Как Татиан объясняет появление и существование зла в мире?
В рассуждениях Татиана о человеке мы находим мысль о том, что «Богом ничего худого не сотворено – мы сами произвели зло; а кто произвел зло, может снова отвергнуть его». Таким образом, люди могут делаться добрыми по свободному определению воли своей; так что «нечестивый по справедливости будет наказан, а праведник по достоинству получит похвалу за добрые дела, потому что он по свободе своей не преступал воли Божьей».
Что касается Бога, то Он, «имея в Себе предвидение того, что имеет произойти не по определению судьбы, но от свободного произволения избирающих», Своим Словом предсказывал будущие события, запрещениями останавливал зло, а похвалою поощрял тех, кто идет к спасению.
В этих рассуждениях Татиана обозначается чрезвычайно важная для христианства тема причины зла в мире и проблема соотнесения свободной воли (свободного выбора) человека и Божественного всемогущества, которой будут посвящены споры на протяжении всех Средних веков.
Истинным началом зла, как Татиан часто и настойчиво повторяет, служит свободная воля, которой люди и демоны злоупотребили. Тем не менее, остается истинным, что, по его взгляду, и в материи есть элементы лучшие и худшие. Отсюда известная темнота в системе; в принципе, Татиан всегда утверждает, что зло не может происходить от Бога (хотя материя создана Богом) и что оно может быть продуктом только свободной воли человека или ангелов; но в действительности, осуждая брак, употребление мясной пищи и т. п., он должен относиться к материи с большим подозрением.
Также утверждая, что демоны изгнаны с неба за свое возмущение против Бога, он в то же время говорит: «Демоны… будучи образованы из материи и получив от нее дух, сделались невоздержанными и безнравственными», и в то время как ангелы, оставшиеся верными, возвратились к более чистым элементам, они избрали более низкие материи и сообразно с ними расположили свою жизнь. В другом месте он говорит, что все демоны не имеют никакой плоти, но что сущность их духовна наподобие огня или воздуха.Существует род низшего духа, который Татиан противополагает Божественному духу, и он есть уже материальный.
Далее Татиан называет демонов «сиянием материи и зла». По-видимому, действительный смысл всех этих выражений тот, что после падения демоны сблизились с низшими элементами и соединились с ними, чтобы выполнять свои злые дела. Сверженные с неба, они «удостоили небесной почести животных… пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих на горах».
С помощью низшей материи они воюют против материи, подобной им. Но приведенные выражения могут служить основанием для заключения, что зло демонов происходит из материи, из которой они образованы; они приводят к мысли, что материя или, точнее, некоторые элементы ее злы в себе и служат источником зла.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
