Страница: 1 2
Содержание
- Введение
- 1.1. Проблема агрессивного поведения подростков в психологии
- 1.2. Проблема жестокого обращения с подростками в семьях
- 1.3. Исследования взаимосвязи агрессивного поведения подростков и жестокого обращения с ними в семьях в отечественной и зарубежной психологии
- Выводы по главе 1
- 2.1. Организация эмпирического исследования взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях
- 2.2. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях
- Выводы по главе 2
- Заключение
- Список литературы
Введение
Актуальность исследования. Начиная с середины 60-х годов, тема насилия и агрессии становится одной из актуальных для зарубежных и отечественных психологических исследований, ее даже называют «интригующей», а сам 20 век – «веком беспокойства о насилии» [16].
Но ситуация не изменилась, а даже еще более обострилась в наш 21 век. Проблема агрессивного поведения человека все больше и больше привлекает внимание специалистов-психологов, психиатров, социологов и криминологов, отражая социальные запросы общества, испытывающего на себе все усиливающееся воздействие насилия и жестокости.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.
Исследования процесса социального научения показали, в частности, что специфический характер межличностных взаимодействий в семьях, из которых выходят высокоагрессивные дети, приводит к постепенному, идущему как бы по расширяющейся спирали, освоению и закреплению агрессивного поведенческого стереотипа, воспроизводящегося снова и снова в разнообразных ситуациях межличностного взаимодействия. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет не только к совершению агрессивных поступков этим ребенком при общении с другими детьми того же возраста, но и к развитию агрессивности, склонности к насилию и жестокости в зрелом возрасте, к превращению физической агрессии в жизненный стиль личности [24].
Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации, по этому ему так важна поддержка со стороны близких и, прежде всего, семьи. Семья это основная сфера жизни и развития подростка. Психологическая атмосфера, преобладающая здесь, оказывает влияние на каждого из ее членов. Специфика отношений в семье во многом определяет характер и отношение подростка к реалиям жизни [20].
К сожалению, социализация подростков в современной семье сопровождается изменением ее структуры, стиля детско-родительских отношений, ростом конфликтов. Большая часть детей, особенно подростков, испытывает эмоциональное отвержение со стороны родителей. Напротив родители выступают источником напряжения в отношения с подростками, транслируя им собственные страхи, тревогу, проявляя агрессию [20].
Не получая поддержу со стороны родителей подросток пытается самоутвердиться в этом мире извне, находя ее среди уличной шпаны, националистического движения, криминальной среде и т.д. Бесспорно, нахождение подростка в этой среде способствует еще большему формированию агрессивного поведения.
Проблеме агрессивного поведения подростков посвящен ряд исследований по диагностике, предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Г.С.Абрамовой, С.А.Беличевой, В.М.Бехтеревой, И.В.Дубровиной В.В.Знаковой, А.Г.Ковалёва, И.А.Невского, И.С.Кона, В.Т.Кондрашенко, А.Е.Личко, К.К.Платонова, Г.М.Потанина, Д.И.Фельдштейна и мн.др. [28].
Также проблема агрессивного поведения подростков рассматривалась со следующих позиций. Так, О.Д.Ситковская и А.Р.Ратинов [30] считали что, агрессивность и жестокость, как свойства личности, формируются преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте. Л.М.Семенюк [34] при всём различии личностных характеристик и особенностей поведения, агрессивного подростка выделяет ряд характерных черт присущих агрессивному подростку. А.А.Реан [29] в своем исследовании выявил взаимосвязи уровня агрессии с определенными характерологическими особенностями подростков. В исследованиях Ю.М.Антоняна [2] показано, что подавляющие большинство преступников – это в прошлом подростки, в семьях которых было жесткое обращение. Джонс (Jones 1979) [7] убедительно демонстрирует в своих исследованиях специфическую зависимость между ответственностью родителей и агрессивностью детей.
Проблему жестокого обращения с подростками в семьях в разных аспектах рассматривали такие психологи как: Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис (1998), которые выделили факторы родительского воспитания, и считали наиболее важными с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности подростков; А.Е.Личко, выделившая наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями [23]; Э.Фромм, выделивший качественное различие между материнским и отцовским отношением к подростку по признакам условность — безусловность и контролируемость — неконтролируемость [45]; О.В.Степанова, рассматривающая в качестве причин жестокого обращения родителей с подростками ряд факторов это социально-экономические и психологические факторы.
Однако, несмотря на обилие работ по проблеме агрессивного поведения подростков и проблеме жестокого обращения с подростками в их семьях, проблема взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях рассмотрена в недостаточном объеме.
Более подробное исследование проблемы взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях поможет в проведении системного анализа индивидуальных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих агрессивное поведение подростка, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая и коррекционная работа по предупреждению этих отклонений с ним и его родителями.
Необходимость исследования проблемы взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях определила объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков и жестокое обращение с подростками в семьях.
Предмет исследования: взаимосвязь агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ним в семьях.
Цель исследования: теоретически и эмпирически исследовать взаимосвязь агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях.
Задачи исследования:
- На основе анализа литературы:
— уточнить понятия «агрессивное поведение» и «жестокое обращение»;
— рассмотреть особенности агрессивного поведения подростков и особенности жестокого обращения с подростками в семьях;
— выявить критерии для исследования агрессивного поведения подростков и жестокого обращения с ними.
- Эмпирически исследовать взаимосвязь агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях.
Гипотеза исследования: Существуют различия в проявлении агрессивных и враждебных реакций у подростков, выросших в семьях, в которых культивируется жестокое обращение по отношению к ним, и у подростков, воспитывающихся в семьях без насилия.
Методы исследования:
- Опросник разработанный Н.Ю.Синягиной, направленный на исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях.
- Методика интервью для диагностики насилия. Данная методика применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков 13-14 лет.
- Личностный опросник, разработанный А.Бассом и А.Дарки, предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
- Для обработки результатов применялся корреляционный анализ и двухвыборочный критерий-t Стьюдента.
Выборка исследования: проводилось на базе школы «Комплекс Царицыно» № 548 г. Москвы. В контингент испытуемых вошли 76 детей в возрасте от 13 до 15 лет.
1.1. Проблема агрессивного поведения подростков в психологии
Сущность понятия «агрессивное поведение». Для нашего исследования взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях нам надо разделить и дать определение таким понятиям как «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»
А. Налчаджян [25] разделил понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение и дал им следующие определения.
Агрессия – это специальная форма поведения человека и животных, направленная на другие объекты и имеющая цель причинить им вред.
Агрессивность – это черта характера личности, которую можно определить, как устойчивую установку, позицию, готовность к совершению агрессивных действий.
Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния.
Р. Бэрон, Д. Ричардсон [6] рассматривают агрессивное поведение и агрессивность как: 1) любую форму поведения, целенаправленную на причинение вреда другому участнику взаимодействия; 2) свойство личности.
В Российской педагогической энциклопедии дается следующие определение: агрессивное поведение (фр. agressif — вызывающей, воинствующей; от лат. aggredior — нападаю) – действия, имеющие целью причинения морального или физического ущерба другим. Агрессия – это поведение, целью которого является нанесения вреда некоторому объекту или человеку [15].
А.Реан [29] утверждал, что поведение любого человека определяется не только ситуацией взаимодействия, но и его индивидуальными особенностями. Агрессивность можно понимать как предпосылку агрессивного поведения. Не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивная личность, ровно как не каждая агрессивная личность должна демонстрировать агрессивное поведение. Несмотря на то, что понятие «агрессивное поведение» и «агрессивность» связаны между собой, их природа различается.Разделив эти понятии, можно сделать вывод, что агрессивное поведение и агрессия могут трактоваться как синонимы, а агрессивность является свойством личности.
Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.
Д. Доллард понимал агрессию, как намерение навредить другому своим действием, как акт целенаправленной реакции, который является нанесением вреда организму [26].
Эта теория показывает, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального направлении.
Дж. Уотсон рассматривал проявление агрессии и насилия как результат прошлого опыта индивида, влияние окружающей среды на его поведение [25].
По мнению Зильманна (Zillmann, 1979), агрессивное поведение это попытка нанесения другим телесных или физических повреждений
Р.Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение: агрессия это любая форма поведения, нацеленное на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [6].
Э. Фромм в своей работе [44] «Анатомия человеческой деструктивности» говорил, что существуют и более широкие определения, при которых под агрессией понимаются действия, причиняющие ущерб не только человеку или животному, но и вообще любому неживому объекту.
Отечественные психологи Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [33].
А.Я. Анцупов и А.И.Шипилов трактуют агрессию, как индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей [1].
По мнению А. Басса и А. Дарки агрессия — это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба [25].
Критерии агрессивного поведения. Далее рассмотрим критерии агрессивного поведения.
Ранее Л.Берковиц (Berkowitz, 1974) говорил об агрессивном поведении, как о действиях, которые включают в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводит к таким последствиям.
Позже Л.Берковиц (Berkowitz, 1981) обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессивного поведения в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий, например: оскорбление других, или недружелюбие, или же, попытка делать все по-своему, или, твердо отстаивать свои убеждения, или, возможно, без страха бросаться в омут неразрешенных проблем [8].
Б. Басс [25], описывает агрессию по трем шкалам:
— физическая – вербальная;
— активная – пассивная;
— прямая – непрямая (косвенная).
Эти шкалы позволяют увидеть определенную закономерность. Комментируя эти измерения, Б.Басс получил восемь возможных категорий агрессивных действий. Он считает, что большинство агрессивных действий принадлежат к одной из этих категорий:
- физическая – активная – прямая: нанесение другому человеку ударов, ножом, избиение, ранение огнестрельным оружием и т.п.;
- физическая – активная – непрямая: закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага;
- физическая – пассивная – прямая: стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью;
- физическая – пассивная – непрямая: отказ освободить территорию:
- вербальная – активная – прямая: словесное оскорбление или унижение другого человека;
- вербальная – активная – непрямая: распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке;
- вербальная – пассивная – прямая: отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы;
- вербальная – пассивная – непрямая: отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения.
Ясно, что эти категории не являются исчерпывающими. А.Налчаджян предлагает назвать их поведенческими (бихевиористическими) критериями классификации видов агрессии [25].
А.Басс и А.Дарки [18] разделяют агрессивные проявления на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность)). При разработке диагностического инструментария А.Басс, также разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий» [18, с 70].
Дифференцируя проявления агрессии и враждебности у подростка А.Басс и А.Дарки [36] выделяют следующие критерии.
- Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
- Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо.
- Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Особенности агрессивного поведения подростков. Проводя исследования по проблеме взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях необходимо отметить, что выборку исследования составили подростки в возрасте с 13 до 15 лет. Этот возраст приходится на кризис подросткового возраста, который в свою очередь влияет на агрессивное поведения подростка.
Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.
Изучение агрессивного поведения особенно важно в отношении подростков и в связи с их интенсивным психофизическим развитием, активным усвоением различных форм поведения, а также высокой вероятностью ситуативного поведения.
Л.М.Семеннюк [35] разделяет подростковый период на три стадии.
На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует весьма критичное отношение к себе. Л.М.Семеннюк ссылаясь на данные исследования Д.И.Фельдштейна, показывает, что около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессии. При этом у подростков этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.
Ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена.
На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах.
При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма.
В исследованиях Л.М.Семенюк на проявление различных форм агрессии у подростков 10-15 лет (Таблица 1) видно, что у 10-11- летних детей преобладают физические формы агрессии. Особенно быстрыми темпами с возрастом растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё сильнее проявляется вербальная агрессия [35].
Таблица 1. Проявления различных форм агрессии у подростков 10-15 лет
Возрастные группы | Формы агрессии, % | |||
физическая | косвенная | вербальная | негативизм | |
10-11 летние подростки | 49 % | 32 % | 44 % | 45 % |
12-13 летние подростки | 56 % | 48 % | 51 % | 64 % |
14-15 летние подростки | 61 % | 51 % | 72 % | 65 % |
Обширные материалы, добытые Л.М.Семенюк [34] на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка со сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы.
- Подростки с устойчивым агрессивным поведением имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
- Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
- Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
- Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.
Л.М.Семенюк [35] говорит, что агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.
Так, В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский [4] различают трудных склонных к агрессивному поведению подростков:
— с педагогической запущенностью;
— с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
-с крайней социальной запущенностью.
С.А.Беличева [9] выделяет три группы:
— глубоко педагогически запущенные подростки;
— подростки с аффективными нарушениями;
— конфликтные подростки (неуживчивые).
Существуют различные факторы обуславливающие проявление агрессивного поведения подростков.
С.А.Беличева [9] в числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление агрессивного поведения подростка, выделяет следующие.
- Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.
- Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.
- Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебном коллективе.
- Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.
- Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.
В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи агрессивного поведения считают необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия подростков, другие – психосоциальное развитие.
Б.Г.Ананьев [3] говорил, что выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому, что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.
Л.Г.Кулагин утверждал, что по большей же части отклонения в поведении подростка обусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, а представляло собой последствия неправильного воспитания в семье и в школе [22].
Из выше сказанного мы видим, что в числе разнообразных факторов, обуславливающих проявление агрессивного поведения подростка, С.А.Беличева выделяет социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье и личностный фактор который проявляется, в активно-избирательном отношении индивида к нормам и ценностям своего окружения семьи, школы и т.д., а Л.Г.Кулагин подчеркивает, что отклонение в поведении по большей части последствия не правильного воспитания в семь.
1.2. Проблема жестокого обращения с подростками в семьях
Сущность понятия «жестокое обращение». Исходя из анализа литературы, можно констатировать, что понятия «жестокое обращение» и «насилие» определяются как синонимы.
В Российской педагогической энциклопедии даются следующие определения насилию и жестокому обращению. Насилие – это применение физической силы к кому-либо; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие; опора на силу, действие с помощью силы. Жестокое обращение – это любой вид плохого отношения к кому-либо или лишение чего-нибудь, угрожающее благополучию [15].
Всемирная организация здравоохранения определяет «насилие» как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом, которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб [43].
Т.Я.Сафонова и Е.И. Цымбал трактуют жестокое обращение, как пренебрежение интересами и нуждами другого человека. Их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации, не редко угроза его жизни или даже смерть [37].
А.А.Гусейнов в своей статье «Понятие насилия» понимает насилие, как есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы [13].
Х.Грахэм и Т.Гур трактуют насилие как поведение, направленное на нанесение физического вреда людям или ущерба их собственности [6].
Х.Гирветц [26]считает насилием действия индивидов или групп, которые нацелены на нанесение вреда другим. Н.Татт также отмечает, что насилие может быть определено как вид поведения, наносящий вред другим. Ш.Стэнадж называет конкретные проявления этого вреда, начиная от физических оскорблений и отказа от поддержки друга в трудную минуту и заканчивая жестоким обращением с кем-либо [38].
Поскольку в нашем исследовании жестокое обращение совершается над детьми, то нам необходимо рассмотреть это определение в рамках семейного насилия.
А.В.Очирова предлагает в рамках данного проблемного поля придерживаться толкования насилия как применения физической силы или причинения физического вреда, и словосочетание «насилие над детьми» однозначно понимать в этом контексте. С точки зрения, его использование в подобной форме значительно сужает понимание рассматриваемого феномена, во-первых, потому что физическое насилие представляет собой только одну из форм жестокости над детьми в семье, во-вторых, предполагает исключительно активные действия, тогда как по отношению к ребенку может проявляться и в форме бездействия [27].
С целью адекватного понимания и описания деструктивного поведения родителей в отношении детей в семье предлагается употреблять термин «жестокое обращение» Так как анализ соотношения двух понятий свидетельствует о том, что термин «жестокое обращение» шире по объему, охватывает почти все стороны насильственных действий, совершаемых в отношении ребенка в семье, этот термин более уместен в данном контексте [11].
Е.Н.Волкова трактует жестокое обращение, как умышленное или не осторожное обращение или действия со стороны взрослых или ровесников, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти либо угрожают правам и благополучию [11].
Особенности жестокого обращения с подростками. Г.Крайг [21] под жестоким обращением к ребенку понимает «все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка».
Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис [42] «Психология и психотерапия семьи» писали: родители, допускающие жестокость в отношении своего ребенка, разрушают ожидание любви, доверия и заботы, столь необходимые для социального развития и развития здоровой личности. Результатом часто становятся серьезные нарушения процесса развития.
И.А.Захарьева [17] в своей работе «Нет насилию» писала, что дети, познавшие человеческое зло и растущие в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремятся изолироваться от общества и могут проявлять в своем поведении повышенную агрессию. Кроме того, многие подвергшиеся жестокому обращению дети отличаются повышенной рассеянностью на уроках и испытывают больше трудностей в школе по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке.
Подросткам, с которыми обращались жестоко, трудно удовлетворить свои потребности в защите и покровительстве, нередко им приходится быть чрезмерно уступчивыми, чтобы избежать плохого отношения к себе, и у них могут развиться невротические черты и проблемное поведение. В то же время такие дети постепенно учатся эксплуатировать, унижать или терроризировать других, равно как и ожидать, что любые человеческие отношения приносят боль и страдание. И все это — глубокие, долговременные последствия жестокого обращения с детьми [14].
Родители могут играть критическую роль в формировании детской самооценки. Сензитивность воспитания в раннем детстве влияет на то, какую операционную модель «Я» — позитивную или негативную — сконструирует ребенок. Дети с высоким самоуважением имеют, как правило, сердечных, поддерживающих родителей, которые склонны уважать и учитывать их мнение. Конечно, сообщение «Ты -хороший ребенок, которому я доверяю принимать решения» будет способствовать повышению самооценки, в отличие от более равнодушного или контролирующего стилей воспитания. Но не только депривация или отсутствие семьи нарушает и изменяет ход нормального психического созревания ребенка. Разные стили воспитания и обращения с ребенком в семье так же влияют на формирование индивидуально-личностных особенностей ребенка и его поведения [17].
Исследования Е.Н.Волковой [11] показали, что депрессия родителей, как и низкая самооценка, может способствовать жестокому обращению с подростком или ребенком, выступая как фактор риска насилия, являясь в то же время результатом перенесенного ранее насилия.
На основании этих исследований Е.Н.Волкова выделяет ряд факторов риска насилия по отношению к подросткам.
- Факторы риска насилия по отношению к подростку, связанные с особенностями семьи в целом:
— семьи с низким материальным уровнем жизни, для которых характерными признаками является систематическая неспособность или нежелание родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, медицинском уходе и т.д.;
— многодетные семьи. Здесь имеет место материальный фактор (материальный уровень жизни таких семей, как правило, не очень высок). В данной ситуации важно оценить осознанность многодетности: нередко многодетность является следствием отсутствия планирования рождаемости и асоциального образа жизни матери. В такой семье родители как правило оказываются неспособными обеспечить детям полноценную жизнь;
— неполные или конфликтные семьи. Тяжелая, напряженная обстановка в семье, нереализованность ожиданий женщины от брака и др. могут негативно сказываться на отношении к ребенку и на способах взаимодействия с ним;
— семьи, где есть усыновленные дети, особенно в том случае, если есть свои родные дети: здесь учитывается тот факт, что существует много мотивов для установления попечительства, например получение материальных дотаций. При других мотивах усыновления ребёнка нередко оказывается, что особенности поведение усыновленного ребенка не соответствует ожиданиям. Такого рода семья, как правило, не является благоприятной средой для развития ребенка, и по отношению к нему со стороны приемных родителей может совершать насилие.
В семьях, где применяются особенно жестокие наказания, как правило, плохо распределяются семейные роли. Вся власть либо концентрируется у одного из родителей, либо отмечается хаотическое распределение ролей.
- Факторы риска, связанные со здоровьем родителей:
— алкоголизм одного или обоих родителей. В таких семьях если не физическому, то психическому состоянию ребенка наносится вред. Статус родителей низкий, деньги спускаются, ребенок обделен и т.д. В семьях, где оба родителя злоупотребляют алкоголем, дети зачастую беспрерывно подвергаются физическому, так и эмоциональному насилию, и сам образ их жизни становится фактором насилия. Несмотря на это, часто существует эмоциональная привязанность ребенка к таким родителям;
— умственная отсталость родителей – откладывает отпечаток на личность ребенка. В США существует модель выведения ребенка из такой семьи – но каждый случай должен рассматриваться отдельно;
— душевные заболевания (шизофрения, депрессивные заболевания) – нарушение эмоциональности, при котором человек не может нормально эмоционально контактировать с окружающими, в том числе с ребенком. Психический диагноз неравноценен лишению родительских прав, однако такие родители нуждаются в психологической и социальной поддержке.
- Факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками:
— агрессивность;
— сниженный уровень самоконтроля;
— стремление к доминированию;
— повышенный уровень раздражительности;
— неуверенность в собственных силах, неадекватная самооценка;
— нереалистично высокий уровень ожиданий по отношению к ребенку;
— неоправданные ожидания родителей родившегося ребенка, обусловленные его физическими (включая пол) и интеллектуальными возможностями, способностями и т.п.;
— искаженное восприятие ребенка, страх того, что ребенок «испортится»;
— преувеличение ценности физических наказаний. для некоторых родителей такой стиль обращения с детьми укладывается в представление о правильном воспитании;
— собственный детский опыт, связанный с насилием. родители, которые в детстве сами подвергались физическому или эмоциональному насилию, значительно чаще склонны жестоко наказывать своих детей.
Все, что формирует у родителей представление о себе как о «плохом родителе», становится факторами, повышающими риск жестокого обращения с детьми [11].
Жестокое обращение со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит большой психологический и физический ущерб. Нарушается основной принцип семьи – безопасное существование любого ее члена [24].
Н.Ю.Синягина обращает внимание на воспитание ребенка в семье. С точки зрения значения воспитания для формирования личности ребенка рассматриваются два условия: отрицательные патогенные воздействия того или иного влияния на личность ребенка (эмоциональное отвержение, гипо- и гиперопека, диктат в воспитании); положительные влияния, способствующие развитию и повышению качественного уровня личности (сотрудничество, кооперация, демократизм). Правильное воспитание ребенка определяет дальнейшее развитие и его самостоятельную взрослую жизнь. Отношения в семье между родителями являются главным фактором развития детей и формирования личности ребенка.
Отсутствие внимания и жестокое обращение родителя приводит к низкой самооценке и к самоуничтожению личности ребёнка [39].
Критерии жестокого обращения. Е.В.Волкова [11] выделяет основные виды насилия:
- Физическое насилие – это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения.
- Психологическое или эмоциональное насилие – это постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, обвинения в его адрес, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей. К психологическому насилию также относится ложь, постоянное не выполнение своих обещаний, отвержение ребенка, предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям
- Сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуально удовлетворения.
- Пренебрежение основными нуждами ребенка – это оставление ребенка без присмотра, не предоставление ребенку питания, одежды, жилья, а так же медицинской помощи.
Г.Н. Киреев в своей работе «Сущность насилия» [19] по мимо выше перечисленных видов насилия выделяет еще один вид насилия – экономическое насилие – это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и права распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних детей и т.д.
О.А.Власова определяя насилия, раскрывает одну из форм насилия – психологическое насилие. Насилие – это любое насилие, не только семейное, характеризуется тем, что оно направлено, в первую очередь, на подавление индивидуальной воли человека (личности), возможности самостоятельно принимать решения. Субъект насилия при этом получает власть над объектом. Психологическое насилие отличается от других видов способом достижения этой власти. Инструментом психологического насилия являются грубые слова и действия, доставляющие агрессору удовольствие. Степень тяжести последствий таких действий может быть различна от появления чувства униженности до потери дееспособности [10].
В.Юстицкис и Э.Г.Эйдемиллер рассматривают жестокое обращение с ребенком как склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Оно может проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяют насилие, или быть скрытым, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности [42].
Б.Ю. Шапиро [41] выделял следующие формы применения психологического насилия: изолирование членов семьи, угрозы применения насилия, унижение достоинства, крик, брань, оскорбления, игнорирование, издевательства, причинение других страданий, формирование и развитие чувства страха и бессилия, снижение самооценки, искусственное создание ситуации, в которых один из членов семьи чувствует себя психически ненормальным. Все эти действия обладают общей характерной чертой: психологическое насилие определяется как умышленные действия одного человека (назовем его субъектом психологического насилия), направленные на причинение душевного страдания другому человеку (объекту насилия).
1.3. Исследования взаимосвязи агрессивного поведения подростков и жестокого обращения с ними в семьях в отечественной и зарубежной психологии
Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде и особенно важна роль семьи.
Исследования, проводимые отечественными психологами С.А.Обрамовой, Е.Н.Волковой, Б.Б.Ершовым показывают, что взаимоотношения родителей и детей становятся более напряженными, в частности отсутствует атмосфера тепла и интимности между ними. Большая часть детей, особенно подростков, испытывают эмоциональное отвержение со стороны родителей. Напротив, родители выступают источником напряжения в отношениях с подростками, проявляя насилие и формируя у подростков агрессивное поведение [11].
И.А.Фурманов [46] в своей работе утверждал что, агрессивное поведение может возникать, как результат устойчивого состояния психической неуравновешенности вследствие гиперпротекции и неустойчивости воспитательных воздействий, предпочтения в юноше детских качеств, проекции на ребенка собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Агрессия в поведении подростка усиливается и другими факторами внутрисемейных отношений.
А.И.Фурманов [46] выделяет следующие факторы: неустойчивость воспитательных установок родителей, нарушение супружеских отношений между родителями, предпочтение в подростке детских качеств, фобические состояния по поводу здоровья ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на подростка собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, жестокое обращение.
Отечественные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где формируются подростки с агрессивным поведением.
Л.С.Алексеева [5] различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная.
Г.П.Бочкарёва выделяет семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям подростка при внешней благополучности отношений. Подросток в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи, с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни [31]
З.В.Баерунас подчеркивает варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению агрессивного поведения: отсутствие сознательного воспитательного процесса на ребёнка; высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, подростковому возрасту; преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка; хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
А.И. Горьковая [12], которая исследовала подростков с агрессивным поведением (СпецПТУ, г.Чернигов), отмечает, что за период с 1989 по 1996 г.г. рост числа подростков с повышенным агрессивным поведением 26%. В целом агрессивный тип характера обнаруживают 75% 12-14 летних подростков с асоциальным поведением.
В исследованиях А.И.Горьковой [12] показано, что 92 из 100 обследованных подростков росли в крайне неблагополучной обстановке: 40% росли в неполных семьях, у 11% оба родителя лишены родительских прав за жестокое обращение, у 19% ближайшие родственники на момент обследования находились в местах лишения свободы. В 88% родительских семей воспитанников отмечались злоупотребление спиртными напитками, насильственные действия по отношению к подростку. Полная безнадзорность, жестокое обращение со стороны родителей, безразличие в дальнейшей судьбе подростка отмечено в 76% случаев.
В. Г.Степанов в совей работе [40] ссылается на А. Е.Личко, который выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье: гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании; гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность; 3) ситуация, создающая «кумира» семьи – постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи; 4) ситуация, создающая «золушек» в семье – появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.
Строгость наказания, а тем более физического наказания, – одна из причин развития агрессивного поведения у детей и подростков.
А.Налчаджян [25], ссылаясь на Э.Фрома, перечисляет вредные последствия наказания подростка в семье.
- Родители, применяющие к своим детям способы физического наказания, могут стать для них примером агрессивности, социальными моделями агрессивного поведения.
Ребенок может подумать, что агрессия допустима, но только по отношению к более слабым. Он убедится, что физическая агрессия – эффективное средство контроля над другими людьми.
- Некоторые из детей, которых часто наказывают, стараются избегать родителей. В результате подросток оказывается в опасной компании делинквентных т.е. с отклоняющимся поведением подростков, что может сформировать в нем агрессивное поведение.
- Другая часть детей может оказывать родителям сопротивление, в том числе физическое. Это будет препятствовать их правильной социализации. В данном случае подросток спонтанно применяет агрессивную стратегию адаптации.
- Когда после наказания ребенок или подросток очень рассержен и возбужден, ему будет трудно усвоить альтернативное поведение, что тоже препятствует его социализации.
- Если дети изменяют свое поведение в результате очень сильного внешнего воздействия, они не усвоят нормы этого поведения – навязанного и принудительного. Эти нормы не станут для них личными ценностями. Из-за страха наказания они повинуются лишь до тех пор, пока за ними наблюдают.
Выборочное криминологическое обследование показало, что 36,5% подростков из неблагополучных семей живут в семьях, где уже есть судимые. Спасаясь от жестокого обращения и насилия, около 50 тыс. подростков ежегодно уходят из дома, 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Усиливается тенденция жестокого обращения с детьми [36].
Родители иногда бывают, не готовы к измененному поведению детей в подростковом возрасте, и поэтому им бывает трудно не применять в этот период насилие. Очень часто именно в этот период конфликты с родителями возрастают, что приводит к ссорам, непониманию и жестокому обращению родителей с подростком.
Ф.Райс утверждал, что наиболее напряженными являются в этот период отношения подростка с родителями. Тяжесть положения здесь обусловлена, с одной стороны, экономической зависимостью и прочими формами зависимости от родителей, и с другой стороны желанием получить самостоятельность, возрастающей потребностью в независимости. Все это ставит подростка довольно в тяжелое положение [32].
Установлено, что агрессия одного члена семьи порождает новую агрессию. Чем чаще родители бьют друг друга, тем больше вероятность того что каждый из них будет избивать детей. Это выражение давно известной в психологии общей закономерности переноса агрессии. Но опасней всего то, что родительская агрессивность передается детям. Эмоциональный опыт оставляет свои следы в их поведении и склонностях [25].
Выводы по главе 1
- Для исследования взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях, мы разделили такие понятия, как «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение». Разделив эти понятия можно сделать вывод, что агрессивное поведение и агрессия могут трактоваться как синонимы, а агрессивность является свойством личности.
В нашем исследовании под понятиями «агрессивное поведение» и «агрессия» мы будем понимать поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.
- Исходя из анализа литературы можно увидеть, что понятия «жестокое обращение» и «насилие» определяются как синонимы.
В нашем исследовании под жестоким обращением мы будем понимать все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка.
- В отечественной и зарубежной литературе авторы выделяют различные критерии проявления агрессии и жестокого обращения. Для исследования взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях мы остановились на следующих критериях:
— критерии проявления агрессии – это удар, ранение и т.д., вспыльчивость, грубость, обида, подозрительность, крик, визг, проклятия, угрозы чувство вины;
— критерии проявления жестокого обращения – обвинения, угрозы ложь причинение телесного повреждения, словесное оскорбление, использование для сексуального удовлетворения, оставление без присмотра, непредоставление еды, жилья, медицинской помощи.
- Из анализа исследований отечественных и зарубежных авторов, можно выделить, что личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде и особенно важна роль семьи. На подростка влияют разнообразные факторы, обуславливающие проявление агрессивного поведения, такие как неустойчивость воспитательных установок родителей, нарушение супружеских отношений между родителями, предпочтение в подростке детских качеств, фобические состояния по поводу здоровья ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на подростка собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания. В числе разнообразных факторов мы выделяем социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф