1.3 Экономические санкции как источник кризиса
Современные тенденции внешнеторговой деятельности России обусловлены рядом внешних и внутренних факторов. Безусловно, международная торговля зависит от темпов экономического развития и внешней политики стран. Поэтому, существенное влияние на глубину и скорость назревающего в 2014 году спада российской экономики и дальнейшего кризиса, оказало не только резкое падение цен на нефть, ослабление национальной валюты, но и введение рядом стран торгово-экономических санкций в связи с внешней политикой России.
Последующие ответные меры со стороны РФ, девальвация рубля, сжатие капиталовложений, секторальные ограничения, усилили рецессию в 2015 и 2016 годах. В 2017 году, благодаря стабилизации курса рубля и повышению цен на нефть, наметились положительные тенденции к росту внешнеторгового оборота. В этой связи необходимо проанализировать динамику внешней торговли России в современных условиях, изменение ее структуры, а также тенденции дальнейшего развития.
Санкции являются односторонними или коллективными действиями против страны, которую считают нарушителем международного права, направленными на то, чтобы заставить это государство соблюдать закон.
В мировой практике санкционные ограничения распространяются, прежде всего, на международную торговлю, финансовые операции, а также перемещение граждан и применяются в качестве инструмента внешней политики для решения международных конфликтов и разногласий. Вместе с тем опыт большинства стран, показывает, что санкции не только контрпродуктивны и не способствуют решению конфликтов, но и оказывают существенное негативное влияние как на страну подвергающуюся санкциям, так и на страны, которые их вводят.
Первый санкционный пакет против России был принят в марте 2014 года по инициативе США, к которым присоединились ЕС, Канада, Австралия, Япония и др. Ограничения коснулись ряда российских компаний, политиков и граждан РФ, причастных, по мнению США, к событиям на Украине. Были заморожены их активы, наложены визовые ограничения, прекращены контакты, что снизило доступ российских банков и компаний к рынку европейского капитала. Ограничения затронули, прежде всего, сырьевую сферу России, авиастроение и оборонный комплекс. Впоследствии было прекращено сотрудничество с российскими организациями и в других сферах (культура, наука, медицина и др.). Все это привело к росту инфляции до 12,9% в 2015 году, уровень ВВП снизился на 3,7%, объемы внешней торговли упали на 33,2% .
До сих пор санкции расширяются, добавляются новые причины для их введения, а списки секторов экономики, учреждений и российских граждан, попадающих под ограничения, увеличиваются. Это позволяет сделать вывод о том, что санкции стали удобным инструментом для стран-инициаторов в продвижении своих интересов на мировом экономическом пространстве и, прежде всего, вытеснении конкурентов с мирового рынка.
В качестве ответных, контрсанкционных мер в августе 2014 года Россия ввела эмбарго на некоторые продовольственные товары из стран – инициаторов санкций. Безусловно, это оказало влияние на обе стороны и снизило внешнеторговый оборот. В июне 2018 года был принят федеральный закон №127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств». Также в настоящее время Министерством финансов и Правительством РФ разрабатывается план мероприятий по снижению влияния иностранных санкций на российскую экономику, состоящий из пяти блоков, затрагивающих различные финансово-экономические аспекты. В частности, в блоке внешнеэкономических расчетов, планируется снижение использования доллара во внешнеторговых сделках в пользу расчетов «преимущественно в национальных валютах». «Антимонопольный» блок призван ограничить «недобросовестную конкуренцию со стороны иностранных государств» и включает в себя возможность ограничений импорта (в соответствии с уже принятым Госдумой законом №127-ФЗ). В этом направлении также уже повышены пошлины на ряд товаров из США. Ограничение импорта Минфин предлагает расширить за счет запрета закупки отдельных иностранных товаров государством и госкомпаниями.
Вместе с тем, санкционное давление, в частности ограничение экспортно-импортных операций, дало новый стимул внутреннему производству и реализации давних планов по развитию импортозамещения в продовольственной сфере, оборонном, топливно-энергетическом комплексе, машиностроении и др..
Во внешней торговле России за последние 5 лет произошли ощутимые изменения. В период экономического спада 2014-2016 годов произошло существенное падение внешнеторгового оборота. Объем экспорта в этот период резко сократился по причине снижения поставок в ЕС и СНГ на фоне падения цен на нефть и дестабилизации геополитических отношений. Месячные приросты достигали — 15-20% в годовом счете, а в декабре 2014 – январе 2015 года они и вовсе достигли -25-30%, в это время нефть осваивала ценовые рубежи, пробив важную отметку в 50 дол./барр. Из-за снижения реальных доходов населения и девальвации рубля сократился потребительский импорт, из-за спада экономической активности – импорт оборудования. Падение товарооборота замедлилось в конце 2016 года и наметились положительные тенденции. В 2017 году внешнеторговый оборот составил 584 млрд. долл. США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 25%. Рост цен на нефть и металлы в 2017 году увеличил доходы от экспорта товаров при стабильном физическом объеме и составил 357 млрд. долл. США (рост на 25% по сравнению с 2016 годом). Импорт также существенно вырос по широкому кругу позиций и составил 227 млрд. долларов (рост на 24% по сравнению с 2016 годом). В итоге сальдо торгового баланса в 2017 году составило 130 млрд. долл. США, что на 27 млрд. долл. США больше, чем в 2016 году(рис.3).
По данным Федеральной таможенной службы РФ в первом полугодии 2018 года внешнеторговый оборот России составил 330,6 млрд. долл. США, что на 21,6% больше соответствующего периода 2017 года. Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 98,0 млрд. долл. США, что на 31,0 млрд. долл. США больше чем в январе-июне 2017 года. Экспорт России за 6 месяцев 2018 года составил 214,3 млрд. долл. США и по сравнению с первым полугодием 2017 года увеличился на 26,5%.
Рисунок 3. Динамика внешней торговли России в 2013-2017гг.
(млрд. долларов США)
Анализ динамики внешней торговли России показывает, что наиболее глубокий спад был в 2016 году. Вместе с тем следует отметить, что прохождение рецессии в этот период облегчили накопленные финансовые резервы и успешное антикризисное управление. В 2017 году началось оживление внутренней экономической активности.
Высокие темпы роста экспорта в 2017 году связаны с ростом цен на углеводороды, т.к. цена нефти марки Urals повысилась почти на 30% по сравнению с предыдущим годом. На рост темпов импорта оказало влияние укрепление рубля и адаптация бизнеса к уровню спроса в стране в различных сферах.
В страновой структуре внешней торговли России за последние годы произошел заметный сдвиг от ЕС и СНГ к АТЭС (в основном за счет растущего товарооборота с Китаем).
Политико-экономическая ситуация привела к резкому падению товарооборота с Украиной, Польшей, Великобританией, Италией, Финляндией и др. в 2014-2016 годах. Вместе с тем, доля Китая, Беларуси, Республики Корея, США, Индии в товарообороте Российской Федерации выросла. В 2017 году темпы происходящих процессов снизились при сохранении общих тенденций. И в первом полугодии 2018 года основными торговыми партнерами России среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 50,0 млрд. долл. США (130,2% к январю-июню 2017 года), Германия – 29,2 млрд. долл. США (125,3%), Нидерланды – 22,8 млрд. долл. США (110,9%), Турция – 13,3 млрд. долл. США (137,0%), Италия – 12,5 млрд. долл. США (111,3%), Соединенные Штаты – 11,8 млрд. долл. США (111,3%), Республика Корея – 10,5 млрд. долл. США (107,6%), Польша – 10,4 млрд. долл. США (136,7%), Япония – 10,1 млрд. долл. США (120,0%), , Франция – 8,7 млрд. долл. CША (120,8%).
Вместе с тем, среди групп стран Европейский союз остается крупнейшим экономическим партнером России. На его долю в общем объеме товарооборота РФ в 2017 году приходилось 42% (что на 8% меньше, чем в докризисном 2013 году), на страны АТЭС – 31% (увеличился на 6%), на участников СНГ – 12% (снизился на 1%), в том числе на страны ЕАЭС – 9% (увеличился на 1,5%), на страны ОПЕК – 3%, на страны БРИКС – 18%, АТР – 32%. В начале 2018 года эта тенденция сохранилась, хотя темпы несколько уменьшились. Азиатско-Тихоокеанский регион становится все более приоритетным направлением сотрудничества для России (рис.4).
Рисунок 4. Динамика товарооборота РФ с основными торговыми
партнерами в 2013-2017 гг. (%)
Что касается товарной структуры внешнеторгового оборота, то в целом, существенных изменений не произошло. В 2017 году основную долю в стоимостном объеме экспорта России занимали топливно-энергетические товары – 59% (в 2016 г. – 58%), из них нефть сырая – 38% (37%), нефтепродукты – 24% (23%), природный газ – 14,5% (16%) и каменный уголь – 6% (4,5%). Стоимостной объем экспорта России товаров ТЭК в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 27% и составил 211 млрд. долларов США. Вместе с тем, физические объемы экспорта нефти сырой и нефтепродуктов по сравнению с предыдущим годом сократились на 1% и 5% соответственно. Среди стран-партнеров наибольшее снижение физических объемов экспорта нефтепродуктов и нефти сырой зафиксировано в отношении следующих стран: Нидерланды (-8 млн. тонн), США (-4 млн. тонн), Латвия (-3 млн. тонн) и Италия (-3 млн. тонн). При этом зарегистрирован рост со стороны Китая (+4 млн. тонн), Дании (+ 3 млн. тонн), Сингапура (+2 млн. тонн) и Индии (+3 млн. тонн). Беларусь и Турция сократили закупки нефти сырой (-0,5 млн. тонн и -0,8 млн. тонн), но одновременно увеличили импорт российских нефтепродуктов (+1,5 млн. тонн и +1,5 млн. тонн). Экспорт природного газа в 2017 году увеличился практически во все основные страны-партнеры, исключение составили Великобритания, сократившая закупки российского газа на 1 млрд м3, и Венгрия – на 0,7 млрд м3.
Увеличение стоимостного объема экспорта топливно-энергетических товаров достигнуто за счет роста цен на основные товары ТЭК в среднем на 24%. В 2017 году несырьевой неэнергетический экспорт по сравнению с 2016 годом увеличился по стоимости на 22,5% до 133,7 млрд. долларов США, а по физическому объему – на 9,8%. Доля экспорта несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта России в 2017 году составила по стоимости 37,5%, тогда как в 2016 году она составляла 38,3%, по физическому объему доля этих товаров по сравнению с уровнем 2016 года немного увеличилась и составила 22,4% .
В 2017 году, при увеличении (по сравнению с аналогичным периодом 2016 года) как стоимостных, так и физических объемов несырьевого неэнергетического экспорта, существенных изменений его товарной структуры не произошло. Структурные изменения составляли не более 1-2%.
Основными товарами несырьевого неэнергетического экспорта России традиционно являлись:
— металлы и изделия из них (полуфабрикаты и прокат плоский из железа и нелегированной стали, алюминий необработанный);
— машины, оборудование и транспортные средства (двигатели турбореактивные, тепловыделяющие элементы (ТВЭЛЫ), части к оборудованию для атомной энергетики);
— химическая продукция (минеральные и органические удобрения);
— продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (пшеница и меслин). Совокупный удельный вес этих товаров в стоимостном объеме несырьевого неэнергетического экспорта России в 2017 году составил 80,9%.
Анализ динамики внешней торговли показывает, что несмотря на серьезный спад экономики в 2014-2016 годах на фоне неблагоприятной политико-экономической обстановки, к 2017 году началось оживление внутренней экономической активности и, как следствие, увеличение внешнеторгового оборота. Рост импорта говорит об адаптации бизнеса к уровню спроса в стране в различных сферах при данном курсе рубля и цене на нефть около 50 долл./барр. Рост цен на нефть и металлы увеличил доходы от экспорта товаров при стабильном физическом объеме.
В результате постоянного наращивания санкционного давления со стороны европейских государств, в страновой структуре внешней торговли России произошли заметные сдвиги. Приоритетными торговыми партнерами становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона (ведущее место здесь занимает Китай), доля которых в совокупном российском экспорте растет на фоне снижения долей ЕС и СНГ.
Вместе с тем, следует отметить, что Россия обладает большим потенциалом для создания сильной экономики, т.к. даже те потрясения, которые обрушились на нее в 2014 году, показали достаточную устойчивость и высокие адаптационные возможности. Безусловно, большую роль здесь сыграли накопленные финансовые резервы и последовательная антикризисная политика.
В целом, санкционные ограничения не вызвали развала экономики России, но негативное влияние достаточно велико. Хотя эксперты отмечают и некоторые положительные эффекты от введенных санкций: реализация программ импортозамещения, оживление внутреннего производства, запуск национальной платежной системы.
На протяжении нескольких лет Президент и Правительство России путем переговоров и призывом к конструктивному диалогу, пытается снизить градус внешнеполитического накала. Благодаря этим усилиям удалось снять часть антироссийских санкций и ответных запретов. Вместе с тем, страны-инициаторы санкций находят все новые и новые причины для расширения уже действующих и введения новых ограничений, что вызывает необходимость принятия мер для защиты национальной экономики.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СНГ
2.1 Содружество независимых государств: цели, функции, тенденции развития
Россия эффективно сотрудничает с многочисленными государствами планеты, первоначально с близкими соседями – государствами СНГ. Страна постоянно устремлялась к выгодным финансовым взаимоотношениям с республиками прежнего СССР. Данная совместная работа дает возможность разрешать многочисленные задачи выгодно для всех сторон. Совместная работа в сфере экономики играет главное роль во взаимоотношениях между государствами Содружества.
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели стран Содружества Независимых Государств в 2018 году
С целью осуществлении данной базисной конструкции Страна старается к наращиванию размеров обоюдного денежных отношений, развитию порядка вольной торговли и эффективной организации взаиморасчетов, формированию производственно — научно — технических и кооперационных взаимоотношений в базе формирования финансово — промышленных компаний и общих компаний, выгодных для всех, роли в приватизации производственных предметов, закрытию задолженности в материальной форме.
Одним с неизменных партнеров нашего государства является Государство Белоруссия, продуктивное совместная работа с которой идет в разных областях. Данное Общая энергетическая концепция РФ и Белоруссии, построение белорусского места газопровода Ямал — Западная Европа, общая русско-белорусская схема формирования авто индустрии «Развитие дизельного автомобилестроения». Коммерческий обращение меж нашими государствами беспрерывно увеличивается. Кроме того через территорию Белоруссии идут главные трассы, объединяющие Российскую Федерацию с государствами Европы. При данном часть внешнеторгового оборота РФ с государствами СНГ существенно уступает государствам далекого зарубежья, и, первоначально лишь государствам Европы. Достаточно узкие контакты меж ареалами государств допускается анализировать в свойстве 1 — го с приборов долговременной политические деятели РФ в данном месте. В данной взаимосвязи необходимо сложно увеличивать пределы допуска в рынки продуктов, услуг и капиталов, однако и содействовать формированию новых ниш с целью взаимодействия с остальными странами. Один из красочных образцов финансовой интеграции представляется Таможенный Союз РФ, Казахстана и Белоруссии. Также имеются и некоторые проблемы в отношениях РФ с государствами СНГ. Основным образом, присутствие непогашенных долговых обещаний из — за поставляемые Российской Федерацией энергоносителей. До реального времени работа СНГ считалась мало успешной, и в следствии этого никак не давала нужных итогов. Данное сопряжено, первоначально лишь, с для того, что же государства СНГ вплоть до этих времен никак не сформировали общей финансовой стратегии — каждому из них доводится лично разрешать задачи выхода на всемирный рынок и подбора партнеров в всемирном обществе.
Традиционно доверительное партнерство России и Казахстана, как в политической, так и в экономической сфере, опирается на общий историко-географический базис, а также схожие внешнеполитические цели и интересы. На сегодняшний день страны являются важнейшими экономическими партнерами и союзниками во внешнеэкономической деятельности друг друга. Вопреки сложившейся традиции активного делового партнерства торговые отношения России с Казахстаном на сегодняшний день находятся на спаде: объем товарооборота двух стран снизился более чем на 16 % по результатам на 2016 год. Министерству экономического развития РФ непозволительно пускать данную негативную тенденцию на самотек, так как решение ряда проблем в экономической сфере сотрудничества на ранней стадии поможет избежать «потерю» Казахстана, а также его полное переориентирование на рынки КНР и Евросоюза.
Во-первых, Казахстан наряду с Россией играет лидирующую роль в ЕАЭС, а развитие евразийской интеграции во многом зависит от энтузиазма казахстанской стороны. Россия в свою очередь заинтересована в развитии евразийского вектора внешнеторговой деятельности прежде всего по политическим причинам. Игнорируя проблемы торгового сотрудничества с РК и не используя экономический потенциал зоны свободной торговли в полной мере, Россия рискует потерять Казахстан как локомотив строительства надежного евразийского тыла. Во-вторых, стратегическое партнерство с Казахстаном служит гарантом соблюдения интересов России в процессе осуществления Китаем своего масштабного интеграционного экономического проекта «Один пояс – один путь», важной частью которого предполагается стать Казахстану. В-третьих, США, как главный политический оппонент России, также планирует ударить по российским позициям в сфере своего традиционного влияния – СНГ, путем осуществления проекта Транстихоокеанского партнерства, а также сотрудничества с Центральноазиатским государствами в формате С5+1. Уровень лояльности и экономической зависимости казахстанской стороны от России в данной ситуации сыграет немаловажную роль. Достижение перечисленных выгод от сотрудничества представляется невозможным в условиях снижения внимания к проблеме экономического взаимодействия с Республикой Казахстан. Ситуацию усугубляют асимметричность партнерства, сырьевой характер взаимной торговли, а также уязвимость к колебаниям валютных курсов.
Ощутимый спад в товарообороте между Россией и Казахстаном последних лет стал показателем недостаточного внимания правительств стран к данному вопросу, и как результат — стагнации в интеграционном процессе на евразийском пространстве. К концу 2016 года казахстанский экспорт в Россию составил 3,5 млрд долларов (на 23 % ниже, чем годом ранее), а импорт из России – 9 млрд долларов (снижение на 13,3 % с 2015 года). Такая тенденция объясняется не только общим экономическим спадом экономик двух стран, но и рядом других причин. При первом же взгляде на приведенную статистику бросается в глаза явная асимметричность торговых отношений двух государств, которые претендуют на стратегическое партнерство. Импорт российских товаров в Казахстан намного превышает объем экспорта казахстанских товаров в Россию. РФ занимает первое место в списке казахстанских импортеров с долей в 36 % всех поставок в страну, а среди экспортеров она уступает Италии и КНР, располагаясь на третьем месте с 9,5 % от структуры экспорта. Такая статистика объясняется тем, что обе страны – и Казахстан, и Россия занимаются экспортом углеводородного сырья на мировые рынки. Однако Казахстан, в отличии от РФ, все еще не может предоставить ей для экспорта какие-либо продукты обрабатывающей промышленности, тогда как Россия уже занимается поставками в РК продукции машиностроения, металлообработки, химической промышленности, продовольствия[14].
Более того, удельный вес импорта из России в общем объеме российско-казахстанского товарооборота вырос после падения рубля по отношению к доллару и евро за счет того, что покупать товар в РФ стало для казахстанцев элементарно дешевле. Обратное справедливо и для экспорта из Казахстана: казахстанские продавцы теперь могут получить больше, продав товар за евро, следовательно, экспорт в Россию склонен снижаться. Все это является результатом влияния монетарных факторов. Зависимой от мировой конъюнктуры торговлю России и Казахстана также делает доминирование в экономике сырьевого сектора, который к тому же ориентирован по большей части на рынки третьих стран. Резкое падение цен на энергоресурсы больно ударило по экономикам двух стран, в том числе сказалось на резком снижении объемов межгосударственной торговли. В обеих странах снизились покупательная способность населения и инвестиционные возможности предприятий, что и привело к уменьшению спроса. Даже в ситуации, когда физические объемы товарооборота снижаются незначительно, стоимостные показатели торговли стремительно падают [30].
К тому же отрицательная тенденция является логическим продолжением резкого скачка товарооборота и торговли в первые годы после создания Таможенного союза и снятия таможенных барьеров в 2011 году. Первые несколько лет после создания ТС российско-казахстанская торговля очень бурно росла, так как после ликвидации таможенных барьеров предприниматели смогли осуществлять поставки непосредственно на рынки друг друга без каких-либо препятствий. На сегодняшний день под влиянием внешних факторов, а также в условиях обострения структурных и институциональных проблем в экономиках двух стран, эффект от снятия барьеров перестал работать.
Ко всему прочему сдерживающим фактором развития торгово-экономического сотрудничества является неконкурентоспособность производимых готовых изделий по сравнению с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья, ввиду недостаточной наукоёмкости и инновационности производств стран. Это говорит о том, что Россия на данный момент, в силу технологического отставания, не может дать столь необходимый импульс к инновационному развитию экономического партнерства, в условиях растущего спроса на качественные инвестиционные и потребительские товары.
Прочные экономические связи между экономиками Казахстана и России были заложены в советский период и сохранены после распада союза во многом благодаря инициативам обеих заинтересованных стран. Огромную роль в этом процессе на протяжении боле чем 25-летнего периода независимости новых государств играло межрегиональное и межтерриториальное сотрудничество. Связь между казахстанскими и российскими регионами было бы глупо не использовать с выгодой для обеих экономик: огромная протяженность общей границы, с налаженными тесными транспортно-логистическими связями на всей своей протяженности, располагает к максимально тесному взаимодействию между субъектами двух стран. На сегодняшний день потенциал межрегионального взаимодействия не используется в полной мере, ввиду того, что руководство стран недостаточно уделяет внимания институционализации и упорядочиванию данного рода связей. В настоящее время взаимодействие регионов России и Казахстана регулируется межправительственной комиссией по сотрудничеству между РФ и РК, частота заседаний и результаты работы которой оставляют желать лучшего. Между регионами за все время сотрудничества было заключено около 300 соглашений, при том что на данный момент в межрегиональном партнёрстве задействовано больше половины всех областей Казахстана и более 80 регионов России. Развитие сотрудничества между регионами как способ стимуляции экономического сотрудничества РК и РФ постепенно заходит в тупик также благодаря традиционно промышленно-сырьевой направленности взаимодействия: основными его векторами являются топливно-энергетический комплекс, промышленность, атомная энергетика, транспорт, сельское хозяйство.
Отношения приграничных районов Казахстана и России развиваются по традиционной модели приграничного сотрудничества. Это означает, что большая часть экономических связей ограничивается извлечением выгоды от обслуживания внешнеэкономических связей и приграничной торговли. Субъекты стран зарабатывают за счет разницы цен на товары и услуги в РК и РФ, а экономический эффект ограничивается лишь расширением рынка сбыта для одних и получением более дешевых товаров для других потребителей. Такая примитивная модель приграничного сотрудничества не соответствует огромному потенциалу имеющихся возможностей экономического сотрудничества. Более развитые модели приграничного сотрудничества (преференциальная и партнерская) могут стать применимыми для России и Казахстана в случае ослабления централизации обеих государств, через предоставление прав и компетенций региональным властям в осуществлении приграничных связей. Предоставление преференций приграничным регионам, создание свободных экономических зон, зон экспортного производства, территориальных региональных объединений, усиление государственного субсидирования межрегиональных партнерских проектов и инициатив могут положительно сказаться на качественном росте эффективности сотрудничества субъектов Казахстана и России.
Еще один недостаток существующей политики в отношении регулирования межрегионального сотрудничества – полное игнорирование властями разницы в налогообложении бизнеса по обе стороны границы. В силу того, что Россия устанавливает налог на предпринимательскую деятельность без учета казахстанских показателей, то есть на порядок выше, отечественный приграничный бизнес имеет тенденцию перетекать в Казахстан, где ему легче переносить налоговое бремя. На сегодняшний лень больше всего от данного явления страдает бюджет Оренбургской области.
Более того, повышенного внимания заслуживает рассмотрение военно-политического фактора в экономическом сотрудничестве. Казахстан как основной стратегический партнер России должен постоянно находиться под пристальным вниманием российских стратегов, а попустительское отношение не только к торговым отношениям с казахстанской стороной, но и к его шагам на международной арене может дорого стоить России в последствии. Более всего это актуально в контексте использования экономического интеграционного объединения с участием РК в качестве противовеса китайской инициативе Великого Шелкового Пути. На Астанинском экономическом форуме 31 мая 2016 года Казахстан продемонстрировал повышенное внимание к китайской интеграционной инициативе Экономического пояса Шелкового пути, когда отказался от предложения Москвы договариваться с Пекином от имени всего ЕАЭС и пошел навстречу китайской стороне исключительно в двустороннем формате. Учрежденный в 2015 году Казахстаном совместно с Китаем, Турцией, Азербайджаном и Грузией консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход российской территории стал для России показательным сигналом к тому, что пора активизироваться.
Огромный потенциал, исторически и географически заложенный во взаимодействии двух близких партнеров – Казахстана и России, может быть реализован только лишь при условии признания существующих недочетов в политике, и как следствие, принятия скоординированных и научно-обоснованных мер, нацеленных на решение этих проблем. Однако стоит признать, что даже в условиях полного игнорирования данной проблематики, нельзя ожидать резко негативного развития событий. Так, недостаток соответствующих государственных структур в различных отраслях народного хозяйства, неблагоприятные условия для взаимных инвестиций и создания совместных предприятий, неразвитость информационного партнерства, недостаточная технологичность транспортной инфраструктуры могут привести к углублению структурных проблем бюрократизированности и излишней усложненности процессов экономического взаимодействия. Более того, недостаточное внимание к стимуляции пограничного сотрудничества приведет к усугублению зависимости экономик двух стран от конъюнктуры мирового рынка, поставит их производства под угрозу спада при малейших колебаниях на рынках Китая и Европы. Категорическое игнорирование координирования усилий субъектов в сфере развития информационных технологий и высокотехнологичных производств рано или поздно заведет кооперацию между регионами России и Казахстана в тупик. Более того, отсутствие контроля над монетарным фактором российско-казахстанской торговли приведет к невыгодным для России действиям казахстанских властей, которые вслед за возможным понижением курсом рубля и притоком российских товаров на казахстанский рынок будут вынуждены вводить запреты н и квоты на определенные российские товары, чтобы защитить местных производителей. Негативно на отношения между РК и РФ может сказаться также и окончательное превращение Казахстана в сырьевой придаток России. Это непременно произойдет, если структура взаимной торговли не будет изменена в сторону обмена товарами с высокой добавленной стоимость, а также в сотрудничестве не будет сделан четкий акцент на сферу высоких технологий и ее развитие общими усилиями.
В противоположном случае, если Министерство экономического развития РФ вместе со своими казахстанскими коллегами обратят пристальное внимание на описанные выше проблемы, две страны ожидает новая волна роста объемов взаимной торговли, вероятно ещё больше чем после снятия таможенных ограничений в 2011 году. Качественно новые возможности откроются представителям предпринимательства в приграничных районах и областях стран вместе с упрощением схемы ведения торговли с казахстанскими поставщиками или покупателями, отказом от необходимости согласовывать каждое ситуационное решение с властями. Это даст мощный толчок денежному обороту на региональном уровне. Позитивно скажется на динамике товарооборота рост цен на нефть и повышение покупательской способности граждан обеих стран, что однако не должно склонять РФ и РК обратно к превалированию торговли энергоресурсами. Создание новых инструментов и платформ, способствующих развитию межрегионального сотрудничества видится самым простым способом ускорить развитие пограничных отношений без необходимости коренных структурных изменений на федеральном уровне. Примером такой платформы может служить Форум межрегионального сотрудничества Россия Казахстан, который в будущем будет приобретать все больший масштаб. Возможно также создание новых инструментов на уровне общественности и бизнеса, например, общественно-экспертное представительство, которое сможет изучать и формировать актуальную повестку и доносить ее непосредственно о бенефициаров, а не только до государственных чиновников.
Таким образом, огромный потенциал двустороннего экономического сотрудничества в полной мере может реализоваться только в условиях повышенного внимания органов власти обеих стран к существующим проблемам. Скоординированные действия экономических министерств РК и РФ, а также представителей бизнеса с обеих сторон помогут точечно и с учетом научных исследований воздействовать на нынешнюю ситуацию и принести огромные выгоды гражданам России и Казахстана.
Дальнейшее будущее СНГ будет решаться, в первую очередь, внутри стран Содружества и зависеть от силы институтов гражданского общества, среднего класса и от приверженности общества в целом к демократическим принципам.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф