Становление психологии как науки. Период формирования психологического знания в рамках других научных направлений. Место современной психологии в системе наук. Методология научного познания. Объяснительные принципы психологии. Классификация методов психологического исследования.
Количественные и качественные методы исследования. Планирование эксперимента и выбор метода обработки данных. Применение статистических методов в психолого-педагогическом исследовании. Требования к методам научного исследования.
Зарождение и эволюция психики. Биологические основы психики. Развитие психики в филогенезе. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности. Центральная нервная система. Природная и социальная детерминация психического развития. Общая характеристика генотипических и средовых факторов. Роль генотипа и среды в развитии психики индивида. Основные теории взаимодействия генотипа и среды. Структура психики. Функции психики. Классификация психических явлений. Психические процессы, состояния и свойства. Сознательное и бессознательное. Измененные состояния сознания.
Проблема деятельности в психологии. Структура деятельности, деятельность как процесс. Социальность, предметность, сознательность человеческой деятельности. Деятельность: структура, виды, характеристики. Человек как субъект деятельности. Психологическое строение деятельности: потребности, мотивы, цели, задачи. Деятельность, действия, операции. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, проектирование, планирование, реализация, контроль, коррекция, оценка. Действие. Умение. Навык. Поступок. Способы (операции) выполнения действия, проблема переноса. Автоматизация, деавтоматизация, интерференция навыков. Практическая и теоретическая деятельность. Индивидуальная и совместная деятельность. Творческая и репродуктивная деятельность. Основные виды деятельности, их характеристика. Ведущая деятельность. Способы, стратегии, стили деятельности. Единство общения и деятельности.
Проблема личности в психологии. Психодинамическая теория личности. Аналитическая теория личности. Гуманистическая теория личности. Когнитивная теория личности. Поведенческая теория личности. Деятельностная теория личности. Диспозициональная теория личности. Общая характеристика понятий: личность, индивид, индивидуальность, субъект. Структура личности и движущие силы ее развития. Этапы развития личности. Понятие личностного роста. Самооценка и уровень притязаний. Сознание и самооценка. Индивидуальные особенности человека. Проблема акцентуации личности. Психологические свойства личности.
Задатки и способности. Структура способностей. Способности и одаренность. Отечественная традиция изучения темперамента И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов. Типы темпераментов, их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Свойства темперамента. Определение характера. Характер и темперамент. Типология характеров Э. Кречмера. Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду. Социальные типы характеров по Э. Фромму. О формировании характера С.Л. Рубинштейн. Сенситивные периоды в становлении основных черт характера. Характер и защитные механизмы.
Направленность личности и жизненная позиция. Ценности как социальные регуляторы поведения. Основные подходы к изучению индивидуальных различий. Историко-эволюционный подход к пониманию индивидуальности человека. Основные направления дифференциально-психологических исследований. Тестирование личности.
Самосознание личности. Структура «Я» и ее исследование в разных направлениях психологии. Образ Я. Положение У. Джеймса о существовании трех компонентов эмпирического «Я». Положение о самооценке как центральном образовании личности (К. Роджерс). Самооценка и самоуважение. Самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы. Психологическая защита личности. Самооценка и уровень притязаний, их общая характеристика. Кризисы идентичности.
Потребностно-мотивационная сфера. Понятие о потребностях как основе процессов мотивации. Физиология и психология потребностей. Классификация потребностей. Иерархия человеческих потребностей в теории А. Маслоу. Феномен мотивации. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Проблема осознаваемости мотивов. Теории мотивации в различных психологических школах. Формирование мотивации. Развитие мотивационной сферы в онтогенезе. Механизм сдвига мотива на цель (по А.Н. Леонтьеву).
Эмоциональная сфера. Понятие о чувствах. Эмоциональные состояния как психический процесс, их характеристика. Переживание как особая эмоциональная деятельность. Классификация эмоций. Амбивалентность эмоций. Основные концепции эмоций. Роль эмоций в регуляции поведения. Основные функции эмоций. Физиологические и поведенческие компоненты эмоций. Эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Формы переживания чувств. Чувства и личность. Виды чувств и их формирование. Высшие чувства.
Познавательные процессы. Ощущение и восприятие. Физиологические основы ощущений. Общие закономерности ощущений. Классификация, виды, основные свойства восприятия. Связь восприятия с другими познавательными процессами.
Внимание: виды, структура, свойства. Память. Теории механизмов памяти. Память и деятельность. Виды памяти. Процессы памяти. Знаки и их роль в развитии памяти человека. Мнемотехника. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека. Операции и формы мышления. Мышление как процесс и как деятельность. Виды мышления. Творческое мышление. Мышление и речь. Знак и символ. Речь и язык. Язык как средство мышления. Психологическая структура речи, ее основные виды и функции. Внутренняя речь. Воображение как психический процесс. Физиологические основы воображения. Мышление и воображение. Виды и операции (приемы) воображения, их характеристика. Физиологические основы процессов воображения. Воображение и творчество.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
