Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..
1 Теоретические аспекты дидактических игр и игровых упражнений в формировании у дошкольников навыков грамматически правильной речи……………………………………………………………………………
1.1 Понятие грамматически правильной речи и ее роль в психолого-педагогической литературе……………………………………….…..…
1.2 Средства формирования навыков грамматически правильной речи дошкольного возраста……………………………………………………….
1.3 Дидактические игры и игровые упражнения как средство формирования навыков грамматически правильной речи детей дошкольного возраста………………………………………….…………
Вывод по первой главе………………………………………….……..…….
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию грамматически правильной речи детей на примере подготовительной группы детей посредством дидактических игр и игровых упражнений………..………..
2.1 Исследование уровня развития навыка грамматически правильной речи детей подготовительной группы (констатирующий эксперимент)……………..….…………..……………..……………………..
2.2 Формирование грамматически правильной речи детей подготовительной группы посредством дидактических игр и упражнений (формирующий эксперимент)………………..………………
2.3 Контрольный анализ результатов (контрольный эксперимент).…
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………..……………………..
Приложение А. Диагностические методики….….…………….………..…..
Приложение Б. Перспективный план работы по развитию грамматически правильной речи..………………….………………………..
Приложение В. Уровень развития грамматически правильной речи детей подготовительной к школе группы………………………..………..
Приложение Г. Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи…………………………………………………………..…
ВВЕДЕНИЕ
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию к построению своей личности.
Грамматический строй – это один из обязательных компонентов любого языка, определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений.
Актуальность исследования. Формирование навыков грамматически правильной речи определяет возможности детей дошкольного возраста в познании окружающего мира, активного развития, сотрудничества со взрослыми и сверстниками, саморегуляции поведения, в формировании социальных отношений.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования – основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности».
В связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах, определяя актуальность нашего исследования.
Теоретический анализ работ психологов, педагогов, лингвистов (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) позволяет определить, что процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Исследователи подчеркивают значение работы над грамматикой родного языка; так П. П. Блонский рассматривал формирование грамматических операций в тесной связи с развитием мыслительных процессов. А. Н. Гвоздев постоянно фиксировал внимание на понимании ребенком слова, его грамматически формы, осознании неправильности в своей и чужой речи. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
Проблемой использования дидактических игр и игровых упражнений в обучении детей дошкольного возраста занимались А.К. Бондаренко, Л. А. Венгер, Е. И. Тихеева, А. П. Усова и др., которые считали, что игра занимает особое место в педагогическом процессе, расширяет и закрепляет знания детей. Такие игры были разработаны педагогами А. М. Бородич, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой.
XXI век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Не скомпенсированные речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации в новых школьных условиях.
Объект исследования – процесс развития грамматически правильной речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – специфика использования дидактических игр, развивающих грамматически правильной речи детей дошкольного возраста.
Цель исследования – доказать эффективность использования дидактических игр игровых упражнений в процессе формировании навыков грамматически правильной речи у дошкольников.
Гипотеза – формирование грамматически правильной речи станет эффективной при использовании дидактических игр.
Задачи исследования:
- Провести анализ теоретической основы проблемы формирования навыков грамматически правильной речи у дошкольников на современном этапе дошкольного образования.
- Рассмотреть дидактические игры и упражнения как средство развития грамматически правильной речи.
- Провести опытно-экспериментальную работу по формированию грамматически правильной речи, посредством дидактических игр.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад №54 «Звездочка» (далее – ЦРР ДС №54 «Звездочка»)
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретические аспекты дидактических игр и игровых упражнений в формировании у дошкольников навыков грамматически правильной речи
1.1 Понятие грамматически правильной речи и ее роль в психолого-педагогической литературе
Грамматический строй языка — продукт длительного исторического развития. Грамматика, являясь наиболее устойчивой частью языка, определяет его тип. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию родного языка. Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях:
- Как грамматический строй языка, представляющий собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис.
- Как свод правил об изменении слов и их сочетаний в предложении.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова.
Синтаксис — словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Словообразование — образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивированно, т. е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку [1].
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира. В педагогическом энциклопедическом словаре понятие «речь» трактуется как форма общения (коммуникации) людей посредством языка[2, С. 240]. Грамматика русского языка – обширная наука. Именно через нее ребенок учится правильно говорить.
Выявление существенных звеньев механизма овладения детьми
грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм,
формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос
на новые области действительности. Исследования А. В. Запорожца,
М. И. Попова, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, Д. Б. Эльконина,
В. И. Ядэшко показали, что наиболее благоприятна ситуация, при которой правильное использование грамматической формы, точность ее
звукового облика обретает в деятельности сигнальное значение. Игровую и практическую деятельность следует организовать так, чтобы ее
успех зависел от правильности ориентировки в звуковой стороне слова.
Как говорил К.Д.Ушинский, грамматика – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.
Под грамматикой обычно понимают систему языковых норм и категорий, которые определяют приемы и типы строения слов, словосочетаний, синтагм и предложений, и сам отдел лингвистики, исследующий эту систему [5].
В грамматике, как учении о строе языка чаще всего намечают три части:
- Учение о слове и его формах, о способах образования слов и ихформ.
- Учение о словосочетании, о его формах и его типах.
- Учение о предложении и его типах, о компонентах (составных частях) предложений, о приемах сцепления предложений, о сложном синтаксическом целом (фразе).
Учение о грамматической структуре слов, о формах слов, об образовании слов и форм слов названо морфологией и отделено от синтаксиса как учения о словосочетании и предложении [5].
В. А. Богородицкий писал: «…Морфология представляет, так сказать, инвентарь отдельных категорий слов и их форм, а синтаксис показывает все эти слова и формы в их движении и жизни — в предложении речи» [4, с. 26].
Против такого деления грамматики есть серьезные возражения, поскольку границы между морфологией и синтаксисом очень неустойчивы и неопределенны. Часть грамматических явлений, которые относят к морфологии, легко находит себе место в синтаксисе и лексикологии. Синтаксис не может обойтись без учения о слове как о составной части предложения.
«…Всякое изменение слова по заданию предложения понятно лишь на его общем фоне и не может рассматриваться отдельно от него» [6, с.35].
Овладение грамматическими категориями (времени, места, причины) самым тесным образом связано со всем ходом умственного развития, опирается на познавательное развитие. Поэтому для освоения грамматического строя полезны игры-экспериментирование, всевозможные логические задачи и игры, описываемые в методике ознакомления детей с природой.
Ряд зависимостей (временных, пространственных, субъект-объектных) дети осваивают в подвижных играх. От того, насколько регулярно и квалифицированно они организуются, зависит не только здоровье, но и речевое развитие детей. Кроме прямого непосредственного влияния на семантическую (смысловую) сторону грамматического строя подвижные игры оказывают и косвенное влияние на речь. В них формируется такое важное качество, как произвольность поведения, которое имеет значение и для двигательной, и для речевой активности. Существуют различные аспекты развития речи.
Физиологической основой развития речи является учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизм формирования речи.
Речевая деятельность обеспечивается разными, очень сложными физиологическими механизмами в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т.д.). При восприятии и воспроизведении речи происходит, прежде всего, бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. В физиологии слово рассматривается как особый сигнал, замещающий не посредственные сигналы: ощущения, восприятия и представления, а язык в целом – как вторая сигнальная система [19].
Лингвистическую основу развития речи составляет учение о языке, как знаковой системе. При этом решается вопрос о различии и взаимосвязи понятий «язык» и «речь». Язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую окружающую человека действительность. Речь представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Она трактуется как деятельность, включенная в общуюсистему деятельности человека.
Психологический аспект развития речи опирается на положение Л. С. Выготского, о том, что развитие речи тесно связано с развитием мышления и
сознания. Рассматривая проблему формирования понятий, Л. С. Выготский говорил, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их
образованию, «понятие невозможно без слов, мышление в понятиях не возможно вне речевого мышления» [5].
Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.
Идеи Л. Н. Толстого и особенно К. Д. Ушинского разрабатывала Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека [15].
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что процесс овладения речью является одним из самых сложных для ребенка, он нуждается в создании условий для возникновения потребности в речи как со взрослыми, так и со сверстниками.
Речь ребенка складывается под воздействием речи взрослых и в большой степени находится в зависимости от практики, обычного речевого окружения и от обучения и воспитания, которые начинаются с первых дней его жизни.
Развитие речевого общения у дошкольников — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития дошкольного образования, введенного в государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Речевое развитие и социально-коммуникативное развитие дошкольников выделено в отдельные образовательные области. Развитие речи старших дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, одной из которых является изобразительная деятельность.
В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно-следственных, временных, пространственных зависимостях. Учатся извлекать информацию из наблюдений и экспериментирования (это способ обследования существенных зависимостей в предметном мире, природе). Чтобы эти знания и представления отразились на уровне владения грамматическим строем, необходимо давать детям творческие задания, требующие использовать полученные знания в речевой или игровой деятельности (составление рассказов, загадок, сюжетов игр).
В процессе ознакомления с художественной литературой дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы, разговоры о прочитанном) и монологической (словесное творчество) речи. Здесь также формируется умение использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств (подбор синонимов, словообразование и словотворчество, оригинальные словосочетания) [3, c.180].
Тихеева Е.И. считала, что язык и мышление были и продолжают быть неразрывно связаны с трудовыми процессами детей, с деятельностью человека. Значительный и огромный опыт накапливается ребенком в игре [17, с. 33].
Речевому развитию особое внимание уделяла Е.И. Тихеева. Она считала, что из игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Е.И. Тихеева придавала особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, педагог четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще. Но в жизни дошкольников может и должен быть представлен и самодовлеющий труд, от игры отмежеванный. Для него можно найти место, конечно, в минимальных дозах, в режиме дня самых маленьких детей, начиная с младшей группы детского сада [18, с. 33].
Таким образом, усвоение речи ребенком – это сложный процесс, который в своем развитии проходит ряд стадий: от зачаточного, аморфного использования отдельных языковых явлений до полного овладения языковыми нормами. Формирование грамматической стороны речи ребенка – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи, что обуславливает необходимость следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.
В процессе обучения речи и повседневном речевом общении ребенка подводят к осознанному отношению к своей речи, развивают на базе языкового материала лингвистические интересы и познавательную деятельность.
1.2 Средства формирования навыков грамматически правильной речи дошкольного возраста
Средства и формы работы по формированию грамматически правильной речи определяются на основе знания общих закономерностей становления речи, изучения уровня грамматических навыков детей данной группы и анализа причин их грамматических ошибок.
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями:
- Обучение на занятиях.
- Воспитание грамматических навыков в повседневном общении.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Воспитатель на любом занятии должен исправлять ошибки в речи детей. Особое значение имеют занятия, где ведется специальная работа по предупреждению отрицательных качеств речи.
На таких занятиях все внимание детей бывает привлечено только к нужной грамматической форме. Слово, его изменение, словосочетание или предложение становятся содержанием их умственной работы. Ребенок начинает осознавать, как надо говорить, стремится сказать правильно, грамотно, красиво. Удобная, деловая обстановка занятия способствует тому, что дети не отвлекаются, все слышат объяснения и указания воспитателя, сознательно следят за качеством речи товарищей [3 с. 118].
К методам мы можем отнести: дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.
С детьми младшего и среднего возраста на формирование грамматически правильной речи проводятся: дидактические игры и игры – драматизации. С детьми старшего дошкольного возраста применяется метод упражнений.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание. Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму [1].
Существуют обязательные требования к наглядному материалу.
- Он должен быть знаком детям.
- Материал оформлен эстетически.
- Вызывать конкретные образы.
- Побуждать мыслить.
Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.
Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Основные педагогические требования к этому методу аналогичны тем, которые предъявляются и к дидактическим играм.
Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования. Большое значение логическим упражнениям в школьном обучении придавал К. Д. Ушинский. Он справедливо считал, что упражнения более всего подготавливают ребенка к изучению грамматики.
К. Д. Ушинским разработаны образцы таких упражнений для «первоначального учения родному языку». Е. И. Тихеевой были разработаны упражнения для развития речи дошкольников, в том числе и для развития ее синтаксической стороны: на распространение предложений, на добавление придаточных предложений и др.
В современных методических и учебных пособиях предлагаются грамматические упражнения для всех возрастных групп.
Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.
Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказыванию обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.
Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом.
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:
- Ехать – приезжай, махать – маши, искать – ищи.
- Снять (что?) – пальто, но раздеть (кого?) – куклу.
- Надеть (что?) – шапку, но одеть (кого?) – мальчика.
Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.
Сравнение двух форм (чулок – носок; карандашей – апельсинов – груш; столов – окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.
Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.
Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи.
В ходе занятий педагог добивается активности всех детей, точности и осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом образе слова и особо на произношении окончаний.
Практика речевого общения – важнейшее условие формирования грамматических навыков.
Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.
Работа по формированию грамматически правильной речи ребенка — постоянный непрерывный процесс, соответствующий психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на речевых занятиях, но и на занятиях по другим разделам программы воспитания и обучения.
Большие возможности для упражнений детей в правильном употреблении грамматических форм имеются во время проведения прогулок и других режимных процессов. Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.
Разговаривая с воспитанниками за завтраком, во время дежурства, в уголке природы, на прогулке, педагог поощряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.
Овладение детьми грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. Речевой стереотип вырабатывается только при условии связи слов и их форм с фактами действительности.
Дидактические игры могут улучшить сенсорные и речевые способности детей. Эти типы игр влияют на увеличение словарного запаса ребенка и активизируют его, устанавливают правильное звуковое произношение и выражают способность мыслить.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих [16, с.11].
Большое значение в речевом развитии детей имеют дидактические игры и упражнения, которые являются эффективным средством формирования грамматического строя речи дошкольников. Данные игры активизируют поисковую деятельность ребенка, воспитывают чуткость к языковой форме. Выполняя функцию средства обучения, дидактические игры служат неотъемлемой частью занятия. Руководя игрой во время речевых занятий, воспитатель через игровые действия с наглядным материалом, при помощи словесных пояснений, указаний, повторений направляет внимание детей, уточняет их представления, способствует развитию речи, овладению различными формами грамматики.
1.3 Дидактические игры и игровые упражнения как средство формирования навыков грамматически правильной речи детей дошкольного возраста
Остановимся на дидактических играх как средство формирования навыков грамматически правильной речи поподробней.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.
Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста. В этом и состоит сложность обучения, которое еще осложняется и тем, что мы, взрослые, допускаем грамматические ошибки в своей речи и неосознанно формируем неправильную речь своих детей. Отсюда следует, что важнейшей заботой взрослого при общении с ребенком должна быть забота о том, чтобы дети слышали грамотную речь и как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с ее помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей – дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а также необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
- Дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей.
- Игровые правила.
- Игровые действия.
- Окончание игры, подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача – это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.
Игровые действия – это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.
Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.
Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.
Игры могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера (с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве используются в младшем и среднем дошкольном возрасте, словесные (построены на словах и действиях играющих) игры чаще используются педагогом в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.
Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:
- Игры и упражнения на словоизменение:
- учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: «Чего не стало?», «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.
- употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру игры «Ателье», «Кафетерий» и др.)
- правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. («Какой?, Какая?, Какое?», «Кто что делает?», «Отгадай, что это?», «Расскажи о предмете»).
- различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых «трудных» глаголов: хотеть, звонить, бежатьи др. (игры «Вы хотите? — Мы хотим», «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону» и др.).
- Игры и упражнения на словообразование:
Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:
- образование названий детенышей животных;
- Образование названий профессий
- Образование названий посуды
- Образование однокоренных слов
В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:
- суффиксов: заяц — заинька, зайчонок;
- приставок: шить — пришить, зашить, вышивать;
- смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.
В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы — усики — усищи; кот — котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины? И образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).
- Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи:
Как уже подчеркивалось, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: «Почему?», «Зачем?», «Что было бы, если…». Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: «Закончи предложение», «Дополни предложение», «Кого покатаем на машине?», «Размытое письмо» и др.
В дошкольном учреждении работа по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи ведется по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей.
Хочется отметить важность работы с родителями. Родители должны понять всю необходимость формирования у детей грамматически правильной речи, осознать то, что речь взрослого и его реакция на грамматические ошибки играют огромную роль в развитии речи ребенка. Так как вся работа по развитию речи, как и любая друга работа, направленная на развитие детей, не может быть успешной, если в ней принимает участие только дошкольное учреждение без поддержки семьи. Педагог должен познакомить родителей с видами грамматических ошибок детей и рекомендовать различные дидактические игры на их устранение.
Вывод по первой главе
В этой главе мы рассмотрели исследования отечественных педагогов, психологов и лингвистов, которые доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира.
Игровую и практическую деятельность следует организовать так, чтобы ее успех зависел от правильности ориентировки в звуковой стороне слова.
Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета».
Как говорил К.Д. Ушинский, грамматика – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.
Поэтому для освоения грамматического строя полезны игры-экспериментирование, всевозможные логические задачи и игры, описываемые в методике ознакомления детей с природой.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что процесс овладения речью является одним из самых сложных для ребенка, он нуждается в создании условий для возникновения потребности в речи как со взрослыми, так и со сверстниками.
Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
В процессе обучения речи и повседневном речевом общении ребенка подводят к осознанному отношению к своей речи, развивают на базе языкового материала лингвистические интересы и познавательную деятельность.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Воспитатель на любом занятии должен исправлять ошибки в речи детей.
Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом.
Овладение детьми грамматически правильной речи находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка.
Руководя игрой во время речевых занятий, воспитатель через игровые действия с наглядным материалом, при помощи словесных пояснений, указаний, повторений направляет внимание детей, уточняет их представления, способствует развитию речи, овладению различными формами грамматики.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф