Меню Услуги

Возможности реализации инклюзивного образования в массовой школе

Вид работы: Проект

Тема: Возможности реализации инклюзивного образования в массовой школе

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность этой работы продиктована недостатоным исследованием проблемы инклюзивного образования инвалидов (далее — ОВЗ) в учебных заведениях.  Демократические и социальные преобразования, которые начались в нашей стране с середины 1990-х годов, поставили проблему гуманизации общества на вершину списка, необходимость осознать, что человек — самая важная ценность и забота о нем — это  основная задача демократического государства.

Данная проблема рассматривается рядом авторов: Шипицина Л.М., Эльконин Д.Б., Загуменнов, Ю.В.  Л. Сорокумова С.Н. Акатов Л.И., Сабельникова С.И.  и др. Реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Приобретение качественного не только общего, но и в дальнейшем, профессионального образования такими детьми является одним из основных и неотъемлемых условий для их успешной социализации, обеспечения их полного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Действительно, инклюзивное образование является необходимым условием гуманизации общества в целом.

Инклюзивное образование, помимо решения исключительно образовательных задач, вносит существенный вклад в улучшение качества жизни людей.  Инклюзивное образование обязательно связано с созданием гибкой адаптивной образовательной среды, которая может удовлетворять образовательные потребности всех учащихся.

На сегодняшний день в инклюзивном образовании существует несколько основных проблем:

1) отсутствие гибкости образовательных стандартов;

2) несоответствие между учебными планами и содержанием преподавания массовой школы для особых образовательных потребностей ребенка;

3) отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива учебного заведения общего типа, незнание основ исправительной педагогики и специальной психологии;

4) недостаток знаний среди учителей массовых школ об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методах и технологии организации учебно-воспитательного процесса для таких детей;

5) недостаточное материальное и техническое оснащение общеобразовательного учреждения для нужд детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специальной подготовки, реабилитации, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.);

6) отсутствие в штате учебных заведений общего типа дополнительных педагогических курсов (сурдопедагогика, логопеды, психологи, тифлопедагогика) и медицинских работников;

7) Люди — их отношение, отсутствие знаний, страх, предрассудки, чрезмерная специализация, отсутствие опыта, стереотипное мышление;

8) отсутствие материальных средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;

9) Неграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.

В настоящее время наша страна находится только в начале пути к действительно инклюзивному образованию.  И на этом пути вопросы организации и внедрения инклюзивного образования требуют дальнейших решений не только в организационном и юридическом плане, но и в научно-методическом плане.

Для успешного развития инклюзивного образования необходимо создать модель психологической и педагогической поддержки, где на каждом уровне образования необходимая помощь будет оказана специалистами.

Основная задача состоит в том, чтобы выявить индивидуальные положительные особенности каждого учащегося, записать приобретенные навыки в течение определенного времени, наметить возможную ближайшую зону и перспективу улучшения приобретенных навыков и способностей и максимально расширить ее функциональные возможности.

Таким образом, в современной образовательной практике обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах существуют противоречия:

1) между увеличением числа детей с ОВЗ в общеобразовательных школах и отсутствием образовательной среды, обеспечивающей их совместное обучение с обычными  дети;

2) между устаревшей системой идентификации и организации этой категории детей в учебных заведениях и отсутствием необходимой психологической, медико-педагогической диагностики, позволяющей реализовать индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ в обучении;

3) между просьбой родительской общественности о внедрении инклюзивного подхода к образованию и недостаточно развитыми условиями его осуществления;

4) между необходимостью специальной подготовки педагогов для работы с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения и недостаточным количеством программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов в данном направлении.

Важнейшим условием обеспечения успешной интеграции является точная индивидуальная психодиагностика каждого ребенка.  Это можно осуществить, только если есть квалифицированная диагностическая служба.  Такая служба должна не только диагностировать, но и предоставлять отчет для школы или другого учебного заведения, куда ребенок должен быть отправлен в соответствии с диагнозом, содержащим рекомендации для индивидуального плана обучения.

Для обеспечения гибкого подхода к особенностям всех учащихся детей с ОВЗ рекомендуется использовать следующие методы:

1) помещение в класс разделено на зоны: образовательные и игровые.  Это позволяет проводить занятия с частью детей не только за партой, но и на полу или на игровом столе, что помогает уменьшить трудность удерживания позы за партой в течение 40 минут и корректировать продолжительность  учебной нагрузки для разных категорий детей.

2) В классе вводится правила поведения, с которыми знакомы дети, родители, учителя.  Правила поведения в классе являются общими для всех, в том числе для учителя.

3) Учитывая специфику возраста и индивидуальные особенности детей, можно создать щадящий режим нагрузок.  В зависимости от состояния детей и содержания конкретного урока на начальном этапе они могут длиться разное время — от 25 до 40 минут.  Классы не могут быть разделены на предметы и не объединены одним сюжетом.  Во всех классах должен реализовываться принцип межпредметной коммуникации.  На начальном этапе доля игровых ситуаций может преобладать над учебными задачами. Постепенно эмоциональное и непосредственное выполнение задач должно перейти к более произвольному плану.

4) Учитель должен ставить себе задачу прерывать урок общением с детьми.  Общение нужно для детей не только чтобы восстановить силы и общаться, но и приобрести навыки взаимодействия, научится правильно вести себя по отношению друг к другу.

5) Особое внимание следует уделять выбору визуальных и учебных материалов.  Критерии оценки адекватности образовательных материалов для процесса инклюзивного образования включают: уровень сложности контента;  визуальная насыщенность;  размер шрифта;  распознавание образов;  семантическое использование цвета;  ориентация в пространстве — правая или левая сторона;  различные уровни познания (пригодность для использования детьми с различными уровнями познавательного развития), частота используемых слов;  эмоциональный компонент.

Очень важно использовать визуальные материалы из личного опыта и интересов детей.  Многие наглядные пособия предлагают использовать игры в классе, в которых нужны  совместные усилия, например, «числовые ряды», «круглый год», и это увеличивает интерес к учебе.

6) Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, низкий уровень мотивации, эмоциональную нестабильность.  Поэтому система оценки должна подчеркивать любые, хоть и небольшие, успехи каждого ребенка.

Очень важно разработать концепцию «маркировки» и «оценки» в понимании детей и родителей.  Мы не оцениваем ребенка, а результаты его деятельности.  «Оценка» может быть высокой при низкой «отметке».  Оценка может быть повышена за оформление поделок – присутствует красивая наклейка, почтовая марка, небольшой подарок.

Также рекомендуется организовывать выставки детских работ.

Каждая работа рассматривается всеми детьми, в каждой из которых можно найти что-то хорошее.  Постепенно дети учатся оценивать свою работу и сравнивать ее с работой других детей.

7) В настоящее время нейропсихологические методы все чаще внедряются не только в диагностику, но и в коррекционную работу с детьми с ОВЗ.  Существует целый ряд методов, которые активно используются как для индивидуальной коррекции, так и для групповой работы, в том числе в классах начальной школы.

На сегодняшний день в целом научная и практическая значимость заключается в:

— научном обосновании методологических предпосылок и категориального аппарата исследования проблем инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования; — разработке модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ при инклюзивном обучении; — создании психолого-педагогического инструментария для разработки инклюзивных учебных программ и планов.

Предмет исследования данной работы — инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объектом исследования являются психологические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель — определить факторы и условия, способствующие внедрению инклюзивного обучения детей с ОВЗ в образовательные учреждения.

Задачи:

  1. Определить роль и место педагога-психолога, учителя, преподавателя в процессе инклюзивного образования.
  2. Описать практику введения инклюзивного образования в массовой школе.
  3. Провести сравнительный анализ внедрения инклюзивного образования в разных странах и выявить причины его успешного/неуспешного внедрения.

Практическая значимость.

Предлагаемый проект может найти применение в любом образовательном учреждении для организации инклюзивного образования.

Результаты исследования систематизированы, и представлены в виде курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Современное состояние инклюзивного образования

Ребенок со специфическими потребностями может обучаться не только в специальной школе, но и в массовой, если последняя имеет возможность осуществлять помощь в реализации этих потребностей. Поэтому в основе интеграции такого ребенка в общеобразовательную систему лежит психолого-педагогическая помощь, направленная на установление равноправного взаимодействия, активного контакта, а также на восстановление целостных взаимосвязей с окружающим миром, которые должны стать частью жизненного мира отдельного ребенка с ограниченными возможностями.

На современном этапе развития образования в нашей стране отмечается переосмысление сущности понятия «интеграция» и введение термина «инклюзия». Речь идет о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей

В образовательной практике, которая нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка. Особое значение приобретает организация не столько совместной ведущей для определенного возраста деятельности, сколько совместного мира жизни детей.

Инклюзия основывается на идеи создания единого образовательного пространства, в котором имеются разные образовательные маршруты для тех или иных участников, ее цель – создание «одной школы для всех».

По мнению Н.М. Назаровой (2009), инклюзивное образование – не только активное включение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс массовой школы, но и перестройка всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей, т.е. смены методологии внедрения интеграции в систему образования.

Современная система образования полностью принимает только тех, кто отвечает ее конкретным требованиям, детям со стандартными возможностями, способным учиться на общих для всех программах и показывать результаты  и достижения, нормальные для всех.  В результате часто оказывается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общеобразовательного процесса, потому что для работы с ними педагогический коллектив общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области исправительной и специальной педагогики.

Эта и многие другие проблемы современной школы призваны решать инклюзивное образование.  Давайте обсудим концепцию этого образования более подробно.  Инклюзивное образование (французская версия «inclusif», которая включает в себя, от латинского слова «включить», — я включаю, я включаю) — процесс развития общего образования, что подразумевает доступность образования для всех, в том числе для детей со специальными  необходимо.

Основой инклюзивного образования является идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но также создает необходимые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Это цель национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», выдвинутая президентом Владимиром Путиным: «Новая школа — это школа для всех. В любой школе успешная социализация детей-инвалидов, детей, оставшихся без родителей, обеспечение полноценного ухода за ребенком в сложной жизненной ситуации.

Инклюзивное образование является шагом на пути к достижению конечной цели, создавая всеохватывающее общество, которое позволит всем детям и взрослым независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия развития, психиеских растройств и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить свой вклад.

В таком обществе различия уважаются и ценятся, а также с дискриминацией и предрассудками учреждения через свою деятельность активно борятся[3].

В наше время,  инклюзивное образование, становясь реальностью, неуклонно объединяет само по себе все страны мира. Но в то же время при использовании на практике инклюзивное образование ставит перед системой образования большое количество сложных вопросов и новых задач.

В отличие от системы иностранного образования, в которой практическое использование инклюзивного образования имеет богатый опыт и законодательную консолидацию, Россия только начинает теорию внедрят в практику и развиваться.

В настоящее время 4,5% детей, проживающих в России, классифицируются как инвалиды и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, которое отвечает их особым образовательным потребностям.  Но, к сожалению, в настоящее время в нашей стране спектр образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями чрезвычайно узкий, в небольших городах и деревнях дети с ограниченными возможностями чаще всего остаются вне системы образования по чисто экономическим причинам.

Особые (исправительные) учебные заведения остаются традиционной формой обучения детей-инвалидов.  Значительная часть трудностей в обучении детей-инвалидов связана с острой нехваткой квалифицированного персонала: преподавателей, психологов, педагогов и социальных педагогов, недостаточного уровня их подготовки.

В конце концов, инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую можно обеспечить только в тесном сотрудничестве с родителями в сплоченной совместной работе  всех участников образовательного процесса.  Здесь должны работать люди, которые готовы меняться вместе с ребенком и ради ребенка, а не только «особые», но и самые обычные[4].

Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразие потребностей учащихся с ограниченными возможностями должно соответствовать образовательной среде, которая является наименее ограничительной и наиболее всеобъемлющей для них.

Реализация этого принципа означает, что:

1) все дети должны быть включены в учебную и социальную жизнь школы по месту жительства;

2) Задача инклюзивной школы — создать систему, которая отвечает потребностям каждого;

3) В инклюзивных школах всем детям, а не только детям-инвалидам, должна быть оказана поддержка, которая позволяет им быть успешными, чувствовать себя в безопасности и на своем месте.

Инклюзивное образование само по себе не может быть организовано, оно связано с изменениями в ценностях, моральном уровне.  Проблемы его организации в современной школе связаны прежде всего с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, которые могут двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, тем, для кого характерны типичные методы педагогической работы[5].

Первичным и важным этапом в подготовке системы образования для внедрения процесса инклюзии является этап психологических и стоимостных изменений его специалистов и уровень их профессиональных компетенций.  Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро стоит проблема неподготовленности учителей массовой школы (профессиональных, психологических и методических) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, отсутствие профессиональной компетентности учителей для  Работа в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов учителей.

Основным психологическим барьером является страх перед неизвестным, страх перед вредом для других участников процесса, негативное отношение и предрассудки, профессиональная незащищенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неподготовленность к работе с «особыми» детьми.  Это создает серьезные проблемы не только для психологического сообщества сектора образования, но и для методологических услуг и, самое главное, для руководителей учебных заведений, которые внедряют инклюзивные принципы.

Преподаватели общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации образования детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь, для работы с детьми с различные возможностями в обучении и учтет это разнообразие в его педагогическом подходе к каждому[6].

Необходимо выделить восемь принципов, на которых основано не только инклюзивное образование, но и образование в целом:

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

— каждый может чувствовать и думать по-разному;

— каждый человек имеет право общаться и быть услышанным;

— разнообразие повышает все аспекты жизни человека;

— истинное образование может быть осуществлено только в контексте реальных отношений;

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе сверстников;

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

— для всех учащихся прогресс может быть более вероятным в том, что они могут сделать, чем в том, что они не могут;

— все люди нуждаются друг в друге.

Необходимо также сказать, что все дети, несмотря на их физические, социальные, интеллектуальные и другие характеристики, обязательно должны быть включены в систему образования и получать образование у своих сверстников.  Но, как показывает зарубежный опыт, для реализации поставленных целей требуется много времени, а самое главное — участие и взаимодействие всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком со специальными образовательными потребностями.  Только при таком условии можно решить проблемы инклюзивного образования.[7]

Инклюзия в образовании включает:

1) Признание равной ценности для общества всех студентов и учителей.

2) Увеличение степень участия учеников в культурной жизни местных школ и в то же время снижение уровня изоляции некоторой части учащихся от школьной жизни.

3) Реструктуризация методов работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью удовлетворить разнообразные потребности всех учащихся, живущих рядом со школой.

4) избавление от препятствий для получения знаний и полного участия в школьной жизни для всех учащихся не только для тех, кто имеет инвалидность, либо имеет особые образовательные потребности.

5) Анализ и исследование попыток преодоления барьеров и повышения доступности школ для отдельных учащихся.  Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом.

6) Различия между учащимися — это ресурсы, которые способствуют педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолеть.

7) Признание права учащихся на получение образования в школах, расположенных по месту их жительства.

8) Улучшить ситуацию в школах в целом, как для учащихся, так и для учителей.

9) признавая роль школ не только в повышении успеваемости учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных общин.

10) Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами.

11) признать, что инклюзия в образовании является одним из аспектов включения в общество.

Инклюзивное образование — это прогрессивный способ обучения, который имеет большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его способностям и потребностям, найти свое место в жизни и  осознать свою жизнь, возможности и потенциал[8].

Многие слова, понятия и фразы, знакомые всем, по своей сути являются ярлыками и оскорбительными стереотипами.

То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как мы ведем себя по отношению к другим людям.  Увы, слишком часто в нашем обществе есть такие неприемлемые слова и сравнения, как «больные / здоровые», «нормальные / ненормальные», «обычные / низшие», «умственно отсталые», «калеки» и т. д.

Реализация идеи инклюзивного образования, т. е. включения в систему общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе инвалидов, стало возможным на современном этапе развития российского общества, когда изменилась образовательная политика государства. Инклюзивное образование в России опирается на опыт международного сообщества, но при этом имеет свою специфику.

Достаточно длительное время в российской системе образования дети с ОВЗ обучались в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на дому, в школах-интернатах, где они находились в относительной изоляции от общества нормативно развивающихся сверстников.

На современном этапе изменяющаяся система российского образования гарантирует семьям детей с ОВЗ право выбора образовательного учреждения, реализацию главной цели инклюзивного образования – дать всем учащимся возможность полноценной социализации, активного участия в коллективной жизни, дальнейшей адаптации и интеграции в общество.

В настоящее время инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 , Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995, а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», на основании которой ее участники должны обеспечить инклюзивное образование и обучение в течение всей жизни человека. Данная Конвенция ратифицирована нашим государством в 2012 году(№46-ФЗ от 03 05.2012 «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), после чего и была разработана Концепция инклюзивного образования в России.

Современное общество должно предпринимать особые усилия, чтобы изменить ситуацию, развить культуру включения и внедрить этически последовательную и компетентную терминологию.  Это требует не только специальной образовательной работы, но и изменения в культуре школьных и социальных отношений.

Правильный язык помогает сформировать положительный образ человека[9].

И не будет излишне прислушиваться к рекомендациям, которые желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.  Речь идет не о правилах ( не нужно думать, что люди с инвалидностью требуют какого-то специального лечения), а только рекомендации, которые могут помочь установить контакт и устранить неловкость, которая неизбежно возникает при отсутствии личного опыта с людьми инвалидами.  Инвалидность не является медицинским диагнозом и является одной из форм социального неравенства;  Инвалидность — это социальная, а не медицинская концепция.

Как и другие социальные меньшинства, чьи права в какой-то степени нарушены большинством, люди с ограниченными возможностями чувствительны к словам, которые указывают на их статус.  Чтобы изменить его, люди с ограниченными возможностями в странах, где социальное движение активно пропагандирует свои собственные определения и концепции, которые не вызывают чувства снисхождения и жалости и отрицательных ассоциаций.

Россия до сих пор не испоьзует правильную терминологию, которая предполагает уважительное отношение.  Более того, российская «толерантная» терминология по отношению к людям с ограниченными возможностями до сих пор не установлена, даже среди людей с ограниченными возможностями существуют разные точки зрения на законность использования определенных терминов.  Например, в последние годы использовалось выражение «люди с ограниченными возможностями».

Однако это выражение не раскрывает того факта, что человеческие возможности ограничены извне (общественность) и многие воспринимают фразу «люди с ограниченными возможностями» как характеристика, что человек ограничен сам по себе (как его дефект, а не  общественности).

В социальном подходе к пониманию инвалидности самым нейтральным термином является слово «инвалид».

Очевидно, что, называя человека «дефектным», вы оскорбляете его.  Слово «инвалид» вызывает другое чувство, но в целом большинство людей с ограниченными возможностями считают его приемлемым, поскольку слово является официальным, наиболее часто используемым и становится абстрактным.  Часто среди учителей психологи — это слова «здоровые, нормальные ученики», «больные дети», тем самым уже существует разделение учеников и, вместо интеграции, получается разделение.  Кроме того, важно помнить, что, стремясь к точности и правильности, лучше избегать обобщений и предположений.  Подводя итог, можно сделать вывод о том, что инклюзивное образование стремится разработать методологию, направленную на детей, и признать, что все дети — это люди с различными потребностями в обучении.

Инклюзивное образование стремится разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.  Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые вносит инклюзивное образование, то это принесет пользу всем детям, а не только детям с особыми потребностями.  И также можно добавить, что сегодня инклюзия — это процесс развития чрезвычайно доступного образования, доступного для всех в школах и учебных заведениях, формирование процессов обучения с выработкой адекватных целей всех учащихся, процесса устранения различных барьеров на пути к лучшему.  Поддерживать каждого ученика и максимизировать его потенциал.

Отечественный и зарубежный опыт инклюзивного образования

В настоящее время система образования каждого государства руководствуется мировой образовательной политикой, созданной такими государственными учреждениями, как ЮНЕСКО и Всемирный банк, и становится все более открытой, единообразной и последовательной.  Основным требованием является универсальность, общая доступность образования.

Основные требования мирового сообщества заключаются в следующем: образование должно быть универсальным, то есть обеспечивать потребность в обучении и равенстве всех детей.

Цель современной школы — помочь каждому учащемуся (и с проблемами развития, как средним, так и талантливым) в достижении успеха, а не в его исключении из общества.  До середины двадцатого века в России существовала концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, сформированного под влиянием философии ценности.  Она была основана на идее социальной полезности.  Согласно этой концепции, школа была обязана воспитывать активного и полезного члена общества.

Ребенок с ограниченными возможностями не был исключен из этого правила — ему также необходимо было стать полезным членом общества и работать над тем, чтобы обеспечить его собственное существование.  Значение специального образования наблюдалось во включении инвалида в производительный труд.

Общество заранее человека с инвалидностью неполноценным, скорректировало его по своим правилам.  Как концепция, так и сложившаяся практика не предусматривали встречного процесса, направленного на адаптацию общества к особым потребностям таких детей.  Вопрос о тех, кто в силу невозможности их включения в общество ни при каких обстоятельствах не мог стать полезным членом общества, также оставался открытым[11].

Концепция социальной реабилитации инвалидов успешно сочеталась с основами педагогики для образования социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма.  К счастью, в СССР он не выродился в это чудовищное попирание прав человека, которое происходило в странах, где фашизм пришел к власти[12].  Однако приоритет интересов общества над интересами личности, который существовал на протяжении многих десятилетий, фактически узаконил статус социальной неполноценности людей с ограниченными возможностями.  Вот почему в нашей стране по-прежнему существует ограничительно-покровительственная (патерналистская) позиция общества и государства по отношению к этой категории населения.

Это выражается в существовании широкой сети преимущественно закрытых (интернатных) учебных заведений.  Существующая природа образования для инвалидов не способствует достижению высокого уровня социальной адаптации, не позволяет приобретать престижные и конкурентоспособные профессии, получать высокую квалификацию, ориентирована на низкое качество жизни, связанное со скудной пенсией, низкооплачиваемой работой, слабая правовая защита и воспроизводство культуры. По итогу — бедность.  Помощь, оказываемая людям с особыми потребностями различными конфессиями, незначительна и  нерегулярна.  И система социальной помощи в новой России только начинает формироваться.  Доктор педагогических наук, профессор Н. М. Назарова считает, что «патернализм не только снижает общественную активность в целом, но и развивает отношения зависимостей, что, в свою очередь, увеличивает маргинализацию»[13].

Колоссальные человеческие жертвы и попирание прав и свобод человека во время Второй мировой войны привели к пониманию того, что цель и смысл существования общества, его высшей ценности — человека, его жизни и благополучия и потребностей.  В контексте приоритета интересов личности в интересах общества идея обеспечения максимальной независимости личности (концепция самостоятельного образа жизни) формировалась путем гарантирования соблюдения прав и  свобод каждого человека, независимо от того, может ли человек приносить пользу обществу.

Как отметил академик А. Г. Асмолов, мы находимся в начале долгого пути — перехода от полезной культуры к культуре достоинства, где «ценность человека является ведущей ценностью, независимо от того, можно ли получить что-то от детей, стариков и людей с отклонениями в развитии. Они священны … и защищены общественной благотворительностью»[14].

В рамках концепции самостоятельного образа жизни концепция  «Всеобъемлющего (инклюзивного) образования» была сформирована в мире на основе новой гуманистической идеологии, предполагающей, что все дети — это люди с разными потребностями в образовании.  Эта идеология провозглашает равное отношение ко всем людям и создает особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Международное сообщество считает, что инклюзия — это больше, чем интеграция, поскольку дети и подростки с особыми потребностями совместно учатся в обычной школе, воспринимают человеческие различия как обычные, получают полноценное образование, которое позволяет им жить полноценной жизнью, не покидая своих родителей.  При обучении акцент делается на способностях и сильных сторонах ребенка.  Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для других[15].

Включение означает обеспечение полного членства в сообществе (группа друзей, школа, место, где мы живем) через раскрытие каждого учащегося с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Основное требование инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны учиться вместе, когда это возможно, несмотря на трудности или различия, существующие между ними.

Зачисление инвалидов в специальные школы, классы, секции является исключением и рекомендуется только в тех редких случаях, когда обучение в обычных классах не в состоянии удовлетворить образовательные или социальные потребности ребенка или если это необходимо.

Качество образования обеспечивается в такой школе путем разработки соответствующих учебных планов, организационных мер, выбора стратегии преподавания, использования ресурсов и партнерских отношений.[16]

Инклюзивные школы очень гибкие.  Учащиеся с особыми потребностями находятся в широком сообществе и имеют возможность как открытого доступа, так и выхода оттуда: иногда они работают со всем классом, иногда в небольшой группе, а иногда и с учителем.

Опыт многих стран показывает, что в таких школах дети с особыми потребностями лучше всего интегрируются в общество и могут достичь самых высоких образовательных результатов.  Но это требует совместных усилий как со стороны учителей, так и со стороны сотрудников школы, а также сверстников, родителей, членов семьи и добровольцев.  Инклюзивные школы также рассматриваются как наиболее эффективные средства обеспечения солидарности между детьми, поскольку обычные студенты приобретают опыт общения с людьми, которые отличаются от них, и изучают доброжелательность и терпимость.  Благодаря инклюзивному подходу каждый выигрывает, потому что он делает образование более индивидуализированным и эффективным.  Следует отметить, что в 90-е годы 20-го века более широкое понимание инклюзии стало формироваться как средство обеспечения равных возможностей для образования.  ЮНЕСКО придерживается позиции, согласно которой не только дети-инвалиды, но и взрослые инвалиды должны иметь возможность получать качественное образование и развивать свой личный потенциал независимо от пола, имущественного положения, этнической принадлежности, расы, географического положения, возраста, религиозной принадлежности и физических ограничений. [17]

Переход к инклюзивному образованию требует участия всех специалистов в системе образования и наличия фундаментальных теоретических разработок.  Однако практическая педагогика осознает это быстрыми темпами, несмотря на отсутствие необходимых условий.  Российская система образования, которая традиционно существует как сегрегация и разделение детей, не соответствует определенной установленной скорости развития, трансформируется.  Сегодня можно уже сказать, что дети с особыми образовательными потребностями становится все больше, но в то же время полулегальный поток проникает в массовую общеобразовательную школу.  И школы не является организационно, технологически или по существу подготовлены к этому, поскольку инклюзивное образование в России до сих пор не имеет официального признания.

Чтобы решить эту проблему, необходимо как можно скорее разработать систему образования, направленную на изменение мнения сообществ учителей и родителей о том, где и какие дети с проблемами развития должны учиться.

Затем можно перейти к созданию материально-технических условий, необходимых для работы инклюзивных школ, а также к разработке переменного учебно-методического аппарата, предназначенного для обучения специальных детей (различные учебники, учебные программы, учебные материалы), а также создать систему  Подготовки и переподготовки кадров для инклюзивного образования[18].

Новые ожидания также подразумевают новые требования к работе администрации школы и персонала, уровень управления учебным заведением, организацию всей системы его внутренних и внешних связей.

Администрациям и преподавателям делегируются более широкие полномочия, но в то же время уровень их ответственности возрастает.  Управление инклюзивной школой отвечает за обеспечение того, чтобы образовательная среда и технологии соответствовали потребностям социального развития каждого ребенка.

А это означает — создать среду, которая поощряет детей к необходимому опыту, является стимулом для взаимопонимания и социального взаимодействия и одновременно играет роль защитного пространства.  В таких условиях ребенок может открыться без вмешательства, почувствовать внутреннюю связь с миром, идентичность и согласованность с ним, а также его важность для него.  Чтобы образовательная среда соответствовала потребностям ребенка, администрация должна организовать комплексную работу педагогов и ряд специалистов, которые выступают в качестве софасилитаторов родителей.

Это требует формирования новых форм коллективного мышления и действий с учетом учебного потенциала каждого ученика[19].

Инклюзивная школа нуждается в собственных специальных учителях.

Речь идет о специалистах совершенно нового типа, которые являются носителями гуманистических ценностей и идеалов, которые будут готовить каждого ученика к успешному включению во все виды общественной жизни.

Они должны обладать социальными, личностными, общими научными, инструментальными и профессиональными компетенциями, которые гарантируют подлинное, а не формальное включение студентов в учебный процесс, оптимальное усвоение программы. И что принципиально важно, для создания возможности решать коррекционно-педагогические и социально-реабилитационные задачи,  им придется разрабатывать новые гуманитарные технологии взаимодействия, изучать новые принципы профессионального общения, научиться слушать разных профессионалов и занимать разные позиции вместе и действовать долго в интересах ребенка.[20]

Преподаватель инклюзивной школы должен иметь высокие показатели профессиональной социальной адаптации, лабильности, эмпатии, рефлексивности, а также выражать проницательные, коммуникативные и организационные способности.

Это может быть успешным со следующими основными личными характеристиками:

— если они достаточно гибкие и толерантные;

— уважает индивидуальные различия;

— может слушать и применять рекомендации членов команды;

— соглашается работать в одной команде с другими преподавателями;

— он заинтересован в трудностях, и он готов попробовать разные подходы.

Следует признать, что в нашей стране целевая подготовка учителей такого типа до сих пор не проводилась.  Решение широкого круга новых задач инклюзивного образования требует реструктуризации всей системы подготовки специалистов для сектора образования.

В частности, новые модули будут включены в программы подготовки и переподготовки, которые состоят из специальных дисциплин, которые обеспечивают готовность учителей к широкому партнерскому взаимодействию и творческому сотрудничеству не только в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной среде.

Наша страна сможет достичь европейского уровня образования, если обучение учителей нового типа будет проводиться ускоренным и массовым образом, используя лучшие педагогические технологии и соответствовать содержанию продвинутого уровня научных достижений.  Информатизация является важным ресурсом для решения этой проблемы. [21]

История развития интеграционных процессов в Республике Беларусь началась в 1995 году на основе Временного положения об интегрированном обучении детей с особым психофизическим развитием (OPFR, официальный термин в государстве: «человек с  психофизическими характеристиками развития — человек, который имеет физические и/или психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют образованию без создания особых условий для этого» (Кодекс Республики Беларусь об образовании, № 5)).

Все началось со следующих организационных форм: классов интегрированного обучения;  cпециальных классов в общеобразовательной школе;  коррекционная и педагогическая консультация.

В 2006 году вступил в силу новый нормативный документ Министерства образования, регулирующий этот процесс на уровне дошкольного, общего базового и общего среднего образования детей с ОПФР.

— инструкция о процедуре открытия и эксплуатации специальных классов (групп), классов (группы) интегрированного (совместного обучения) и воспитания.  Интегрированное образование в Республике Беларусь рассматривалось как альтернативная форма обучения детей с особым психофизическим развитием.  Этот процесс носит эволюционный характер.  Общее число детей, включенных в общую образовательную среду, составляет более 60%.  В последние годы наблюдается тенденция к сокращению специальных классов в общеобразовательной школе и к расширению классов интегрированного образования и воспитания.

Трансформация системы специального образования в Республике Беларусь осуществлялась поэтапно с 1998 по 2015 год по трем основным направлениям:

— организационная и структурная трансформация;

— обновление содержания специального образования;

— совершенствование образовательных технологий и методов обучения.

Заключительный этап (2010-2015) был направлен на дальнейшее сближение специального и общего образования.  Это заложило основу для развития инклюзивного образования, в котором основные аспекты интеграционных процессов — методологические, нормативные, правовые, программно-материальные, научно-методические и социально-психологические — требуют переосмысления и несколько иного содержания.

Основная идея интегративной педагогики: от интеграции в школе — к интеграции в общество.  Интеграция основана на концепции «нормализации», основанной на идее, что жизнь и образ жизни людей с ограниченными возможностями должны быть максимально приближены к условиям и образу жизни общества, в котором они живут.  Однако следует отметить, что равные условия не означают равного качества и не дают равных результатов.

Прикрепленные файлы:

_okonchatelnyj_variant_20170606_225139

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!