Заявка на расчет
Меню Услуги

Влияние личностных характеристик

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1Понятие личности в психологии. Основные теории личности
1.2 Современные психологические исследования профессиональных и личностных качеств в отечественной и зарубежной литературе
2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
2.1Организация и методы исследования
2.2Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данного исследования обусловлена ​​тем, что не только напряженная, нестабильная социальная, экономическая, экологическая ситуация, сложившаяся в нашем обществе в настоящее время, но и профессиональная деятельность вызывает рост различных отклонений в личностном развитии.

Каждая профессия может способствовать развитию человека и улучшать его личные качества на благо общества, но также может вызывать негативные изменения в характере. Работа с пациентами как вариант коммуникативной деятельности связана с опасностью профессиональной психологической деформации, которая у медицинского персонала определяется наличием стрессовой ситуации, связанной с реальной угрозой жизни человека, вызванной заболеванием; большой эмоциональный стресс, сопровождающий работу в медицинском учреждении.

Современное развитие здравоохранения предъявляет высокие требования к медицинскому работнику, особенно к его психологическим качествам. Поэтому врачи, медсестры, занимающиеся самообразованием, должны руководствоваться моделью личности современного медицинского специалиста (так называемая профессиограмма), которая обобщает не только необходимые знания, умения и навыки, но и профессионально важные личные свойства. .

В психологической литературе есть многочисленные исследования профессиональных и личностных качеств медицинских работников. Требования к стандарту личности вполне реальны и применимы на практике при условии, что человек мотивирован оказывать людям медицинскую помощь, постоянно развивается, стремится к самоактуализации.

Мы постарались дать современный концептуальный подход к профессиональным и личным качествам медицинских работников при оказании профессиональных услуг и предложить конкретные рекомендации при рассмотрении личных характеристик медицинского работника.

Цель исследования: рассмотреть личностные особенности медицинских работников при оказании профессиональных услуг в зависимости от стажа работы по специальности.

Объект исследования: медицинские работники центральной районной больницы.

Объект исследования: взаимосвязь личностных качеств и продолжительности профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что многолетняя профессиональная деятельность медицинских работников обостряет личностные характеристики: чем дольше профессиональная деятельность, тем отчетливее выделяются личностные характеристики.

Научно-исследовательские цели:

  1. Проанализировать теоретические подходы к изучаемой проблеме.
  2. Изучите личностные характеристики медицинских работников.
  3. Выявить зависимость личностных характеристик от продолжительности профессиональной деятельности.
  4. Проведите качественный и количественный анализ полученных данных.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют теоретические установки российских психологов: деятельностный подход Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, теория личностных черт Г. Олпорта, теория самости. — обновление А. Маслоу.

Методы исследования: психологический эксперимент, психологические тесты, теоретический анализ психологической литературы, методы математической статистики.

С целью выявления личностных качеств обследовано 20 медицинских работников центральной районной больницы в возрасте от 26 до 62 лет.

Шаги исследования:

  1. Исследование личностных характеристик медицинских работников.
  2. Диагностика личностных характеристик медицинских работников.
  3. Качественный и количественный анализ полученных данных, их сравнение.

Достоверность и достоверность результатов исследования обеспечивались применением взаимодополняющих экспериментальных методов, методов математической статистики обработки данных и качественного анализа.

Научная новизна исследования заключается в выявлении личностных характеристик медицинского работника в зависимости от стажа работы.

Теоретическая значимость: изучение, анализ личностных характеристик медицинских работников, а также выявление взаимосвязи между стажем работы по профессии и улучшением личностных качеств позволяет не только определить личностные и профессиональные качества, присущие медицинскому работнику, но также имеют научную основу для решения проблемы предотвращения деформаций личности.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы администрацией, главным врачом для организации оптимального трудового процесса с целью предупреждения возникновения и формирования симптомов эмоционального выгорания у сотрудников.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

1.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1Понятие личности в психологии. Основные теории личности

 

При всем разнообразии подходов психологии к пониманию личности традиционно выделяется многогранность феноменологии данной проблемы. Каждое из определений личности, встречающихся в литературе, заслуживает того, чтобы быть принятым во внимание при поиске глобального определения личности, поскольку многие определения содержат зерно истины.

Психология личности стала экспериментальной наукой в ​​первые десятилетия этого века. Его формирование связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттель и других. Однако теоретические исследования в области психологии личности проводились задолго до этого, и в истории соответствующих исследований можно выделить как минимум три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало в трудах античных мыслителей и продолжается до начала 19 века.

В первые десятилетия XIX века психиатры вместе с философами и писателями заинтересовались проблемами психологии личности. Они были первыми, кто провел систематические наблюдения за личностью пациента в клинических условиях, изучил его историю жизни, чтобы лучше понять наблюдаемое поведение. При этом были сделаны не только профессиональные выводы, связанные с диагностикой и лечением психических заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человека. Этот период получил название «клинический». До начала 20 века философский, литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникнуть в ее сущность.

В первые десятилетия двадцатого века профессиональные психологи также начали изучать личность, которая до этого времени уделяла основное внимание изучению когнитивных процессов и состояний человека. Они пытались дать право

исследование экспериментального характера, введение математической и статистической обработки данных для точной проверки гипотез и получения достоверных фактов.

Важной задачей тестового периода при исследовании личности была разработка надежных и валидных тестовых методов оценки нормальной личности.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения были вопросы о моральной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были довольно широкими. Они охватили все, что есть в человеке, и то, что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, свойства, поведение, культуру и т. д. Такое понимание личности частично сохранилось до наших дней.

У такого широкого понимания личности есть свои причины. Действительно, если мы признаем, что личность — это понятие, которое характеризует человека и его действия в целом, то все, что было сделано человеком, приписывается ему в отношении него. Такое понимание личности полностью оправдано в художественном творчестве и социальных науках. Однако в психологии есть много других неличностных концепций, которые наполнены конкретным с научной точки зрения содержанием.

В клинический период изучения личности представление о ней как об особом явлении было снижено по сравнению с философско-литературным периодом. Психиатры сосредоточили свое внимание на чертах личности, которые обычно обнаруживаются у психически больных людей. Позже выяснилось, что эти особенности есть, но они умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у пациентов, как правило, гипертрофированы. Это касается, например, экстраверсии и интроверсии,

беспокойство и скованность, вялость и возбудимость.

Психиатры давали личностям с точки зрения таких черт, с помощью которых можно было бы описать совершенно нормальную, патологическую и повышенную личность.

Это определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических проблем. Ни одно другое психологическое определение личности не могло обойтись без упомянутых там личностных качеств.

Неадекватность такого определения для целостного описания психологии нормальной личности была слишком узкой. Такие личностные качества, которые всегда являются положительными и «нормальными», не принимались во внимание, независимо от степени их развития, например Б. Навыки, интересы, порядочность, честность и т. д.

Экспериментальная фаза исследования личности началась в то время, когда были достигнуты значительные успехи в изучении основных когнитивных процессов. Это совпало с кризисом в психологии, одной из причин которого была неспособность психологии в то время объяснить целостные акты поведения. Преобладающий в ней атомистический подход требовал разложения человеческой психологии на отдельные процессы и состояния. В конечном итоге это привело к тому, что оказалось, что человек представлен рядом индивидуальных психических функций, из суммы которых сложно как сложить его личность, так и понять и объяснить более или менее сложные формы его социального поведения.

В то же время эксперименты и аппарат математической статистики уже широко использовались в атомистической функциональной психологии. Новая область знаний — психология личности — в этих условиях уже не могла строиться на старых спекулятивных основаниях или на основе непроверенных, единичных данных, собранных в клинике. Во-первых, возникла необходимость в решительном переходе от больных к здоровым, во-вторых, в новых, более точных и надежных методах исследования, в-третьих, в научном эксперименте, отвечающем требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.

Инициатором экспериментального исследования личности в России стал А.Ф. Лазурского, за рубежом — Г. Айзенка и Р. Кеттеля. А.Ф. Лазурский разработал методику и методику проведения систематических научных наблюдений за человеком, а также порядок проведения натурного эксперимента, в котором можно было получить и обобщить данные о психологии и поведении здорового человека.

Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур обработки математических данных, наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о человеке из различных источников. В результате такой обработки были получены связанные факты, характеризующие общие, более общие и индивидуально устойчивые характеристики.

Г. Олпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р. Кеттелл, используя метод Г. Айзенка, дал исследованию личности, проведенному в контексте теории черт, характер экспериментальный. Он ввел метод факторного анализа в процедуру экспериментального изучения личности, выявил, описал и определил ряд реально существующих факторов или черт личности. Он также заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный в его честь (16-факторный тест Кеттелла).

Среди всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода развития проблемы личности, наиболее эффективным оказалось определение, данное Г. Олпортом: личность — это животворящий, индивидуально уникальный набор психофизиологических систем — черт личности, определяющих характерное для данного человека мышление и поведение.

Психология личности зародилась в конце 1920-х гг.

активная диверсификация направлений исследований. В результате во второй половине нашего века появилось множество различных подходов и теорий личности.

Рассмотрим некоторые из самых известных теорий личности. Олпорт и Р. Кеттель начали разрабатывать теорию, названную «теорией черт». Его можно разделить на психодинамический, экспериментальный, структурно-динамический, охватывающий всю жизнь человека и описывающий его как личность с точки зрения внутренних психологических свойств.

Менее строгий метод выявления и оценки личностных качеств основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых личность описывается в различных формах. стороны.

Второй метод оценки личностных качеств предполагает использование факторного анализа — комплексного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализ, исследование, наблюдения за жизнью. В качестве альтернативы теории черт за рубежом распространилась концепция личности, известная как теория социального обучения. Согласно предложенной классификации, ее можно отнести к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность с точки зрения поведения. Основная психологическая характеристика человека в этой теории — это действие или серия действий. Другие люди оказывают значительное влияние на человеческое поведение, их социальные действия, их поддержку или осуждение их стороны своего поведения.

Согласно этой теории, индивидуальные различия в поведении являются результатом опыта их длительного пребывания в разных условиях жизни, взаимодействия и отношений с разными людьми. Основными механизмами приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, их развития как личности являются обучение самому себе, обучение через наблюдение за другими (заместительное обучение) и имитация. Стабильность человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимулирующих ситуаций», одинаковым подкреплением и наказанием, связанными с ними, идентичностью поведенческих оценок индивида другими. людей, успешность и частота повторения в прошлом соответствующего социального действия. Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелем. Согласно этой концепции личностные факторы, которые вместе с ситуацией определяют поведение человека, делятся на несколько групп:

  1. Способности человека, то есть то, что он может делать самостоятельно и независимо от ситуации в данной ситуации.
  2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбор форм поведения в ней.
  3. Ожидания — оценка вероятных последствий совершения определенных действий в данной ситуации.
  4. Ценности, то есть то, что ценно для данного человека, имеют значение. Человек в текущей ситуации обычно выбирает поведение, ведущее к признанию его ценности.
  5. Планы поведения, методы их субъективного регулирования. В любой ситуации люди обычно предпочитают действовать обычным образом, по уже проверенному опытом плану.

Психоаналитическую теорию личности, разработанную Фрейдом, можно отнести к психодинамическому, неэкспериментальному, структурно-динамическому типу, охватывающему всю жизнь человека и использующему внутренние психологические свойства человека, в первую очередь его потребности и мотивы, для описания его как личности. Самосознание человека 3. Фрейд в сравнении с верхушкой айсберга.

Он считал, что лишь небольшая часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, на самом деле осуществляется им. Лишь небольшая часть его действий — это человек, который умеет правильно понимать и объяснять. Основная часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности по Фрейду состоит из трех компонентов: «Оно», «Я» и «супер-я». «Это» на самом деле бессознательное, включая глубокие побуждения, мотивы и потребности, «Я» — сознание, и «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровне.

Теория личности 3, Фрейд и концепции неофрейдов неоднократно подвергались критике в литературе. Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и уменьшения роли сознания в управлении его действиями.

К этому следует добавить тот факт, что эти теории по своей сути спекулятивны. Многие содержащиеся в них положения, несмотря на то, что кажутся интересными и правдивыми, нельзя считать научно доказанными. Например, вряд ли допустимо строить такие широкие теоретические обобщения, как это сделал Фрейд, только на основе частных клинических наблюдений за несколькими пациентами. В то же время нельзя и преуменьшать реальные заслуги 3. Фрейда и неофрейдистов в разработке общей психологической теории личности. Они, например, связаны с развитием проблемы бессознательного и защитных механизмов, их ролью в детерминации поведения.

Бихевиоризм сформировал американскую психологию двадцатого века. Его основатель Джон Уотсон (1878–1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название — от

Английское поведение — «поведение» (бихевиоризм можно перевести как

поведенческая психология). Все, что происходит внутри человека, невозможно изучить, т.е. человек действует как «черный ящик».

А личность человека с точки зрения поведения — это не что иное, как набор поведенческих реакций, присущих данному человеку. На определенный стимул, ситуацию возникает определенная поведенческая реакция. Формула «стимул-реакция» была опорой бихевиорализма. Закон эффекта Торндайка поясняет: отношения между S и R улучшаются, если есть подкрепление. Человеческое поведение чаще всего возникает из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание, прежде всего, избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и т. д. Таким образом, с точки зрения бихевиоризма, личность — это все, чем обладает индивид, и ее возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализированные эмоции + способность пластичности формировать новые навыки + способность сохранять, сохранять навыки) адаптироваться к среде, т. е. личность представляет собой организованную и относительно стабильную систему навыков. Компетенции составляют основу относительно устойчивого поведения, компетенции адаптированы к жизненным ситуациям, изменение ситуаций приводит к формированию компетенций.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как существо, которое реагирует, действует, учится, запрограммировано на определенные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и вознаграждения, вы можете запрограммировать человека на желаемое поведение.

В глубине самого бихевиоризма психолог Толман (1948) подверг сомнению схему СР. В 1970-х годах бихевиоризм представил свои концепции в новом свете — в теории социального обучения. Согласно Бандуре (1965), одна из основных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других, учитывая, насколько благоприятными для нас могут быть результаты такого подражания. Поэтому на человека влияют не только внешние условия — он также должен постоянно предвидеть последствия своего поведения через самооценку.

Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные раздражители (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера, представившая теорию оперантного бихевиоризма. Его механистическая концепция поведения и разработанная на ее основе технология поведения, использованная в качестве инструмента для управления человеческим поведением, получила широкое распространение в Соединенных Штатах и ​​повлияла на другие страны, особенно в Латинской Америке, как инструмент идеологии. Скиннер формулирует предположение о трех типах поведения: безусловный рефлекс, условный рефлекс и оперантный. Последнее — это специфика учения Б. Скиннера.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию обучения. Подкрепление — главное средство формирования нового поведения. Вся процедура обучения животных называется «последовательным руководством к желаемой реакции».

Данные, полученные в результате изучения поведения животных, переносятся Скиннером на человеческое поведение, что приводит к чрезвычайно биологической интерпретации людей. По результатам обучения на животных была создана Скиннеровская версия программного обучения. Биологический подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, в котором нет принципиальной разницы между людьми и животными, достигает своих пределов со Скиннером. Вся культура — литература, живопись, эстрадное искусство — оказывается в его интерпретации «искусно придуманным подкреплением». Крайняя бихевиорализация людей, культуры и общества ведет к абсурду, что особенно ярко проявляется в печально сенсационной книге «За пределами свободы и достоинства» (1971). Трансформация Скиннером представлений о свободе, ответственности и достоинстве фактически означает их исключение из чьей-либо реальной жизни.

 

1.2 Современные психологические исследования профессиональных и личностных качеств в отечественной и зарубежной литературе

 

В психологической литературе зарубежные и отечественные авторы выделяют ряд профессиональных и личностных качеств, необходимых для работы медицинского персонала.

Профессиональные качества — это черты личности, совокупность которых составляет потенциальные или фактические способности к данной деятельности, и их ослабление приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональной подготовке и в дальнейшем к снижению эффективности определенная профессиональная деятельность.

Личностные качества — это природные свойства и характеристики личности, которые проявляются в личности как социально обусловленные элементы. Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев рассматривали личность в единстве чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды.

В психологической литературе имеется множество исследований профессиональных и личностных характеристик медицинских работников. Требования к стандарту личности вполне реальны и применяются на практике при условии, что человек мотивирован оказывать медицинскую помощь людям, постоянно развивается, стремится к самореализации. Эффективность операции зависит от личных и профессиональных качеств лечащего врача.

Эти требования абсолютизированы, и трудно найти людей, которые бы органично сочетали такие разнообразные свойства и характеристики друг с другом, но эти критерии могут служить общими ориентирами. E.A. Климов классифицирует профессию врача как «индивидуальную» профессию как профессию, требующую особых знаний, навыков и умений. специальная подготовка (квалификация) работника, в ходе которой формируются второстепенные признаки специализации. Эти знаки — доброта, сопереживание, эмоциональная устойчивость, интеллектуальная активность, высокий уровень профессиональных знаний, умение общаться с людьми, доброта, такт.

Есть вакансии, которые пытаются систематизировать имеющиеся данные на основе профессионально важных личностных качеств. Например, М.В. Молоканов выделил факторы, которые имеют решающее значение для оценки специалиста, работающего с людьми. Эти факторы — «интерес к другому», «доминирование» и «причинность».

Фактор «интереса к другому» определяется степенью, в которой общение основано (или принимает во внимание) «внутренний образ» состояния клиента, его самооценку, его субъективное восприятие себя и окружающих. его состояние, или по нормам, принципам, объективным симптомам, «внешним» по отношению к клиенту. Фактор доминирования определяется степенью ответственности, которая ложится на специалиста за выбор целей взаимодействия и способов их достижения. Фактор причинно-следственной связи оценивает осведомленность и профессионализм выбора специалистом целей, видов и методов взаимодействия с пациентами.

В контексте психофизиологического подхода к изучению индивидуальных различий и способностей человека была обнаружена связь между коммуникативными навыками и естественными типологическими предпосылками, в частности, слабость и лабильность центральной нервной системы, ее адаптивных свойств.

Обозов Н.Н.  обратите внимание на следующие качества:

Непредвзятое отношение к индивидуальным различиям людей;

Чувствительность к эмоциональному состоянию близкого человека, тактичное отношение к пациенту.

  1. Пластичность (динамизм в сочетании с гибкостью), то есть способность легко меняться, легко выходить из тупиков, анализировать; 4. Эмоциональная ограниченность и толерантность — способность избегать невротических и субъективных отклонений в своих оценках и поведении. Чрезвычайная сдержанность в ответ на неудачи пациента, способность снимать тревогу, успокаиваться, терпимость к возможным невротическим срывам;
  2. Поддерживать общую культуру поведения, то есть использовать знания из образцов культурного наследия;

Развитое самопознание. Чем больше специалист знает о себе, тем лучше он понимает своих пациентов. Этому способствует способность слышать, что происходит внутри нас.

Сила и личность.

Это стабильная экзистенциальная позиция медицинского работника в отношении таких вопросов, как: кто он, кем он может стать, чего хочет от жизни, что для него важно, как он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. .

Согласно результатам исследования Антонова Н.В. (1995)  идентичность — это сложная динамическая структура, которая формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Единица этой структуры — самоопределение.

Все эти качества приобретены благодаря личному и профессиональному опыту.

Взять на себя личную ответственность.

Понимание вашей ответственности позволяет медицинскому работнику сделать свободный и осознанный выбор в любое время.

Стремление к глубине межличностных отношений.

Специалисту-медику необходимо без осуждения и навешивания ярлыков оценивать чувства, взгляды, особенности личности. Эффективному медицинскому работнику не мешают: страх потерять свободу, быть уязвимым, боязнь не принять положительные чувства к другим, отвергнуть их. Он может свободно выражать свои чувства и знания перед другими людьми.

Ставить реалистичные цели.

Эффективный поставщик медицинских услуг должен понимать свои ограничения и учиться на ошибках. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить достижимые цели. И, наконец, чем разнообразнее его личный и профессиональный образ жизни, тем эффективнее будет его деятельность. В профессии, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации..

Р. Кочюнас считает, что появление у специалиста перечисленных выше черт зрелой личности можно рассматривать как значимый критерий эффективности деятельности.

Исследования черт личности медработников отечественными учеными соответствуют представлениям теоретических подходов зарубежных коллег. В данных работах отражается взрослость, зрелость, стремление к самоактуализации, подлинность (аутентичность), забота, эмпатия, доверие и вера в пациента, безоценочное отношение, проницательность и т.д. По словам Кочюнаса Р. именно к такой моделинеобходимо стремиться

профессионалу[13, с.204].

 

1.3 Психологический анализ деятельности медицинского работника

 

Сенсорная деятельность в разных видах труда отличается, в первую очередь, по нагрузке на тот или иной анализатор или комплекс анализаторов.

Существует еще одна особенность восприятия в деятельности медработников.

Речь идет о «межличностном восприятии», т.е. о восприятии, понимании и оценке человека человеком. Специфика межличностного восприятия заключается в большей его пристрастности, по сравнению с восприятием человека не всегда здорового, и проявляется в слитности познавательных и эмоциональных компонентов, в выраженном оценочном и ценностном отношении к здоровью другого человека, в существенной зависимости от профессиональных возможностей, смысловой структуры деятельности субъекта.

Профессиональные особенности мышления.

Как профессионально важное качество выделяется, прежде всего, в тех профессиях, где приходится оценивать какую-либо ситуацию, принимать адекватное ей решение и реализовывать его в конкретных действиях. Поэтому роль интеллектуального компонента в медицине очень высока. Более того, этой деятельности присуще творческое начало. Медработник использует множество различных приемов, и результативность его работы зависит от того, насколько разнообразен его личный «репертуар действий» и насколько хорошо он им владеет.

Профессиональные особенности моторной деятельности в аспекте характеризуются высокой двигательной активности.

Профессиональные особенности внимания, такие как распределение, переключение и концентрация, являются основными требованиями в работе. Объектами внимания являются состояние здоровья, мысли, чувства собеседника и свои собственные, разнообразные вербальные и невербальные сообщения, сигналы обратной связи и многое другое.

Профессиональные особенности памяти.

Такие виды памяти, как слуховая, оперативная, зрительная, моторная, словесно-логическая и эмоциональная память.

Профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы. Любая деятельность вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается человеком. Это связано с его мотивами, интересом к работе, а

также с содержанием самой деятельности. Это так называемые «общие эмоции в труде». Они могут быть положительными и отрицательными. Возникая в процессе профессиональной деятельности, они определенным образом влияют на настроение человека, на качество работы, на отношение исполнителя к собственному труду и его результатам, на отношение человека к самому себе. Кроме этого, в психологии труда необходимо учитывать некоторые моменты эмоций, такие, как «профессиональные эмоции, возникающие в процессе самой работы», «настроение сегодняшнего дня», «эмоции коллективной деятельности» [14, с.36].

«Настроение сегодняшнего дня» в работе является серьезной помехой. Поэтому необходимо овладеть специальными техниками, позволяющими справляться со своим настроением и не переносить его на пациента. Поэтому профессиональными важнейшими особенностями эмоционально-волевой сферы медработников являются: умение обеспечивать свое эмоциональное присутствие без эмоциональной вовлеченности в ситуацию и эмоциональная устойчивость.

Профессиональные особенности личности. Наблюдение за деятельностью работников, собственный опыт и данные литературных источников показывают, что медработник зачастую работает в экстремальных условиях. Поэтому очень важно, чтобы обладал теми свойствами личности, которые способствуют организации его взаимодействия с пациентом и оказанию ему помощи. Работа в условиях высокого эмоционального и психического напряжения требует от медработников таких качеств, как: эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, самоконтроль поведения, гибкость, дипломатичность, терпимость, самопринятие, способность к безоценочному принятию пациента готовность к самоотдаче, культура речевого общения, способность к эмпатии, рефлексии, достаточно высокий уровень развития интеллекта, социальная и профессиональная информированность и др. Вышеназванные личностные качества были изучены отечественными и зарубежными психологами и рассмотрены нами в п. 1.1 данной работы.

Продолжая анализировать деятельность медицинских работников, необходимо выделить особенности профессиональной среды, в которой проходит профессиональная деятельность и взаимодействие.

Микроклиматические условия и расположение рабочего места отличаются от бытовых. Работа сменная. Продолжительность смены зависит от режима работы конкретного учреждения и составляет обычно не менее 4-6 часов. Многие службы ориентированы на работу в ночную смену. Нагрузка в течение рабочего времени неравномерная, не планируемая, характер труда аритмичный. К особенностям социальной среды, по мнению Моховикова А.Н., [15, с.56] относятся:

1.в течение своей смены медработник работает, как правило, с немалым количеством коллег, пациентов. Он полностью берет на себя всю ответственность за процесс и результат своей работы;

2.каждый медработник является членом группы данного коллектива, и придерживается принятых в группе обязательных для всех норм взаимодействия и принципов;

3.открыт и доступен для любого человека, обратившегося за помощью;

4.работа в условиях высокого эмоционального и психического напряжения, дефицит времени, а возможно и технических средств и оборудования, открытость и доступность для людей в любое время суток, определенная навязанность общения. Иногда работа в условиях угрозы собственной безопасности, тенденция к профессиональным вредностям, риск возникновения психосоматических заболеваний.

Все вышеперечисленные социальные компоненты деятельности медицинских работников позволяют утверждать, что эта работа происходит в экстремальных условиях, в которых наличие профессиональных и личностных качеств крайне необходимы.

2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

2.1 Организация и методы исследования

 

В данном разделе рассмотрена организация психологического эксперимента (цель, задачи, этапы и методы экспериментальной работы), представлены полученные результаты и общие выводы по исследованию.

Цель исследования: выявить личностные особенности медицинских работников Костанайской центральной районной больницы.

Сформулированная цель определила последовательность решаемых в ходе эксперимента задач:

1.Исследовать личностные особенности медицинских работников учреждения.

2.Выявить особенности изменения личности в связи с длительной профессиональной деятельностью медицинских работников.

3.Проанализировать полученные результаты.

Всего в исследовании принимало участие 20 человек.

Должностные обязанности: врачи, медицинские сестры.

Возраст участников: от 26 до 62 лет. Были выделены две группы

медработников по возрастному признаку. В первую группу мы включили

сотрудников в возрасте 26 лет — 40 лет (номера 1-10), во вторую группу вошли медработники в возрасте 41 -62 года (номера 11-20).

Стаж работы: от 2 до 15 лет.

База эксперимента: ГККП «Костанайская центральная районная больница».

Этапы исследования:

1.Исследование личностных особенностей медицинских работников.

2.Выявление взаимосвязи между личностными особенностями медицинского работника и продолжительностью его работы в медучреждении.

3.Качественный и количественный анализ данных, их сопоставление.

Методы исследования.

Для диагностики свойств личности сотрудников ЦРБ мы выбрали:

1.САТ («Самоактуализационный тест») [26, с.232]. Цель методики — оценка уровня самоактуализации личности.

САТ является опросником самоотчета. В такого типа исследовании испытуемым предлагают отвечать письменно на бланке на вопросы, касающиеся особенностей их характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и т.д., т.е. субъект прямо сообщает о себе путем выбора одного из имеющихся утверждений. Характерная особенность тестов самоотчета состоит в том, что варианты ответов здесь откалиброваны. Объективность достигается путем ограничения степеней свободы, имеющихся у испытуемого при ответе на пункты теста. САТ – многомерный тест, измеряющий одновременно несколько характеристик. Преимущество САТа в том, что он дает более полное представление о личности.

САТ разработан на основе опросника личностных ориентаций Э.Шострем (POI) и создан авторами не только в целях научного анализа феномена самоактуализации, но и для проведения прикладных психодиагностических обследований при измерении эффективности психотерапевтической и коррекционной работы. САТ состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения.

САТ измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются, шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных шкал разбиты на 6 блоков — по две в каждом: шкала ценностной ориентации, шкала гибкости поведения; шкала сензитивности, шкала спонтанности; шкала самоуважения, шкала самопринятия; шкала представлений о природе человека, шкала синергичности; шкала принятия агрессии, шкала контактности; шкала познавательных потребностей и шкала креативности.

Каждая шкала имеет свой масштаб. Для каждой шкалы вычислены средние и стандартные отклонения и осуществлён перевод «сырых» результатов в Т-баллы, которые являются основой для составления профильных бланков. При использовании CAT в качестве исследовательской методики авторы рекомендуют использовать «сырые баллы», Т-баллы необходимы лишь для применения CAT как инструмента индивидуальной диагностики. В зависимости от целей исследования тест может быть интерпретирован полностью или частично.

САТ содержит 126 вопросов (см. Приложение В).

Базовые шкалы:

1.Шкала компетентности во времени — включает в себя 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной. Низкий балл по шкале означает ориентацию лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) или дискретное восприятие своего жизненного пути.

2.Шкала поддержки — самая большая шкала теста (91 пункт) — измеряет степень независимости ценностей и поведения человека от воздействия извне. Высокий показатель по этой шкале означает, что человек относительно независим в своих поступках, стремиться руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности.

Дополнительные шкалы:

1.Шкала ценностных ориентаций (20 пунктов) — измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализированной личности.

2.Шкала гибкости поведения (24 пункта) — диагностирует степень гибкости человека в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Шкалы ценностной ориентации и гибкости поведения образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.

3.Шкала сензитивности (13 пунктов) — определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.

4.Шкала спонтанности (14 пунктов) — оценивает способность человека спонтанно и непосредственно выражать свои чувства и эмоции.

Шкалы сензитивности и спонтанности составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая, – в какой степени они проявляются в поведении.

5.Шкала самоуважения (15 пунктов) — оценивает способность человека ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

6.Шкала самопринятия (21 пункт)- позволяет измерить степень принятия человеком себя таким, какой он есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.

Шкалы самоуважения и самопринятия составляют блок самовосприятия.

7.Шкала представлений о природе человека (10 пунктов) высокий балл по шкале свидетельствует о склонности воспринимать природу человека в целом как положительную.

8.Шкала синергии (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей.

Шкалы представлений о природе человека и синергии составляют блок концепции человека.

9.Шкала принятия агрессии (16 пунктов) высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы.

10.Шкала контактности (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов с людьми.

Шкалы принятия агрессии и контактности составляют блок межличностной чувствительности.

11.Шкала познавательных потребностей (11 пунктов) определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

12.Шкала креативности (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.

Шкалы познавательных потребностей и креативности составляют блок отношения к познанию.

Возможна оценка данных качеств, как в рамках психологических особенностей, так и при психической патологии. Высокими оценками по всем шкалам являются оценки, превышающие оценки 70 Т, а низкими меньше 40 Т.

Физиологическую природу темперамента с точки зрения влияния на него ЦНС впервые рассмотрел и проанализировал Павлов (см. Приложение К). Согласно его теории в основе темперамента лежат три основных свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность.

Под силой нервной системы понимают способность нервных клеток выдерживать большие нагрузки. Исходя из этого, три типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик) относятся к сильным видам, а меланхолический к слабому.

Уравновешенность — баланс процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В чистом виде он представлен лишь у сангвиника. У холерика преобладает возбуждение, у флегматика и меланхолика – торможение.

Подвижность — способность нервной системы к быстрому реагированию на происходящие изменения. Качество наиболее выражено проявляется у холерика и сангвиника.

В чистом виде темперамент встречается редко, чаще наблюдаются смешанные виды. Все темпераменты позитивны и способствуют развитию различных индивидуальных особенностей и личностных качеств людей.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф