Меню Услуги

Влияние самоотношения на готовность к браку современной молодежи

Страницы:   1   2   3   4


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ готовности к браку современной молодежи
  • 1.1. Семья как социальный институт
  • 1.2. Содержание и структура готовности к браку
  • 1.3. Факторы готовности к браку
  • 1.4. Понятие и сущность самоотношения
  • 1.5. Понятие самооценки и ее место в структуре самоотношения
  • 1.6. Влияние самоотношения на готовность к браку
  • Выводы по Главе 1
  • Глава 2.Эмпирическое исследование готовности к браку современной молодежи
  • 2.1. Программа исследования
  • 2.2. Методики исследования
  • 2.3. Описание и анализ результатов
  • Выводы по Главе 2
  • Заключение
  • Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в российском обществе происходит процесс трансформации ценностно-нормативной культуры. Темп жизни, новые эталоны поведения, расхождение традиционных образов семейной жизни и транслируемых СМИ создает почву для отсрочки вступления в брак современных молодых людей.  Юноши и девушки спешат самореализоваться в профессиональной сфере, ощутить уверенность в будущем, испытывают недоверие к партнеру как гаранту стабильности семьи. Самоутверждение и  Во многом восприятие мира, формирование ценностных приоритетов  связано с самоощущением: расхождение между образом себя сегодня и желаемым образом завтра переносится на партнера.  Вместе с тем, молодые люди не всегда могут соответствовать стандартам и образцам современных супругов. Жизнь современной молодежи наполнена противоречиями: с одной стороны, оно сопровождается социальной активностью и мобильностью, новыми перспективами, позволяющими уменьшить границы вхождения и в брачно-семейные отношения; с другой стороны, психологическая незрелость выступает в качестве причины неготовности к вступлению в брак. Необходимость изучения влияния самоотношения на готовность к браку у современных молодых людей и определили актуальность темы нашего исследования.

Проблемами психологии семьи в целом, выявления ее функций, структуры и динамики занимались такие психологи, как В.И. Зацепин, Н.Я. Соловьев, В. Сатир и многие другие. Благодаря этим исследованиям были выявлены типы семей, их функции, структура и динамика и т.д. С. Минухин предложил рассматривать семью как систему, имеющую определенную структуру, внешние и внутренние границы, правила и стереотипы взаимоотношений. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис особое внимание уделили нарушениям функционирования семейной системы, в том числе и незрелым мотивам вступления в брак. Современные психологи констатируют слабую ориентацию молодежи на создание семьи и недостаточный уровень готовности  к семейному образу жизни (Т.И. Дымнова, Е.И. Зритнева, В.Т. Лисовский, Е.М. Черняк, Л.Б. Шнейдер). Анализ понятия «самоотношение», основных факторов и механизмов его формирования у молодых людей представлен в работах С.Р. Пантелеева, B.C. Столина, Е.Т. Соколовой, К. Хорни,  И. Эриксона и др. Несмотря на то, что задача подготовки к браку является актуальной и востребованной в обществе, в психологической науке по этому поводу существуют следующие проблемы. Отмечается недостаточность новых научных разработок по проблеме готовности к браку в современных социально-культурных условиях. Многие положения, накопленные советской педагогикой и психологией, в связи с новыми культурно – риторическими условиями, оказываются сегодня несоответствующие требованиям действительности.

В связи с этим целью данного исследования является изучение влияния самоотношения на готовности к браку современной молодежи.

  1. Самоотношение и самооценка выступают личностными коррелятами готовности к браку современной молодежи, отражающей осознанность “я”; самоуважение и уверенность в себе; саморуководство и последовательность “я”; ожидаемое отношение других; безусловное самопринятие; переживание ценности собственной личности; чувство привязанности к своему “я”; непонимание себя, переживание конфликтности “я”; чувство самообвинения.
  2. Существует качественное своеобразие самоотношения у молодежи с низкой и высокой готовностью к браку: молодые люди с положительным чувством в адрес собственного “я” демонстрируют высокую готовность к браку; и наоборот – молодежь с отрицательным отношением к своему «Я» проявляют низкую готовность ко вступлению в брак.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами исследования предполагается решение следующих задач:

— проанализировать основные теоретические подходы к проблемам семьи как социального института;

— рассмотреть понятие психологической готовности к браку и выделить его содержание и структуру;

— изучить понятие и сущность самоотношения, а также самооценки как часть его структуры;

— провести теоретический анализ влияния самоотношения на готовность к браку;

— исследовать возможное влияние самоотношения на готовность к браку.

Объектом данного исследования выступает категория самоотношения молодых людей, планирующих вступить в брак.

Предметом исследования являются психологическая готовности к браку.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принцип детерминизма, предложенный С.Л. Рубинштейном; принцип системности, разработанный Б.Г. Ананьевым; концепции самоотношения личности (В.В.Столин, С.Р.Пантилеев).

Методы исследования: метод опроса (анкетирование); психодиагностический метод; метод статистической обработки информации.

Методики исследования:

— Методика исследования самоотношения (тест — опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев.

— Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное (методика Будасси).

— Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда.

— Опросник «Отношение к браку».

Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в работе, обеспечивалась исходными научно-методологическими принципами, применением апробированного инструментария, достаточно большим объемом выборки, соблюдением правил проведения опросов, использованием аппарата математической обработки данных.

Научная новизна работы состоит в том, что в нём конкретизировано научное представление о содержании понятия «психологическая готовность к браку» и раскрыто содержание её структурных компонентов (психологическая готовность к брачным отношениям есть интегральная характеристика, объединяющая мотивы, знания, умения, навыки и качества личности, которые обеспечивают построение отношений супругов в браке и выражены в когнитивном, мотивационном, операциональном, эмоциональном и поведенческом компонентах); показано влияние на уровень психологической готовности к браку самоотношения молодых людей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что необходимо проведение психологической работы по формированию готовности молодых людей к браку; результаты позволяют осуществить дифференцированный подход к молодым людям в процессе консультирования по вопросам их психологической готовности к брачным отношениям.

Положения, выносимые на защиту.

— Основными компонентами психологической молодых людей к браку являются когнитивный, мотивационный, операциональный, эмоциональный и поведенческий. Содержание когнитивного компонента составляет система знаний и представлений о предназначении брака, его роли в человеческом обществе и в жизни каждой отдельной личности; об особенностях брачных и добрачных отношений; о системе обязанностей по отношению к будущему партнёру и выполнении семейных функций, об особенностях собственной личности, о возможных отношениях с партнёром. Содержание мотивационного компонента включает мотивы выбора брачного партнёра. Содержание операционального компонента составляет система умений общаться и взаимодействовать с учётом гендерных особенностей партнёра. Содержание эмоционального компонента составляют эмпатические способности, выражающиеся в осознании значимости, ценности другого человека, в активном сопереживании, наличии навыка чувствования другого человека. Содержание поведенческого компонента включает проявление сотрудничества как основной тактики поведения в конфликтных ситуациях.

— Положительное отношение к себе способствуют формированию психологической готовности к браку.

Структура работы состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, приложений и списка литературы. В первой главе анализируется современное состояние проблемы готовности к браку современной молодежи. Во второй главе  проводится эмпирический анализ влияния самоотношения на готовность к браку у молодых людей.

 

ГЛАВА 1. Теоретический анализ готовности к браку современной молодежи

1.1. Семья как социальный институт

Супружеству и семье посвящены множество художественных книг и научных исследований, которые рассматривают данный институт с разных точек зрения, в различных концептуальных базах. С древних времен по настоящее время изменение семьи эволюционировало от беспорядочных половых связей (промискуитета), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. [31, с. 17].

Всё больше российских и зарубежных литературных источников посвящены проблемам эволюции семьи, её структуре, в которых нашли отражение такие немаловажные вопросы, как причины вступления в брак, основания семейных конфликтов и разводов, функции семьи, методы семейной терапии, супружеские и детско-родительские отношения (А.Г. Харчев, В.Н. Дружинин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, В. Сатир, Г. Навайтис и др.).

Сложность и многогранность брака и семьи обуславливают большое количество определений этих понятий, встречающихся в научной литературе. Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь, вместе с тем есть и специфика.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой более сложную систему, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам людей [37].

Е.Г. Силяева определяет брак как легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Брак, с её точки зрения, составляет основу норм морали и права, которые регулируют семейные отношения [37].

На основании анализа литературы можем говорить, что брак — это исторически сложившийся социальный институт регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной. Целью брака всегда считалось создание семьи. С другой стороны, брак — это особый, общественный институт, исторически обусловленная и регулируемая обществом форма отношений между полами, и прежде всего юридическая форма. Брак позволяет определить права и обязанности между мужчиной и женщиной и их детьми.

Вместе с тем семья — это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [25, с. 4].

По мнению В. Сиволобова, семья — это добровольный союз женщины и мужчины для удовлетворения духовных, социальных, сексуальных потребностей, эмпиративной потребности, потребности в рождении и воспитании детей, «для создания личного и нерушимого очага верности, любви, стабильности и безопасности в огромном непростом мире жизни [24, с. 4].

Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация — жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства.

Л.Б. Шнейдер пишет, что семейные отношения — это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая не только современные, но и мифологические уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания [31, с. 10].

Теоретический анализ позволяет заключить, что семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи [21, с. 3].

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура.

По мнению Н.Я. Соловьева, жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи [35, с. 6]. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис выделяют следующие функции семьи: хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическую и воспитательную, суть которой заключается в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения этой функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества [38].

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис определяют структуру семьи как состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений [15]. З.А. Янкова под структурой семьи понимает систему связей между членами семьи или характер взаимоотношений между ними [15].

С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи (авторитарная семья), и семьи, где явно выражено равноправие (демократическая семья). Различия могут быть связаны с распределением основных обязанностей: либо равномерно, либо большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи.

Семья имеет дифференцированные подсистемы, которые образуются по возрастному принципу (например, братско-сестринская), по принадлежности к полу (например, дед, отец, сын) или по задаче (например, родительская подсистема). Таким образом, в семейном холоне три соединения: супружеское, родительское и возрастное.

По мнению А.М. Швеца и Е.А. Могилевкина [3, с. 10], большинство работ, посвященных семье, рассматривают ее как относительно закрытую систему, имеющую слабую связь с окружающими институтами, организациями и группами. Семья выступает как культурная общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиций во взаимоотношениях с обществом.

Таким образом, брак и семья являются древнейшими социальными институтами. Как всякий социальный институт, они изменяются по мере развития общества — возникают новые нормы, ценности и образцы поведения в области семейно-брачных отношений. В зависимости от эволюции общества произошла трансформация как содержания, так и социальных функций брака и семьи. Во многих современных исследованиях брака и семьи приводятся данные, подтверждающие наличие кризиса данного социального института. В разных странах они отличаются лишь исторической длительностью и социокультурными особенностями. Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.2. Содержание и структура готовности к браку

Анализ структуры семьи и ее подструктур дает возможность ответить на вопрос, как реализуются функции семьи, кто осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности и как проходит воспитательный процесс. Вместе с тем, функционирование семьи невозможно, если члены ее не готовы к браку.

А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность [36, с. 16]. В психологических и педагогических исследованиях наблюдается множественность подходов к определению понятия «психологическая готовность». Она характеризуется как:

— определённое психическое состояние, возникающее перед началом деятельности, характеризующееся наличием у субъекта образа структуры определённого действия и постоянной направленности сознания на его выполнение [9, с. 16];

— существенный признак установки, целостное психическое явление, в котором интегрированы знания и умения личности относительно исполнения конкретного вида деятельности [24, с. 26];

— качество, которое формируется на основе внешних и внутренних условий. Под внешними условиями подразумевается та конкретная обстановка, в которой осуществляется деятельность, а под внутренними — устойчивые психические особенности, свойственные данному человеку [9, с. 45];

— устойчивая характеристика личности (в данном случае речь идёт о так называемой устойчивой готовности или о подготовленности личности, которая существует длительное время и которую не нужно формировать каждый раз с целью выполнения поставленной задачи), качество, объединяющее знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия [15, с. 63].

И.Ю. Зудилина под психологической готовностью к брачным отношениям понимает интегральную характеристику, объединяющую психологические мотивы, знания, умения, навыки и качества личности, которые обеспечивают построение отношений супругов в браке и выражены в когнитивном, мотивационном, операциональном, эмоциональном и поведенческом компонентах [14].

Психологический словарь трактует психологическую готовность к браку как систему психологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак. Она включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития — психологическая зрелость) [40, с. 167].

Анализ литературных источников позволяет говорить о том, что давая различные определения психологической готовности к браку, все исследователи склоняются к мысли о том, что для устойчивости семейно-брачных отношений необходимо, чтобы молодые люди, вступающие в брак, имели определенный уровень социальной и личностной зрелости, без которого сложно будет преодолевать жизненные трудности.

Существуют разные точки зрения на то, какие компоненты включает в себя психологическая готовность к браку.

И.Ю. Зудилина выделяет следующие компоненты психологической готовности к браку, представленные в табл. 1. [19, с. 13].

Таблица 1. Структура психологической готовности к брачным отношениям

№\п Компоненты Содержание Показатели
1 Когнитивный система знаний о предназначении брака, его роли в человеческом обществе и в жизни каждой отдельной личности; об особенностях брачных отношений; представления о системе обязанностей по отношению к будущему партнёру и выполнении семейных функций, об особенностях собственной личности, о возможных отношениях с партнёром Ролевые ожидания и притязания в браке. Раскрываются ценностно-смысловые особенности личности в представлениях о распределении функций в семье и согласованности ролевых ожиданий и притязаний в браке
2 Мотивационный соответствующие мотивы, проявляющиеся в выборе брачного партнёра Мотивы выбора брачного партнёра. Этот показатель позволяет определить ведущие мотивы в выборе брачного партнёра как жизненной ценности и стимула поведения
3 Операциональный система практических умений и действий, связанных с общением и взаимодействием с учётом гендерных различий Уровень перцептивно-интерактивной компетентности. Выявляется умение студентов взаимодействовать в процессе общения и адекватно воспринимать партнёра
4 Эмоциональный эмпатические способности, выражающиеся в осознании значимости другого человека, в «активном сопереживании» (представлении и понимании психологического состояния другого, сопереживании ему и готовности помочь), наличие навыка чувствования другого человека Уровень эмпатических способностей. Данный показатель по комплексу шкал позволяет изучить способность студентов эмпатировать как важный элемент эмоциональных отношений в браке
5 Поведенческий -особенности поведения личности в конфликтных ситуациях Тактики поведения в конфликтных ситуациях. Проявление основной тактики поведения в конфликтных ситуациях

 

Таким образом, основными компонентами психологической молодых людей к браку являются когнитивный, мотивационный, операциональный, эмоциональный и поведенческий. Содержание когнитивного компонента составляет система знаний и представлений о предназначении брака, его роли в человеческом обществе и в жизни каждой отдельной личности; об особенностях брачных и добрачных отношений; о системе обязанностей по отношению к будущему партнёру и выполнении семейных функций, об особенностях собственной личности, о возможных отношениях с партнёром. Содержание мотивационного компонента включает мотивы выбора брачного партнёра. Содержание операционального компонента составляет система умений общаться и взаимодействовать с учётом гендерных особенностей партнёра. Содержание эмоционального компонента составляют эмпатические способности, выражающиеся в осознании значимости, ценности другого человека, в активном сопереживании, наличии навыка чувствования другого человека. Содержание поведенческого компонента включает проявление сотрудничества как основной тактики поведения в конфликтных ситуациях.

Важным является вопрос выявления причин, движущих сил готовности или неготовности современных юношей и девушек вступать в брачные отношения.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4