Заявка на расчет
Меню Услуги

Внутрифирменные коммуникации в страховых компаниях (на примере СК Югория)

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы внутрифирменных коммуникаций в страховых
компаниях
1.1 Внутрифирменные коммуникации: цели, задачи, принципы
1.2 Основные тенденции развития рынка страховых услуг в России
1.3 Специфика внутрифирменных коммуникаций в страховых компаниях в
современных условиях
2 Анализ внутрифирменных коммуникаций в страховой компании «Югория»
2.1 Общая характеристика компании «Югория»
2.2 Внутрифирменные коммуникации в страховой компании
2.3 Рекомендации по совершенствованию внутрифирменных коммуникаций в страховой компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Введение

Одним из неотъемлемых элементов организационной структуры компании является внутрифирменная коммуникация. Эффективность системы связи влияет на эффективность компании в целом и ее будущее развитие. Одна из основных целей PR — формирование имиджа компании в глазах собственного коллектива.

Каждый сотрудник компании — это передача информации о компании во внешнюю сферу. Очень важно, чтобы каждый сотрудник отождествлял себя с компанией и жил ее интересами, которые бы совпадали с его собственными.

По сравнению с обычным межличностным общением, внутрифирменные коммуникации имеют такие характеристики, как высокая плотность информационного потока, зависимость от конфигурации организационной структуры направления.

Коммуникация — это система организации, каналы, по которым передается важная информация для функционирования компании. Эффективные коммуникации предоставляют информацию, необходимую для работы в нужном месте и в кратчайшие сроки, что помогает эффективно строить бизнес. Внутреннее общение является частью корпоративной культуры и этики предприятия.

Процесс обмена информацией охватывает все сферы и все подразделения предприятия, поэтому активность этого процесса во многом зависит от его эффективности коммуникативной политики. Так как в процессе передачи информация может искажаться, неправильно восприниматься или пониматься, эффективность обмена информацией может быть достигнута только в случает, когда одна сторона передает информацию, а получатель правильно ее воспринимает. В этой связи, основная цель коммуникативного процесса — обеспечение правильного доведения, восприятия и понимание сообщений.

Таким образом, для успешного ведения своей деятельности, организациям необходима коммуникация. Она занимает важнейшее место в жизни организации и оказывает огромное влияние на поведение групп и индивидов. Поэтому успешная деятельность любого современного предприятия невозможна без слаженной и эффективной системы коммуникаций среди сотрудников фирмы.

Целью данной работы является  анализ внутрифирменных коммуникаций страховой компании «Югория» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

  1. изучить цели, задачи, принципы внутрифирменных коммуникаций;
  2. рассмотреть основные тенденции развития рынка страховых услуг в России;
  3. описать специфику внутрифирменных коммуникаций в страховых компаниях в современных условиях;
  4. дать общую характеристику компании «Югория»;
  5. проанализировать внутрифирменные коммуникации в страховой компании «Югория»;
  6. разработать рекомендации по совершенствованию внутрифирменных коммуникаций в страховой компании.

Объект исследования – внутрифирменные коммуникации в страховых компаниях.

Предмет исследования – внутрифирменные коммуникации страховой компании «Югория».

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются основы внутрифирменных коммуникаций, таких как: Меньшиков А.А., Сафина А.А., Никифорова Э.Г., Устинов А.Э., Антонова А.В., Калыпин Г.Ю.

Так, особенности деловых коммуникаций отражены в работах Егоршина А.П., Лисс, Э.М., Папковой О.П., Спивак В.А. и др. Эффективность коммуникаций организации изучены Даниловой А.С., Дорониной Е.Б., Кравец М.А., Рафиковой Д.М.,  Шапиро С.А.

Информационной базой в выпускной квалификационной работе служат периодические издания, статьи, электронные источники информации, данные  СК Югория об организационной структуре и  внутренних коммуникациях.

Методологической основой  исследования являются  системный и сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, сравнение и группировка. Эмпирическим методом исследования является социологический опрос в форме анкетирования.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников, приложения.

В первой главе рассмотрены теоретические основы внутрифирменных коммуникаций, основные тенденции развития рынка страховых услуг в России, определена специфика внутрифирменных коммуникаций в страховых компаниях в современных условиях.

Во второй главе дана общая характеристика компании «Югория», проанализированы внутрифирменные коммуникации в страховой компании, даны рекомендации по совершенствованию внутрифирменных коммуникаций в страховой компании.

В заключении представлены основные выводы и рекомендации по совершенствованию внутрифирменных коммуникаций в страховой компании.

Глава 1. Теоретические основы внутрифирменных коммуникаций в страховых компаниях

1.1 Внутрифирменные коммуникации: цели, задачи, принципы

Существование без коммуникации организации не представляется возможным. При отсутствии информации сотрудники не имеют представления о том, чем занимаются их коллеги. Управление, координация различных видов деятельности и сотрудничество работников в такой ситуации становится невозможным. Предоставление сотруднику информации, необходимой для выполнения повседневных задач, а также развитие желания работать в этой компании позволяют внутренние коммуникации. Успешная деятельность компании в целом зависит от сотрудников и от того, насколько коллектив сплоченный и заинтересованный в доброжелательной и эффективной работе.

Коммуникации, прежде всего — это обмен информацией. Чаще всего они представляются в виде переговоров. Информационно-организационные мероприятия всегда учитывают двустороннее правило общения, которое оценивает способность руководства слушать своих подчинённых, и правильно воспринимать полученную им информацию.

Каждый работник всегда должен быть в курсе всех событий и решений, имеющих непосредственное отношение к работе отделов. Предназначение внутренних коммуникаций: сотрудник должен понять цели и ценности организации, корпоративную культуру.

Участниками, или субъектами деловых коммуникаций могут выступать как отдельные люди, так и группы людей, которые участвуют, или собираются участвовать в совместной деятельности. Будут ли они участвовать в совместных проектах, а если будут, то с каким взаимопониманием и с какой согласованностью действий, зависит от качества деловых коммуникаций, уровня их эффективности [44, с. 58].

Рассмотрим понятие «внутренних коммуникаций» с точки зрения разных авторов.

Внутрифирменные коммуникации — это взаимодействие субъектов во внутренней среде компании, которое оказывает влияние на внешние информационные потоки организации.

Тульчинский Г.Л. считает, что Внутреннее общение — это не только рабочие встречи с сотрудниками, встречи, семинары, конференции. Это также включает сбор и анализ бизнес-отчетов, книг предложений и пожеланий,  информационных бюллетеней, разработку досок объявлений, стендов, стенгазет, постоянных и временных выставок, статей, очерков, публикаций и писем в средствах массовой информации, использование фото, фильмов, видеоматериалов, печатных материалов. Материалы (справочники, инструкции, заметки для начинающих и начинающих), телефон обратной связи (доверия). Также могут использоваться собственные радиостудии, кабельное телевидение и многотиражные программы. Помимо собственной газеты или журнала, вы можете публиковать справочные материалы, брошюры и проспекты, ориентированные на персонал, другие информационные материалы. [45].

Коммуникации — это внутренняя система организации, каналы, которые передают важнейшую информацию, необходимую для функционирования предприятия. Внутрифирменные коммуникации — часть корпоративной этики и культуры компании, доставляющие необходимую для работы информацию в нужное место и в сжаты сроки, что позволяет наиболее  эффективно вести бизнес. [51]. Подобное определение содержится и у Нахимовой Е.А.: коммуникация означает так называемую нервную систему юридического лица, состоящую из методов передачи информации, необходимой для функционирования организации [11, с. 25].

Бондаренко Н. А. дает следующее определение: внутрифирменные коммуникации – это коммуникации, которые возникают внутри компании между ее работниками и менеджерами в процессе функционирования  [46].

В широком понимании определение подразумевает передачу информации от одного участника общения к другому, информационные связи. С точки зрения организации процесса понятие представляет собой одновременно и объект, и процесс. В первом случае имеется ввиду совокупность технических средств, которые непосредственно связаны с процессом передачи и приема информации. Во втором случае речь идет об общении между сотрудниками информацией: обмене видением, идеями, намерениями, мнениями, фактическими данными. [34, с. 28].

Болдырева Н.В. в своих работах говорит, что внутренние коммуникации — это все виды взаимосвязей в общении людей внутри организации. Скорее всего, они будут устными или письменными, конкретными или условными, индивидуальными или массовыми. Эффективная внутренняя коммуникация по всем направлениям — сверху, снизу и по горизонтали — одна из основополагающих задач любой организации. Поддерживающая внутренняя коммуникация грамотно устанавливает правильные ролевые взаимодействия и распределяет обязанности между сотрудниками [47].

Внутрифирменная коммуникация — это система связей, как горизонтальных, так и вертикальных, между сотрудниками компании. Есть много интересных и эффективных инструментов для построения этой системы. Не существует универсального инструмента, необходимо использовать комбинацию из нескольких, и у каждого бизнеса есть своя комбинация. А чтобы понять, что нужно в каждом конкретном случае, какие механизмы работают наиболее эффективно, необходим аудит внутренних коммуникаций, так как основным принципом является метод обратной связи с персоналом. [24, с. 89].

Основными составляющими коммуникационного процесса являются:

  1. субъекты коммуникативного взаимодействия — отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и получатель);
  2. средство коммуникации – вид сообщения, используемое для передачи информации в знаке форма (слова, изображения, графика и т. д.), а также каналы, по которым передается сообщение (почта, телефон, радио, телевидение, газеты, Интернет и др.);
  3. предмет сообщения (какое-либо явление, событие) и сообщение, которое его отображает (статья, радиопрограмма, телерепортаж и т. д.)
  4. коммуникативные эффекты — последствия коммуникации, выражающиеся в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или действиях [36, с. 76].

Взаимодействуя друг с другом, находясь в процессе общения, люди обычно преследуют определенные цели. Основными целями общения являются следующие:

— обеспечивать обмен информацией наиболее эффективным способом (прием и передача) между участниками управления;

— улучшить межличностные взаимодействия в процессе обмена сообщениями;

— создание каналов информации для обмена сообщениями между отдельными людьми и группами и согласования их задач и действий;

— регулирование и совершенствование информационных потоков, внутренних и внешних по отношению к организации;

— педагогические навыки и умения для успешной социокультурной деятельности;

— создание объективного отношения к себе, коллегам, к обществу в целом;

— обмен опытом, инновационными методами работы, технологиями и инструментами;

— корректировка мотивации;

— обмен эмоциональным восприятием [42, с. 27].

Коммуникация в организации или в отделе (группе) имеет ряд важных функций:

— функция информации — предоставление информации, обмен информацией, необходимой для принятия решений;

— функция мотивации — поощрение сотрудников к более эффективному выполнению задач с помощью убеждения, предложений, запросов и т.д .;

— функция контроля — отслеживание поведения сотрудников различными способами на основе иерархии и формального подчинения;

— функция самовыражения — вклад в эмоции, выражение чувств, переживаний, отношения к происходящему и возможность удовлетворения социальных потребностей.

Психологическая составляющая обмена информацией как управленческая функция многозначна и раскрывается с нескольких ракурсов:

— коммуникативное поведение начальника (менеджера);

— коммуникативные явления в работе начальника (менеджера);

— коммуникативные процессы, связанные с деятельностью начальника (менеджера) [42, с. 43].

Сам процесс коммуникации состоит из большого количества элементов и шагов. На рисунке 1.1 показаны эти элементы и их взаимосвязь.

Рисунок 1.1 – Элементы процесса коммуникации

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных фаз. Задача — написать сообщение и передать его по каналу таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходный посыл. Это сложно, потому что каждый этап — это также точка, в которой значение может быть изложено не верно или полностью потеряно. Эти связанные шаги заключаются в следующем:

Происхождение идеи. Обмен сообщениями начинается с формулировки идеи или выбора информации. Отправитель решает, каким сообщением или первоочередной идеей нужно обменяться.

Кодирование и выбор канала. Перед отправкой идеи отправитель должен зашифровать ее символами, используя слова, интонации и жесты (язык тела). Это кодирование преобразует идею в сообщение.

Транслировать. На следующем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или их набора) адресату. Это физическая передача сообщения, которую многие люди путают с самим процессом коммуникации.

Расшифровка. Затем, как сообщение было передано отправителем, получатель его декодирует. Расшифровка — это перевод символов отправителя в образ, понятный адресату. Если код, выбранный отправителем, имеет значение, понятное для получателя, последний точно поймёт, что отправитель хотел до него донести, когда сформулировал свое послание. Если идея не требует реакции, это окончание коммуникативного взаимодействия (рисунок 1.2) [35, с. 217].

Рисунок 1.2 — Коммуникационный процесс

Таким образом, можно отметить, что процесс внутрифирменного общения достаточно прост, но, тем не менее, он специфичен в силу свойств апперцепции его участников и их окружения. А степень успешности реализации решений, принятых руководящим органом, будет зависеть от того, насколько в коллективе налажено «качественное» внутрифирменное общение.

Всегда есть какие-то помехи и искажения. Смысл возникает на каждом этапе процесса коммуникации. Обычно нам удается преодолеть сбой и донести мысль. Но если помехи очень сильные, это обязательно приводит к сильному искажению смысла и может полностью заблокировать попытку обмена информацией. Это приводит к уменьшению вероятности достижения целей, зависящих от этих коммуникаций.

Коммуникация между компаниями необходима для выполнения определенных задач и достижения необходимых целей. Следующие задачи имеют особое значение.

  1. Потребность в межличностном общении. Западный опыт управления говорит о том, что различные формы печатной информации играют немаловажную роль в достижении целей управления человеческими ресурсами. Тем не менее, они не могут заменить непосредственное личное общение. Формирование такого общения — задача внутреннего «пиара».
  2. Изменить формат внутренних публикаций (большой тираж, рекламные щиты). Активная работа специалистов в области «связей с общественностью» может сделать эти издания более самостоятельными, дать возможность опубликовывать критические материалы и заинтересовать мнение читателей. Таким образом, эти публикации станут платформой для всей организации и будут представлять собой канал, имеющий двусторонние связи.
  3. Обеспечить успешную конкуренцию от формального к неформальному общению. Эксперты по связям с общественностью очень успешно развеивают слухи, источники которых используются для вовлечения нанятых работников к митингам и забастовкам.
  4. Увеличить информированность коллектива о политике управления. Наибольшее значение для сотрудников имеют сообщения о социальном пакете, гарантиях, возможность продвижении по карьерной лестнице и уровню заработной платы, предоставляемая отделом по связями с общественностью [35, с. 256].
  5. Давать консультации сотрудникам компании в проверке финансовой отчетности. Обычные сотрудники компании не всегда компетентны и имеют образование, необходимое для правильного понимания финансовой отчетности и политики руководства. Помимо финансовой отчетности, специалисты по связям с общественностью в некоторых компаниях готовят видеоролики для сотрудников, чтобы объяснить финансовое состояние компании и дать необходимые разъяснения.
  6. Организация обмена информацией между головной и дочерней компаниями. В отдельных случаях взаимодействие между работниками филиалов и материнской компании имеют сложный характер. Менеджеры связей с общественностью способствуют их согласованности, используя свои коммуникативные навыки.
  7. Разъяснение особенностей новых технологических возможностей. Эта задача становится все более актуальной в связи с постоянным обновлением технологий, развитием компьютеризации, автоматизации, роботизации. Природа этих процессов не всегда ясна рабочим; они часто соотносят такие новшества с увеличением угрозы потери рабочих мест.
  8. Повышение эффективности мер безопасности. Связи с общественностью могут обучать персонал необходимым мерам безопасности. Такое обучение проводится постоянно и рассчитано как на вновь принятых, так и на достаточно опытных сотрудников.
  9. Информирование персонала о деятельности руководства. В случае, когда отдельные производственные мощности компании расположены в разных местностях страны или мира, сведения о деятельности топ-менеджмента головной организации имеет важное значение для управления действиями и мотивирования персонала организации.
  10. Объясните персоналу структуру и функции управления. Внутренняя информация отражает основные уровни управления, причины и характер переходов менеджеров. Его цель — разъяснить персоналу компании суть и особенности деятельности менеджеров разных уровней управления. [35, с. 258].
  11. Своевременное доведение информации до акционеров компании. Информация о планах руководства в области управления акционерным капиталом имеет большое значение для доли сотрудников, которая является акционерами компании.
  12. Сообщите персоналу о системе вознаграждения. Люди, работающие в компании, должны хорошо понимать, как и за что их вознаграждают.
  13. Информация о свободных местах. Это особенно важно для персонала крупных национальных и международных компаний, которые имеют возможность предложить своим рабочим и служащим деятельность по их специализации в одном из филиалов или дочерних компаний компании в другом регионе страны или мира.
  14. Обратной связи должна быть эффективной. Специалисты «связей с общественностью» должны организовывать регулярное общение линейного персонала и рядовых специалистов с высшим менеджментом компании, создавая у работников чувство причастности к принятию решений и ответственности за их исполнение.
  15. Объявление о применимых законах и правилах. Служба внутренних связей с общественностью проводит разъяснительную работу среди работников компании, доводя информацию о нормативно-правовой системе в области деятельности компании, а также о выходе новых локальных актов компании.

Изложенные выше задачи специалистов по связям с общественностью в компании должны следовать одной общей задаче: каждый работник должен быть уверен, что к его мнению руководство компании обязательно прислушаются и что его выражение может быть свободно и открыто, и руководство всегда готово к диалогу [35, с. 263].

Необходимо добавить, что в особых условиях России отечественные отделы по связям с общественностью используют отдельные моменты опыта комсомольских и партийных учреждений, применяемых на предприятиях в прошлом (речь идет не о сущности, а о формах и методах).

Управление и взаимодействие с персоналом компании должно основываться на ряде принципов использования человеческих ресурсов.

Перечислим основные принципы использования человеческих ресурсов:

  1. Все представители персонала компании должны четко осознавать поставленные цели и результаты, понимать, что их персонал составляет лишь часть общего человеческого капитала компании.
  2. Работодатель должен активно управлять персоналом, не чрезмерно опекая его, а давая работникам возможность продемонстрировать независимость и инициативу.
  3. Работодатель должен правильно измерить профессиональные, коммерческие и личные качества человека с возложенными на него задачами, решить проблемы, побудить его к работе.
  4. Работодатель должен обеспечивать физическое и психическое состояние сотрудников, постоянное развитие человеческих ресурсов и укрепление человеческих ресурсов компании [34, с. 121].

Важно помнить, что каждому человеку нужна поддержка, признание, уважение, независимо от того, какими профессиональными, личными и деловыми качествами он обладает, а также от задач, которые он решает на своем рабочем месте.

В управленческой практике распространены принципы эффективного общения:

— принцип единства эмоционального и рационального в поведении индивида;

— принцип единой ситуации, в том числе:

неоправданность ожидания какой-либо реакции на коммуникативное влияние, которое ранее наблюдалось и является ожидаемой;

вероятность нахождения объекта коммуникации в состоянии интенсивности, которое трудно установить;

субъективность в распознавании ситуации;

— принцип объективности;

— принцип мировоззрения в построении общения;

— принцип сотрудничества;

— принцип развития психических процессов и состояний субъектов общения;

— принцип взаимозависимости субъектов общения;

— принцип имеющихся недиагностированных закрытых факторов поведения;

— принцип непрерывности процесса обучения;

— принцип научности;

— принцип соблюдения законности [20, с. 67].

Основные факторы эффективной коммуникативной компании в период организационных реформ складываются из источников сопротивления сотрудников: максимально честное и открытое доведение информации руководством до работников всех уровней, предоставление максимальной информации о происходящем.

В этом случае информационные потоки должны выполнять следующие функции:

— вызвать недовольство сложившейся ситуацией (зачем нам меняться?)

— формирование единого взгляда на цели (почему мы меняем? какой будет результат? когда?)

— формирование общего понимания методов их достижения (что делать?)

— разъяснение положительных результатов изменений для каждого (минимизация количества «жертв»)

— эмоциональная поддержка сотрудников.

Коммуникация лежит в основе функционального развития любой компании. Если у людей отсутствует возможность обмена информацией, становится очевидным, что они не смогут выполнять свои функции совместно, а также генерировать идеи и соответственно их воплощать в жизнь. Кроме того, менеджер посвящает все свое время непосредственно взаимодействию с персоналом, в то же время находясь в центре корпоративного общения. Каждый сотрудник любой компании ежедневно участвует в коммуникационных процессах компании. 80% рабочего времени специалист современной компании тратит на разработку различных видов коммуникаций, и от их эффективности зависит производительность всей компании. [20, с. 152].

Таким образом, развитие системы внутренних коммуникаций в компании, а также система контроля знаний, процесс создания корпоративной культуры организации и внутренний PR компании достаточно тесно объединены не только с благоприятной внутренней средой компании, но мотивацией сотрудников. На основе построения системы внутренних коммуникаций в компании улучшаются отношения внутри коллектива, возрастает взаимопонимание, в результате чего уменьшается количество претензий, конфликтов, а также противоречий между различными структурными подразделениями компании. Сегодня все проблемы экономического и финансового развития каждой компании, а также другие проблемы, в том числе социальные, решаются не столько за счет эффективного управления группой руководителей, сколько за счет слаженной, эффективной, инновационной работы всего коллектива.

1.2 Основные тенденции развития рынка страховых услуг в России

Основная цель деятельности рынка страхования, как отрасли — глобальная поддержка развития страхового сектора, его перевод в стратегически необходимый сектор экономики государства. Страхование должно влиять на улучшение  экономической стабильности России и социальную политику, а также снижение социальных конфликтов за счет эффективных страховых услуг, направленных на имущественные интересы физических и юридических лиц и привлечения вливаний в экономику страны[50].

Стратегические направления прогресса отрасли страхования: государственный контроль и надзор за страховым делом и обеспечение их финансовой стабильности; поощрение развитие добровольного страхования; совершенствование методов обязательного страхования; развитие инфраструктуры страхового рынка; расширение областей деятельности субъектов страхового дела; повышение эффективности форм и методов; защита прав потребителей услуг; повышение страховой культуры; популяризация страхования; увеличение роли страхового рынка России на международной арене [50].

На сегодняшний день законодательство предусматривает четыре основных вида страхования (таблица 1.1):

Таблица 1.1 – Виды страхований

Инвестиционное страхование жизни (ИОЖ) было основным драйвером роста российского страхового рынка на протяжении последних лет. Этот продукт, включающий страхования жизни клиента и финансового инструмента, который позволяет получать доход.

Суть такого страхования заключается в том, что часть внесенных денег вкладывается в различные финансовые активы, предлагаемые страховщиком (облигации или акции компаний, драгоценные металлы). Контракт может быть заключен в пользу любого лица (выгодоприобретателя), и если им станет известно об опасности «смерти», оплата будет передана лицу, а не наследнику. В этом случае ждать наследования не нужно.

Ипотечное страхование может стало еще одним драйвером розничной страховой торговли в условиях стремительного роста объемов ипотечных кредитов населению. Важной причиной развития страховых услуг в этом направлении является банкротство девелоперов, реорганизация, слияния и поглощения в строительной сфере. Банкротство строительных компаний и рост числа обманутых акционеров, в свою очередь, повлекли за собой введение запрета на долевое строительство. В этом смысле страховые услуги могут развиваться по двум направлениям: как страхование населения, а также как страхование самих объектов строительства от банкротства застройщика или застройщика.

Достаточно проблемным направлением в страховании является рынок ОСАГО. Страхование ОСАГО стало невыгодно, зачастую просто убыточно. Поэтому у страховых компаний возникают проблемы. К этому прибавляется недобросовестность посредников-автоюристов, которые отслеживают ДТП, выезжают на места аварий, скупают у их участников требования, выплачивая им небольшие деньги прямо на месте, а затем через суд взыскивают со страховщиков значительные суммы. Единственный выход, который видят страховщики, — либерализация тарифов.

По итогам «пандемии» 2020 года российский страховой рынок вырос на 4,1%, а объем страховых премий превысил 1,5 трлн рублей, согласно обзору ключевых показателей деятельности страховщиков Банка России до 2020 года [70].

«Несмотря на пандемию, рынок страхования в России вырос на 4,1% в 2020 году (0% в 2019 году): объем страховых премий превысил 1,5 трлн рублей. Сегменты кредитного страхования », — сообщает регулятор. Важную роль в этом сыграл переход к мягкой денежно-кредитной политике в сочетании с комплексом антикризисных мер, поддерживающих рост кредитования физических лиц, особенно ипотечных кредитов.

По данным регулятора, на фоне падения ставок по депозитам население начало активно искать альтернативные, потенциально более прибыльные инструменты инвестирования. Это позволило банкам эффективно продвигать продукты НСЖ.

По итогам 2020 года выплаты по договорам страхования увеличились на 8,1% до 659,3 млрд рублей. Доход российского страхового рынка за этот период незначительно увеличился и составил 247,5 млрд рублей. Рост дохода был связан с увеличением прибыли за счет инвестиционной деятельности (от переоценки валютных активов).

В этом году Банк России ожидает роста большинства сегментов страхового рынка на фоне ожидаемой постепенной нормализации эпидемической ситуации, что будет способствовать дальнейшему оздоровлению экономики _0_.

В 2020 году продолжилась тенденция к снижению количества страховых компаний. По статистике, количество действующих страховщиков на 1 октября 2020 года уменьшилось на 12% или 21 компанию.

Сокращение количества игроков на страховом рынке приводит к консолидации остальных компаний. В частности, медианный размер собранных страховых премий в текущем рейтинге составил 0,68 млрд рублей, что на 3,3% больше, чем годом ранее. Увеличение количества крупных компаний также свидетельствует об объединении страховых компаний. Так, с 1 октября 2020 года 9 страховых компаний превысили планку в 50 млрд рублей по сравнению с 8 компаниями годом ранее [71].

Десятка лидеров за первые девять месяцев 2020 года претерпела относительно сильную трансформацию, также немного изменился список компаний, входящих в ТОП-10. ВТБ Страхование выпало из первой десятки (объем премий упал почти в 10 раз), а Renaissance Life вышла в лидеры. Отдельно стоит отметить, что Сбербанк по страхованию жизни был лидером по итогам 2018 года, однако объем собранных премий от этой компании в 2019 году снизился на 15,5%, заняв второе место, а в 2020 году премии снизились на 34%, а сейчас эта страховка находится на четвертой позиции рейтинга.

Ведущей страховой компанией в 2020 году вновь стала страховая компания «СОГАЗ», которая вернула себе лидерство в 2019 году. Объем полученных страховых премий в 2020 году у компании «СОГАЗ» за девять месяцев составил 235 миллиардов рублей, а темпы прироста у этого страховщика были одними из самых высоких на рынке (+47,5%, третий результат в ТОП-30). Это обеспечило данной компании первое место с большим отставанием, фактически «СОГАЗ» получил премий столько же, сколько вместе следующие три компании в рейтинге, а прирост премий в деньгах больше, чем у всех отечественных страховых вместе взятых [71].

В 2021 году страховой рынок вырастет на 7-9% до 1,65 триллиона рублей, прогнозируют в «Эксперт РА». Это базовый сценарий, согласно которому рынок будет расти умеренными темпами вслед за плавным восстановлением экономики [72].

Страхование жизни снова станет лидером роста: темп роста премий в 2021 году составит 20-25%. В связи с низкими ставками по депозитам и изменениями в налогообложении доходов по депозитам с 2021 года интерес россиян к другим инвестиционным инструментам растет. В то же время полисы инвестиционного и накопительного страхования жизни становятся все более доступными для массовых клиентов. Дополнительным стимулом является добавление в полисы страхования жизни популярных медицинских опций (риски рака, медицинские осмотры, телемедицина) [72].

По прогнозам Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в 2021 году рынок продолжит равномерно развиваться, прирост общих сборов может составить от 5 до 10%. Среди лидеров отрасли по размеру сборов — страхование жизни, ОСАГО, страхование от несчастных случаев, добровольное медицинское страхование и комплексное страхование. Расширение льготной ипотечной программы и высокие показатели по объёму выданных кредитов населению обеспечат положительную динамику сборов в сфере кредитного страхования (страхование от несчастных случаев и болезней и страхование жизни заёмщика) [73].

Автором составлена диаграмма «Темп прироста страховых взносов» по данным «Эксперт РА» (рисунок 1.3) [70].

Рисунок 1.3 — Темп прироста страховых взносов

 

По прогнозам «Эксперт РА», объем страховых премий от несчастных случаев и болезней в 2021 году увеличится на 5–6%, по страхованию личного имущества — на 6–8%. По автострахованию рост будет скромнее — 2–3%. Сегмент зависит от платежеспособности населения и кредитных ставок. По мнению аналитиков страховой компании «Согласие», в 2021 году можно ожидать небольшого снижения количества контрактов на новые модели автомобилей из-за долговой нагрузки граждан и роста цен на автомобили. Стабильность рынка будет обеспечиваться за счет пролонгаций, которые составляют две трети годовых сборов [70]

Автором составлена диаграмма «Страховые взносы (без учета ОМС)» по данным «Эксперт РА» (рисунок 1.4) [70].

Рисунок 1.4 —  Страховые взносы (без учета ОМС)

По данным «Эксперт РА» наиболее пострадавшим от пандемии сегментом считается ДМС. Поскольку большинство договоров заключено в первом квартале, основной эффект негативного воздействия эпидемии проявится именно в 2021 году. В связи с замедлением деловой активности и сокращением корпоративных расходов объем премий по добровольному медицинскому страхованию снизится на 5–6% [70].

О благоприятном настрое респондентов на будущее говорят также их ожидания на ближайшие 2–3 года: следующие изменения, по их мнению, могли бы положительно сказаться на будущем развитии бизнеса.

В части страховых продуктов: либерализация тарифов по ОСАГО, законодательное разрешение продажи продуктов unit-linked, развитие онлайн-продаж НСЖ [72].

Страховой сектор в целом прогнозирует следующие положительные тенденции: расширение налоговых стимулов, увеличение налоговых вычетов, предоставление возможностей компаниям самостоятельно принимать решения о степени внедрения новых технологий, снижение регуляторной нагрузки на сектор.

Допуск иностранных страховщиков на российский страховой рынок для его дальнейшего развития в части качественного клиентского сервиса и расширения продуктовой линейки.

Снижение регуляторной нагрузки на сектор, создание равных конкурентных возможностей.

Развитие юридической базы для электронных полисов не только ОСАГО, но и других видов страхования.

Увеличение выплат клиентам (установка разумного необходимого уровня выплат клиентам в % от страховой премии).

Фокус на клиентских потребностях, развитие клиентских сервисов, повышение ценности страхования для клиентов.

Законодательное регулирование ответственности дистрибьютеров за мисселинг.

Ограничение доли кептивных страховщиков (входящих в одну финансово-промышленную группу) в продажах страховых услуг на определенном регулятором уровне (аналогично мировой практике), отмена банками института аккредитации для страховых компаний.

Повышение реальных доходов населения.

Включение страховщиков жизни в пенсионную реформу [72].

Таким образом, развитие страхового рынка после 2020 года будет зависеть от того, как последствия ограничительных мер, связанных с коронавирусом, скажутся на экономике в целом. Однако в отличие от 2014–2015 годов, когда страховой сектор переживал спад, текущие условия представляются более позитивными: у сектора в целом есть накопленный запас прочности, который поможет в восстановлении после временного снижения продаж 2020 года.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф