Вопросы для подготовки к зачету по курсу «Педагогика»
Социальное воспитание и социализация личности
В социальном становлении человека особая роль принадлежит социальному воспитанию как относительно социально-контролируемой социализации. Под социальным воспитанием понимается процесс, направленный на создание условий для социального становления личности с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.
В любом обществе социализация и социальное воспитание имеют особенности на различных этапах развития человека. В самом общем виде их соотносят с возрастной периодизацией жизни человека. С. И. Гессен рассматривал процесс социального становления как три этапа или ступени:
- Первый этап – дошкольный период, когда ребенок осваивает социальные нормы и роли через игровую деятельность.
- Второй этап – школьный период, период активного познания окружающей жизни, ее законов и требований. Важнейшим средством введения человека в мир культуры являются знания.
- Третий этап – этап завершения формирования личности через самообразование, внешкольное и послешкольное образование, когда личность совершенствует свое собственное «Я».
Средства социализации и социального воспитания весьма специфичны, они зависят от уровня развития общества, этнических традиций, особенностей культуры общества. К ним относят: способы вскармливания младенца и ухода за ним; бытовые и гигиенические условия; продукты материальной и элементы духовной культуры, методы поощрения и наказания и др.
Важную роль в социальном становлении человека играют взаимодействующие с ним люди, их принято называть агентами социализации и социального воспитания. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Все они различаются по своей значимости в социализации и социальном становлении человека. Так, в младенческом периоде главным агентом социализации являются родители, в большей степени – мать. В подростковом же периоде для большинства подростков важнейшими агентами социализации становятся сверстники.
На социализацию и социальное воспитание оказывает влияние большое количество положительных и негативных факторов. Выделяют четыре группы факторов: мегафакторы (космос, планета и мир в целом), макрофакторы (страна, этнос, общество и государство), мезофакторы (регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения), микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, религиозные и контркультурные организации, воспитательные организации, микросоциум).
Дифференциация и индивидуализация обучения школьников
«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
«Индивидуализация» — это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.
Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формирует прогрессивные педагогические мышления.
Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.
Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен видеть динамику роста ученика и учитывать его; наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся; представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.
Дифференцированное обучение — это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход) — это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов групп с целью учета особенностей их контингента; 2)комплекс методических, психологических организационно-управленческих мероприятий.
Функции классного руководителя
Организационно-координирующие:
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату п коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Правила семейного воспитания
- Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребёнок должен быть членом семьи, но не её центром.
- Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всей семье. Ваш ребёнок должен твердо усвоить этот закон.
- Воспитание ребёнка в семье – это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта.
- Развитие ребёнка – это развитие его самостоятельности.
- Основа поведения ребёнка – это его привычки.
- Для воспитания ребёнка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Ещё более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей.
- Приучайте ребёнка заботится о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
- Очень важно создать в семье спокойный доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания.
- Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботится самому о своём здоровье, о физическом развитии.
- Семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.
Функции семьи и типы семьи
Типы:1)В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью: моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время, полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. 2) Виды семей в зависимости от структуры родственных связей: а)простая, состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей; б)расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей. 3) Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера: а)эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);б)экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается. 4) Виды семей в зависимости от местожительства супругов: а)патрилокальные — молодые живут в семье мужа; б)матрилокальные — в семье родителей жены; в)неолокальные — поселяются отдельно от родителей. 5)Типы семей в зависимости от критерия семейной власти: а)матриархат — власть в семье принадлежит женщине; б)патриархат — во главе стоит мужчина;в) демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
Функции. Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:1. репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства — главная функция семьи; 2.воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей; 3. хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи; 4.экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; 5. функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи: 6. духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи; 7.социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; 8. досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; 9. эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.
Основные закономерности и принципы обучения.
Закономерности в педагогике — это выражение действия законов в конкретных условиях. Их особенностью является то, что закономерности в педагогике носят вероятностно-статистический характер, т. е. невозможно предусмотреть все ситуации и точно определить проявление законов в процессе обучения. Закономерности проявляются и выделяются в основном опытным путем. Выделяют два вида закономерностей обучения.
- Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий.
- Внутренние закономерности процесса обучения устанавливают связи между его компонентами: между целями, содержанием, средствами, методами, формами.
Принципы процесса обучения — основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог. Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:
1) Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности.
2) Принцип сознательной активности
3) Принцип наглядности — обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений.
4) Принцип систематичности и последовательности.
5) Принцип научности
6) Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.
7) Принцип прочности
8) Принцип взаимосвязи теории и практики.
9) Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
