Заявка на расчет
Меню Услуги

Влияние печали воспринимающего субъекта на оценку смешанной экспрессии. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


Раздел 2. Эмпирическое исследование проблемы влияния печали на оценку смешанной экспрессии

2.1. Обоснование гипотезы

Для определения особенности влияния печали на оценку смешанной экспрессии нами было проведено сравнительное исследование, которое включало в себя несколько этапов.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

На первом этапе был разработан общий план исследования, определены предмет, объект и методы исследования.

Объект исследования — оценка лицевой экспрессии.

Предмет исследования — зависимость оценки смешанной экспрессии от эмоционального состояния субъекта с выраженным компонентом печали

Гипотеза: переживание печали способствует приписыванию отрицательных эмоций при перцепции смешанной мимики, не включающей печальное выражение.

Влияние эмоций на социальное познание исследуется уже в течение нескольких десятилетий. Наиболее подтвержденным является эффект «конгруэнтности настроения». В соответствии с этим эффектом, люди лучше воспринимают, запоминают и используют информацию, соответствующую их актуальному состоянию. Различные стороны этого явления изучали Г. Бауэр, А. Айзен, Дж. Форгас [Фидлер, 2001]. Проведено много исследований влияния совпадения эмоций и информации на когнитивные процессы, в частности за запоминание информации.

Эффект конгруэнтности доказан при совпадении состояния испытуемых и распознаваемой мимики. Например, если у испытуемых индуцируется состояние печали, то они точнее распознают печаль в фотографиях лиц с экспрессией печали [см. обзор Овсянникова, 2014]. При этом, данных о влиянии эмоций на оценку мимики, не совпадающей с преобладающим состоянием, не достаточно. В соответствии с логикой теории «конгруэнтности настроения», мы предполагаем, что отрицательные эмоции субъекта перцепции будут способствовать идентификации отрицательных эмоций. В частности, индукция печали приведет к увеличению приписывания эмоций отрицательного спектра. О таком понимании эффекта конгруэнтности писали и авторы цитируемого исследования Schmid и Schmid Mast [приводится по Овсянникова, 2014].

На втором этапе формировались группы испытуемых-участников исследования и реализовывалось экспериментальное исследование.

Наше исследование проводилось в удобное для респондентов время, после получения их согласия на участие в исследовании. Это способствовало установлению доверительного контакта и снятию возможных негативных реакций. Процедура исследования начиналась с ознакомительной беседы, в завершении которой испытуемым гарантировалась тайна ответов.

Исследование проводилось с 10 марта 2016 г. по 10 апреля 2016 г.

На заключительном, третьем этапе обрабатывались результаты исследования, делались итоговые выводы.

2.2. Выборка и методика исследования

В ходе исследования в соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой нам необходимо было индуцировать у испытуемых определенное состояние и предложить для опознания мимические схемы эмоций.

Для этого нами был разработан эксперимент на основе процедуры индукции, который состоял в показе каждому испытуемому цветных фотографий, способствующих формированию нужного эмоционального состояния. Преимущество использования метода индукции заключается в том, что он способен изменить состояние испытуемых в заданном направлении, что для нас является крайне важным.

После просмотра фотографий, испытуемые оценивали свое состояние при помощи следующих шкал: тревога, печаль, радость, раздражение, чувство неприязни, оптимизм, спокойствие, взволнованность, напряжение, расслабление. Оценка осуществлялась при помощи семибалльной шкалы, где 1 означает минимальную выраженность состояния, 7 – максимальную. Эти шкалы предназначены для измерения базовых эмоций: тревога (страх), печаль, радость, раздражение (гнев), чувство неприязни (отвращение). Также шкалы помогают измерить степень активации (возбуждения) человека: спокойствие, расслабленность и напряжение. В. Вундт развивал модель эмоций которая включает в себя не только шкалу положительных-отрицательных эмоций, но и активацию («возбуждение — успокоение» и «напряжение — разрядка»). Поэтому в исследование были включены шкалы, фиксирующие степень активации испытуемых.

Фотографии, которые предъявлялись испытуемым, соответствовали стандартизированным экспрессиям, описанным П. Экманом и У. Фризеном. Соответствие системе FACS обеспечивает достоверность изображения основных эмоций. Все эмоциональные выражения одного уровня эмоциональной интенсивности, натурщиками выступают представители европейской расы.

Нами брались исходные фотографии с выражением удивления и страха и соединялись в программе Фотошоп. Верхняя часть лица соответствует мимике страха, а нижняя – мимике удивления. Таким образом, мы создавали фотографию, с выражением смешанной экспрессии. Всего было использовано шесть фотографий трех мужчин и трех женщин.

В ходе эксперимента мы предложили для опознания эмоции, в которых смешивали отрицательную эмоцию (страх) и нейтральную эмоцию (удивление). Эти эмоции не совпадают с эмоцией, которую мы индуцировали (печаль). Влияние эмоционального состояния совпадающего с опознаваемой мимикой было изучено в психологии.

Испытуемые оценивали эмоциональную экспрессию при помощи шкал: печаль, удивление, страх, гнев, недоумение, радость, тревога, отвращение. Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «В какой степени человек на фото испытывает следующие эмоции (если человек не испытывает какую-либо эмоцию, то обведите 0%; если испытывает, то обведите цифру соответствующую ее силе)». Максимум по каждой шкале: 100%. Для измерения эмоций, которые действительно выражал человек на фотографии, использовались 4 шкалы: удивление, недоумение, страх, тревога.

Оценка личностных качеств осуществлялась при помощи шкал, содержащих описание личностных черт: сознательной, дружелюбный, двойственный, умный, противоречивый, тревожный, предсказуемый, заслуживающий доверие, общительный, опасный. Инструкция: «Оцените качества, которые присущи человеку, изображенному на фотографии, по семибалльной шкале, где 1 – означает минимальную выраженность этого качества, 2 – несколько большую и т.д., а 7 – максимальную».

Для реализации эксперимента нами была разработана следующая процедура.

Процедура для экспериментальной группы проводилась следующим образом.

1. Индивидуальная работа с каждым испытуемым. Показ фотографий испытуемому и запись его ассоциаций.

Испытуемый с экспериментатором находились в изолированном помещении, где на экране ноутбука ему показывались цветные фотографии с печальным сюжетом. После просмотра каждой фотографии испытуемый давал ассоциации. Показ фотографий сопровождался грустной музыкой, чтобы усилить воздействие на эмоциональное состояние испытуемого.

2. Оценка испытуемым своего эмоционального состояния на основе шкал.

3. Оценка испытуемым эмоций людей. Также на этом этапе проводилась оценка испытуемым качеств, присущих человеку на предъявляемой фотографии на основе разработанных шкал.

Процедура для контрольной группы проводилась следующим образом.

1. Показ фотографий испытуемому и запись его ассоциаций.

Испытуемый с экспериментатором находились в изолированном помещении, где на экране ноутбука ему показывались цветные фотографии с изображениями нейтральных предметов. После просмотра каждой фотографии испытуемый давал ассоциации.

2. Оценка испытуемым своего эмоционального состояния на основе шкал.

3. Оценка испытуемым эмоций другого человека. Также на этом этапе проводилась оценка испытуемым качеств, присущих человеку на предъявляемой фотографии.

В работе с испытуемыми нами использовался ноутбук Lenovo IdeaCentre C200.

Полученные в ходе эксперимента данные были статистически обработаны с помощью дисперсионного анализа и проанализированы.

В исследовании принимали участие 60 человек, разделенных на 2 группы. Первая группа (экспериментальная) состояла из 30 испытуемых (14 женщин, 16 мужчин), вторая группа (контрольная) состояла из 30 испытуемых (15 женщин, 15 мужчин). Участники исследования являются сотрудниками ООО «Поли — Групп» и ООО «Аудит Консалт». Возраст испытуемых-26-54 года.

2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования

Сравним эмоциональное состояние испытуемых в двух группах (Таблица 1).

Таблица 1 — Эмоциональное состояние испытуемых

Группа   Тревога Печаль Радость Раздражение Чувство  неприязни
Группа с индицированием печали Среднее 2,0 1,9 2,1 1,5 1,4
Стд.отк. 1,8 1,0 1,3 1,1 0,9
Группа с нейтральным состоянием Среднее 1,5 1,1 3,7 1,0 1
Стд.отк. 1,0 0,5 1,6 0,2 0,8
Группа   Оптимизм Спокойствие Взволнованность Напряжение Расслабление
Группа с индицированием печали Среднее 4,2 3,6 1,9 2,3 1,9
Стд.отк. 1,4 1,5 1,3 1,6 1,1
Группа с нейтральным состоянием Среднее 4,7 3,9 1,6 2,2 2,9
Стд.отк. 1,7 1,8 1,3 1,6 1,5

 

Из таблицы следует, что испытуемые первой группы при сравнении со второй — более печальны, менее радостны и расслаблены. В целом, по данным самоотчёта, преобладающим в их состоянии является спокойствие и оптимизм. Стандартное отклонение по нескольким шкалам немного больше в контрольной группе, что указывает на большую вариабельность степени расслабления и спокойствия в экспериментальной группе.

Для того чтобы оценить степень воздействия процедуры используем критерий Манна-Уитни. Оказалось, что эмоциональное состояние участников эксперимента различается по следующим шкалам:

— печаль (U=231, р<0,0001), причем, выше уровень печали в группе с индуцированием печали;

— радость (U=214,5, р<0,0001), причем, ниже уровень радости в группе с индуцированием печали;

— раздражение (U=314,5, р<0,0001), причем, выше уровень раздражения в группе с индуцированием печали;

— чувство неприязни (U=360, р=0,011), причем, выше уровень неприязни в группе с индуцированием печали;

— расслабление (U=259,5, р=0,003), причем, ниже уровень расслабления в группе с индуцированием печали.

Результаты свидетельствуют о том, что процедура индукции эмоций оказала влияние на состояние испытуемых, они действительно стали чувствовать себя более печально, раздраженно, неприязненно, менее радостно и расслабленно, чем члены контрольной группы.

На рисунке 1 представлены эмоции, которые испытуемые в нейтральном состоянии опознают на фотографиях. Мы видим, что испытуемые приписывают людям со смешанной мимикой в первую очередь недоумение и удивление, затем – тревогу. В наименьшей степени испытуемые «видят» в стимульном материале: радость, печаль и гнев. Можно сказать, что участники исследования в нейтральном состоянии относительно точно опознают действительное преобладание удивления и страха. Но в большей степени склонны замечать проявления удивления, чем страха.

Рисунок 1. Приписывание эмоций лицам со смешанной мимикой в нейтральном состоянии

 

Проверка гипотезы осуществлялась при помощи двухфакторного дисперсионного анализа ANOVA (2х2), где первый фактор принимал два значения (эмоциональное состояние: печаль и нейтральное), второй фактор также принимал два значения (пол: мужской и женский). Количество испытуемых в разных группах представлено в таблице 2.

Таблица 2 — Количество испытуемых в разных группах

состояние печаль 30
  нейтральное 30
пол женский 33
  мужской 27

 

Многомерный дисперсионный анализ показал значимость взаимодействия факторов (F=5,991, р<0.001) и влияние пола (F=4,167, р<0.001). Влияние печали на оценку смешанной экспрессии не значимо (F=1,643, р=0,096).

В результате анализа было обнаружено взаимодействие двух факторов (пол и состояние) для ряда шкал:

— приписывание печали (F=11,605, р=0,001);

— приписывание страха (F=4,78, р=0,033);

— приписывание радости (F=4,858, р=0,032);

— приписывание тревоги (F=4, р=0,05).

Полная таблица средних значений представлена в приложении В. В тексте параграфа поместим средние значения только для тех шкал, которые непосредственно интерпретируются (Таблица 3).

Таблица 3 – Приписываемое эмоциональное состояние в зависимости от собственного состояния и пола испытуемых

Приписываемая эмоция Состояние Пол Среднее Стд. отклонение
Печаль Индуцирование печали Женщины 27,1 32,9
Мужчины 4,4 6,3
Итог 15,0 25,3
Нейтральное состояние Женщины 4,7 11,7
Мужчины 20,0 28,3
Итог 10,3 20,4
Итог Женщины 14,2 25,4
Мужчины 10,7 19,8
Страх Индуцирование печали Женщины 37,1 15,9
Мужчины 21,9 12,8
Итог 29,0 16,0
Нейтральное состояние Женщины 16,8 19,5
Мужчины 21,8 21,8
Итог 18,7 20,1
Итог Женщины 25,5 20,5
Мужчины 21,9 16,7
Радость Индуцирование печали Женщины 9,3 15,4
Мужчины 0,0 0,0
Итог 4,3 11,4
Нейтральное состояние Женщины 0,5 2,3
Мужчины 0,0 0,0
Итог 0,3 1,8
Итог Женщины 4,2 10,9
Мужчины 0,0 0,0
Тревога Индуцирование печали Женщины 50,7 28,4
Мужчины 15,6 15,5
Итог 32,0 28,3
Нейтральное состояние Женщины 33,2 31,1
Мужчины 24,6 19,7
Итог 30,0 27,4
Итог Женщины 40,6 30,8
Мужчины 19,3 17,5

 

Из таблицы следует, что женщины предполагают более высокий уровень переживания всех эмоций у воспринимаемых людей и диапазон их реакций шире, чем у мужчин.

Наглядно взаимодействие факторов при приписывании печали отражено в рисунке 2.

Рисунок 2. Приписывание печали при оценке смешанной мимики в зависимости от пола и эмоционального состояния

 

Таким образом, женщины в условиях индуцирования печали приписывают больший уровень печали лицу со смешанной мимикой и меньший уровень печали, находясь в нейтральном состоянии. Для мужчин обнаруживается противоположная тенденция: они, в результате воздействия эмоциональных фотографий, приписывают человеку на фотографии меньший уровень печали, а, находясь в нейтральном состоянии – больший.

Взаимодействие факторов при приписывании человеку со смешанной мимикой страха представлено на рисунке 3.

Рисунок 3. Приписывание страха при оценке смешанной мимики в зависимости от пола и эмоционального состояния

 

Мы видим, что женщины обнаруживают больший процент страха в наблюдаемом лице при изменении собственного состояния. При нахождении в нейтральном состоянии, они приписывают выражению меньшую степень страха. Оценка страха мужчинами не изменяется в двух условиях.

Взаимодействие факторов при приписывании лицу со смешанной мимикой радости представлено на рисунке 4.

Рисунок 4. Приписывание радости при оценке смешанной мимики в зависимости от пола и эмоционального состояния

 

В более печальном состоянии женщины «видят» в смешанной мимике большую выраженность радости по сравнению с нейтральным состоянием. Оценки выраженности радости у воспринимаемых лиц не изменяются в экспериментальных условиях.

Взаимодействие факторов при приписывании лицу со смешанной мимикой тревоги представлено на рисунке 5.

Рисунок 5. Приписывание тревоги при оценке смешанной мимики в зависимости от пола и эмоционального состояния

 

Из графика следует, что женщины думают, что лицо выражает больший уровень тревоги, когда сами находятся в состоянии печали по сравнению с нейтральным состоянием. Мужчины, наоборот, приписывают больший уровень тревоги воспринимаемому человеку когда находятся в нейтральном состоянии.

Таким образом, мы выявили, что женщины приписывают больший уровень страха, тревоги, радости и печали, находясь в ситуации индуцирования печали по сравнению с нейтральным условием. Мужчины под воздействием эмоциональных стимулов приписывают или меньший, или такой же уровень выраженности эмоций на лице другого человека.

Таким образом, мы может констатировать частичное подтверждение гипотезы.

Итак, женщины в экспериментальной группе предполагают выражение другим человеком и положительных эмоций и отрицательных. Если бы знак приписываемых эмоций совпал со знаком переживаемого состояния, можно было бы рассматривать результат как подтверждение эффекта конгруэнтности, в соответствии с которым мы и сформулировали гипотезу.  Но, в данном случае, это не так. Значит, на опознание мимики другого человека оказывает влияние не знак (или не только знак) состояния воспринимающего лица. Мы предполагаем, что полученный результат зависит от роста сензитивности женщин. В работе Люсина и Овсянниковой показано, что при распознавании эмоций выделяются две стороны: точность и сензитивность [Люсин, Овсянникова, 2013]. Под точностью понимается способность верно определить знак эмоции, выражаемой другим человеком.

Под сензитивностью понимается готовность завышать или занижать силу выраженности эмоций. То есть, при повышении переживания печали и напряжения женщины начинают повышать выраженность всех эмоциональных проявлений у наблюдаемого лица.

Поэтому, можно предположить, что опознание смешанной мимики определяется не только степенью конгруэнтности настроения и стимула, но и степенью активации, ростом сензитивности испытуемых.

У мужчин наблюдается или противоположная реакция, или они не изменяют свои оценки в ситуации индуцирования печали. Поскольку оценки мужчин не однозначны, мы не можем сделать выводы об изменении их сензитивности. Для того чтобы точно утверждать каким образом изменяется приписывание эмоций под воздействием печали, необходимо провести дополнительные исследования.

Также испытуемые оценивали индивидуально-психологические качества людей, изображенных на фотографии. Оказалось, что взаимодействие факторов значимо для оценки приписываемой опасности (F=12,762, р=0,001). Визуализация взаимодействия факторов представлена на рисунке 6.

Рисунок 6. Приписывание опасности при оценке смешанной мимики в зависимости от пола и эмоционального состояния

 

Мы видим, что большую опасность приписывают женщины в печальном состоянии по сравнению с нейтральным, а мужчины – наоборот, ожидают большую опасность в нейтральном состоянии по сравнению с печальным. Визуально рисунок 5 повторяет рисунок 1. Поэтому мы предполагаем, что рост приписывания опасности также подчиняется общей закономерности. Опасность является очень важной характеристикой социальной перцепции, которая опознается в краткие сроки и на самых ранних стадиях восприятия. Поэтому, это качество оказалось чувствительно к влиянию эмоций.

Также дисперсионный анализ позволяет определить влияние на зависимые переменные каждого фактора по отдельности. Влияние факторов учитывается, если их взаимодействие не значимо.

Пол испытуемых оказал влияние на самооценку следующих состояний:

— тревога (F=7,107, р=0,01), причем выше уровень тревоги у женщин;

— взволнованность (F=4,901, р=0,031), причем выше уровень взволнованности у женщин;

— напряжение (F=6,098, р=0,017), причем выше уровень напряжения у женщин.

В заключение параграфа, мы констатируем, что гипотезы подтвердилась частично; обнаружено влияние пола на оценку мимики и атрибуцию черт (опасности). Возможно, такой результат связан с гендерными особенностями эмоциональной сферы. Женщины оказались более взволнованы и напряжены и поэтому приписывали больший уровень положительных и отрицательных эмоций оцениваемым лицам под воздействием эмоциональных слайдов.

2.4. Выводы по второму разделу

1. Переживаемое человеком состояние оказывает влияние на опознание смешанной мимики в зависимости от пола оценивающего. У женщин печально-напряженное состояние способствует увеличению выраженности приписываемых как положительных, так и отрицательных эмоций. То есть происходит рост сензитивности женщин, их готовности переоценивать силу экспрессии у других.

У мужчин динамика настроения не оказывает влияния на приписывание страха и радости. Также мужчины снижают оценки воспринимаемой печали и тревоги в условиях эмоционального воздействия.

2. Печально-напряженное состояние оказывает противоположное воздействие на приписывание опасности человеку со смешанной мимикой: у женщин наблюдается рост приписываемой опасности, у мужчин – снижение.

3. Женщины описывают свое состояние как более тревожное, взволнованное и напряженное по сравнению с мужчинами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последние десятилетия интерес социальных психологов все больше обращается к изучению явлений социальной перцепции. Изучение, какого бы то ни было социального явления в отрыве от эмоциональной составляющей нашей жизни невозможно, поскольку настроение, эмоции постоянно влияют на процесс нашей жизнедеятельности, в том числе и на то, как мы реагируем на разные стимулы. Особенно важно понять влияние эмоций на восприятие людей, поскольку оно всегда происходит на фоне каких-либо состояний.

Для определения особенности влияния печали на оценку смешанной экспрессии нами было проведено экспериментальное исследование. В ходе исследования в соответствии с целью и выдвинутой гипотезой нам необходимо было индуцировать у испытуемых определенное состояние и предложить для опознания мимические схемы эмоций. Процедура индукции осуществлялась с использованием слайдов, а оценка мимики на материале фотографий с элементами удивления и страха. В исследовании принимали участие 60 человек, составивших 2 группы. Результаты свидетельствуют о том, что процедура индукции эмоций оказала влияние на состояние испытуемых, они действительно стали чувствовать себя более печально, раздраженно, неприязненно, менее радостно и расслабленно, чем члены контрольной группы.

Проверка гипотезы осуществлялась при помощи двухфакторного дисперсионного анализа ANOVA (2х2), где первый фактор принимал два значения (эмоциональное состояние: печаль и нейтральное), второй фактор также принимал два значения (пол: мужской и женский).

В результате анализа было обнаружено взаимодействие двух факторов (пол и состояние) для ряда шкал: приписывание печали, страха, радости и тревоги. Мы выявили, что женщины приписывают больший уровень страха, тревоги, радости и печали, находясь в ситуации индуцирования печали по сравнению с нейтральным условием. Мужчины под воздействием эмоциональных стимулов приписывают или меньший, или такой же уровень выраженности эмоций на лице другого человека. Таким образом, мы может констатировать частичное подтверждение гипотезы.

Мы предполагаем, что полученный результат зависит от роста сензитивности женщин, под которой понимается готовность завышать или занижать силу выраженности эмоций. То есть, при повышении переживания печали и напряжения женщины начинают повышать выраженность всех эмоциональных проявлений у наблюдаемого лица. Поэтому, можно предположить, что опознание смешанной мимики определяется не только степенью конгруэнтности настроения и стимула, но и степенью активации, ростом сензитивности испытуемых.

Также испытуемые оценивали индивидуально-психологические качества людей, изображенных на фотографии. Было выяснено, что большую опасность приписывают женщины в печальном состоянии по сравнению с нейтральным, а мужчины – наоборот, ожидают большую опасность в нейтральном состоянии по сравнению с печальным. В целом приписывание эмоций и опасности произошло схожим образом.

По результатам исследования были сделаны выводы.

1. Переживаемое человеком состояние оказывает влияние на опознание смешанной мимики в зависимости от пола оценивающего. У женщин рост печально-напряженного состояния способствует росту приписываемых как положительных, так и отрицательных эмоций. То есть происходит рост сензитивности женщин, их готовности переоценивать силу экспрессии у других.

У мужчин динамика настроения не оказывает влияния на приписывание страха и радости. Также мужчины снижают оценки воспринимаемой печали и тревоги в условиях эмоционального воздействия. Противоречивость оценок мужчин не позволяет сделать однозначный вывод.

2. Печально-напряженное состояние оказывает противоположное воздействие на приписывание опасности человеку со смешанной мимикой: у женщин наблюдается рост приписываемой опасности, у мужчин – снижение.

3. Женщины описывают свое состояние как более тревожное, взволнованное и напряженное по сравнению с мужчинами.

Полученные данные представляют интерес для людей профессионально контактирующих с широким кругом клиентов. Они указывают на межполовые различия в реагировании на смешанную мимику и влиянии печали на восприятие и понимание другого человека.

Перспективы исследования связаны с изучением влияния печали на оценку смешанных эмоций, составленных из других базовых схем. Также важно проверить влияние эмоций положительного спектра на интерпретацию сложных мимических конфигураций.

 

Список используемой литературы

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева / Москва: МГУ, 1997.
  2. Анохин П. К. Методологический анализ узловых проблем условного рефлекса [Электронный ресурс] / П.К. Анохин / В кн.: Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. Москва, 1963.
  3. Барабанщиков В.А. Психологические механизмы восприятия выражений лица [Текст] / В.А. Барабанщиков / Лицо человека как средство общения: Междисциплинарный подход / Отв. ред. В. А. Барабанщиков, А. А. Демидов, Д. А. Дивеев. – М.: Когито-Центр, 2012. С. 13-33.
  4. Барабанщиков В.А. Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по изображению целого и частично открытого лица // Экспериментальная психология. 2008. № 1. С. 62–83.
  5. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалёв / Москва: Издательство Московского университета, 1982. 200 с.
  6. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология. Ключевые идеи [Текст] / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон / СПб.: Питер, 2003.
  7. Вельховер Е., Вершинин Б. Тайные знаки лица [Текст] / Е. Вельховер, Б. Вершинин / Мосвка: Локид-Пресс, 2002.
  8. Воробьёва И.А. Психосемантический анализ переживания тоски [Электронный ресурс] / Дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 Хабаровск, 2006 237 с.
  9. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию [Текст] / Дж. Гибсон / Москва: Просвещение, 1988.
  10. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л.Я. Гозман / Москва: Изд-во МГУ, 1987.
  11. Демидов А. А. Оценка индивидуально-психологических особенностей человека по выражению его лица в различных ситуациях восприятия [Электронный ресурс]: Дис. … канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2009.
  12. Дивеев Д. А. Роль формы лица в восприятии индивидуально-психологических характеристик человека: [Электронный ресурс] / Д.А. Дивеев / Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009.
  13. Дроздова И.И. Кодирование и интерпретация экспрессии эмоциональных состояний субъектами педагогического общения: [Электронный ресурс] / И.И. Дроздова / Дис. … канд. психол. наук: 19.00.05: Ростов н/Д. 2003. 169 c.
  14. Изард К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард / СПб.: Питер, 2006.
  15. Кравченко Ю.Е. Психология эмоций (классические и современные теории и исследования) [Текст] / М.: Форум, 2012.
  16. Кравченко Ю.Е. Факторы интенсивности субъективного качества переживания на примере веселья [Электронный ресурс] / Ю.Е. Кравченко / Журнал Высшей школы экономики, 2013, 10(2), 148–154.
  17. Куликов Л.В. Психология настроения личности [Электронный ресурс] / Л.В. Куликов / Автореф. дис. … докт. психол. наук: 19.00.11. СПб. 1997. 429 с.
  18. Лабунская В. А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен [Текст] / В.А. Лабунская / Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 26–39.
  19. Лабунская В.А., Дроздова Н.И. Социально-психологические детерминанты успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний [Текст] / В.А. Лабунская, Дроздова Н.И. / Лицо человека как средство общения: Междисциплинарный подход / Отв. ред. В. А. Барабанщиков, А. А. Демидов, Д. А. Дивеев. – М.: Когито-Центр, 2012. С. 311-329.
  20. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание [Текст] / В.А. Лабунская / Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.
  21. Латушкина Е.В. Исследование различий между юношами и девушками в интерпретации и опознании эмоций [Электронный ресурс] / Е.В. Латушкина /Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01: Екатеринбург. 2006. 164 c.
  22. Лафренье П. Эмоции детей и подростков [Текст] / П. Лафреньн / СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
  23. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Е.М. Листик / Дис. Канд. Психол. наук: 19.00.13 Москва. 2003. 175 с.
  24. Люсин, Д. В., Овсянникова, В. В. (2013). Измерение способности к распознаванию эмоций с помощью видеотеста [Электронный ресурс] / Д.В. Люсин, В.В. Овсянникова / Психологический журнал, 34(6),С. 82–94
  25. Меграбян А. Диагностика невербального поведения [Текст] / А. Меграбян / Москва, 2001.
  26. Овсянникова В.В. Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций [Электронный ресурс] / В.В. Овсянникова / Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2014. Т. 11. № 1. С. 86–101.
  27. Прихидько А. И. Проблема эмоций в зарубежной социальной психологии / А. И. Прихидько [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2009. – Вып. 1 С. 141-152.
  28. Соколов Е. Н. Вероятностная модель восприятия [Электронный ресурс] / Е.Н. Соколов / Вопросы психологии, 1960, № 2.
  29. Солсо Р.Л. Когнитивная психология [Текст] / Р.Л. Солсо. – М.: Тривола, 1996.
  30. Фидлер К. Переработка социальной информации для суждений и решений [Текст] / К. Фидлер / Перспективы социальной психологии: Пер с англ. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. – С.156-188.
  31. Фирсова И.А., Зорина С.В. Эмоции как фактор физической привлекательности партнера [Электронный ресурс] / И.А. Фирсова, С.В. Зорина / Психология сознания: истоки и перспективы изучения: Материалы XIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского: Сб. науч. трудов Т.2. Вып.2. / Под ред. В.Т. Кудрявцева. – Москва, 2013. С. 130-136.
  32. Фейгенберг И. М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга [Электронный ресурс] / И.М. Фейгенберг / Вопросы психологии, 1963, № 2.
  33. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная / Томск: ЭКО, 1996. – 392 с.
  34. Asch, S. E. Forming impressions of personality [Электронный ресурс] / S. E. Asch // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1946. — Vol. 41, pp. 258-290.
  35. Bower, G. H. Affect and cognition [Электронный ресурс] / G. H. Bower // Philosophical Transactions of the Royal Society. 1983. — 302(B), pp. 387-403.
  36. Bower, G. H. Mood and memory [Электронный ресурс] / G. H. Bower // American Psychologist. 1981. – Vol. 36, 129-148.
  37. Darwin C. The expression of the emotions in man and animals [Электронный ресурс] / С. Darwin /: John Murray, 1872.
  38. Ekman P., Friesen W. V. Facial action coding system: A technique for the measurement of facial movement [Электронный ресурс] / P. Ekman, W.V. Friesen / Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1978.
  39. Forgas J., Kipling D., William von Hippel Social Judgments [Электронный ресурс] / J. Forgas // Responding to the Social World: Explicit and Implicit Processes in Social Judgments. 1985. – pp. 1-12.
  40. Forgas J., Bower G. Mood Effects on Person-Perception [Электронный ресурс] / J. Forgas, G. Bower // Judgments Journal of Personality and Social Psychology. 1987. — Vol. 53, No. 1, pp. 53-60.
  41. Forgas, J. P., Bower, G. H., Krantz, S. The influence of mood on perceptions of social interactions [Электронный ресурс] / J. P. Forgas, G.H. Bower, S. Krantz // Journal of Experimental Social Psychology. 1984. — Vol. 20, pp. 497-513.
  42. Gabeza R., Bruce V., Kato T., Oda M. The prototype effect in face recognition [Электронный ресурс] // R. Gabeza, V. Bruce, T. Kato, M. Oda // Extensive and limits, Memory and Cognition. 1999. – Vol. 27, №1, pp. 139-151.
  43. Parkinson B., Fisher A.H., Manstead A.S.R. Emotions in social relations. Cultural, social and interpersonal processes [Электронный ресурс] / B. Parkinson, A.H. Fisher, A.S.R. Manstead / N. Y.: Psychology Press, 2005.
  44. Scherer K.R., Scherer U. Assessing the Ability to Recognize Facial and Vocal Expressions of Emotion: [Электронный ресурс] / K.R. Scherer, Scherer / Construction and Validation of the Emotion Recognition Index // Journal of Nonverbal Behavior. 2011. No 35. Р. 305–326.
  45. Schwarz N. Feelings-as-Information Theory [Электронный ресурс] // Handbook of theories of social psychology. P. Van Lange, A. Kruglanski, & E. T. Higgins (eds.), Thousand Oaks, CA: Sage, 2011. P. 289-308.
  46. Tamir M., Robinson M.D., Clore G.L. The Epistemic Benefits of Trait-Consistent Mood States: An Analysis of Extraversion and Mood [Электронный ресурс] / M. Tamir, M.D. Robinson, G.L. Clore / Journal of Personality and Social Psychology, 2002. V. 83(3). P. 663–677.
  47. Schneider, D. J. Implicit personality theory: A review [Электронный ресурс] / D. J. Schneider / Psychological Bulletin. 1973. – Vol. 79, pp. 294-309.
  48. Schwarz N. Mood as information: 20 years later [Электронный ресурс] / N. Schwarz // Psychological Inquiry. 2003. – Vol. 14, No 3&4, pp. 296-303.
  49. Rusting C.L. Interactive Effects of Personality and Mood on Emotion-Congruent Memory and Judgment [Электронный ресурс] / C.L. Rusting / Journal of Personality and Social Psychology, 1999. V. 77(5). P. 1073-1086.
  50. Valentine T., Face-space models of face recognition [Электронный ресурс] / T. Valentine // Compulational, geometric, and process perspectives on facial cognition: Contexts and Scientific psychology series. Mahwah, NJ: Erlbaum. 2001. – pp. 83-113.
  51. Westerman R., Spies K., Stahl G., Hesse F.W. Relative effectiveness and validity of mood induction procedures: a meta-analysis [Электронный ресурс] / R. Westermann, K. Spies, G. Stahl, F. W. Hesse // European Journal of Social Psychology. 1996. – No. 26, pp. 557-580.

Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф