Заявка на расчет
Меню Услуги

Внешнеэкономические связи и перспективы делового сотрудничества России и ЮАР. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


2.2. Система показателей и методы проведения расчетов для оценки внешнеторговой деятельности между Россией и ЮАР

В рамках усилий на высшем уровне по установлению продуктивных и взаимовыгодных экономических отношений между Российской Федерацией и ЮАР активно используются возможности проведения различных международных торгово-экономических мероприятий: ярмарок, выставок, форумов. К примеру, в 2021 году более десяти южноафриканских делегаций приезжали с визитом в Россию, принимая участие в таких масштабных международных событиях, как Санкт-Петербургский международный экономический форум, Восточный эконмический форум, Международный инвестиционный форум, Всемирный зерновой форум, Международный форум информационных технологий, Международная промышленная выставка «Иннопром», Международный форум атомной энергетики «Атомэкспо», Международные выставки продуктов питания «Продэкспо» и «World Food Moscow». Министерство торговли и промышленности ЮАР принимало участие в организации выставок-ярмарок в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске под общим названием «Торгово-инвестиционная инициатива», которая предлагает российским потребителям возможность познакомиться с различными видами южноафриканской продукции. Здесь важно отметить, что российские участники внешнеэкономической деятельности, проявив интерес, участвовали в международных выставках, проводимых в ЮАР Республике: «Nuclear Power Africa», «African Utility Week», «Power-Gen and Distribu TECH», «Africa Aerospace and Defence». Несмотря на проводимые мероприятия, направленные на развитие экономического сотрудничества, в торговле РФ с ЮАР продолжали наблюдаться негативные тенденции и в 2021 году. Так, товарооборот упал на 118,02 млн долл. США (на 14,11%) и составил 718,42 млн долл. США.

В целом динамику основных показателей взаимной торговли между РФ и ЮАР на современном этапе (в период 2017–2021 гг.) можно проиллюстрировать таблицей 2.2.1.

В дополнение к данным таблицы 2.2.1 следует сказать, что:

по доле в российском внешнеторговом обороте в 2021 году Южная Африка заняла 68 место среди 187 стран, с которыми торгует Россия в настоящее время (в 2020 году – 67 место)6;

Таблица 2.2.1

Показатели товарооборота взаимной торговли между РФ и ЮАР за период 2017–2021 гг.

Доля России во внешнеторговом обороте Южной Африки в 2021 году составила 0,361% (в 2020 году – 0,465%). По доле в южноафриканском внешнеторговом обороте в 2021 году Россия заняла 45 место среди более чем 230 стран, с которыми торгует Южная Африка (в 2020 году – 39 место).

Доля Южной Африки в экспорте России в 2021 году составила 0,069% против 0,079% в 2020 году. По доле в российском экспорте в 2021 году Южная Африка заняла 82 место (в 2020 году – 76 место). Доля Южной Африки в импорте России в 2021 году составила 0,286% против 0,310% в 2020 году. По доле в российском импорте в 2021 году Южная Африка заняла 48 место (в 2020 году – 47 место).

Доля России в экспорте Южной Африки в 2021 году составила 0,377% против 0,359% в 2020 году. При этом и в 2021 году, и 2020 году по доле в южноафриканском экспорте России было отведено 42 место. Доля России в импорте Южной Африки в 2021 году составила 0,344% против 0,565% в 2020 году. По доле в южноафриканском импорте в 2021 году Россия заняла 47 место (в 2020 году – 38 место). Анализируя динамику развития взаимного обмена между Российской Федерацией и ЮАР, можно предположить, что основной причиной продолжающегося снижения объемов российско-южноафриканской торговли, начиная со второй половины 2019 года, очевидно, является, как я отметил выше, введение в это время и антироссийские санкции действуют по сей день. Дело в том, что ЮАР по-прежнему политически и экономически зависит от Великобритании и США, которые активно ищут предлоги, чтобы сдержать улучшение своих позиций.

Россия как на мировой политической арене, так и на мировых товарных рынках. В завершение краткого обзора российско-южноафриканских торгово-экономических отношений на современном этапе представляется интересным показать, как взаимный товарооборот между Российской Федерацией и ЮАР распределяется между федеральными округами нашей страны. Данные такого распределения за 2021 год демонстрирует таблица 2.2.2.

Таблица 2.2.2

Распределение торговли РФ с ЮАР по федеральным округам, 2021 г.

Товарная структура взаимной торговли между Россией и ЮАРИнформация, представленная в таблице 3 по всей торговле, всему экспорту и всему импорту на 2021 год отличается от информации в таблице 2 в сторону занижения. Это связано с тем, что помимо региональных таможенных управлений, которые ведут таможенную статистику внешней торговли в федеральных округах РФ, непосредственно Центральному аппарату ФТС подчиняются также Внуковская, Домодедовская и Шереметьево. России, которая ведет свою статистику, которая учитывается при формировании общей статистики внешней торговли Российской Федерации.

Согласно таможенной статистике, в структуре российского экспорта в ЮАР в 2021 году наибольшую часть поставок составили следующие товары:

Продовольствие и сельскохозяйственное сырье — объем экспорта составил 120,8 миллиона долларов. США (в 2020 году – 173,3 млн долл. США);

продукция химической промышленности – объем экспорта 22,9 млн долл. США (в 2020 году – 52,0 млн долл. США);

металлы и изделия из них – объем экспорта 16,2 млн долл. США (в 2020 году 7,7 млн долл. США);

машины, оборудование и транспортные средства – объем экспорта 13,9 млн долл. США (в 2020 году – 10,4 млн долл. США);

минеральные продукты – объем экспорта 11,8 млн долл. США (в 2020 году

16,4 млн долл. США);

древесина и целлюлозно-бумажные изделия – объем экспорта 7,6 млн долл. США (в 2020 году – 9,4 млн долл. США)10.

По итогам 2021 года долевое (в %) распределение экспорта России в ЮАР по товарным группам можно проиллюстрировать рисунком 1.

Как видно из приведенных выше данных, по некоторым группам товаров российского экспорта произошло снижение объемов поставок, по другим — наоборот. Товарные группы, по которым в 2021 году был выявлен наибольший рост российского экспорта в ЮАР. По сравнению с результатами за 2020 год, представлены в таблице 2.2.3.

Рисунок 1  — Товарная структура экспорта России в ЮАР, 2021 г

Таблица 2.2.3

Товарные группы, по которым был выявлен наибольший прирост российского экспорта в ЮАР в 2021 году

Товарные группы, по которым было выявлено наибольшее сокращение российского экспорта в ЮАР в 2021 году при сопоставлении с итогами 2020 года, указаны в таблице 2.2.4.

Таблица 2.2.4

Товарные группы, по которым было выявлено наибольшее сокращение российского экспорта в ЮАР в 2021 году

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – объем импорта составил 199,6 млн долл. США (в 2020 году – 238,4 млн долл. США);В структуре российского импорта из ЮАР в 2021 году основной объем поставок пришелся на следующие товары:

минеральные продукты – объем импорта 151 млн долл. США (в 2020 году – 129,8 млн долл. США);

машины, оборудование и транспортные средства – объем импорта 72,5 млн долл. США (в 2020 году – 123,0 млн долл. США);

металлы и изделия из них – объем импорта 55,6 млн долл. США (в 2020 году

41,5 млн долл. США);

продукция химической промышленности – объем импорта 41,2 млн долл. США (в 2020 году – 29,7 млн долл. США)11.

Рисунок 2  — Товарная структура импорта России из ЮАР, 2021 г
По итогам 2021 года долевое (в %) распределение импорта России из ЮАР по товарным группам можно проиллюстрировать рисунком 2.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что, как и экспорт, импорт был неоднородным по своим тенденциям: для одних товарных групп наблюдалось снижение объемов поставок, для других — наоборот, рост. Группы товаров, по которым в 2021 году был выявлен наибольший рост российского импорта из ЮАР по сравнению с результатами 2020 года, указаны в таблице 2.2.5.

Таблица 2.2.5

Товарные группы, по которым был выявлен наибольший прирост российского импорта из ЮАР в 2021 году

Nоварные группы, по которым было выявлено наибольшее сокращение российского импорта из ЮАР в 2021 году при сопоставлении с итогами 2020 года, названы в таблице 2.2.6.

Таблица 2.2.6

Товарные группы, по которым было выявлено наибольшее сокращение российского импорта из ЮАР в 2021 году

В формате БРИКС Россия и ЮАР решают задачи освоения новых рынков промышленной и сельскохозяйственной продукции, развития взаимной торговли со странами БРИКС и создания на этой основе плацдармов для более глубокого проникновения на рынки третьих стран, у них есть зоны свободной торговли. Если говорить конкретно о российско-южноафриканской торговле, то для Российской Федерации такими третьими странами, конечно же, являются Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд, которые вместе с ЮАР образуют Таможенный союз ЮАР (ЮАТС; английская аббревиатура SACU – Southern African Customs Union), а для ЮАР – это, вероятно, страны-члены ЕАЭС.Сегодня торгово-экономические отношения между Россией и ЮАР еще недостаточно развиты, но имеют большой потенциал, учитывая, что и Российская Федерация, и ЮАР входят в такую ​​международную интеграционную группу, как БРИКС.

Ввиду того, что Россия и ЮАР являются членами БРИКС, уместно отметить, что этот орган имеет Стратегию экономического партнерства, цели которой, по сути, определяют основные направления развития торгово-экономических отношений между всеми пятью странами, членами БРИКС. Эти области, в частности, включают:

расширение возможностей доступа к рынкам и способствовать установлению связей между рынками;

содействие взаимной торговле и инвестициям и создание благоприятной среды для инвесторов и предпринимателей во всех странах БРИКС;

расширение торгового и инвестиционное сотрудничество с целью увеличения участия товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью в торговле между странами БРИКС.

Конечно, в рамках этих общих целей развития стратегического экономического партнерства БРИКС Россия и ЮАР стремятся выстраивать свои отношения друг с другом, что мы показали в первой части этой статьи.

В апреле 2017 года торговое представительство Российской Федерации в ЮАР опубликовало обзор общего состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности ЮАР на 2021 год. Этот обзор свидетельствует о том, что ЮАР очевидна экономический, технологический и социальный лидер на юге Африки, проявляет интерес к привлечению иностранных инвестиций и охотно взаимодействует со всеми инвесторами. Это обстоятельство создает благоприятные предпосылки для развития экономического сотрудничества между Российской Федерацией и ЮАР в различных сферах и предполагает, в частности, участие отдельных российских компаний и организаций в:

осуществлении программы развития национальной энергетики ЮАР;

реализации программы совершенствования инфраструктуры экономики ЮАР;

развитии взаимодействия в сфере авиационных и космических технологий;

промышленном и технологическом сотрудничестве;

добыче полезных ископаемых в ЮАР;

развитии научного обмена, в том числе в рамках взаимодействия инновационных центров двух стран;

развитии взаимодействия предприятий малого и среднего бизнеса двух стран.

Если говорить о перспективах экспорта российских товаров и услуг в ЮАР, следует отметить, что такие инфраструктурные отрасли экономики, как производство энергетических мощностей, передача электроэнергии на большие расстояния, газотранспортная инфраструктура, железные дороги, волоконно-оптические линии связи и др., которые могут использоваться российскими поставщиками, предлагающими свою продукцию. При этом им нужно будет учесть следующее:

Перспективы России для ядерной энергетики в Южной Африке очевидны, но во многом зависят от внутриполитического развития страны. Это также кажется перспективным для энергетики, связанной с использованием природного газа, но требует строительства объектов, связанных с созданием ресурсной базы с нуля – терминалы по приему сжиженного природного газа и его регазификации, сеть внутренних трубопроводов, подготовка персонала для нового сектора энергогенерации;

В области производства электроэнергии очень многообещающим направлением является также участие российских инженерных, сервисных и строительных компаний по производству энергетических машин в реконструкции ТЭС, работающих на угле, которые вырабатывают около 95% электроэнергии в ЮАР. В то же время эти перспективы осложняются особенностями регулирования государственных закупок, которые определяют неизбежность конкурентного характера закупок и, в подавляющем большинстве случаев, сотрудничества с местными компаниями, представляющими интересы чернокожих;

Отсутствие свободных мощностей для перевозки грузов по железной дороге, особенно для перевозки крупнотоннажных партий экспортных товаров, вынуждает правительство ЮАР выделять значительные финансовые ресурсы на модернизацию существующих железнодорожных путей и строительство новых железнодорожных путей и соответствующей инфраструктуры. Российские товары

для этих целей могут быть востребованы рельсы, составные части железнодорожного подвижного состава, железнодорожное оборудование и механизмы. Однако те же самые статьи об особенностях регулирования закупок и энергетики применимы и к этой сфере;

разработка существующих и вновь открытых месторождений твердых полезных ископаемых в Южной Африке остается важным для использования новых, современных технологий и оборудования в горнодобывающей промышленности. В этой связи можно утверждать, что международно признанное российское горное оборудование и технологии в области геологических исследований также имеют перспективы на рынке ЮАР;

Говоря о технологическом сотрудничестве, стоит отметить, что российские технологии и оборудование, в том числе волоконно-оптические линии связи, могут быть востребованы при реализации проектов развития такого сектора национальной экономики ЮАР, как Предоставление электронных финансовых услуг.

Что касается направлений развития российского импорта из ЮАР, то они включают:

поставки оборудования для авиационной и автомобильной промышленности производства электроники ЮАР;

поставка продукции южноафриканских компаний, специализирующихся на производстве узлов, агрегатов и запчастей для автомобильных брендов, таких как Ford, General Motors, Mercedes, BMW, Volkswagen;

Перспективным выглядит импорт передовых технологий в Российскую Федерацию. В частности, всемирно известные южноафриканские технологии разработки месторождений золота и платины (а также технологии добычи черных металлов, нержавеющей стали, алюминиевых заготовок и железорудного концентрата) могут быть интересны российской промышленности.

Кроме того, очевидны технологические предпосылки для развития российского импорта из ЮАР ряда высокотехнологичных фармацевтических препаратов и медицинских изделий.

Завершая перечисление основных направлений развития российско-южноафриканских торгово-экономических отношений, нельзя не разделить мнение исследователя института Африки РАН Архангельской А. А., что для дальнейшего совершенствования этих связей, очевидно, необходимо предпринять следующие ключевые меры:

разработать согласованную линию между различными министерствами и ведомствами при содействии деловых и академических кругов;

разработка программ государственной поддержки российских компаний, в том числе мер по поддержке инвестиционных проектов госбанками;

активизировать работу Делового совета Россия – ЮАР;

Принять меры для улучшения имиджа России посредством широкомасштабной информационной кампании по распространению положительных знаний.

С нашей точки зрения, ко всему вышесказанному следует добавить направление в развитии торгово-экономических отношений между Россией и ЮАР в виде заключения соглашения о свободной торговле. Если предположить, что Россия является членом ЕАЭС, а единое таможенное регулирование осуществляется в государствах-членах ЕАЭС, то такое соглашение, вероятно, будет рациональным заключить между ЕАЭС и ЮАР или, возможно, между ЕАЭС и ЮАТС. Правда, учитывая то обстоятельство, что ЮАР имеет соглашения о ЗСТ с рядом стран, а также с ЕС, в этом случае нужно будет уделить особое внимание организации решения вопроса определения страны происхождения товаров.

Для РФ и ЮАР положительным моментом создания ЗСТ будет являться отмена тарифных барьеров, вносящих свой «вклад» в сдерживание развития двусторонней торговли. В связи с этим необходимо заметить, что в настоящее время ЕАЭС предоставляет ЮАР тарифную льготу по ввозной таможенной пошлине в виде 75% от базовой ставки пошлины, а ЮАР, очевидно, как член ЮАТС, взаимностью в данном вопросе, увы, пока не отвечает.

И если объем торговли РФ с такой небольшой страной, как Вьетнам, в 2021 году составил 3,84 млрд. долл. США (в пять раз больше, чем с ЮАР), то можно надеяться, что и ЗСТ между ЕАЭС и ЮАР (или ЮАТС) принесет подобный результат.

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТОРГОВО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЮАР

3.1. Актуальные проблемы развития торгово–экономического сотрудничества между Россией и ЮАР

ВВП страны составляет треть суммарного ВВП остальных государств, расположенных к югу от Сахары. Помимо этого, ЮАР обладает развитой инфраструктурой и одним из наиболее развитых финансовых рынков в мире. Более того, она обладает крупными запасами полезных ископаемых (96% мировых запасов металлов платиновой группы, 26% марганца, 74% хрома, 11% золота и до 20% алмазов, а также угля и строительных материалов). ЮАР также входит в первую двадцатку стран по объему производства сельскохозяйственной продукции.

Одна из ключевых целей политики Южно-Африканской Республики, изложенная в Национальном плане развития, заключается в увеличении и диверсификации национального экспорта. Присутствие страны на международных рынках увеличивает общий потенциальный размер рынка для южноафриканских производителей, что способствует расширению производства экспортируемой продукции и открывает возможности для снижения стоимости производимых товаров. Увеличение темпов и объемов экспорта обеспечит создание новых рабочих мест в республике. Участие в международных конкурсах способствует внедрению инноваций, ведет к повышению качества продукции и совершенствованию технологий. Взаимодействие с внешними рынками снижает зависимость от неблагоприятных факторов на гораздо более узком национальном рынке. Развитию экспорта также способствует приток в страну иностранной валюты, которую можно использовать для финансирования импорта и решения других актуальных проблем экономического развития страны.

Вступление ЮАР в БРИКС было ожидаемым, ведь у нее уже существуют независимые торгово-экономические отношения со всеми странами объединения. Так, долгую историю имеют отношения ЮАР с Индией и Китаем. Помимо того, страны БРИКС являются основными инвесторами в африканскую экономику.

Следует отметить, что торгово-экономические отношения между Россией и ЮАР в настоящее время наименее развиты по сравнению с другими двусторонними отношениями участников блока.

В 2016 году экономика Южной Африки продемонстрировала устойчивость и гибкость, чтобы противостоять вызовам, возникающим в результате продолжающегося замедления темпов роста мировой экономики и стабильно низких цен на сырьевые товары, плохих показателей мировой торговли и сокращения потоков капитала. Несмотря на постоянный избыток предложения на мировом рынке основных товаров и товаров по бартеру, восстановление бартерных цен позволило стране увеличить экспортные продажи и сократить торговый дефицит.

После внешнеэкономического провала 2015 года динамика торговли ЮАР со странами БРИКС улучшается, в том числе с Россией. Благодаря санкциям, введенным Россией на импорт свежих продуктов питания из ЕС, США и других стран, компании из ЮАР имеют уникальную возможность расширить торговые отношения с нами. В конце концов, Южная Африка известна во всем мире как производитель и экспортер цитрусовых, фруктов и субтропических фруктов. В последние годы Министерство торговли и промышленности ЮАР активно привлекало южноафриканские компании к участию в инвестициях road show в России. В 2017 году они представили свою продукцию более 28 тысячам посетителей из 78 регионов России.

В ситуации, когда Китай действует достаточно агрессивно, проникая на различные рынки ЮАР, осуществляя огромные вложения в эту страну, Претории может потребоваться некоторый противовес китайскому влиянию, заинтересованность в более широком присутствии России, чтобы предотвратить «монополизацию» ее экономики Китаем.

Нужно также отметить, что выгодное географическое положение ЮАР и ее крупные порты, гарантирующие доступ ко всем морям, предоставляют широкие возможности для сотрудничества. Хотя пока что основные интересы России в Африке сосредоточены в сфере натуральных ресурсов, тем не менее, по сравнению с остальными африканскими странами, ЮАР является практически единственным государством на континенте, с которым Россию связывает торговля несырьевыми товарами. Наша страна также придает большое значение сотрудничеству в сфере высоких технологий. Развитый сельскохозяйственный сектор ЮАР не только позволяет стране удовлетворять свой собственный спрос, но и в некоторой степени дает возможность обеспечить продовольственную безопасность России.

Хочется отметить, что на данный момент, задача государства и бизнеса — создать необходимые условия (политические, правовые, экономические, информационные) для более активного и эффективного взаимодействия российских компаний с южно-африканскими партнерами, и предстоящий саммит БРИКС в Йоханнесбурге может выступить отличной платформой для поиска путей укрепления сотрудничества.

Таким образом, рост торговых и инвестиционных отношений считается основным направлением укрепления сотрудничества между Россией и ЮАР. В 2017 году товарный импорт из России вырос на 52,9%, что в денежном выражении увеличилось на 136 миллионов долларов, а экспорт вырос на 25,4% в долларовом выражении — почти 72 миллиона долларов.

Рассматривая торговое сотрудничество между Россией и ЮАР, следует отметить, что по итогам 2017 года в структуре российского экспорта в ЮАР основная часть поставок приходилась на продовольствие и сельскохозяйственное сырье, химикаты, полезные ископаемые, оборудование, оборудование и транспортные средства. Наибольший рост показали следующие товарные группы: медь и железо, удобрения, минеральное топливо и масла и продукты их перегонки, бумага и целлюлозные изделия.

Традиционные поставки продуктов растительного происхождения, в том числе фруктов, заняли первое место в российском импорте из ЮАР. За последний год Россия увеличила импорт на 49,4%. На втором месте традиционно находятся цветные металлы и изделия из них, импорт которых также значительно вырос. Увеличилось предложение готовых пищевых продуктов с преобладанием группы «алкогольные и безалкогольные напитки». В российском импорте машин, оборудования и механизмов более 90% объема занимает группа ядерных реакторов, котлов, оборудования и механических устройств и их частей.

Одной из перспективных областей для потенциального импорта остается традиционно сильная электронная промышленность Южно-Африканской Республики, производящая оборудование для авиационной и автомобильной промышленности. Российскому бизнесу может быть интересна продукция таких южноафриканских секторов, как химическая промышленность, сельское хозяйство и пищевая промышленность, а также изделия из драгоценных металлов. Особняком стоят пищевые технологии, являющиеся в ЮАР симбиозом собственных многолетних разработок и лучших мировых практик, в том числе в области генетической модификации.

Особого внимания заслуживают исторически сильная горнодобывающая промышленность Южной Африки, а также технологии добычи и первичной обработки твердых полезных ископаемых. Российское горное оборудование, геологоразведочные технологии, картография, известные во всем мире благодаря правильной маркетинговой политике, также могут иметь перспективу на рынке Южной Африки. Потенциального российского импортера могут заинтересовать технологии разработки месторождений золота и платины, а также технологии получения черных металлов, нержавеющей стали, алюминиевых заготовок и железорудного концентрата.

С учетом современного состояния энергогенерации в ЮАР (отсутствие резерва мощностей для своевременных плановых ремонтов, стареющее оборудование угольных ТЭС, неравномерное размещение генерации по территории страны и т. п.) южноафриканский рынок является однозначно перспективным для российского энергомашиностроения. При этом, учитывая инфраструктурный характер отрасли, необходимость выполнения большого объема строительных работ, уникальность и капиталоемкость оборудования, длительность подготовительных процессов (проектирование, выбор поставщиков, специфику конкурентной закупочные процедуры), необходимость предоставления финансирования, длительный срок изготовления, реализовать данное направление сотрудничества в жизнь в кратчайшие сроки не представляется возможным. Сотрудничество в области энергетики — это стратегическая перспектива, первые эффекты которой с точки зрения объемов экспорта могут проявиться не ранее, чем через три года после ее реализации.

В настоящее время ЮАР не имеет собственных коммерчески жизнеспособных нефтяных месторождений, поэтому поставки нефтепродуктов на ее рынок осуществляются за счет импорта и переработки импортной южноафриканской нефти, что открывает новые возможности для исторически сильной индустриальной экономики России. Следует отметить, что часть поставок моторного топлива составляет синтетическое топливо, производимое в ЮАР в процессе переработки угля.

Эти основные особенности справедливы и для продвижения другой продукции российского машиностроения, в частности судостроения, сельскохозяйственной техники, грузовиков, самолетов, которые также могут иметь хороший потенциал продаж на рынке Южной Африки.

Несмотря на то, что ЮАР имеет собственный высокоразвитый комплекс деревообрабатывающей промышленности, она импортирует широкий спектр изделий из дерева, в том числе изделия из дерева и крафт-бумагу. Сегодня эти позиции не занимают значимого места в российском экспорте в ЮАР. Учитывая определенную новизну этого рынка для российских экспортеров, им следует активнее использовать маркетинговые инструменты.

Отсутствие свободных мощностей в Южной Африке для перевозки грузов по железной дороге, особенно для перевозки крупных потоков сырья на экспорт, требует выделения значительных финансовых ресурсов для модернизации существующих и строительства новых железнодорожных линий и соответствующей инфраструктуры. Несомненно, российское железнодорожное оборудование и техника могут быть востребованы для этих целей.

Очевидно, что для поддержки национального сельскохозяйственного производства Южная Африка нуждается в закупке значительных объемов удобрений. Эти возможности сохранятся в будущем, если международные торговые подразделения российских производителей удобрений обратят свое внимание на рынок Южной Африки, тем более что в предыдущие годы эта страна закупала в России гораздо большие объемы удобрений.

Как видно из приведенного выше анализа, торговое сотрудничество между Россией и ЮАР в последние годы развивается достаточно динамично, но в контексте экономического взаимодействия этой страны с западными государствами и Китаем количественные показатели показателей выглядят довольно скромными. Между тем, потенциал торгово-экономических связей и инвестиционных проектов между ЮАР и Россией очень высок.

В ситуации, когда Китай действует довольно агрессивно, выходя на различные рынки в Южной Африке, делая огромные инвестиции в эту страну, Претории может понадобиться противовес китайскому влиянию, заинтересованность в более широком российском присутствии, чтобы помешать Китаю «монополизировать» свою страну.

Следует также отметить, что выгодное географическое положение Южной Африки и ее основных портов, гарантирующих выход ко всем морям, открывает множество возможностей для сотрудничества. Хотя основные интересы России в Африке до сих пор были сосредоточены в области природных ресурсов, однако по сравнению с другими африканскими странами ЮАР является практически единственным государством на континенте, с которым Россию связывает торговля несырьевыми товарами. Наша страна также придает большое значение сотрудничеству в области высоких технологий. Развитый сельскохозяйственный сектор Южной Африки не только позволяет стране удовлетворять собственные потребности, но и в некоторой степени обеспечивает продовольственную безопасность в России.

Так что на данный момент задача государства и бизнеса — создать условия для более активного и эффективного взаимодействия российского бизнеса с южноафриканскими партнерами, и предстоящий саммит БРИКС в Йоханнесбурге может стать отличной площадкой для поиска путей к укреплять сотрудничество.

3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов торгово–экономического сотрудничества России и ЮАР на современном этапе

Что касается, направления развития торгово-экономических отношений между Россией и ЮАР, то на сегодняшний день торгово-экономические отношения между Россией с Южной Африкой еще недостаточно развиты, но они имеют большой потенциал, если учесть, что и Российская Федерация и Южно-Африканская Республика входят в такую международную интеграционную группировку, как БРИКС. В формате БРИКС Россия и Южная Африка решают задачи по освоению новых рынков сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции, развития взаимной торговли со странами-членами БРИКС, а также создания на этой основе плацдармов для более глубокого проникновения на рынки третьих стран, имеющих со странами-членами БРИКС зоны свободной торговли (ЗСТ). Если вести речь конкретно о российско-южноафриканской торговле, то для РФ такими третьими странами, очевидно, являются Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд, образующие вместе с ЮАР Южноафриканский таможенный союз (ЮАТС; английская аббревиатура SACU – Southern African Customs Union), а для ЮАР – это, вероятно, страны-члены ЕАЭС. Отмечая факт членства РФ и ЮАР в БРИКС, уместно заметить, что у данной организации есть Стратегия экономического партнерства, цели которой, по сути, определяют основные направления развития торгово-экономических отношений между всеми пятью странами-участницами БРИКС. К таким направлениям, в частности, относятся: расширение возможностей доступа на рынки и содействие развитию связей между рынками; содействие взаимной торговле и инвестициям и создание благоприятной среды для инвесторов и предпринимателей во всех странах БРИКС; расширение и диверсификация торгового и инвестиционного сотрудничества в целях повышения доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью в торговле между странами БРИКС. Разумеется, в контексте данных общих целей развития стратегического экономического партнерства БРИКС Россия и Южная Африка стремятся выстраивать свои отношения друг с другом, что было нами показано в первой части моей работы.

В настоящее время экономический потенциал двустороннего сотрудничества между ЮАР и Россией остается неизвестным. Доля России в товарообороте ЮАР невелика по сравнению с другими странами и составляет менее 1% от общего товарооборота страны (доля ЮАР в товарообороте России еще меньше). При этом экспорт товаров из ЮАР осуществляется более регулярно, чем поставки российского импорта в эту страну.

Интересно, что российская и южноафриканская статистика дают разные данные по торговому обороту между двумя странами (согласно российским данным общий товарооборот в 2015 г. составил $838 млн, тогда как по южноафриканской статистике объем торговли был $773 млн). При этом торговый оборот ЮАР с Россией приблизительно в 30 раз уступает объему торговли ЮАР с Китаем.

В 2016 г., по данным южноафриканской статистики, экспорт из ЮАР в Россию составил $282 млн (4146 млн южноафриканских рандов (ранд.)), а импорт из России в ЮАР — $257 млн (3782 млн ранд.). По данным российской статистики в 2016 г. экспорт из ЮАР в Россию составил $521 млн, а импорт из России в ЮАР — $197 млн.

Основные статьи экспорта из ЮАР в Россию в 2015 г. — это марганцевые руда и концентрат — $41 млн (525,6 млн ранд.), апельсины — $42 млн (534 млн ранд.), лимоны — $30 млн (381 млн ранд.), прочие фрукты — $55 млн (700 млн ранд.), черные металлы — $22 млн (284 млн ранд.). А основные статьи импорта из России в ЮАР в том же году: пшеница и меслин — $200 млн (2545 млн ранд.), медная проволока с поперечным сечением более 6 мм — $137 млн (1751,6 млн ранд.), фосфат моноаммония и фосфат диаммония (азотно-фосфорное удобрение) — $41 млн (528,7 млн ранд.), прочие удобрения — $22 млн (279,3 млн ранд.), прочие недрагоценные металлы и изделия из них — $13 млн (170,8 млн ранд.).

Основные статьи экспорта из ЮАР в Россию в 2016 г. — плоский прокат из коррозионностойкой стали — $47 млн (693 млн ранд.), марганцевые руда и концентрат — $46 млн (676 млн ранд.), апельсины — $33 млн (486 млн ранд.), яблоки и груши — $23 млн (338 млн ранд.), прочие цитрусовые — $40 млн (582 млн ранд.). И основные статьи импорта из России в ЮАР в 2016 г.: пшеница — $132 млн (1933,4 млн ранд.), медная проволока с поперечным сечением более 6 мм — $21 млн (303,5 млн ранд.), фосфат моноаммония и фосфат диаммония — $17 млн (252,4 млн ранд.), прочие недрагоценные металлы и изделия из них — $14 млн (206,8 млн ранд.), прочие удобрения — $12 млн (177,9 млн ранд.).

ЮАР является очевидным экономическим, технологическим и социальным лидером юга Африки, проявляет интерес к привлечению иностранных инвестиций, охотно взаимодействует с любыми инвесторами. Данное обстоятельство дает благоприятные предпосылки для развития экономического сотрудничества между РФ и ЮАР в различных сферах и предполагает, в частности, участие тех или иных российских предприятий и организаций в: осуществлении программы развития национальной энергетики ЮАР; реализации программы совершенствования инфраструктуры экономики ЮАР; развитии взаимодействия в сфере авиационных и космических технологий; промышленном и технологическом сотрудничестве;  добыче полезных ископаемых в ЮАР;  развитии научного обмена, в том числе в рамках взаимодействия инновационных центров двух стран;  развитии взаимодействия предприятий малого и среднего бизнеса двух стран.

Так же хотелось бы отметить, после перечисления мной основных направлений развития торгово-экономических российско-южноафриканских связей нельзя не согласиться с мнением научного сотрудника Института Африки РАН Архангельской А.А., что для дальнейшего совершенствования этих связей, очевидно, необходимо предпринять следующие ключевые меры: выработать согласованную линию между различными министерствами и ведомствами при содействии бизнес- и академического сообществ;  разработать программы государственной поддержки российского бизнеса, в частности по мерам поддержки государственными банками инвестиционных проектов;  активизировать работу Делового совета Россия – ЮАР;  предпринять меры по улучшению имиджа России посредством проведения широкой информационной кампании, направленной на распространение позитивных знаний.

С моей точки зрения, ко всему перечисленному выше следует добавить и такое направление развития торгово-экономических отношений между Россией и Южной Африкой, как заключение соглашения о ЗСТ. Исходя из того, что Россия является членом ЕАЭС, и что в государствах-членах ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование, такое соглашение, вероятно, рационально заключать между ЕАЭС и ЮАР или, возможно, между ЕАЭС и ЮАТС. Правда, учитывая то обстоятельство, что ЮАР имеет соглашения о ЗСТ с рядом стран, а также с ЕС, в этом случае нужно будет уделить особое внимание организации решения вопроса определения страны происхождения товаров. Для РФ и ЮАР положительным моментом создания ЗСТ будет являться отмена тарифных барьеров, вносящих свой «вклад» в сдерживание развития двусторонней торговли. В связи с этим необходимо заметить, что в настоящее время ЕАЭС предоставляет ЮАР тарифную льготу по ввозной таможенной пошлине в виде 75% от базовой ставки пошлины, а ЮАР, очевидно, как член ЮАТС, взаимностью в данном вопросе, увы, пока не отвечает.

Основные проблемы, существующие в торговле между ЮАР и Россией, обусловлены географическими и историческими причинами. Географически Россия и ЮАР довольно далеки друг от друга и исторически с 1960-х по 1990-е гг. Экономических контактов между двумя странами практически не было из-за радикального, антикоммунизма режима апартеида и непримиримого отношения СССР по отношению к апартеиду (при этом сезонные продукты сегодня очень успешно коммерциализируются — это хорошо видно на примере цитрусовых).

Значительная часть торговли проходит эпизодически — т. е. проводятся отдельные единичные сделки (например, оборудование для конкретного проекта горнодобывающей промышленности). Также торговля по определенным типам товаров между двумя странами совершается по остаточному принципу.

Есть свидетельства того, что официальная торговля между Южной Африкой и Россией занижена, хотя ее трудно определить количественно. Таким образом, согласно официальной южноафриканской статистике, Нидерланды были крупнейшим импортером южноафриканских фруктов. Очевидно, что такие количества нельзя потреблять в Нидерландах, учитывая размер населения этой страны. Это указывает на то, что значительная часть экспорта фруктов Южной Африки (вероятно, большая) реэкспортируется (в основном через порт Роттердам) в третьи страны (включая Россию). Об этом свидетельствует пример импорта южноафриканского чая ройбуш из Германии в Россию.

Аналогичная ситуация (с реэкспортом) наблюдается и в отношении российской обогащенной урановой продукцией (ОУП), импортируемой в ЮАР для атомной электростанции (АЭС) Куберг (пока единственной АЭС в Африке). В августе 2010 ОАО «Техснабэкспорт» (известная за границей как Tenex) подписала с компанией Eskom, электроэнергетическим монополистом ЮАР, долгосрочный контракт на поставки ОУП. Контракт сроком на 10 лет вступил в силу в 2011 г.

Таким образом «Техснабэкспорт» поставляет около 40% ОУП, требующейся для функционирования АЭС в Куберге. Однако, поскольку сборка твэлов ПМУ происходит во Франции, этот контракт не учитывается в статистике российско-южноафриканской торговли.

Новые правила маркировки, введенные с началом работы Таможенного союза Евразийского экономического союза, негативно повлияли на объемы экспорта сельхозпродукции из ЮАР в Россию. Теоретически после введения новых правил товары без надлежащей маркировки могут быть изъяты таможней (что особенно опасно для сельскохозяйственной продукции с ограниченным сроком годности / сроком хранения), к тому же переходного периода нет. Южноафриканские экспортеры не были готовы к этим нововведениям, хотя о них было объявлено по крайней мере за несколько месяцев до их вступления в силу. По оценкам, новая маркировка увеличит производственные затраты примерно на 5%. Несмотря на некоторые компромиссы в отношении маркировки, достигнутые в ходе переговоров между южноафриканской стороной и представителями Евразийской экономической комиссии, южноафриканские экспортеры все еще ощущают негативное влияние новых правил.

Девальвация рубля в 2019–2020 годах сделала экспорт из ЮАР в Россию менее прибыльным, но в то же время повысила конкурентоспособность российских товаров на рынке ЮАР. Тем не менее, потенциал роста экспорта южноафриканского вина в Россию хорошо виден (сегодня доля южноафриканского вина на российском рынке очень мала).

Открытие российского коммерческого офиса в Йоханнесбурге в декабре 2020 года существенно поспособствовало расширению торговых связей между двумя странами.

Экономические связи между двумя странами остаются ограниченными. Самый очевидный пример этого — объем торговли. Хотя объем торговли между Россией и ЮАР не превышает 1 миллиарда долларов США, объем торговли между Китаем и Южной Африкой составляет почти 20 миллиардов долларов США.

С другой стороны, ситуация с инвестиционной деятельностью намного лучше. Объем взаимных инвестиций значителен.

Очевидно, что на данный момент наибольшим потенциалом для развития экономического сотрудничества между ЮАР и Россией в будущем является предложение «Росатомом» проект по строительству АЭС. Однако, не следует преувеличивать вероятность осуществления данного проекта.

В целом важно подчеркнуть, что сотрудничество в экономической сфере между Россией и ЮАР сталкивается, в первую очередь, с трудностями, связанными с недостаточной осведомленностью российских и южноафриканских партнеров, их взаимных возможностей и потребностей. Однако сотрудничество между двумя странами в экономической сфере очень перспективно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам первого полугодия 2019 года товарооборот России с ЮАР составил 511,1 миллиона долларов, увеличившись на 12,59% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Объем российского экспорта составил 98,6 миллиона долларов, импорта — 412,45 миллиона долларов.

Российский экспорт представлен продукцией химической промышленности; металлы и изделия из них; минеральные продукты; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; продукты питания и сельскохозяйственное сырье; машины, оборудование и транспортные средства.

Основные статьи импорта — продукты питания и сельскохозяйственное сырье; минеральные продукты; продукция химической промышленности; машины, оборудование и транспортные средства; драгоценные металлы и камни; металлы и металлические изделия.

Инвестиционную активность в Южной Африке проявляют Группа компаний «Ренова» (разведка и добыча марганцевой руды, производство силикомарганца), ОАО «Северсталь» (производство брикетированного железа). АО «Росгеология» и южноафриканская госкорпорация «Петро-Эс-Эй» налаживают сотрудничество в разведке и разработке углеводородов на южном шельфе ЮАР. В России действуют южноафриканские «САБ-Миллер» (производство пива), «Монди» (производство целлюлозы), «Насперс» (информтехнологии), «Бейтман» (поставки оборудования и технологий для предприятий добывающей и металлургической отраслей промышленности), «Белл» (тяжелое машиностроение), «Стандард Банк» (финансовые услуги).

Обе страны работают вместе в высокотехнологичных областях контента, и действует рабочая группа по исследованию космоса.

По линии госкорпорации «Роскосмос» в феврале 2017 года в ЮАР в городе Крюгерсдорп была введена в штатную эксплуатацию наземная станция системы ГЛОНАСС «Сажень-ТМ-БИС». Роскосмос планирует разместить в третьем квартале 2019 года в ЮАР оптико-электронную станцию для предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве.

Россия и ЮАР развивают сотрудничество в неэнергетических приложениях ядерных технологий. В июле 2018 года Компания «Русатом Хэлскэа» (входит в Росатом) и Корпорация по атомной энергии ЮАР (NECSA) подписали соглашение о сотрудничестве в ядерной медицине, в частности в диагностике и лечении рака в Африке и на других континентах. Планируется, что Росатом построит в ЮАР два так называемых растворных реактора (установки небольших размеров и мощности) для наработки радионуклидов, применяемых в ядерной медицине. Стороны также планируют создать коммерческий циклотрон в ЮАР с целью дальнейшего увеличения производственных мощностей для нужд ядерной медицины в африканском регионе.

В январе 2018 года в ходе 11-го заседания совместной комиссии по научно-техническому сотрудничеству в Москве были достигнуты договоренности о проведении совместного двустороннего конкурса исследовательских проектов, подготовке новой редакции Соглашения между Российской академией наук и ЮАР. Академия наук, план подключения южноафриканцев к работе Объединенного института ядерных исследований в Дубне.

В 2016–2019 годах между Россией и ЮАР состоялся обмен Сезонами культуры, в ходе которых были организованы художественные выставки и выступления музыкальных и танцевальных коллективов.

30 марта 2017 года вступил в силу Протокол между правительствами РФ и ЮАР о взаимной отмене визовых требований для владельцев заграничных паспортов. В документе говорится, что граждане России и ЮАР, которые не намерены работать, учиться или проживать на территории другой страны, освобождены от визового режима и имеют право въезжать, оставаться или транзитом без визы на срок до 90 дней.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Федеральный закон от 25.11.1996 г. № 135 ФЗ «О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 49, 02.12.96, ст. 5494
  2. Федеральный закон от 25.11.1996 г. № 135 ФЗ «О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 49, 02.12.96, ст. 5494
  3. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (ред. от 19.06.2020, с изм. от 21.11.2020) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 11.08.2014, ст.4470
  4. Указ Президента РФ от 21.11.2020 N 730 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // СПС Консультант

Литература

  1. Арустамов Э. А. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева. — М.: КНОРУС, 2011. — 168 с.
  2. Бархатов А.П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие, 7-е изд., испр. и доп. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2011 г. — 308 с. Переверзев М. П., Лунёва А. М.
  3. Бурцев С. И. Механизм таможенного валютного контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и пути его совершенствования // Научные труды Московского гуманитарного университета: материалы VII науч. конф. аспирантов и докторантов Моск. гуманит. ун-та, октябрь 2005 г. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — Вып. 58. — С. 114–125
  4. Виньков А. Ресурсная взаимность // Эксперт. — 2013. — N 13. — C.14-20.
  5. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник, под ред. Е.Ф. Прокушева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012.- 527 с.
  6. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2008. — N 3. — С.24-39.
  7. Внешнеэкономический комплекс России: состояние и перспективы. Ежегодник — М.: 2007–2011.
  8. Войкин Д.Н. Правовое регулирование валютного контроля при совершении внешнеторговых бартерных сделок // Вестн. Саратовской гос. акад. права. – 2005. — № 3. — С. 115–118
  9. Вологдин, А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие для магистров / А. А. Вологдин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 445 с.
  10. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. М., 1996.
  11. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / под ред. Фаминского И.П. — М.: Республика, 2010. — 445с.
  12. Гоголева Т. Н. Методика оценки эффективности внешнеэкономической политики государства: институциональный подход / Т.Н.Гоголева, Л.А.Мажорова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 7. — С.81-86.
  13. Данилина М. Ф. Финансирование совместных программ сотрудничества Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — N 5. — С.48-57.
  14. Дао Май Хань. Внешнеторговая деятельность стран в контексте процессов глобализации (методология и результаты эконометрического анализа) // Экон. наука соврем. России. — 2006. — N 4. — С.126-143.
  15. Доклад о мировом развитии 2002. Всемирный Банк. М., 2002.
  16. Евсеев С. В. Эффективность транспортных услуг в современных условиях // Экон. науки. — 2006. — № 3. — С. 46–53.
  17. Концепция стратегического развития России до 2010 года. М., 2001.
  18. Международные транспортные операции / Зимовец А.В. Учебное пособие. Таганрог: ТИУиЭ, 2012.
  19. Наименее развитые страны. Доклад ООН. Конференция по торговле и развитию. Нью-Йорк Женева. 1996, 2000.
  20. ООН. Совет Безопасности. Официальные отчеты. Резолюции и решения Совета Безопасности (1980–1988). Нью-Йорк, 1981–1989.
  21. Организация Африканского Единства в документах. М., 1970.
  22. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. М., 2002.
  23. Отчет о мировом развитии. Знания на службе развития. 1989/99. Всемирный Банк. Вашингтон (Москва). 1999.
  24. Программа среднесрочного развития России (2003–2005). М., 2003.
  25. Родионова И.А., Черняев М.В., Шувалова О.В. Оценка потенциала БРИКС в мировой энергетике // Фундаментальные исследования. 2017. № 6. С. 175-184.
  26. Родионова И.А., Шувалова О.В. Мировая энергетика: позиции стран БРИКС // Россия и Азия. 2018. № 4 (5). С. 16-32.
  27. Соколов А.В., Шашнов С.А., Коцемир М.Н., Гребенюк А.Ю. Определение приоритетов научно-технологического сотрудничества стран БРИКС // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. № 4. С. 32-67.
  28. Соленцова Е.А., Калинина А.А., Пашаева А.Т., Иванова Н.И. Место стран БРИКС в современной системе международного разделения труда // Известия Института систем управления СГЭУ. — 2019. — № 1 (19). — С. 187-189.
  29. Спартак А.Н. Метаморфозы процесса регионализации: от региональных торговых соглашений к мегарегиональным проектам // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. Т. 10. № 4. С. 13-37.
  30. Спартак А.Н. Текущие и среднесрочные задачи позиционирования России в международной торгово-экономической системе // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 222. № 2. С. 140-162.
  31. Фадейкина Н.В., Саврадым В.М. Влияние внешних экономических санкций по отношению к России и политики дедолларизации на состояние национальных экономик // Непрерывное профессиональное образование и новая экономика. 2018. № 1 (2). С. 185-216.
  32. Фрейре М.Р. ЕС и БРИКС: Стратегическое партнерство или структурное расхождение? // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Т. 12. № 3. С. 182-200.
  33. Шаховская Л.С., Матковская Я.С. Интеграционные объединения в современной мировой экономике: глобальные тенденции и возможности их использования в интересах экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 4 (349). С. 736-747.

1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф