Глава 2. Формализация задач исследования
2.1 Технология кросс-докинг в сравнении с традиционной технологией складирования
Этимология слова кросс-докинг указывает на обозначение перегрузки (или передачи) товара непосредственно на доке (отсюда «докинг»). Кросс-докинг — технология, процесс приёмки и отгрузки товаров, и грузов через склад напрямую, без размещения на хранение. В связи с этим, для оценки эффективности внедрения данной технологии складирования представляется ее сравнение с традиционной системой складирования и хранения, определение основных показателей и методики их расчета.
Определим процедуры, правила и расчеты для отдельных параметров складов, кросс-докинга, команды и организации работы в целом, что позволит привести работу к развитию процессов и операционных процедур. Сравнительную оценку изменения параметров времени и характеристик склада склада традиционного складирования и кросс-докинга осуществим по форме табл 2.1.
Таблица 2.1 – Сравнительная оценка параметров времени и характеристик склада на складах традиционного складирования и кросс-докинга
| N п/п | Показатель | Традиционная технология складирования | Технология кросс-докинг |
| 1 | Время поставки товаров и грузов от производителя до конечного грузополучателя | ||
| 2 | Потребность в складских площадях, куб, м | ||
| 3 | Количество доков | ||
| 4 | Количество автотранспорта, приходящего под разгрузку |
Формализация сравнительного анализа операций и требуемых ресурсов на складе с механизацией технологических процессов при традиционной технологии складирования и ТКД приведем по форме табл.
Таблица 2.3 – Сравнительный анализ операций и требуемых ресурсов на складе с механизацией технологических процессов
| N п/п | Операции | Традиционная технология складирования | Технология кросс-докинг |
| 1. | Разгрузка | ||
| 2. | Перемещение в зону хранения | ||
| 3. | Прием товара | ||
| 4. | Размещение и укладка на хранение | ||
| 5. | Комплектация заказов | ||
| 6. | Маркировка товаров | ||
| 7. | Выбор вида маркировки и штриховое кодирование | ||
| 8. | Выбор подъемно-транспортного оборудования | ||
| 9. | Погрузка в грузовые транспортные средства для дальнейшей перевозки | ||
| 10. | Информирование клиентов о поставке |
2.2 Формализация этапов внедрения технологии кросс-докинга
Многие компании используют целый ряд сложных сетей распределения продукции для транспортировки различных видов товаров. Большая часть их распределительных сетей состоит из транспортировки товаров от их поставщиков к их распределительным центрам. В процессе транспортировки грузов от поставщиков к магазинам используются кросс-докинговые установки для консолидации грузов с целью минимизации затрат.
Для организации кросс-докинга главное отличие от обычного склада заключается в том, что ширину здания обычно принимают величиной порядка 1/3 длины, при равной площади склада, благодаря чему по длине здания можно расположить большее число зон с доками.
Cкладские помещения (площадки), должны быть оборудованы необходимым количеством ворот (на 300-500 м.кв площади – 1 ворота) с оптимальным количеством погрузочной техники. Склад в классическом понимании при выполнении операций кросс-докинга не нужен. Невысокое помещение прямоугольной формы тоже подойдет. Здание должно быть оборудовано с двух сторон погрузо-разгрузочными доками, что позволит разделить исходящий и входящий товарные потоки и минимизировать пробеги техники. Для кросс-докинга важна пропускная транспортная способность склада, то есть количество воротных доков и свободная площадь для перемещения товара. Из-за большой длины склада для кросс-докинга строят помещения также в виде букв I, L, H, U, T.
Срок окупаемости завит от оптимальных компоновочных схем, стратегии распределения хранения на складе, эффективности распределения, взаимодействия между ресурсами и решениями на уровне постоянного потока, автоматизации.

Рис 2.2 — Схема склада кросс-докинга
Для организации бесперебойной системы главное соблюдать следующую схему.

Рис. 2.6 — Схема учета ключевых факторов для организации бесперебойной работы
Чтобы улучшить кросс-докинг, розничные торговцы и поставщики должны создавать или расширять возможности в следующих четырех областях:

Рис.2.7 – Схема участия поставщиков в бесперебойной работе
— ASN (Advanced system notification): ASN является одним из определяющих “лучших практик” интегрированной цепочки поставок и краеугольным камнем автоматизированных процессов управления розничными складами. ASN сообщает розничному продавцу, когда будет отправлен заказ, какие товары отгружаются и сколько каждого товара отгружается, а также сведения о перевозчике. Примечательно, что эта ценная информация отправляется поставщиком в электронном виде через электронный обмен данными (EDI), электронную почту или другие каналы до получения товара розничным продавцом. Это позволяет ритейлеру автоматизировать процесс приема в распределительном центре в соответствии с сообщениями ASN, отправленными поставщиком. Точность ASN имеет решающее значение. Совместное использование складских и распределительных процессов, четкая коммуникация и уверенность в качестве — вот некоторые из характеристик, которые формируют эффективный процесс обмена информацией ASN.
— Максимизация участия поставщиков: видимость входящих поставок дает розничным торговцам беспрецедентные преимущества, включая возможность кросс-докинга товаров, снижение затрат на распределительный центр и улучшение времени цикла заказов.
— Штрих-коды для перемещения товаров через процесс доставки и получения в распределительном центре розничного продавца. По всей цепочке поставок торговые партнеры используют возможности штрих-кодированных этикеток, используя стандарты GS1 в качестве основы своих бизнес-процессов. Используя интегрированную штрих-кодированную этикетку и обмен сообщениями ASN, а также проверенную методологию управления складом, компании могут оптимизировать производительность цепочки поставок.
— Придерживаться стандартов штрих-кодов: глобальные стандарты позволяют более тесно интегрировать системы; улучшают процессы за счет поддержки автоматизации; помогают снизить затраты; устраняют ошибки; уменьшают риск несовместимости систем; защищают инвестиции в технологии; устраняют барьеры в цепочках поставок.
Для того чтобы эффективно эксплуатировать и управлять кросс-докингом, необходимы некоторые решения на оперативном уровне. Уровень оперативных решений предполагает принятие решений на краткосрочном горизонте планирования (т. е. ежедневно, еженедельно). На оперативном уровне это проблема планирования, проблема перевалки, проблема назначения док-двери, проблема маршрутизации транспортных средств и проблема распределения товара.
Большинство неудач происходит из-за недостаточного понимания требований для успешного внедрения кросс-докинга и отсутствия планирования. Для формирования системы кросс-докинга предполагают шесть элементов:
- Партнерские отношения с другими участниками дистрибьюторской цепочки.
- Абсолютная уверенность в качестве и доступности товаров.
- Связь между участниками цепочки поставок.
- Связь и контроль внутри дока — стыковочные операции.
- Персонал, оборудование и объекты.
- Тактическое управление.
Единственный способ обеспечить поток информации с достаточной скоростью заключается в том, чтобы поставляющая операция связывалась с получающей с помощью электронного обмена данными (ЭОД) или других компьютерных технологий.
Приемная операция должна обеспечить автотранспортной компании необходимый срок доставки, и перевозчик должен подтвердить это время. Здесь опять же наиболее очевидным методом коммуникации является ЭОД.
Как только материал поступает, он должен быстро перемещаться по объекту без перерыва. Для выполнения задачи внутренней связи должна быть создана система управления складом (WMS) — со штриховым кодированием и радиочастотной связью.
2.3 Виды кросс-докинга
Применяемый вид кросс-докинга оказывает влияние на построение логистических процессов и обуславливает необходимость проработки вопроса о том какой вид кросс-докинга будет применяться уже на этапе внедрения.
Исходя из принципов построения технологии, можно выделить два основных вида кросс-докинга:
— одноэтапный кросс-докинг;
— двухэтапный кросс-докинг, в литературе еще можно встретить термин pick-by-line.
При использовании одноэтапного кросс-докинга получатель адресует товар определенному грузополучателю и груз проходит через склад в качестве отдельного неизменного заказа. На каждой поступившей части одного заказа указан номер заказа и грузополучатель, которому заказ должен быть переправлен, а также перечень находящегося внутри складского места товара, поставщик и режим хранения (транспортировки);
Двухэтапный кросс-докинг (pick-by-line) предполагает, что партия товара, отгруженная поставщиком на склад в качестве логистической единицы, будет переформирована. При этом товар, в соответствии с требованиями Заказчика, на складе может быть поделен на отдельные заказы (каждый из которых доставляется отдельно взятому грузополучателю) и собран в единый блок (складское место) вместе с другими частями этого же заказа. Таким образом, предполагается зонирование складского пространства поименно, каждое складское место предоставляет пространство для хранения под конкретного грузополучателя.
В тоже время, в обоих случаях полностью исключается размещение товара на хранения. А также, изначально предполагается, что товар на складе уже зарезервирован под грузополучателей, входящих в перечень поставки, т.е. заранее известно, куда он пойдет.
Опираясь на технологию кросс-докинга в общем, кросс-докинг следует рассматривать в привязке к месту формирования партии товара: непосредственно поставщиком либо оператором кросс-докинговой площадки.
При осуществлении 1-но этапного кросс-докинга, компания – оператор по большому счету имеет дело «с черным» ящиком. Продукция определенной номенклатуры поступает на склад уже будучи сформированной на паллете. Чтобы исключить несанкционированный доступ она обмотана стрейч-пленкой, скотчем, имеет свою маркировку, номер заказа, наименование грузополучателя и т.д. Этот товар принимают, а затем отгружают получателю в том виде, в каком он пришел, и под тем же номером. Для склада содержимое паллеты – это «черный ящик»: он принимает одно складское место и отгружает одно складское место. Поэтому, при правильной координации транспортной составляющей кросс-докинга, приходящий товар (заказ) сразу же размещается в зоне экспедиции или зоне погрузки и по мере того, как общее количество складских мест будет соответствовать заранее выданному заданию заказчика (объему заказанной автомашины) – происходит отгрузка.
Для 2-х этапного (pick-by-line) кросс-докинга характерна, выделенная зона комплектации заказов. Т.е. поступающий товар (складские места) одновременно расформировывают по заказам (развозят по заранее выделенным для каждого грузополучателя местам) и формируют заказ из различных товаров, грузов. По мере выполнения заказа происходит его отгрузка. Особенностью 2-х этапного кросс-докинга, является то, что упаковка каждой грузовой единицы в пределах отдельно взятой складского места должна исключать несанкционированный доступ и иметь свою маркировку, номер заказа и наименование грузополучателя.
В частности, Таблица отражает технологии кросс-докинга, когда минимальной грузовой единицей является, либо монокоробка (по сути своей коробка, сформированная еще производителем), либо микскоробка (коробка сформированная поставщиком). В данном случае применяется привычная всем грузоподъемная техника: погрузчики, рич-траки, штабелеры, электротележки и т.д.
Таким образом, исследование по конкретизации вида кросс-докинга , применяемого на складе можно формализировать по следующему алгоритму:
- Определение необходимости переформирования грузовой единицы и места формирования партии товара
- Определение минимальной грузовой единицы
- Разработка указаний по осуществлению логистических процессов
2.4 Формализация исследования организации документооборота
Применение методики при формализации системы документооборота позволит упорядочить внешний и внутренний документопоток, оптимизировать форму используемых документов, определить ответственных лиц и разграничить полномочия, участвующих в бизнес-процессах, описываемых документами.

Рис.2.8. Схема документооборота
Проект по формализации системы документооборота включает следующие этапы:
- Проведение анализа существующей системы документооборота.
- Разработка концепции и проектирование новой системы документооборота.
- Разработка единой системы документооборота предприятия, в том числе:
- Оптимизация состава и качества документов.
- Разработка маршрутов движения документов.
- Регламентация движения документов.
- Корректировка функциональных обязанностей сотрудников в соответствии с разработанной системой документооборота, закрепление за каждым сотрудником ответственности за подготовку необходимых документов.
- Кодирование документов и создание справочников.
- Внедрение разработанной системы документооборота.
В результате, внедрение системы формализованного документооборота позволит:
- Контролировать информационные потоки предприятия.
- Оптимизировать количество циркулирующих на предприятии документов и объем содержащейся в них информации.
- Повысить качество и скорость работы с документами.
- Оптимизировать процесс согласования документов.
- Контролировать прохождение документов по маршрутам (от создания (получения) до исполнения)
- Систематизировать и оптимизировать документы, участвующие в системе документооборота.
- Своевременно информировать сотрудников о поступивших (подготовленных) документах.
- Контролировать исполнительскую дисциплину специалистов, ответственных за подготовку и исполнение документов.
- Повысить ответственность персонала за работу, связанную с функционированием системы документооборота.
- Централизованно хранить документы, подготовленные в электронной форме.
Ожидаемым эффектом от внедрения системы формализованного документооборота является:
- Повышение качества предоставляемой информации и, как следствие, повышение качества принимаемых управленческих решений.
- Повышение производительности и эффективности выполнения задач, связанных с движением информации.
- Создание условий и возможностей для совершенствования организационной структуры и управленческих процессов предприятия.
- Создание основы для качественного сбора данных для управленческого и бухгалтерского учета.
- Исключение потерь документов. Оперативное получение информации о состоянии исполнения и месте нахождения любого документа.
- Контроль над своевременным исполнением поручений руководителя.
Выводы по главе 2
Анализ исследования показал, что при формализации следующих задач:
- Сравнить кросс докинг с традиционной системой складирования;
- Исследовать этапы внедрения кросс-докинга для его применения на складе, расположенном на ЦКАД;
- Исследовать виды, технологию и условия внедрения кросс-докинга для его применения на складе, расположенном на ЦКАД
были использованы следующие инструменты:
- при формализации задачи №1 были использованы сравнительные таблица, для оценки ключевых показателей традиционной системы складирования и кросс-докинга;
- при формализации задачи №2 был произведен анализ этапов внедрения кросс-докинга и факторов, влияющих на организацию бесперебойной работы
- при формализации задачи №3 был произведен анализ видов кросс-докинга и формализированы подходы для исследования практического применения кросс-докинга на складе.
