Локальные общественные блага в городском хозяйстве
Общественные блага- вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным благам (рыночным товарам и услугам), то есть которые предназначены для потребления всему населению.
Общественные блага бывают:
- чистые — рынок вообще не производит ( национальная оборона);
- Смешанные — рынок производит их может, но не в достаточном количестве (социально-значимые блага и клубные). Источником их производства могут быть гражданское общество и муниципалитеты. Их ещё называют блага с особыми достоинствами.
В зависимости от масштабов положительного внешнего эффекта, от степени территориального охвата полезного действия общественного блага принято различать на:
- международные;
- общенациональные;
- локальные.
Рассмотрим концепцию локальных общественных благ и внешних эффектов подробнее.
Внешние эффекты — преимущества или потери, которые являются побочными результатами функционирования рыночного механизма.
Действие таких эффектов, как правило, убывает с расстоянием. Например, загрязнение воздуха работающими предприятиями ощутимо проявляется в зоне, сопоставимой с размерами города. Подобные обстоятельства часто оказываются существенными при изучении отдельных участков территории города. Такие внешние эффекты называют локализованными.
Аналогично, общественные блага, предоставляемые в городе, имеют локальный характер действия, в большинстве случаев ограниченного территорией самого города, и называются локальными общественными благами. Например, уличное освещение в центре города доступно жителям других районов лишь в те моменты времени, когда они пребывают на территории данного района. Локальный характер данного блага проявляется не в форме жесткого ограничения по расстоянию, а косвенно, через частотность посещения соответствующей территории.
Концентрация населения и предприятий в городе создает также и отрицательные внешние эффекты, которые часто называют внешней дезэкономией. Переполненность улиц, станций, транспортные пробки, шум, различные виды загрязнений — примеры таких эффектов. Все они носят локальный характер. Они связаны с территорией города и на этой территории локализованы преимущественно в его центральной части. Соответствующие неблагоприятные воздействия могут быть отражены в рамках экономического анализа в форме вмененных социальных издержек городской жизни, которые должны быть рассчитаны отдельно для каждой экономической категории населения.
Рост спроса на рабочую силу в городе ведет к повышению издержек на заработную плату. Повышение спроса на городскую территорию (особенно в центральных зонах города) приводит к повышению цен на земельные участки и, соответственно, к повышению арендной платы за жилье и производственные помещения. Следовательно, повышаются издержки предприятий, что приводит к перемещению их в пригородную зону. Все эти отрицательные эффекты стимулируют миграцию значительных групп населения в пригородную зону, соответственно, эти эффекты рассматриваются как факторы пространственной дезинтеграции, действующие на территории города.
Однако высшие формы деловой активности и системы обслуживания города концентрируются в центральных районах, что обусловлено экономией агломерации. Поэтому многие жители пригородной зоны, как правило, совершают повседневные поездки в центральную зону, что порождает различные издержки (затраты времени, оплата проезда, дополнительная усталость), т.е. один вид отрицательных эффектов меняется на другой.
Существование города показывает, что многие люди и многие фирмы согласны нести бремя такой дезэкономии, которая уравновешивается рассмотренными положительными внешними эффектами, в частности, более высокой заработной платой.
Контракты государственно-частного партнерства в Москве
Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) и привлечение частных инвестиций в инфраструктурные отрасли является одним из приоритетных направлений инвестиционной политики Москвы.
На протяжении трех лет Москва входит в список городов-лидеров в рейтинге регионов РФ по уровню развития ГЧП, который составляют Национальный центр ГЧП и Минэкономразвития России. Общий объем контрактов на условиях ГЧП, заключенных Москвой с 2013 года по август 2020, превышает один триллион рублей.
Сегодня Москва – один из крупнейших государственных заказчиков в стране. По некоторым отраслям объем госзакупок столицы доходит до 40% и более от общероссийского. Между тем, вместо практики разрозненных госзаказов по созданию и оснащению объектов, а также их последующему сервису, столичные власти все больше обращаются к контрактам жизненного цикла, где поставщик оборудования также является исполнителем по его обслуживанию. В городе уже весь общественный транспорт приобретается и впоследствии эксплуатируется в рамках такого механизма. Эту практику применяют в сфере здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства. Совместно с отраслевыми органами также рассматривается возможность масштабирования опыта контрактов жизненного цикла на капитальные объекты, когда инвестор может построить объект, например, больницу, оснастить его, а также впоследствии обеспечить его работу, в том числе с оказанием профильных услуг.
Практика заключения таких сервисных концессий позволит привлечь в ГЧП инвесторов-операторов, обладающих необходимыми компетенциями, например, в сфере здравоохранения.
Также в Москве началась реализация программы по стимулированию создания мест приложения труда. Как правило, при строительстве жилых домов инвестор нуждается в изменении вида разрешенного использования (ВРИ), но по условиям этой программы застройщик может быть освобожден от платы за изменение ВРИ, если помимо жилого многоквартирного дома возведет офисный или деловой объект за пределами ТТК. Это выгодно и для инвестора, и для города, который помимо квадратных метров жилья получает и новые рабочие места.
Первое соглашение по этой форме ГЧП уже заключено. В рамках договоренности до конца 2023 года Бутырском районе будет построен комплекс офисных зданий «Останкино бизнес-парк» площадью 46 тысяч квадратных метров, что потенциально может дать городу более 4 тысяч новых рабочих мест. В проект будет вложено 2,3 миллиарда рублей. Реализуя его, застройщик сэкономит около 800 миллионов рублей, а город простимулирует создание рабочих мест в локации, где их недостаточно. Сейчас на рассмотрении у города находится еще две заявки.
Кроме того, Москва активно развивает ГЧП в социальной сфере. Так, в рамках планируемой концессии может появиться современный гериатрический центр ул. Багрицкого. В настоящее время в городе уже объявлен конкурс на его создание и последующую эксплуатацию. Планируемый объем инвестиций составляет 0,5 миллиарда рублей, а концессионное соглашение будет заключено на 20 лет. Согласно его условиям, инвестор не только реконструирует объект и оснастит его оборудованием, но и будет оказывать услуги по уходу за пожилыми пациентами, а также осуществлять содержание объекта, текущий и капитальный ремонт. Проект, имеющий важное социальное значение, не предполагает затрат из городского бюджета, при этом будущий пансионат останется в собственности столицы.
Также столичные власти предлагают внести в московское законодательство изменения, которые позволят расширить перечень объектов концессии и ГЧП, имеющих право на получение статуса инвестиционного приоритетного проекта, а вместе с ним и соответствующих льгот — по налогам на прибыль, имущество, земельному налогу и по ставке платы за аренду земельного участка. Это даст возможность получить льготы концессиям, например, в сфере водоотведения или социального обслуживания, существенно снизив налоговые издержки инвесторов, и сделав для них такую форму ГЧП более привлекательной, а также позволит сократить или полностью исключить прямое бюджетное участие в финансировании таких проектов, говорится в сообщении.
Итак, городом поддерживаются инвестиционные инициативы любого масштаба и создаются условия для использования всех доступных форм и механизмов ГЧП, которые учитывают передовые практики и международный опыт реализации проектов.
В Москве накоплен большой опыт и сформирована развитая нормативно-правовая база, позволяющая реализовать проекты с использованием различных форм ГЧП, таких как концессионные соглашения, аренда с инвестиционными обязательствами, контракты жизненного цикла, офсетные контракты и т.д.
Основными проектами ГЧП, реализуемыми на территории Москвы, являются:
- проект строительства Северного дублера Кутузовского проспекта;
- программа создания транспортно-пересадочных узлов (ТПУ);
- проект создания канатной дороги над Химкинским водохранилищем;
- приобретение на условиях контракта жизненного цикла (КЖЦ) вагонов метро, трамваев, автобусов, электробусов и др.;
- долгосрочные контракты на поставку лекарственных препаратов с инвестиционными обязательствами поставщика-инвестора по локализации их производства в Москве (офсетные контракты) и др.проекты.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
