ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА СТРАТЕГИИ КОМПАНИЙ В СТРАНАХ С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ
1.1. Уточнение сущности процесса разработки стратегии
1.2. Основные факторы, определяющие стратегический выбор компании
1.3. Влияние политики государства на бизнес в странах с развивающейся экономикой
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ, КИТАЯ И ЮАР
2.1. Методология исследования влияния политических факторов на стратегии компаний в странах с развивающейся экономикой
2.2. Сравнительный анализ политической среды функционирования компаний в странах с развивающейся экономикой: Россия, Китай и ЮАР
2.3. Характеристика основных тенденций развития компаний в новых условиях
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В СТРАНАХ С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ
3.1. Минимизация последствий политических рисков в компаниях
3.2. Основные направления повышения эффективности стратегии развития компаний в странах с развивающейся экономикой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время сферы деятельности предпринимательства готовятся к непростым временам, каждая компания стремится привести организацию к достижению поставленных целей. Для этого необходимо изучать современные подходы в ведении предпринимательской деятельности и следить за развитием различных вспомогающих инструментов для ведения бизнеса. Современные политические факторы и другие факторы неопределенности во внешней среде компаний играют важную роль для принятия верных решений на основе стратегий.
В условиях политической нестабильности проблемы стратегического управления актуальны для стран с развивающейся экономикой, характеризующихся коррупцией, несовершенством законодательства и низкой инвестиционной привлекательностью.
Влиянию политических факторов на стратегии компаний, стратегическому управлению посвятили свои исследования Матвеев И.А., Саленко Д.К., Седых И.О., Abhay K. A., Akram Jalal., Marc Schmid, Mark Casson, Pierre-Olivier Gourinchas. Kaisa Manninen, Janne Huiskonen, Модели взаимодействия бизнеса и власти были рассмотрены российскими и зарубежными исследователями А.В. Попенком, А.А. Слиньком, И.В. Сергеевом, М. Шуваловой, Д. В.Зубайдуллиной, Robert D. Atkinson. Вместе с тем существенный вклад в исследование теоретических и практических аспектов стратегии был сделан такими учеными, как Neil Gareth Shepherd, Erik A. Mooi, Said Elbanna, John M. Rudd., Koseoglu M.A., Altin M., Chan E., Aladag O.F., Lucia Garcés-Galdeano, Carmen García-Olaverri, Emilio Huerta, Laurent Dufour, Greg Fisher, John E. Wisneski, Rene M. Bakker.
Цель исследования состоит в развитии теоретических основ и разработке практических рекомендаций по совершенствованию стратегий компаний в странах с развивающейся экономикой под влиянием политических факторов.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические и практические основы формирования политического влияния на стратегии;
• проанализировать развитие компаний в условиях политической нестабильности на примере России, Китай и ЮАР;
• дать рекомендации по совершенствованию стратегии развития компании в странах с развивающейся экономикой.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что если политическая среда достаточно важна для компаний в развивающихся странах, и оказывает существенное влияние на их стратегии, что выражается в обеспечении эффективного развития компаний в случае, если политические факторы оказывают положительное влияние на их стратегии и возникновение угроз в противном случае.
Политические факторы формирования и модели реализации социальной ответственности современного российского бизнеса
Автор исходит из предположения, что значимость решения данных задач для обеспечения эффективного развития страны выдвигает новые исследовательские задачи перед политической
наукой.
Объектом исследования выступают политические факторы как элементы управленческих стратегий российских, китайских и южноафриканских компаний.
Предметом исследования являются методы и инструменты анализа влияния политических факторов на стратегии развития компаний.
Теоретической и методологической базой исследования являются работы российских и зарубежных авторов, посвященные стратегиям компаний в странах с развивающейся и развитой экономикой, вопросам влияния политических факторов на стратегические решения, нормативно-правовые акты и документы в области управления предпринимательской деятельностью компаний в сфере стратегического консалтинга.
Методология исследования. Для реализации исследования были выбраны кейс-метод, контент-анализ, изучение бизнес-ситуации. Информационной базой исследования являются научные статьи, информационные и аналитические материалы исследовательских центров, данные опроса экспертов, аналитические отчетные материалы о состоянии российских, китайских, южноафриканских компаний, и пр. Данный подход дает возможность осмыслить огромную информацию, что трудно ожидать при заполнении вопросников или интервью.
Научная новизна исследования заключается в выявлении механизмов влияния политических факторов на улучшение стратегий предпринимательской деятельности компаний:
уточнено содержание политических факторов, взятых в контексте разработки стратегий компаний. на стратегии.
критически обобщены существующие стратегические решения в условиях политической нестабильности.
Определены пути и направления повышения эффективности стратегий в условиях политической нестабильности.
Практическая значимость — теоретические обобщения и практические материалы, а также полученные результаты могут быть использованы в целях обеспечении развития компаний в развивающихся странах.
Апробация: основные идеи исследования отражены в научной публикации автора. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, который представлен 76 источниками, в том числе 57 на иностранном языке.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА СТРАТЕГИИ КОМПАНИЙ В СТРАНАХ С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ
1.1. Уточнение сущности процесса разработки стратегии
Разработка стратегии подразумевает создание такой системы, которая даст возможность достичь компании своих стратегических задач. Если речь идет о значительных изменениях структуры ведения бизнеса компанией, ее бизнес-модели и других основ работы компании, то в таком случае, стратегия должна охватывать максимальное количество возможных факторов, которые положительно повлияют на работу компании. Для этого работа над разработкой стратегии должна стоять из множества продуманных этапов и включать себе подробное описание каждого шага.
Однако проведенный анализ литературных источников по указанной проблеме позволяет утверждать, что, несмотря на широкое освещение данного вопроса разными авторами, на данный момент все еще существуют разногласия относительно сущности и содержания процесса разработки стратегии как в теории, так и на практике. Указанное является следствием сложности и многогранности этого аспекта функционирования компании и обуславливает необходимость проведения дальнейших исследований с целью уточнения мнений и доводов для снятия противоречий.
Стратегия определяет особый подход компании к конкуренции и конкурентные преимущества, на которых он будет основываться. Хорошая конкурентная стратегия — это та, которая создает уникальную ценность для определенного набора клиентов. Для целей настоящего обзора, прежде всего, необходимо дать определения понятию стратегии (табл. 1.1).
Таблица 1. Примеры определения понятия «стратегии»
Автор | Определение |
Rich Horwath (Strategic thinking institute). 2020 | Стратегия — это разумное распределение ресурсов посредством уникальной системы действий для достижения цели. Другими словами, стратегия — это то, как компания планирует достичь свои цели. [71] |
Грег Фишер, Джон Э. Виснески, Рене М. Баккер (Oxford Academic). 2020 | Стратегия – это диагноз, который определяет или объясняет бизнес-проблему или возможность, решение или набор решений, чтобы создать устойчивое преимущество по сравнению с конкурентами. [60] |
Constantinos C. Markides (Harvard Business Review). 2022 | Стратегия — это не стремления, цели или принятие желаемого за действительное. Это набор решений, и объяснение того, что это за решения и почему они были приняты. [53] |
McKinsey&Company. 2022 | Стратегия – это подход к решению трудной задачи, и преодолению критических препятствий. [72] |
Источник: составлено автором на основе [Rich Horwath (Strategic thinking institute), 2020; Oxford Academic, 2020; Harvard Business Review, 2022; McKinsey&Company. 2022].
На сайте «The Chartered Management Institute» (CMI) анализируется вопрос о том, что разработка стратегии представляет собой процесс исследования и определения будущих шагов, выбора наиболее перспективных из них и составления плана для достижения целей. Ключевые вопросы, которые необходимо компании рассмотреть при разработке стратегии являются следующими [54]:
- Что мы делаем? Или каким бизнесом мы должны заниматься? То есть миссия организации
- Куда мы идем? (Видение)
- Что идет хорошо? Что не так хорошо?
- Что прошло хорошо? Что пошло не так?
- Как мы можем улучшить нашу ситуацию?
- Какие возможности нам доступны?
- Что может помешать нам попасть туда?
- Что нам нужно сделать, чтобы попасть туда?
- Чего мы не должны делать?
Gary T. Burke, Carola Wolf определяют процесс создания инструментов стратегии при решении сложных проблем. Создание инструментов позволяет планировать пути, приглашая руководители исследовать неопределенную проблему. Они выделяют два ключевых процесса, которые помогают руководителям создать инструменты стратегии при столкновении с серьезными проблемами:
1) повторяющиеся «циклы разработки стратегии побочных эффектов», которые позволяют участникам углубляться в невысказанные аспекты серьезной проблемы и реагировать на возникающие неясности;
2) открытие скрытых двусмысленностей чтобы стимулировать коллективные действия. [29]
Саленко Д.К. и Коваленко А.Н. рассматривают в своей работе вопрос о процессе разработки стратегии развития в условиях неопределенности внешней среды компании. Они определили алгоритм разработки стратегии [20]. (Рис.1.1)
Рисунок 1. Алгоритм разработки стратегии
Источник: составлено автором на основе [Саленко Д.К. Процесс разработки стратегии развития предприятия в условиях неопределенности внешней среды // Экономика. Менеджмент. Инновации. 2020. № 3 (27). С. 43-52].
Mark G. Edward отметил, что основной стратегической целью многих предприятий является стремление к постоянному экономическому росту. Для достижения этой цели, предлагается переосмысление роста компании. Автор описывает организационные характеристики роста, также разработает следующую типологию стратегии роста бизнеса [34]:
• Многофункциональность: заключается в том, что компания расширяет свои возможности для стратегической гибкости чтобы экспериментировать со своими возможностями для достижения различных типов роста.
• Устойчивое мышление: требует управленческих знаний и компетенций для облегчения разработки, планирования, реализации и оценки стратегий.
• Инклюзивный баланс: означает, что экономический рост осуществляется на благо социально-экологического благополучия.
Он сделал вывод, о том, что данные принципы стратегии необходимые для разработки, реализации и оценки стратегий устойчивого бизнеса [34].
Важные элементы анализа процессов стратегии для достижения устойчивости приведен в работе авторов являются следующими [32]:
• обеспечение устойчивого развития: обучение, накопление и развитие инноваций, управленческие взгляды, модели принятия решений, знания об окружающей среде
• стратегическое обновление для обеспечения устойчивости как целенаправленный процесс: перестройка бизнес-модели и создание стоимости.
• процесс интеграции устойчивости: требует развития новых знаний и отказа от старых методов
Jane Bjorn Vedel и Olga Kokshagina рассматривают вопрос, о том, что как фирмы проводят организационные изменения, чтобы перейти к более исследовательским стратегиям. Их результаты показывают, что организационные структуры компаний влияют на их адаптацию к результатам исследований. [30] С другой стороны, согласно работе Jeanne Liedtka и Saul Kaplan сказано, что, интегрируя методы дизайн-мышления в разработку стратегии, практики могут добиться как постепенного улучшения производительности современной бизнес-модели, так и открыть возможности для ее полного преобразования. [31] В соответствии с работами авторов, пять областей, в которых практики разработки стратегий могут извлечь выгоду из дизайн-мышления, – это [31]:
1.Видение возможностей: дизайн-мышление помогает бизнесу искать новые возможности.
2.Обучение в действии: создание прототипов и экспериментирование. Как только компания начинает выявлять новые возможности на основе опыта пользователей, партнеров и сотрудников, методы дизайн-мышления могут дать новые идеи, чтобы определить и усовершенствовать возможности.
3. Управление портфолио: дизайн-мышление фокусируется на том, чтобы уделять внимание новым стратегиям и предложениям как можно лучше.
4. Обеспечение масштабных изменений: дизайн-мышление способствуют вовлечению и согласованию. Продумывать стратегии – видеть возможности, тестировать их в небольших масштабах.
5. Переход от настроек к трансформации: практика проектирования и разрушение. Наивысшим и наилучшим применением дизайн-мышления может быть помощь руководителям компании в формулировании и реализации стратегии, также в представлении совершенно новых бизнес-моделей.
Pontus Wadstrom пришел к выводу, что важным моментом в разработке стратегии является консолидация стратегических планов различных организационных единиц и поддержка руководителей. [69] Gianvito Lanzolla и Constantinos Markides утверждают, что, конструкция бизнес-модели может обеспечить новый взгляд, основанный на ресурсах взгляд и позиционирование на рынке, для разработки новых теоретических представлений о стратегии. [29] Авторы в их работе «The future of global strategy» анализировали о том, как стратегия в международном контексте может развиваться. Они отметили, что на развивающихся рынках (т.е. слаборазвитые страны с формирующимся рынком) влияние государства на стратегию компаний имеет два эффекта [58]:
• Ограничение способности местных компаний стать высококонкурентными из-за неблагоприятного институционального контекста;
• Ограничение возможности правительств стран с формирующимся рынком для инвестирования в создание благоприятных институциональных условий.
Также в их работе указывается, что руководители компаний используют различные стратегии, чтобы обеспечить принятие выгодных решений. Например, предоставления информации или средств для побуждения политических деятелей к решению, отвечающее интересам компаний, но иногда они могут принимать форму коррупции, то есть предоставление политическим деятелям частных выгод в обмен на благоприятные решения. [58] Torben Pedersen и Stephen Tallman, в своей работе, предлагают инновационные концепции для стратегий, основанных на ресурсах, знаниях и ролях, которые играют компании в странах с более слабыми и развивающимися институтами. Авторы работы отмечают, что компании в развитых странах широко распространены и управляются профессиональными менеджерами, в компаниях из развивающихся стран преобладают другие модели, от государственных фирм, находящихся под контролем правительств и государственных деятелей, до многих компаний, которыми владеют и управляют семьи и их близкие партнеры. Компании в развивающихся странах имеют более высокий уровень склонности к риску с более стратегическими намерениями по поиску активов, и финансовым состоянием. Эти факторы влияют на способность этих компаний справляться с неопределенностями. [68] Тем не менее, другой автор в своей работе говорится, что компаниям следует принять различные меры для обеспечения успешной реализации стратегии [18]:
а) Процесс составления бюджета должен быть увязан со стратегическими процессами, чтобы обеспечить адекватное финансирование стратегической деятельности.
б) Все сотрудники компании должны понимать стратегические планы компании и вносить свой вклад в их реализацию
в) Необходимо создать адекватную мотивацию, чтобы побудить сотрудники достигать стратегических целей компании
г) Организации должны нанимать, обучать и удерживать квалифицированные сотрудники для поддержки стратегических процессов, помимо мотивации их к выполнению.
д) Следует определить, разработать и внедрить правильные стратегии и избегать применения неправильных стратегий.
Подводя итог нашим рассуждения, подчеркнем сущность разработки стратегии компании. Стратегия определяет особый подход компании к процессу разработки целей, описанию ключевых направлений деятельности, функционированию компании в определенный промежуток времени. Полученные результаты можно свести к следующему:
для разработки стратегии необходимо тесное взаимодействие всех ресурсов и вовлечение персонала. В результате это взаимодействие может привести к внедрению и реализации стратегии.
для эффективности и функционирования деятельности компания должна создать благоприятные условия. Это позволяет компаниям реализовать долгосрочную программу усиления своей позиции и достичь поставленных целей.
Как результат в работе предложен подход к разработке стратегии компании для эффективности ее функционирования, основанные на применении алгоритма Саленко и Коваленко. Рассмотрев позиции различных авторов по трактовке процесса разработки стратегии, можно сказать, что стратегический анализ внешнего окружения позволяет компаниям укрепить стратегическое мышление и принимать необходимые решения для изменения своей деятельности.
1.2. Основные факторы, определяющие стратегический выбор компании
Стратегия необходима любому предприятию, нацеленному на рост и дальнейшее развитие в соответствии с меняющимися экономическими ситуациями. Поскольку она представляет собой некую совокупность способов улучшения позиции на рынке, основанную на сбалансированном распределении ресурсов и времени предприятия. Однако в настоящее время многие компании сталкиваются с рядом трудностей при реализации стратегии из-за того, что они не имеют четкого представления о среде организации. В теории управления выбор стратегии базируется на основной цели компании и конкретной ситуации на рынке. Для этого необходимо провести обосновать факторы, которые воздействуют на стратегический выбор.
Стратегия включает в себя план, состоящий из последовательных действий, а также необходимые для реализации плана ресурсы. Любое предприятие представляет собой сложную финансово-экономическую систему, грамотная стратегия развития должна состоять из обоснованных и взаимосвязанных задач, которые с помощью ограниченного времени и ресурсов приведут компанию к развитию в будущем.
Для определения основных факторов, в наибольшей мере влияющих на определение стратегии компании, необходимо провести обзор литературы на соответствующую тематику. Обзор литературных источников по выбору стратегии компании показывает, что понятие выбора зарождается и развивается под влиянием условий внешней среды.
Lucia Garcés-Galdeano, Carmen García-Olaverri, Emilio Huerta дали определение стратегического выбора как роль, которую лидеры играют во влиянии на организацию, делая выбор в контексте непрерывных и быстрых изменений [56].
Для выбора стратегии компании McKinsey&Company определяет 4 аспекта, на основе которых возможно выбрать стратегии [72]:
1. Финансовые показатели: могут помочь компаниям разработать объективную основу для оценки осуществимости стратегий. Компания может использовать финансовые показатели, чтобы выяснить, как она будет действовать на рынке.
2. Рынки: компания может оценить и подтвердить изменения на рынке, учитывая тенденции, которые влияют на его состояние. Руководители, занимающиеся стратегией, должны знать изучать рынки, которые могут быть питательной средой для потенциальных будущих конкурентов и привлекательными сегментами для роста. После проведения исследования рынка стратегические команды должны быть в состоянии найти ответы на следующие вопросы: в каких рыночных сегментах можно со временем расти прибыльно? Какие перспективные рынки следует рассмотреть?
3. Конкурентные преимущества: нужно проводить данный анализ для сравнения своей компании с конкурентами, оценки конкурентоспособности компании в рыночной борьбе. Анализ конкурентных преимуществ позволяет определить какие большие изменения требуются для улучшения деятельности и получения прибыли на текущих и будущих рынках.
4. Операционная модель: построение операционной модели необходимо для формулирования и реализации отраслевых и управленческих стратегий в деятельности компании. Также руководители могут ее использовать, когда сталкиваются с проблемами производительности и нужны решения.
Также Koseoglu M.A., Altin M., Chan E., Aladag O.F. исследовали ключевые факторы выбора стратегии, проводя интервью в гостиничном бизнесе с руководителями. Согласно результатам их исследования, большинство респондентов при формулировании стратегии ориентируются на анализ внешней и внутренней среды. Некоторые респонденты считают, что наиболее важными факторами формирования стратегии являются экономические и политические факторы. Также отметили, что неопределенность являются проблемами для участников: отсутствие данных, высокая текучесть кадров среди менеджеров. [64] Другие авторы также проанализировали факторы, влияющие на стратегический выбор в компаниях, и провели глубинное интервью. Они сделали вывод, о том, что выбор стратегий в компаниях определяется различными факторами: экономическими, социальными, организационными, психологическими и личностными. Согласно проведенному исследованию, экономические (ресурсы, бизнес-цель, конкуренция, миссия и видение) и организационные факторы (разделение обязанностей, организационная культура и тип организации) оказывают наибольшее влияние на эффективность стратегического выбора. [62] Abhay K. Grover, Martin Dresner делают вывод о том, что успех стратегии компании зависит от ресурсов в политической среде, в которой она работает. Если политическая среда не способствует стратегии компании, компания может либо изменить свою стратегию, либо искать политическую среду, более благоприятную. В работе рассматриваются взаимосвязи между политическими действиями и производительностью компании. Компании могут выбрать умеренную политическую среду или оставаться нейтральными. Они отметили в работе типологию политических действий «Oliver и Holzinger» (2008), поскольку модель обеспечивает понимание того, как политическое поведение влияет на деятельность компании (табл. 1.2). [23]
Таблица 1.2
Типология политических действий
Результаты конкурентной деятельности | |||
Защита конкурентной позиции | Улучшение конкурентных позиций | ||
Соответствие | Реактивное соответствие (приведение внутреннего процесса компании в соответствие с политической средой) | Упреждающее соответствие требованиям (создание ценности и повышение эффективности за счет соблюдения политик до внесения изменений) | |
Воздействие | Защитное воздействие (защита благоприятного статуса путем сопротивления политической среде) | Проактивное воздействие (благоприятное формирование и определение государственной политики) | |
Регулирование | Представление регулирования (уступать требованиям политической среды путем принудительного соблюдения) | Обойти регулирование (найти обход неблагоприятной политической обстановки, манипулировать восприятием клиентов, обманывать регулирующие органы) | |
Нейтрально | Нейтральное действие (поддерживать конкурентную позицию без участия) | Нейтральное действие (Улучшть конкурентоспособности без внесения взносов) |
Источник: составлено автором на основе [Abhay K. A theoretical model on how firms can leverage political resources to align with supply chain strategy for competitive advantage // Journal Chain Management. Volume58. Issue2. 2022. P. 48-65].
Они утверждают, что компания будет использовать упреждающие действия по соблюдению требований, чтобы активно содействовать своей стратегии, учитывая изменение нормативной или правовой среды. Реактивные политические действия могут помочь компаниям защитить свои конкурентные позиции за счет согласования своих стратегий в ответ на события в политической среде. Защитное воздействие может помочь защитить конкурентные позиции компании, которые обладают политическими ресурсами для продвижения своих стратегий. Действие по регулированию деятельности, которой не хватает ресурсов для обхода неблагоприятного законодательства или нормативных актов. Компания может участвовать в нейтральных действиях для поддержки своей стратегии, учитывая благоприятную нормативно-правовую среду. [23]
В работе аутсорсинговой компании «BPO commercial outsourcing» продемонстрирована зависимость выбора стратегии от внешних факторов. Исследование предлагает PEST-анализ как инструмент, предназначенный для исследования и идентификации внешних факторов, которые могут повлиять на бизнес-компании при разработке стратегии (Табл.1.3). [49]
Таблица 1.3
Факторы PEST-анализа
Политические факторы (Р) | Экономические факторы (Е) |
Законодательство Стабильность правительства Налоговая политика Правила въездного режима Торговые правила и потоки Безопасность Трудовые нормы, и др. | Доходы населения Уровень безработицы Инфляция Курсы обмена Процентные ставки Доступность кредита, и др. |
Социо-культурные факторы (S) | Технологические факторы (Т) |
Демография населения Изменение в образе жизни и тенденциях Уровень образования Культурные различия Трудоустройство Распределение богатств Расположение Этническая принадлежность и др. | Новые инновации Новые технологические платформы Скорость технического прогресса Скорость технологического устаревания и др. |
Источник: Составлено автором на основе [Miguel Grifo. Análisis PEST como estrategia de generación de demanda // BPO comercial outsourcing. 2022. URL: https://es.drvsistemas.com/blog/2022/07/04/analisis-pest-como-estrategia-de-generacion-de-demanda/ (дата обращения: 15.01.23)]
Политическая среда серьезно влияет на разные виды бизнеса разными способами. Правительство Германии реализовало различные политические программы, такие как немецкая программа эффективного использования ресурсов, исследования по обеспечению сырьем стратегического экономического значения в 2016 году и исследования в области устойчивого развития, чтобы решить проблемы рисков поставок, социальных издержек и устойчивости производства сырья. [34]
Patrick Maximilian Weber и Beata Stepien анализируют как компании, пострадавшие от санкций приспосабливаются к новым политическим порядкам и что движет их стратегическими решениями. И они утверждают, что восприятие неопределенности и стратегический выбор различаются в разных компаниях. Например, многонациональные предприятия могут быть более вовлечены в процесс санкций (и в более тесном контакте с государственными деятелями). С другой стороны, малые и средние компании менее способны правильно интерпретировать политическую ситуацию. [37]
Также Patrick Maximilian Weber и Beata Stepien в своей работе упомянули работы М. Porter (1980), где говорится, что целью компании является максимизация своей стоимости, и она может быть достигнута благодаря правильно выбору стратегии, использованию внутренних и внешних ресурсов для обеспечения преимущества на рынке. Исследователи определили следующие факторы, которые зависят на выбор стратегии в условиях санкций компаний [37]:
- Экономическая среда, в которой компания работает: компания определяет, как она будет действовать в данной среде.
- Изменение в экономической среде: опыт работы компаний на рынках, работа с различным институциональными условиями и продолжительности с партнерами.
- Зависимость компании от ресурсов: стратегия зависит от связи компании с рынком, и ее масштабы деловых отношений.
- Характеристика компании: деятельности организации, текущее состояние, проблемы и пр.
Несмотря на то, что существует множество шаблонов стратегического анализа, тем не менее, Laurent Dufour в своей работе упомянул работы основоположника теории SWOT-анализ «Albert Humphey». В работе говорится, что SWOT-анализ (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы) проводится экспертами для определения положения компании на рынке, которые помогают сделать правильный выбор в отношении стратегии. [65]
В этой связи в соответствии с Akram Jalal можно представить следующие внешние факторы, влияющие на выбор стратегии развития компании [23]:
- Привлекательность рынка: сочетание размера и темп роста рынка, поведение потребителей. Привлекательность рынка — это сочетание размера и роста целевого рынка. В том же контексте Akram Jalal также заявил, что привлекательность рынка определяется экономическим развитием страны.
- Культурные различия: компании избегают прямых сделок с другими государствами, когда очевидное различие между местными и зарубежными рынками высоко из-за культурных различий.
- Риск и неопределенность страны: компания стремится снизить затраты и риски, ограничивая ответственности. Достаточная и достоверная информация о рынке имеет важное значение при выборе стратегии.
- Размер рынка и его рост: относятся к доступности и потенциалу рынка, объему продаж и производству продукции в течение отчетного периода времени.
- Конкурентоспособность на рынке: анализ конкурентоспособности нужен для выяснения позиций компании на рынке и ее конкурентных преимуществ. Например, для компаний им важно выбрать рынок, на котором не слишком много конкурентов, поскольку это очень сильно влияет на результаты их деятельности.
- Законы и нормативные акты: компания должна быть готова адаптироваться к законам и нормативным актам. Рынок может контролироваться и организовываться государством для нормального функционирования. Некоторые предприятия выбирают путь создания совместного предприятия исключительно для того, чтобы избежать жестких правил.
Эффективности принятия стратегических решений уделяется весьма внимание в ряде исследовании несколько авторов [57,67,40,62].
В работах Elisabeth Struckell, Divesh Ojha, Pankaj C.Patel, Amandeep Dhir говорится, что стратегический выбор в периоды медленного роста направлен на улучшение роста выручки. В их работе предложены пять вариантов при выборе стратегии, которые компании должны рассмотреть в условиях неопределенности [57]:
- Стратегии относятся к основному бизнесу: компания должна преследовать цель, чтобы увеличивать долю рынка и снизить конкуренцию. Данный стратегический вариант включает в себя решение по повышению эффективности деятельности и стимулированию роста, например внедрение новых технологий или идей.
- Выявление наиболее быстрорастущих сегментов бизнеса: сегментация клиентов, географическая область, линейка продуктов и т.д.
- Стратегия связанной и несвязанной диверсификации или конгломераты: Несвязанная – выход на новый рынок, не связанный с основной деятельностью компании. Связанная – развитие рынков, связанных с основным профилем компании.
- Стратегия быстрого отделения: выделение непрофильного бизнеса позволяет компании инвестировать ресурсы и внимание на основные или новые возможности для роста. Когда один из видов деятельности компании плохо работает, и приходится его продать или превращать в отдельно работающую компанию.
- Радикальная трансформация: компания переходит в другую отрасль, меняется сущность ее бизнеса.
В работе другого автора предложена системная сеть, согласно которому эволюционный подход к внешней среде компаний может быть полезно для построения комплексного стратегического анализа, который изучает все “микро-мезо-макро” компоненты всей социально-экономической системы [27].
Behzad Souki; Reza Najaf Beigi; Karamullah Daneshfard рассматривали основные факторы, влияющие на стратегическое планирование в компаниях, и выделили на 4 группы: поведенческие, коммуникативные, знания и институциональные. Также результаты исследования показали, что в качестве фундаментальных факторов эффективности стратегии: политическое поведение, нормативные акты, опыт ведения переговоров, коммуникативные технологии, взаимоотношение между компаниями и заинтересованными сторонами, управление. [26]
Mark Casson рассмотрел связь между стратегиями и менеджментом. В исследовании они объединились и показали, что вместе они более эффективны, поскольку менеджмент является видом управления внешней и внутренней средой компании, а стратегия – это планы действия, управляющие конкурентными преимуществами компании. [50]
Neil Gareth Shepherd, Erik A. Mooi, Said Elbanna, John M. Rudd. в работе говорится, что скорость принятия решений о выборе стратегии более выгодна в динамичной среде, поскольку она позволяет компаниям быстро реагировать на изменение и использовать возможности. Однако непродуманные решения ставят под угрозу выживание компании и разрушают ее бизнеса. [67]
С другой стороны, согласно другим исследованиям сказано, что конструктивная политика способствует успеху принятия решений, поскольку она может побудить компаний изучить множество точек зрения и им помочь для реализация стратегического решения [40].
Peter J. Buckley сделал вывод, о том, что правительство, гражданское общество и рынки представляют собой сети ограничений стратегического выбора (рис. 1.2). [38]
Рисунок 1.2
Треугольник управления взаимодействием между государством, гражданским обществом и рынком
Источник: составлено автором на основе [Peter J. Buckley. Navigating three vectors of power: Global strategy in a world of intense competition, aggressive nation states, and antagonistic civil society // Global strategy journal. 2022. Volume12. Issue3 Special Issue: Decade Celebration Special Issue I. P. 543-554].
Эта сеть ограничений должна быть частью расчетов при любом построении процесса принятия стратегических решений. Также в работе делается вывод о преимуществах глобальных стратегий корпораций: инновации и гибкость. [38]
В частности, в работах нескольких авторов проведен анализ о реализации стратегии. Исследователи определили следующие необходимые условия, влияющие на успешную реализацию стратегии, которые состоят из трех групп [61]:
- Организация: условия успеха, связанные с организацией, которые постепенно формируются в результате решений и действий руководителей и сотрудников: организационная культура, устойчивый бренд, многолетнее стремление к устойчивому развитию.
- Сотрудники: условия успеха формируются постепенно и зависят от поведения работников: мотивация и инициатива по продвижению устойчивого развития, открытая культура обмена знаниями между коллегами.
- Рынок: рыночные условия, которые могут способствовать или препятствовать реализации стратегии можно выделить 2 группы действия: внутренние и внешние действия, которые поддерживают или изменяют условия.
Таким образом, для успешной реализации стратегии компания должна уделять больше внимания изучению внешних и внутренних факторов с помощью PEST-анализа аутсорсинговой компании «BPO», анализу реактивных политических действий Abhay K. Grover и Martin Dresner в ответ на события в политической среде, и ознакомлению с треугольником управления взаимодействием между государством, гражданским обществом и рынком Peter J. Buckley. Такой подход позволяет понять место компании на рынке и учитывать возможные изменения, способные повлиять на деятельность компании.
Результаты рассмотрения факторов определения стратегического выбора позволяют сделать следующие выводы: стратегический выбор имеет огромное влияние на рост компании. При этом множество факторов влияет на него. Перечень таких факторов приведен в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Факторы, влияющие на стратегический выбор
Внешние факторы | ||
Экономические, социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы. | Уровень конкуренции и привлекательность рынка. | Возможности компании и угрозы. |
Внутренние факторы | ||
Этические принципы, личные амбиции высшего руководства. | Сильные и слабые стороны компании, компетенции и конкурентные возможности. | Корпоративная культура и общие ценности. |
Источник: составлено автором.
Анализ факторов, влияющих на стратегический выбор компании помогает выбрать альтернативные направления развития чтобы долго работать на рынке. В этой связи стратегию компании нельзя реализовать без анализа внутренней и, особенно, внешней среды, в том числе, политических факторов. К политическим факторам относятся государственная стабильность, государственная поддержка, уровень коррупции и демократии. При этом компании необходимо изменять стратегическое управление и реагировать на спонтанные изменение в условиях неопределенности.
1.3. Влияние политики государства на бизнес в странах с развивающейся экономикой
Рынок, свободный от государственного влияния в современном мире предпринимательской деятельности может существовать лишь в теории. В современных экономических реалиях любой страны влияние государства не просто присутствует, но и является одним из основных участников рыночных отношений. Политика того или иного государства играет важнейшую роль в развитии предпринимательской деятельности.
Если обе стороны действуют в рамках закона и не нарушают общепринятые правила, успешное взаимодействие безусловно имеет место быть, однако государство в таком случае не должно препятствовать развитию бизнеса. При успешном взаимодействии предприниматель получает свою выгоду, а экономика государства свой рост и хорошие показатели.
В современных условиях бизнес и политика государства находятся в тесных взаимоотношениях. Бизнес развивается под влиянием политики государства. Согласно Сергееву И.В., одним из факторов развития предпринимательской деятельности в любой стране является политика государства [22].
Перед дальнейшим анализом воздействия государства на развитие предпринимательства в стране стоит отметить, что государство – это политическая организация, осуществляющая управление в обществе. Согласно данному определению, оно задает направленность стратегических ориентиров экономического и социального развития, создает более комфортные условия для динамичного развития бизнеса компаний, также способствует повышению экономической эффективности [15].
Также в работе Попенка А.В., Слинька А.А. предложено определение, согласно которому бизнес – это совокупность деловых отношений по реализации инициативного самостоятельного процесса, направленных на получение прибыли [19]. Следовательно, взаимоотношения государства и бизнеса имеют первостепенное значение для успешного функционирования.
Седых И.О., Лапшина Е.Н., Яшин С.Н. утверждают, что общее представление о взаимоотношениях государства и бизнеса – это экономические отношения, потому что государство тесно взаимодействует с бизнесом компаний, и деятельность компаний невозможно существовать на рынке отдельно от государства. Данная концепция стала исходной точкой формирования другого определения государства как важный участник рынка, с которым взаимодействие может быть правильным стратегическим решением для предпринимателей. Оно определяет законы, нормы, правила и другие нормативные акты, адресованные хозяйствующим субъектам для функционирования их деятельности [21].
В рисунке 1.3 представлено обобщение взаимодействия политики государства и предпринимательской деятельности [21]. Согласно исследованиям Седых И.О., Лапшин Е.Н., Яшина С.Н. эффективными коммуникациями являются ключевые моменты в процессе их взаимодействия.
Рисунок 1.3
Взаимодействие государственного и частного секторов экономики
Источник: составлено автором на основе [Седых И.О., Лапшина Е.Н., Яшин С.Н. Основные аспекты взаимодействия органов власти и предпринимательского сектора в управлении проектами // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. Т. 12. № 2. С. 84-91].
Государство заинтересовано в повышении уровня и качества жизни населения, росте макроэкономических показателей. В развитых странах взаимодействие государства и бизнеса является одним из источников решения социальных проблем, развития экономики страны.
Зубайдуллина Д.В. в своей работе «Совершенствование управления региональным развитием на основе гармонизации взаимодействия государственной власти, бизнеса и населения» выделила основные факторы, которые сдерживают в настоящее время развитие механизма взаимодействия государства, бизнеса и населения в странах [15]:
— низкий уровень квалификации государственных и муниципальных служащих;
— недостаточный уровень конкурентоспособности компаний по причине существующих административных барьеров и правовых ограничений;
— неразвитые бюджетные и финансовые аспекты, затрудняющие эффективную реализацию национальных проектов.
Отметим, что особенности политической системы страны влияют на характеристику взаимодействия государства и бизнеса, поскольку политический режим задает границы их взаимоотношениям.
Попенко А.В. и Слинько А.А. отмечают, что в современной политической системе действуют 2 принципиально отличные друг от друга модели взаимодействия бизнеса и государства: плюралистическая и корпоратистская или неокорпоратистская [19]. (табл. 1.5)
Таблица 1.5
Модели взаимодействия государства и бизнеса
Плюралистическая модель | Корпоратистская или неокорпоратистская модель |
Система представительских интересов, которые не обладают монополией. Государство в данной модели рассматривается как внешняя сила бизнеса. Его ролью является поддержка бизнеса и выработка правил регулирования. | Взаимодействия бизнеса и власти является системой групп интересов. Модель исходит из иерархической системы, которая обладает привилегированным положением некоторых организаций.
|
Источник: составлено автором на основе [Попенко А.В., Слинько А.А. Современные модели взаимодействия бизнеса и власти в России // Регион: системы, экономика, управление. 2018. С. 178].
В то же время исследование Матвеева И.А. показало, что при взаимодействии с государством российский крупный бизнес имеет следующие преимущества [16]:
- структурная зависимость государства от капитала компании,
- асимметрия информации между субъектами бизнеса и бюрократией, которая позволяет бизнесу использовать информацию о деловых связах с предпринимателями.
Государство рассматривается как сила, следовательно, его роль заключается в движении требований к бизнесу, выработке и соблюдении правил регулирования.
Также, рассмотрим некоторые особенности развивающихся стран. К таковым относятся страны с рыночной экономикой и низкой динамикой развития экономики. На данный момент, большая часть стран относится именно к развивающимся. Учитывая этот факт, а также факт того, что многие из этих стран представляют собой огромные территории и большую численность населения, на них приходится лишь 25-30% мирового ВВП.
Таким странам присущ следующий ряд признаков:
— Наличие в экономики множества различных форм собственности, начиная от традиционной экономики и заканчивая государственным уровнем;
— Низкий по отношению к развитым странам уровень развития производительных сил;
— Преобладание в экономическом развитии аграрно-сырьевой промышленности, а также особенность монокультурного экспорта;
— Низкий уровень как общего ВВП, так и на душу населения;
Большая часть стран, относящихся к развивающимся, являются экспортерами первичной продукции сельского хозяйства, сырья и топлива. Экспорт данных товаров обеспечивает большую часть их общей прибыли. Характерными чертами развивающихся стран по сей день остаются высокий уровень безработицы, бедность большой части населения. Несмотря на рост динамики развития таких стран за последнее десятилетие, их основные проблемы по-прежнему остаются нерешенными [45].
Теперь представим особенности воздействия государства на развитие бизнеса. Интересна концепция Сергеева И.В., согласно которой бизнес в стране – один из наиболее важных факторов развития рыночной экономики, которая основана на частной собственности, и своеобразный механизм взаимодействия государства с бизнес-сообществом [22]. Он играет большую роль не только в повышении конкурентоспособности экономики, но и в формировании новых рабочих мест и среднего класса.
Из-за санкций в 2022 году много иностранных правительств объявили санкции в отношении России и российских компаний. Соответственно приоритетная задача правительства Российской Федерации состоит в помощи бизнесу адаптироваться к новым условиям. Итак, Государственная Дума предлагает следующие меры поддержки бизнеса в условиях внешних ограничений [4]:
- мораторий на проверки для малого бизнеса
- лицензирование и разрушительные режимы
- новый этап амнистии капиталов
- поддержка IT-отрасли
- изменения контрактов по госзакупкам
- продление сроков уплаты налогов на федеральном и региональном уровнях
- инвестиции
- транспорт
- строительство
- поддержка экспортеров
- продление лицензий
- и другие
Президент РФ подписал закон о мерах защиты экономики и граждан от последствий зарубежных санкций [44]. Законом предусматривается возможность кредитных каникул, дополнительной индексации пенсий, амнистии капиталов, введения моратория на плановые проверки бизнеса на 2022 г. и аккредитованных IT-компаний до конца 2024 г. Партнерство государства и бизнеса позволяет преодолеть неблагоприятную экономическую конъюнктуру и выйти из-за траектории устойчивого роста.
Также Покровская О.Д. отмечает в своей работе, что в условиях санкций западных стран ситуация на рынке транспортно-логистических услуг в России изменилась, существуют много рисков и трендов развития данной отрасли. Следовательно, государством РФ принимаются меры для поддержки транспортной логистики, которой происходит с помощью снятия некоторых ограничений [18].
Mehdi Mezaguer провел исследование о том, что в странах Евросоюза государственная поддержка оказывается в виде финансовой, консультативной, экспертной и координационной помощи. Государство стран активно внедряет перераспределение отраслевых ресурсов в целом. [36]
В работе Valentin Cimino говорится, что в Японии правительство акцентирует внимание на:
- финансовой помощи: т.е. программы субсидирования, налоговые льготы, и др.
- формировании и развитии человеческого капитала: возможности профессионального роста – тренинги, семинары, стажировки, и др.
- территориальном развитии организации
- внедрение достижений научных исследований в производственном процессе
Robert D. Atkinson выявил что в США государство уделяет особое внимание развитию инновационного предпринимательства, поэтому оно выполняет следующие приоритетные задачи: стимулирование использования на практике новых технологий, вовлечение людей в инновационную деятельность. Также правительство США расширяет взаимодействие бизнеса через методическое обеспечение технологического развития и финансового содействия [73]. В итоге можно заключить, что бизнес в развитых странах характеризуется эффективной структурой кредитно-финансовой системы, стабильным потребительским спросом, устойчивой деятельностью предприятия, сформированной рыночной инфраструктурой.
В отчете 2022 г. Global Entrepreneurship Monitor (GEM) среди 50 лучших стран об условиях, регулирующих предпринимательство Россия занимает 38-е место. Развитые страны (Объединение Арабские Эмираты, страны Евросоюз) являются лучшими странами для открытия бизнеса благодаря государственной поддержке, общей прибыльности и низкой налоговой ставке. Также отмечает, что бизнес зависит от социальных и политических условий, которых он действует. Эти условия могут стимулировать и влиять на рост бизнеса [59].
Законодательные акты, налоговое регулирование, стандарты соответствия, регистрация бизнеса отличаются в каждой стране, но они являются факторами, которые могут повысить эффективность деятельности организаций. Процедура регистрации бизнеса в развитой и в развивающейся стране не одинакова. Можно отметить, что существуют различные требования в зависимости от страны, штата, города или провинции. Соответственно надо изучить политическую и экономическую стабильность, специфику работы в интересующем государстве, как часто меняется режим. Поскольку все эти могут привести убытки и проблемы с законодательством [12]. Стабильность в стране и политика государства влияют на инвестиционную привлекательность предприятия, поэтому они должны учитывать весь спектр деятельности. Поэтому при принятии стратегических решений на практике компании в странах с развивающейся экономикой сталкиваются с рядом экономических и социально-политических проблем. Рассмотрим сравнительный анализ между развитыми и развивающими странами, которые применяются к принятию стратегических решений.
Интернет-источником «Key Differences» была составлена таблица различий между развитыми и развивающимися странами со следующими параметрами [55]. Развивающаяся страна имеет нестабильную политическую систему, а развитая страна характеризуется устойчивой политической системой и относится к суверенным государствам. Обобщение рассмотренных в данных работах параметров представлено в табл. 1.6.
Таблица 1.6
Различия между развитыми и развивающимися странами
Критерии сравнения | Развитые страны | Развивающиеся страны |
Значение | Эффективность уровня индустриализации | Медленный темп индустриализации, низкий уровень реализации социальных программ, соблюдение малого числа условий свободной рыночной экономики |
Безработица и уровень бедности | Низкий уровень | Существенно выше, чем в развитых странах |
Условия жизни | Высокий уровень и условия жизни | Умеренный уровень и неудовлетворительные условия жизни |
Сектор с самым большим доходом | Производственный сектор | Сектор обслуживания, сырьевой сектор, легкая и пищевая промышленность |
Уровень доходов | Высокий уровень доходов на душу населения | Низкий уровень дохода на душу населения при медленных темпах индустриализации. |
Фактор производства | Эффективно используется | Неэффективно используется |
Источник: составлено автором на основе [Difference between developed countries and developing countries // Key Differences. URL: https://keydifferences.com/difference-between-developed-countries-and-developing-countries.html– (дата обращения: 02.10.22)].
На сегодняшний день предпринимательская деятельность зависит от различных условий, в которых она действует. Политические, социальные, экономические и пр. факторы могут стимулировать или сдерживать бизнес.
Согласно опросу консалтингового агентства Edelman 2022 года, взаимное доверие государства и бизнеса играет важную роль в повышении эффективности деятельности. Мнение респондентов указывает на низкое доверие к государству в исполнении контрактов и считает, что бизнес не делает достаточно для решения социальных проблем [74].
Сегодня один из наиболее важных вопросов – это формирование и укрепление взаимодействия и доверия власти и бизнеса, поскольку осуществление доверия объединяет их усилия для определения перспективы развития экономики, компаний и социальной сферы. Условия укрепления доверия являются совершенствованиями структуры государственного управления и повышением ответственности бизнеса.
По мнению Мурзагалины Г.М. доверие может управлять процессом активизации деятельности предприятия, и служит первообразной деловых отношений. То есть, без доверия рыночная система не может функционировать поскольку оно выступает как надстройка и базис для распределения и обмена национального богатства [17]. (табл. 1.7)
Таблица 1.7
Подходы к роли государства в регулировании предпринимательской деятельности
Автор, год | Роль государства | Методы, применяемые для регулирования деятельности |
Зубайдуллина Д. В. 2019 | Связующий элемент между бизнесом и населением. | Осуществления развития технологий, хозяйственно-экономической деятельности, реализации производственных процессов и стимулирования трудовых ресурсов и т. д. |
Попенко А.В., Слинько А.А. 2018 | Выработка правил регулирования совместно с бизнесом Поддержка национальным компаниям на международном рынке. | Организация экономических систем Формирование работающей исполнительной системы и исполнения законов |
Седых И.О., Лапшина Е.Н., Яшин С.Н. 2021 | Выстраивание дальнесрочной стратегии развития страны. | Использование уникальной информации, позволяющей перераспределять возможности или ресурсы. |
Источник: составлено автором на основе [Зубайдуллина Д. В. Совершенствование управления региональным развитием на основе гармонизации взаимодействия государственной власти, бизнеса и населения. Санкт-Петербург, 2019. 305 с.; Попенко А.В., Слинько А.А. Современные модели взаимодействия бизнеса и власти в России // Регион: системы, экономика, управление. 2018. 178 с.; Седых И.О., Лапшина Е.Н., Яшин С.Н. Основные аспекты взаимодействия органов власти и предпринимательского сектора в управлении проектами // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. Т. 12. № 2. 84-91 с].
Разнообразие взглядов на роль политики в развитии бизнеса подчеркивает актуальность данного исследования. Государство и бизнес должны доверять друг другу чтобы формировать благоприятную предпринимательскую и экономическую среду для развития.
В данной работе проведен анализ исследований связи политики государства и предпринимательства, опубликованных в журналах по экономике, предпринимательству, международному бизнесу, и политологии, за 2018–2022 гг. Целью исследования являлась определение актуальности и современного состояния исследований и пр.
Анализ литературы показал, что политика государства оказывает существенное воздействие на предпринимательские деятельности. В то же время учитывая политическую ситуацию, можно предполагать, что предприниматели из стран с развивающейся экономикой могут сталкиваться с трудностями в ведении бизнеса на международном рынке.
Изучение связи политики государства страны и бизнеса имеет практическое значение для государственных деятелей в развитии предпринимательской деятельности страны, поскольку государственная политика может определить эффективность реализации программ стимулирования предпринимательской деятельности. Но с учетом специфики деятельности компании с участием государства важно изучать современные подходы стратегии развития.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы формирования политического влияния на стратегии компаний из стран с развивающейся экономикой, можно сделать следующие выводы:
- Дальнейшее развитие предпринимательства в странах с развивающейся экономикой во многом зависит от политики государства. За счет их взаимодействия можно достичь экономического пространства, создания благоприятного предпринимательского климата, формирования среднего класса, и повышения конкурентоспособности предприятий на мировом рынке.
- Чтобы выбрать лучшее стратегическое направление, эксперты организации изучают прошлые, текущие, прогнозируемые данные и другие факторы, которые влияют на решение. На основе разработки стратегии компания выбирает путь среди различных других альтернатив, который позволит успешно достичь целей компании. Ключевым фактором, определяющим эффективность стратегии развития компании, является анализ состояния организации, учитывающего изменение внешней среды.
- Компания должна выбрать ту стратегию, которая наилучшим образом будет направлена на развитие в долгосрочной перспективе и достижение поставленной цели.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф