Заявка на расчет
Меню Услуги

Влияние компьютерных игр на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Глава 2. Эмпирическое исследование влияния компьютерных игр на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста

2.1 Организация и методы эмпирического исследования

 

Рассмотренные в предыдущей главе работы теоретические аспекты влияния компьютерных игр на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста легли в основу эмпирического исследования.

Цель эмпирического исследования заключается в изучение влияния компьютерных игр на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста. Базой исследования стало Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1190». В исследовании приняли участие 26 детей 4 класса возраста 10-11 лет. Испытуемые проводили в среднем по 2,5-3 часа в день за компьютерными играми.

Исследование проводилось в два этапа:

  • на первом этапе были проведены диагностические мероприятия на базе МОУ СОШ;
  • на втором этапе проводилась обработка и интерпретация результатов.

Для достижения поставленных задач мы использовали диагностические методики, направленные на изучение компонентов психологического здоровья детей младшего школьного возраста: проективная методика на самооценку «Лесенка» (В.Г. Щур), тест на выявление игровой зависимости (Т. Такер), тест «Игровая наркомания»,  тест агрессивности (А. Басс, Д. Дарки) (таблица 1).

 

Таблица 1 – Методики исследования

Компонент психологического здоровья Методики Цель методики Приложения
Проективная методика на самооценку «Лесенка» (В.Г. Щур) А
Тест на выявление игровой зависимости (Т. Такер) Б
Тест «Игровая наркомания» В
тест агрессивности (А. Басс, Д. Дарки) Г

 

Методики были подобраны в соответствии с необходимыми критериями диагностирования.

Методика «Лесенка».

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Диагностика «Лесенка» проводится в групповой форме.

Тест Такера содержит комплекс вопросов, ответы на которые в совокупности указывают на вероятность наличия зависимости и степень ее запущенности. Если испытуемый оказался в «группе риска», важно подтвердить или исключить наличие проблемы, и, в случае необходимости, применить эффективные профилактические программы, направленные на предупреждение развития поведенческих и психологических расстройств.

Тест «Игровая наркомания».  При его помощи Вы сами достаточно легко и точно определите, имеется ли у человека зависимость от компьютерных игр.

Опросник агрессивности Басса — Дарки предназначен для выявления уровня агрессивности респондентов. Опросник состоит из 75 утверждений. На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

Опросник Басса-Дарки предназначен для выявления выраженности физической, вербальной, косвенной агрессивности, склонности к раздражению, негативизму, обиде, подозрительности, чувству вины.

Проведем анализ и дадим интерпретацию результатам эмпирического исследования.

 

2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования

 

Анализ исследования проективной методики на самооценку «Лесенка» В.Г. Щур.

Результаты, полученные нами, по методике «Лесенка» представлены в табл. 2, на рис. 1.

Таблица 2 – Уровень самооценки в испытуемой группе младших школьников

Уровень Кол-во детей %
Адекватная 10 38 %
Завышенная 14 54 %
Неадекватно завышенная 2 8 %

Рисунок 1 – Уровень самооценки в испытуемой группе младших школьников

Анализ полученных результатов позволил нам составить процентное соотношение учеников с неадекватно завышенным, завышенным и адекватным уровнем самооценки.

Самооценка в психологии воспринимается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Самооценка очень важна для формирования личности. Если у ребенка объективная, и с детства он может реально оценить свои возможности и место в социуме, то это является большим шагом на пути к успешной жизни. Перед началом исследования связи влияния компьютерных игр на личностные особенности младших школьников мы провели исследование уровня самооценки детей. Дети младшего школьного возраста проявляют большой интерес к своим отношениям с другими людьми и, как правило, с готовностью принимают участие в беседе или тестировании на данную тему.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как показывают данные В.Г. Щур, дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причинами, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др. Как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а также учитель) по-разному относятся к ним. Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже — на вторую третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности.

Их автор методики называет «самыми благополучными». Другой вариант – высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:

  • действительно благополучных;
  • инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);
  • «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

Таким образом, наибольшее количество школьников имеют завышенную самооценку. Такие дети, самооценка которых устойчиво завышена, прилагают очень много сил, чтобы преуспеть в деятельности любого рода. Им нравится проявлять полную самостоятельность в решениях и выборе друзей. Они не уважают общественные правила. Если у ребенка завышенная самооценка, он обычно самоуверен и считает, что может без помощи и поддержки окружающих добиться больших успехов как в учебе, так и в межличностных отношениях.

Младшие школьники, у которых самооценка завышена, но при этом неустойчива, склонны слишком высоко себя оценивать, преувеличивать свои возможности, переоценивать личные качества и результаты своего труда. Они пытаются браться за задания, выполнить которые им явно не по силам. Когда они терпят неудачу (а так случается чаще всего), они либо резко меняют вид деятельности, либо упорно продолжают настаивать на том, что могут выполнить данную работу. У них формируются многочисленные социальные связи, но почти всегда непрочные.

Таким образом, мы видим, что завышенную самооценку имеют 14 человек, адекватную самооценку имеют 10 школьников.

Рассматривая данные результаты с точки зрения возрастной нормы, а именно, преобладания завышенных и адекватных самооценок школьников как возрастного норматива, над заниженными, можно предположить, что формирование самооценки школьников идёт правильно, так как завышенная и адекватная самооценка характерна для их возрастной группы.

Анализ исследования теста Такера на выявление игровой зависимости.

Анализ полученных результатов позволил нам составить соотношение учеников с различными показателями игровой зависимости (табл. 3, рис. 2).

Таблица 3 – Показатели игровой зависимости в испытуемой группе младших школьников

Показатели Кол-во детей %
нет возможных последствий 1  4 %
может привести к серьезным проблемам 11 42 %
может привести к негативным последствиям 14 54 %

 

Рисунок 2 – Показатели игровой зависимости в испытуемой группе младших школьников

 

В данном исследовании преобладает показатель, который может привести к негативным последствиям у 14 школьников. У 11 школьников пристрастие к играм может привести к серьезным проблемам. Лишь у 1 школьника нет возможных последствий от увлечения играми. Чем выше результаты теста, тем сильнее ребенок увлечен игровым процессом и серьезнее могут быть проблемы.

Школьники, имеющие риск игровой зависимости (54 %), все свое свободное время стремятся провести за компьютером, планшетом или телефоном, теряя интерес к другим занятиям. Они также теряют контроль над временем, проведенным за экраном гаджетов. Наличие негативных последствий от игры характерно для 42 % учащихся 4-х классов. У учащихся, имеющих негативные последствия от компьютерных игр, заметен эмоциональный подъем, который резко и без причин сменяется плохим настроением, иногда с применением агрессии. Происходит утрата контакта с родителями, дети начинают избегать доверительных разговоров, начинают обманывать.

На основании представленных результатов опросника большинство опрошенных младших школьников имеют риск развития игровой зависимости, а также негативные последствия от чрезмерного увлечения компьютерными играми. Такие дети часто эмоционально не уравновешены, становятся тревожными и подвержены депрессивному состоянию, им сложно найти общий язык со своими сверстниками. Таким образом, мы видим, что у 54 % школьников есть вероятность развития негативных последствий – резкая смена настроения, агрессивность, социальная дезадаптация, тревожность, проблемы с учебой и т.д.

Анализ исследования теста «Игровая наркомания».

В процессе обработки результатов мы обратили внимание, что у 25 человек (96 %) высокая вероятность развития игровой зависимости. Лишь у 1 человека (4 %) зависимости от компьютерных игр не наблюдается (табл. 4, рис. 3).

Таблица 4 – Показатели игровой наркомании в группе младших школьников

Показатели Кол-во детей %
высокая вероятность развития игровой зависимости 25  96 %
зависимости от компьютерных игр не наблюдается 1 4 %

Рисунок 3 — Показатели игровой наркомании в испытуемой группе младших школьников

 

На основании представленных результатов опросника большинство опрошенных младших школьников имеют риск развития игровой зависимости, а также негативные последствия от чрезмерного увлечения компьютерными играми.

Негативные последствия могут быть различны – тревожность, повышенный уровень агрессии, конфликты с родителями и родными, проблемы с учебой, например, пропуск занятий или отставание по предметам. Также из-за повышенного увлечения играми притупляется чувство опасности и может не сработать инстинкт самосохранения в определенных моментах. Всё больше детей отдают предпочтение играм, нежели живому общению. Именно из-за этого возникает социальная дезадаптация. Младшие школьники, которые чрезмерно увлекаются компьютерными играми неосознанно примеряют на себя роль выбранного ими сильного и смелого компьютерного героя, тем самым преодолевая собственную слабость и чувство неполноценности. Именно частичная или полная идентификация игромана с компьютерным героем позволяет в той или иной мере удовлетворить те свои потребности, которые в силу различных причин невозможно реализовать в реальном мире.

Готовность нарушить закон ради игры. Сейчас большинство компьютерных игроманов предпочитают играть по сети Интернет, меньшая часть посещает с этой целью компьютерные клубы. Но тем не менее такое увлечение как компьютерная игра независимо от того, где она будет проходить, требует материальных расходов.

Таким образом, мы видим, что у 96 % детей высокая вероятность развития игровой зависимости.

Анализ исследования опросника уровня агрессивности Басса-Дарки.

Исследователи предложили 75 вопросов, с которыми можно согласиться или нет. Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов. Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность индекс враждебности. Из диагностики состояния агрессии – опросника Басса-Дарки мы получили следующие результаты (табл. 5, рис. 4,5).

 

Таблица 4 – Уровни агрессивности и враждебности

Уровни Высокий Средний Низкий
Показатели Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Агрессивность 14 54% 10 38% 2 8%
Враждебность 15 58% 9 36% 2 8%

Рисунок 4 – Уровни агрессивности и враждебности

 

38 % младших школьников имеют средний уровень агрессивности. Высокий уровень агрессивности имеют 54 %  младших школьников. Высокий уровень враждебности отмечается у 58 % младших школьников, средний уровень у 36 % учеников.

Рисунок 5 – Уровень агрессивности

Также мы заметили, что у детей 4 классов преобладает средний уровень раздражения (15 человек), высокий уровень обиды (6 человек), высокий уровень подозрительности (13 человека), средний уровень негативизма (17 человек) и высокий уровень чувства вины (19 человек).

Таким образом, после проведения диагностических мероприятий, можно сделать вывод, что у 96 % детей высокая вероятность развития игровой зависимости, проявляется резкая смена настроения, агрессивность, социальная дезадаптация, тревожность, проблемы с учебой и т.д.

2.3 Программа профилактики игровой зависимости

 

Учитывая результаты исследования, и проанализировав, существующие программы профилактики зависимости от компьютерных игр младших школьников, мы разработали программу деятельности учителя начальных классов, направленную на профилактику зависимости от компьютерных игр у младших школьников «Профилактика зависимости от компьютерных игр».

Программа составлена с учетом основных нормативно-правовых документов, реализующих программу обучения, воспитания и развития обучающихся начальных классов:

–       На международном уровне (Декларация прав ребёнка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.));

–       На федеральном уровне (Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (2012 г.), Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г., Конституция Российской Федерации (1993 г.), Семейный кодекс Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования).

Программа построена на основе двух методологических подходов:

–       системно-деятельностный подход, позволивший раскрыть целостность феномена зависимость от компьютерных игр у младших школьников и рассмотреть его как психосоциальное явление современного общества;

– личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений профилактической работы с учетом личностных характеристик младших школьников;

Цель программы: создание условий для снижения уровня зависимости от компьютерных игр у младших школьников.

Главной особенностью нашей программы является то, что она предполагает деятельность педагога по трем направлениям: профилактика зависимости от компьютерных игр у младших школьников, работа с родителями и работа со смежными специалистами по данной проблеме.

Задачи программы:

  • организация классных часов, внеклассных мероприятий, с целью информирования обучающихся о проблеме зависимости от компьютерных игр;
  • сформировать культуру взаимодействия родителей и ребенка в отношении компьютерных игр;
  • сформировать у учащихся адекватное отношение к компьютеру и компьютерным играм;

Программа рассчитана на 32 часа, 1 час в неделю. Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся получат первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, о физическом, духовном и нравственном здоровье;
  • узнают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, на здоровье человека;
  • обучающиеся и их родители осознают влияния компьютерных игр на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.
  • увеличится интерес детей к различным сферам досуговой деятельности;

В основу программы положены следующие принципы:

  • принцип организации активной деятельности воспитуемых;
  • принцип сотрудничества,  личностно-ориентированного взаимодействия;
  • принцип систематичности, последовательности и постепенности.

Данная программа предполагает использование следующих форм и методов организации деятельности: упражнения, игры, беседы, рисование, тренинги, дебаты.

Тематическое планирование представлены в Приложении Д.

2.4. Результаты эмпирического исследования

 

Следующим этапом является проведение контрольного эксперимента.

Цель контрольного исследования – проверить эффективность проведенной Программы профилактики игровой зависимости. С этой целью нами было проведено повторное тестирование испытуемых по тестам, которые использовались на констатирующем этапе исследования, далее проведен сравнительный анализ показателей до и после формирующего воздействия.

Результаты, полученные нами, по методике «Лесенка» представлены в табл. 6, на рис. 6.

Таблица 6 – Уровень самооценки в испытуемой группе младших школьников (контрольный этап)

Уровень Кол-во детей %
Адекватная 15 58 %
Завышенная 10 38 %
Неадекватно завышенная 1 4 %

 

Таким образом, наибольшее количество школьников имеют адекватный уровень самооценки (58%).

Рисунок 6 – Уровень самооценки в испытуемой группе младших школьников (контрольный этап)

 

Анализ исследования теста Такера на выявление игровой зависимости на контрольном этапе показал (табл. 7, рис. 7), что в данном исследовании преобладает показатель, который может привести к серьезным проблемам у 14 школьников. Лишь у 2 школьников нет возможных последствий от увлечения играми.

Таблица 7 – Показатели игровой зависимости в испытуемой группе младших школьников (контрольный этап)

Показатели Кол-во детей %
нет возможных последствий 2  8 %
может привести к серьезным проблемам 14 54 %
может привести к негативным последствиям 10 38 %

 

Рисунок 7 – Показатели игровой зависимости в испытуемой группе младших школьников (контрольный этап)

 

После обработки результатов анализ исследования теста «Игровая наркомания» мы пришли к выводу, что у 22 детей (85 %) высокая вероятность развития игровой зависимости. Лишь у 4 детей (15 %) зависимости от компьютерных игр не наблюдается (табл. 8, рис. 8).

Таблица 8 – Показатели игровой наркомании в испытуемой группе младших школьников (контрольный этап)

Показатели Кол-во детей %
высокая вероятность развития игровой зависимости 22  85 %
зависимости от компьютерных игр не наблюдается 4 15 %

Рисунок 8 – Показатели игровой наркомании в испытуемой группе младших школьников (контрольный этап)

Анализ исследования опросника уровня агрессивности Басса-Дарки на контрольном этапе представлен в таб.9, рис. 9.

Таблица 9 – Уровни агрессивности и враждебности (контрольный этап)

Уровни Высокий Средний Низкий
Показатели Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Агрессивность 10 38% 13 50% 3 12%
Враждебность 11 42% 11 42% 4 16%

 

Рисунок 9 – Уровни агрессивности и враждебности (контрольный этап)

 

Анализ исследования опросника уровня агрессивности Басса-Дарки на контрольном этапе показал, что 50 % младших школьников имеют средний уровень агрессивности. Высокий уровень агрессивности имеют 38 %  младших школьников. Высокий уровень враждебности отмечается у 58 % младших школьников, средний уровень у 36 % учеников.

Таким образом, после проведения диагностических мероприятий на контрольном этапе, можно сделать вывод, что высокая вероятность развития игровой зависимости снизилась на 11%.

 

Выводы по второй главе

Гипотеза исследования опиралась на то, что уровень выраженности компьютерной зависимости младших школьников снизится, если разработать и внедрить программу взаимодействия педагога с детьми младшего школьного возраста и родителями, направленную на профилактику игровой зависимости – подтвердилась.

После реализации программы взаимодействия педагога с детьми младшего школьного возраста и родителями, направленную на профилактику игровой зависимости и проведя повторное исследование, мы пришли к выводам, что у учащихся поднялся уровень самооценки, сократилось количество детей у которых показатели игровой зависимости могут привести к негативным последствиям на 6%, на 11% снизилась вероятность развития игровой зависимости у детей, снизился уровень агрессии и враждебности.

Проведенное исследование в этом направлении позволило реализовать стоявшие перед нами задачи и тем самым достичь поставленной цели, выдвинутой перед проведением эмпирического исследования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В   первой   главе   исследования   нами    проведен    анализ психолого-педагогической литературы. Современные информационные и коммуникационные технологии значительно расширили возможности влиятельного человека. Компьютеризация всего человеческого мира, социальной жизни — одно из самых экстраординарных событий. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, отражая его влияние на современных детей. В настоящее время растет количество детей, которые умеют не только работать с программами, а также играть в компьютерные игры.

Компьютерная зависимость — это зависимость от действий, связанных с пристрастием к компьютеру, которая значительно сокращает все другие виды деятельности и общение с другими людьми делает ограниченным. Эта зависимость чаще всего бывает у мальчиков, в детском возрасте. Время, проведенное за компьютером, — это не признак компьютерной зависимости, а концентрация всех интересов ребенка вокруг компьютера, отказ от других видов деятельности. В младших классах школы это обычно проявляется в виде пристрастия к компьютерным играм.

Основными причинами компьютерных проблем могут быть: недостаток внимания со стороны родителей, неуверенность в своих силах, беспокойство, проблемы в общении, желание детей быстро «впитывать» новые вещи и удовольствия, желание ребенка быть «как все» из своих сверстников, следовать их желаниям,  отсутствие потребностей ребенка, что не связано с компьютером.

Целью эмпирического исследования заключалось – изучение влияния компьютерных игр на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленных задач мы использовали такие методы: Проективная методика на самооценку «Лесенка» В.Г. Щур, Тест Такера на выявление игровой зависимости, «Игровая наркомания», Тест агрессивности Басса-Дарки .

Результаты, полученные нами показали, что что у 96 % младших школьников высокая вероятность развития игровой зависимости.

Анализ исследования опросника уровня агрессивности Басса-Дарки показал, что у 59 % младших школьников имеют средний уровень агрессивности. Высокий уровень агрессивности имеют 24 %  младших школьников.

Учитывая результаты исследования, мы разработали рабочую программу для учителей начальных классов? Для учителей или детей?, направленную на профилактику зависимости от компьютерных игр для школьников «Профилактика зависимости от компьютерных игр».

После реализации программы взаимодействия педагога с детьми младшего школьного возраста и родителями, направленную на профилактику игровой зависимости и проведя повторное исследование, мы пришли к выводам, что у учащихся поднялся уровень самооценки, сократилось количество учащихся у которых показатели игровой зависимости могут привести к негативным последствиям на 6%, на 11% снизилась вероятность развития игровой зависимости у детей, снизился уровень агрессии и враждебности.

Проведенное исследование в этом направлении позволило реализовать стоявшие перед нами задачи и тем самым достичь поставленной цели, выдвинутой перед проведением эмпирического исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012.
  2. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб.: Речь, 2003.,с.67
  3. Авдулова Т.П., Изотова Е.И., Хузеева Г.Р. Психология дошкольного возраста. В 2 ч. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Под ред. Е.И. Изотовой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 222 с.
  4. Беловол Е.В. Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми / Е.В. Беловол, И.В. Колотилова // Психологический журнал. — 2011. — № 6. Т. 32. — С. 49-58.,с.124
  5. Беляева А.В., Коул М. Компьютерно-опосредованная совместная деятельность и проблема психического развития // Психологический журнал, 1991. Т. 12. — № 2. — С. 145-152.,с. 71
  6. Бубнова А.Н. Взаимодействие семьи и школы в профилактике аддиктивного поведения обучающихся // Воспитание школьников. — 2018. — № 8. — С. 14-20.
  7. Бучкова А. Современные гаджеты, девайсы и интернет. Как воспитывать детей в таких условиях? // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 1. — С. 67-73.
  8. Васильева О.С., Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учебное пособие для вузов / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. — Москва: Академия, 2001. – 352с.
  9. Груздева К.Н. Ценностные ориентации подростков, склонных к аддиктивному поведению // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук: тез. I Междунар. студен. науч.-практ. конф, 22 фев. 2018 г. / [сост. Т.Ю. Морозова]. — М., 2018. — С. 488-491.
  10. Данелян В.Р. Интернет-зависимость — проблема современного общества и подрастающего поколения / В.Р. Данелян, Э.И. Медведь // Образование и наука в современных условиях: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / [ред. кол. : О.Н. Широков и др.]. — Чебоксары, 2015. — Вып. 4 (5). — С. 150- 151.
  11. Дерендяева Н.С. Структура, критерии, уровни и показатели сформированности культуры и информационной безопасности школьников // Наука и школа. — 2016. — № 5. — С. 190-195.
  12. Евсеева, Е. Другие дети // Труд-7. – 2009. – 21 мая.– С.24
  13. Закиров А., Костенко А. Новые технологии и здоровье. М.: «Просвещение», 1999. 370 с.
  14. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека // Психология зависимости: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2004. – 435 c.,с.31
  15. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. – 1982. – №4. С.29–33
  16. Кондратьева Н.П. Развитие творческого мышления подростков на уроках компьютерной графики / Н.П. Кондратьева, Д.В. Рыжов // Казанская наука. – 2015. – № 6. – С. 270-272
  17. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицин. – 2– е изд. – М.: ГЭОТАР– Медиа, 2010. – 512 с.
  18. Литвиненко Н.В. Психологические особенности дезадаптированных к образовательной среде детей и подростков // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – № 5. – С. 56
  19. Миронова Е.В. Теоретический подход к определению понятий здоровья и здорового образа жизни // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2006. – № 5. – С. 128– 133
  20. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. – 3– е изд., стер. –  Москва : Тривола, 1998. –  351 с.
  21. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / С.И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. – 28– е изд., перераб. –  Москва : Мир И образование, 2015. –  1375 с.
  22. Пароньянц И.В. Критерии психологического здоровья учащихся // Системно-деятельностный подход как условие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения : Материалы II всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 19–20 октября 2017 года / Под общей редакцией Л.М. Гура, С.Е. Моторной. – Севастополь: Изд-во «Твердыня», 2018. – С. 145-150
  23. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте: учебное пособие. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 235 c.
  24. Решетников А.В. Здоровье как предмет изучения и социологии медицины: учебное пособие / А.В. Решетников, О.А. Шаповалова. – М.: ГЭОТАР– Медиа, 2008. – 64 с.
  25. Розина О.Б. Влияние компьютерных игр на структуру личности младших школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2009. – № 4. – С. 123-128
  26. Романова Е.С. Особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми / Е.С. Романова, С.Б. Шубин // Системная психология и социология. — 2017. — № 3 (23) . — С. 48-55.
  27. Рубинштейн C.T. Самосознание личности и ее жизненный путь / С.Т. Рубинштейн. – М.: Изд– во МГУ, 2010. – 216 с.
  28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. — Москва [и др.]: Питер, 2012. — 705 с.
  29. Рыбак Е.В. Компьютерная зависимость родителей детей дошкольного возраста как социальный риск // Детский сад от А до Я. — 2016. — № 4. — С. 118-125.
  30. Смолярчук И.В. Эмоциональное развитие детей с задержанным психическим развитием // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2019. – Т. 18. – № 39. – С. 67-73
  31. Трафимчик Ж.И. Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей младшего школьного возраста // ЗОЖ. — 2011. — №1. — С.22 — 26.,с.27
  32. Хоперская О. Осторожно компьютер // Природа и человек (Свет), 2000. — N  — С. 6-7
  33. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2001. – 142 с.
  34. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. № 1. — С. 86 – 102, с.82
  35. Шлимович Б. Компьютеры и дети //Наука и жизнь. – 1998. – №11. – С.41-42.
  36. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. — Днепропетровск: Пороги, 2006. — 196 с.
  37. Antonovsky A. The Sense of Coherence as a Determinant of Health//Advances, Institute for Advancement of Health. 1984. Vol. 1. N 3. P. 37-50

Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф