У сотрудников производственной коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой самым характерным является индивидуалистический тип восприятия коллектива, самым нехарактерным – коллективистический тип восприятия. Так, У 92% сотрудников производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой индивидуалистический тип восприятия находится на среднем уровне; у 8% — низкий уровень. У 100% сотрудников коллективистический тип восприятия группы находится на низком уровне.
Средние показатели по группам отражены на рисунке 4.
У сотрудников производственной коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой самым характерным является индивидуалистический тип восприятия коллектива, самым нехарактерным – коллективистический тип восприятия. Так, У 92% сотрудников производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой индивидуалистический тип восприятия находится на среднем уровне; у 8% — низкий уровень. У 100% сотрудников коллективистический тип восприятия группы находится на низком уровне.
Средние показатели по группам отражены на рисунке 4.
По средним показателям получаются следующие формулы для двух исследуемых групп:
Производственный коллектив с более благоприятной психологической атмосферой:
2,2И + 4,8П + 7К
Производственный коллектив с менее благоприятной психологической атмосферой:
5,8И + 5П + 3,3К
Прагматический тип восприятия группы одинаково характерен для обоих коллективов и находится на втором месте по значимости.
Статистические различия представлены в таблице 7.
У сотрудников производственного коллектива с более благоприятной психологической атмосферой достоверно выше показатели по коллективистическому типу восприятия группы, в отличие от производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой.
У сотрудников производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой достоверно выше показатели по индивидуалистическому типу восприятия группы, в отличие от производственного коллектива с более благоприятной психологической атмосферой.
Таблица 7. U – критерий Манна-Уитни. Результаты по методике «Социально-перцептивная дифференциация малых групп» Н.П.Фетискина
Средние показатели | UЭмп Манна-Уитни | ||
Производственный коллектив с более благоприятной психологической атмосферой | Производственный коллектив с менее благоприятной психологической атмосферой | ||
Индивидуалистический тип восприятия | 2,2 | 5,8 | 3 |
Прагматический тип восприятия | 4,8 | 5 | 78 |
Коллективистический тип восприятия | 7 | 3,3 | 7,5 |
Жирным шрифтом выделены значимые различия (для Р ≤ 0,01).
Uкр= 51 для Р ≤ 0,05; Uкр= 38 для Р ≤ 0,01
Обратимся к корреляционному анализу. Была выявлена статистически значимая взаимосвязь между уровнем психологической атмосферы в коллективе (интегральная шкала) и коллективистическим типом восприятия производственного коллектива сотрудниками при rкр= 0,5 р≤0.01, то есть, чем ниже показатели по психологической атмосфере в коллективе, тем выше уровень коллективистического восприятия производственной группы сотрудниками (см. таблицу 8). Необходимо обратить внимание на следующий факт: что чем ниже показатели по уровню психологической атмосферы в коллективе, тем она благоприятнее, то есть можно утверждать, что коллективистический тип восприятия группы связан с благоприятностью психологической атмосферы в коллективе.
Была выявлена статистически значимая взаимосвязь между уровнем психологической атмосферы в коллективе (интегральная шкала) и индивидуалистическим типом восприятия производственного коллектива сотрудниками при rкр= 0,5 р≤0.01, то есть, чем выше показатели по психологической атмосфере (то есть, чем она хуже) в коллективе, тем выше уровень индивидуалистического восприятия производственной группы сотрудниками.
Между уровнем психологической атмосферы в коллективе и прагматическим стилем восприятия производственной группы значимой статистической связи не обнаружено.
Таблица 8. Результаты линейной корреляции по Пирсону. Показатели по типам восприятия производственного коллектива и уровень психологической атмосферы в коллективе
Типы восприятия производственного коллектива | Уровень психологической атмосферы в коллективе |
Индивидуалистический тип восприятия | 0,8 |
Прагматический тип восприятия | 0,08 |
Коллективистический тип восприятия | -0,8 |
Величины значимых корреляций: 0,39 – p<0,05; 0,5 – p<0,01
На следующем этапе испытуемым двух производственных коллективов была предложена методика «Диагностика групповой мотивации» И.Д. Ладанова. Данная методика позволяет замерить такие характеристики как личностное осмысление организационных целей и их приятие, уровень участия членов коллектива в процессе принятия решений, сплоченность, совместимость, творческость производственного коллектива, особенности выстраивания взаимоотношений между руководителем и производственным коллективом. И на основе всех этих характеристик определяется уровень групповой мотивации на успех в производственной деятельности.
Таким образом, методика позволила выявить уровень мотивированности производственных коллективов на успех в деятельности и определить существует ли связь между уровнем благоприятности психологической атмосферы в коллективе и типом мотивированности производственного коллектива.
Результаты в процентах отражены в таблице 9.
Итак, 57% сотрудников производственного коллектива с более благоприятной психологической атмосферой считают, что их коллектив положительно мотивирован и 43% считают, что их коллектив достаточно мотивирован.
Анализируя результаты по этой методике следует помнить, что согласно закону Р. Йеркса-Дж. Додсона, для достижения успеха необходим оптимальный уровень мотивации, избыток здесь столь же плох, как и недостаток. Слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость. Таким образом, можно говорить об оптимальном уровне замотивированности на успех в производственном коллективе с более благоприятной психологической атмосферой.
В производственном коллективе с менее благоприятной психологической атмосферой результаты другие. Так, 100% сотрудников считают, что их коллектив недостаточно мотивирован на получение положительных результатов.
Таблица 9. Процентные показатели по групповой мотивации на успех в производственной деятельности
Уровни групповой мотивации на успех в деятельности | Производственный коллектив с более благоприятной психологической атмосферой | Производственный коллектив с менее благоприятной психологической атмосферой |
Группа положительно мотивирована | 57 | — |
Группа в достаточной степени мотивирована | 43 | — |
Группа недостаточно мотивирована на получение положительных результатов | — | 100 |
Группа слабо мотивирована | — | — |
Группа отрицательно мотивирована | — | — |
Обратимся к средним показателям по исследуемым группам. Члены производственного коллектива с более благоприятной психологической атмосферой по средним показателям положительно мотивированы (152). Члены производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой – недостаточно мотивированы на получение положительных результатов (101).
Статистические различия представлены в таблице 10.
Таблица 10. U – критерий Манна-Уитни. Результаты по методике «Диагностика групповой мотивации» И.Д. Ладанова
Шкалы | Средние значения | UЭмп Манна-Уитни | |
Производственный коллектив с более благоприятной психологической атмосферой | Производственный коллектив с менее благоприятной психологической атмосферой | ||
Групповая мотивация на успех в деятельности | 152 | 101 | 0 |
Жирным шрифтом выделены значимые различия (для Р ≤ 0,01).
Uкр= 51 для Р ≤ 0,05; Uкр= 38 для Р ≤ 0,01
Итак, уровень групповой мотивации на успех в производственной деятельности достоверно выше у производственного коллектива с более благоприятной психологической атмосферой, в отличие от производственного коллектива смене благоприятной психологической атмосферой.
Обратимся к корреляционному анализу. С этой целью был использован коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Была выявлена статистически значимая взаимосвязь между уровнем психологической атмосферы в коллективе (интегральная шкала) и групповой мотивацией на успех в деятельности при rкр= 0,5 р≤0.01, то есть, чем ниже показатели по психологической атмосфере в коллективе (то есть, чем она благоприятнее), тем выше уровень групповой мотивации на успех в деятельности (см. таблицу 11).
Таблица 11. Показатели по психологической атмосфере в коллективе (интегральная шкала) и групповой мотивации на успех в деятельности (корреляционный анализ)
Результаты линейной корреляции по Пирсону. Показатели по групповой мотивации на успех и уровень психологической атмосферы в коллективе
Показатели по групповой мотивации | Уровень психологической атмосферы в коллективе |
Групповая мотивация на успех в деятельности | -0,91 |
Величины значимых корреляций: 0,39 – p<0,05; 0,5 – p<0,01
Итак, существует статистически значимая взаимосвязь между психологической атмосферой в производственном коллективе и групповой мотивацией на успех в деятельности.
На следующем этапе испытуемым была предложена методика изучения социально-психологической самооценки коллектива (СПСК) Р.С. Немова. Методика позволила выявить такие социально-психологические характеристики коллективов, как стремление к сохранению целостности группы; сплоченность; контактность (личные взаимоотношения); открытость; организованность; информированность; ответственность и выяснить связаны ли эти характеристики с психологической атмосферой в коллективе.
Таблица 12. Процентные показатели по социально — психологическим характеристикам самооценки производственных коллективов
Производственный коллектив с более благоприятной психологической атмосферой | Производственный коллектив с менее благоприятной психологической атмосферой | |||||
Уровни | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Стремление к сохранению целостности группы | — | 100 | — | — | 100 | — |
Сплоченность (единство отношений) | 71 | 29 | — | — | 100 | — |
Контактность (личные взаимоотношения) | 71 | 29 | — | — | 100 | — |
Открытость | — | 100 | — | — | 100 | — |
Организованность | — | 100 | — | — | 100 | — |
Информированность | — | 100 | — | — | 100 | — |
Ответственность | — | 100 | — | — | 100 | — |
Никто из членов двух производственных коллективов не считает, что в его коллективе замеряемые социально – психологические характеристики проявляются на низком уровне.
Рассмотрим процентные показатели: 71% сотрудников производственного коллектива с более благоприятной психологической атмосферой считают, что такие социально-психологические характеристики производственной группы как сплоченность, контактность (под которой понимаются личностные взаимоотношения), проявляются в их группе на высоком уровне. У производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой другие результаты по вышеназванным характеристикам. Так, 100% сотрудников считают, что сплочённость и контактность проявляются в их производственном коллективе на среднем уровне.
По остальным характеристикам процентные показатели совпали. Открытость, организованность, информированность, ответственность, стремление к целостности группы оценивается 100% испытуемых обоих коллективов на среднем уровне.
Таким образом, можно говорить о тесной связи между совместимостью и сплоченностью в производственных коллективах (контактность же – один из аспектов совместимости).
Как известно, Б.Ф. Ломов включает в понятие сплоченность следующие аспекты:
— систему межличностных отношений. Это — симпатия, антипатия, дружба;
— психологические механизмы взаимодействия между людьми;
— систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [28].
Результаты по средним значениям отражены на рисунке 6, статистические различия в таблице 13.
Таблица 13. U – критерий Манна-Уитни. Результаты по методике СПСК Р.С. Немова (Социально-психологическая самооценка коллектива)
Средние показатели | UЭмп Манна-Уитни | ||
Производственный коллектив с более благоприятной психологической атмосферой | Производственный коллектив с менее благоприятной психологической атмосферой | ||
Стремление к сохранению целостности группы | 43,8
| 29,8 | 0 |
Сплоченность (единство отношений) | 50,4
| 31,2 | 0 |
Контактность (личные взаимоотношения) | 50,5
| 24,2 | 0 |
Открытость | 37,9 | 31,3 | 6 |
Организованность | 44,4 | 31,3 | 0 |
Информированность | 35,8 | 29,3 | 11,5 |
Ответственность | 40,4 | 29,6 | 6 |
Жирным шрифтом выделены значимые различия (для Р ≤ 0,01).
Uкр = 51 для Р ≤ 0,05; Uкр= 38 для Р ≤ 0,01
Таким образом, в производственном коллективе с более благоприятной психологической атмосферой достоверно выше показатели по стремлению к сохранению целостности группы, по сплоченности, контактности, открытости, организованности, информированности, ответственности, чем в производственном коллективе с менее благоприятной психологической атмосферой.
Рассмотрим результаты корреляционного анализа.
Была выявлена статистически значимая взаимосвязь между уровнем психологической атмосферы в коллективе (интегральная шкала) и групповой мотивацией на успех в деятельности при rкр= 0,5 р≤0.01, то есть, чем ниже показатели по психологической атмосфере в коллективе (то есть, чем она благоприятнее), тем выше показатели по сохранению целостности группы, по сплоченности, контактности, открытости, организованности, информированности, ответственности (см. таблицу 14).
Таблица 14. Показатели по психологической атмосфере в коллективе (интегральная шкала) и социально-психологическим характеристикам самооценки коллектива (корреляционный анализ)
Результаты линейной корреляции по Пирсону. Показатели по социально-психологическим характеристикам самооценки коллектива и уровень психологической атмосферы в коллективе
Социально-психологические характеристики самооценки коллектива | Уровень психологической атмосферы в коллективе |
Стремление к сохранению целостности группы | -0,95 |
Сплоченность (единство отношений) | -0,91 |
Контактность (личные взаимоотношения) | -0,93 |
Открытость | -0,70 |
Организованность | -0,90 |
Информированность | -0,67 |
Ответственность | -0,87 |
Величины значимых корреляций: 0,39 – p<0,05; 0,5 – p<0,01
Итак, существует статистически значимая взаимосвязь между психологической атмосферой в производственном коллективе и такими социально-психологическими характеристиками коллектива, как стремление к сохранению целостности группы, сплоченностью, контактностью, открытостью, организованностью, информированностью, ответственностью.
Выводы по второй главе
Итак, уровень совместимости, сработанности, успешности коллектива с более благоприятной психологической атмосферой достоверно выше, в отличие от производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой.
Чем ниже показатели по психологической атмосфере в коллективе (то есть, чем она лучше), тем выше уровень совместимости, сработанности, успешности сотрудников производственного коллектива.
У сотрудников производственного коллектива с более благоприятной психологической атмосферой достоверно выше показатели по коллективистическому типу восприятия группы, в отличие от производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой.
У сотрудников производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой достоверно выше показатели по индивидуалистическому типу восприятия группы, в отличие от производственного коллектива с более благоприятной психологической атмосферой.
Чем ниже показатели по психологической атмосфере в коллективе (то есть, чем она лучше), тем выше уровень коллективистического восприятия производственной группы сотрудниками.
Чем выше показатели по психологической атмосфере (то есть, чем она хуже) в коллективе, тем выше уровень индивидуалистического восприятия производственной группы сотрудниками.
Между уровнем психологической атмосферы в коллективе и прагматическим стилем восприятия производственной группы значимой статистической связи не обнаружено.
Уровень групповой мотивации на успех в производственной деятельности достоверно выше у производственного коллектива с более благоприятной психологической атмосферой, в отличие от производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой.
Чем ниже показатели по психологической атмосфере в коллективе (то есть, чем она благоприятнее), тем выше уровень групповой мотивации на успех в производственной деятельности.
В производственном коллективе с более благоприятной психологической атмосферой достоверно выше показатели по стремлению к сохранению целостности группы, по сплоченности, контактности, открытости, организованности, информированности, ответственности, в отличие от производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой.
Чем ниже показатели по психологической атмосфере в коллективе (то есть, чем она благоприятнее), тем выше показатели по сохранению целостности группы, по сплоченности, контактности, открытости, организованности, информированности, ответственности.
Гипотеза исследования подтверждена.
Заключение
В отечественной психологии выделяют четыре подхода к пониманию природы социально-психологического климата.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, социально-психологический климат представляет собой полнофункциональное, социально-психологическое образование, которым определяется любая деятельность коллектива.
Психологический климат – это интегральный параметр жизнедеятельности коллектива, включающий в себя поведенческие, познавательные и эмоциональные компоненты. Климат коллектива составляет качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности.
Совместимость предполагает совпадение ряда свойств членов группы. К таким свойствам относятся взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических реакций и отсутствие, в группе выраженных эгоцентрических устремлений.
Критерием совместимости является высокая непосредственная удовлетворенность партнеров результатом и процессом взаимодействия, то есть работникам не нужно прикладывать специальные усилия для установления понимания. Каждый член коллектива отвечает требованиям другого.
Психологическая совместимость сопровождается возникновением взаимной симпатии, уважения, уверенности в благоприятном исходе будущих контактов.
Принято различать понятия «совместимость» и «сработанность». Совместимость отображает психологическое единство субъектов и выражается в позитивной оценке друг друга и сложившихся отношений.
Сработанность характеризуется максимально возможной результативностью совместных действий личностей в организации при относительно низких психофизиологических затратах на выполнение этих действий.
В изучении совместимости и сработанности можно выделить три подхода: структурный, функциональный, адаптивный.
Структурный подход предполагает поиск оптимальных сочетаний характеристик членов производственной группы. Для сработанности – это, прежде всего, характеристики профессиональных качеств субъектов совместной деятельности: умений, навыков, знаний, фиксирующихся в сфере трудовой деятельности.
При функциональном подходе производственная группа рассматривается как некое образование, основная задача которого – реализация определенных функций. Сотрудники трудового коллектива при данном подходе рассматриваются как носители определенных функций — в социальной психологии они обозначаются как роли.
Третий подход к проблеме совместимости-сработанности – адаптивный. Он предполагает активное формирование позитивных межличностных отношений и активное совершенствование навыков совместной работы. Для этого подхода характерна целенаправленная работа по совершенствованию знаний друг о друге в области профессиональных и личностных качеств, обучение согласованности операций и действий.
Как показало проведённое эмпирическое исследование, уровень совместимости, сработанности, успешности коллектива с более благоприятной психологической атмосферой достоверно выше, в отличие от производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой.
Чем ниже показатели по психологической атмосфере в коллективе (то есть, чем она лучше), тем выше уровень совместимости, сработанности, успешности сотрудников производственного коллектива.
У сотрудников производственного коллектива с более благоприятной психологической атмосферой достоверно выше показатели по коллективистическому типу восприятия группы, в отличие от производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой.
У сотрудников производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой достоверно выше показатели по индивидуалистическому типу восприятия группы, в отличие от производственного коллектива с более благоприятной психологической атмосферой.
Чем ниже показатели по психологической атмосфере в коллективе (то есть, чем она лучше), тем выше уровень коллективистического восприятия производственной группы сотрудниками.
Чем выше показатели по психологической атмосфере (то есть, чем она хуже) в коллективе, тем выше уровень индивидуалистического восприятия производственной группы сотрудниками.
Между уровнем психологической атмосферы в коллективе и прагматическим стилем восприятия производственной группы значимой статистической связи не обнаружено.
Уровень групповой мотивации на успех в производственной деятельности достоверно выше у производственного коллектива с более благоприятной психологической атмосферой, в отличие от производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой.
Чем ниже показатели по психологической атмосфере в коллективе (то есть, чем она благоприятнее), тем выше уровень групповой мотивации на успех в производственной деятельности.
В производственном коллективе с более благоприятной психологической атмосферой достоверно выше показатели по стремлению к сохранению целостности группы, по сплоченности, контактности, открытости, организованности, информированности, ответственности, в отличие от производственного коллектива с менее благоприятной психологической атмосферой.
Чем ниже показатели по психологической атмосфере в коллективе (то есть, чем она благоприятнее), тем выше показатели по сохранению целостности группы, по сплоченности, контактности, открытости, организованности, информированности, ответственности.
Гипотеза исследования подтверждена. Цель исследования достигнута.
Список литературы
- Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. — М.: МГУ, 2010. — 364с.
- Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 286с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2009. — 375с.
- Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение. 2009. — 319с.
- Владыкин А. Б., Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения.– М.: Наука, 2008. –176с.
- Волкогонова О.Д. Зуб А.Т. Управленческая психология. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 435с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент. http://bugabooks.com/book/122-menedzhment/1-soderzhanie.html
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. — М.: ИНИОН, 2008. -324с.
- Донцов А. И. Психология коллектива. — М.: АСТ, 2010. -358с.
- Жданов О.И. Социально-психологический климат в коллективе. М.:СПб.: Питер, 2007.- 389с.
- Кабаченко Т. С. Психология управления. Ч. 1. Управленческая деятельность. / Учебное пособие. — М.: Рос. пед. агентство, 2012 .146 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, Изд-во БГУ. 2009. -284с.
- Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. — М.: Академия, 2007. — 160с.
- Карпов А.В. Психология менеджмента. — М.: Гардарики, 2008. – 348с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М.: Аспект Пресс, 2010. – 318с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Создание. Личность. — М.: Смысл, Академия, 2007. — 352с.
- Личность и межличностные отношения. – Режим доступа: http:// www. bestreferat. ru / referat – 11644 htm /
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. – СПб.: Питер, 2011. – 428с.
- Митин А.Н. Управление персоналом. — Екатеринбург, 2003. — 379с.
- Мясищев В.Н., Психология отношений: Избр. психол. труды. – М.: Ин-т практ. психол, 2009. – 356 с.
- Неймер Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива // СОЦИС. – 2006. – № 11. — С. 21-25.
- Немов Р. С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. М.: Наука, 2010. – 398с.
- Никуленко Т.Г. Психология менеджмента. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 349 с.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Наука. 2010. — 191с.
- Обозов, Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей / Н. Н. Обозов. – СПб.: Облик, 20011. – 212с.
- Пайке Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Изд-во «Питер», 2008. — 489с.
- Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: Питер, 2007. – 396с.
- Питерс Т., В поисках эффективного управления. – М.: Экономика, 2012. – 216 с.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. — М.: АСТ, 2007. 376с.
- Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. — М.: Наука, 2009. – 325с.
- Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 2008. — 440с.
- Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А.Л. Журавлев. Е.В. Шорохова. — М.: Изд-во «Социум», «Институт психологии РАН», 2011. -258с.
- Пугачев В.П. «Руководство персоналом организации». — Москва.: АСТ, 2008. — 279с.
- Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, А.Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии. 2010. — 640с.
- Социальная психология /Под ред. А.Л.Журавлева М.:ПЕР СЭ, 2007. 35с.
- Танаев В., Карнаух И. Практическая психология управления. — М.: Аст-Пресс; Книга, 2012. — 394с.
- Трайнев В.А. Психологические аспекты менеджмента. — М.: Сфера, 2008. – 342с.
- Управление персоналом // Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. М.: Инфра, 2006. — 423с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во института психотерапии, 2012. — 339с.
- Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. — М.: Феникс, 2008. — 421с.
- Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. — СПб.: Питер, 2009. – 364с.
- Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. — М.: Высшая школа, 2010. — 390с.
- Яхонтова Е.С. Преимущества и проблемы внедрения командного метода работы. // Современное управление. — 2003. — N10. — С.27-32.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф