Заявка на расчет
Меню Услуги

Вступительные испытания по психологии МТИ

Вид работы:
Тема:

Тема 1. История становления предмета и методов психологии.

Три основные линии развития представлений о душе в античности: линия Демокрита, линия Платона, линия Аристотеля. Сознание как исторически первый предмет психологии. Представление о сознании в трактовке Р. Декарта. Психофизическая проблема. Представление о сознании в трактовке Дж. Локка. Рефлексия как прообраз метода интроспекции. Эмпирическая психология сознания. Основные принципы ассоцианизма. В. Вундт: программа построения психологии как самостоятельной науки. Предмет и задачи психологии с точки зрения В. Вундта. Эксперимент как метод психологии с точки зрения В. Вундта. Теория элементов сознания. Специфика психологии с точки зрения Ф. Брентано. Теория актов сознания и её значение для психологии. У. Джеймс и теория потока сознания. Проблема предмета и методов психологии в период “открытого кризиса” (общий очерк). Понимание предмета т методов психологии в основных направлениях психологии ХХ столетия. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и его основные виды. Основные законы научения Э. Торндайк) и их интеграция в бихевиоризме. Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) и его связь с рефлексологическими теориями (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов). Классическое и инструментальное (оперантное) обусловливание. Поведение как предмет психологии в российской науке. Рефлексология. Реактология.
Бессознательное (неосознаваемое) как предмет психологии.
Целостные структуры сознания как предмет психологии. Гештальтпсихология и феноменология. Понятие “гештальт” и критика концепции элементов сознания в гештальтпсихологии.
Особенности подхода к предмету и методам психологии в экзистенциально-гуманистической психологии.
Специфика понимания сознания как предмета психологии в культурно исторической теории Л.С. Выготского.
понимание предмета и методов психологии в “теории деятельности”.

Тема 2. Психология ощущений и восприятия.

Определение ощущений и восприятия. Основные свойства и характеристики ощущений (качество, интенсивность, длительность). Возможные классификации ощущений (по модальности, по виду энергии, по расположению рецепторов, по возникновению в филогенезе различных видов чувствительности.). Понятие порога чувствительности. Виды порогов (абсолютный порог, разностный порог, относительный порог). Методы измерения порогов (метод минимальных изменений, метод установки, метод констант). Типы измерительных шкал (наименований, порядка, интервалов). Многомерное шкалирование. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Основные психофизические законы (соотношение Бугера-Вебера, закон Фехнера, закон Стивенса). Статистическая теория обнаружения сигнала (основные понятия: “сигнал”, “шум”, “критерии принятия решения”, “рабочая характеристика приемника”). Восприятие как процесс формирования перцептивного образа и как процесс информационного обеспечения поведения. Виды образных явлений (последовательные образы, эйдетические образы, образы-представления, фантомные образы, галлюцинации). Виды константности и её измерение. Ассоциативная теория восприятия (И. Мюллер, В. Вундт). Ассоциации как средство формирования образа. Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца. Гештальттеория восприятия (М. Вертхаймер, К. Коффка ). Восприятие как результат активной деятельности субъекта (Д. Брунер, Дж. Гибсон). Теория перцептивной готовности. Понятие перцептивной гипотезы. Воспритие как процесс добывания информации о среде. Восприятие как организация деятельности по установлению отношений между элементами сенсорного поля (Ж. Пиаже). Теория перцептивного цикла У. Найссера. Деятельностный подход к проблеме восприятия (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов, В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер). Восприятие как процесс решения перцептивной задачи. Типы перцептивных задач. Теория перцептивных действий В.П. Зинченко.

Тема 3. Внимание в системе психических процессов.

Внимание как сторона психических процессов (С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин). Внимание как специальная деятельность контроля (П.Я. Гальперин). Связь внимания с другими психическими процессами, с потребностями и мотивами. Внимание и сознания. Использование метода сомонаблюдения для описания явлений и свойств внимания. Критерии наличия внимания по Ю.Б. Гиппенрейтер: феноменальные, поведенческие, продуктивные. Виды невнимания: рассеянность, избирательное невнимание. Виды рассеянности (истинное невнимание, мнимая рассеянность, ученическая рассеянность, старческая рассеянность). Виды избирательного невнимания (привычное невнимание, мотивационно обусловленное невнимание, одностороннее пространственное игнорирование). Явления предельного внимания (абсорбция, концентрация, состояние бдительности, состояние вовлечённости в деятельности). Характеристика различных видов внимания. Виды непроизвольного внимания (вынужденное, невольное, привычное). Виды произвольного внимания (собственно произвольное, волевое, выжидательное внимание или бдительность); непосредственное и опосредствованное внимание; перцептивное, моторное, интеллектуальное внимание. Свойства внимания: объём, концентрация, распределение, переключение, устойчивость, избирательность, колебания, отвлечение. Зависимость объёма внимания от структуры материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей. Зависимость устойчивость внимания от характера материала, вида деятельности и установки личности.
Моторная теория внимания (Н. Ланге, Т. Рибо). Роль движений в акте внимания. Виды внимания по Н. Ланге: рефлективное внимание, инстинктивное внимание, волевое внимание. Физиологические подходы к вниманию (Е.Н. Соколов, А.Р. Лурия, Р. Наатанен). Ориентировочный рефлекс как основа различных форм внимания. Внимание и установка (Д.Н. Узнадзе). Понятия: объективация, подготовительная установка, установка на стимул, установка на ответ. Деятельностный подход к проблеме внимания (Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов). Социальная природа высших форм внимания. Внимание как высшая психическая функция (Л.С. Выготский). Внимание как функция активности личности, как “направленность и сосредоточенность психической деятельности (Н.Ф. Добрынин). Внимание как сторона деятельности: как проявление особенностей ведущего уровня организации деятельности (Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов). Связь внимания с механизмами регуляции и организации деятельности. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии. Внимание как отбор. Метафора фильтра. Экспериментальные исследования К. Черри. Методики избирательного слушания (дихотическое и бинауральное слушание). Место и функция внимания в системе переработки информации. Модель фильтра в исследованиях Д. Бродбента. Развитие прдеставлений о ранней селекции. Модель аттенюатора Э. Трейсман. Понятие словарных единиц. Модели внимания как поздней селекции (Д. и Дж. Дойчи, Д. Норман). Модель уместности Д. Номана. Модель энергетических ресурсов внимания Д. Канемана. Внимание как умственное усилие. Механизмы распределения ресурсов. Методика вторичной зондовой задачи. Экспериментальные исследования Д. Канемана. Теория апперцептивного цикла У. Найссера. Характеристика стадий предвнимания и фокального внимания. Понятие схемы. Экспериментальные исследования У. Найссера.

Тема 4. Общее представление о памяти

Память как процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта. Характеристика основных процессов памяти. Явления памяти и законы памяти. Мотивационно обусловленное запоминание (эффект Б.В. Зейгарник, исследование Г.В. Биренбаум), Факты мотивационно обусловленного забывания в психоанализе (З. Фрейд). Явление гипермнезией. Парамнезии и ложные воспоминания, Косаковский синдром. Интерференция как механизм забывания. Эффект пика воспоминаний. Закономерности, выявленные Г. Эббингаузом (кривая забывания, “эффект края”, влияние интереса на продуктивность запоминания, влияние распределения заучиваемого материала во времени на продуктивность воспроизведения). Различные основания для классификации видов памяти: по материалу (моторная, аффективная, образная, словесно-логическая); по степени осмысленности (механическая и смысловая память); по произвольности (непроизвольная и произвольная); по времени сохранения материала (мгновенная, кратковременная, долговременная); по опосредствованности (непосредственная и опосредствованная). Генетическая классификация видов памяти П.П. Блонского. Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций на продуктивность памяти. Отношение субъекта к задаче. Влияние уровня мотивации на научение и память. Влияние на память перерывов деятельности. Эффект Зейгарник. Влияние аффективных реакций на память. Забывание и реминисценция. Изменение памяти во времени. Кривая забывания Эббингауза и её модификации. Реминисценция. Основные факторы и теории реминисценции. Роль ассоциаций в процессе памяти человека. Виды и законы ассоциаций. Методы измерения мнемических процессов: заучивания, антиципации, сбережения. Влияние интерференции на сохранение следа. Кратковременная или рабочая память как память, необходимая для осуществления текущей деятельности. Модель Д. Нормана и Н. Во. Характеристики кратковременной памяти (объём информации, влияние интерференции, способы и специфика перекодирования информации, повторение как основной механизм удержания следа (эксперимент Л. и М. Петерсонов). Понятие фонологической петли (А. Бэддели). Долговременная память как постоянное хранилище информации. Модель А. Пайвио — выделение двух подсистем памяти (система оперирования образной информацией и система оперирования символической информацией). Виды долговременной памяти. Виды научения: по активности (реактивное, оперантное); по акценту на изменениях во внешнем поведении или внутренней картине мира (поведенческое и когнитивное).

Тема 5. Мышление как познавательный процесс

Определение мышления в широком и узком смыслах. Мышление и предметно-практическая деятельность. Мышление как самостоятельная предметно практическая деятельность. Различные подходы к исследованиям мышления: философский, кибернетический, теоретико-информационной, физиологический. Специфика психологического подхода. Характеристика и стриктура процесса мышления человека. Мышление как решение задач. Структура мыслительной деятельности. Этапы решения задачи. Характеристика мышления как качественно нового и более высокого уровня познания — рационального. Мышление как переход от непосредственного отражения единичных предметов или явлений к обобщённому, опосредствованному отражению действительности в её существенных связях и отражениях. Мышление как процесс постановки и решения задач. Мышление как принятие решений. Мышление как процесс понимания. Понятие “задача”, “проблема”, “проблемная ситуация”. Структура мыслительной деятельности (О.К. Тихомиров, А.М. Матюшкин). Операции и формы мышления. Субъект мыслительной деятельности. Принцип единства аффекта и интеллекта. Мышление и установка. Мышление целеобразование. Виды целеобразования мыслительной деятельности. Понятие когнитивной схемы. Механизмы развития интеллекта. Стадии интеллектуального развития. Исследование мышления в школе С.Л. Рубинштейна. Основные формы мышления: анализ через синтез, обобщение. Обозначение термином “мышление” качественно разнородных мыслительных процессов. Проблема определения видов мышления. Различные подходы к классификации видов мышления: основные критерии выделения различных видов мышления (генетический, предметный, операциональный). Характеристика и сравнение основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; практическое и теоретическое; продуктивное и репродуктивное, творческое и критическое; интуитивное и аналитическое (дискурсивное).

Тема 6. Мышление и речь

Генетические корни мышления и речи. Речевое мышление как единство мышления и речи. Аргументы и факты, подтверждающие несовпадение мышления и речи, наличие развивающихся отношений между ними. Специфика психологического изучение понятий. “Методика двойной стимуляции” и выделение функциональных эквивалентов понятия. Основные линии формирования понятий; описание комплексов, псевдопонятий, потенциальных и истинных понятий. Сравнение научных и житейских понятий и путей их развития. Разнообразие экспериментальных методик изучения понятийной сферы. Стратегии образования понятий. Варианты методик классификации. Некоторые закономерности построения рассуждающего мышления в форме умозаключений. Приемы изучения и описания когнитивной структуры личности. Гипотеза лингвистической относительности, её психологические аспекты. Основные подходы к анализу проблемы взаимоотношения мышления и речи. Культурно-историческая теория ВПФ Л.С. Выготского и проблема изучения речевого мышления. Генетические корни мышления и речи. Речевое мышление как единство мышления и речи. Понятие как единица вербальный-логического мышления. Значение слова как единство общения и обобщения. Значение и смысл слова. Соотношение внешней (фазической) и внутренней (смысловой) стороны речи. Проблема формирования понятий. Экспериментальные исследования формирования понятий. Методика «двойной стимуляции» Л.С. Выготского-Л.С.Сахарова. Основные этапы формирования понятия: синкреты, комплексы,  псевдопонятия, потенциальные и истинные понятия. Развитие научных и житейских понятий. Проблема формирования понятий в работах В.В. Давыдова и П.Я. Гальперина.

Тема 7. Воображение

Воображение как преобразование реальности и его связь с другими психическими процессами: восприятие и мышление. Закон эмоциональной реальности воображения (Л.С. Выготский). Операция воображения как сложный процесс переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Классификации видов воображения по различным основаниям. Мечта как особый вид воображения. Психологические механизмы творческого воображения. Воображение и творчество. Методы стимуляции творчества. Виды воображения. Функции воображения. Творческое воображение как построение способов представления реальности. Психологические механизмы творческого воображения. Методы стимуляции творчества. Развитие творческих способностей.

Тема 8. Психология темперамента и характера

Древнейшие переводы слова «темперамент» на русский язык. Несоответствие современного понимания темперамента данным переводам. Определение темперамента в науке ХХ века. Гиппократ как основатель психофизиологического учения темпераментах. Природная основа и типы темпераментов по Гиппократу. Характеристика разных типов темпераментов по Галену. Три исторических периода в изучении природных основ темперамента. Работа Э. Кречмера «Строение тела и характер» как первая (в современной психологии) научная работа, посвященная — изучению темперамента. Трудности, связанные с отнесением учения Э. Кречмера только к исследованиям темперамента. Шизотимические и циклотимические типы темпераментов по Э. Кречмеру. Определение темперамента по В. Д. Небылицину. Концепция темперамента В. С. Мерлина, её критическая оценка. Невозможность оценивания темперамента, как хорошего или плохого, безотносительно к выполняемой человеком деятельности. Основные свойства темперамента. Свойства нервной — системы, рассматриваемые И. П. Павловым как природная основа темперамента. Трехуровневая классификация свойств нервной системы по В. М. Русалову. Основные свойства темперамента по Б. М. Теплову и по работам его сотрудников.
Определение индивидуального стиля деятельности.  Социально-культурные факторы, влияющие на индивидуальный стиль деятельности. Представления об индивидуальном стиле деятельности в научных трудах В. С. Мерлина. Определение индивидуального стиля деятельности в трудах В. А. Климова. Психодинамические характеристики деятельности человека, характеризующие его индивидуальный стиль, Сходство и различия индивидуального стиля деятельности и природного темперамента человека. История научных исследований характера, по Н. Д. Левитову. Вклад древнегреческого философа Теофраста в изучение характеров. Дискуссия ХVIII века о врожденности и приобретённости черт характера. Исследования характера, проводимые в ХIХ и ХХ вв. Современное определение характера. Происхождение слова «характер». Множество черт характера и их индивидуальных проявлений, встречающихся у людей. Разница в практике употребления понятий «личность» и «характер» в различных странах в первой половине ХХ века. Концепция характера С. Л. Рубинштейна. Культурно- историческая специфика характеров людей. Исторические, социально-типические, культурно-специфические и индивидуальные черты характера. Причины частого смешения описаний темпераментов и характеров людей. Различия, существующие между характером и темпераментом. Типологии характеров. Общая характеристика различных типологий. Типы характеров по К. Юнгу. Типы строения тела по Э. Кречмеру и соответствующие им варианты характеров. Шизотимики, циклотимики и параноики. Критика теории Э. Кречмера и его типологии характеров. Подход У. Шелдона выделению типов строения тела и характеров. Висцеротонический, соматотонический и церебротонический типы характеров по У. Шелдону. Противоречивость данных 0 связях между строением тела и характером человека. Современное состояние проблемы соотношения характера и типа строения тела. Перенос исследований характеров с душевнобольных на больных неврозами. Введение в научный оборот понятия «акцентуированные черты характера». Типология акцентуированных характеров по К. Леонгарду. Типы акцентуаций характера по А. Личко.

Тема 9. Психология способностей

История научных исследований способностей человека. Определения способностей, существующие в психологической науке. Отсутствие точного, исчерпывающего и абсолютно правильного определения способностей. Причины такого состояния дел. Определение способностей по Б. М. Теплову. Отличие способностей от задатков, знаний, умений и навыков. Понимание способностей по С. Л. Рубинштейну. Основания для классификации (разделения на группы) способностей человека. Виды способностей, выделяемые по различным признакам (основаниям). Система способностей человека. Параметры, по которым можно оценивать эту систему. Одарённость, талант и гениальность как понятия, характеризующие различные уровни развития способностей у людей. Определения одарённости, таланта и гениальности. Трудности, связанные с точным определением одарённости, способы их разрешения. Понимание одарённости и её связи со способностями, по С. Л. Рубинштейну. Способности и задатки.

Тема 10. Психология мотивации и эмоции

Понятие потребности в психологии. Основные свойства потребностей. Специфика потребностей человека (потребность как нужда; потребность как состояние напряжения; потребность как необходимость). Свойства потребностей (длительность, предметность, сила, воспроизводимость, способ организации). Специфика человеческих потребностей; их социальная обусловленность, иерархическая организация, возможность их осознания. Развитие потребностей — их порождение в деятельности, разнообразие способов удовлетворения. Классификации потребностей. Предметные и функциональные потребности по А.Н. Леонтьеву; истинные и квазипотребности по К. Левину; потребности органические, материальные, социальные, духовные, их характеристика. Особенности познавательных потребностей. Иерархическая организация потребностей по А. Маслоу (физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации). Механизм опредмечивания потребностей. Динамика потребностей. Соотношение понятий “потребность” и “мотив”. Понятия мотива и мотивации в психологии. Понятие мотива в психологии (мотив как намерение, как опредмеченная потребность, как устойчивое свойство личности, как состояние). Функции мотивов (побуждающая, регулирующая, контролирующая, смыслообразующая). Понятие личностного смысла и значения в подходе А.Н. Леонтьева. Основные характеристики мотива: динамичность (сила, устойчивость); содержательность (осознание мотива, направленность мотива). Явление борьбы мотивов, как процесс выбора и принятия решения. Возможность осознания этого процесса. Классификация мотивов по: осознанности; виду потребностей; содержанию. Виды мотивов: актуальные и потенциальные, предметные и функциональные, мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы, осознаваемы и неосознаваемые. Ситуативные факторы, определяющие актуализацию и побудительную силу мотивов. Понятие мотивации в психологии. Основные подходы к изучению мотивации (психоанализ, бихевиоризм, школа К. Левина, гуманистическая психология). Проблема мотивации в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас). Общее представление об эмоциях. Роль эмоций в жизни человека. Отношение понятий «мотивация» и «эмоции». Условия возникновения эмоций: неопределенность ситуации, резкое изменение ситуации, в ситуации выбора ответа, в ситуации внешних и внутренних препятствий. Социальная природа эмоций и опосредствованность их обычаями, нормами, принятыми в культуре, религиозными требованиями. Использование системы средств для произвольной регуляции проявлений эмоций. Роль эмоций в регуляции общения. Эмоциональное переживание человеком предвосхищаемых, прогнозируемых, ожидаемых событий. Физиологические и поведенческие проявления эмоций (поза, мимика, мышечное напряжение, голосовые реакции, частота сердечного сокращения. Теории эмоций. Классификации и функции эмоций.

Тема 11. Психология личности

Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Соотношение понятий: “индивид”, “личность”, “индивидуальность”, “субъект”. Общие проблемы психологии личности: многогранность феноменологии личности; междисциплинарный статус проблемы личности; зависимость понимания личности от образа человека, существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и  персонологического направлений современного человекознания. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Номотетическое и идеографическое описание личности: номотетический подход ориентирован на выяснение общих закономерностей психической деятельности; идеографический предполагает изучение конкретного человека. Свойства личности: активность, направленность, глубинные смысловые системы, степень осознанности своих отношений. Структура личности. Движущие силы развития личности. Активность субъекта как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). «Два рождения личности» по — А.Н. Леонтьеву. Феномен «горькой конфеты» и его психологический смысл. Анализ основных подходов к проблеме социализации личности. Механизмы социализации личности (Л.И. Божович, Д.И. Фельдтштейн). Понятие о самосознании. Определение самосознания. Роль самосознания в структуре личности. Структура самосознания (три компонента). Понятие Я-концепции. Функции самосознания. Факторы развития самосознания в онтогенезе. Самооценка и уровень притязаний. Определение самооценки. Виды самооценки. Роль самооценки в структуре самосознания. Факторы, влияющие на формирование самооценки личности. Определение уровня притязаний личности. Связь самооценки с уровнем притязаний. Я-концепция в различных психологических теориях.

Тема 12. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии

Психодинамическая теория личности 3.Фрейда, аналитическая теория личности К.Юнга, индивидуальная теория личности А.Адлера, социокультурная теория личности К.Хорни, теория отчуждения Э.Фромма, эпигенетическая психосоциальная теория личности Э.Эриксона, — феноменологическая теория личности К.Роджерса, теория самоактуализации А.Маслоу, философия экзистенциализма, представление о личности В.Франкла, теория черт личности Г.Олпотра, теория типов личности Г.Айзенка, структурная теория черт личности Р.Кеттелла, бихевиористические теории личности (Х.Кларк, А. Бандура, Доллард и Миллер), интерперсональные теории личности (теории ролей: Дж. Мид, М.Кун, И.Блумер), когнитивная теория личности Дж. Келли. Теории личности в отечественной психологии. Целостный подход к понимаю личности С.Л.Рубинштейна, комплексный подход к понимаю личности Б.Г.Ананьева, школа исследования личности А.Н.Леонтьева, концепция личности как системы отношений В.Н.Мясищева, теория установки Д.Н.Узнадзе, структурный подход к пониманию личности К.К.Платонова, концепция личности А.Г.Ковалева, Л.И.Божович об этапах развития личности в онтогенезе, концепция — индивидуальной — интегральности В.С.Мерлина, диспозиционная теория личности В.А.Ядова, социально-психологическая концепция личности А.В.Петровского. Современные концепции личности: Б.С.Братусь, А.Г.Асмолова, Д.А.Леонтьев и др.

Тема 13. Социальная психология в системе научного знания. История развития социальной психологии

Пограничный характер социально-психологического знания. Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии. Дискуссия 20-х годов. Дискуссия конца 50-х начала 60-х годов. Три точки зрения на предмет социальной психологии. Взаимоотношения социальной психологии с социологией и общей психологией. Функции социальной психологии в обществе. Истоки социально-психологических идей в философии. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые социально-психологические теории. Психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт). Психология масс (Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон, 3. Фрейд). Теория инстинктов социального поведения Макдугалла. Период экспериментального развития социальной психологии на Западе (В. Меде, Ф. Олпорт, Э. Мэйо). Современные теоретические концепции социальной психологии: необихевиоризм, психоанализ, гуманистическая ориентация, интеракционизм, когнитивные теории. Методы социально-психологического исследования. Междисциплинарный статус методов социальной психологии. Проблема качества данных социально-психологического исследования. Общий обзор методов социальной психологии: методы исследования и методы воздействия. Социометрия. Опрос. Анализ документов. Методы практической социальной психологии.

Тема 14. Проблема общения и взаимодействия в социальной психологии

Общественные отношения и межличностные отношения: определяющая роль общественных отношений для развития индивидуального сознания. Понятие социальной роли. Традиция исследования межличностных отношений. Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Единство общения и деятельности, Структура общения. Содержание, формы и механизмы общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Виды коммуникации. Вербальная коммуникация. Значение коммуникативных свойств человеческой речи. Основные виды невербальной коммуникации. Оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика) и ее роль в коммуникативном процессе. Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков (интонация, различные невербальные включения в человеческую речь). Пространственно-временная система организации коммуникативного процесса. Визуальный контакт. Проблема кодирования и декодирования невербальной информации в социальной психологии. Проблема взаимодействия (интеракции) людей в социальной психологии. Попытки построения структурной модели межличностного взаимодействия: схема элементарного акта взаимодействия Т. Парсонса. Взаимодействие как вид социальной связи (Я. Щепаньский). Анализ взаимодействия в транзактном анализе. Взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Типы взаимодействий: кооперация и конкуренция. Конфликт как форма конкурентного взаимодействия. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия. Схема Р.Бейлса. Восприятие в общей и социальной психологии. Социальная перцепция. Роль межличностного восприятия в процессе общения. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия, эмпатия). Эффекты межличностного восприятия: “ореола”, “первичности”, “новизны”, процесс стереотипизации. Феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса. Виды и формы атрибуции (Г. Келли). Феномен межличностной аттракции. Проблема точности межличностного восприятия. Практические средства повышения точности межличностного восприятия.

Тема 15. Группа как социально-психологический феномен

Группа как система и субъект деятельности. Общности и группы. Группа и организация. Феномен “группового сознания”. Основные характеристики групп. Позиция, статус, роль личности в группе. Групповые нормы и ценности. Понятие “санкций” в группе. Классификация групп. Виды больших социальных групп (социальные слои, нации, профессиональные группы и др.). Большие социальные общности. Временные, неорганизованные группы — толпы, аудитории, публика и т.д. Специфика коммуникативных и интерактивных процессов в стихийных группах. Способы воздействия (заражение, внушение, подражание). Психологические характеристики больших социальных общностей: потребности, интересы, социальные чувства, социальный характер. Психология этнических групп. Понятия «психологический склад нации» и “национальный характер”. Проблема этноцентризма. Понятие “этнического стереотипа”. Понятие малой группы. Проблема выделения границ малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии: исследования контактных групп (социальная фасилитация и ингибиция), соотношение эффективности индивидуальных и групповых действий, социометрическое направление (Дж. Морено), социологическое направление (Э. Мэйо), школа “групповой динамики” (К. Левин). Динамические процессы в малой группе. Механизмы групповой динамики (разрешение внутригрупповых противоречий, «идиосинкразический кредит», психологический обмен). Образование малой группы. Феномен группового давления (С. Аш). Конформизм и сопротивление социальному давлению. Влияние меньшинства (С. Московиси). Групповая сплоченность: сплоченность как межличностная аттракция, сплоченность как результат мотивации — группового членства, сплоченность как — ценностно-ориентационное единство. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.

Тема 16. Социально психологические концепции 19-20 вв.

Успехи и затруднения языкознания, антропологии, этнографии. археологии, криминологии как источник становления социальной психологии. Психология и социология — “родители” социальной психологии. Э.Дюркгейм о соотношении индивидуального и социального. Психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт). Психология масс (Г.Тард. Г.Лебон, С. Сигеле). Теория инстинктов социального поведения В. МакДуголла. 3. Фрейд о механизмах человеческого поведения (“Массовая психология и анализ человеческого “Я”). Экспериментальный период в истории зарубежной социальной психологии. Необихевиоризм в социальной психологии, Основные понятия теории научения и их применение в социальной психологии. Необихевиоризм в современной зарубежной социальной психологии (исследования Н. Миллера и Д. Долларда, А. Бандуры). Теории диадического взаимодействия (Д. Тибо и Г. Келли, Д. Хоманс). Сильные и слабые стороны необихевиористской — ориентации. Психоаналитическая и гуманистическая ориентации в социальной психологии. Труды 3. Фрейда как теоретические источники психоаналитической ориентации в социальной психологии. Понятийный аппарат, проблематика и основные направления данной ориентации. Динамическая теория функционирования группы (В. Байон). Теория развития группы В. Бенниса и Х. Шепарда. Трехмерная теория межличностного поведения В. Шутца. Гуманистический психоанализ Э.Фромма. Гуманистическая ориентация в социальной психологии (К. Роджерс, С. Джурард). Когнитивизм в — социальной психологии. Гештальтпсихология и теория поля К. Левина как теоретические источники когнитивистской ориентации в социальной психологии.  Понятийный — аппарат, проблематика и основные направления данной ориентации. Теория структурного баланса Ф. Хайдера. Теория коммуникативных — актов Т.Ньюкома — Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Сильные и слабые стороны когнитивистской — ориентации. Интеракционизм в социальной психологии. Концепция — Дж. Мида как основной — теоретический — источник интеракционистской ориентации в социальной психологии. Понятийный аппарат, проблематика и основные направления данной ориентации. Г. Блуммер и М. Кун как представители двух школ символического интеракционизма. Ролевые теории (Р. Линтон, Т. Сарбин, Р. Мертон, Э. Гоффман). Теории референтной группы (Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Р. Мертон, Г. Келли). Сильные и слабые стороны интеракционистской ориентации. Развитие критических тенденций в американской социальной психологии. Позиция В. МакГвайра. Оценка традиций социальной психологии ХХ века европейскими исследователями. Развитие собственных подходов в ряде европейских стран. Создание Европейской Ассоциации Экспериментальной Социальной Психологии (1965), ее роль в развитии социальной психологии в Европе. Акцентирование философского обоснования социально-психологического знания. Теория социальной категоризации А. Тэшфела. Теория социальных представлений С. Московиси. Этогеническая теория Р. Харре. Социальный конструкционизм К. Гергена. Специфика западноевропейской социальной психологии.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф