности человека. К таким особенностям авторы относят характер, который определяет устойчивое поведение человека. [Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С.А. Шапкин // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. № 1. — С. 86 – 102, с.82]

Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддиктивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком игнорируются не только жизненные заботы, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие.

В настоящее время выделяют пять типов компьютерной зависимости:

  • навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам);
  • страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм;
  • виртуальные знакомства;
  • киберсекс;
  • компьютерные игры.

Первое место занимают игры (26,5%), на втором — Интернет (12,4%) и на третьем — поиск информации на WEB-сайтах (7,8%). Между данными видами зависимостей есть как общие, так и специфичные признаки проявления.

Родоначальниками психологического изучения феномена зависимости от Интернета считаются клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг. В 1994 году К. Янг (Young, 2000) разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник. Масштаб «Вестник Мининского университета» 2014 – №3 распространенности данного расстройства, по данным исследователей, составляет от 1 до 5% населения (Griffits, 2000; Young, 1998). [Трафимчик, Ж.И. Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей младшего школьного возраста / Ж.И. Трафимчик // ЗОЖ. — 2011. — №1. — С.22 — 26.,с.27]

Зависимость от компьютерных игр впервые была описана в 1995 году доктором А. Голдбергом. В 1997-1998 гг. по проблеме игровой компьютерной зависимости были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы и опубликованы первые монографии (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Суратт и др.). Авторы рассматривают данное психологическое расстройство как форму психологической зависимости, проявляющуюся в навязчивом увлечении компьютерными играми.

Основными последствиями игровой компьютерной зависимости, по мнению А. Голдберга, является болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс, а также причинение ущерба физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу. [Беляева, А.В., Коул, М. Компьютерно-опосредованная совместная деятельность и проблема психического развития Текст. / А.В. Беляева, М. Коул // Психологический журнал, 1991. Т. 12. — № 2. — С. 145-152.,с. 71]

Длительное время, которое ребенок проводит в виртуальном мире, может провоцировать развитие эпилепсии, вызывать повреждение суставов рук и метаболические нарушения у детей. Бесконтрольная игра может способствовать развитию расстройства питания, нарушению сна, истощению организма [Беловол, Е.В. Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми / Е.В. Беловол, И.В. Колотилова // Психологический журнал. — 2011. — № 6. Т. 32. — С. 49-58.,с.124].

Говоря о негативном влиянии на психику, исследователи делают особый акцент на зависимость агрессивного поведения и актов насилия от компьютерных игр [Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб. : Речь, 2003.,с.67]. Так, К. Андерсон выделяет несколько видов реакций детей при игре в жестокие игры: агрессивное поведение, агрессивное мышление, агрессивную реакцию и просоциальное поведение, а также психологическое возбуждение. Однако, Л. Бенсли и М. Грифитс опровергают такую точку зрения, зафиксировав повышение уровня тревожности лишь у детей, не достигших  10-летнего возраста, и отмечая снижение агрессивных реакций, вызванных игрой, по мере взросления ребенка. А исследования С. Шимаи показывают, что школьники, играющие в компьютерные игры, более социализированы, чем их сверстники [Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов. –4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб. : Речь, 2003.,с.112].

Различные аспекты этой проблемной области разрабатываются психологами сравнительно давно. Так, психологом О.К. Тихомировым и его учениками О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабаниным, Ю.Д. Бабаевой и многими другими велись и ведутся исследования структурных и функциональных изменений в психической деятельности человека, в частности, и подростка, при взаимодействии с компьютером. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы.

Так, в исследованиях психологов И.В. Бурмистрова, Ю.В. Фомичевой, А.Г. Шмелева и других, высказывается мнение, что занятия с компьютером — это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность детей переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими [Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психология зависимости: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2004. – 435 c.,с.31].

Вопросы профилактики Интернет-зависимости в настоящее время практически не разработаны. Ряд зарубежных исследований авторы предлагают использовать для профилактики и коррекции Интернет-аддикции (зависимости) online-психотерапию, другие исследователи считают недопустимым использование компьютерных технологий и применение компьютера в процессе коррекции и лечения компьютерных аддиктов.

Специалисты рекомендуют родителям использовать следующие стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости:

  1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.
  2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
  3. Предложить другие возможности времяпровождения .Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, и фа в шахматы и т. д.).
  4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
  5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
  6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
  7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

Выводы по первой главе

 

Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику современной жизни. Сегодня, компьютер для ребенка не новшество, а неотъемлемая часть жизни.

Польза компьютера для ребенка в современном мире очевидна, ведь компьютер дает возможность получать огромное количество информации. Школьник познаёт мир во всём его разнообразии и с помощью интернета получает знания сверх школьной программы. Использование различных компьютерных программ, интернета и компьютерных игр развивают в ребенке пространственное воображение, память, внимание и логическое мышление. Кроме того, в современном мире ребенку просто необходимо быть технически грамотным и компьютер в этом незаменимый помощник.

Если говорить о вреде компьютера, то следует выделить несколько видов опасностей: вред для физического здоровья, вред для психологического и интеллектуального развития. При злоупотреблении компьютерной деятельностью появляется усталость, раздражительность, головные боли, покраснение и сухость в глазах, а также портится осанка. Педагоги винят компьютер в его увлекательности, по их мнению, дети пренебрегают выполнением домашних заданий, для продления времени нахождения за компьютером. Еще одна опасность компьютера в том, что из-за сильной увлеченности им, а также увлеченности компьютерными играми появляется компьютерная зависимость. Высокий уровень такой зависимости у детей является условием, предрасполагающим к неблагоприятным вариантам жизненного самоопределения, приводящим к психологическому и физическому истощению от сильного напряжения.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф