Заявка на расчет
Меню Услуги

Возмездные услуги в условиях цифровой экономики

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ГЛАВА 1. ОКАЗАНИЕ ВОЗМЕЗДНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
  3. 1.1 Правовое регулирование цифровой экономики
  4. 1.2 Понятие возмездных услуг в гражданском законодательстве
  5. ГЛАВА 2. Правовые аспекты оказания возмездных услуг в условиях цифровой экономики
  6. 2.1. Особенности оказания возмездных услуг в условиях цифровой экономики
  7. 2.2. Роль агента в оказании услуг в условиях цифровой экономики
  8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования: сфера услуг в экономике России стремительно развивается. Более того, она одна из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей современной экономики. Эта сфера охватывает широкое поле деятельности – от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные, спортивные заведения, туристические фирмы и т. д. – практически все организации на сегодняшний день оказывают те или иные услуги. Сегодня сфера услуг опережает производственную сферу по темпам роста и по разнообразию появляющихся новых видов услуг.

Именно это обусловило необходимость формирования механизма гражданско-правового регулирования отношений по оказанию услуг. Отдельные виды услуг ранее регулировались в рамках самостоятельных типов обязательств, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации. Но расширение сферы услуг потребовало создания единого правового режима, который можно было бы распространить на все специально неурегулированные Гражданским кодексом отношения об оказании услуг.

Для урегулирования данных отношений в Гражданский кодекс добавлена глава 39 «Возмездное оказание услуг». Но, по мнению большинства ученых и практиков, этого явно недостаточно. Это явилось следствием недостаточной изученности в цивилистической доктрине категории услуг, хотя ей был посвящен довольно широкий круг исследований, как в советский, так и в постсоветский период.

Значительный вклад в разработку проблем правового регулирования отношений по оказанию услуг внесли ученые цивилисты Н. А. Баринов, М. И. Брагинский, А. Ю. Кабалкин, Ю. Х. Калмыков, М. В. Кротов, Е. Д. Шешенин, А. Е. Шерстобитов. Их труды стали основой для формирования учения об услугах в российском гражданском праве, которое успешно развивается в работах Е. Г. Шабловой, М. Н. Малеиной, В. В. Кваниной, Д. И. Степанова, О. М. Щуковской и др.

Но, на сегодняшний день, исследователям не удалось до конца раскрыть сущность услуг и сформулировать такое определение, которое позволило бы отграничить услуги от иных правовых явлений. В литературе высказываются сомнения по поводу возможности конструирования общего понятия услуг из-за многообразия их разновидностей. Однако, как мы можем видеть, что разнообразие иных объектов гражданских прав, например вещей, не стало препятствием для разработки их общего правового режима.

Цель данной работы: исследовать теоретическую концепцию развития правового института возмездного оказания услуг в условиях цифровой экономики.

Для достижения цели было необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть правовое регулирование цифровой экономики;
  2. изучить понятие возмездных услуг в гражданском законодательстве
  3. проанализировать особенности оказания возмездных услуг в условиях цифровой экономики;
  4. рассмотреть роль агента в оказании услуг в условиях цифровой экономики.

Предмет исследования. В предмет исследования вошли составляющие элементы этого явления, их внутренние и внешние взаимосвязи, а также практика применения договора возмездного оказания услуг.

Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в сфере оказания услуг.

Методы исследования. В работе использовались общие (универсальные) методы, присущие всем наукам, в том числе и юридической, в основе которых положены общие законы развития природы, общества, – методы материалистической диалектики, а также основанные на них частнонаучные методы – историко-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологические, нормативно-догматический, логический, системный как основной метод исследования сложных правовых явлений и др.

Теоретическая значимость исследования определяется анализом широкого спектра юридической литературы и судебной практики по вопросу правового регулирования возмездного оказания услуг.

Практическая значимость исследования заключается в анализе опыта применения норм правового регулирования возмездного оказания услуг.

 

ГЛАВА 1. ОКАЗАНИЕ ВОЗМЕЗДНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Правовое регулирование цифровой экономики

 

Цифровая экономика обусловливает значительный экономический рост, и ее влияние в настоящее время распространяется не только на информационные товары или услуги в других сферах экономики, но и на жизнь в более общем смысле.

При этом масштабы и темпы роста цифровой экономики изменили Интернет и оказали такое воздействие, которое не может игнорироваться государством, бизнесом или промышленностью.

Исследователи также отмечают, что динамичная цифровая экономика в конечном счете заставит капитал, трудовые и иные факторы производства адаптироваться к новому и, как правило, более продуктивному экономическому поведению.

При этом отсутствие эффективного правового обеспечения функционирования цифровой экономики может привести к тому, что ее потенциал не будет в должной мере задействован, а также к возникновению иных рисков.

Правовой вакуум в сфере цифровой экономики создает множество проблем, когда используются технологии, разрушительные для традиционных моделей ведения бизнеса. Ноэль Джонс в качестве одного из примеров такого использования технологий приводит приход на рынки Убера, когда инновации в сфере технологий для смартфонов изменили всю традиционную систему предоставления услуг такси, поскольку существовавшая модель правового регулирования предоставления таких услуг оказалась неприменима в этом случае, в частности, в Индии.

Развитие цифровой экономики также переопределяет функции и стратегии поведения органов публичной власти и может даже приводить к подрыву национального суверенитета.

Как отмечает Комитет по конкуренции Управления по вопросам финансов и предпринимательства Организации экономического сотрудничества и развития, термин «цифровая экономика» является зонтичным для обозначения рынков, ориентированных на цифровые технологии, которые, как правило, вовлечены в торговлю информационными товарами или услугами посредством электронной торговли. Цифровая экономика функционирует на многоуровневой основе с отдельными сегментами, связанными с передачей данных.

Правительство Австралии определяет цифровую экономику как глобальную сеть экономической и социальной деятельности, которая обеспечивается информационными и коммуникационными технологиями, такими, как Интернет, мобильные и сенсорные сети.

В литературе также встречается термин «интеллектуальная (умная) цифровая экономика» в силу того, что функционирование цифровой экономики предполагает широкое использование новых технологий, включая технологии искусственного интеллекта, а также подходов, используемых в управлении такой экономикой.

Ключевые характеристики цифровой экономики отличают ее от постиндустриальной модели последних десятилетий, соответственно, необходима новая модель нормативного регулирования для сопровождения экономических изменений.

В научной литературе и документах органов публичной власти встречаются различные подходы к определению того, каким именно должно быть развитие правового регулирования в сфере цифровой экономики.

Цифровая экономика глобализирована в большей степени по сравнению с более традиционными моделями в силу своего характера, поэтому важное значение имеет универсальность правового регулирования деятельности в этой сфере и гармонизация подходов на национальных и международном уровнях.

При этом в настоящее время имеет место неопределенность относительно применимых к цифровой экономике норм, которая усугубляется фрагментированностью регулирования, обусловленной противоречивыми подходами, реализуемыми в разных странах. Такая ситуация создает риски для обеспечения развития инноваций.

По мнению Маттиаса Бауэра и Фредрика Эриксона, наиболее серьезным структурным препятствием для развития цифрового бизнеса в государствах ЕС является регуляторная гетерогенность в нецифровых отраслях экономики, из-за чего цифровому бизнесу может быть сложно конкурировать с традиционными отраслями посредством только лишь цифровизации традиционных бизнес-моделей.

При этом решение данной проблемы затрудняется тем, что цифровая экономика не является некой структурированной системой, которая может быть урегулирована при помощи «пакета» нескольких гармонизированных законодательных реформ; в силу своего комплексного характера она объединяет самые разные направления деятельности, более того, как уже отмечалось ранее, термин «цифровая экономика» может использоваться как собирательный. Более того, цифровая экономика пока не охватила все отрасли экономической деятельности, соответственно, реформирование законодательства должно осуществляться постепенно.

В докладе Департамента широкополосной связи, связи и цифровой экономики Правительства Австралии от 2009 г., посвященном будущему развитию цифровой экономики в Австралии, отмечалось, что развитие цифровой экономики в Австралии требует действий со стороны государства, промышленности и всего общества в целом. Роль государства заключается в том, чтобы восполнить пробелы рынка, решить проблемы социального неравенства, защитить общество, содействовать честной и эффективной работе рынков, а также устранять проблемы рынков. И основная задача государства в развитии цифровой экономики заключается в обеспечении того, чтобы индивиды, домашние хозяйства и предприятия могли использовать возможности, предоставляемые цифровой экономикой. В том числе посредством строительства или содействия развитию цифровой инфраструктуры, содействия инновациям или создания благоприятного правового режима.

Если говорить об этапах развития правового обеспечения функционирования цифровой экономики, то первым должен быть аналитический этап.

Так, при модернизации государственной политики и нормативно-правовой базы, направленной на регламентирование поддержания цифровой экономики, необходимо произвести анализ и оценку актуальности и уместности существующих моделей регулирования, а также согласованности и предсказуемости действующего законодательства.

Поскольку новые технологии порождают новые услуги и бизнес-модели, необходимо определить сначала, нужно ли регулировать их каким-либо специальным образом, и если нужно, то как именно.

По мнению Ноэля Джонса, необходимо развитие законодательства, не просто направленного на регулирование функционирования цифровой экономики, но и на способствование развитию инноваций. Традиционные модели правового регулирования в экономической сфере могут не учитывать все риски, которые могут появляться с быстрым развитием цифровой экономики.

Комиссия по цифровой экономике Международной торговой палаты отмечает, что для регулирования применения новых технологий и новых бизнес-моделей в рамках цифровой экономики могут быть более эффективными руководящие принципы по сравнению с предписывающими нормами, детально регламентирующими все виды деятельности, поскольку в последнем случае невозможно обеспечить необходимую гибкость регулирования, а также есть риски преждевременного устаревания законодательных подходов.

По мнению Ноэля Джонса, для регулирования функционирования цифровой экономики может быть более эффективным подход, направленный не на упреждающее регулирование на основании прогнозирования, а подход, направленный на регулирование соответствующих общественных отношений после их возникновения, с учетом всей необходимой информации.

Современное нормативное регулирование цифровой экономики в России опирается на регулирование традиционной, не цифровой экономики. Существует значительный массив актов, положения которых могут быть применены (и применяются) к цифровой экономике. При этом имеются и отдельные акты, созданные специально для регулирования цифровой экономики и отражающие ее специфику, но они немногочисленны и относятся, главным образом, к электронному документообороту и к электронной торговле (например, Федеральный закон «Об электронной подписи», Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612).

Общими источниками нормативного правового регулирования для традиционной и цифровой экономики выступает Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, правовые акты об интеллектуальной собственности, законодательство о торговле и другие акты, положения которых применимы (или применяются с той или иной долей успешности) к цифровой экономике. Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит основополагающие нормы и принципы, которые распространяются на регулирование всех видов экономических отношений. Как отмечается в издании, подготовленном Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: «Конституция выступает мощным организационным фактором законотворчества. Она стала неким катализатором обновления российской правовой системы, развития всех отраслей законодательства».

Российское государство в Конституции охарактеризовано как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции). Это означает, что все значимые вопросы, включая вопросы определения направления развития экономики, введения ее новых форм должны решаться на демократических началах и с учетом федеративного характера государства. Конституция гарантирует в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, равную защиту всех форм собственности (ст.8).

Статья 74 Конституции запрещает установление препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничения в этой сфере могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Конституция признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина (ст. 17), объявляет их непосредственно действующими (ст. 18).

Статья 23 Конституции устанавливает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телефонных, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24).

Эти конституционные положения имеют прямое отношение к регулированию цифровой экономики и в полной мере распространяются на нее, что означает, что все остальные нормативные правовые акты, принимаемые в сфере цифровой экономики должны соответствовать данным конституционным нормам, а в случае коллизии верховенство принадлежит именно нормам Конституции. Это определяющий момент в правовом регулировании цифровой экономики, исходная точка для оценки конституционности как имеющегося, так и предлагаемого правового нормативного регулирования.

Часть четвертая Гражданского кодекса содержит легальное определение интеллектуальных прав, положения об авторстве результата интеллектуальной деятельности, исключительных и иных интеллектуальных правах, государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, допускает свободное использование произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях и регулирует целый ряд других вопросов, прямо затрагивающих цифровую экономику. В порядке защиты прав правообладателей часть четвертая Гражданского кодекса содержит положения о возможности ликвидации юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, неоднократно или грубо нарушающего законодательство об интеллектуальных правах (ст. 1253).

Вопросы осуществления торговли в российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в котором торговля рассматривается как вид предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров (ст. 2). Действие этого акта распространяется и на торговлю в Интернете, хотя данная деятельность осуществляется не традиционным способом, а путем использования информационно-коммуникационной сети.

Защита прав потребителей в сфере электронной торговли осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В частности положения ст. 26 этого акта, которая устанавливает обязанность продавца перед заключением договора сообщить информацию об основных потребительских свойствах товара, месте его изготовления, полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), цене, условиях приобретения и доставки, сроке службы и гарантийном сроке, порядке оплаты, сроке заключения договора.

Целый ряд нормативных актов регулирует вопросы сбора, хранения, использования и распространения информации, помимо уже упомянутого Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», действуют положения Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и др.

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования и распространения различной информации влечёт за собой ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 13.11– 13.13), а также уголовную ответственность в соответствии с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.

Отношения в сфере интеллектуальной собственности наряду с ГК регулируются такими актами, как, Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» положения которого должны обеспечить поддержку государства и меры по сохранению и развитию кинематографии и регулируют в частности вопросы выдачи прокатного удостоверения на фильм, без которого его прокат или показ не допускается, некоммерческого показа фильмов (ст. 5.1.), а также создания и функционирования Единой федеральной автоматизированной информационной системы о показах фильмов в кинозалах, «предназначенной для обеспечения защиты исключительных прав на аудиовизуальные произведения» (6.1.).

Для рассмотрения споров в сфере интеллектуальной собственности был создан новый специализированный орган – Суд по интеллектуальным правам, полномочия которого по защите результатов интеллектуальной деятельности, в том числе и в сфере цифровой экономики определены Федеральным законом от 08.12.2011 № 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам».

Приведенные выше акты составляют небольшую часть имеющегося массива правового регулирования экономических отношений, который распространяется на цифровую экономику.

В целом состояние нормативного правового регулирования цифровой экономики в России оценивается научным сообществом критически. Наблюдается очевидное отставание правового регулирования от потребностей практики, причем разрыв во времени все увеличивается.

Например, проект Закона «об электронной торговле» активно обсуждался еще в 2000 г., и на тот момент его особенностью стало бы опережающее принятие (поскольку электронная торговля еще не стала в тот момент массовым явлением), кроме того, это произошло бы тогда же, когда такого рода акты начали принимать в зарубежных странах, что позволило бы совершенствовать законодательство постепенно, по мере развития электронной торговли, однако за прошедшие 17 лет, этот акт так не был принят, хотя законопроекты в Государственную Думу вносились и обсуждались, они были отвергнуты в силу недоработанности целей законопроектов, терминологических разногласий законопроектов и действующего законодательства в информационной сфере и иных дефектов.

Представителей экономической науки и бизнес не устраивают нормативные препятствия для развития цифровой экономики, неприменимость значительной части существующего регулирования для создания благоприятных условий развития цифровой экономики. Суммарно претензии экономистов и бизнеса были озвучены в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р: «В России в настоящее время урегулировано большинство вопросов, возникающих в рамках использования информационно-телекоммуникационных технологий в различных сферах деятельности.

Однако регуляторная и нормативная среда имеет ряд недостатков, в ряде случаев создавая существенные барьеры на пути формирования новых институтов цифровой экономики, развития информационно телекоммуникационных технологий и связанных с ними видов экономической деятельности».

Далее рассмотрим правовое обеспечение функционирования цифровой экономики на примере Великобритании и Франции

Поскольку цифровая экономика является комплексным явлением и затрагивает самые разные аспекты экономической и иной деятельности, то не всегда можно говорить о создании профильных нормативно-правовых актов в данной сфере.

Тем не менее подобного рода документы действуют в некоторых странах. Рассмотрим такой опыт на примере Великобритании и Франции.

В Великобритании действует Закон Соединенного Королевства от 2017 г. «О цифровой экономике»18, который был принят в дополнение к Закону Соединенного Королевства от 2010 г. «О цифровой экономике».

Закон Соединенного Королевства от 2010 г. «О цифровой экономике» направлен на определение функций Управления связи Соединенного Королевства; установление положений относительно нарушения авторских прав онлайн; регулирование реестров интернет-доменов; регулирование предоставления телевизионных и радио услуг; регулирование использования электромагнитного спектра, а также на регулирование некоторых других аспектов (в соответствии с преамбулой к данному нормативно-правовому акту).

Согласно преамбуле к Закону Соединенного Королевства от 2017 г. «О цифровой экономике» он направлен на регулирование в области

— инфраструктуры электронных коммуникаций и предоставления соответствующих услуг;

— обеспечение ограничения доступа к порнографии в Интернете;

— обеспечение защиты интеллектуальной собственности в связи с электронными коммуникациями;

— регулирование обмена данными;

— установление функций Управления связи Соединенного Королевства в отношении BBC;

— регулирование прямого маркетинга;

— регулирование установления интернет-фильтров;

— обеспечение предотвращения или ограничения использования коммуникационных устройств в связи с преступлениями, связанными с торговлей наркотиками;

— регулирование функционирования платежных систем и др.

Во Франции действует Закон № 2004-575 от 21.06.2004 г. (в ред. от 30.12.2016 г.) «О доверии к цифровой экономике».

Данным нормативно-правовым актом предусматривается, главным образом, внесение изменений в другие акты. Среди основных аспектов, которые затрагиваются в нем, отметим некоторые аспекты деятельности поставщиков технических услуг, регулирование коммуникаций, осуществление электронной коммерции, вопросы безопасности цифровой экономики.

Правовое обеспечение защиты данных в условиях цифровой экономики

Проблемы правового регулирования на сегодняшний день являются одними из наиболее сложных в цифровой экономике. В частности, исследователи отмечают проблемы правового обеспечения защиты данных, которая имеет решающее значение при использовании и консолидации информации.

Доступ к данным в цифровой экономике стал ключевым фактором в разработке продукции и инновациях, а сбор данных и их использование третьими лицами порождает множество спорных вопросов, касающихся защиты конкуренции и прав индивидов.

Другим не менее важным аспектом развития законодательства в области цифровой экономики является обеспечение конкуренции.

При этом исследователи отмечают, что проблемы обеспечения конкуренции в цифровой экономике становятся все более значительными.

Быстрый рост инноваций и применения новых технологий в рамках цифровой экономики иногда опережает традиционные модели регулирования, в результате чего государственная политика может не в полной мере учитывать растущую конкуренцию в различных отраслях.

Кроме того, некоторые существующие концепции конкуренции не подходят для цифровой экономики, в частности, из-за того, что технологически сложные и быстро меняющиеся бизнес-модели и наличие широкого спектра услуг могут затруднять квалификацию какого-либо поведения как препятствующего конкуренции.

В современной технологически сложной цифровой экономике конкуренция зависит от усилий по поддержанию правовой защиты в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности, соответственно, эффективное антимонопольное регулирование в этой сфере должно основываться на новых интегральных подходах, предполагающих более серьезное взаимодействие между конкурентным правом и правом интеллектуальной собственности.

Динамическая конкуренция, основанная на непрерывных циклах инноваций, развития и сбоев, имеет первостепенное значение для цифровой экономики.

Чтобы гарантировать открытые рынки, инновации, качество и эффективность, а также свободу выбора для потребителей, эффективная конкуренция должна быть защищена от ограничений. В качестве инструментов защиты конкуренции в условиях цифровой экономики выделяют следующие:

  • запрет на заключение антиконкурентных соглашений;
  • запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке;
  • контроль слияний для предотвращения доминирования на рынке и предотвращения создания существенных препятствий для эффективной конкуренции.

 

1.2 Понятие возмездных услуг в гражданском законодательстве

 

Договор возмездного оказания услуг впервые выделен как состоятельный вид договора в новом Гражданском кодексе РФ.

Это своеобразный вид договора. Его своеобразие в регулировании разнообразных услуг в большом количестве, которые оказываются в различных областях человеческой деятельности и имеют различные цели. Фактором, объединяющим данные услуги, служит их характер, заключающийся в том, что результат услуг не имеет овеществленного выражения. «Предметом договора оказания услуг являются сами действия или определенная деятельность. Она может заключаться в оказании медицинской помощи, проведении консультаций.

В некоторых случаях при оказании подобного рода услуг достигается и материальный результат, но он является скорее способом, орудием достижения неовеществленного результата. Особенно часто это имеет место при оказании медицинских услуг, где лечение может сочетаться с установкой протезов, пломб и т. д.».

Нормы договора возмездного оказания услуг определены в ст. 779-783 главы 39 Гражданского кодекса РФ. Однако эти нормы регулируют не все нюансы отношений, которые возникают при оказании услуг. Так же, данный договор имеет много общего с договором подряда. Поэтому к данному договору применяются еще и общие положения о подряде, а так же нормы о бытовом подряде, содержащиеся соответственно в ст. 702-729 и в ст. 730 – 739 Гражданского кодекса РФ.

Предметом данного вида договора служит совершение действий по заданию заказчика (так же как и для договора подряда). Но между ними су ствуют и существенное различие: в договоре подряда конечной целью служит получение определенного результата и именно этот результат подлежит принятию и оплате. А в договоре возмездного оказания услуг материальный результат действия отсутствует, оплачивается же непосредственно сама услуга. По этой причине стадии сдачи и приемки работы в договоре возмездного оказания услуг не выделяются. Согласно этому договору исполнитель обязан со своей стороны совершать оп деленные действия или осуществлять определенную деятельность, а заказчик – их оплачивать.

Так же, как и в отношении подавляющего большинства возмездных гражданско-правовых договоров, единственным существенным условием договора возмездного оказания услуг является его предмет. При отсутствии в договоре возмездного оказания услуг условия о предмете или при недостижении сторонами соглашения о его предмете договор считается незаключенным.

Предметом договора возмездного оказания услуг является либо совершение исполнителем определенных действий (например, отправка и доставка корреспонденции, предоставление телефонных и других каналов при оказании услуг связи, выполнение операций и различных лечебно-профилактических процедур при оказании медицинских услуг и т. д.) либо осуществление им определенной деятельности (как-то: по анализу бухгалтерской и иной документации юридических лиц и составлению заключений в рамках оказания аудиторских услуг, по предоставлению специальных знаний и сведений при оказании соответственно консультационных, информационных услуг, а также услуг по обучению, по обеспечению проезда, проживания, питания, осуществлению экскурсий, походов и организации иных видов отдыха при туристическом обслуживании и т. д.)

Согласно ст. 721 ГК качество оказанной исполнителем услуги, т. е. достигнутого им результата, должно соответствовать условиям договора возмездного оказания услуг, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода.

Еще одним важным условием договора возмездного оказания услуг является срок. В отношении этого условия в договоре возмездного оказания услуг также могут применяться правила о подряде. Согласно ст. 708 ГК в договоре возмездного оказания услуг должны указываться начальный и конечный сроки оказания услуги, а по соглашению сторон могут предусматриваться также и сроки завершения отдельных видов (этапов) услуг, т. е. промежуточные сроки.

К элементам договора возмездного оказания услуг относятся:

1.Стороны.

«Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик. В их качестве могут выступать как граждане, так и юридические лица, так как статья не содержит каких либо ограничений в отношении участников договора. Участников договора именую услугодателем и услугополучателем. Однако, специальный субъективный состав этого договора может быть предусмотрен законом или вытекать из характера услуги».

В зависимости от характера услуг, которые он предоставляет, к исполнителю предъявляются определенные требования. «Такие требования устанавливаются обычно специальными нормативными актами, непосредственно регламентирующими порядок предоставления тех или иных видов услуг (например, специальными законами регулируется оказание услуг связи, услуг по туристическому обслуживанию). Ограничения могут сводиться к предоставлению права заниматься определенными видами деятельности только юридическим лицам или к требованию о наличии соответствующей лицензии и т. п. Например, только юридическое лицо может быть исполнителем по договору об оказании услуг телефонной связи».

Для выполнения некоторых видов услуг необходима лицензия. Например, в области медицины, аудиторской деятельности и др. если лицензирование отсутствует, то договор, заключенный исполнителем подобной услуги, может быть судом признан недействительным на основании ст. 173 Гражданского кодекса.

Согласно ст. 780 Гражданского кодекса РФ услуги должны оказываться исполнителем лично, т. к. в договорах возмездного оказания услуг результат услуги напрямую связан с личностью исполнителя. Эта норма может закрепляться так же в специальных нормативных актах.

Например, согласно Правилам производства и реализации продукции (услуг) общественного питания, утвержденным Правительством РФ 13 апреля 1993 года, организация, принявшая предварительный заказ на обслуживание, должна выполнить его лично. При невозможности личного исполнения организация должна не менее чем за семь дней уведомить об этом заказчика и с его согласия обеспечить исполнение заказа другой организацией на тех же условиях.

Допускается возможность исполнения обязательства третьим лицом, согласно ст. 313 в том случае, если закон, другие правовые акты, условия обязательства не обязывают должника исполнить взятые обязательства лично. Исключения могут устанавливаться только в случаях, которые закреплены в договоре.

2.Предмет договора возмездного оказания услуг, т. е. сами действия или определенная деятельность.

Договор возмездного оказания услуг может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. В том случае, когда предмет договора обозначен указанием на конкретную деятельность, круг возможных действий исполнителя может быть определен на основании предшествующих заключению договора возмездного оказания услуг переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и т. п.

При этом суд сослался на статью 431 Гражданского кодекса РФ в соответствии, с которой при толковании условий договора возмездного оказания услуг принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений, а в случае неясности содержания договора возмездного оказания услуг, его содержание устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора возмездного оказания услуг в целом..

В случае если это не позволяет определить содержание договора возмездного оказания услуг, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора возмездного оказания услуг. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие заключению договора возмездного оказания услуг переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф