Предмет: Начальное обучение
Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников. Современные концепции воспитания, обучения и развития младших школьников. Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий. Проблемы развития современных детей
Педагогика начального образования – это наука о законах и закономерностях воспитания, обучения и образования детей младшего возраста, их социализация и творческое развитие.
Объект исследования – ребенок младшего школьного возраста, развивающийся в результате воспитательных и образовательных взаимодействий под руководством семьи и образовательных институтов.
Предмет – педагогический процесс как специально организованная и развивающаяся во времени воспитательная система взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленная на достижение поставленной цели и преобразование личностных свойств и качеств воспитанников.
Педагогика начального образования также как и общая педагогика имеет три функции: общетеоретическую, прогностическую, практическую.
Общетеоретическая – заключается в теоретическом анализе закономерности педагогического процесса, описывая педагогические факты, явления, процессы, принципы, законы и объясняет, по каким законам и закономерностям, при каких условиях, почему они так протекают и как делают выводы.
Прогностическая – заключается в обосновании и предвидении развития педагогической реальности на базе научного прогноза, планирования контингента, школы будущего, ее новых технологий, так как воспитание и обучение, всегда устремлено в будущее и должно обгонять общество на 10 — 15 лет в развитии.
Практическая – (преобразовательная, прикладная) заключается в разработке новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания, управления, достигая оптимальных результатов. Единство всех трех функций позволяет успешно решить задачи и достичь цели в различных типах образовательных учреждений.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности ребенка младшего школьного возраста, который предполагает организованное развитие физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, к активному участию в трудовой деятельности.
Современные концепции воспитания, обучения и развития младших школьников:
а)Развитие творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности
б)личностное развитие младших школьников
в) математическое развитие младших школьников
В учебном процессе младший школьник нестолько объект педагогического воздействия, сколько субъект, то есть активный участник собственного развития. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом.
В качестве субъекта учебной деятельности младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к этой деятельности, которая определяется главным образом уровнем физического и психического развития.
Основные проблемы современных детей:
Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно- потребностной сферы.
4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
5. Недостаточная сформированное^ мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.
6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
7. Рост «экранной» зависимости.
8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков. .
11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.
12. Рост каждые десять лет на 10-15% основных форм психических заболеваний.
13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
14. Уменьшение численности одаренных детей.
15. В подростковом возрасте — рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.
16. Изменения в ценностных ориентациях подростков (I место — интеллектуальные: образованность; II — волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III — соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность).
Регулятивные универсальные учебные действия. Задачи регулятивного развития учащихся в соответствии с ФГОС. Регулятивная деятельность младшего школьника, её компоненты. Методика формирования регулятивных умений. Проблема внешней и внутренней дисциплины младшего школьника.
Основная задачи регулятивных УУД — организация учащимся своей учебной деятельности.
К регулятивным УУД относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
Универсальные учебные действия (и регулятивные в том числе) как основа умения учиться формируются «в результате изучения всех без исключения учебных предметов».
К завершению начального общего образования в области формирования регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
— учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— адекватно воспринимать оценку учителя;
— различать способ и результат действия;
— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
Методика формирования регулятивных УУД
- Упражнения на постановку целей в учебной и внеурочной деятельности (Что должно получиться в результате?).
формирование культуры постановки целей.
- Задания на освоение готовых алгоритмов, использование технологии «опорных сигналов», «опорных точек», выделение ключевых слов в вопросе задачи, с помощью которых можно отнести задачу к определённому типу, использование готовых ориентировочных основ действия (ООД), задания на построение плана действия.
- Обобщение способа решения (выполнения) действий, самостоятельное осознанное построение алгоритма выполнения действий, вывод правил, формул для их последующего использования.
- Анализ ошибок (в динамике, есть ли повторяющиеся ошибки).
- Задачи с недостатком или избытком условий, задания на определение необходимых и достаточных условий и их обеспечение.
- Задания на поиск необходимых и дополнительных источников информации, правил, закономерностей, формул, образцов, алгоритмов и т.п, необходимых для выполнения действия и деятельности в целом.
- Создание мотивации, использование постановки целей, выбора средств и построения алгоритма действия как условий, необходимых для начала действия.
- Задачи на упорядочивание приоритетов с точки зрения актуальности действия и степени готовности к его выполнению
Внешней дисциплиной называют послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции — поощрение и наказание.
Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению
нежелательных импульсов, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат усвоенные правила и нормы, выступающие как внутренняя потребность,самосознание и воля человека.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Задачи коммуникативного развития младших школьников в соответствии с ФГОС. Коммуникативная деятельность младшего школьника, её компоненты. Методика формирования коммуникативных умений. Информационно-коммуникативная культура ученика начальной школы.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задачи: умения слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Компоненты коммуникативной деятельности младших школьников:
— индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность);
— уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими;
— навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться взнакомой и незнакомой ситуации и др.);
— желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;
— умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
