Заявка на расчет
Меню Услуги

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

 

2.1. Диагностика уровня адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

 

На констатирующем этапе была поставлена цель: выявить уровень  адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ и решались следующие задачи:

1.Определить диагностику выявления уровня адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ;

2.Произвести  анализ  полученных  данных,  сделать  и  описать выводы.

В эксперименте принимали участие дети младшего дошкольного возраста  в количестве 27 человек.

База исследования:  МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Снежинка» МО «Алданский район» РС (Я).

Детский  сад работает по программе «От рождения, до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Программа разработана для детей от 0 до 7 лет. Главные цели Программы — многообразное развитие психических и физических качеств соответствующее возрастным и индивидуальным особенностям, подготовке к жизни в современном обществе, формированию основ базовой культуры личности, формированию предпосылок к учебной деятельности, обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника, созданию благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Для диагностики уровня  психологической адаптации к дошкольному учреждению детей младшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики: «Лист адаптации» Н.Д. Ватутиной, «Взаимодействие ребенка со сверстниками», «Взаимодействие ребенка с взрослым», «Игровая деятельность детей» О.А. Сафоновой.

Таблица 1. Характеристика диагностических методик

Методика   исследования

адаптации детей к ДОУ

Цель проведения

 

Критерии
Лист адаптации Изучить

психофизиологическую

адаптацию детей к условиям

детского сада

Хорошее эмоциональное

состояние

 

Взаимодействие ребенка со сверстниками Выявить умения детей

играть со сверстниками

Умение играть со

сверстниками

Взаимодействие ребенка

с взрослым

Выявить умения детей

вступать во взаимодействие

с взрослым

Умение взаимодействовать с

взрослым

Игровая деятельность детей младшего дошкольного

возраста

Определить уровень

развития   самостоятельной

игровой деятельности детей младшего дошкольного

возраста

Сформированность

самостоятельной игровой

деятельности

 

Представим краткое описание используемых методик. Подробное описание имеется в приложении

  1. Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада была использована методика «Лист адаптации» Н.Д.Ватутиной.

Методика основана на методе экспертных оценок. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит.

Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой [11].

  1. Методика «взаимодействие ребенка со сверстниками» О.А.Сафоновой. Индивидуально играющему ребенку взрослый предлагает пригласить в игру сверстника. Данная методика позволяет выяснить, может ли ребенок пригласить в игру сверстника или не знает, как это сделать, проявляет рассеянность, уверенность или смущение от предложения, понятно ли ребенок ставит игровую задачу сверстнику.
  2. Методика «взаимодействие ребенка с взрослым» О.А.Сафоновой. В данной методике эксперт выступает в роли мало знакомого взрослого. Он заходит в групповую комнату и предлагает ребенку поиграть. Данная методика позволяет выяснить легко ли ребёнок вступает в контакт с взрослым, проявляет ли инициативу в игре с взрослым.
  3. Методика «игровая деятельность детей» О.А.Сафоновой. Для проведения методики предлагается несколько игровых ситуаций, на основании которых выявляют сформированность игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста. Обследование помогает увидеть, насколько развиты игровые навыки. Диагностическое обследование проводилось на основании наблюдения за действиями детей, с использованием предметно-игровой среды и       с опорой на жизненный опыт ребенка [39].

Проанализируем результаты диагностического исследования уровня социально-психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста отдельно по каждой методике.

По методике Н.Д.Ватутиной «Лист адаптации» 11 детей имеют тяжёлый уровень адаптации – 43%, 11 детей имеют среднюю адаптацию – 37%, 4 ребёнка имеют лёгкий уровень адаптации – 15%, 1 ребёнок имеет полную адаптацию – 5%. Таким образом, большинство детей показали средний и тяжёлый уровень адаптации.

Методика «Лист адаптации» показала, что половина детей, участвующих

в        опытно-поисковой работе имеют тяжёлый уровень адаптации. Это дети часто капризничающие, конфликтные, не самостоятельные, не всегда подчиняются правилам и дисциплине, постоянно вспоминают маму, с плохим аппетитом, прерывистым, непродолжительным сном. У таких детей происходит острая фаза адаптации.

Вторая половина детей имеют ниже среднего уровень адаптации. У таких детей наблюдается легкая плаксивость, ведут себя сдержано, неохотно играют друг с другом, долго засыпают, но спят спокойно, аппетит выборочный.

Малая часть детей имеют лёгкий уровень адаптации. Это дети самостоятельные, подчиняются правилам и дисциплине, играют друг с другом,

хороший аппетит, спят спокойно, продолжительно, но иногда просятся домой, временами задумчивы, замкнуты. Такой лёгкий уровень адаптации может объясняться тем, что дети до поступления в эту группу уже несколько месяцев посещали дошкольное учреждение, и острая фаза адаптации у них уже пройдена.

По методике «взаимодействие ребенка со сверстниками» О.А. Сафоновой 8 детей (29%) имеют средний уровень, вступают в игровую деятельность со сверстником, но проявляют рассеянность, не понятно объясняют игровую задачу сверстнику, совместная игра не содержательная, 13 детей (49%) имеют уровень ниже среднего, выражают готовность пригласить сверстника  поиграть вместе, но не знают, как это возможно сделать, поэтому ребенку требуется помощь взрослого, дети проявляют скованность, сдержанность в общении, 6 детей (22%) – имеют низкий уровень, проявляют смущение от предложения поиграть со сверстником, не знают, как его пригласить, даже после совета взрослого не хотят играть со сверстником. С высоким уровнем детей не выявлено.

Таким образом, большинство детей по данной методике с удовольствием приглашают сверстника в игру, вступают в игровую деятельность, отражают в игре действия с предметами, но сдержаны в эмоциях, не понятно объясняют игровую задачу сверстнику, наблюдается не продолжительный игровой сюжет.

Анализ результатов на начальном этапе исследования по методике «взаимодействие ребенка с взрослым» О.А.Сафоновой показал, 7 детей (25%), имеют высокий уровень, с легкостью вступают в игровые действия с взрослым, дети с удовольствием согласились поиграть, не требовалось последующих мотивации. 17 детей (63%) имеют средний уровень, не сразу вступили в игровые действия, взрослый вызывал у ребёнка совместные игровые действия, он начинал играть, побуждая ребёнка к подражанию своим действиям, после чего дети вступали в игру. 3 детей (11%) имеют ниже среднего уровень, вовсе не вступили в игровые действия с взрослым, дети чувствовали себя зажато, сковано, не разрешали педагогу брать себя на руки, держались на расстоянии, но организовать эмоционально – речевой контакт в виде словесно-тактильной игры – потешки педагогу удалось, дети улыбались, подходили ближе к взрослому.

В       итоге по данной методике нет детей с низким уровнем контакта с взрослым, больше половины группы детей имеют средний уровень, вступают в игровые действия с незнакомым взрослым, но играть начинают насторожено и не сразу, а после побуждении взрослого, тактильного контакта взрослого с ребенком, игровые задачи ставит в основном взрослый. Малая часть группы детей плохо, с трудом взаимодействуют с взрослым, у них ниже среднего уровень, а также есть часть детей, которые с легкостью идут на контакт с взрослым, у них высокий уровень контакта с взрослым.

Анализ результатов по методике «Игровая деятельность детей» О.А. Сафоновой показал, что у 4 детей (14%) – высокий уровень сформированности игровых умений и навыков, у 9 детей (34%) – средний уровень, у 14 детей (52%) – ниже среднего уровень, с низким уровнем детей не обнаружилось.

Дети затруднялись в использовании некоторых игровых сюжетов, а также предметов заместителей, не всегда могли подобрать игровой материал, пытались отражать в игре действия с предметами, но сдержаны в эмоциях. У детей младшего дошкольного возраста наблюдался не продолжительный игровой сюжет, у многих, в основном у мальчиков, игровой сюжет состоял из одного, двух действий. В итоге у подавляющего большинства детей низкий уровень сформированности игровых умений и навыков.

Таблица 2. Результаты диагностики (констатирующий этап)

№ п/п Уровень
1. Средний
2. Средний
3. Средний
4. Низкий
5. Средний
6. Средний
7. Низкий
8. Средний
9. Средний
10. Средний
11. Средний
12. Низкий
13. Низкий
14. Средний
15. Средний
16. Средний
17. Средний
18. Низкий
19. Низкий
20. Высокий
21. Средний
22. Низкий
23. Средний
24. Низкий
25. Средний
26. Средний
27. Низкий

 

Для более наглядного представления результатов мы преобразовали данные в рисунок.

Рисунок 1. Результаты диагностики (констатирующий эксперимент).

Дадим характеристику  группам детей, с которыми мы запланировали работу на формирующем этапе эксперимента.

1 группа – средний уровень адаптации (67%), у детей   наблюдается легкая плаксивость, иногда просятся домой, по своей инициативе играют со сверстниками, но бывают конфликтные ситуации в игре, используют в игровой деятельности предметы-заместители, умеют обращаться с вопросом к воспитателю, могут попросить о помощи, временами проявляют самостоятельность.

2 группа – низкий уровень адаптации (35%). Дети, отнесённые к этому уровню   часто капризничают, не самостоятельные, постоянно вспоминают маму, проявляют скованность, сдержанность в общении, вступают в игровую деятельность по инициативе, мотивации взрослого, с детьми редко контактируют, насторожены.

Таким образом, было установлено, что уровень  психологической адаптации к дошкольному учреждению детей младшего дошкольного возраста невысокий.

Среди детей были такие, которые показали средний уровень адаптации к детскому саду, а были и такие, у которых проявляется низкий уровень адаптации. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по созданию условий для решения проблем социально-психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.

 

2.2. Разработка проекта взаимодействия ДОУ с семьей, направленного на успешную адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению

 

Мы разработали проект (программу) родительского клуба «Мы вместе».

Апробация программы родительского клуба проходила на базе МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Снежинка» МО «Алданский район» РС (Я), при участии родителей и детей, а так же администрации ДОО (психолог, логопед, медицинская сестра) (Приложение 1).

Родительский клуб посещали 12 семей, дети которых в возрасте от 1 года   до 2 лет.

Апробация осуществлялась в три этапа.

В связи с актуальностью проблемы адаптации, на первом этапе пробации программы, родителям и детям, стоящим на очередь в данную образовательную организацию, было предложено посетить мероприятие

«День открытых дверей», в процессе которого, родители ответили на вопросы анкеты, предлагаемой с целью выявления их интересов и запросов в воспитании детей раннего возраста, в частности, проблемы адаптации к ДОО.

Анализ ответов показывает, что 78% опрошенных родителей не удовлетворены уровнем своих знаний, касающихся вопросов адаптации детей раннего возраста и лишь 67% хотели бы получить консультативную помощь от специалистов. Эти данные свидетельствуют о формировании у современных родителей установки на сотрудничество и дальнейшее взаимодействие с детским садом.

Все родители замечают, как положительные, так и отрицательные черты характера своего ребенка, однако не все, лишь 11%, знакомы с возрастными особенностями детей данного возраста.

Исследование интересов и запросов родителей детей раннего возраста, готовящихся к поступлению в ДОО, показало: наиболее значимой, является тема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (67%), на второй лидирующей позиции оказался режим дня ребенка, при подготовке к посещению детского сада (22%), а возрастные особенности детей заняли самую низкую позицию (11%).

Родителям было предложено вступить в родительский клуб, организованный на базе МБОУ СОШ №6, встречи которого проходят в кабинете логопеда, музыкальном зале и в помещении ясельной группы.

Исходя из запросов родителей, которые были выявлены в ходе анкетирования, нами были определены тематика и содержание встреч родительского клуба, определены дни заседаний.

На этапе внедрения была частично реализована программа родительского клуба, а именно организованы встречи с родителями и детьми (День открытых дверей, «Игры в период адаптации», «Адаптация ребенка к ДОО») (Приложение 6), в ходе которых, специалисты познакомились поближе с участниками клуба и оказали консультативную помощь.

Периодичность заседаний клуба родители предложили сами (2 раза в месяц), в целом это составило 12 встреч, каждая, из которой, была посвящена какой-либо теме и соответствовала плану заседаний родительского клуба.

Тематический план родительского клуба

 

Особое место в программе уделено индивидуальному консультированию родителей, тематика консультаций была определена в процессе рефлексии каждого заседания.

Длительность встреч участников не превышало одного часа (редко 1,5 часа), что значительно экономило время родителей и повышало эффективность усвоения содержания программы, а также не утомляло детей.

В ходе организации встреч родительского клуба были соблюдены следующие условия:

—        активное участие родителей и детей в процессе встреч родительского клуба было обеспечено тем, что была создана положительная психологическая обстановка; мероприятия проходили в атмосфере взаимопонимания, доброжелательности и комфорта;

—        подобраны разнообразные и оптимальные формы взаимодействия с родителями и детьми, для достижения наибольшего результата программы;

—        немаловажную роль в структуре встреч играет опрос, в ходе которого родители, на основе рекомендаций специалистов и своего собственного опыта, оценивали уровень своих знаний по данному вопросу и возможности своего ребенка. На основании ответов, можно судить о действенности полученных рекомендаций.

Для определения действенности программы родительского клуба, направленной на успешную адаптацию детей раннего возраста к ДОО, нами разработана карта экспертной оценки, по критериям которой, экспертам необходимо было оценить по трехбалльной системе действенность программы родительского клуба.

В качестве экспертов выступили: воспитатель, первой квалификационной категории, методист и педагог-психолог.   По их мнению, в основном признаки программы проявляются в полной мере. Методист считает, что формы проведения встреч не совсем соответствуют запросам семей, с чем мы не согласны, так как формы и содержание встреч родительского клуба подобраны согласно какой-либо цели. Педагог- психолог так же положительно оценила наличие достижимого результата программы родительского клуба.

Исходя из результатов экспертной оценки, можно сделать вывод, что программа родительского клуба, направленная на успешную адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОО, соответствует требованиям, предъявляемым к программам, и может быть рекомендована для работы с детьми раннего возраста и их семьями в предадаптационный и адаптационный период.

Необходимо отметить, что пробация проводилась в течение 6 недель, что являлось недостаточным сроком для реализации всего содержания программы и получения значимых результатов. Однако по результатам опроса родителей и отзывов, представленных ими, можно говорить о действенности встреч родительского клуба.

Кроме того, об эффективности реализации программы можно судить по результатам численности посещения (100%) и активности участников на заседаниях клуба и положительной динамике уровня адаптации детей раннего возраста.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что программа родительского клуба действенна для адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО и повышению компетентности родителей в вопросах адаптации детей.

 

2.3. Анализ результатов и методические рекомендации

 

Для определения эффективности проведенной программы сопровождения, нами был использован тот же диагностический пакет методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Таблица 3. Результаты диагностики (контрольный этап)

Для более наглядного представления результатов мы преобразовали данные в рисунок.

Рисунок 2. Результаты диагностики (контрольный эксперимент)

Рисунок 3. Результаты диагностики (до и поле формирующего экссперимента).

Высокий уровень адаптации к ДОУ вырос с 0 до 30 % (8 человек); данные дети стали легче идти на контакт, у них развилось желание и     стремление в общении со сверстниками; им стало легче соблюдать режим дня; они стали слушаться воспитателя и участвовать в групповых играх.

Средний уровень изменился с 65%  до 70% (19 человек); таким детям стало легче даваться общение и совместные игры со сверстниками; но им еще тяжело соблюдать режим, засыпать в сон час, питаться по режиму.

Низкий уровень на контрольном этапе эксперимента не зафиксирован.

В ходе констатирующего эксперимента, было установлено, что уровень  психологической адаптации к дошкольному учреждению детей младшего дошкольного возраста невысокий.

Среди детей были такие, которые показали средний уровень адаптации к детскому саду, а были и такие, у которых проявляется низкий уровень адаптации. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по созданию условий для решения проблем социально-психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.

Для формирования высокого уровня адаптации нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ.

На формирующем этапе нами была разработана программа. Программа предназначена для организации в процессе воспитательной деятельности в младшей группе воспитанников, данная программа направлена на психолого-педагогическое сопровождение адаптации, формированию эмоциональной устойчивости у детей, формированию коммуникативных навыков, развития мотивов общения, обучение самообслуживанию и самостоятельности.

По итогам контрольного этапа мы выявили существенную динамику в уровне адаптации дошкольников.

Отталкиваясь от анализа проведенного формирующего эксперимента, мы разработали рекомендации   родителям по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших дошкольников к ДОУ.

Рекомендации для родителей по адаптации ребенка к ДОУ:

—        Приводить только здорового ребенка, а если ребенок заболел или плохо себя чувствует оставить его дома;

—        Лучше отдать ребенка в сад или до или после кризиса трех лет;

—        Рассказать малышу как хорошо в садике, настроить его положительно к воспитателю и ДОУ;

—        Нельзя при ребенке обсуждать ДОУ или воспитателя и проблемы, которые Вас волнуют;

—        Начать заранее придерживаться распорядку сада;

—        Научить дома малыша основным навыкам самообслуживания;.

—        Провести ряд закаливающих мероприятий;

—        Попросить записать его в группу, где есть друзья с которыми ребенок играл;

—        Нельзя угрожать ребенку садом в качестве наказания за его поступки;.

—        Настраивать малыша к временной, необходимой разлуке, что он уже большой;

—       Не показывать своего волнения и переживания перед приходом в сад;

—        В первый месяц спланировать свое время, чтобы была возможность приводить его сначала не на целый день;

—        Говорить все время ребенку, что Вы его очень сильно любите.

 

Заключение

 

Нами проведено исследование психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ.

Таким образом, анализ изученной литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что адаптация — это процесс и результат становления индивида социальной личностью. Наряду с широким толкованием адаптации как приспособление живого организма к условиям существования, данная категория употребляется в более узком смысле, когда проводится различие между понятиями социально-педагогическая, профессиональная адаптация и простое приспособлении организма к условиям внешней среды. Понятие «адаптация» может также иметь различное значение в зависимости от того, биологический или социальный ее аспекты рассматриваются в конкретном исследовании. Социальная адаптация трактуется как «интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений». Адаптация социально-психологическая понимается как оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуальных норм и традиций группы, включение в ее ролевую структуру.

Таким образом, проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к ДОУ — неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Процесс перехода ребенка из семьи в        детское  дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

Сущность адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении, т.е., каждый ребенок привыкает по-своему.

Таким образом, управление процессом (эффективность процесса) адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ во многом определяется использованием метода целеполагания, основой использования которого в процессе адаптации младших дошкольников к ДОУ является построение иерархии взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимно поддерживаемых целей — «дерева целей» с учетом все данных, полученных на этапах психологической диагностики.

Основываясь на полученных данных, мы можем утверждать, что дети нуждаются в специально разработанной программе психолого-педагогического сопровождения младших дошкольников к ДОУ.

На     основе        результатов         констатирующего         эксперимента нами составлена и реализована программа психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к ДОУ с учетом возрастных особенностей младших дошкольников.

На этапе формирующего эксперимента были получены следующие результаты: Высокий уровень адаптации изменился с 0%   до 30%; такие дети полностью готовы к обучению и воспитанию в ДОУ. Они легко соблюдают режим, у них хороший аппетит, они активно включаются в процесс игры и общения.

Средний уровень адаптации к ДОУ изменился с 35%   до 70%; у детей сформировали более стабильное эмоциональное состояние, сформирован сон, повышено желание общения со сверстниками.

Проанализировав полученные нами результаты можно утверждать, что положение гипотезы подтверждено    (в группе удалось сформировать у большинства детей средний и высокий уровни адаптированности к условиям ДОУ).

Период адаптации ребенка к условиям детского сада в настоящее время невозможен без профессионального психологического сопровождения родителей, педагогов и детей. Успешная адаптация ребенка во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Очень важно сформировать у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.

По результатам исследования и на основе полученных результатов, были разработаны рекомендации воспитателям и родителям по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших дошкольников к ДОУ.

Рекомендации содержат в себе взаимосвязанные пункты работы, которые легко реализовать на практике.

Таким образом, все поставленные в исследовании задачи решены, цель работы достигнута.

 

Список использованной литературы

 

  1. Аксарина Н.М. Адаптация детей при поступлении в детское учреждение // Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни. М.: Просвещение, 1972.
  2. Аксарина Н.М. Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни: Адаптация детей при поступлении в детское учреждение. М.: Просвещение, 1972.
  3. Александровская Э. М. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника // Журнал социологии. 1995. №6. С.40-48.
  4. Андреева Д.А. Социальная психология. М.: Наука,1997.456 с.
  5. Андреева Д.А. Человек и общество // Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. — 1973. — С.25-27.
  6. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: ВЛАДОС,2000.452 с.
  7. Араканцева Т. А. Тендерные аспекты детско-родительских отношен: учеб, пособие. М.: МГТСИ, 2006. 61 с.
  8. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002. №3. С. 31-35.
  9. Березин В.Г. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека // Новые исследования в психологии. Спб.: Наука, 2008. 270 с.
  10. Бодалева А.А, Столина В.В. Общая Психодиагностика. М.: МГУ,1987.
  11. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает   в        детский      сад: пособие для воспитателей детских садов. М.: Астрель, 2006. 219 с.
  12. Власова З.И. Об общих        и       специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трех лет // Психолог в детском саду.
  13. №4. С. 52-63.
  14. Выготский Л.С. Психология // Кризис трех лет. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
  15. Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М.: ГИТИС, 2004. 166 с.
  16. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание 2004. № 1. 14 С.
  17. Дубровина И.Л. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М.: АПН СССР, 1986.
  18. Евдокимова Л.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез. 2007.167 с.
  19. Евстратова Е.А. Воспитание детей в условиях детского сада: Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. СПб.: 2003. 276 с.
  20. Зайцев И.С.Социальная адаптация  детей  с  нарушениями  речи // Дефектология. 2003. № 5. С.107—115.
  21. Зотов А.Ф. Современный объективный идеализм. М.: ГИТИС, 1963.
  22. Зубова Г.В. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада // Дошкольное воспитание. 2004. № 7. C. 66 – 77.
  23. Казакова Е.П. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. СПб.: Питер, 1998. С. 4-6.
  24. Казначеев В.П. Адаптация и конституция человека. М.: Новосибирск, 2006. 139 с.
  25. Калинина Р.Г.  Ребенок  пошел  в  детский  сад.  //  Дошкольное воспитание.1998. № 4. С. 2-9.
  26. Кондаков И.М. Энциклопедия педагогических ситуаций // БСЭ. – М.: Педагогика, 2011.
  27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. М.: РОУ, 1996.
  28. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. 112 с.
  29. Луговская А.В.,  Кравцова  М.Л.,  Шевнина  О.В.  Ребенок  без проблем: учеб, пособие для родителей. М.: Эксмо, 2008. 352 с.
  30. Лютоева Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
  31. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. М.: РГСУ, 2013 .
  32. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. 233 с.
  33. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. М.: Речь, 2002. 238 с.
  34. Остроухова А. В. Успешная адаптация. М.: Обруч, 2000. С.16-18.
  35. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие. М.: Мозаика Синтез, 2004.415 с.
  36. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Толковый психолого-психиатрический словарь: 80 000 слов и выражений. — 2-е изд., М.: Высшая школа, 1990.
  37. Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога // Психологическая наука и образование. 1997. №2. C.23-38.
  38. Пыжьянова Л.B. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2003. № 2. С. 5-7
  39. Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. М.: Просвещение. 1990.160 с.
  40. Сафонова О.А. Экспресс-анализ и оценка детской деятельности. М.: ГИТИС, 2006.
  41. Свирская Л.В. Детский сад со всех сторон: Шпаргалки для родителей. 2002. 147с.
  42. Смирнова Е.О. Ребёнок-взрослый-сверстник: Метод. рекомендации. М.: МГППУ, 2004. 315 с.
  43. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного   учреждения   с семьей: пособие для работников ДОУ. M.: Аркти, 2005.
  44. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.
  45. Теплюк С.И. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. № 3. C. 46 – 51.
  46. Тонкова Ю.М. Проблемы и перспективы развития образования: Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. М.: Меркурий, 2012. 71-74 c.
  47. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников // Дошкольная педагогика. 2007. №7. С.73-87.
  48. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. М.: ВАКО,2011.
  49. Царегородский Г.И. Философские проблемы теории адаптации. М.: Мысль, 1972. 217 с.
  50. Шаграева О.А. Детская психология. М.:  Международная   педагогическая академия, 2001. 375 с.
  51. Шапарь В.Б.     Практическая   психология:  Психогиагностика отношений между родителями и детьми. M.: Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. 430 с.
  52. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. СПб.: Феникс, 2005.
  53. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. 478 с.

1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф