Страницы 1 2
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические и стратегические вопросы взаимодействия стран-членов БРИКС
- 1.1. Концептуальные подходы и предпосылки сотрудничества России с партнерами по БРИКС
- 1.2. Национальные стратегии экономического развития стран БРИКС
- Глава 2. БРИКС в мировой экономике и торговле
- 2.1. Траектория создания и принципы функционирования БРИКС
- 2.2. Приоритетные задачи и ключевые направления деятельности «пятерки»
- 2.3. «Дорожная карта» расширения сотрудничества в рамках БРИКС
- Глава 3. Страновые особенности торгово-экономического взаимодействия
- 3.1. Россия – Китай: всеобъемлющее стратегическое партнерство
- 3.2. Россия – Индия: на пути к диверсификации деловых связей
- 3.3. Россия – Бразилия: на принципах взаимодополнения
- 3.4. Россия – ЮАР: хозяйственное освоение «черного континента»
- Заключение
- Список источников и литературы
Введение
БРИКС – это платформа для развития диалога и сотрудничества между государствами-членами (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), которые в совокупности занимают 30 % суши и на долю которых приходится 43 % населения планеты, 21 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП), 17,3 % мировой торговли товарами , 12,7 % мировой торговли услугами и 45 % мирового сельскохозяйственного производства . Цель этой платформы – содействовать безопасности, процветанию и развитию в условиях многополярного, взаимосвязанного и глобализованного мира. Страны БРИКС представляют Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку, что обусловливает трансконтинентальное измерение их сотрудничества и придает ему особую ценность и значимость.
БРИКС играет жизненно важную роль в мировой экономике с точки зрения общего объема производства, получения инвестиционного капитала и расширения потенциальных потребительских рынков. Широко распространено мнение, что экономики стран БРИКС являются движущей силой восстановления глобальной экономики, что подчеркивает меняющуюся роль этих экономик в мире. На встречах «Группы двадцати» страны БРИКС оказали значительное влияние на формирование макроэкономической политики после окончания недавнего финансового кризиса.
На саммитах в Санье, Дели, Дурбане и Форталезе лидеры БРИКС договорились о создании партнерства в интересах повышения стабильности, активизации роста и развития. В этой связи странам БРИКС следует развивать прагматичное экономическое сотрудничество и создавать более тесное экономическое партнерство в целях содействия восстановлению глобальной экономики, снижения потенциальных рисков на международных финансовых рынках и активизации экономического роста в странах-членах.
Целью дипломной работы является комплексное исследование международного и экономического взаимодействия России и стран БРИКС на уровне международных организаций и межгосударственном уровне.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
— рассмотреть концептуальные подходы и предпосылки сотрудничества России с партнерами по БРИКС;
— изучить национальные стратегии экономического развития стран БРИКС.
— охарактеризовать траекторию создания и принципы функционирования БРИКС;
— рассмотреть приоритетные задачи и ключевые направления деятельности «пятерки»;
— изучить «дорожную карту» расширения сотрудничества в рамках БРИКС;
— проанализировать страновые особенности торгово-экономического взаимодействия России с Китаем, Индией, Бразилией и ЮАР.
Объектом исследования являются механизмы взаимодействия и развитие торгово-экономических отношений России и БРИКС.
Предметом исследования выступают теоретические, методические и практические вопросы, непосредственно связанные с реализацией торгово- экономического взаимодействия России и БРИКС.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой методы.
Теоретической основой исследования послужили труды ведущих специалистов в области международных и международных экономических отношений. Среди них особое место занимают российские исследователи: Бородавкин А.Н., Воскресенский А.Д., Галенович Ю.М., Гельбрас В.Г., Девятов А.П., Жулин Ю.А. и другие.
Эмпирическую основу исследования составляют Международные соглашения об аспектах торгово-экономического сотрудничества между странами, данные статистики Федеральной таможенной службы, а также Международного валютного фонда и материалы периодической печати.
Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Гражданский кодекс Российской Федерации, Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и т.д.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. Теоретические и стратегические вопросы взаимодействия стран-членов БРИКС
1.1. Концептуальные подходы и предпосылки сотрудничества России с партнерами по БРИКС
После распада СССР, Россия потеряла членство в ОВД и СЭВ и пыталась принимать участие в западных организациях, не обращая внимания на развивающиеся страны. После 1991 года Россия столкнулась с рядом кризисов в экономической, демографической, политической сферах, что сильно пошатнуло ее позиции. Только сейчас Россия начинает шаг за шагом набирать силу и играть заметную роль в мире.
И этому способствует ее участие в международных организациях, одной действенной из которых является БРИКС. Г. Д. Толорая отмечает: «БРИКС может стать для России локомотивом геополитического восхождения в ХХI веке». И действительно в то время, когда отношения с Западом становятся все хуже и хуже, о чем свидетельствует, например, исключение из G7, БРИКС — это шанс остаться наплаву в системе глобального управления и служить толчком для ее геополитического подъема в XXI веке.
Так, организация Бразилии, России, Индии и Китая в политико-экономический альянс «Бразилия, Россия, Индия, Китай» (БРИК), впервые официально объявленная на Первом съезде БРИКС в 2009 г., стала значимым явлением для всего мира, поскольку возникновение на мировой арене нового влиятельного участника показало развивающимся странам мира, что однополярная западная система мирового развития утратила свое основополагающее значение и что существуют отличные от западных возможности и пути развития.
Существует множество различных исторических, политических, экономических и культурных предпосылок, благодаря которым организация БРИКС была создана. Предпосылками сотрудничества организации являются:
- Общность, сходство и совпадение внешних интересов участниц организации по глобальным вопросам современности и прогнозируемого будущего. Страны БРИКС защищают структуру полицентричного мира, выступают за изменение структуры мировой экономики, говорят о недопустимости подчинения ООН интересам какой-либо отдельной страны, о международном праве и его нормах, о неприменении силы в сложных ситуациях и совместном решении возникающих глобальных проблем. Иными словами, страны-участницы имеют общие мнения относительно геополитических и геоэкономических вопросов современности.
- Сходство внутренних интересов стран-участниц, таких как: социальное и экономическое соразвитие, сохранение национальной и культурной самоидентичности, усиление позиций каждой из стран на политической и экономической карте мира. Эти предпосылки являются прямым продолжением первой группы, которое раскрывает идею важности общности стран в решении глобальных проблем.
- Схожие темпы высокого и эффективного развития. Эта предпосылка стала причиной того, что страны БРИКС были включены мировым экспертным сообществом в группу экономически быстро развивающихся мировых государств. Угроза снижения этих темпов во времена кризисов является мотивом укрепления взаимного доверия для стран организации БРИКС.
- Схожесть подходов и методов решения вопросов экономических кризисов. Данные вопросы и проблемы сложно решить в одиночку, поэтому именно сложность их разрешения стала одной из главных предпосылок к сотрудничеству.
- Развитие двусторонних связей между странами организации. Пары Россия-Китай и Китай-Индия являются лидирующими в формате БРИКС и имеют характер стратегического партнерства. Усиление стратегического характера взаимоотношений способно в будущем быть основой взаимодействия не только между парами, но и между всеми участницами организации.
- Взаимодополняемость экономик стран-участниц. У каждой из участниц БРИКС есть свои сильные экономические стороны, которых не хватает ее коллегам. У России имеются огромные запасы газа и нефти, которых не так много у Бразилии и Индии. В Индии и Китае имеется большое число работников интеллектуальной сферы. Соответственно, страны могут обмениваться тем, что нужно каждой из них в отдельности. При верном развитии этой предпосылки у стран организации в целом и в отдельности появится значительно больше возможностей для роста как совместной, так и отдельных экономик. Последние годы двусторонних торговый оборот БРИКС быстро растет, потому что в 2011 г. торговля России с Китаем и Бразилией возросла на 50,3% и 29% соответственно. Торговля Китая с Индией, Бразилией и ЮАР в 2011 г. увеличилась на 42,4%, 47,5% и 59,5% соответственно.
- Совместная заинтересованность организации в формате РИК (Россия, Индия. Китай) и некоторых других. Схожие направления политики, которые в 2001-2002 гг. положили начало формату РИК, позднее в основе своей были перенесены и в формат БРИКС с учетом различных особенностей новых партнеров.
Однако кроме объединяющих факторов существуют факторы, препятствующие странам-участницам вести конструктивный и продуктивный диалог. К ним относятся:
- Различное географическое расположение стран: отдаленность Бразилии и ЮАР значительно препятствует, несмотря на процесс информатизации мира, высокопродуктивному региональному взаимодействию стран между собой.
- Культурные в частности и цивилизационные в целом различия стран-участниц, которые зачастую имеют большое влияние на взаимное доверие партнеров друг к другу. Для нивелирования таких различий нужна долгая, усердная и планомерная работа, которая не может быть решена за несколько лет.
- Государственный аппарат, социальная и экономическая системы. Участницы имеют различные формы государственного устройства: Россия – смешанная республика федеративного устройства. Соответственно, Россия делится на субъекты федерации, юридически обладающие политической самостоятельностью, но должные подчиняться центральному правительству страны; кроме этого, правительство и его решения являются легитимными только в том случае, если их одобрило большинство в парламенте. Китай – социалистическое государство, во главе которого стоит Председатель, опирающийся на поддержку государственного и военного советов, а также на поддержку народных представителей. Индия является светской либерально-демократической республикой, в которой имеются Президент, премьер-министр и двухпалатный парламент. Территория Индии также делится на формально независимые штаты, обязанные подчиняться центральному правительству.
- Вопросы отношений стран внутри организации, к которым относятся в первую очередь сложные отношения Индии и Китая, проблема которых лежит в пограничном конфликте на высокогорной территории Кашмир между китайскими и индийскими военными осенью 1962 г. В прошлом эти проблемы уже имели большое влияние на работу организации РИК, однако в формате БРИКС они уже в значительной времени нивелированы, хотя некоторое напряжение все еще остается.
- Некоторая неравномерность развития отдельных стран-участниц на примере ЮАР, которая связана с влиянием глобальных кризисов. Стороны также не желают допустить того, чтобы одна из них стала претендовать на главенствующую роль в БРИКС, тем самым политически и экономически подчинив себе других членов формата. Несмотря на устав БРИКС, договоры о совместном решении всех проблем и непроявленность данной проблемы в современности, она есть и представляет угрозу взаимному доверию.
Вопрос мирового доминирования БРИКС также является одной из проблем организации, поскольку имеется быстрая общая скорость развития экономики, но медленная частная. Несмотря на оптимистичные прогнозы, проблемы с ВВП на душу населения останутся у всех стран организации. Это обусловлено общей неразвитостью многих отраслей в России, Бразилии и ЮАР, а для Китая и Индии отдельно стоит проблема перенаселения.
Таким образом, в настоящий момент в организации имеется еще не до конца сформированное представление о своей будущей роли и действиях в качестве нового мирового лидера. Существующие предпосылки сотрудничества являются фактором успешного развития организации в будущем, но существующие вопросы развития осложняют процесс взаимной экономической и политической интеграции стран формата. Соответственно, участницы БРИКС еще не готовы взять на себя ответственность за ведение мировых дел при условии становления организации лидирующей на мировой арене. Эти вопросы обусловлены «молодостью» организации, и рано или поздно страны разработают конкретные планы действий по вопросам сотрудничества и установлению новой системы миропорядка.
Отличительной чертой развития российской экономики в текущем десятилетии стало укрепление связей со странами группы БРИКС. Расширение сотрудничества в рамках БРИКС связано с целым рядом объективных факторов как политического, так и экономического характера. При всех существующих различиях страны имеют достаточно широкий набор общих интересов, что создает возможности для углубления взаимных связей. Страны БРИКС, в частности, объединяет стремление укрепить свое влияние в международных экономических и политических отношениях, снизить свою зависимость от развитых стран как традиционных центров силы в мировой экономике, играть бóльшую роль в региональном развитии на своих континентах, создать дополнительные условия для роста и стабильного развития своих экономик и т. д.
Второе десятилетие ХХI века станет для многих стран мира переломным с точки зрения постановки стратегических целей социально-экономического развития, определения подходов к обеспечению темпов и качества экономического роста и позиционированию страны в глобальной системе мирохозяйственных связей текущего столетия. Это связано с тем, что «нулевые» годы наглядно показали определенную исчерпанность прежней парадигмы мирового экономического и экологического развития. Более очевидными стали риски и вызовы, с которыми человечество сталкивается в ХХI веке.
Финансовые кризисы «нулевых » годов продемонстрировали, что мировая экономика и мировая политика подверглись серьезным трансформациям. Традиционные центры экономической силы — Северная Америка, Западная Европа и Япония — не в состоянии более обеспечивать стабильность политической и экономической систем, противостоять глобальным вызовам современности. Формирование и начало функционирования «Большой двадцатки» стало признанием того, что в мире меняется расстановка сил в экономике и политике и что в ХХI веке развивающиеся страны и государства с формирующимися рынками в реальности стали равноправными участниками, определяющими ход и развитие мировых политических, экономических, социальных и иных процессов.
Происходящие изменения ставят перед Россией задачу расширения сотрудничества с развивающимися экономиками, и прежде всего с экономиками БРИКС. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть, что объединяет развитие данных экономик на текущем этапе развития и какие препятствия существуют на пути быстрого наращивания торговых связей.
Национальные стратегии экономического развития стран БРИКС
Широкие возможности, открывающиеся перед развивающимися странами в текущем столетии, ставят перед данными экономиками серьезные задачи. Государства с формирующимися рынками, включая страны БРИКС, идут по пути догоняющего развития, осуществляя структурные реформы, которые развитые экономики уже провели в предыдущие столетия.
Для обеспечения процветания своих экономик в текущем столетии каждая из стран БРИКС должна решить целый ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:
— низкий уровень жизни значительной части населения;
— существенные проблемы на рынке труда — наиболее остро проблема безработицы стоит в ЮАР и в Индии;
— нерешенные демографические проблемы разного свойства;
— высокие темпы урбанизации за исключением России и Бразилии и возникающие в связи с этим задачи, в числе которых:
— создание новых рабочих мест;
— возведение качественного жилья;
— снабжение городов чистой питьевой водой и уборка отходов с целью поддержания необходимого уровня санитарной безопасности;
— низкая производительность труда и невысокая конкурентоспособность экономики;
— недостаточная диверсифицированность экономики и экспорта:
— «сырьевая» ориентация экономик за исключением Китая делает страны БРИКС зависимыми от колебаний конъюнктуры мирового рынка, создавая риски для их развития;
— высокая роль в экономике сырьевых отраслей и производств первых переделов приводит к тому, что в структуре экспорта преобладают товары с невысокой добавленной стоимостью;
— участие стран БРИКС в международном разделении труда в основном идет по линии межотраслевой специализации; участие их в международных производственных цепочках в рамках внутриотраслевой специализации представлено до настоящего момента в меньшей степени, чем в наиболее развитых экономиках мира;
— неразвитость транспортной инфраструктуры;
— высокая энергоемкость и ресурсоемкость экономики;
— рост энергопотребления и необходимость обеспечить устойчивое энергоснабжение экономики в будущем;
— недостаточный уровень экологической безопасности и необходимость повышения степени экологичности производственных процессов с целью обеспечения устойчивого развития экономики в будущем;
— недостаточный уровень качества образовательных систем, прежде всего среднего образования, что является препятствием на пути повышения наукоемкости экономики;
— недостаточно развитая система здравоохранения и низкий уровень медицинского обслуживания населения.
Всё это многообразие проблем требует решения двух взаимосвязанных задач. Первая — это модернизация экономики и решение круга вопросов, типичных для индустриального этапа развития. Вторая связана с формированием экономики, отвечающей требованиям и вызовам будущего развития. Для решения этих задач страны БРИКС должны обеспечить устойчивый экономический рост, на основе которого они смогут достаточно быстро пройти индустриальный этап развития экономики, включая решение таких базовых задач, как повышение уровня жизни населения. В то же время странам группы необходимо обеспечить высокое качество роста для выхода на траекторию постиндустриального развития.
Решение данных задач должно осуществляться параллельно и достаточно быстро, что невозможно без широкого привлечения мирового научного и технического опыта. В связи с этим международное сотрудничество становится своего рода ключом для обеспечения быстрой модернизации экономик стран БРИКС. Представляется, что в деле модернизации и обеспечения устойчивого развития значимую роль может сыграть сотрудничество стран БРИКС. В отдельных экономиках БРИКС накоплен немалый опыт, используются современные технологии в различных отраслях хозяйства, что создает определенные условия как для расширения двусторонних связей между странами, так и для развития многостороннего сотрудничества.
Рассмотрение стратегий социально-экономического развития партнеров России по БРИКС позволяет утверждать, что в подходах государств БРИКС к определению основных задач и направлений своего социально-экономического развития существует много общего. Страны в целом достаточно единодушны в своем понимании основных угроз и вызовов, а также в определении приоритетов роста. Подтверждением этому стали стратегии и планы, принятые отдельными странами БРИКС. Так, в Бразилии разработаны планы модернизации экономики, среди которых План «Большая Бразилия», и ряд целевых программ, в частности программа «Наука без границ». План «Большая Бразилия» ориентирован на развитие национальной промышленности, повышение конкурентоспособности экономики в целях поддержания экономического роста и создание рабочих мест. К главным приоритетам развития были отнесены прежде всего инновационные отрасли экономики, а также отрасли, обеспечивающие национальный суверенитет. Особую поддержку предполагается оказывать таким отраслям, как авиация и космос, энергетика, информационные технологии и телекоммуникации, фармакология и медицина, нефтегазовый и военно-промышленный комплексы, а также сферам деятельности, связанным с созданием и использованием экологически чистых источников энергии и в целом способствующим поступательному социально-экономическому развитию страны.
В Индии принят план развития «India Vision 2020», нацеленный на создание в стране развитой экономики к 2020 году. В Китае стратегические направления развития экономики нашли отражение в двенадцатом пятилетнем плане социально-экономического развития Китая — 2011-2015 годы, в котором подчеркнута важность повышения инновационного потенциала и в целом перехода от экстенсивного к интенсивному способу роста. Устойчивое развитие страны увязывается с инновационным и технологическим развитием экономики, большое внимание уделяется становлению «зеленой» экономики с акцентом на три сектора: утилизация и переработка отходов, чистые технологии и возобновляемые источники энергии. В Национальном плане развития ЮАР до 2030 года не только проанализированы главные проблемы страны, но и намечены основные области преобразований, среди которых ключевое значение приобретают создание рабочих мест, образование и квалификация. В отраслевых планах развития в ЮАР важное место также занимают вопросы развития энергетики и защиты окружающей среды.
При всех различиях существующих схем модернизации, обусловленных конкретными национальными потребностями и особенностями экономического роста, во всех моделях модернизации, реализуемых в странах БРИКС, прослеживается одна и та же логика:
— основная цель модернизации во всех странах
— решение актуальных проблем бедности и экономический прорыв;
— присутствует понимание того, что обеспечение конкурентоспособности страны на внешних рынках невозможно без постоянного повышения производительности труда; в качестве основного источника роста производительности рассматриваются инвестиции в инфраструктуру и образование;
— наряду с сохранением традиционного экспортоориентированного подхода к развитию экономики страны с формирующимися рынками уделяют всё большее внимание наращиванию внутреннего спроса;
— в качестве перспективы роста выбирается формирование экономики знания;
— социальной опорой проводимых преобразований должен стать средний класс, для формирования и расширения которого вкладываются существенные средства в образовательные программы разного уровня;
— в качестве мер, содействующих развитию высокотехнологичных производств и созданию инновационных продуктов, широко используются формирование особых экономических зон и кластерный подход в организации как промышленного производства, так и научных исследований;
— для финансирования инновационных проектов все страны активно используют частно-государственное партнерство;
— признаётся, что будущее развитие должно носить устойчивый характер и способствовать постепенному формированию «зеленой » экономики. Представляется, что наличие общих тем в вопросах социально-экономического развития создает хорошую базу для развития сотрудничества.
Таким образом, страны БРИКС в среднесрочной перспективе планируют сосредоточить свои усилия на обеспечении базовых составляющих национальной безопасности: продовольственной, энергетической, экологической, транспортной, санитарной и т. п.
Новые возможности для решения этих задач предполагается черпать прежде всего в ускоренном переходе от экстенсивного к интенсивному способу развития. В условиях замедления мировой экономики и стагнации основных рынков сбыта для стран БРИКС наряду с внешними факторами всё большее значение приобретают внутренние факторы роста, такие как расширение внутреннего спроса, активизация участия среднего и мелкого бизнеса в экономической жизни страны, повышение инновационного потенциала экономики и расширение сотрудничества с новыми партнерами.
Глава 2. БРИКС в мировой экономике и торговле
2.1. Траектория создания и принципы функционирования БРИКС
Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка (БРИКС) в качестве независимых суверенных государств объединились с целью создания долгосрочной стратегии для многостороннего и взаимовыгодного сотрудничества. В связи с этим, страны-члены БРИКС берут на себя обязательства сотрудничать по следующим направлениям:
- Содействие сотрудничеству в экономическом росте и развитии;
- Обеспечение мира и безопасности;
- Продвижение социальной справедливости, устойчивого развития и повышения качества жизни;
- Политическое и экономическое регулирование;
- Достижение прогресса путем развития образования и обмена инновациями и знаниями.
Процесс формирования долгосрочной стратегии динамично развивается с момента своего начала и продолжается в рамках ежегодных встреч лидеров государств-членов БРИКС. В стратегии представлен широкий спектр целей и задач по противодействию глобальным вызовам современности, которые стоят как перед странами-участницами, так и перед всем мировым сообществом. Члены БРИКС разделяют общие идеалы в достижении экономического и социального развития своих стран. Страны БРИКС так же намерены содействовать формированию справедливого международного политического и экономического порядка.
Представляя собой новый формат многостороннего сотрудничества, БРИКС признает наличие исторических и культурных различий, а так же различий в политических и экономических системах, степени обеспеченности природными ресурсами и уровне развития стран-членов, что, по их мнению, является ярким примером цивилизационного разнообразия современного мира. Для стран БРИКС подобное разнообразие представляет собой возможность для более тесного взаимовыгодного сотрудничества с использованием сравнительных преимуществ каждого государства во имя общего блага.
Цели Стратегии БРИКС являются следующими:
– расширение возможностей доступа на рынки и содействие развитию связей между рынками;
– содействие взаимной торговле и инвестициям и создание благоприятной среды для инвесторов и предпринимателей во всех странах БРИКС;
– расширение и диверсификация торгового и инвестиционного сотрудничества в целях повышения доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью в торговле между странами БРИКС;
– углубление координации макроэкономической политики и повышение устойчивости к внешним экономическим потрясениям;
– стремление к обеспечению инклюзивного экономического роста в целях искоренения бедности, решения проблемы безработицы и содействия социальной вовлеченности;
– содействие обмену информацией через Виртуальный секретариат БРИКС и Платформу БРИКС для обмена экономической информацией, а также другие согласованные платформы;
– консолидация усилий для обеспечения более качественного роста путем ускорения инновационного экономического развития, основанного на развитии новейших технологий и навыков, в целях создания экономики знаний;
– наращивание дальнейшего взаимодействия и сотрудничества с государствами, не входящими в БРИКС, а также с международными организациями и форумами. Члены БРИКС будут взаимодействовать с бизнес-сообществами своих стран в целях реализации Стратегии. Они будут содействовать налаживанию более тесного взаимодействия между бизнес-сообществами стран БРИКС.
В основе Стратегии БРИКС лежат следующие принципы:
- полное уважение суверенитета государств-членов;
- приверженность принципам международного права и признание центральной роли Организации Объединенных Наций в вопросах мира, безопасности и развития;
- учет национальных интересов, приоритетов, темпов роста и стратегий развития государств-членов;
- открытость, обмен информацией и принятие решений на основе консенсуса;
- приверженность правилам и принципам многосторонней торговой системы, воплощением которой является Всемирная торговая организация (ВТО);
- признание полицентризма мировой финансово-экономической системы;
- содействие более активному обмену передовой практикой в сфере развития деловой среды;
- обеспечение транспарентности и предсказуемости инвестиционной среды в соответствии с национальной политикой и приоритетами;
- поддержка устойчивого развития, уверенного, сбалансированного и инклюзивного роста, финансовой стабильности и принятие сбалансированных мер, направленных на обеспечение социально-экономического развития и охраны окружающей среды;
- приверженность взаимовыгодному сотрудничеству с другими странами;
- неприемлемость односторонних экономических санкций в нарушение общепризнанных норм международных отношений.
2.2. Приоритетные задачи и ключевые направления деятельности «пятерки»
Сотрудничество стран БРИКС — с учетом социально-экономических характеристик экономик — в сущности, укладывается в схему «Юг-Юг». Особенность данной схемы предполагает, во-первых, равноправное сотрудничество, нацеленное на использование возможностей взаимодополняемости экономик, во-вторых, совместное решение проблем, представляющих интерес для всех стран-участниц, в-третьих, осуществление проектов, призванных повысить экономический потенциал как отдельных стран, так и объединения в целом, в-четвертых, координацию позиций в различных международных организациях и на международных форумах.
Следует отметить, что участие России, Китая, Индии, Бразилии и ЮАР в БРИКС базируется не на территориальной близости или единстве социально-экономических систем, а на совпадении долгосрочных национальных интересов. К этим интересам относятся защита суверенитета и невмешательство в дела государств, использование международных экономических отношений для развития собственной экономики. Эффективная защита интересов стран БРИКС невозможна без использования потенциала международных организаций при обсуждении ими вопросов, затрагивающих интересы данных стран в сфере их компетенции. В связи с этим многие вопросы — отстаивание принципа многополярности, участие в изменении архитектуры международных экономических отношений с учетом позиций большинства развивающихся стран, защита роли ООН и международного права — требуют обмена соответствующей информацией и координации позиций стран БРИКС.
В 2015 году Россия принимает председательство в группе БРИКС. Это является серьезным основанием для того, чтобы еще раз проанализировать состояние сотрудничества России со странами БРИКС и предложить приоритетные направления взаимодействия, с тем чтобы они в наибольшей степени отвечали интересам России и способствовали решению задач развития российской экономики.
Украинский кризис и последовавшие за ним события 2014 года подняли значение БРИКС для российской экономики. Для России, которая столкнулась с жесткими санкциями со стороны развитых стран, поддержка БРИКС важна как с политической, так и с экономической точки зрения. Политическая поддержка со стороны БРИКС помогает России избежать изоляции в мировом сообществе. Развитие экономических связей с данными странами поможет России хотя бы частично компенсировать последствия вводимых санкций.
Кроме того, сложившаяся ситуация ускорит процесс диверсификации внешнеэкономических связей нашей страны, необходимость которой уже давно назрела. Особенностью современной международной торговли является то, что все страны стремятся максимально разнообразить географию своих партнеров как по экспорту, так и по импорту. Развитие глобального рынка в мировой экономике на фоне удешевления грузоперевозок создает условия для эффективной торговли между странами, находящимися на разных континентах. Историческая ориентация торговли большинства стран либо на ближайших соседей, либо на направления, сложившиеся в период колониального развития, сменяется более широким выбором партнеров во внешней торговле. Причем основными аргументами становятся вопросы экономической безопасности, эффективности внешнеэкономических связей и обеспечения долгосрочного доступа на рынки, включая рынки ресурсов и рынки сбыта. Подобная политика позволяет, с одной стороны, избегать излишней зависимости как от поставщиков, так и от покупателей, а с другой — создает возможности улучшения условий торговли и расширения набора поставляемых товаров и услуг.
В России исторически сложилось так, что большая часть внешнеторгового товарооборота приходится на европейское направление — 57% в 2013 году, а страны Европейского союза являются основными внешнеторговыми партнерами. Так, в 2013 году на товарооборот с ЕС пришлось 49,6% торговых связей России. В связи с этим расширение круга внешнеторговых партнеров — это актуальная задача, которая встала перед страной уже в первое десятилетие XXI века. Резкое осложнение взаимоотношений с ЕС только ускорило данный процесс, наглядно показав необходимость поиска новых партнеров. Углубление сотрудничества со странами БРИКС будет способствовать решению данной задачи.
Однако, страны БРИКС по целому ряду основных групп своего экспорта выступают на мировом рынке скорее как конкуренты, чем как взаимодополняющие партнеры, и это является определенным ограничителем на пути развития сотрудничества. В то же время определенная реальная взаимодополняемость во взаимной торговле стран БРИКС всё же существует, что подтверждают данные индекса взаимодополняемости торговли стран БРИКС, рассчитанные за период первого десятилетия XXI века.
Россия, ЮАР и в значительной степени Бразилия специализируются в настоящее время на поставках сырья и сельскохозяйственной продукции; экспорт Китая носит ярко выраженный промышленный характер; Индия приобретает всё больший вес на мировом рынке как поставщик фармацевтической продукции и услуг. Развитие сотрудничества в рамках этих направлений уже позволяет найти точки роста для развития товарооборота.
В то же время важно отметить, что факторы, ограничивающие торговлю внутри БРИКС, имеют объективную природу, а это означает, что кардинального, прорывного роста взаимной торговли товарами стран БРИКС в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе, скорее всего, не произойдет. В связи с этим наиболее целесообразной представляется планомерная работа по созданию условий для постепенного, но устойчивого наращивания товарооборота на фоне углубляющихся связей между экономиками БРИКС.
Основными направлениями деятельности по наращиванию объемов товарооборота на текущем этапе могли бы стать следующие:
— обмен опытом проведения экономической политики по конкретным ее направлениям;
— обмен опытом, совершенствование существующих и распространение лучших деловых практик, включая таможенное оформление и таможенную очистку грузов; сближение и, по возможности, унификацию таможенных процедур; оперативное информирование партнеров об изменениях в таможенном законодательстве и нетарифном регулировании;
— углубление работы по внедрению электронного документооборота во взаимных связях;
— развитие электронной торговли;
— расширение информационного сотрудничества, нацеленного на лучшее понимание бизнес-сообществом стран БРИКС взаимных возможностей и потребностей;
— развитие сотрудничества деловых кругов как на уровне стран, так и на региональном уровне;
— развитие взаимодействия в сфере статистики в целях расширения обмена статистическими данными и опытом внедрения международных статистических публикаций.
Как следует из планов и стратегий развития стран БРИКС, все государства заинтересованы в диверсификации и усложнении структуры экономики и экспорта, что невозможно без развития новых производств, базирующихся на технологиях ХХI века. Поэтому страны БРИКС будут заинтересованы в расширении взаимного экспорта и будут стремиться увеличить в своем экспорте долю сложных товаров с высокой добавленной стоимостью. Создание новых, высокотехнологичных отраслей на любом формирующемся рынке требует определенной поддержки со стороны государства. В связи с этим представляется, что успех сотрудничества стран БРИКС во многом будет зависеть от понимания данного стремления к развитию и готовности не рассматривать меры по защите и поддержке создаваемых высокотехнологичных производств на стадии их становления как прямое нарушение правил свободной торговли.
В сложившихся условиях наиболее перспективным направлением расширения экономических связей внутри БРИКС в краткосрочной и среднесрочной перспективе представляется инвестиционное и производственное сотрудничество, прежде всего в области инфраструктуры и энергетики. Это связано с большой потребностью в модернизации и развитии данных отраслей у всех стран БРИКС, так как проблемы именно в данных отраслях становятся серьезным тормозом развития экономик этих стран. Так, например, порты в Бразилии уже давно работают на пределе своих возможностей, что приводит к большим задержкам при перегрузке товаров и снижает эффективность внешней торговли страны.
Сотрудничество в реализации подобных проектов интересно с нескольких точек зрения. Во-первых, в странах БРИКС есть технологии, необходимые для сооружения подобных объектов. Во-вторых, это дает возможность компаниям стран БРИКС экспортировать свои высокотехнологичные услуги, что будет способствовать росту торговли услугами. В-третьих, подобные строительные проекты, как правило, сопровождаются экспортом в страну осуществления проекта необходимых машин и оборудования, что позволит странам — участницам проектов расширять экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью. В-четвертых, осуществление подобных проектов будет способствовать накоплению опыта взаимного сотрудничества, даст возможность познакомиться с особенностями правовой среды стран-партнеров, с существующей деловой практикой и т. д. В-пятых, осуществление больших инвестиционных проектов, прежде всего инфраструктурных, представляет собой направление деятельности, которое позволит объединить усилия разных стран БРИКС и создаст предпосылки для развития многостороннего сотрудничества.
Таким образом, именно инвестиционное сотрудничество может стать ключевым направлением активизации всего набора экономических связей в рамках БРИКС, включая развитие взаимной внешней торговли. В связи с этим России в период ее председательства было бы целесообразно обратить особое внимание на продвижение инициатив, способствующих расширению и углублению именно инвестиционных связей между странами БРИКС.
2.3. «Дорожная карта» расширения сотрудничества в рамках БРИКС
Принципиальное изменение ситуации в инвестиционном сотрудничестве возможно только в случае серьезного улучшения инвестиционного климата. Это понимает российское руководство, которое намерено добиться серьезных изменений в данной области. Так, впервые на инвестиционном форуме «Россия-12» (февраль 2012 г.) В. В. Путин поставил задачу «в ближайшие несколько лет войти в число стран с наиболее привлекательным деловым климатом. И я вот сейчас, и с коллегами мы вчера советовались, думали, говорить об этом вслух или нет, но всё-таки надо сказать, – надо сказать о тех целях, которые мы перед собой ставим. Нам нужно сделать 100 шагов вперед – подняться со 120-го на 20-е место по уровню ведения, по условиям ведения бизнеса».
Хотя достичь такого прогресса за 10 лет вряд ли удастся, сама постановка вопроса может помочь достижению ряда конкретных целей. Особое значение для зарубежного и российского бизнеса имело бы повышение стабильности налоговой системы путем определения размера ключевых налогов и фиксация этого решения на перспективу. Важным шагом явилось бы и ускорение реализации нового строительства за счет уменьшения числа разрешительных процедур (с 51 сегодня до 7 в будущем) и сокращения сроков согласований (с 423 до 53 дней). Такие же серьезные задачи ставятся перед таможенной службой: сократить сроки оформления экспортных и импортных грузов с 36 дней до 5–6 дней, снизить стоимость оформления с 1800 долл. в среднем за контейнер вдвое, уменьшить число заполняемых документов с 10 до не более 5.
Для углубления инвестиционного взаимодействия между странами БРИКС необходимо предпринять конкретные меры. Важнейшей из них могла бы стать разработка «Дорожной карты» инвестиционного сотрудничества на перспективу до 2020-2030 гг.(далее ДКИС БРИКС). Она будет стимулировать активизацию других форм внешнеэкономического взаимодействия, прежде всего внешней торговли и промышлением и научно-технологической кооперации, а в некоторых случаях сделает инвестиционное сотрудничество их альтернативой.
Целями далее ДКИС БРИКС должны быть:
- определение приоритетных областей для инвестиционного сотрудничества;
- создание системы взаимных приоритетов и стимулов для реализации взаимных инвестиций и ликвидация существующих барьеров в этой области;
- координация действий и объединение усилий во взаимном инвестиционном сотрудничестве, расширение числа совместных двусторонних проектов и начало реализации многосторонних инвестиционных проектов;
- дополнение инвестиционного сотрудничества промышленной и научно-технологической кооперацией и другими формами и направлениями сотрудничества;
- открытие “окон возможностей” для межгосударственных инвестиций предприятиям малого и среднего бизнеса, которые необходимо активней привлекать к реализации крупных взаимных проектов;
- расширение координации усилий при реализации инвестиционных проектов в третьих странах;
- создание институциональных предпосылок для инвестиционного сотрудничества.
Рассмотрим некоторые из этих направлений подробнее.
1) Среди приоритетных областей для инвестиционного сотрудничества должны быть как традиционные области, так и новые сферы, способствующие модернизации экономик стран БРИКС и отвечающие новым вызовам технологического развития. Здесь могут быть названы:
— добыча углеводородов — нефти, газа и угля и их транспортировка и переработка;
— развитие традиционной и малой электроэнергетики и обеспечение эффективной передачи электроэнергии;
— атомная энергетика и связанные с ней отрасли;
— альтернативная энергетика, в том числе производство биотоплива;
— производство химических продуктов для сельского хозяйства;
— автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение, авиационная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение;
— фармацевтическая промышленность, производство медицинского оборудования;
— отрасли, связанные с использование космического пространства;
— оборонная промышленность;
— сельское хозяйство, производство морепродуктов, пищевая промышленность;
— инфраструктура грузовых и пассажирских перевозок;
— туристические и рекреационные объекты и некоторые другие.
Список приоритетных направлений может быть расширен за счет новых договоренностей, он может быть детализирован в двусторонних программах инвестиционного сотрудничества. Однако главным содержанием таких программ должны стать конкретные проекты для реализации совместных инвестиций. Если такие проекты будут эффективны, они найдут своих инвесторов. При этом в двустороннем сотрудничестве, например, России и Китая, а также России и Индии, уже имеется опыт составления списков (перечня) таких первоочередных инвестиционных проектов.
2) Стимулирование взаимных инвестиций стран БРИКС может осуществляться как в рамках общего стимулирования иностранных инвестиций, так и дополнительных мер в каждом конкретном проекте сотрудничества. В частности, за счет предоставления льгот по отдельным налогам, таможенным платежам, селективного создания специальных условий для ведения бизнеса и т. п.
Стратегией преодоления имеющегося протекционизма должен стать обмен активами или другими компенсирующими факторами или льготами (“обменно-компенсационные соглашения”), которые, как было показано выше, уже использовались в инвестиционном сотрудничестве стран БРИКС. Но такое сотрудничество необходимо существенно активизировать, что кроме привлечения инвестиций в Россию, даст дополнительные возможности для российских инвестиций за рубежом, которые не появляются при реализации других форм сотрудничества.
Нефтегазовые отрасли, при проведении продуманной селективной стратегии, в принципе могут дать отличные возможности для стимулирования инвестиций в Россию. В Минэнерго, например, разрабатывается проект радикальной либерализации правил работы нефтегазовых концернов в Арктике. Россия могла бы выдавать лицензии на шельфовые месторождения зарубежным корпорациям, получая от них определенные привилегии. Сейчас компании с зарубежным капиталом могут участвовать в разработке шельфа только как миноритарные партнеры “Газпрома” и “Роснефти”.
Важно использовать и фактор усиления протекционизма в западных странах в условиях современного финансово- экономического кризиса в отношении компаний из развивающихся стран1, а также обострения отношений России с США и ЕС в связи с украинским фактором. И шире открыть возможности для взаимных инвестиций стран БРИКС.
Одной из сфер, где могут быть предоставлены определенные льготы, является сфера миграции трудовых ресурсов, которая может быть вкладом “экспортирующей” мигрантов страны в совместные проекты. Эти льготы должны иметь адресный характер, распространяясь на определенные сферы (например, сельское хозяйство, обработка древесины, легкая промышленность) и территории (отдельные территории в Сибири, на Дальнем Востоке).
В России, например, для ускорения процесса улучшения инвестиционного климата прорабатываются вопросы введения дифференцированного налогового режима на Дальнем Востоке. Примером такого взаимодействия может стать агропромышленная ОЭЗ, которая будет создаваться с участием японских инвесторов в Амурской области. Инициатор создания этой ОЭЗ — банк “Хоккайдо”, который собирался сформировать пул инвесторов из японских компаний. Японцы, испытывающие определенный дефицит пахотных земель и заинтересованные в поставках экологически чистых продовольственных продуктов, уже провели в этом регионе пробные посевы сои и гречихи.
Есть еще один пример подобного сотрудничества. Крупнейшая судостроительная компания Кореи — Hyundai Heavy Industries (HHI), в связи отсутствием в то время заказов по своей основной деятельности в апреле 2009 г. купила 67,6% акций российского фермерского хозяйства ООО “Хороль зерно”. HHI на 10 тыс. га земли в Приморском крае планирует производить к2014г. 60 тыс. т кукурузы и сои для поставок на внутренний рынок и на экспорт в Японию и Южную Корею.
Не исключено создание новых особых зон для развития сельскохозяйственного производства в Хабаровском и Приморском краях. Планируется предоставить резидентам таких зон не имевшиеся до этого в российской практике льготы. Первые пять лет они освобождаются от уплаты налогов на имущество, землю и транспортные средства. Ставка налога на прибыль в первые пять лет будет на уровне 2%, а следующие пять лет — 15,5%. Будет также значительно упрощен таможенный контроль1.
Такого рода сотрудничество, учитывая имеющиеся прогнозы обеспечения продовольствием в мире, может представлять особый интерес для азиатских членов БРИКС — Китая и Индии, а также для экспорта.
Существует и проект создания специальной промышленной зоны в районе Владивостока, где также будут созданы привлекательные для инвесторов условия. В этой зоне намечается развивать автомобильное производство, химикотехнологическую компонентную базу.
3) Координация инвестиционной политики стран БРИКС может осуществляться в рамках “обменно-компенсационных схем”, целенаправленного стимулирования инвестиций в территориальном и отраслевом разрезе и т. п.
Реализация “обменно-компенсационных схем” потребует более тесной увязки стратегии привлечения ПИИ со стратегией поддержки инвестиций российских компаний за рубежом, прежде всего в высокотехнологичных отраслях.
Пока нет многосторонних мегапроектов стран БРИКС, которые предполагают более высокий уровень координации инвестиционной политики.
Одним из таких проектов может стать прокладка подводного интернет-кабеля, который должен связать страны БРИКС между собой и с США. Стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд. долл. Общая протяженность кабельной системы с двумя волокнами по трассе Владивосток — Шаньтоу — Сингапур — Ченнаи — Маврикий — Кейптаун — Форталеза — Майами составит более 34 тыс. км, а пропускная способность — 12,8 Тбит/с. Другим таким проектом может стать использованию на территории стран БРИКС российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Продвижение технологий на базе ГЛОНАСС представляют политический и экономический интерес, а также открывают новые перспективы развития в гражданском и военном секторах. Заинтересованность в таком сотрудничестве уже высказала Индия.
Масштабный проект может быть сформирован в целях совместного использования в хозяйственных целях космического пространства (на базе строящегося космодрома “Восточный”).
В некоторых подобных многосторонних проектах могут принять участие и третьи страны. Например, в проекте по прокладке подводного интернет-кабеля должна принять Google и некоторые другие западные высотехнологичные компании. В отдельных проектах стран БРИКС на Дальнем Востоке могут быть задействованы рабочие из Вьетнама, Северной Кореи или стран Центральной Азии.
4) Особые усилия должны быть сконцентрированы на инвестиционном сотрудничестве, сопровождаемом промышленной и научно-технологической кооперацией, в технологически передовых отраслях, в которых Россия готова идти на более тесное взаимодействие со странами БРИКС. Как отметил В. В. Путин во время своего визита в Пекин в июне 2012 г.,
Россия совместно с КНР намерена активно продвигать крупные совместные проекты в гражданском авиастроении, космонавтике, в других высокотехнологичных областях, а также по линии технопарков, индустриальных кластеров, особых экономических зон на территории обеих стран… Речь должна идти о настоящем технологическом альянсе двух стран. О выстраивании производственных, инновационных цепочек, которые свяжут наши предприятия, научные, конструкторские, инжиниринговые центры. О совместном выходе на рынки третьих стран1. Эта позиция была четко выражена и в интервью В.В. Путина накануне его визита в Китай в мае 2014 г., когда Президент РФ предложил китайским инвесторам активнее принимать участие в подобных инновационных проектах на российском Дальнем Востоке.
Целесообразно расширить льготы для зарубежных инвесторов, включая инвесторов из БРИКС, привносящих передовые технологии в Россию и создающих там свои исследовательские центры. И не ограничиваться для этого одним “Сколково”, а распространить их на все наукоемкие кластеры в России.
Одной из хорошо зарекомендовавших в плане получения технологий является стратегия “технологии в обмен на рынок”. Примером размена рынка на технологии является режим промсборки, благодаря которому, например, были создана современная автомобильная промышленность в Китае, России. Режим промсборки предполагает в обмен на льготы по таможенным пошлинам, прежде всего на ввозимые узлы и детали и локализацию производства отдельных компонентов, страна-инвестор организует сборочное производство и получает доступ на рынок принимающей инвестиции страны. Членство в ВТО запрещает использование инвестиционных “обременений” при торговле, которые предполагает режим промсборки. Однако какие-то элементы такой схемы при взаимном согласии могут быть применены в сотрудничестве со странами БРИКС. Они могут быть реализованы в таких отраслях как производство грузовых автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, фармацевтическая промышленность, электроника, приборостроение.
Так, правительство России собирается постепенно закрывать рынок для импорта фармацевтической продукции, но поддерживать создание внутри страны фармпредприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Зарубежные фармпроиз- водители локализуют производство во многом для того, чтобы пользоваться преференциями, которые государство дает российским компаниям. При проведении госзакупок к локальным производителям не применяется понижающий коэффициент в 15% от предложенной им цены.
Дополнительные возможности для инновационного развития стран БРИКС дает военно-техническое сотрудничество, где использование креативных “обменно-компенсационных схем” и создание совместных предприятий позволяет стимулировать обмен передовыми технологиями.
Важным направлением также может стать сотрудничество России и отдельных стран БРИКС в создании системы центров послепродажного сервисного обслуживания импортируемых машин и оборудования.
5) Координация политики в отношении инвестиций в третьи страны может способствовать удешевлению проектов, усилению инвестиционного потенциала партнеров, завоеванию новых рынков за счет реализации совместных проектов и многосторонней государственной поддержки. Например, бразильские ТНК имеют хорошие позиции в некоторых странах Латинской Америки и Африки, индийские компании — в Азии, Россия — в странах СНГ, прежде всего в странах формирующегося Евразийского экономического союза, и т. п.
Конечно, здесь возможности в отношении частных компаний ограничены. Однако в странах БРИКС важную роль играют госкорпорации и национальные ТНК, которые контролирует государство: “Газпром”, Роснефть, РАО “ЕЭС”, РОСНАНО — у России, CITIC, CNPC, CNOOC, Lenovo — у Китая, ONGC, Indian Oil Corp., MIDHANI Ltd — у Индии, Petrobras, Vale, Votorantim Metais — у Бразилии, Sasol, PetroSA — у ЮАР и целый ряда других компаний. Эти компании вполне могут руководствоваться договоренностями о координации инвестиционной политики.
Подобная координация может осуществляться и частными компаниями в рамках многосторонних и двусторонних Деловых советов, в которых участвуют бизнесмены из стран БРИКС (Деловой совет БРИКС, Российко-Китайский деловой совет, Деловой совет по сотрудничеству России с Индией, Деловой совет Россия-Бразилия, Деловой совет России и ЮАР). Одной из форм подобной координации могло бы стать участие Деловых советов в формировании списков конкретных проектов сотрудничества.
Некоторые крупные компании из стран БРИКС должны быть приглашены в российский КСИИ, чтобы принимать активное участие в обсуждении вопросов, волнующих иностранных инвесторов в России. Улучшение инвестиционного климата не может произойти в один момент, а крупные инвестиции нужны уже сегодня. Поэтому актуальным остается и индивидуальная работа с крупными зарубежными компаниями. Отчасти такая работа осуществляется в КСИИ, однако в Совете только одна компания из стран БРИКС (индийская Sun Group), хотя многие из них стали играть существенную роль в мировой экономике. КСИИ стремится обеспечить сопровождение конкретных бизнес-проектов, а также серьезно усилил в последние годы свою экспертную работу, включая текущий анализ делового и инвестиционного климата, правоприменительной практики и административных процедур. Для этого в составе КСИИ созданы 3 рабочие группы: по улучшению инвестиционного климата в России и механизму взаимодействия инвесторов с органами власти; по налоговой, таможенной и валютной политике; по улучшению образа России как страны, принимающей инвестиции.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф