Меню Услуги

Влияние международных экономических организаций

Страницы: 1 2 3

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕСТА И РОЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
  • 1.1. Определение сущности и условий создания международных экономических организаций
  • 1.2. Виды и классификация международных экономических организаций
  • 1.3. Влияние международных экономических организаций на обеспечение устойчивого долгосрочного развития мирового хозяйства
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МЭО НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК
  • 2.1. Роль МВФ в формировании и обеспечении динамичности развития отдельных развивающихся стран
  • 2.2. Деятельность Группы Всемирного банка в системе МЭО
  • 2.3. Влияние международных финансовых организаций на экономику России
  • ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЭО
  • 3.1. Проблемы развития современных международных финансовых организаций
  • 3.2. Пути решения проблем дальнейшего развития МЭО
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях растущей взаимозависимости экономик, развертывания глобализационных процессов и обострения межгосударственных проблем возникает необходимость разработки новых механизмов мирохозяйственного регулирования, реализуемых через усиление значения международных экономических организаций, в число которых входит Всемирный банк и МВФ.

Решение современных экономических проблем, обусловленных, прежде всего, отсутствием структурных реформ, предусматривает интеграцию стран в мировое экономическое пространство, которая должна рассматриваться как инструмент дальнейшей трансформации государства и построения рыночной экономики на основе частной собственности и верховенства права.

Международные финансовые организации являются одним из важнейших звеньев мировой экономики и весомым источником финансовых ресурсов, необходимых странам для дальнейшего развития. Обеспечение максимальной эффективности взаимоотношений страны с Всемирным банком для целенаправленного социально-экономического развития требует тщательного анализа взаимодействия с этой структурой и пересмотра принципов, форм и методов сотрудничества на будущее с учетом преимуществ и недостатков, взвешенная оценка которых станет основой разработки новой стратегии сотрудничества на основе системного подхода.

Международные валютно-финансовые и кредитные межправительственные организации занимают особое место в системе структур, оказывающих влияние на мировую экономику и на международные хозяйственные связи.

Рост экономического потенциала отдельных стран, создание прочной и эффективной системы обеспечения межгосударственного экономического сотрудничества, а также обеспечения непрерывного функционирования валютно-финансовой сферы рассматриваются сегодня не только с точки зрения обеспечения общего развития мировой экономики, но и как обязательные факторы, гарантирующие в будущем безопасность и политическую стабильность на региональном и универсальном уровнях.

Все большую актуальность приобретают научные исследования, посвященные анализу будущих тенденций сотрудничества международных экономических организаций с их государствами-членами.

Среди авторов, работы которых посвящены изучению различных теоретических и практических аспектов деятельности МЭО, можно выделить следующих российских и зарубежных экономистов, таких как: Алиев А.Т, Бугай Н.В., Бородин В.А., Данильцев А.В., Дасени В.Б, Данельян А.А., Зуев В.Н., Королев И.С., Крюгер А., Кэседи В., Красавина Л.Н., Кузнецов B.C., Ларионова М.Л., Лашина. А.С., Д.Стиглиц, Фитузов В.В., Хасбулатов Р.И., Хавин Д.В., Шитов, В.Н., Яковец Ю.В.

Целью исследования является изучение влияния международных экономических организаций на экономические процессы в отдельных странах.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • — изучить определение сущности и условий создания международных экономических организаций;
  • — определить виды и классификацию международных экономических организаций;
  • — исследовать влияние международных экономических организаций на обеспечение устойчивого долгосрочного развития мирового хозяйства;
  • — выявить роль МВФ в формировании и обеспечении динамичности развития отдельных развивающихся стран;
  • — исследовать деятельность Группы Всемирного банка в системе МЭО;
  • — исследовать влияние международных финансовых организаций на экономику России;
  • — выявить проблемы развития современных международных финансовых организаций;
  • — предложить пути решения проблем дальнейшего развития МЭО.

Объектом исследования является взаимодействие международных экономических организаций.

Предметом исследования является механизм повышение эффективности сотрудничества стран с международными экономическими организациями.

Методы исследования. Методическим основой работы является система общенаучных и специальных методов, которые позволили исследовать механизм повышения эффективности Всемирным банком и МВФ, решить поставленные научные и прикладные задачи. Научная обоснованность теоретических положений авторских обобщений и выводов обеспечена использованием таких методов. При анализе применялись метод научного абстрагирования, логический и структурный методы. Метод классификаций был использован для систематизации международных финансовых организаций.

Информационной базой исследования являются научные монографии и статьи отечественных и зарубежных ученых, а также положение, внутренние стратегические и операционные документы МВФ, Всемирного банка, экономические отчеты научно-исследовательских учреждений, материалы соответствующих сайтов сети Интернет, конференций и семинаров.

Структура работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕСТА И РОЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Определение сущности и условий создания международных экономических организаций

В широком смысле термин «международная организация» охватывает не только организации, членами которых являются государства, а также международные неправительственные организации и даже промышленные и коммерческие картели. Категория «Международная организация» чаще всего применяется именно в смысле «межправительственная организация».

Согласно резолюции ЭКОСОС 288 (Х) от 27 февраля 1950 года «любая международная организация, которая была создана согласно международного соглашения, должно рассматриваться как неправительственная организация».

Это положение было закреплено с целью уточнения правил, касающихся консультативного статуса неправительственных общественных организаций. Конвенция ООН по Морскому праву от 10 декабря 1982 года закрепила такое определение межправительственных организаций: «международная организация означает межправительственную организацию, образованную государствами»[1].

А.А. Данельян определил международные организации как основанные международным договором организации, призванные на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными им полномочиями[2].

В.В. Фитузов предложил более широкое определение понятия в соответствии с которым международная организация – это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов[3].

Следует отдельно отметить, что международные организации являются органами сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера.

Международные экономические организации — совокупность международных межправительственных и неправительственных учреждений и организаций, созданных для налаживания и развития экономического и политического сотрудничества, регулирования мирохозяйственных связей, стабильного развития мировой экономики на основе свободного движения капиталов и соблюдения принципов международного права[4].

Международный суд ООН неоднократно подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что дало бы оснований рассматривать их как нечто подобное сверхдержавы. Организация имеет только ту компетенцию, которой ее наделили государства.

Международные экономические организации имеют различную правовую природу и являются разными по членскому составу. От универсальных организаций, занимающихся вопросами мирового значения как поддержание мира и развитие, до организаций, занимающихся режимом судоходства на международных водоёмах или осуществляют контроль китобойного промысла.

Международный характер организации не зависит от того, такая организация является открытой или закрытой, общей или специализированной, универсальной или региональной.

В то же время международная организация должна соответствовать определенным минимальным критериям, а именно:

  • — иметь отдельную международную правосубъектность (обычно определяется международным соглашением);
  • — члены организаций должны быть представлены на уровне центральных правительств или органов центрального правительства; — иметь постоянный секретариат (для того чтобы отличаться от постоянной конференции или не быть придатком другой организации или национального правительства)[5].

Международный Суд ООН в деле о возмещении вреда дал такое определение международной правосубъектности: Субъект международного права или международная лицо – это организация (лицо) способна иметь международные права и обязанности, и которая способна защищать свои права, предъявляя претензии.

Государства имеют международную правосубъектность ab initio и ipso jure. Государства являются первичными и главными субъектами международного права. Они имеют всю полноту международных прав и обязанностей, признанных международным правом.

Правосубъектность любых других субъектов международного права является производной от государств.

Международные экономические организации, как правило наделены правосубъектностью как согласно международного права, так и в соответствии с внутренним правом государств-членов. Их международная правосубъектность определяется учредительными договорами и международным правом.

Правосубъектность международных организаций носит специальный характер, поскольку ограничена целями и полномочиями, необходимыми для решения поставленных перед ними задач и закрепленными в их учредительных актах.

Рис. 1. Основные цели международных экономических организаций

Сущность деятельности международных экономических организаций заключается в определении и согласовании интересов государств — членов, выработки на этой основе общей позиции, общей воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их достижения.

Специфика международных экономических организаций проявляется в том, что их членами являются суверенные государства. Это обусловливает специфику функций и механизмов их реализации. Основные этапы деятельности организации состоят из обсуждения, принятия решения и контроля за его выполнением.

Выделяют три основных вида функций международных экономических организаций: регулирующие, контрольные, оперативные.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Рис. 2. Функции международных экономических организаций

Исследуя вопрос о роли международных экономических организаций как механизма международного сотрудничества государств необходимо рассмотреть происхождение концепции международных организаций. Международные экономические организации возникли лишь в конце XIX века. В то же время международные отношения, реализовались через двусторонние отношения государств, имеющих более длительную историю. Консульские учреждения, целью которых является защита торговых интересов, возникли еще во времена Древней Греции, а дипломатические учреждения, призванные обеспечить представительство государств, приобрели свои современные признаки в XV веке. Именно эти учреждения дали толчок для формирования более сложных международных институтов в XIX веке.

Когда двусторонние отношения, происходили через дипломатические посольства или миссии, оказались недостаточными для решения сложных ситуаций, которые касались более чем двух государств, возникла нужда в создании средств для представительства заинтересованных государств на одном форуме.

Таким средством стали международные конференции ad hoc, созываемых для обсуждения конкретного вопроса и завершали свою работу, как только достигалась соответствующее соглашение. Они стали основой для формирования постоянных международных организаций с постоянными органами. Вестфальский мирный договор 1648 года был заключен в результате такой международной конференции, так же, как и решение Венского конгресса 1815 года и Версальский мирный договор 1919 года. Кроме того, были и другие международные конференции, в частности, Берлинский конгресс 1871 года, Гаагские конференции мира 1899 и 1907 годов, которые касались не только вопросов мира[8].

Такие конференции созывались для решения международных вопросов на многосторонней основе. Обычно по результатам конференции заключались международные соглашения или конвенции. Когда же целью конференции было не заключения международного договора, принимался меморандум или протокол конференции.

Система конференции ad hoc имела ограничения, которые касались как круга вопросов, которые могли быть вынесены на обсуждение, так и качества принимаемых решений.

Основными недостатками такой системы были:

  • — для обсуждения каждого отдельного вопроса было необходимо заново созвать отдельную конференцию (по инициативе заинтересованного государства или государств);
  • — конференции служили больше в качестве платформы для проведения внешней политики государств, чем как форумы для обсуждения и решения проблем (например, как современные органы системы ООН, или как органы Лиги Наций) в результате чего эффективность переговоров часто терялась;
  • — конференции проводились по инициативе и по приглашению государства или государств, которые финансировали проведение конференции, за что нивелировался принцип «членства государств», что предполагает наличие обязанностей и обязательств, а также права быть представленным;
  • — важным является то, что в основе системы международных конференций ad hoc был положен принцип равенства, это означало, что любое решение могло быть принято только единогласно и не могло быть принято на основе решения большинства;
  • — конференции ad hoc прежде всего стали рассматриваться как механизмы для обсуждения политических вопросов, а не для обсуждения юридических;
  • — в конце концов конференции оказались не в состоянии решать политические проблемы[9].

Более глубокие изменения происходили в Западном полушарии (между государствами Южной и Северной Америки). Американские государства собирались на региональные конференции начиная с 1826 года, однако такие конференции не имели особого успеха вплоть до Вашингтонского конгресса 1885 года.

Конференции проводились периодически и в конце концов привели к созданию Организации Американских Государств (ОАГ).

Такие конференции сделали свой вклад в формирование инструментария международных организаций в нескольких направлениях, а именно:

  • – конференции проводились не по инициативе и не по приглашению какого-либо отдельного государства, а время и место проведения следующей конференции определялись на предыдущий;
  • – повестка дня конференции готовился руководящим органом постоянного административного органа – Панамериканского Союза, созданным в 1912 году;
  • – возникало больше возможностей для проведения подготовительной работы перед каждой конференцией, чем перед конференцией ad hoc;
  • – периодический характер конференции дал возможность для разработки более совершенных процедурных положений[10].

В противоположность этому, неправительственные союзы или ассоциации возникли из осознания неправительственными организациями, в состав которых входили как частные лица, так и коллективные объединения, их интересы имели международный характер, что требовало защиты таких интересов совместно с похожими органами в других государствах через постоянные международные ассоциации.

Вероятно, первой международной конференцией частного характера по результатам которой было создано международную ассоциацию стала конференция по разработке Всемирной конвенции против рабства в 1840 году. С того времени было создано множество частных ассоциаций или союзов.

Учитывая рост количества таких частных объединений и потребности в координации их деятельности в 1910 году был создан Союз Международных Ассоциаций.

Такие частные объединения дали импульс для развития межгосударственных объединений публичного характера. Их появление свидетельствует о том, что рост числа и развитие международных организаций происходило вследствие осознания потребности человечества сотрудничать на международном уровне для достижения общих целей[11].

Публичные международные союзы, что также образовались в XIX веке, особенно в его второй половине, имели больше значение для формирования современных международных организаций.

Таким образом, международные экономические объединения, возникшие в это время были международными административными союзами – учреждениями, которые действовали относительно постоянно и занимались неполитической деятельностью технического характера. В отличие от неправительственных ассоциаций в состав таких организаций входили правительства государств.

1.2. Виды и классификация международных экономических организаций

Трудно представить любую страну мира, как развитую, так и ту, что развивается, не участвуя в международных экономических отношениях, находится в стороне от процессов международного экономического сотрудничества и не задействована в международном разделении труда.

Такая ситуация является следствием существования целого ряда объективных факторов, к которым прежде всего следует отнести систему тесных связей между национальными экономиками стран и экономическую взаимозависимость большинства стран мира.

Как известно, причиной возникновения и развития международных экономических отношений является неравномерность распределения между странами факторов производства (экономических ресурсов), что, с одной стороны, предопределяет международное разделение труда, а с другой — к перемещению этих факторов между отдельными странами и их группами.

Вообще, под международной экономической организацией понимают постоянно действующее добровольное объединение государств, созданное на основе международного соглашения (договора) для решения определенных задач в экономической, социальной, научно-технической и других сферах международного сотрудничества, что имеет собственную систему органов управления, самостоятельную (автономную) волю, объем которой определяется волей государств-членов, и отвечает требованиям международного права[12].

Международные организации играют все более заметную роль в мировой экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование валютно-расчетных отношений.

Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отношений между странами, причем эта их функция неизменно усиливается.

В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.

Отметим, что правомерно созданные организации должны соответствовать следующим признакам:

  • – в создании организации участвуют, как правило, только суверенные государства;
  • – организация создается в полном соответствии с международного права;
  • – организация создается, как правило, на основе международного договора;
  • – организация создается с целью решения конкретных задач;
  • – организация имеет систему постоянно действующих органов;
  • – организация обладает определенным ее учредителями объемом международной правосубъектности;
  • – организация имеет статус международной организации.

Единого перечня международных экономических организаций на сегодняшний день не существует, следовательно, неизвестна и их точное количество. Это обусловлено тем, что, во-первых, процесс создания, реорганизации и ликвидации международных организаций носит постоянный и динамичный характер, во-вторых, деление международных организаций на экономические и не экономические является достаточно условным и приблизительным, поскольку, кроме специализированных организаций, основной задачей которых является организация и координация только экономического сотрудничества, существует большое количество международных организаций, которые, помимо своих основных задач, не имеющих экономического направления, косвенно задействованы в международном экономическом сотрудничестве

Международные экономические организации в зависимости от направлений делятся на универсальные и специализированные.

Рис.3. Универсальные международные экономические организации

К специализированным международным экономическим организациям относятся организации, в сферу деятельности которых входит определенный более узкий круг экономических отношений.

Рис. 4. Специализированные международные экономические организации

В особую группу международных экономических организаций можно выделить международные финансовые организации (см. рис. 5)

Рис. 5. Международные финансовые организации

К первой группе международных организаций можно преподнести Мировую организацию торговли (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), ЕБРР, группа организаций всемирного банка и др. К числу международных организаций, которые опосредованно задействованы в международном экономическом сотрудничестве, можно отнести Организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры(ЮНЕСКО), Комиссию ООН по международному права (КМП), Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), Международную морскую организацию (ИМО)и др.

В каждой экономической организации методы деятельности похожи, так как цели их образования одинаковы — предоставление финансовой помощи странам, которым это необходимо, однако в каждой из них есть свои особенности. Так, главной задачей Всемирного банка является содействие постоянному экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, а осуществляется это путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития.

В группу Всемирного банка входят пять международных организаций: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство гарантии инвестиций (МАГИ), Международный центр урегулирования инвестиционных конфликтов (МЦУИК)[17].

Целью деятельности международного банка реконструкции и развития, созданного в 1945 году, являются:

  •  содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;
  •  поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;
  •  стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств-членов Банка.

Международная ассоциация развития была создана в 1960 г. как филиал МБРР и целью ее деятельности являются: содействие экономическому развитию; повышение производительности труда; повышение уровня жизни в странах-членах МАР стран.

МФК была создана по инициативе США в 1956 г. и целью ее деятельности является содействие экономическому росту стран-членов путем поощрения предпринимательства в производственной сфере, то есть на микроуровне, дополняя, таким образом, деятельность МБРР.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям было создано в 1988г.

Целью деятельности является поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах, особенно в развивающихся странах, путем предоставления гарантий, включая совместное перестрахование от некоммерческих рисков в форме размещения капитала в одних странах-членах, который привлекается в другие; осуществления надлежащих вспомогательных мероприятий для содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними[18].

Организация экономического сотрудничества и развития была создана на базе Европейской организации экономического сотрудничества в 1961 году. ОЭСР ставит целью усиливать экономику стран-членов, чтобы сделать ее более эффективной, продвигать рыночную экономику, развивать свободные обмены, способствовать росту как индустриально развитым странам, так и тем, что развиваются. ОЭСР — это «клуб богатых», так как его страны-члены производят 2/3 мировых материальных ценностей и услуг, но это не частный клуб.

Международный валютный фонд был создан в 1945 году и следит, главным образом, за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов, а также за соблюдением ими кодекса поведения в международных валютных отношениях, включая оказание помощи странам-членам путем предоставления краткосрочных кредитов в случае затруднений, связанных с платежным балансом.

Всемирная торговая организация была создана 15 апреля 1994 года, когда в городе Марракеше (Марокко) было подписано многостороннее Соглашение[19].

ВТО стала правопреемницей ГАТТ.

Мировая организация торговли — правовая и институциональная основа международных многосторонних торговых отношений, основными функциями которого является надзор за выполнением договоренностей, которые являются неотъемлемой частью Соглашения о создании ВТО, что обеспечивается быстрым и эффективным решением торговых споров между странами-членами посредством оценки их торгового потенциала и сотрудничества с другими международными организациями и оказания технической помощи развивающимся странам, наименее развитым странам и странам с переходной экономикой.

ЕБРР – III влиятельная кредитная организация. Он был создан в 1990 в результате подписания Соглашения о создании Европейского банка реконструкции и развития.

Методами деятельности ЕБРР являются:

  • — организация, модернизация и расширение производственной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего малых и средних предприятий;
  • — мобилизация национального и иностранного капитала и эффективное управление;
  • — инвестирование в производство с целью создания конкурентной среды и повышения производительности, качества жизни и улучшения условий труда;
  • — оказание технической помощи в подготовке, финансировании и реализации проектов.

С целью эффективного осуществления своих функций международные организации создают организационно — правовой механизм, предусматривающий систему постоянно действующих органов. В эту систему обычно входят высшие органы, исполнительные органы, административные органы, различные комитеты и комиссии. В структуре наиболее важных организаций создаются еще юридические органы.

Очень важной является деятельность международных экономических организаций для России, которая до сих пор в какой-то мере осуществляет переход к рыночным отношениям и готова использовать как управленческий опыт международных финансовых организаций, так и собственные реальные возможности.

Страны используют займы международных финансовых организаций — МВФ, ВБ, МБРР, ЕБРР и кредиты отдельных государств и их группировок. Однако больше всего иностранных кредитов привлекается в результате взаимодействия с МВФ и МФК[21].

Таким образом, привлечение иностранных кредитов является нормальной мировой экономической практикой. Международные финансовые организации предоставляют кредиты определенного назначения, что вытекает из принципов и целей их деятельности и взаимных договоренностей между странами. Хорошо, когда эти кредиты используются для развития экономики стран или точно по назначению. В противном случае это может привести к закабалению страны (ведь кредиты нужно возвращать), потери национальной, а возможно и политической самостоятельности.

1.3. Влияние международных экономических организаций на обеспечение устойчивого долгосрочного развития мирового хозяйства

В настоящее на земном шаре насчитывается более 240 стран, которые достаточно заметно отличаются друг от друга как по размеру территории и численности населения, так и по экономической мощи, а, следовательно, местом в мировой экономике. Однако, национальная экономика каждой страны является составным элементом глобальной экономической системы. Даже наименее развитые страны прилагают свой вклад в мировой процесс экономического развития своими природными или человеческими ресурсами, производством, пусть и незначительным в глобальных масштабах, потреблением импортной продукции.

Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах (факторах производства) природных, трудовых, капитальных (в виде реального капитала, т. е. в форме средств производства, и финансового, т. е. в денежной форме), предпринимательских, а также научных (научно-технических, информационных знаний). В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики или региона мира, или всей мировой экономики[22].

Формирование мирового рынка закономерно обусловило установление межгосударственных связей с их характерными чертами, особенностями и закономерностями, которые базируются на теории международной экономики. Международную экономику можно трактовать в широком и узком смысле. В широком смысле – это теория, применяемая для изучения экономики современного взаимозависимого мира. Уже трактовка определяет ее как часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности взаимодействия субъектов разных государств в международном обмене товарами, движении факторов производства и формирования международной экономической политики государств. Выделение международной экономики в самостоятельную науку вызвано переходом мирового хозяйства во второй половине XX века. на качественно новую ступень развития.

Международные экономические отношения отражают хозяйственные связи между государствами, региональными объединениями, предприятиями, фирмами, учреждениями, юридическими и физическими лицами для производства и обмена товаров и услуг, материальных и финансовых ресурсов. Основой их рыночные системы и механизмы[23].

Международные экономические отношения проявляются на различных уровнях экономики – на макроуровне, микроуровне, наднациональном уровне. На каждом из уровней действуют различные субъекты внешнеэкономической деятельности: на микроуровне – отдельные граждане, предприятия и фирмы, которые проводят внешнеэкономические операции; на макроуровне – национальные хозяйства, которые непосредственно осуществляют и регулируют внешнеэкономическую деятельность; на наднациональном уровне – международные организации и наднациональные институты.

Рассматривая экономический потенциал мира следует отметить, что среди регионов мира наибольшим экономическим потенциалом обладает Европа – 34,8 % ВНП мира, на Северную Америку (США и Канада) и Азию приходится более половины ВНП мира и только 9,1 % — на Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию[24].

В мировом хозяйстве развиваются все важнейшие формы международных экономических отношений: международная торговля товарами и услугами; международная миграция капитала; международная миграция рабочей силы; международная передача технологии; международные валютно-финансовые и кредитные отношения; международная экономическая интеграция; международные усилия в решении глобальных экономических проблем.

Все формы международных экономических отношений взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для них на современном этапе характерно:

  • — рост масштабов и качественное изменение характера традиционной международной торговли готовой продукцией – из чисто коммерческой она во многом превратилась в средство непосредственного обслуживания национальных производственных процессов;
  • — интенсификация миграции капитала в различных формах; рост масштабов миграции рабочей силы;
  • — ускорение и расширение интеграции экономик стран и регионов;
  • — быстрый обмен научно-техническими знаниями; развитие сферы услуг;
  • — объединение усилий в решении глобальных экономических проблем[25].

Все формы международных экономических отношений взаимосвязаны и взаимозависимы. Целью их является не только решение проблем отдельных стран, но и проблем, которые влияют на развитие всего мирового хозяйства. Это глобальные экономические проблемы, которые затрагивают интересы человечества и напрямую угрожают цивилизации.

Выделяют следующие критерии отнесения тех или иных проблем до глобальных: планетарный характер проблемы, ее влияние на все группы стран, все народы мира; выявление проблемы как фактора развития общества во всех регионах мира; угрожающий характер проблемы: ее нерешенность может означать регресс производительных сил и условий жизни всего общества; необходимость приложения комплексных усилий всех государств.

По этим критериям к глобальным относят следующие проблемы: демографические; обеспечение человечества энергетическими, сырьевыми и продовольственными ресурсами; экологические; проблемы освоение мирового океана и космоса, разоружение и конверсию военного производства.

Таким образом, для решения глобальных проблем необходимо создание нового типа всемирного хозяйства, построенного на качественно новых принципах сотрудничества и взаимопомощи.

На протяжении достаточно долгого исторического времени, то есть с 1648 года после принятия так называемой Вестфальской соглашения, мировая экономика предполагала, что ее основным звеном является отдельное государство со всеми соответствующими его правами и обязанностями, на основе которых она входит в определенные отношения с другими государствами мира и таким образом образует так называемую вестфальскую структуру мировых связей[26].

В каждом государстве основным звеном экономической системы было предприятие в той или иной степени сложности, деятельность которого регламентировалась национальной законодательной системой. В течение своего существования государства образовывали определенные союзы, что отражалось и на взаимоотношениях между государствами как внутри этих союзов, так и между союзами. То есть, мир можно было определять, как полицентрический, который время от времени менял свою конфигурацию.

На современном этапе ситуация меняется: «международные отношения перестают быть пространством, где формально равные и суверенные субъекты конструируют меняющиеся коалиции, что уравновешивают друг друга, и конкурентная среда их взаимоотношений.

В последние годы, независимо от конкретных целей, которые преследуются в той или иной кризисной ситуации, на планете состоит контур властной вертикали: специфическая глобальная иерархия, институт международных регулирующих органов («глобальная держава», Большая семерка, НАТО и т. д), а на противоположном полюсе — отвергнутая племя «государств, которые не состоялись» и государств-изгоев» [30, с. 229].

Современные тенденции развития мирохозяйственной системы обусловливают все более перенос регулятивных, управленческих полномочий на между — или надгосударственный уровень международной экономической деятельности. Понятие «межгосударственный» и «надгосударственный» обычно применяются как тождественные. По крайней мере ими обозначают одну и ту же сферу экономической жизни. Правда, можно заметить и определенные семантические различия. «Межгосударственность» скорее является характеристикой совместных действий, тогда как «надгосударственность» означает подчинение и добровольном отказе государств от органически присущего им суверенитета. Следовательно, происходит перенос (делегирования) некоторых полномочий, которые ранее традиционно считались такими, что относятся к компетенции национальных правительственных структур, структур, которые по своей природе являются международными[27].

Можно также утверждать, что на международном уровне создаются институты с новыми регулятивными функциями, а это также обусловливает перераспределение полномочий и реструктуризацию векторов влияния на экономические процессы. Перенос полномочий от национальных до международных регулятивных структур происходит в соответствии с международно-правового режима, который образуется дву- и многосторонними соглашениями между странами как суверенами международных отношений, а также уставными документами международных организаций.

Международные организации создаются самими государствами для решения специфических проблем сотрудничества, безопасности, развития. Деятельность международных организаций выражается в основном в принятии решений, содержание которых зависит от состава членов, от соотношения сил внутри органов, правила процедуры голосования. Если для принятия решения требуется большинство голосов, то содержание решения будет зависеть от того, какую позицию займет большинство.

От формирования соответствующего большинства в органах может зависеть и то, купят ли и в какой мере этот член или группа членов новые права и выгоды, или примут на себя обязанности понесут политические потери. Поэтому члены международных организаций стремятся уменьшить риск, который содержится в возможности принятия органами решений, что противоречит их интересам.

Основные субъекты системы регулирования глобальной экономики — это наиболее влиятельные наднациональные регулирующие институты — международные организации ООН, МВФ, группа Всемирного Банка, ВТО, что были созданы исключительно с целью глобального регулирования и управления мировым социально-экономическим развитием[28].

Однако сейчас они находятся под влиянием крупнейших субъектов глобальной экономики и международных отношений и не в состоянии эффективно регулировать соответствующие процессы глобальной экономической системы и давать адекватные ответы на вызовы глобализации, которые предусматривают преодоление социально-экономического неравенства в общемировом масштабе. Решения, принимаемые органами глобального регулирования, чаще всего приводят к усилению диспаритетного социально-экономического развития человечества и углубления дисфункциональности глобальной экономической системы.

Создание заинтересованными государствами определенных организационных структур на практике не просто порождает дополнительные инструменты достижения тех или иных целей этих государств, а еще и ведет к возникновению новых интересов. Сам факт существования общественных структур, в том числе и международного характера, порождает собственную логику их жизнедеятельности, автономные интересы заинтересованных функционеров и общественных, предпринимательских объединений. А это, в свою очередь, дает основания образованным на международном уровне структурам использовать соответствующие полномочия не только в интересах государств-основателей, но также и с целью достижения собственных целей.

Тем более, что у самих государств — основателей могут быть различные, а иногда и несовместимые взгляды относительно желаемого поведения созданных ими международных организаций. Примером преобразования международной организации самостоятельного и чрезвычайно влиятельного субъекта экономической жизни является МВФ. От его решений о предоставлении или, наоборот, не предоставление кредитов или отсрочек по выплатам, а также от его рекомендаций (правильных или ошибочных) зависит экономическое состояние целых стран, судьба реформ или программ реформ и социального развития, к которому государства-члены Фонда могут прибегать[29].

Негативным примером недопустимой политики международной экономической организации стала деятельность МАГАТЭ — Международного агентства по развитию атомной энергетики. Так, эта организация, которая фактически является лоббистским центром, жизненно заинтересован в как можно большем распространении атомных электростанций в мире, сначала проигнорировала возможную опасность применения реакторов типа РБМК, а затем, после Чернобыльской катастрофы 1986 г., некоторое время замалчивала масштабы бедствия, что случилось тогда.

Своеобразный институт надгосударственной международной субъектности экономической деятельности составляют группировки государств в соответствии с принятыми ими режимов взаимной кооперации. Особой сферой международного сотрудничества, которая тесно связана с макроуровнем регулирования, является деятельность двусторонних международных институтов экономического сотрудничества[30].

Центральным форумом, на котором обсуждаются международные экономические и социальные проблемы глобального и регионального характера, а также разрабатываются рекомендации по их решению, является Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). ЭКОСОС проводит исследования и готовит доклады по широкому спектру международных экономических, культурных и других вопросов, координирует деятельность соответствующих учреждений и институтов ООН.

ЭКОСОС регулярно обсуждает вопросы мирового экономического и социального положения; состояния международной торговли; охраны окружающей среды; экономической и технической помощи развивающимся странам; проблемы продовольствия, народонаселения, природных ресурсов, населенных пунктов; планирования и мобилизации финансовых ресурсов; регионального сотрудничества и тому подобное.

Совет разрабатывает комплексные программы, имеющие название «Десятилетия развития» Разработка программ и периодическое оценивание процесса их выполнения, дают возможность точнее определять основные тенденции мирового экономического развития и при необходимости скорректировать механизм регулирования международных экономических отношений. Еще в начале 1970-х гг. ЭКОСОС принимала решения относительно последствий деятельности ТНК и разработке кодекса поведения транснациональных корпораций, что стало началом нового направления экономической деятельности ООН и ЭКОСОС, способствовало созданию Комиссии ООН по транснациональным корпорациям и специального подразделения в Секретариате ООН по этому вопросу — Центр ООН по транснациональным корпорациям. Вопросы экономического развития относятся также к компетенции Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Концепция всеохватывающего развития существенно повлияла на деятельность ЮНКТАД. В прошлом результаты ее работы ограничивались принятием резолюций и решений. После реформирования организации в 1992 г. на VIII сессии ЮНКТАД акцент сделан на повышении роли переговоров. Принципами деятельности ЮНКТАД все больше утверждается прагматизм и неконфронтационность, что облегчает поиск общих интересов и достижения согласия по важным мирохозяйственным вопросам[31].

Крайне важной функцией ЮНКТАД является оказание помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в привлечении прямых иностранных инвестиций и улучшении национального инвестиционного климата. Центральную роль в этом играют такие организационные структуры, как Секретариат ЮНКТАД, Отдел инвестиций и предпринимательства, Отдел глобализации и развития. Результаты работы Конференции подаются в ежегодном докладе «World Invesment Report», документах «Ivestment Policy Reviews», «World Ivestment Directory» и других исследованиях.

Определенной направленностью характеризуется деятельность Программы развития ООН (ПРООН) — крупнейшего международного канала для предоставления многосторонней технической и прединвестиционной помощи. Проекты ПРООН направлены на оказание помощи развивающимся странам, с целью лучшего использования ими своего экономического потенциала, повышения уровня жизни населения, увеличение объемов производства и содействия экологически безопасному развитию мировой экономики. Помощь ПРООН предоставляется только по просьбе правительств государств с учетом их первоочередных потребностей. Самым значительным международным агентством кредитования экономического развития является Группа Всемирного банка.

Особенности экономической политики государства детерминируют отличия в обмене услугами, товарами и капиталом на мировом и национальных рынках.

Естественное влечение к извлечению максимальной выгоды на мировом рынке  не исключает наличие протекционистских мер для защиты собственных экономических агентов и производителей[32].

В условиях взаимозависимости национальных экономик достаточно эффективной оказалась система специальных процедур разрешения экономических конфликтов и споров, обусловленная уставами международных организаций.

В области международной торговли практичностью отмечены процедуры в рамках Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ), особенно при возникновении проблем между странами, обладающими разным «весом» в мировой экономике. Сфера компетенции Всемирной торговой организации (ВТО), которая является преемницей ГАТТ, гораздо шире, прежде всего, в области соглашения о торговле услугами, включая торговлю финансовыми продуктами.

ВТО ориентирует на соблюдение своих «правил игры» в торговых отношениях с целью гарантировать их справедливый характер. Ее целью провозглашено выравнивание условий конкуренции в масштабах мирового хозяйства.

В качестве методов высказываются либерализация и отмена ограничений в области внешнеторговых и валютно-финансовых отношений путем систематизации и сближения национальных правил их регулирования с использованием всеобщих стандартов.

Присоединение к ВТО является одним из привлекательных аспектов внешнеэкономической политики государства. Оно способствует полноправному участию в открытой многосторонней платежной и торговой системе. Однако, вступление в организацию сопровождается определенными условиями, которые следует сопоставлять с национальными экономическими интересами.

22 августа 2012 года Россия официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации (ВТО).

Это впоследствии стало влиять на решения Правительства России по мерам тарифного и нетарифного регулирования в национальной экономике[33].

В сфере валютно-финансовых отношений в целях сотрудничества создан Международный валютный фонд (МВФ). Он функционирует на постоянной основе и обеспечивает «механизм консультаций и взаимодействия для решений международных валютных проблем», временно предоставляя общие ресурсы заинтересованным странам при соблюдении адекватных гарантий. Определена роль МВФ и как координатора международных кредитов и гаранта платежеспособности стран-участниц.

Основой мировой валютной системы являются «плавающие» курсы и многовалютный стандарт. В случае нужды для остановки валютно-финансового кризиса МВФ может принять обязательство по проведению интервенций на валютных рынках.

Важное направление его деятельности состоит в улучшении валютно-кредитной статистики и выработке стандартов, позволяющих производить сопоставления по странам.

Членство в МВФ является обязательным условием вступления в группу Всемирного банка, куда входят Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций и международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Кредитно-инвестиционная деятельность МВФ направлена на стимулирование долгосрочного роста международной торговли и поддержание сбалансированности платежных обязательств[34].

Международные финансовые организации ставят весьма жесткие условия при выделении средств и строго следят за их соблюдением. Случается, что реальная помощь оказывается намного меньше декларируемой.

В целом можно утверждать, что кредиты предоставляются до тех пор, пока кредиторы находят это выгодным.

Следовательно, во взаимоотношениях с финансовыми организациями важными остаются задачи следования национальным приоритетам, в том числе достижению экономической выгоды от привлечения их капитала в национальную экономику и финансовой стабильности в международной платежеспособности.

Разнообразие политических и хозяйственных ситуаций, связанных с кредитованием и инвестиционной деятельностью в мире определило формирование правил обслуживания долга, в том числе принуждения должников к выполнению взятых обязательств.

Организационно взаимоотношения соединили коммерческие банки и организации в Лондонский клуб, а государства-заимодавцы — в Парижский клуб, в который в качестве кредитора входит и Россия.

Соглашения с клубами основываются на принципах учета экономических интересов, при сохранении основного требования — расчета по долгам. В основу таких отношений положена идея реструктуризации — пролонгации сроков платежей с предоставлением льготного периода, в течение которого выплачиваются только просроченные проценты.

Идея реструктуризации реализовывается через анализ фактической ситуации в стране или возможностей принятия решений о снятии части задолженности на определенных условиях[35].

Между договоренностями с клубами и кредитной линией МВФ существует тесная, хотя и неформальная связь. Она проявляется в том, что задолженность может либо изыматься в соответствии со строгими условиями первого кредитного соглашения, либо возможны определенные послабления.

Пути развития отдельного государства как хозяйствующего субъекта весьма сложны и неоднозначны. Поэтому предсказывать предстоящие события, особенно те, что грозят негативными последствиями для национальной экономики, с высокой точностью достаточно.

В мирохозяйственных связях экономические отношения приобретают характер партнерства на мировом рынке с присущими им ситуационными характеристиками неопределенности позитивных и неблагоприятных результатов обеспечения национальных интересов.

Наличие большого и разнообразного внутреннего рынка и высокий экономический потенциал являются важнейшим национальным достоянием нашей любой страны. Его сохранение имеет важнейшее значение для обеспечения неизменного развития национальной экономики[36].

Таким образом, провозглашая согласие с принципами свободной торговли и вступая в международные экономические организации, государство получает возможность активно отстаивать национальные интересы по общим правилам мирового рынка.

Тогда задачами устойчивого развития национальной экономики становятся разработка стратегических положений экономической политики и тактические установки государственного урегулирования по осуществлению национальной доктрины — повышения благосостояния жизни населения страны.

Международные экономические организации играют важную роль в процессах содействия развитию, предоставляя соответствующую техническую, финансовую и иную помощь развивающимся странам.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы: 1 2 3