Страницы 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ
- 1.1 Понятие, сущность и роль СМИ в современном обществе
- 1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и государственной власти
- 1.3 СМИ как инструмент реализации информационных потребностей органов власти
- ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ВОСПРИЯТИЕ РОССИЙСКИМИ ГРАЖДАНАМИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
- 2.1 Методы мониторинга и анализа влияния СМИ на общественное мнение
- 2.2 Анализ мониторинга формирования СМИ общественного мнения о работе органов государственной власти в РФ
- 2.3 Эмпирическое исследование эффективности воздействия СМИ на восприятие работы органов государственной власти гражданами РФ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день средства массовой информации (СМИ) стали одним из самых влиятельных и эффективных инструментов формирования социального пространства как в мировых масштабах, так и в рамках отдельных регионов. Стремительно возрастает влияние СМИ на политическую и культурную картины мира, на восприятие гражданами происходящих событий в «правильном ключе», в нужном направлении для политиков, органов власти, оппозиции, и пр.
Любая новость, событие воспринимаются человеком, поэтому напрямую зависит от способа подачи данного информационного материала. Событие можно преподнести как нечто очень важное, либо наоборот, нивелировать значимость события путем высмеивания или замалчивания, а событие «пустяковое» наоборот, можно преподнести как существенное. Так же можно формировать и эмоциональную окраску преподносимой информации.
Таким образом, конструируется новая реальность – медийная. Медийная картина мира показывает процессы перманентного изменения в социальной, политической, культурной и духовной реальностях, которые становятся всё более сложными для восприятия, и средства массовой информации играют в этом процессе значительную роль. Несомненно, органы государственной власти не могли обойти своим вниманием такой мощнейший инструмент воздействия на народные массы, и регулярно используют средства массовой информации для освещения своей деятельности.
Стоит отметить, что если каких-то 10 – 20 лет назад ведущую роль играли традиционные средства массовой информации, такие как периодические печатные издания, радио и телевидение, то сейчас стремительно завоевывают медиа-пространство интернет-СМИ, которые зачастую пользуются большей популярностью, чем привычные для старшего поколения источники информации. В связи с появлением и распространением сети Интернет появилось единое информационное пространство, так называемая информационная среда, которая позволяет стремительно передавать информацию, и придавать ей соответствующее смысловое значение.
Степень изученности темы исследования:
Вопросам воздействия СМИ на восприятие гражданами информации, манипулированию сознанием человека, были посвящены труды таких ученых, как: Данилова А. А., Кастельс М., Тюплина И. А., Зайцева Е. М., и др.
Информационная политика органов власти – пропаганда, антипропаганда, контрпропаганда рассмотрены в работах Пономарева Н. Ф., Пименовой Ю., Щепиловой Г. Г. и др.
Анализ культурно-нравственного аспекта деятельности средств массовой информации проведен в исследовании Ветрова К. В., который также рассматривал особенности СМИ постсоветской России.
Вопросам информационной политики в России посвящены труды Коновченко С. В., Засурского Я. Н., Гринберга Р. С., Дейкина А. И., и др.
Однако несмотря на то, что влияние СМИ на восприятие гражданами деятельности органов власти вызывает интерес многих исследователей, до сих данная сфера является не достаточно изученной, что обусловлено стремительными развитием и трансформацией медийного пространства.
Предметом данного исследования является процесс воздействия средств массовой информации на восприятие гражданами работы государственных органов власти.
Объектом – Российские СМИ, освещающие деятельность государственных органов власти в РФ.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ влияния средств массовой информации на восприятие гражданами РФ работы органов государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие, сущность и роль СМИ в современном обществе;
– рассмотреть модели взаимодействия средств массовой информации и государственной власти;
– выявить роль СМИ как инструмента реализации информационных потребностей органов власти;
– определить методы мониторинга и анализа влияния СМИ на общественное мнение;
– провести анализ мониторинга формирования СМИ общественного мнения о работе органов государственной власти в РФ;
– провести эмпирическое исследование эффективности воздействия СМИ на восприятие работы органов государственной власти гражданами РФ.
Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что при написании данного исследования нами были проанализированы труды ведущих ученых, систематизирована теоретическая база и сделаны соответствующие выводы по теме исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать на практике для изучения деятельности средств массовой информации по информированию населения о работе органов государственной власти в РФ.
В процессе исследования нами были применены общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и др.), анализ публикаций, посвященных деятельности органов государственной власти в различных информационных источниках.
Информационной базой исследования явились материалы, опубликованные в открытой печати.
Цель и задачи определили структуру данной выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ
1.1 Понятие, сущность и роль СМИ в современном обществе
В современном понимании термин «средства массовой информации» стали употреблять в 19-м веке, а в употребление в русском языке данное понятие вошло с 1970-х гг., когда им заменили термин «средства массовой коммуникации», которое было введено в СССР еще в 1960-х гг.
Термин «средства массовой информации» трактуется неоднозначно – с одной стороны СМИ «представляют собой определенные социальные институты, занимающиеся сбором, обработкой, анализом, интерпретацией и распространением информации в массы». С политологической точки зрения «СМИ является удобным инструментом агитации (не только политической), средством манипуляции населения, пропаганды».
С расширением медиа-пространства средства массовой информации стали играть все большую роль в обществе – из СМИ население получает не только новости о текущих событиях (политические новости, новости об изменениях в экономике, реформах, военных конфликтах, распространении эпидемии, локальные новости, такие как открытие нового торгового центра в городе, анонс кинофильмов, выборы в Администрацию, и пр.), но и получают экспертную оценку какого-либо события, которая влияет на его восприятие массами.
Большинство населения не склонно само находить информацию предпочитая получить ее «в готовом виде», а также критически осмысливать полученную информацию, всецело полагаясь на ту оценку событий, которую транслируют в массы СМИ. Такое положение дел сложилось в силу как психологических, образовательных, интеллектуальных особенностей каждого человека, а также (что характерно для российской аудитории) наивной уверенности в достоверности получаемой посредством СМИ информации.
Такое восприятие характерно для российской аудитории в силу того, что долгое время граждане бывшего СССР (на сегодняшний день – старшее поколение) имели ограниченный доступ к информации, причем у населения воспитывалась беспрекословная восторженная подчиненность догмам Коммунистической партии, идей социализма, и пр.
Хотя утверждать, что подобное отношение характерно именно для российской аудитории было бы не совсем справедливым, так как такое отношение встречается у той аудитории, у которой имеется доступ к ограниченному количеству СМИ, в основном контролируемому властными структурами определенной страны (Северная Корея, Китай, Республика Беларусь, Страны ближнего востока, Венесуэла, и др.)
В понимании ряда исследователей – СМИ это совокупность или комплекс органов, которые передают информацию широкой аудитории с использованием технических средств.
Средствами массовой информации принято считать:
– пресса – печатные издания (газеты, журналы, брошюры, листовки, бюллетени, и пр.;
– электронные СМИ, которым относятся радио, телевидение, и Интернет.
Признаками, характеризующими средства массовой информации являются:
– СМИ собирают, обрабатывают, анализируют, интерпретируют и предоставляют информацию широким массам при помощи специализированных технических средств, таких как издательская печатная аппаратура, при помощи которой выпускаются печатные издания (газеты, журналы, и др.), теле-радио-вещание, сеть Интернет, и др.;
– работа СМИ имеет постоянный, либо периодический характер (ежедневная, еженедельная газета, ежемесячный журнал, агитационные брошюры к выборам, и пр.), ежедневные новости, выходящие несколько раз в день по радио или телевидению, или же субботняя (воскресная) аналитическая передача), новостной интернет-канал;
– продукция СМИ имеет неограниченный круг потребителей – информация, предоставляемая средствами массовой информации доступна любому человеку;
– основной информационный поток движется в одном направлении — от СМИ к потребителю;
– средства массовой информации имеют как постоянную, так и неоднородную и непостоянную аудиторию. Если постоянная аудитория это люди, которые к примеру, ежедневно слушают вечерний/утренний выпуск новостей, то непостоянная аудитория формируется с появлением какой-либо интересующей их новости, репортажа, передачи, к которой у них есть интерес, или из-за массового внимания, которое проявляет общество к какому-либо явлению.
Персональная потребность индивида в информации, а также её поиск является целенаправленным типом внимания к информации. А информация, которая привлекает к себе незаинтересованных людей, ненамеренно на неё наткнувшихся, является случайной.
Средства массовой информации можно классифицировать следующим образом (см. рис. 1.1).
Как можно увидеть из представленного рисунка, средства массовой информации можно квалифицировать по следующим признакам:
По тематике. По тематике СМИ квалифицируются как
–деловые (к таким СМИ можно отнести посвященные экономике, бизнесу средства массовой информации (РБК));
Рисунок 1.1 – Классификация СМИ
– общественно-политические СМИ представляют аудитории в основном ту информацию, которая посвящена политическим событиям в мире, отдельном государстве, регионе, деятельности государственных органов и отдельных политических деятелей (RT);
– к развлекательным средствам информации можно отнести «желтую прессу», «глянец», издания, в которых большая часть информации имеет развлекательный характер (по ТФ это скетч-шоу, «шуточные новости», в которых обозревается происходящее в мире с комическим подтекстом, и др.);
– специализированные СМИ представляют информацию, которая посвящена какой-либо определенной тематике: спорт («Спорт-экспресс»), путешествия («Russian Travel Guide»), религия (телеканал «Спас»), образовательные, детские, и др.
Однако в чистом виде по данной классификации средства массовой информации практически не подразделяются, так как обычно включают разные тематики, к примеру, на федеральных телеканалах представляют кроме новостей, политических ток-шоу и аналитики кинофильмы, мультфильмы, иные развлекательные передачи, что делается для того, чтобы привлечь более широкую аудиторию. И наоборот, на развлекательных телеканалах демонстрируют новости, передачи, посвященные отдельным тематикам, и пр. То же самое можно сказать и о печатных СМИ.
По способу передачи информации СМИ классифицируются на: печатные, радио, телевидение, Интернет-СМИ.
Однако на сегодняшний день практически каждое СМИ имеет свой сайт в интернет-пространстве, так как большая часть молодой аудитории предпочитает получать информацию именно из интернета, а многие практически не смотрят ТВ, не слушают радио, и не читают периодические издания.
Стоит отметить, что с распространением средств массовой информации в сети Интернет, демократизации общества и либерализацией СМИ ситуация с качеством и достоверностью информации ничуть не улучшилась, просто поменялся вектор ее направленности, которые многие пользователи принимают за достоверную информацию.
Подобное широкое распространение недостоверной информации, информационные шумы и вбросы могут пагубно повлиять на ситуацию в обществе провоцируя конфликты, вооруженные столкновения, национальную рознь, и пр.
С 1 августа 2014 г. в России была введена обязательная регистрация блогеров, имеющих более 3-х тысяч подписчиков в сутки. Эти блогеры были приравнены в плане ответственности к СМИ.
По охвату аудитории средства массовой информации можно подразделить на международные, федеральные, региональные, территориальные. Здесь стоит отметить, что как таковых «международных» средств массовой информации не существует, есть отдельные СМИ, которые транслируют информацию за пределами того государства, которое курирует эти СМИ, к примеру – BBC, российское RT, и др.
По периодичности на: ежедневные, еженедельные и ежемесячные.
Далее рассмотрим основные функции СМИ (см. рис. 1.2).
Рисунок 1.2 – Основные функции СМИ
Как можно увидеть из представленного выше рисунка, основной функцией средств массовой информации является функция передачи информации. СМИ собирают, проверяют, анализируют информацию, и представляют ее широкой аудитории.
Информативная функция призвана информировать о значимых событиях сообщества и мира в целом. На сегодняшний день данная функция считается наиболее значимой, так как качественное информирование обеспечивает устойчивость порядка в обществе. Информативная функция проявляет себя в новостных телепередачах, в прессе, радио в официальных Интернет-СМИ.
Информация, предоставляемая СМИ воспринимается большей частью населения достоверной, так же как и оценка каких-либо событий в СМИ воспринимается большинством как адекватная. Однако это далеко не так – информация, передаваемая широкой аудитории проходит цензуру, ее интерпретируют в зависимости от целей конкретного СМИ и его кураторов, в связи с возрастающей скоростью передачи информации новости зачастую не удается тщательно проверить, из-за чего в последнее время часть выходят опровержения вышедшей ранее информации.
Также в последнее время в наше информационное поле вошло такое понятие, как «Фейк-ньюс», которое характеризует информационное сообщение ка недостоверное. Появление фейковой новости может быть спонтанным или умышленным. Спонтанно недостоверная новость в информационном пространстве может появиться в силу некачественной проверки поступающей новости, халатности, и пр.
Умышленная подача фейк-ньюс происходит тогда, когда кураторам определенного СМИ необходимо преподнести определенную информацию в искаженном смысле для достижения определенных целей.
Регулятивная функция СМИ проявляется в воздействии на принятые обществом стандарты поведения, формирует общественное мнение. К примеру, СМИ транслирует широкой аудитории примеры наказания за преступления (аресты коррумпированных чиновников, террористов, нетрезвых водителей), благодаря чему у населения формируется уверенность в необходимости соблюдать законодательные нормы, что за преступное поведение последует неотвратимое наказание.
Задачей нормативной функции СМИ является формирование у населения социальных ценностей и норм. Здесь в качестве примера можно привести транслируемые посредством СМИ в России общепринятые ценности – патриотизм, крепкая традиционная семья, вера, достоинство, любовь, благодаря чему в массовом сознании формируется устойчивое мнение, что именно общество с такими ценностями является «правильным». Широким массам прививается стремление к здоровому образу жизни, в то же время общественному порицанию предаются такие пороки, как пьянство, наркомания, проституция, нетрадиционные отношения, и др.
В то же время мы можем наблюдать, что в западных СМИ происходит обратное – обществу прививается толерантность к разного рода порокам, вплоть до возведения их до «нормы».
Просветительская (образовательная) функция СМИ заключается в донесении до широких масс информации о новейших прорывах в технологиях, донесение до аудитории важной информации о правах, обязанностях и возможностях. Существуют отдельные, специализированные просветительные СМИ, посвященные достижениям науки и технике, культуре, анализу правовых норм, и др.
С помощью функции социального контроля формируются и корректируются социально-политические отношения, общественное мнение в области национальных взаимоотношений, задается общий эмоциональный фон, в соответствии с актуальными тенденциями в обществе. Данную функцию можно также характеризовать как идеологическую.
Идеологическая функция представляет собой важнейшую функцию СМИ наравне с информационной функцией. Через призму определенных политических ориентиров и культурных ценностей, мы видим происходящие события под определенным углом. При этом, читатель (слушатель, зритель) делает определенные выводы, изучив ни один источник информации. События освещаются с определенных идеологических позиций. Для этого могут быть привлечено множество музыкальных и визуальных эффектов.
Функция политической социализации транслирует в массы социально-политические установки, направление государственной политики, и пр.
Развлекательная функция способствует эмоциональной разрядке населения, занимает свободное время, позволяет отдохнуть и расслабиться после трудового дня, или же от избытка негативной информации, представлена разнообразными материалами развлекательного характера, музыкальными телепередачами, телешоу, конкурсами, и пр.
С точки зрения моделей массовой коммуникации можно сформулировать следующие особенности СМИ:
Селективность (модель привратника). При редактировании выбирается та часть информационного потока, которая соответствует тематике конкретного средства массовой информации. В процессе отбора (селекции) редакторы определенного СМИ могут руководствоваться различными принципами:
– стремлением к объективному освещению событий;
– политическими пристрастиями (формирование «повестки дня»);
– коммерческими соображениями (заказные публикации);
– административным давлением (цензурой, запретом на публикацию определенных материалов, вектор общественно-политического освещения событий.
Несимметричность. В СМИ четко фиксированы позиции и роли источника коммуникации и ее адресата (роли говорящего и слушающего). Если средства массовой коммуникации являются активной стороной, то их аудитория – пассивной. Основным способом уравновесить позиции является организация «обратной связи», интерактивность и т. п., что стало возможным с появлением интернет-СМИ, так как фактически к любой публикации в интернет-среде доступны комментарии, возможность обсуждения, изучение и анализ которых позволяет определить общественные настроения.
Однако минусом и свободного обсуждения является возможность вброса однонаправленных комментариев (к примеру – при помощи ботов, либо нанятых пользователей), что может усложнить объективную оценку общественного мнения.
Отступление от нормы. Для СМИ интерес представляют события, нарушающие норму, асимметричные, неожиданные, поэтому у зрителя (читателя, слушателя) может сложиться ложное представление о происходящем в мире (к примеру повсеместное освещение в СМИ происходящих в США и Европе погромах, осуществляемых национальными меньшинствами, у ряда жителей этих стран вызвали панику, и ненависть к этническим меньшинствам. Хотя действия и количество этих «меньшинств» дают основания полагать, что скорее всего они вскоре как раз таки и станут большинством в толерантно настроенных странах (равно как и сторонники ЛГБТ-сообщества…).
Симулятивность. Не только информация, публикуемая в СМИ, является отражением реальных событий, возможно и обратное — события становятся отражением информации из масс-медиа (симулякром, по определению Ж. Бодрияра). Иными словами, СМИ могут повлиять как на происходящие события в обществе (как в глобальном, так и локальном), так и на их тенденции, они в своих прогнозах и комментариях могут «создавать» вероятные события, которые могут произойти.
Обратное влияние. Необходимость получать общественную поддержку, быть в центре внимания (эффект «ньюсмекера») заставляет акторов подстраиваться под требования СМИ.
Роль СМИ возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением:
–СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развёртывающейся дискуссии, а что замалчивать;
– многие темы, неприятные для власти, могут подаваться фрагментарно, в искажённом виде;
– эффективное средство манипулирования общественным мнением со стороны СМИ — наклеивание ярлыков — «террорист», «взяточник», «коррупционер» и т. д.;
– создание СМИ социальных мифов, т. е. не соответствующих действительности иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.
Этот способ признают как наиболее действенный для формирования мировоззрения зрителей. Поэтому для того, чтобы информация получила внимание общественности, ей необходимо пройти своеобразный «фильтр». Сюда входят акцент на кризисы, предпочтения чего-то сенсационного и нового, драматизация последствий. Эти темы всегда составляют основную повестку дня.
Проблема состоит в том, что читая какую-либо информацию в СМИ, аудитория редко мыслит критически. Но если СМИ теряет доверие аудитории, то и власть СМИ над общественностью перестает быть таковой. Обсуждение полученной информации из СМИ повышает значимость текущей проблемы, интерес к ней.
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и государственной власти
Сегодня масс-медиа призваны решать определенные задачи, главная из которых – посредничество между обществом и властью, таким образом, можно утверждать, что средства массовой информации являются незаменимым субъектом политической системы. Однако очень часто СМИ забывают или не хотят помнить о своей ответственности при передаче информации. Объясняется это очень просто: масс-медиа могут быть загнаны в определенные рамки со стороны власти, что мешает им правильно подавать информацию.
Политологи с успехом используют различные СМИ для формирования общественного мнения, формируют необходимый эмоциональный настрой и вектор поведения с помощью манипуляции. Манипуляция – это такой вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями».
СМИ в России смогли в полной мере почувствовать себя «четвёртой властью» в начале 90-х годов после распада СССР, начала зарождаться собственная система масс-медиа. Но экономические условия не дали СМИ возможности на существование, в итоге владельцами СМИ стали крупные кампании, представители бизнеса, которые до конца 90-х годов влияли на СМИ, формировали собственную картину происходящих событий.
С приходом к власти В. В. Путина сферой государственных интересов вновь становится информационная политика российских СМИ.
Система государственной поддержки средств массовой информации сыграла важную роль в становлении российских масс-медиа, после обретения своей независимости. В 1995г. был принят новый закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в РФ».
Как и в других странах, в РФ выдаются две лицензии: лицензия на право использования частоты (ее выдает Министерство информационных технологий и связи РФ) и на вещание (ее выдает Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия).
Проведением конкурсов на получение лицензий в нашей стране занимается ФКК (Федеральная Конкурсная Комиссия), куда входят 9 человек – 5 негосударственных представителей и 4 госслужащих.
Можно выделить следующие задачи, которые стоят перед ФКК:
– обеспечение сохранения единого информационного пространства, реализация государственной политики в области развития телерадиовещания;
– создание условий для развития социально значимых программ и форм вещания;
– защита конституционных прав граждан на свободу получения и распространения информации посредством телерадиовещания;
– эффективное использование ограниченного природного ресурса частот, выделенных для телерадиовещания;
– взаимодействие с организациями телерадиовещания и их общественными объединениями.
Несмотря на провозглашение свободы и независимости СМИ в РФ с 1991 г., в нашей стране всегда имел место быть ряд ограничений, которые прописаны в законе «О государственной тайне» 1993г., в законе «О коммерческой тайне» 2004 г. и в законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 2006 г. В первом указанном законе «О государственной тайне» предоставляются сведения, которые попадают в данную категорию, а именно сведения из внешнеполитической, экономической, оперативно-розыскной областей, которые могут нанести ущерб государственной безопасности.
Впервые государство вмешалось в информационную политику в 1993 г. во время противостояния Б. Н. Ельцина и Верховного Совета РФ. Многие издания были запрещены к выпуску. Позже ряд медиа активов перешли под контроль государства, и власть дала понять, что она будет являться главным звеном в формировании информационной политики.
Взаимодействие органов власти и СМИ всегда было проблемным и дискуссионным вопросом. Связано это, в первую очередь, с тем, что СМИ обладают одним из важнейших ресурсов – доступом к информации и возможностью её массового распространения.
СМИ, согласно Закону от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации», обладают рядом преимуществ, позволяющих им влиять на информационно-коммуникационные процессы государства: «Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц…».
То есть СМИ выступают, с одной стороны, как социальный институт, с другой – имеют возможность влияния как на социальные, так и на политические институты. При этом возникновение термина «четвертая власть» не случайно, оно подчеркивает особую роль СМИ, прежде всего, в общественно-политической сфере.
Также данную роль СМИ отмечают и многие исследователи: «СМИ не только отражают сложившиеся настроения, но и формируют общественное мнение. Информационная сфера становится одним из важнейших объектов государственного управления.
Основной инструмент государственного управления информационной сферой – государственная информационная политика. Коммуникационный потенциал государственной власти заключается не только в наличии эффективных информационных каналов, с помощью которых власть может объяснять обществу свои решения, но и в установлении обратной связи с обществом, которая позволяет слышать запросы различных социальных групп, анализировать и корректировать государственную информационную политику».
Следует отметить, что для повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий была разработана государственная программа РФ «Информационное общество (2011–2020)».
Первая редакция Государственной программы была одобрена распоряжением Правительства от 20 октября 2010 г. № 1815-р. Государственная программа формировалась в соответствии с инновационным сценарием социально-экономического развития РФ, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в рамках перехода к программно-целевым принципам формирования бюджета страны.
В дальнейшем с 2014 по 2019 гг. в Государственную программу вносились изменения в соответствии с приоритетами, определенными указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 – 2030 годы», от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности РФ», Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства РФ от 29 сентября 2018 г., и другими документами стратегического планирования.
В соответствии с указанными документами повышение благосостояния, качества жизни и работы граждан, улучшение доступности и качества государственных услуг, повышение степени информированности и цифровой грамотности, развитие экономического потенциала страны с использованием современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий являются приоритетными направлениями развития информационного общества в Российской Федерации.
Новая редакция государственной программы «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства РФот 29 марта 2019 г. № 356-24 определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.
Таким образом, учитывая степень влияния средств массовой информации на общественное мнение, а также возрастающую значимость информационно-коммуникационной сферы в жизни общества, органы государственной власти вынуждены осуществлять постоянный контакт и взаимодействие со СМИ.
Однако в силу культурных, политических и многих других особенностей различные государства выбирают для себя наиболее подходящие модели взаимодействия, отвечающие специфике данного государства и позволяющие добиться тех или иных целей при взаимодействии со СМИ. Опыт каждого государства в данной сфере уникален и имеет свои характерные черты.
Первая попытка систематизировать и классифицировать основные модели взаимодействия органов власти и СМИ была предпринята в 1956 году Ф. Зибертом. На тот момент исследователь выделил всего четыре модели:
– либертианская модель;
– модель социальной ответственности;
–советская модель;
– авторитарная модель.
Труд Ф. Зиберта соответственно называется «Четыре теории прессы».
Основные модели взаимодействия, выделенные Ф.Зибертом, остаются актуальными до сих пор. Однако многое в сфере масс-медиа изменилось с того времени, и помимо вышеперечисленных четырех моделей исследователи начали выделять еще две: модель демократического участия и модель развивающихся стран (см. табл. 1.1.).
Таблица 1.1 – Модели взаимодействия органов власти и СМИ
Модель | Пример государства | Характеристика цензуры |
Либертианская модель | Швеция, Швейцария | Отсутствие цензуры. |
Модель социальной ответственности | США | Контроль со стороны общественности, а также вмешательство в деятельность СМИ со стороны государства при необходимости обеспечения общественной безопасности |
Модель демократического участия | Франция, Германия | Как таковой цензуры нет, но контроль за СМИ обеспечивается за счет широкой вовлеченности граждан и организаций в информационные процессы. |
Советская модель | Китай | СМИ находятся в государственном ведении и решают задачи правящей партии. |
Авторитарная модель | Северная Корея | Жесткая цензура, уголовные преследования за инакомыслие. |
Модель развивающихся стран | Бразилия | Наличие ограничений и цензуры, основанных на приоритетах развития экономики и потребностях развития всего общества. |
Необходимость введения еще двух теоретических моделей заключалась в следующем:
– неспособность существующей системы описать все варианты функционирования СМИ в современных условиях (понадобилась модель демократического участия)
– отсутствие в классификации Ф. Зиберта модели функционирования СМИ в развивающихся странах.
Таким образом, две новые модели дополнили теоретическую картину и добавили в неё, с одной стороны, элемент анализа функционирования СМИ в развивающихся странах, с другой стороны более соответствующую современности модель развитых западных стран, так как используемая Зибертом либертианская модель является слишком идеальной и малоприменимой на практике.
Данный анализ теоретических моделей функционирования СМИ, а также обзор значимости СМИ в современных условиях позволяют лучше понять особенности взаимодействия СМИ и органов власти в современных российских условиях.
Функционирование СМИ в России выглядит как синтез нескольких моделей:
С одной стороны, мы можем наблюдать характерные черты модели развивающихся стран:
– наличие цензуры основанной на приоритете социально-экономического развития государства;
– поддержка СМИ существующей власти;
С другой стороны, в РФ функционирует большое количество свободных СМИ и нормативно-правовое закрепление отсутствия цензуры, что говорит в пользу модели социальной ответственности;
Также в некоторых случаях можно наблюдать и сохранившиеся черты советской модели (данный тезис доказывает наличие «карманных» СМИ, сосредоточенность на внешней политике и замалчивание внутриполитических проблем).
Однако, с точки зрения развития общества, с точки зрения государственного управления, а также исходя из реальных социально-экономических условий, в которых находится государство, наиболее приемлемый и продуктивный для России способ взаимодействия СМИ и органов власти – это модель развивающихся стран, которая позволяет направить работу СМИ на поддержку власти и её деятельности по обеспечению социально-экономического развития, чем обеспечивает пользу для общества в целом.
Помимо этого в условиях недружественной информационной политики западных стран поддержка средствами массовой информации существующей власти необходима и для обеспечения информационного противостояния, и для организации информационной и идеологической безопасности.
1.3 СМИ как инструмент реализации информационных потребностей органов власти
В современном мире средства массовой информации играют огромную роль в организации взаимодействия как между органами государственной власти России и населением, так и в масштабах всемирной межнациональной коммуникации. Ведь информация является одним из основных инструментов, посредством которых осуществляется влияние на психику людей, формируется определенное мировоззрение, взгляд на те или иные явления.
Качество предоставляемых сведений, их достоверность, своевременность и актуальность во многом определяют политику органов государственной власти, формируют общественное мнение, а также облик Российской Федерации в глазах граждан.
В. Д. Попов определяет информационную политику как «способность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность в своих интересах с помощью информации». Однако с точки зрения западных исследователей, государственная информационная политика понимается с точки зрения доминирующего значения общественных интересов над интересами власти.
Для государственной власти основными каналами для передачи информации гражданскому обществу являются органы публичной передачи информации при помощи технических средств, такие как:
– телевидение и радио;
– периодические издания;
– в современное время – и сеть Интернет, так как на сегодняшний день в сети Интернет официально действуют уже не только социальные сети, блоги, отдельные сайты частных лиц, но и зарегистрированные государственные и независимые СМИ.
При этом СМИ являются не только отдельным объектом внимания государственной информационной политики, но также и механизмом ее реализации: «государственная информационная политика регулирует множество аспектов распространяемой информации, однако с учетом того, что важнейшей задачей государственной информационной политики является сохранение единства и контроля над информационным пространством».
В частности, особого внимания государственной политики удостоены:
– деятельность политических лидеров, в особенности оппозиционных;
– деятельность госструктур и государственных органов власти;
– деятельность независимых организаций, в особенности если они являются подконтрольными иностранным государствам (в том числе (вернее, в особенности) различных подконтрольных иностранным государствам благотворительных, социальных, религиозных, правозащитных, информационных, и др. организаций);
– деятельность, которая направлена на поддержку и сопровождение политического курса правящей элиты (информационное сопровождение реформ, информационная повестка, задаваемая правящей элитой и др.). Здесь имеется ввиду, что необходимо контролировать как именно подается гражданам та информация, трансляция которой была делегирована определенным СМИ, так как совершенно один и тот же факт, событие можно передать с различными коннотациями, что повлечет за собой его совершенно противоположное восприятие;
– деятельность, результаты которой могут повлечь за собой угрозу национальной безопасности, социальной и политической стабильности (к примеру деятельность экстремистских групп, пропагандирующих насилие, нетрадиционную сексуальную ориентацию, терроризм). Здесь в качестве примера можно привести деятельность в социальных сетях групп, пропагандирующих деструктивное поведение молодежи (Синий Кит, УАЕ, и др.).
Американскими исследователями М. Маккоумзом и Д. Шоу было выявлено, что СМИ, создавая определенные акценты на каких-либо темах, и привлекая к ним внимание аудитории, способны создавать в сознании потребителей данной информации определенную картину мира, которая может в корне отличаться от социальной реальности. Причем эта псевдо-реальность настолько подменяет реальную картину мира, что начинает играть доминирующую роль при формировании общественного мнения настолько, что никакие объективные и рациональные доводы не могут повлиять на деформированное восприятие граждан.
Также СМИ способны определять значимость определенной темы для аудитории, используя такие приемы, как повторяемость (частота повторения темы, ее обсуждения), детализацию (муссирование определенных подробностей, мелких деталей), выбор места и времени предоставления информации (определенной теме можно выделить время в «Час-Пик», в популярной передаче, или же глубокой ночью, когда мало кто эту информацию может получить).
Однако наиболее важно, по нашему мнению, различать СМИ по степени их управляемости, т. е. по тому критерию, от кого они зависят, и чью точку зрения транслируют. Итак, по степени влияния СМИ можно разделить на те, которые транслируют информацию с позиции государственной власти (те, которые финансируются государством, государственными компаниями, или вообще созданы при поддержке государства), и те, которые поддерживаются независимыми организациями.
Государственные СМИ получают финансирование из дифференцированных источников, таких как: абонентская плата, государственное финансирование, субсидирование из федерального бюджета, коммерческая реклама, и др. В свою очередь, государственное финансирование подразделяется на два вида.
- Полное субсидирование, рассчитанное на покрытие сигнала, производство контента, развитие, затраты на социальные проекты. К таким медиахолдингам относятся «Russia Today» и ВГТРК, куда из федеральных телеканалов входят: «Культура», «Россия-1», «Россия-24», «Бибигон» и др.
- При частичном участии государства, предполагающее субсидирование из федерального бюджета. Средства выделяются на покрытие стоимости распространения сигнала в малых городах с населением менее 100 тыс. жителей, например – «Первый канал» и «НТВ». «Первый канал» также финансируется за счет коммерческих проектов и рекламы (до 22,5% бюджета). «НТВ» контролируется медиахолдингом «Газпром-медиа», также доходы поступают от рекламы и коммерческого вещания.
Стоит отметить, что если доля государственных печатных СМИ в РФ составляет порядка 20% федеральных и 80% региональных изданий, то в сфере эфирного вещания доля государственных СМИ составляет около 70%.
Однако, если с поддержкой государства все понятно, то насчет поддержки независимых организаций – не совсем, так как возникает вопрос – с какой целью финансируется, поддерживается или создается СМИ? В идеале предполагается, что некая группа альтруистов поставила перед собой цель освещать события абсолютно непредвзято. Однако это в принципе невозможно, так как абсолютно каждый человек имеет свой взгляд на любое событие или факт.
Опять же вкладывать средства, силы, время, и др. на то, чтобы просто донести какую-либо информацию для неопределенной аудитории бессмысленно, из этого вытекает то, что независимые СМИ, фактически не являются «независимыми», они также транслируют чью-то точку зрения, чей-то взгляд на события. И если рассматривать данный вопрос относительно «независимых» СМИ в РФ – обычно владельцами, спонсорами их являются определенные политические или общественные организации, имеющие взгляды, отличающиеся от взглядов государственной власти. И зачастую эти «независимые» организации управляются из-за рубежа с целью подрыва государственных основ нашей страны.
Не менее важным является разделять СМИ как инструмент реализации информационных потребностей органов власти по охвату вещания. По мнению И. Н. Засурского, по охвату вещания СМИ подразделяются на четыре группы:
СМИ федерального уровня – те, которые транслируются на всю страну. В основном такие СМИ контролируются государством, либо государственными компаниями и организациями, соответственно, транслируют аудитории позицию федеральной власти и формируют информационную повестку. Они являются важнейшим каналом политической коммуникации, так как посредством СМИ федерального значения передается «установка» на определенные действия региональным политическим элитам.
Кроме того, посредством СМИ федерального значения доносится государственно важная информация до населения (например, обращение Президента, и пр.). По мнению А. В. Новикова, «государственные органы опираясь на контролируемые ими средства массовой коммуникации, в первую очередь государственные, предпринимают огромные усилия, чтобы не упустить из-под своего влияния общественное мнение».
При этом не все органы власти, в том числе федеральные, способны задавать информационную повестку на данном уровне – к примеру, губернаторы контролируют информационную повестку региональных СМИ, что не исключает отдельные их «появления» и в федеральной повестке.
СМИ межрегионального уровня, не имеющие непосредственного государственного финансирования, а также тематические издания. Такие СМИ могут охватывать большое количество регионов, но не являются общенациональными. Однако в период проведения масштабных политических кампаний они могут объединяться для поддержки федерального проекта или политика на региональных уровнях.
Так как СМИ межрегионального уровня работают на коммерческой основе, зачастую они становятся инструментом политической борьбы на региональном уровне, и могут размещать ангажированные материалы самой разной направленности. В отличие от федеральных СМИ, для которых набор тем и политических деятелей ограничен, региональные могут быть противоречивы.
Позиция СМИ межрегионального уровня может изменяться с течением времени в зависимости от коммерческой составляющей. Такие СМИ способны влиять на формирование федеральной повестки, а также и играют решающую роль при создании региональной политической повестки.
Характерной особенностью России является то, что к локальным проблемам обращаются чаще всего именно тематические издания либо межрегиональные СМИ, что связано с тем, что на уровне региона зачастую рынок СМИ подконтролен местной исполнительной власти.
Региональные СМИ. Особенностью его в России является то, что в каждом субъекте РФ сформировалась своя система СМИ. В некоторых регионах действует большое количество коммерческих СМИ, которые формируют конкурентный рынок и активно влияют на политическую жизнь региона.
В других же субъектах количество СМИ ограничено, и все они так или иначе подконтрольны губернатору. Влияние таких средств массовой информации на повестку ограничено территорией вещания, при этом они могут играть значительную роль в формировании региональной и местной информационной повестки.
Сеть Интернет, которую И. Н. Засурский рассматривает как свободное коммуникативное пространство. Однако такое определение сети Интернет было корректно в самом начале ее распространения, когда еще не был понятен масштаб возможностей ее информационного воздействия, и многими она воспринималась ка баловство, игрушка, способ общения и поиска друзей, и пр. Однако в настоящее время совершенно очевидно, что сеть Интернет открывает колоссальные возможности для формирования общественного мнения и политической борьбы.
На сегодняшний день политические партии, политические лидеры, организации имеют свои сайт, странички в соцсетях, на которые подписаны миллионы пользователей. Свои Интернет-версии имеют телеканалы, периодические издания, радиостанции, и пр.
Также благодаря сети Интернет популярность и свою аудиторию «завоевывают» отдельные лица (к примеру, сегодня можно наблюдать, что популярность какого-нибудь блогера может намного превышать популярность политика или общественного деятеля, особенно в молодежной среде), соответственно, что и информация, полученная от такого блогера будет иметь более весомое значение, нежели у неизвестного и не популярного политика или чиновника. Стоит отметить, что некоторые блогеры сегодня представляют определенную политическую позицию, и представляют политические группы, объединения.
При этом социальные сети, многие блоги, сайты имеют определенное физическое выражение – инфраструктуру, компанию, организацию, юридическое лицо, которые финансируются, поэтому могут быть подконтрольны либо частным компаниям, либо государству, и соответственно, будут действовать в их интересах.
Деятельность ИноСМИ зачастую представляет угрозу информационной безопасности РФ, и поэтому требует особой реакции органов государственной власти, а зачастую и специального правового регулирования.
В свою очередь, информационная безопасность является одной из составляющих частей национальной безопасности государства, при которой обеспечивается реализация конституционных прав и свобод, достойный уровень жизни граждан, удовлетворяются потребности общества, обеспечивается защита территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации.
Обеспечение защиты национальной безопасности страны от внешнего и внутреннего вмешательства позволяет государству наиболее эффективно осуществлять свои основные функции. В решении этой задачи большая роль отводится СМИ.
Итак, СМИ – важнейший механизм, с помощью которого государство поддерживает ценности, моральные устои, существующие в обществе, и тем самым укрепляет национальную и культурную составляющую российского общества (телеканалы «Россия-Культура», «СПАС» и другие).
Кроме этого, следует отметить еще одну существенную функцию СМИ – формирование общественного мнения, необходимого государству для некоего «манипулирования» людьми. С помощью данной функции обеспечивается стабильность общества, его лояльное отношение к деятельности органов государственной власти, единое понимание событий, происходящих в обществе и мире.
Это является одной из проблем деятельности СМИ, так как справедливая и «здоровая» критика властей, разумный контроль за их деятельностью необходимы, так как они нацелены на корректировку работы органов государственной власти, но при этом чрезмерный негативизм, сопровождающий большинство действий государственного аппарата способствует формированию отрицательных стереотипов. Поэтому одной из первоочередных задач в данной области является нахождение баланса, «золотой середины» между порицанием и воспеванием политики властей.
Также СМИ служат мощнейшим оружием, они могут создавать реальную угрозу национальной безопасности, поддерживая и продвигая в массы мнения различных оппозиционных групп, которые ставят своей целью дестабилизацию политического строя, насильственное свержение политической элиты, посягательство на основы конституционного строя Российской Федерации и т.д.
И если раньше СМИ по праву называли средством объективного отчета о происходящих событиях, то сейчас в своей деятельности они могут придерживаться цели не только донести зрителю реальную обстановку, существующую в стране и за ее пределами, но и определенным образом преподнести читателям, зрителям, слушателям различные сенсации, скандалы, что влияет на настроения граждан, определяет направленность возникающих конфликтов, позволяет породить недовольство определенной сферой деятельности государства.
Современное российское телевидение периодически вместо объективной и нужной информации предлагает зрителю различные скандальные истории (большой ассортимент которых представлен на ток-шоу «Пусть говорят», «Прямой эфир», и др.), повышающие рейтинги каналов, своей искусственной красочностью заслоняющие реальную ситуацию в стране и приводящие к помутнению общественного сознания.
СМИ могут участвовать в информационной войне против определенного государства и формировать либо его положительный, либо отрицательный облик перед лицом мирового сообщества. Так, в настоящее время ведется активная информационная война против России со стороны западных СМИ, в которых ее образ выступает олицетворением государства-агрессора, из-за чего у граждан иностранных государств формируется неправильное мнение о нашей стране.
Как отмечает К. И. Косачев: «Коллективному Западу интересна лишь та Россия, «которая не суверенна, которая не в состоянии защищать, а тем более реализовывать свои национальные интересы, которая подлежит давлению извне, а возможно даже и внешнему управлению».
Выводы по 1-й главе
В современном мире средства массовой информации являются важнейшим и эффективным инструментом формирования мнения в обществе и имеют колоссальное количество методов и способов влияния на общественное сознание не только человека, но и всего государства.
СМИ в жизни современного общества играют весьма значительную роль, когда информация подменяет свою изначальную функцию информирования населения на выполнение задач по формированию определенных представлений, взглядов, мнений.
Учитывая степень влияния средств массовой информации на общественное мнение, а также возрастающую значимость информационно-коммуникационной сферы в жизни общества, органы государственной власти вынуждены осуществлять постоянный контакт и взаимодействие со СМИ.
Однако в силу культурных, политических и многих других особенностей различные государства выбирают для себя наиболее подходящие модели взаимодействия, отвечающие специфике данного государства и позволяющие добиться тех или иных целей при взаимодействии со СМИ. Опыт каждого государства в данной сфере уникален и имеет свои характерные черты.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф