ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этой работы продиктована недостатоным исследованием проблемы инклюзивного образования инвалидов (далее — ОВЗ) в учебных заведениях. Демократические и социальные преобразования, которые начались в нашей стране с середины 1990-х годов, поставили проблему гуманизации общества на вершину списка, необходимость осознать, что человек — самая важная ценность и забота о нем — это основная задача демократического государства.
Данная проблема рассматривается рядом авторов: Шипицина Л.М., Эльконин Д.Б., Загуменнов, Ю.В. Л. Сорокумова С.Н. Акатов Л.И., Сабельникова С.И. и др. Реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Приобретение качественного не только общего, но и в дальнейшем, профессионального образования такими детьми является одним из основных и неотъемлемых условий для их успешной социализации, обеспечения их полного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Действительно, инклюзивное образование является необходимым условием гуманизации общества в целом.
Инклюзивное образование, помимо решения исключительно образовательных задач, вносит существенный вклад в улучшение качества жизни людей. Инклюзивное образование обязательно связано с созданием гибкой адаптивной образовательной среды, которая может удовлетворять образовательные потребности всех учащихся.
На сегодняшний день в инклюзивном образовании существует несколько основных проблем:
1) отсутствие гибкости образовательных стандартов;
2) несоответствие между учебными планами и содержанием преподавания массовой школы для особых образовательных потребностей ребенка;
3) отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива учебного заведения общего типа, незнание основ исправительной педагогики и специальной психологии;
4) недостаток знаний среди учителей массовых школ об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методах и технологии организации учебно-воспитательного процесса для таких детей;
5) недостаточное материальное и техническое оснащение общеобразовательного учреждения для нужд детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специальной подготовки, реабилитации, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.);
6) отсутствие в штате учебных заведений общего типа дополнительных педагогических курсов (сурдопедагогика, логопеды, психологи, тифлопедагогика) и медицинских работников;
7) Люди — их отношение, отсутствие знаний, страх, предрассудки, чрезмерная специализация, отсутствие опыта, стереотипное мышление;
8) отсутствие материальных средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;
9) Неграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.
В настоящее время наша страна находится только в начале пути к действительно инклюзивному образованию. И на этом пути вопросы организации и внедрения инклюзивного образования требуют дальнейших решений не только в организационном и юридическом плане, но и в научно-методическом плане.
Для успешного развития инклюзивного образования необходимо создать модель психологической и педагогической поддержки, где на каждом уровне образования необходимая помощь будет оказана специалистами.
Основная задача состоит в том, чтобы выявить индивидуальные положительные особенности каждого учащегося, записать приобретенные навыки в течение определенного времени, наметить возможную ближайшую зону и перспективу улучшения приобретенных навыков и способностей и максимально расширить ее функциональные возможности.
Таким образом, в современной образовательной практике обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах существуют противоречия:
1) между увеличением числа детей с ОВЗ в общеобразовательных школах и отсутствием образовательной среды, обеспечивающей их совместное обучение с обычными дети;
2) между устаревшей системой идентификации и организации этой категории детей в учебных заведениях и отсутствием необходимой психологической, медико-педагогической диагностики, позволяющей реализовать индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ в обучении;
3) между просьбой родительской общественности о внедрении инклюзивного подхода к образованию и недостаточно развитыми условиями его осуществления;
4) между необходимостью специальной подготовки педагогов для работы с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения и недостаточным количеством программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов в данном направлении.
Важнейшим условием обеспечения успешной интеграции является точная индивидуальная психодиагностика каждого ребенка. Это можно осуществить, только если есть квалифицированная диагностическая служба. Такая служба должна не только диагностировать, но и предоставлять отчет для школы или другого учебного заведения, куда ребенок должен быть отправлен в соответствии с диагнозом, содержащим рекомендации для индивидуального плана обучения.
Для обеспечения гибкого подхода к особенностям всех учащихся детей с ОВЗ рекомендуется использовать следующие методы:
1) помещение в класс разделено на зоны: образовательные и игровые. Это позволяет проводить занятия с частью детей не только за партой, но и на полу или на игровом столе, что помогает уменьшить трудность удерживания позы за партой в течение 40 минут и корректировать продолжительность учебной нагрузки для разных категорий детей.
2) В классе вводится правила поведения, с которыми знакомы дети, родители, учителя. Правила поведения в классе являются общими для всех, в том числе для учителя.
3) Учитывая специфику возраста и индивидуальные особенности детей, можно создать щадящий режим нагрузок. В зависимости от состояния детей и содержания конкретного урока на начальном этапе они могут длиться разное время — от 25 до 40 минут. Классы не могут быть разделены на предметы и не объединены одним сюжетом. Во всех классах должен реализовываться принцип межпредметной коммуникации. На начальном этапе доля игровых ситуаций может преобладать над учебными задачами. Постепенно эмоциональное и непосредственное выполнение задач должно перейти к более произвольному плану.
4) Учитель должен ставить себе задачу прерывать урок общением с детьми. Общение нужно для детей не только чтобы восстановить силы и общаться, но и приобрести навыки взаимодействия, научится правильно вести себя по отношению друг к другу.
5) Особое внимание следует уделять выбору визуальных и учебных материалов. Критерии оценки адекватности образовательных материалов для процесса инклюзивного образования включают: уровень сложности контента; визуальная насыщенность; размер шрифта; распознавание образов; семантическое использование цвета; ориентация в пространстве — правая или левая сторона; различные уровни познания (пригодность для использования детьми с различными уровнями познавательного развития), частота используемых слов; эмоциональный компонент.
Очень важно использовать визуальные материалы из личного опыта и интересов детей. Многие наглядные пособия предлагают использовать игры в классе, в которых нужны совместные усилия, например, «числовые ряды», «круглый год», и это увеличивает интерес к учебе.
6) Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, низкий уровень мотивации, эмоциональную нестабильность. Поэтому система оценки должна подчеркивать любые, хоть и небольшие, успехи каждого ребенка.
Очень важно разработать концепцию «маркировки» и «оценки» в понимании детей и родителей. Мы не оцениваем ребенка, а результаты его деятельности. «Оценка» может быть высокой при низкой «отметке». Оценка может быть повышена за оформление поделок – присутствует красивая наклейка, почтовая марка, небольшой подарок.
Также рекомендуется организовывать выставки детских работ.
Каждая работа рассматривается всеми детьми, в каждой из которых можно найти что-то хорошее. Постепенно дети учатся оценивать свою работу и сравнивать ее с работой других детей.
7) В настоящее время нейропсихологические методы все чаще внедряются не только в диагностику, но и в коррекционную работу с детьми с ОВЗ. Существует целый ряд методов, которые активно используются как для индивидуальной коррекции, так и для групповой работы, в том числе в классах начальной школы.
На сегодняшний день в целом научная и практическая значимость заключается в:
— научном обосновании методологических предпосылок и категориального аппарата исследования проблем инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования; — разработке модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ при инклюзивном обучении; — создании психолого-педагогического инструментария для разработки инклюзивных учебных программ и планов.
Предмет исследования данной работы — инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования являются психологические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель — определить факторы и условия, способствующие внедрению инклюзивного обучения детей с ОВЗ в образовательные учреждения.
Задачи:
- Определить роль и место педагога-психолога, учителя, преподавателя в процессе инклюзивного образования.
- Описать практику введения инклюзивного образования в массовой школе.
- Провести сравнительный анализ внедрения инклюзивного образования в разных странах и выявить причины его успешного/неуспешного внедрения.
Практическая значимость.
Предлагаемый проект может найти применение в любом образовательном учреждении для организации инклюзивного образования.
Результаты исследования систематизированы, и представлены в виде курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Современное состояние инклюзивного образования
Ребенок со специфическими потребностями может обучаться не только в специальной школе, но и в массовой, если последняя имеет возможность осуществлять помощь в реализации этих потребностей. Поэтому в основе интеграции такого ребенка в общеобразовательную систему лежит психолого-педагогическая помощь, направленная на установление равноправного взаимодействия, активного контакта, а также на восстановление целостных взаимосвязей с окружающим миром, которые должны стать частью жизненного мира отдельного ребенка с ограниченными возможностями.
На современном этапе развития образования в нашей стране отмечается переосмысление сущности понятия «интеграция» и введение термина «инклюзия». Речь идет о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей
В образовательной практике, которая нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка. Особое значение приобретает организация не столько совместной ведущей для определенного возраста деятельности, сколько совместного мира жизни детей.
Инклюзия основывается на идеи создания единого образовательного пространства, в котором имеются разные образовательные маршруты для тех или иных участников, ее цель – создание «одной школы для всех».
По мнению Н.М. Назаровой (2009), инклюзивное образование – не только активное включение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс массовой школы, но и перестройка всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей, т.е. смены методологии внедрения интеграции в систему образования.
Современная система образования полностью принимает только тех, кто отвечает ее конкретным требованиям, детям со стандартными возможностями, способным учиться на общих для всех программах и показывать результаты и достижения, нормальные для всех. В результате часто оказывается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общеобразовательного процесса, потому что для работы с ними педагогический коллектив общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области исправительной и специальной педагогики.
Эта и многие другие проблемы современной школы призваны решать инклюзивное образование. Давайте обсудим концепцию этого образования более подробно. Инклюзивное образование (французская версия «inclusif», которая включает в себя, от латинского слова «включить», — я включаю, я включаю) — процесс развития общего образования, что подразумевает доступность образования для всех, в том числе для детей со специальными необходимо.
Основой инклюзивного образования является идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но также создает необходимые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Это цель национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», выдвинутая президентом Владимиром Путиным: «Новая школа — это школа для всех. В любой школе успешная социализация детей-инвалидов, детей, оставшихся без родителей, обеспечение полноценного ухода за ребенком в сложной жизненной ситуации.
Инклюзивное образование является шагом на пути к достижению конечной цели, создавая всеохватывающее общество, которое позволит всем детям и взрослым независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия развития, психиеских растройств и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить свой вклад.
В таком обществе различия уважаются и ценятся, а также с дискриминацией и предрассудками учреждения через свою деятельность активно борятся[3].
В наше время, инклюзивное образование, становясь реальностью, неуклонно объединяет само по себе все страны мира. Но в то же время при использовании на практике инклюзивное образование ставит перед системой образования большое количество сложных вопросов и новых задач.
В отличие от системы иностранного образования, в которой практическое использование инклюзивного образования имеет богатый опыт и законодательную консолидацию, Россия только начинает теорию внедрят в практику и развиваться.
В настоящее время 4,5% детей, проживающих в России, классифицируются как инвалиды и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, которое отвечает их особым образовательным потребностям. Но, к сожалению, в настоящее время в нашей стране спектр образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями чрезвычайно узкий, в небольших городах и деревнях дети с ограниченными возможностями чаще всего остаются вне системы образования по чисто экономическим причинам.
Особые (исправительные) учебные заведения остаются традиционной формой обучения детей-инвалидов. Значительная часть трудностей в обучении детей-инвалидов связана с острой нехваткой квалифицированного персонала: преподавателей, психологов, педагогов и социальных педагогов, недостаточного уровня их подготовки.
В конце концов, инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую можно обеспечить только в тесном сотрудничестве с родителями в сплоченной совместной работе всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди, которые готовы меняться вместе с ребенком и ради ребенка, а не только «особые», но и самые обычные[4].
Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразие потребностей учащихся с ограниченными возможностями должно соответствовать образовательной среде, которая является наименее ограничительной и наиболее всеобъемлющей для них.
Реализация этого принципа означает, что:
1) все дети должны быть включены в учебную и социальную жизнь школы по месту жительства;
2) Задача инклюзивной школы — создать систему, которая отвечает потребностям каждого;
3) В инклюзивных школах всем детям, а не только детям-инвалидам, должна быть оказана поддержка, которая позволяет им быть успешными, чувствовать себя в безопасности и на своем месте.
Инклюзивное образование само по себе не может быть организовано, оно связано с изменениями в ценностях, моральном уровне. Проблемы его организации в современной школе связаны прежде всего с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, которые могут двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, тем, для кого характерны типичные методы педагогической работы[5].
Первичным и важным этапом в подготовке системы образования для внедрения процесса инклюзии является этап психологических и стоимостных изменений его специалистов и уровень их профессиональных компетенций. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро стоит проблема неподготовленности учителей массовой школы (профессиональных, психологических и методических) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, отсутствие профессиональной компетентности учителей для Работа в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов учителей.
Основным психологическим барьером является страх перед неизвестным, страх перед вредом для других участников процесса, негативное отношение и предрассудки, профессиональная незащищенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неподготовленность к работе с «особыми» детьми. Это создает серьезные проблемы не только для психологического сообщества сектора образования, но и для методологических услуг и, самое главное, для руководителей учебных заведений, которые внедряют инклюзивные принципы.
Преподаватели общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации образования детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь, для работы с детьми с различные возможностями в обучении и учтет это разнообразие в его педагогическом подходе к каждому[6].
Необходимо выделить восемь принципов, на которых основано не только инклюзивное образование, но и образование в целом:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый может чувствовать и думать по-разному;
— каждый человек имеет право общаться и быть услышанным;
— разнообразие повышает все аспекты жизни человека;
— истинное образование может быть осуществлено только в контексте реальных отношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе сверстников;
— для всех учащихся прогресс может быть более вероятным в том, что они могут сделать, чем в том, что они не могут;
— все люди нуждаются друг в друге.
Необходимо также сказать, что все дети, несмотря на их физические, социальные, интеллектуальные и другие характеристики, обязательно должны быть включены в систему образования и получать образование у своих сверстников. Но, как показывает зарубежный опыт, для реализации поставленных целей требуется много времени, а самое главное — участие и взаимодействие всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком со специальными образовательными потребностями. Только при таком условии можно решить проблемы инклюзивного образования.[7]
Инклюзия в образовании включает:
1) Признание равной ценности для общества всех студентов и учителей.
2) Увеличение степень участия учеников в культурной жизни местных школ и в то же время снижение уровня изоляции некоторой части учащихся от школьной жизни.
3) Реструктуризация методов работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью удовлетворить разнообразные потребности всех учащихся, живущих рядом со школой.
4) избавление от препятствий для получения знаний и полного участия в школьной жизни для всех учащихся не только для тех, кто имеет инвалидность, либо имеет особые образовательные потребности.
5) Анализ и исследование попыток преодоления барьеров и повышения доступности школ для отдельных учащихся. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом.
6) Различия между учащимися — это ресурсы, которые способствуют педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолеть.
7) Признание права учащихся на получение образования в школах, расположенных по месту их жительства.
8) Улучшить ситуацию в школах в целом, как для учащихся, так и для учителей.
9) признавая роль школ не только в повышении успеваемости учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных общин.
10) Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами.
11) признать, что инклюзия в образовании является одним из аспектов включения в общество.
Инклюзивное образование — это прогрессивный способ обучения, который имеет большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его способностям и потребностям, найти свое место в жизни и осознать свою жизнь, возможности и потенциал[8].
Многие слова, понятия и фразы, знакомые всем, по своей сути являются ярлыками и оскорбительными стереотипами.
То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как мы ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе есть такие неприемлемые слова и сравнения, как «больные / здоровые», «нормальные / ненормальные», «обычные / низшие», «умственно отсталые», «калеки» и т. д.
Реализация идеи инклюзивного образования, т. е. включения в систему общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе инвалидов, стало возможным на современном этапе развития российского общества, когда изменилась образовательная политика государства. Инклюзивное образование в России опирается на опыт международного сообщества, но при этом имеет свою специфику.
Достаточно длительное время в российской системе образования дети с ОВЗ обучались в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на дому, в школах-интернатах, где они находились в относительной изоляции от общества нормативно развивающихся сверстников.
На современном этапе изменяющаяся система российского образования гарантирует семьям детей с ОВЗ право выбора образовательного учреждения, реализацию главной цели инклюзивного образования – дать всем учащимся возможность полноценной социализации, активного участия в коллективной жизни, дальнейшей адаптации и интеграции в общество.
В настоящее время инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 , Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995, а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», на основании которой ее участники должны обеспечить инклюзивное образование и обучение в течение всей жизни человека. Данная Конвенция ратифицирована нашим государством в 2012 году(№46-ФЗ от 03 05.2012 «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), после чего и была разработана Концепция инклюзивного образования в России.
Современное общество должно предпринимать особые усилия, чтобы изменить ситуацию, развить культуру включения и внедрить этически последовательную и компетентную терминологию. Это требует не только специальной образовательной работы, но и изменения в культуре школьных и социальных отношений.
Правильный язык помогает сформировать положительный образ человека[9].
И не будет излишне прислушиваться к рекомендациям, которые желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность. Речь идет не о правилах ( не нужно думать, что люди с инвалидностью требуют какого-то специального лечения), а только рекомендации, которые могут помочь установить контакт и устранить неловкость, которая неизбежно возникает при отсутствии личного опыта с людьми инвалидами. Инвалидность не является медицинским диагнозом и является одной из форм социального неравенства; Инвалидность — это социальная, а не медицинская концепция.
Как и другие социальные меньшинства, чьи права в какой-то степени нарушены большинством, люди с ограниченными возможностями чувствительны к словам, которые указывают на их статус. Чтобы изменить его, люди с ограниченными возможностями в странах, где социальное движение активно пропагандирует свои собственные определения и концепции, которые не вызывают чувства снисхождения и жалости и отрицательных ассоциаций.
Россия до сих пор не испоьзует правильную терминологию, которая предполагает уважительное отношение. Более того, российская «толерантная» терминология по отношению к людям с ограниченными возможностями до сих пор не установлена, даже среди людей с ограниченными возможностями существуют разные точки зрения на законность использования определенных терминов. Например, в последние годы использовалось выражение «люди с ограниченными возможностями».
Однако это выражение не раскрывает того факта, что человеческие возможности ограничены извне (общественность) и многие воспринимают фразу «люди с ограниченными возможностями» как характеристика, что человек ограничен сам по себе (как его дефект, а не общественности).
В социальном подходе к пониманию инвалидности самым нейтральным термином является слово «инвалид».
Очевидно, что, называя человека «дефектным», вы оскорбляете его. Слово «инвалид» вызывает другое чувство, но в целом большинство людей с ограниченными возможностями считают его приемлемым, поскольку слово является официальным, наиболее часто используемым и становится абстрактным. Часто среди учителей психологи — это слова «здоровые, нормальные ученики», «больные дети», тем самым уже существует разделение учеников и, вместо интеграции, получается разделение. Кроме того, важно помнить, что, стремясь к точности и правильности, лучше избегать обобщений и предположений. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что инклюзивное образование стремится разработать методологию, направленную на детей, и признать, что все дети — это люди с различными потребностями в обучении.
Инклюзивное образование стремится разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые вносит инклюзивное образование, то это принесет пользу всем детям, а не только детям с особыми потребностями. И также можно добавить, что сегодня инклюзия — это процесс развития чрезвычайно доступного образования, доступного для всех в школах и учебных заведениях, формирование процессов обучения с выработкой адекватных целей всех учащихся, процесса устранения различных барьеров на пути к лучшему. Поддерживать каждого ученика и максимизировать его потенциал.
Отечественный и зарубежный опыт инклюзивного образования
В настоящее время система образования каждого государства руководствуется мировой образовательной политикой, созданной такими государственными учреждениями, как ЮНЕСКО и Всемирный банк, и становится все более открытой, единообразной и последовательной. Основным требованием является универсальность, общая доступность образования.
Основные требования мирового сообщества заключаются в следующем: образование должно быть универсальным, то есть обеспечивать потребность в обучении и равенстве всех детей.
Цель современной школы — помочь каждому учащемуся (и с проблемами развития, как средним, так и талантливым) в достижении успеха, а не в его исключении из общества. До середины двадцатого века в России существовала концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, сформированного под влиянием философии ценности. Она была основана на идее социальной полезности. Согласно этой концепции, школа была обязана воспитывать активного и полезного члена общества.
Ребенок с ограниченными возможностями не был исключен из этого правила — ему также необходимо было стать полезным членом общества и работать над тем, чтобы обеспечить его собственное существование. Значение специального образования наблюдалось во включении инвалида в производительный труд.
Общество заранее человека с инвалидностью неполноценным, скорректировало его по своим правилам. Как концепция, так и сложившаяся практика не предусматривали встречного процесса, направленного на адаптацию общества к особым потребностям таких детей. Вопрос о тех, кто в силу невозможности их включения в общество ни при каких обстоятельствах не мог стать полезным членом общества, также оставался открытым[11].
Концепция социальной реабилитации инвалидов успешно сочеталась с основами педагогики для образования социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма. К счастью, в СССР он не выродился в это чудовищное попирание прав человека, которое происходило в странах, где фашизм пришел к власти[12]. Однако приоритет интересов общества над интересами личности, который существовал на протяжении многих десятилетий, фактически узаконил статус социальной неполноценности людей с ограниченными возможностями. Вот почему в нашей стране по-прежнему существует ограничительно-покровительственная (патерналистская) позиция общества и государства по отношению к этой категории населения.
Это выражается в существовании широкой сети преимущественно закрытых (интернатных) учебных заведений. Существующая природа образования для инвалидов не способствует достижению высокого уровня социальной адаптации, не позволяет приобретать престижные и конкурентоспособные профессии, получать высокую квалификацию, ориентирована на низкое качество жизни, связанное со скудной пенсией, низкооплачиваемой работой, слабая правовая защита и воспроизводство культуры. По итогу — бедность. Помощь, оказываемая людям с особыми потребностями различными конфессиями, незначительна и нерегулярна. И система социальной помощи в новой России только начинает формироваться. Доктор педагогических наук, профессор Н. М. Назарова считает, что «патернализм не только снижает общественную активность в целом, но и развивает отношения зависимостей, что, в свою очередь, увеличивает маргинализацию»[13].
Колоссальные человеческие жертвы и попирание прав и свобод человека во время Второй мировой войны привели к пониманию того, что цель и смысл существования общества, его высшей ценности — человека, его жизни и благополучия и потребностей. В контексте приоритета интересов личности в интересах общества идея обеспечения максимальной независимости личности (концепция самостоятельного образа жизни) формировалась путем гарантирования соблюдения прав и свобод каждого человека, независимо от того, может ли человек приносить пользу обществу.
Как отметил академик А. Г. Асмолов, мы находимся в начале долгого пути — перехода от полезной культуры к культуре достоинства, где «ценность человека является ведущей ценностью, независимо от того, можно ли получить что-то от детей, стариков и людей с отклонениями в развитии. Они священны … и защищены общественной благотворительностью»[14].
В рамках концепции самостоятельного образа жизни концепция «Всеобъемлющего (инклюзивного) образования» была сформирована в мире на основе новой гуманистической идеологии, предполагающей, что все дети — это люди с разными потребностями в образовании. Эта идеология провозглашает равное отношение ко всем людям и создает особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Международное сообщество считает, что инклюзия — это больше, чем интеграция, поскольку дети и подростки с особыми потребностями совместно учатся в обычной школе, воспринимают человеческие различия как обычные, получают полноценное образование, которое позволяет им жить полноценной жизнью, не покидая своих родителей. При обучении акцент делается на способностях и сильных сторонах ребенка. Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для других[15].
Включение означает обеспечение полного членства в сообществе (группа друзей, школа, место, где мы живем) через раскрытие каждого учащегося с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Основное требование инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны учиться вместе, когда это возможно, несмотря на трудности или различия, существующие между ними.
Зачисление инвалидов в специальные школы, классы, секции является исключением и рекомендуется только в тех редких случаях, когда обучение в обычных классах не в состоянии удовлетворить образовательные или социальные потребности ребенка или если это необходимо.
Качество образования обеспечивается в такой школе путем разработки соответствующих учебных планов, организационных мер, выбора стратегии преподавания, использования ресурсов и партнерских отношений.[16]
Инклюзивные школы очень гибкие. Учащиеся с особыми потребностями находятся в широком сообществе и имеют возможность как открытого доступа, так и выхода оттуда: иногда они работают со всем классом, иногда в небольшой группе, а иногда и с учителем.
Опыт многих стран показывает, что в таких школах дети с особыми потребностями лучше всего интегрируются в общество и могут достичь самых высоких образовательных результатов. Но это требует совместных усилий как со стороны учителей, так и со стороны сотрудников школы, а также сверстников, родителей, членов семьи и добровольцев. Инклюзивные школы также рассматриваются как наиболее эффективные средства обеспечения солидарности между детьми, поскольку обычные студенты приобретают опыт общения с людьми, которые отличаются от них, и изучают доброжелательность и терпимость. Благодаря инклюзивному подходу каждый выигрывает, потому что он делает образование более индивидуализированным и эффективным. Следует отметить, что в 90-е годы 20-го века более широкое понимание инклюзии стало формироваться как средство обеспечения равных возможностей для образования. ЮНЕСКО придерживается позиции, согласно которой не только дети-инвалиды, но и взрослые инвалиды должны иметь возможность получать качественное образование и развивать свой личный потенциал независимо от пола, имущественного положения, этнической принадлежности, расы, географического положения, возраста, религиозной принадлежности и физических ограничений. [17]
Переход к инклюзивному образованию требует участия всех специалистов в системе образования и наличия фундаментальных теоретических разработок. Однако практическая педагогика осознает это быстрыми темпами, несмотря на отсутствие необходимых условий. Российская система образования, которая традиционно существует как сегрегация и разделение детей, не соответствует определенной установленной скорости развития, трансформируется. Сегодня можно уже сказать, что дети с особыми образовательными потребностями становится все больше, но в то же время полулегальный поток проникает в массовую общеобразовательную школу. И школы не является организационно, технологически или по существу подготовлены к этому, поскольку инклюзивное образование в России до сих пор не имеет официального признания.
Чтобы решить эту проблему, необходимо как можно скорее разработать систему образования, направленную на изменение мнения сообществ учителей и родителей о том, где и какие дети с проблемами развития должны учиться.
Затем можно перейти к созданию материально-технических условий, необходимых для работы инклюзивных школ, а также к разработке переменного учебно-методического аппарата, предназначенного для обучения специальных детей (различные учебники, учебные программы, учебные материалы), а также создать систему Подготовки и переподготовки кадров для инклюзивного образования[18].
Новые ожидания также подразумевают новые требования к работе администрации школы и персонала, уровень управления учебным заведением, организацию всей системы его внутренних и внешних связей.
Администрациям и преподавателям делегируются более широкие полномочия, но в то же время уровень их ответственности возрастает. Управление инклюзивной школой отвечает за обеспечение того, чтобы образовательная среда и технологии соответствовали потребностям социального развития каждого ребенка.
А это означает — создать среду, которая поощряет детей к необходимому опыту, является стимулом для взаимопонимания и социального взаимодействия и одновременно играет роль защитного пространства. В таких условиях ребенок может открыться без вмешательства, почувствовать внутреннюю связь с миром, идентичность и согласованность с ним, а также его важность для него. Чтобы образовательная среда соответствовала потребностям ребенка, администрация должна организовать комплексную работу педагогов и ряд специалистов, которые выступают в качестве софасилитаторов родителей.
Это требует формирования новых форм коллективного мышления и действий с учетом учебного потенциала каждого ученика[19].
Инклюзивная школа нуждается в собственных специальных учителях.
Речь идет о специалистах совершенно нового типа, которые являются носителями гуманистических ценностей и идеалов, которые будут готовить каждого ученика к успешному включению во все виды общественной жизни.
Они должны обладать социальными, личностными, общими научными, инструментальными и профессиональными компетенциями, которые гарантируют подлинное, а не формальное включение студентов в учебный процесс, оптимальное усвоение программы. И что принципиально важно, для создания возможности решать коррекционно-педагогические и социально-реабилитационные задачи, им придется разрабатывать новые гуманитарные технологии взаимодействия, изучать новые принципы профессионального общения, научиться слушать разных профессионалов и занимать разные позиции вместе и действовать долго в интересах ребенка.[20]
Преподаватель инклюзивной школы должен иметь высокие показатели профессиональной социальной адаптации, лабильности, эмпатии, рефлексивности, а также выражать проницательные, коммуникативные и организационные способности.
Это может быть успешным со следующими основными личными характеристиками:
— если они достаточно гибкие и толерантные;
— уважает индивидуальные различия;
— может слушать и применять рекомендации членов команды;
— соглашается работать в одной команде с другими преподавателями;
— он заинтересован в трудностях, и он готов попробовать разные подходы.
Следует признать, что в нашей стране целевая подготовка учителей такого типа до сих пор не проводилась. Решение широкого круга новых задач инклюзивного образования требует реструктуризации всей системы подготовки специалистов для сектора образования.
В частности, новые модули будут включены в программы подготовки и переподготовки, которые состоят из специальных дисциплин, которые обеспечивают готовность учителей к широкому партнерскому взаимодействию и творческому сотрудничеству не только в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной среде.
Наша страна сможет достичь европейского уровня образования, если обучение учителей нового типа будет проводиться ускоренным и массовым образом, используя лучшие педагогические технологии и соответствовать содержанию продвинутого уровня научных достижений. Информатизация является важным ресурсом для решения этой проблемы. [21]
История развития интеграционных процессов в Республике Беларусь началась в 1995 году на основе Временного положения об интегрированном обучении детей с особым психофизическим развитием (OPFR, официальный термин в государстве: «человек с психофизическими характеристиками развития — человек, который имеет физические и/или психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют образованию без создания особых условий для этого» (Кодекс Республики Беларусь об образовании, № 5)).
Все началось со следующих организационных форм: классов интегрированного обучения; cпециальных классов в общеобразовательной школе; коррекционная и педагогическая консультация.
В 2006 году вступил в силу новый нормативный документ Министерства образования, регулирующий этот процесс на уровне дошкольного, общего базового и общего среднего образования детей с ОПФР.
— инструкция о процедуре открытия и эксплуатации специальных классов (групп), классов (группы) интегрированного (совместного обучения) и воспитания. Интегрированное образование в Республике Беларусь рассматривалось как альтернативная форма обучения детей с особым психофизическим развитием. Этот процесс носит эволюционный характер. Общее число детей, включенных в общую образовательную среду, составляет более 60%. В последние годы наблюдается тенденция к сокращению специальных классов в общеобразовательной школе и к расширению классов интегрированного образования и воспитания.
Трансформация системы специального образования в Республике Беларусь осуществлялась поэтапно с 1998 по 2015 год по трем основным направлениям:
— организационная и структурная трансформация;
— обновление содержания специального образования;
— совершенствование образовательных технологий и методов обучения.
Заключительный этап (2010-2015) был направлен на дальнейшее сближение специального и общего образования. Это заложило основу для развития инклюзивного образования, в котором основные аспекты интеграционных процессов — методологические, нормативные, правовые, программно-материальные, научно-методические и социально-психологические — требуют переосмысления и несколько иного содержания.
Основная идея интегративной педагогики: от интеграции в школе — к интеграции в общество. Интеграция основана на концепции «нормализации», основанной на идее, что жизнь и образ жизни людей с ограниченными возможностями должны быть максимально приближены к условиям и образу жизни общества, в котором они живут. Однако следует отметить, что равные условия не означают равного качества и не дают равных результатов.
Прикрепленные файлы: |
|
---|---|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость | |
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
---|---|
|
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф