2.1. Предмет и задачи возрастной психологии. Объект и предмет возрастной психологии и психологии развития. Разделы возрастной психологии. Теоретические и практические задачи психологии развития. Основные понятия психологии развития и возрастной психологии: «онтогенез», «психическое развитие», «возраст», «возрастная периодизация».
2.2. Методы психологии развития и возрастной психологии. Метод наблюдения, его разновидности, особенности и требования к нему. Анкетирование. Метод анализа продуктов деятельности. Эксперимент в возрастной психологии, его виды. Близнецовый метод, его значение. Метод тестов. Социометрический метод. Основные стратегии исследования: трансверсальная, лонгитюдная, формирующая. Метод формирующего эксперимента как альтернатива методу «срезов».
2.3. Детерминанты психического развития. Формы проявления развития: филогенез; онтогенез. Основные закономерности психического развития: неравномерность и гетерохронность, неустойчивость, сенситивные периоды, куммулятивность, дивергенция и конвергенция (Л.С. Выготский). Предпосылки психического развития. Созревание и развитие. Факторы психического развития: наследственность, среда, активность. Проблема движущих сил психического развития ребенка. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.
2.4. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Проблема возраста в психологии. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Основные структурные компоненты психологического возраста. Зарубежные теории периодизации психического развития: теория рекапитуляции (С. Холл); теория трех ступеней детского развития: инстинкт, дрессура, интеллект (К. Бюлер); теория конвергенции двух факторов (В. Штерн); становление морального сознания (Л. Кольберг); стадии психосексуального развития ребенка в теории З. Фрейда; эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона; генетическая психология Ж. Пиаже и др. Проблема возраста и возрастной периодизации в работах Л.С. Выготского. Проблема соотношения обучения и развития. Понятие «зоны ближайшего развития». Проблема периодизации психического развития Д.Б. Эльконина. Учение о ведущем виде деятельности А.Н. Леонтьева. Учение о социальной ситуации развития Л.И. Божович. Современный этап в развитии возрастной психологии.
2.5. Новорожденность и младенчество. Общая характеристика новорожденного. Безусловные и ранние условные рефлексы. «Комплекс оживления». Основные закономерности развития сенсорных процессов и двигательных реакций в младенчестве. Предпосылки развития речи. Возникновение и развитие памяти. Основные психологические новообразования к концу первого года жизни. Кризис 1 года.
2.6. Раннее детство. Общая характеристика условий психического развития в раннем детстве. Предметная деятельность как ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Развитие восприятия, памяти, речи и мышления в раннем детстве. Начальные формы развития личности ребенка раннего возраста. Основные психологические новообразования раннего возраста. Кризис 3-х лет.
2.7. Дошкольный возраст. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Социально-исторический характер происхождения, структуры, генезиса и функций игры. Сенсорное развитие дошкольника. Развитие мышления дошкольника. Проблема формирования умственных действий и понятий. Развитие памяти дошкольника. Развитие речи. Развитие воли. Личностные новообразования в дошкольном возрасте. Формирование детского коллектива и его роль в развитии личности ребенка. Кризис 7 лет. Проблема готовности к школьному обучению.
2.8. Младший школьный возраст. Общие условия развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности. Проблема формирования научного мышления в начальной школе (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Теория планомерного формирования умственных действий и понятий. Основные этапы формирования действий, представлений и понятий (П.Я. Гальперин). Особенности развития речи в младшем школьном возрасте. Особенности восприятия и внимания. Память младшего школьника. Особенности развития воображения. Развитие личности младшего школьника.
2.9. Подростковый возраст. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Проблема выделения ведущей деятельности в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста: варианты развития. Основные психологические новообразования подросткового возраста. Особенности взаимоотношений подростка со взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность подростков. Формирование личности в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Развитие аффективно-потребностной и мотивационной сферы.
2.10. Юношеский возраст. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте, ее специфика в современных условиях. Особенности внутренней позиции старшеклассников (в сравнении с подростками). Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов у юношей. Основные психологические новообразования юношеского возраста.
2.11. Зрелый возраст. Социальное значение периода зрелости. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность зрелого возраста. Особенности познавательной деятельности в период зрелости. Особенности развития психических процессов. Возможности обучения в период зрелости. Особенности социальной активности в период зрелости. Формы участия в общественной жизни. Периодизация периода зрелости. Проблема кризиса зрелого возраста.
2.12. Период старения и старости. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Периодизация старения. Психические изменения в старости и роль психологического фактора в процессе старения. Профилактика старения. Проблема трудовой деятельности в старости. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
