Страницы: 1 2
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию грамматически правильной речи детей на примере подготовительной группы детей посредством дидактических игр и игровых упражнений
2.1 Исследование уровня развития навыка грамматически правильной речи детей подготовительной группы (констатирующий эксперимент)
После изучения теоретического материла по проблеме формирования грамматически правильной речи у детей до школы была проведена опытная экспериментальная работа.
Исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ ЦРР «Звездочка» №54 города Озерск.
В эксперименте принимали участие группа № 12 «Веселые ребята», детей подготовительной к школе группы (6-7 лет), в количестве 10 человек.
Эксперимент проводился в три этапа:
- Констатирующий этап.
- Формирующий этап.
- Контрольный этап.
Констатирующем этапе эксперимента проводилось обследование грамматически правильной речи детей, с целью выявления уровня ее развития.
Срок проведения данного этапа – неделя (21.04.2022 г. — 29.04.2022 г.).
Для формирования у детей грамматически правильной речи были использованы диагностики: Струнина Е. М., Ушакова О. С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»; Алексеева М.М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».
Обследование проводилось по следующим разделам: морфология, синтаксис, словообразование (Приложение А).
Для каждого раздела был подобран диагностический материал и разработаны дидактические игры.
Морфология:
Цель – Умение правильно употреблять несклоняемые имена существительные.
Задание 1. Дидактическая игра «Договори слово»
Детям предлагается прослушать фразу и самостоятельно определить изменения слов по грамматическим стереотипам, имеющим определенный тип окончания.
Ответы детей: «Галя умеет играть на фортепиано», «Коля видел фильм про кенгур», «Маша в новом пальте».
Основные ошибки детей были, что они неправильно определяли окончания прослушанной фразы, и из-за этого они допускали множество ошибок.
Так-как неверно употребляли несклоняемые существительные.
Словообразование:
Цель: Проверка языкового чутья, восприятия и понимая словообразовательных форм.
Задание 2. Дидактическая игра «Кто он такой?»
Дети учатся образовывать существительное от глагола.
Ответы детей:
- Он много работает. Он работник.
- А когда часто дерется. Он драчун.
При выполнении задания, дети показали высокий результат, большая часть детей не испытывали трудностей, с интересом выполняли задания.
Синтаксис:
Цель: Проверка умения конструировать предложения.
Задание 3. Дидактическая игра «Составь предложение».
Детям дается по три слова. Дети составляют с ними предложения.
Ответы детей:
- Дети гуляют в парк.
- Рыбка плавает в аквариум.
Основные ошибки у детей возникали на составление предложения из трех частей. Было неправильно употреблены слова в предложениях на согласовании имен существительных в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме. Большая часть детей не смогли выполнить задание. Детям задание давалось сложно. Только с помощью педагога дети смогли выполнить задание.
Дидактические задания были организованны во второй половине дня, когда в группе оставались только те ребята, с которыми проводилась работа. Также работа проводилась и в первую половину дня, когда у детей было свободное время.
Низким уровнем развития грамматически правильной речи является, что ребенок оказывается выполнять задания или не справляется с ним.
Среднем уровнем развития грамматически правильной речи является, что ребенок выполняет задание, но допускает ошибки в некоторых словах, не всегда правильно употребляет тип окончания.
Высоким уровня развития грамматически правильной речи является, что ребенок без затруднений умеет правильно употреблять несклоняемые имена существительные, может сам образовывать имена существительные от глагола, а также умеет сам конструировать предложения без помощи воспитателя.
Проанализировав результатов исследования можно сделать вывод, что у детей уровень развития грамматически правильной речи детей является преимущественно средним (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Показатели развития грамматически правильной речи группы детей «Веселые ребята» на констатирующем этапе исследования в контрольной группе
Необходимо организовать занятия по повышению уровня развития детей подготовительной к школе группы с использованием дидактических игр и игровых упражнений по формированию грамматически правильной речи.
2.2 Формирование грамматически правильной речи детей подготовительной группы посредством дидактических игр и упражнений (формирующий эксперимент)
В ходе формирующего этапа экспериментального исследования на основе полученных данных, были определены основные направления работы по формированию у детей грамматически правильной речи детей подготовительной к школе группы.
Срок проведения данного этапа – неделя (30.04.2022 г. – 17.05.2022 г.).
На основании анализа уровня работы по развития грамматически речи детей был разработан перспективный план работы по развитию грамматической речи, используя дидактические игры и упражнения (Приложение Б).
Шкала баллов – Характеристика ответов детей.
Первый уровень – (низкий, менее 14 баллов).
Для передачи грамматически правильной речи не используются морфологические элементы. В употреблении грамматических конструкций отмечаются грубые ошибки.
Второй уровень – (средний, 14 – 19 баллов).
Грамматический строй ребенка имеет отклонения от возрастной нормы. Не всегда удается употреблять правильно предложенные предлоги. Согласовывать существительное с числительным, прилагательным, образовывать названия детенышей. Может быть не выполненных заданий в целом не более 14.
Возрастной норме соответствует грамматический строй, имеют место незначительные затруднения при выполнении не более 3 заданий.
Третий уровень (высокий, 19 – 23 баллов).
Возрастной норме грамматический строй соответствует. Безошибочно образовывает существительные именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа, существительные в косвенных падежах. Все предложенные предлоги употребляет правильно.
Результаты формирующего этапа исследования уровня развития формирования грамматически правильной речи у детей подготовительной к школе группы сведены в таблицу В.2 и представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Уровень развития формирования грамматически правильной речи детей подготовительной к школе группы (экспериментальная группа)
У шестерых детей (Семен Д., Виктория Г., Мирон М., Руслан Ю., Семен М., Анна Ш.) отмечается средний уровень сформированности грамматически правильной речи – 60%.
У пятерых детей (Кирилл Л., Игорь И., Анна К., Елизавета К.), отмечается высокий уровень развития грамматически правильной речи – 54%.
Мероприятия проводились во второй половине дня, так как дети были свободней в это время. Игры проводились как в первую половину дня в процессе режимного процесса, так и во вторую половину дня во время свободной деятельности детей.
Включающая себя задания, дидактические игры и игровые упражнения в формировании у дошкольников навыков грамматически правильной речи:
Упражнений для формирования морфологической стороны речи. Для усвоения родовой принадлежности (Приложение Г).
Также использовались различные игры по формированию грамматически правильной речи (сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные и режиссерские игры) (Приложение Г).
Главное место в работе отводилось дидактическим играм и игровым упражнениям по формированию грамматически правильной речи. С помощью этих игр у детей сформировалось навык в образовании слов, умеют упражнять в составлении связных высказываний, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.
В ходе формирующего эксперимента у детей значительно повысился уровень формирования грамматически правильной речи. Дети на занятиях были активны, с хорошим настроением, с интересом выполняли все предложенные задания. Ошибки при употреблении несклоняемых существительных и образовании формы множественного числа именительного и родительного падежей допускают реже. Дети стали исправлять допускаемые ошибки в речи друг друга. Так же было отмечено, что дети стали самостоятельно между собой играть в предложенные игры.
Детям очень нравилось заниматься с дидактическим материалом на контрольном этапе.
Во время проведения занятий дети были активны. Выполняли все правила. Была сложность в организации активных детей, они всегда хотели быть в центре внимания, не давая этого сделать остальным детям.
2.3 Контрольный анализ результатов (контрольный эксперимент)
Анализ результатов исследования формирования грамматически правильной речи у детей подготовительной к школе группы предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования.
Отмеченные ошибки мы учитывал на формирующем этапе работы при составлении программы работы по формированию грамматически правильной речи у детей.
В своей работе реализовали следующие задачи:
- Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
- Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
- Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов –словообразования.
Формирование грамматически правильной речи осуществляли двумя путями:
- в обучении на занятиях;
- в воспитании грамматических навыков в непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) в повседневном общении дошкольников.
Можно сделать вывод о том, что у детей подготовительной к школе группы в следствии проведенного формирующего этапа исследования отмечается динамика развития формирования грамматического строя речи. Дети меньше допускают типичных ошибок, стали правильно употреблять падежные формы, категории рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени, изъяснительное наклонение глагола выражать в форме настоящего, прошедшего и будущего времени, согласовывают существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными, со степенями сравнения прилагательных, учатся исправлять ошибки в речи товарищей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе анализируется проблема дошкольника имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций.
Речь – это процесс общения, возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Речь является одним из показателей развития ребенка.
Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе. Развитие речи детей перед школой в подготовительной группе детского сада преследует такие цели – развитие речевой среды, формирование активного и богатого словарного запаса, развитие связной речи детей, выработку у детей основ культурной речи, усовершенствование умения правильного произношения звуков.
Теоретический анализ по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что проблема формирования грамматически правильной речи является очень актуальной. Дидактическая игра, как основной вид познавательной деятельности ребенка, способствует решению важных задач по усвоению грамматических категорий.
В ходе проведенного исследования была достигнута цель, решены поставленные задачи, доказана гипотеза о том, что педагогические условия формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста включают в себя:
- грамотную речевую среду и целенаправленную организацию учебно-познавательной, игровой и коммуникативной деятельности дошкольников в рамках НОД;
- обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи;
- расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное).
Чтобы получить результаты формирующего эксперимента, мы перешли к контрольному этапу, чтобы выявить уровень формирования грамматически правильной речи дошкольника через дидактические игры и игровых упражнений.
Повторное проведение методики посредством развития грамматически правильной речи детей дошкольного возраста показало, что у детей с низким уровнем развития грамматически правильной речи, значительно повысился до среднего уровня. Данный процесс развития грамматически правильной речи стал более эффективным при использовании дидактических игр и игровых упражнений по формированию грамматически правильной речи.
После проведения работы, направленной на развитие грамматически правильной речи, можно сделать вывод о том, что подготовительная работа на этапе формирующего эксперимента прошла успешно. Цель исследования достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, И. И. Яшина. — 3-е изд. — Москва : «Академия», 2000. — 400 с. — Текст : непосредственный.
- Арушанова, А. Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. — Москва : «Мозаика-Синтез», 2008. — 296 с. — Текст : непосредственный.
- Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. / А. Г. Арушанова. — Москва : Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с. — Текст : непосредственный.
- Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – Москва : Просвещение, 1981. – 225 с. – Текст : непосредственный.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — : СОЮЗ, 2009. — 224 с. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 160 с. – Текст : непосредственный.
- Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. — 2-е изд. — Москва : Просвещение, 1985. — 112 с. – Текст : непосредственный.
- Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. — 224 с. c. — Текст : непосредственный.
- Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. — 224 с. — Текст : непосредственный.
- Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — Москва : Красанд, 2010. — 216 с. — Текст : непосредственный.
- Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г. М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей: учеб. пособие / сост. М. М. Алексеева. – М., 1999. – С. 40–44. — Текст : непосредственный.
- Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет Серия «Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду» / А. И. Максаков. — 2-е изд. — Москва : Мозаика-Синтез, 2015. — 107 с. — Текст : непосредственный.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаевича. – Москва : Просвещение, 1984. – 364 с. — Текст : непосредственный.
- Нищева, Н. В. Играйка. Грамотейка. / Н. В. Нищева. — 2-е изд. — Москва : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. — 32 с. — Текст : непосредственный.
- Попова, Л. Д. Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения / Л. Д. Попова // Научно-методический журнал «Коррекционная работа в ДОУ». — 2015. — №5. — С. 30-32. — Текст : непосредственный.
- Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О. И. Соловьева. — Москва : «Просвещение», 2005. — 174 с. — Текст : непосредственный.
- Стародубова, Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. — 5-е изд. — Москва : Академия, 2006. — 256 с. — Текст : непосредственный.
- Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. — Москва : Просвещение, 2012. —159 с. — Текст : непосредственный.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. — Текст : непосредственный.
- Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. — Москва : Монография, 2000. — 314 — Текст : непосредственный.
- Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. / Г. С. Швайко. — 5-е изд. — Москва : АЙРИС ПРЕСС, 2008. — 176 с. — Текст : непосредственный.
- Эльконин, Д.Б. Развитие речи в раннем детстве / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – Москва : Педагогика, 1989. – 324 с.
- Садовская, А. Р. Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / А. Р. Садовская, Е. В. Черниговских, Н. В. Муляр, И. А. Цуканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80586/ (дата обращения: 01.05.2022).
Страницы: 1 2
