ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЯХ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЕЖИ
Развитие политической и социальной активности российской молодежи, профилактики девиантного поведения в молодежной среде являются одними из ключевых вопросов развития российского общества на современном этапе. Участие молодежи в акциях, имеющих выраженный националистический характер, выкладывание в сеть Интернет видеороликов с примерами асоциального поведения, события в Москве на Манежной площади в декабре 2010 года и участие в них учащихся школ, подтолкнули к новому витку дискуссий о необходимости социализации подрастающего поколения в рамках общественных интересов. Перемены, произошедшие в российском обществе, оказавшие влияние на формирование политического сознания и политического поведения молодежи, способствовали трансформации представлений о желаемом «продукте» политической социализации.
На современном этапе желаемым итогом социализации является формирование у российской молодежи гражданской идентичности, принятие ими установок гражданской ответственности, патриотизма, высокой нравственности и духовности. Осознание государственной властью необходимости воспитания молодежи с позиций обеспечения национальных интересов России свидетельствует факт разработки и принятия федеральных программ, направленных на решение этого вопроса. С 2000 года было принято три программы: «Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001–2006 годы», «Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» и последняя «Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Ключевой целью программ заявлено «становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции». Необходимость эффективного выполнения программ и функционирования государственных институтов, осуществляющих мероприятия в соответствие с программами, подтолкнули интерес к проблеме формирования в отечественной школе современной модели политической социализации российской молодежи, ее агентах, механизмах, методах, принципах и подходах [28, с.31].
Государственные социальные институты, как система образования, армия, семья, занимающие основные позиции в социализации молодежи в соответствии с ключевыми принципами патриотического и нравственного воспитания, под влиянием трансформационных процессов утратили свою роль и значение. Сложившая ситуация привела к ротации институтов социализации, при которой ведущие места в этом процессе стали занимать такие институты, как СМИ и молодежные неформальные объединения, ранее не занимавшие ключевых позиций в социализационном процессе. Именно данные институты стали оказывать существенное влияние на формирование мировоззрения российской молодежи, то есть на систему взглядов и обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции. Следствием явилось то, что, в отличие от старшего поколения, у современной российской молодежи произошло кардинальное изменение в ценностях и направлениях жизненных приоритетов. На формирование политической культуры молодежи большое и отрицательное влияние оказывает СМИ. Так, вместо объективной информированности –дезинформация с соответствующими комментариями, заказное дозирование информации в интересах властных структур и мафиозных групп, вместо политической социализации – отчуждение людей от политики, вместо гражданского, политического воспитания молодежи – зомбирование. Дегуманизация, духовное разложение, нагнетания страха [5, с. 35].
Процесс политической социализации, в конечном счете, должен привести к формированию высокой политической культуры молодого человека, способного в полном мере реализовать свои гражданские прав и обязанности.
Для обеспечения стабильности развития государства и его политической системы, молодое поколение должно пройти политическую социализацию на основе базовых политических и социальных приоритетов, норм и ценностей общества и государства. Так, Дж. Дьюи отмечал, что в различных политических системах имеется единодушное отношение к роли и задачам школы: «Все, что общество создало для себя, оно посредством школы предлагает в распоряжение своих будущих членов». На социализацию молодежи влияет формирование политической культуры. На нее оказывает влияние такие факторы, как макросреда (государство, классы, нации, культура) микросреда (институционные общности, неформальные группы, отдельные лица, внутренние, внешние, случайные воздействия) [5, с. 33].
Комплексное воздействие отмеченных факторов определяет стадию политической социализации: первичную и вторичную. Первичная стадия характеризует выработку начального отношения к сфере политики посредством восприятия политической информации через мнения и оценки окружающих, появление первого самостоятельного опыта взаимодействия с властями. Содержание первичной стадии составляет усвоение индивидом выработанных обществом политических ценностей, установок, норм, ориентации; закрепление в структуре индивида стереотипов политической культуры общества. Вторичная стадия связывается с расширением самостоятельного политического опыта, с умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, формировать позиции, способные противостоять давлению коллективного мнения, с участием в специализированных политических объединениях и организациях. Вторичная социализация характеризует становление индивидуальной политической культуры личности, ее способность к самостоятельной выработке политических ценностей, установок, норм, ориентации. Среди великого множества факторов политической социализации особая роль принадлежит социальным, институтам, оказывающим целенаправленное влияние на формирование политического сознания и поведения граждан. Такие институты обозначаются в политологии в качестве институтов политической социализации. К ним относятся семья, школа, церковь, средства массовой информации, общественные объединения и организации, политические партии, государственные органы и учреждения. Политическая социализация представляет собой непрерывный процесс, который начинается в раннем детском возрасте и продолжается всю жизнь человека. Его содержание составляет обретение и утрата индивидом тех или иных политических качеств [8, с. 7].
В процессе политической социализации можно выделить пять типичных этапов, которые различаются между собой особенностями формирования и развития сознания человека, степенью влияния тех или иных факторов его жизни и деятельности, энергетическим потенциалом индивида, степенью воздействия тех или иных социальных институтов.
Первый этап политической социализации приходится на дошкольные годы. В современном обществе ребенок уже в возрасте 3-4 лет приобретает первые сведения о политике. Основным институтом политической социализации на этом этапе, как правило, является семья. В процессе семейного общения ребенок делает первые шага в освоении политической культуры общества. Семьи имеют свои политические традиции (позитивное или негативное отношение к существующему политическому порядку, приверженность к той или иной политической силе или традицию аполитичности), которые передаются ребенку.
Второй этап политической социализации совпадает со школьными годами. Через школу ребенок начинает вовлекаться в государственную систему политического воспитания. Школьное образование в любом обществе призвано выполнять важные политические функции: прививать любовь к государству, его институтам, воспитывать патриотизм. Посредством изучения специальных дисциплин (истории страны, ее конституционных актов и т. п.) целенаправленно формируется определенная система знаний о политике.
Третий этап политической социализации начинается после окончания школы и продолжается лет до 25-30. На этом этапе приоритетное влияние на формирование политического сознания и поведения молодых людей оказывают различные формальные и неформальные молодежные объединения. На тех, кто после окончания школы продолжает учебу, большое влияние оказывают традиции высшего учебного заведения, его профессорско-преподавательский состав, студенческие организации. В высшей школе существенно углубляются и расширяются системные знания о политике. Молодежь более, чем другие возрастные группы, бывает недовольна существующей политической системой, которая, как им кажется, ущемляет их права, ограничивает свободы, препятствует быстрому продвижению по социальной лестнице.
Четвертый этап политической социализации связан с нахождением человеком устойчивого места в жизни. Он определяется с кругом занятий, профессией, постоянной работой, обзаводится семьей. У него остается все меньше и меньше времени для занятия политикой. И если круг деловых и профессиональных интересов человека прямо не связан с политической сферой, а условия жизни его вполне удовлетворяют, то политическая активность индивида падает, а его роль в политической системе чаще всего сводится к роли избирателя. Как правило, в зрелом возрасте политическое поведение человека становится более спокойным и умеренным, а политические взгляды – более стабильны
Пятый этап политической социализации приходится на пожилой возраст. Закончив трудовую деятельность, человек уходит на пенсию, освобождается от массы текущих дел. У него появляется много свободного времени, которое часто, отдается политике. Политические взгляды пожилых людей в большинстве случаев консервативны. Их политическая активность направлена на сохранение традиционного порядка и противодействие всякого рода новациям [5, с. 67].
Политическую культуры молодежи характеризует ее специфические политические интересы и предпочтения.
Под политическими интересами мы понимаем то, что служит источником, побуждением, мотивом политических действий.
Особенностями современной молодежи, определяющими ее сдержанное отношение к любой идеологии и политике в целом, обусловлена мотивация ее политических предпочтений, ее конкретный выбор и электоральные установки [6, с. 64].
Как показывают исследования, наибольшей поддержкой молодежи пользуются те политики и политические партии, которые в наименьшей степени высказывают свою приверженность к той или иной идеологии. При этом современная российская молодежь весьма прагматично оценивает политических лидеров и общественных деятелей, исходя не из абстрактного желания увидеть хорошего политика, а того, кто в наибольшей степени отражает специфические интересы молодежи.
Политическая социализация диалектически связана с политической культурой. На всех фазах и ступенях своего развития политическая культуры выполняет одну из важнейших своих функций – политическую социализацию личности.
Процесс политической социализации можно представить в виде следующей последовательности: политические ценности – самовоспитание, воспитание, формирование – политическая культура личности.
Политическая социализация – это приобщение людей к политике, формирование у них высокого политического сознания и активной политической деятельности по совершенствованию общественно – политической жизни, воспроизводству политических структур. Формирование политической культуры в ходе политической социализации начинается с семьи.
В процессе социализации молодой человек приобретает определенные политические роли. Типы политических ролей:
- Гражданин, не оказывающего влияния на политику;
- Гражданин, состоящей в общественной организации;
- Гражданин, состоящей в политической организации и целенаправленно, по своей воле вовлечен в политическую жизнь;
- Общественный деятель;
- Профессиональный политик и политический лидер [7, с. 13]
Таким образом, на современном этапе желаемым итогом социализации является формирование у российской молодежи гражданской идентичности, принятие ими установок гражданской ответственности, патриотизма, высокой нравственности и духовности. Осознание государственной властью необходимости воспитания молодежи с позиций обеспечения национальных интересов России свидетельствует факт разработки и принятия федеральных программ, направленных на решение этого вопроса. Ключевой целью программ заявлено «становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции».
Политическая социализация диалектически связана с политической культурой. На всех фазах и ступенях своего развития политическая культуры выполняет одну из важнейших своих функций – политическую социализацию личности.
Процесс политической социализации приводит к формированию высокой политической культуры молодого человека, способного в полном мере реализовать свои гражданские прав и обязанности. На социализацию молодежи влияет формирование политической культуры. На нее оказывает влияние множество фактор макросреда и микросреда. Воздействие всех этих факторов делят социализацию на 2 стадии. Особую роль в политической социализации занимают социальные институты. Политическая социализация проходит пять типичных стадий, начиная с дошкольных лет, заканчивая пожилым возрастом, когда человек уходит на пенсию.
Политическую культуры молодежи характеризует ее специфические политические интересы и предпочтения. В процессе социализации молодой человек приобретает определенные политические роли, которым он старается следовать.
