По итогам изучения успеваемости учащихся младшего школьного возраста все школьники нами были поделены на две группы:
— в опытную группу вошли 6 обучающихся, продемонстрировавшие низкий уровень успешности обучения;
— в контрольную группу вошли 14 младших школьников, показавших средний и высокий уровень успешности обучения.
Результаты, полученные с помощью методики «Составь расписание», позволяют сделать вывод, что у большей части обследованных младших школьников (71,5 % учащихся контрольной группы и 33,3 % школьников экспериментальной группы) выявлен средний уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений.
Дети со средним уровнем познавательно-интеллектуальных предпочтений в одинаковой степени проявляли интерес к сложным предметам, и в расписании в первый день ставили такие предметы, как русский язык, математику, чтение, так и к облегченным предметам учебного плана – рисованию, физкультуре, труду, музыке.
Высокий уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений наблюдается у 20,0 % младших школьников контрольной группы. Дети, отнесенные к этой группе, выражали положительное отношение ко всем сложным предметам (математика, русский язык, английский язык, ознакомление с окружающим миром, чтение). Обучающихся опытной группы с высоким уровнем познавательно-интеллектуальных предпочтений не обнаружено.
У 28,5 % учащихся начальных классов опытной группы выявлен низкий уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений, наблюдается отрицательное отношение к сложным предметам. Эти учащиеся проявляют интерес только к облегченным предметам (музыке, рисованию, труду, физкультуре). Детей контрольной группы с низким уровнем познавательно-интеллектуальных предпочтений не обнаружено.
Представим результаты на рисунке 2.
Рисунок 2 – Уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений младших школьников
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что у отстающих младших школьников выявлен низкий уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений.
Результаты диагностики учебной мотивации младших школьников.
Мы проанализировали уровень учебной мотивации, отмеченной учителями 3 «А» класса МБОУ «СОШ п. Эгвекинот» на уроках по сложным предметам: математике, русскому языку, чтению, английскому языку, ознакомлению с окружающим миром.
Так, педагоги отметили высокий уровень мотивации изучения данных предметов (от 10 до 8 баллов) у 50,0 % учащихся контрольной группы.
Для детей с высоким уровнем мотивации характерны высокая самопроизвольная познавательная активность, они часто задают вопросы, поднимают руку на уроках, в случае недопонимания заданий или объясняемого материала не скрывают от учителя моментов непонимания; для этих младших школьников характерно стремление разобраться в трудных вопросах, они поднимают руку и высказывают желание выполнять более сложные задания, ищут решения задачи, не отказывается от дополнительных занятий; у таких школьников интенсивно, с увлечением протекает процесс самостоятельной деятельности, они активно работают, не отвлекаются на что-то другое, кроме учебных действий, не разговаривают, ищут необходимый материал или пути решения заданий.
У 50,0 % учащихся контрольной группы и 33,3 % школьников опытной группы выявлены средний уровень учебной мотивации на этих уроках (от 7 до 4 баллов).
Младшие школьники со средним уровнем учебной мотивации все время нуждаются в систематических побуждениях, они испытывают потребность в одобрении, похвале, им необходим периодический контроль со стороны взрослого; они восприимчивы к помощи, и в случае возникающих затруднениях обращаются за помощью или к сверстникам, или к педагогу.
У 66,7 % учащихся опытной группы выявлен низкий уровень учебной мотивации на этих уроках (от 3 до 0 баллов). У учащихся с низким уровнем учебной мотивации наблюдается познавательная инертность (низкая активность на занятиях, трудности решения задач); эпизодический интерес к учебным видами деятельности, частые отвлечения (отсутствие целенаправленного поведения, недостаточная сосредоточенность на предмете изучения); они ничем не интересуются, не поднимают руку.
Школьников контрольной группы с низким уровнем учебной мотивации не выявлено.
Представим результаты на рисунке 3.
Рисунок 3 – Уровень учебной мотивации младших школьников
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что у отстающих младших школьников выявлен недостаточный уровень мотивации.
Результаты диагностики ценностного отношения к ситуации учения младших школьников.
Проанализировав ответы третьеклассников, мы выявили, что 35,7 % учащихся контрольной группы имеют высокие показатели ценностного отношения к ситуации учения, набравшие по итогам опроса от 10 до 8 баллов. Младшие школьники с высоким уровнем ценностного отношения к ситуации учения воспринимают учебу как личностно-привлекательную деятельность, им нравится ходить в школу, на занятиях им не скучно, им не свойственен страх перед школой и перед учителями.
Учащихся опытной группы с высокими показателями ценностного отношения к ситуации учения по итогам диагностики не обнаружено.
У 50 % школьников опытной группы и 64,3 % обучающихся контрольной группы выявлены средние показатели ценностного отношения к ситуации учения, набравшие по итогам опроса от 7 до 4 баллов. Младшие школьники со среднем уровнем ценностного отношения к ситуации учения в большинстве случаев в школу ходят с удовольствием, но отдавая предпочтения той или иной деятельности в школе, им больше нравиться общаться со сверстниками, играть, чем учиться читать, считать и писать.
У 50,0 % школьников опытной группы наблюдаются низкие показатели ценностного отношения к ситуации учения, третьеклассники этой группы не очень любят ходить в школу, им гораздо интереснее проводить время на улице, чем сидеть в школе, им больше нравится играться на переменах, заниматься своими делами, а школу они посещают, потому что заставляют родители.
Результаты диагностики ценностного отношения к ситуации учения младших школьников представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Уровень ценностного отношения к ситуации учения младших школьников
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что у отстающих младших школьников выявлен низкий уровень ценностного отношения к ситуации учения.
В итоге, обобщив, полученные результаты диагностической работы по всем показателям, мы выявили общую картину школьной успешности младших школьников (таблица 3).
Таблица 3 – Уровни школьной успешности младших школьников по итогам констатирующего этапа, %
Уровень сформированности | Критерии и показатели | Средний уровень | |||||||||
Уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений | Уровень учебной мотивации | Уровень ценностного отношения к ситуации учения
| |||||||||
ОГ | КГ | ОГ | КГ | ОГ | КГ | ОГ | КГ | ||||
Низкий уровень | 66,7 | 0 | 66,7 | 0 | 50,0 | 0 | 66,7 | 0 | |||
Средний уровень | 33,3 | 71,5 | 33,3 | 50,0 | 50,0 | 64,3 | 33,3 | 64,3 | |||
Высокий уровень | 0 | 28,5 | 0 | 50,0 | 0 | 37,5 | 0 | 37,5 |
Таким образом, результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод, что 37,5 % учащихся контрольной группы проявляют высокий уровень школьной успешности. У этих третьеклассников преобладают высокие оценки по всем учебным дисциплинам, у них выражено положительное отношение ко всем сложным предметам, на уроках дети проявляют активность, любознательность, самостоятельность и выраженный интерес. Им свойственна высокий уровень учебной мотивации, они внимательно слушают учителя, задают вопросы на уроках, поднимают руку, не отвлекаются и не разговаривают на уроках, стремятся преодолеть трудности, высказывают желание выполнять более сложные задания, им нравится ходить в школу. У них выражен положительный характер переживания позиции школьника.
Младших школьников опытной группы с высоким уровнем школьной успешности по итогам диагностики не обнаружено.
У большинства учащихся – 64,3 % школьников контрольной группы и 33,3 % опытной группы выражен средний уровень школьной успешности. Третьеклассники этой группы имеют средний бал от 3,5 до 4,5, для них интересными могут являться как сложные, так и облегченные, что указывает на недостаточную выраженность познавательного интереса к сложным предметам. У них средний уровень учебной мотивации, им требуется постоянная помощь, контроль, одобрение со стороны взрослого, они легко отвлекаемы и могут переключиться с выполнения задания на пустые разговоры. Менее выражено ценностное отношение к ситуации учения. Позиция школьника недостаточно сформирована, им гораздо интереснее поиграть на переменах и пообщаться со сверстниками.
У 66,7 % младших школьников опытной группы выявлена школьная неуспеваемость. У детей этой группы преобладают плохие оценки по большинству учебных предметов, для них характерно отсутствие познавательно-интеллектуальных предпочтений, они предпочитают заниматься облегченными предметами. На уроках учащиеся проявляют познавательную инертность, частые отвлечения, недостаточную сосредоточенность на заданиях, бездеятельность при затруднениях. Они практически ничем не интересуются, не поднимают руку и не отвечают на вопросы учителя. Не сформировано ценностное отношение к ситуации учения, им не нравится ходить в школу.
Обучающихся контрольной группы с низким уровнем школьной успешности по итогам диагностики не выявлено.
Представим данные на рис. 5.
Рисунок 5 – Распределение младших школьников по уровню школьной успешности по итогам контрольного этапа
Таким образом, результаты опытной работы позволяют сделать вывод, что у 30,0% обучающихся от всей выборки опрошенных школьников наблюдается школьная неуспеваемость, поэтому с данными учащимися необходимо проводить работу по профилактике школьной неуспеваемости обучающихся средствами социально-педагогической поддержки. Эти обучающихся продемонстрировали низкий уровень мотивации, познавательно-интеллектуальной предпочтений и недостаточно сформированное ценностного отношения к ситуации учения. В качестве основных причин отставания младших школьников в освоении школьной программы по итогам исследовательской работы нами выделены: низкий уровень мотивации младших школьников, несформированность учебной деятельности, несформированность новой внутренней позиции школьника.
Рисунок 6 – Сравнительный анализ общего уровня успешности обучения младших школьников по итогам контрольного и констатирующего этапов
Результаты повторной диагностики также позволяют говорить о том, что у детей опытной группы изменилось ценностное отношение к ситуации учения, значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем ценностного отношения к ситуации учения, и соответственно, уменьшилось с низким уровнем ценностного отношения к ситуации учения.
Опрос педагогов позволяет также подтвердить результативность проведенной работы, которые отметили повышение успеваемости в овладении программы по всем дисциплинам у обучающихся опытной группы.
Анализируя общий уровень развития успешности обучения младших школьников, выявлено, что после формирующего этапа почти в два раза увеличилось количество младших школьников, которые выявили высокий уровень развития мотивации. Полученные результаты свидетельствуют о результативности проведенной нами работы.
По результатам исследовательской работы нами были разработаны рекомендации по устранению причин отставания младших школьников в освоении школьной программы.
На основе полученных результатов нами предлагаются следующие психолого-педагогические условия устранения причин отставания младших школьников в освоении школьной программы:
социально-психологический (учет индивидуальных психологических особенностей развития ученика в учебно-воспитательном процессе, ориентирование на духовно-нравственные ценности в поведении и деятельности, формирование адекватного восприятия сетевой среды и т. п.);
информационный (наличие современного нормативного, учебного и организационно-технологического сопровождения процесса формирования образовательной развивающей среды начальной школы);
социокультурный (педагогическая компетентность участников учебно-воспитательного процесса начальной школы, и охватывает содержание, формы, методы, инновационные технологии по реализации определенных задач в школьной практике на основе социкультуры);
материально-технический (наличие современных мультимедийных средств, аудио-, видеопродукции образовательно-развивающего направления, учет элементов предметно-развивающего дизайна в интерьере школы).
Соблюдение оптимальных психолого-педагогических и методических условий обучения и воспитания обеспечивает формирование предметно-развивающей среды и позволяет достичь значительного роста в овладении школьной программы.
Таким образом, трудности обучения мешают овладению обучающимся школьной программой, приводят к низким показателям интеллекта, но и имеют ряд негативных последствий, оказывающих влияние на формирование личности школьника: снижают уровень его самооценки, в поведении ученика преобладает пассивность, равнодушие к учебной деятельности или, наоборот, негативное отношение к обучению, у обучающихся развиваются агрессивность, зависть, конфликтность, тревожность, упрямство, равнодушие и др. На основе полученных выводов, нами сделан вывод, что в процессе преодоления отставания младших школьников в освоении школьной программы важным является учет возрастных особенностей школьников, их психологического индивидуального развития; использование ряда форм организации учебной и воспитанной работы с деятельностно-коммуникативных наполнением (самостоятельная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная).
Выводы по второй главе
С целью изучения школьной неуспеваемости нами была проведена исследовательской работа с 20 учащимися 3 «А» класса МБОУ «СОШ п. Эгвекинот», возраст детей от 9 до 10 лет, из них 10 мальчиков, 10 девочек.
Для выявления уровня школьной неуспеваемости нами использовался метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование, анализ учебной документации.
Опытная работа проводилась три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Констатирующий этап позволил выявить группу учащихся с низким уровнем овладения основной программы, с которыми была организована работа по коррекции низкой успеваемости в обучении. На контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе, по итогам диагностики выявлена положительная динамика по всем критериям успешности обучения у детей экспериментальной группы.
Результаты опытной работы позволили сделать вывод, что необходимыми условиями преодоления отставания в освоении школьной программы младших школьников является учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, учет социально-познавательного опыта детей данного; позитивная эмоциональная настроенность участников образовательного процесса; органическое включение элементов внеурочной деятельности в образовательный процесс; сотрудничество и сотворчество учителя и учеников. Для этого важно то, чтобы в процессе любой деятельности между учителем и учеником развивалось субъект-субъектное взаимодействие, необходима познавательная, исследовательская работа. Значимым выступает наличие здорового психологического климата в классе, соблюдение организационных, дидактических, воспитательных, психологических, гигиенических требований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Обобщая результаты анализа психолого-педагогической литературы, можно говорить, что понятие «неуспеваемость» рассматривается как особое негативное эмоциональное состояние обучающегося, которое выражает его личное отношение (переживание) к деятельности или ее результатам.
Успешность усвоения знаний детьми младшего школьного возраста обусловлена сложной системой психологических факторов. К ним относятся особенности умственной деятельности младшего школьника, отношение к учению, самооценка собственных успехов, уровень притязаний, возрастные и индивидуальные особенности развития, а также методы обучения, условия жизни и тому подобное. Одинаковые по внешнему проявлению трудности в обучении некоторых школьников имеют различную природу в зависимости от структуры личности и ее качественных характеристик. Учителю следует знать внутренние и внешние причины возникновения трудностей в обучении младших школьников и в случае необходимости помочь выработать собственный стиль учебной деятельности, соответствующий психологическим возможностям ученика.
Обобщив психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, можно выделить несколько основных причин, являющихся факторами трудностей в обучении: слабое здоровье (плохое общее состояние здоровья, повышенная утомляемость); негативное влияние бытовых условий жизни, семьи; низкий уровень владения навыками учебного труда; низкий уровень воспитанности (недисциплинированность, лень); отрицательное отношение к учебе; большие проблемы в знаниях; невнимательность; слабая воля к преодолению трудностей; нерегулярное выполнение домашних заданий; отсутствие интереса к предмету; пропуски занятий без уважительной причины; недостатки педагогического характера (затруднения учителей в организации воспитания и обучения школьников). Комплексный подход в устранении трудностей в обучении ребенка необходим для того, чтобы со всех сторон взглянуть на проблему и выявить факторы, которые могут вызвать эти трудности. Если причины трудностей в учебе вовремя определить и провести необходимую коррекционную работу, то это будут лишь временные трудности, преодолев которые ребенок почувствует уверенность в своих силах. Если не установить причины отставания, то оно может приобрести хроническую форму и разрастись из неуспеваемости по одному предмету в стойкую общую неуспеваемость.
Анализ педагогического опыта, данных свидетельствуют, что школьные трудности в школьном возрасте могут привести к проявлениям тревожности или, даже, в наиболее тяжелых случаях — к развитию школьного невроза. Неквалифицированные действия взрослых вызывают негативные эмоции и противодействия обучающихся. Поэтому в процессе коррекционной и профилактической работы необходимо постоянно осуществлять тесный контакт со всеми педагогами, работающими в классе, родителями учащихся; обсуждать трудности и определять пути их преодоления. Коррекционная и профилактическая работа должна строиться с учетом целостного подхода к воспитанию и развитию личности ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. В организации работы по психолого-педагогической коррекции необходимо учитывать: индивидуально-психологические и возрастные особенности обучающихся; создание зоны ближайшего развития личности.
Проблема возникновения неуспеваемости у каждого отдельного ученика своеобразна и связана как с индивидуальными чертами его личности, так и особенностями его взаимодействия с окружающей средой. Особенности учебной деятельности детей и связанные с ней характерные черты их способности к обучению имеют специфику на разных этапах обучения, однако важным является изучение факторов неуспеваемости учащихся именно в начальной школе, где закладываются основы знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения.
Исследователи отмечают, что для успешного преодоления трудностей обучения, в первую очередь, необходимо знать их источники, то есть причины возникновения трудностей, а эти результаты определяют дальнейшую коррекционно-развивающую работу психолога и педагога. В реализации этой задачи существенную помощь оказывают результаты психодиагностических исследований. Опыт свидетельствует, что педагог хорошо знает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, добивается лучших результатов в учебно-воспитательном процессе. В психолого-педагогической литературе есть ряд классификаций школьников, которые не успевают в обучении, в основу которых были положены следующие признаки: качества мыслительной деятельности, мотивы обучения, навыки учебного труда, работоспособность, особенности физического развития, эмоционально-волевой характеристики личности, фонд действующих знаний и тому подобное.
Осуществленная нами исследовательская работа имела целью изучение причин отставания младших школьников в освоении школьных программ. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ п. Эгвекинот», Всего в исследовании участвовали 20 обучающихся 3 класса в возрасте 9-10 лет.
Опытная работа проводилась три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Констатирующий этап позволил выявить группу учащихся с низким уровнем овладения основной программы, с которыми была организована работа по коррекции низкой успеваемости в обучении. На контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе, по итогам диагностики выявлена положительная динамика по всем критериям успешности обучения у детей экспериментальной группы.
Проанализировав психологические особенности младшего школьного возраста, в качестве рекомендации нами выделены следующие положения, на основе которых необходимо строить работу по предупреждению школьной неуспеваемости обучающихся: построение результативного содержания обучения, обеспечения возможности его гибкого изменения; обеспечение возможности индивидуализации процесса обучения, его содержания и педагогического воздействия; формирование у учащихся прочных действующих знаний и развитие на их основе умений и навыков практической деятельности; активизация учащихся, обеспечение их самостоятельности в получении знаний; максимальная реализация творческого потенциала педагога и ученика.
Анализ опыта по предупреждению трудностей в обучении позволяет сделать вывод, что исправить их исключительно педагогическими методами невозможно. Анализ работы учителей, которые достигали прекрасных результатов в преодолении академической неуспеваемости обучающихся, убедительно свидетельствует о том, что рядом с применением абсолютно разных методов обучения, они всегда (осознанно или чаще даже неосознанно) широко использовали методы психологического воздействия на своих воспитанников.
По итогам теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу, что возникновение трудностей в обучении зависят от уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. По нашему мнению, успеваемость учебной деятельности младших школьников в большей степени зависит от учебной мотивации, чем от показателя общего интеллектуального развития.
Необходимыми условиями преодоления отставания в освоении школьной программы младших школьников является учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, учет социально-познавательного опыта детей данного; позитивная эмоциональная настроенность участников образовательного процесса; органическое включение элементов внеурочной деятельности в образовательный процесс; сотрудничество и сотворчество учителя и учеников. Для этого важно то, чтобы в процессе любой деятельности между учителем и учеником развивалось субъект-субъектное взаимодействие, необходима познавательная, исследовательская работа. Значимым выступает наличие здорового психологического климата в классе, соблюдение организационных, дидактических, воспитательных, психологических, гигиенических требований.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акишева, А.К. Причины отставания младших школьников в освоении школьной программы / А.К. Акишева, А.М. Карамеңди // Наука и реальность. – 2021. – № 2 (6). – С. 243-245.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2013. – 400 с.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2018. – 200 с.
4. Гаджибалаева, Э.Г. Неуспеваемость младших школьников в психолого-педагогической литературе / Э.Г. Гаджибалаева // Universum: психология и образование. – 2021. – № 3 (81). – С. 18-19.
5. Гаджибалаева, Э.Г. Причины неуспеваемости младших школьников / Э.Г. Гаджибалаева // Academy. – 2020. – № 7 (58). – С. 69-70.
6. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2010. – 380 с.
7. Гельмутдинова, Г.Г. Изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению причин отставания младших школьников в освоении школьной программы / Г.Г. Гельмутдинова, Г.Ф. Шаймуратова, Г.Ф. Шабаева // В сборнике: Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук. – 2021. – С. 31-34.
8. Гладкова, О.Н. Личностные особенности и успеваемость младших школьников в связи с эмоциональными отношениями в семье / О.Н. Гладкова // В сборнике: Ярмарка научно-практических инициатив студентов: материалы XV городской научно-практической конференции. – 2018. – С. 31-33.
9. Глебов, В.Е. Проблема неуспеваемости школьников младшего возраста / В.Е. Глебов, М.А. Лаптева, А.А. Шестакова // В сборнике: Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники. – 2019. – С. 35-38.
10. Городиская, Т.Р. Проблема школьной неуспеваемости в психологии и педагогике / Т.Р. Городиская // В сборнике: Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. – 2021. – С. 174-175.
11. Деревянко, Ю.П. Особенности мотивации учения младших школьников как условия преодоления отставания в обучении младших школьников / Ю.П.Деревянко, Т.Р. Кузьменко // В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. – 2020. – С. 42-49.
12. Деревянко, Ю.П. Особенности мотивации учения младших школьников с отставанием в обучении / Ю.П. Деревянко, А.В. Лихачева // В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. – 2020. – С. 49-55.
13. Дувалина, О.Н. Причины неуспеваемости учащихся младших классов / О.Н. Дувалина, Е.А. Карачун // Colloquium-journal. – 2019. – № 8-4 (32). – С. 73-75.
14. Закинов, Э.Ю. Основные факторы успеваемости и неуспеваемости в учебе / Э.Ю. Закинов // В сборнике: Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. – 2019. – С. 423-429.
15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016. – 414 с.
16. Игнатенко, М.В. Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников / М.В. Игнатенко // Проблемы современного педагогического образования.– 2019. – № 63-2. – С. 199-202.
17. Иманова, А.В. Предупреждение неуспеваемости / А.В. Иманова // Вестник научных конференций. – 2019. – № 12-2 (52). – С. 62-64.
18. Исаева, Т.В. Индивидуально-типологические особенности личности младших школьников с разным уровнем успеваемости / Т.В. Исаева, А.И. Коротаева // В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. – 2019. – С. 200-201.
19. Кабалина, О.И. Психолого-педагогическая профилактика неуспеваемости в начальной школе / О.И. Кабалина, И.Н. Бойко, К.Д. Казанкина // В сборнике: Тенденции, перспективы и приоритеты развития социально-гуманитарного знания. – 2019. – С. 70-73.
20. Кабулова, Г.К. Проблема школьной неуспеваемости, некоторые пути решения / Г.К. Кабулова // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 36. – С. 4-7.
21. Кисловская, В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В.Р.Кисловская. – Алма-Ата: Мектеп, 2015. – 29 с.
22. Колесниченко, А.А. Причины неуспеваемости современных школьников / А.А. Колесниченко, Ю.О. Петрова, А.В. Полковникова // В сборнике: Цифровое общество в контексте развития личности. – 2018. – С. 141-143.
23. Конарова, А.С. Психология неуспевающих учащихся / А.С. Конарова // В сборнике: Российская наука в современном мире. – 2020. – С. 126-128.
24. Королькова, Е.С. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема / Е.С. Королькова, О.В. Натарова // В сборнике: Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта: актуальные вопросы и пути их решения. – 2021. – С. 74-78.
25. Крылова, Ю.А. О причинах школьной неуспеваемости и некоторых приемах ее коррекции / Ю.А. Крылова // В сборнике: Перспективы развития математического образования в Твери и Тверской области. – 2018. – С. 98-103.
26. Кузьменко, Д.О. Проблемы школьной неуспеваемости / Д.О. Кузьменко // В сборнике: Наука и молодежь: новые идеи и решения. – 2018. – С. 345-350.
27. Кузьминов, Н.Н. О психологических причинах неуспеваемости младших школьников и путях их преодоления / Н.Н. Кузьминов, К.П.Кочеткова // В сборнике: Наследие Н.К. Крупской и современность. – 2019. – С. 562-567.
28. Кусепов, Р.Р. Исследование внимания детей с трудностями в обучении / Р.Р. Кусепов // В сборнике: Человеческий капитал как фактор инновационного развития общества. – 2020. – С. 144-146.
29. Лалазарян, Г.Б. Неуспеваемость, ее основные компоненты и причины их проявления / Г.Б. Лалазарян, Р.Н. Азарян // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. – 2018. – С. 78-81.
30. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2018. – 352 с.
31. Лидер, О.И. Причины неуспеваемости школьников / О.И. Лидер // Наука через призму времени. – 2019. – № 6 (27). – С. 177-179.
32. Литвинова, А.Г. Причины неуспеваемости ребенка в школе / А.Г.Литвинова, Г.К. Антошечкина // В сборнике: Студенческие научные достижения. – 2019. – С. 138-141.
33. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – М.: Ось-89, 2016. – 144 с.
34. Лукьянова, М.В. Психологические особенности и причины неуспеваемости школьников / М.В. Лукьянова // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. – 2017. – № 4. – С. 280-285.
35. Манджиева, Д.С. Причины неуспеваемости школьников и пути их преодоления / Д.С. Манджиева // В книге: Молодежь — Барнаулу. – 2020. – С. 545-546.
36. Мансурова, С.И. Проблема школьной неуспеваемости / С.И. Мансурова // В сборнике: Научные исследования молодых учёных. – 2021. – С. 173-175.
37. Мешкова, Г.А. Мнение ученых на психолого-педагогические причины неуспеваемости школьников / Г.А. Мешкова // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2018. – № 6 (36). – С. 235-239.
38. Милицына, С.К. Преодоление школьной неуспеваемости / С.К. Милицына // Молодой ученый. – 2018. – № 45 (231). – С. 262-264.
39. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
40. Набиева, М.М. Основы изучения трудностей в обучении младших школьников / М.М. Набиева // В сборнике: Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее. – 2018. – С. 110-113.
41. Недоступенко, Т.Г. Причины неуспеваемости младших школьников / Т.Г. Недоступенко, И.В. Переверзева, О.П. Ковалева // В сборнике: Повышение конкурентоспособности отечественной науки: стратегии, технологии, модели. – 2020. – С. 85-87.
42. Нуркенова, А.С. Понятие, виды и причины школьной неуспеваемости / А.С. Нуркенова // Калининградский вестник образования. – 2021. – № 3 (11). С. 85-91.
43. Нуркенова, А.С. Проблема школьной неуспеваемости в отечественной и зарубежной литературе / А.С. Нуркенова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 3 (57). – С. 230-234.
44. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В.Овчарова. – М.: Сфера, 2013. – 240 с.
45. Осолодкова, Е.В. Анализ причин неуспеваемости младшего школьника / Е.В. Осолодкова // В сборнике: Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. – 2019. – С. 481-484.
46. Перышков, С.А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении / С.А. Перышкова, А.Ю. Шипилина // В сборнике: Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. – 2019. – С. 153-156.
47. Петреченко, А.А. Причины отставания младших школьников в освоении образовательной программы по математике / А.А. Петреченко // Студенческий. – 2021. – № 39-2 (167). – С. 54-57.
48. Пешкова, В.В. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема современного образовательного пространства / В.В. Пешкова // В сборнике: Молодежный научный форум. – 2020. – С. 27-31.
49. Рахманова, Д.З. Некоторые психолого-педагогические факторы неуспеваемости детей младшего школьного возраста / Д.З. Рахманова // Вестник Таджикского национального университета. – 2018. – № 6. – С. 251-254.
50. Реймер, М.В. Анализ понятия «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе / М.В. Реймер, А.А. Забродина // Научный альманах. – 2018. – № 4-2 (42). – С. 65-70.
51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2019. – 420 с.
52. Руденко, А.И. Трудности в обучении младших школьников / А.И.Руденко // Вестник магистратуры. – 2018. – № 12-4 (87). – С. 114-115.
53. Савтюк, К.А. Проблемы школьной неуспеваемости / К.А. Савтюк // В сборнике: World science: problems and innovations. – 2018. – С. 361-363.
54. Севанян, Е.Р. Исследование проблемы неуспеваемости младших школьников / Е.Р. Севанян // Педагогическое образование. – 2020. – Т. 1. – № 1. – С. 33-38.
55. Соколова, Л.В. Причины и формы школьной неуспеваемости / Л.В.Соколова // В книге: Актуальные вопросы коррекционной педагогики и специальной психологии. – 2017. – С. 37-40.
56. Старкова, Т.Н. Причины и пути преодоления неуспеваемости / Т.Н.Старкова // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика. – 2020. – С. 43-46.
57. Стороженко, Г.В. Трудности, возникающие в первый год обучения младших школьников, пути их преодоления в преемственности дошкольного и начального образования / Г.В. Стороженко // В сборнике: Преемственность дошкольного и начального образования: проблемы и направления. – 2018. – С. 227-232.
58. Тагирова, Э.Р. Причины возникновения неуспеваемости у учащихся начальной школы и пути её преодоления / Э.Р.Тагирова, М.Ю. Умрзакова // Modern Science. – 2019. – № 9-2. – С. 203-206.
59. Трофимова, М.А. Психолого-педагогические проблемы школьной неуспеваемости обучающихся младшего школьного возраста / М.А. Трофимова // В сборнике: XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2020. – С. 493-497.
60. Узденова, И.А. Педагогические условия преодоления школьной неуспеваемости / И.А. Узденова // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. – 2018. – С. 245-247.
61. Хатагова, Е.Р. К проблеме исследования психологических причин неуспеваемости детей младшего школьного возраста / Е.Р. Хатагова // В сборнике: Исследование путей развития научно-технического потенциала общества в стратегическом периоде. – 2020. – С. 227-228.
62. Хмуровская, В.О. Особенности учебной мотивации и их влияние на успеваемость младших школьников / В.О. Хмуровская // Форум молодых ученых. – 2019. – № 5 (33). – С. 1310-1317.
63. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 120 с.
64. Чикова, И.В. К вопросу школьной неуспеваемости и её детерминированности / И.В. Чикова // В сборнике: Теоретические и практические аспекты современной науки. – 2018. – С. 269-272.
65. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2017. – 360 с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф