Заявка на расчет
Меню Услуги

Взаимосвязь агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семье. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2


2.1. Организация эмпирического исследования взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях

Замысел исследования. С целью выявить взаимосвязь агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях, нами было проведено эмпирическое исследование.

В исследовании становились и решались следующие задачи:

  • . Составить общую выборку исследования.
  • . С помощью опросника, разработанного Н.Ю.Синягиной, направленного на выявление жестокости в детско-родительских отношениях, определить две группы подростков для исследования: подвергающихся и неподвергающихся насилию в семьях.
  1. Исследовать степень выраженности насилия в семьях в обеих группах.
  2. Исследовать степень проявления агрессивных и враждебных реакций подростков в обеих группах.
  3. Провести корреляционный анализ взаимосвязи
    агрессивного поведения подростков с жестоким обращением
    с ними в семьях в исследуемых группах.
  4. Провести сравнительный анализ показателей результатов в исследуемых группах.

Гипотеза исследования: существуют различия в проявлении агрессивных и враждебных реакций у подростков, выросших в семьях, в которых культивируется жестокое обращение по отношению к ним, и у подростков, воспитывающихся в семьях без насилия.

Особенности выборки: исследование проводилось на базе школы «Комплекс Царицыно» № 548 г. Москвы. В контингент испытуемых вошли подростки из трех восьмых классов, которые, впоследствии, были объединены в одну общую группу, состоящую из 76 человек в возрасте от 13 до 15 лет. Среди них было 42 девочки и 34 мальчика. Испытуемые подобраны в случайном порядке, уравнение достигалось путем естественной рандомизации.

Выбор методов и методик, применяемых для решения поставленных задач, определяется следующими требованиями: они должны быть максимально информативны, диагностировать интересующие нас явления при максимальных затратах времени на исследования, будучи достоверными и надежными при анализе полученных данных.

Исходя из этого требования, использовались следующие методики:

  1. Опросник, разработанный Н.Ю. Синягиной (Приложение 1), направленный на выявления жестокости в детско-родительских отношениях. Мы попросили 76 подростков учащихся в 8 классе в возрасте от 13 до 15 лет прочитать 5 вопросов и обвести в кружок те ответы, которые наиболее подходит к его ситуации.

Интерпретация происходит путем подсчета балов за каждый ответ. На 5 вопрос начисляется 2 балла, если ребенок ситуацию праздника не описал.

1 а 2 2 а 3
б 1 б 2
в 1 в 1
г 1 г 0
д 2 4 а 0
е 2 б 2
ж 3 в 3
з 1 г 1
3 а 1 4.1 а 3
б 2 б 2
в 2 в 0
г 2 г 1
д 1
е 3
ж 3

После подсчета баллов результат оценивается следующим образом:

5-14 баллов низкий показатель уровня жестокости в детско-родительских отношениях;

15-20 баллов средний показатель уровня жестокости в детско-родительских отношениях;

21-26 баллов высокий показатель уровня жестокости в детско-родительских отношениях.

  1. Методика интервью для диагностики насилия (Приложение 2), разработанная Е.Н.Волковой. Данная методика применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков 13-15 лет.

Мы попросили подростков из группы №1 и группы №2 ответить на 11ситуаций, в которые попадали его ровесники. После каждой ситуации есть несколько вопросов, нужно обвести кружочком тот ответ, который больше всего совпадает с мнением подростка. В конце дано несколько утверждений нужно поставить «+» под теми утверждениями, которые подросток считает правильными.

Интерпретация результатов проходит путем подсчета ответов на вопросы к ситуациям с первой по одиннадцатую.

Если ребенок дает большинство ответов под номером 1 (на последний вопрос «да»), то, скорее всего, он периодически переживает ситуацию насилия, если большинство ответов под номером 2 (на последний вопрос «трудно сказать»), то в жизни ребенка, возможно, был эпизод насилия, если же большинство ответов 3 (на последний вопрос «нет»), то ребенок, скорее всего ситуацию насилия не переживал.

  1. Личностный опросник разработанный А.Бассом и А.Дарки (Приложение 3), предназначенный для диагностики проявления агрессивных и враждебных реакций.

Мы предложили группе №1. и группе №2 тест, который состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет».

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника авторами использовались следующие принципы:

  1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.

Интерпретация происходит, путем оценивания ответов по восьми шкалам следующим образом:

  1. Физическая агрессия: «да» = 1, «нет» = 0 вопросы: 1,25,31,41,48,55,62,68, «нет» = 1, «да» = 0 вопросы: 9,7
  2. Косвенная агрессия: «да» = 1, «нет» = 0 вопросы: 2,10,18,34,42,56,63, «нет» = 1, «да» = 0 вопросы: 26,49
  3. Раздражение: «да»= 1, «нет» = 0 вопросы: 3,19,27,43,50,57,64,72, «нет» = 1, «да» = 0 вопросы: 11,35,69
  4. Негативизм: «да» = 1, «нет» = 0 вопросы: 4,12,20,28, «нет» = 1, «да» = 0 вопросы: 36
  5. Обида: «да» = 1,»нет» = 0 вопросы: 5,13,21, 29, 37,44,51,58
  6. Подозрительность: «да» = 1, «нет» = 0 вопросы: 6,14,22,30,38,45, 52,59, «нет» = 1, «да» = 0 вопросы: 33,66,74, 75
  7. Вербальная агрессия: «да» = 1, «нет» = 0 вопросы: 7, 15, 23, 31, 46,53,60,71,73, «нет» = 1, «да» = 0 вопросы: 33, 66, 74, 75
  8. Чувство вины: «да» = 1,»нет» = 0 вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3.

  1. Корреляционный анализ. Для определения взаимной зависимости показателей (ребенок периодически переживает ситуацию насилия; в жизни ребенка был эпизод насилия; ребенок ситуацию насилия не переживал; враждебности и агрессии) в группах был проведен корреляционный анализ Пирсона.

Корреляционная связь – это согласованные изменения двух признаков или большего количества признаков. Корреляционная связь отражает тот факт, что изменчивость одного признака находится в некотором соответствии с изменчивостью другого. Корреляционная зависимость – это изменения, которые вносят значения одного признака в вероятность появления разных значений другого признака [48].

Зависимость подразумевает влияние, связь – любые согласованные изменения, которые могут объяснятся сотнями причин. Корреляционные связи не могут рассматриваться как свидетельство причинно-следственной связи, они свидетельствуют лишь о том, что изменениям одного признака, как правило, сопутствуют определенные изменения другого, но находятся ли эта причина изменений в одном из признаков или она оказывается за приделами исследуемой пары признаков, нам не известно.

По направлению корреляционная связь может быть положительной («прямой») и отрицательной («обратной»). При положительной прямолинейной корреляции более высоким значениям одного признака соответствуют более высокие значения другого, а более низким значениям одного признака – низкие значения другого. При отрицательной корреляции соотношения обратные [47].

Для нашего исследования лучше всего подходит корреляция Пирсона.

Коэффициент характеризует наличие только линейной связи между признаками, обозначаемыми, как правило, символами X и Y. Формула расчета коэффициента корреляции построена таким образом, что, если связь между признаками имеет линейный характер, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи. Поэтому он называется также коэффициентом линейной корреляции Пирсона. Если же связь между переменными X и Y нелинейна, то Пирсон предложил для оценки тесноты этой связи так называемое корреляционное отношение.

Величина коэффициента линейной корреляции Пирсона не может превышать +1 и быть меньше чем -1. Эти два числа +1 и -1 – являются границами для коэффициента корреляции. Когда при расчете получается величина большая +1 и меньшая -1 – следовательно произошла ошибка в вычислениях.

Знак коэффициента корреляции очень важен для интерпретации полученной связи. Подчеркнем еще раз, что если знак коэффициента линейной корреляции – плюс, то связь между коррелирующими признаками такова, что большей величине одного признака (переменной) соответствует большая величина другого признака (другой переменной). Иными словами, если один показатель (переменная) увеличивается, то соответственно увеличивается и другой показатель (переменная). Такая зависимость носит название прямо пропорциональной зависимости.

Если же получен знак минус, то большей величине одного признака соответствует меньшая величина другого. Иначе говоря, при наличии знака минус, увеличению одной переменной (признака, значения) соответствует уменьшение другой переменной. Такая зависимость носит название обратно пропорциональной зависимости.

  1. Двухвыборочный критерий t-Стьюдента использовался для определения значимости показателей проявления агрессивных и враждебных реакций у подростков, выросших в семьях, в которых культивируется жестокое обращение по отношению к ним, и у подростков, воспитывающихся в семьях без насилия.

Для применения данного критерия необходимо, чтобы исходные данные имели нормальное распределение. В случае применения двухвыборочного критерия для независимых выборок также необходимо соблюдение условия равенства дисперсий. Если величины X и Y распределены нормально, то статистика t будет иметь распределение Стьюдента с NX+NY-2 степенями свободы. Это позволяет нам использовать распределение Стьюдента для определения уровня значимости, соответствующего полученному значению t-статистики.

2.2. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях

Результаты по опроснику Н.Ю.Синягиной. После обработки полученных данных, мы составили 2 группы по 18 человек. Распределяя подростков на 2 группы, мы ориентировались только на высокие и низкие показатели, подростки со средними показателями в группы не вошли. Из этого следует, что в первую группу вошли подростки с высоким показателем жестокости в детско-родительских отношениях, а во вторую группу вошли подростки с низким показателем жестокости в детско-родительских отношениях.

Результаты по методике интервью для диагностики насилия. Для более точной диагностики жестокого обращения с детьми в семье в двух группах был проведен тест «Интервью». Данная методика проводилась индивидуально с каждым подростком из двух групп.

Результаты оценивались по трем показателям: ребенок периодически переживает ситуацию насилия; в жизни ребенка был эпизод насилия; ребенок ситуацию насилия не переживал. Затем мы прощитали средний балл по трем показателям.

После обработки результатов в 2-х группах показатели распределились следующим образом (Таблица 2).

Из таблицы 2 мы видим, что в группе 1 средний балл по первому показателю (8,1) намного выше, чем в группе 2 (2,3). Из этого мы можем предположить, что каждый подросток из 1 группы переживает ситуацию насилия в семье.

Таблица 2. Распределение средних баллов по трем показателям в 1 и 2 группе

№ группы ребенок периодически переживает ситуацию насилия в жизни ребенка был эпизод насилия ребенок ситуацию насилия не переживал
группа №1 8,1 2 0,89
группа №2 2,3 2,4 6,3

Средние баллы по второму показателю в обеих группах практически равны (2 и 2,4) это можно объяснить тем, что незначительное давление или строгость со стороны родителей на подростка могло пониматься им как проявление насилия.

Средний балл по третьему показателю во второй 2 группе (6,3) достаточно сильно превышает средний балл в 1 группе (0,89). Из этого следует, что подростки из 2 группы ситуаций насилия не переживали.

Более наглядно полученные результаты отображены на диаграммах процентного соотношения жестокого обращения с подростком в семье по трем показателям.

Результаты по личностному опроснику А.Басса и А.Дарки. Определив степень выраженности насилия в семьях в обеих группах, нам необходимо исследовать особенности проявлений агрессивных и враждебных реакций подростков в 1 и 2 группе.

Мы оценивали агрессивные и враждебные реакции по восьми шкалам, индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессии (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Обработав результаты, мы выявили средний бал у двух групп по двум индексам агрессии и враждебности (Таблица 3). Анализируя, полученные результаты мы можем сказать, что в группе 1 индекс враждебности (12,7) значительно превышает индекс враждебности в группе 2 (4,5).

Индекс агрессии также более высок в 1 группе (31,4), чем во 2 группе (18,4). Но не смотря на то, что подростки из 2 группы практически не переживают ситуаций насилия в семье, как мы определили ранее (Рисунок 2), агрессия у них присутствует. Это можно объяснить тем, что подростки находятся в сенситивном периоде возрастного развития, характеризующимся рассогласованностью в работе функциональных систем организма, перестройкой многих из них, наличием, наряду с позитивными, разрушительных тенденций, и, в связи с этим, подростки могут быть раздражительны, обидчивы, испытывать чувство вины, быть подозрительны, что мы расцениваем как агрессивное поведения.

Таблица 3. Распределение средних баллов по двум индексам враждебности и агрессии в 1 и 2 группе

Группа № 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Ср. бал
Враждебность 7 12 10 15 17 17 14 11 13 11 14 14 13 10 10 14 13 14 12,7
Агрессия 25 28 34 30 32 21 31 27 36 33 20 41 43 31 33 33 32 35 31,4
Группа № 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Ср. бал
Враждебность 6 5 3 6 4 3 4 5 3 6 8 4 3 4 3 3 5 7 4,5
Агрессия 18 20 15 21 18 15 17 17 22 23 25 17 17 18 18 12 22 17 18,4

На подростков из первой группы также влияет сенситивный период, однако проявление агрессивных реакций у них значительно выше, чем во второй группе, из чего мы можем предположить, что существует взаимосвязь агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях.

Корреляционный анализ Пирсона. Для определения взаимной зависимости показателей жестокого обращения с детьми (ребенок периодически переживает ситуацию насилия; в жизни ребенка был эпизод насилия; ребенок ситуацию насилия не переживал), а также проявление враждебных и агрессивных реакций в группах был проведен корреляционный анализ Пирсона (Таблица 4).

Обработав данные корреляционного анализа, мы установили, что в группе 1 выявлена зависимость в показателях, отображающих насилие и в показателях отображающих агрессию. Зависимость между насилием и агрессией не выявлена. В группе 2 зависимость выявлена только в показателях агрессии и враждебности.

Анализируя данные корреляционного анализа (таблица 4) можно сделать вывод, что данный метод математической обработки показателей для нашего исследования не подходит. Для подтверждения гипотезы взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семье с помощью корреляционного анализа, требуется большая выборка.

Таблица 4. Корреляционная матрица 1 и 2 группы

Группа 1 ребенок периодически переживает ситуацию насилия в жизни ребенка, был эпизод насилия ребенок ситуацию насилия не переживал агрессия враждебность
ребенок периодически переживает ситуацию насилия 1,00
в жизни ребенка, был эпизод насилия -0,80 1,00
ребенок ситуацию насилия не переживал -0,59 0,00 1,00
агрессия 0,09 0,02 -0,18 1,00
враждебность 0,12 -0,07 -0,11 0,51 1,00
Группа 2 ребенок периодически переживает ситуацию насилия в жизни ребенка, был эпизод насилия ребенок ситуацию насилия не переживал агрессия враждебность
ребенок периодически переживает ситуацию насилия 1,00  
в жизни ребенка, был эпизод насилия 0,10 1,00  
ребенок ситуацию насилия не переживал -0,40 -0,61 1,00  
агрессия 0,19 0,03 -0,03 1,00
враждебность -0,14 0,03 -0,24 0,50 1,00

Поскольку корреляционный анализ не подошел для нашего исследования из-за недостаточности выборки, мы выбрали для обработки полученных нами данных двухвыборочный критерий t-Стьюдента. Мы использовали именно этот инструмент анализа данных т.к. количество участников в каждой группе было одинаковым и данный метод не требует большой выборки испытуемых.

Двухвыборочный критерий t-Стьюдента. Для определения значимости показателей жестокого обращения с подростками (ребенок периодически переживает ситуацию насилия; в жизни ребенка был эпизод насилия; ребенок ситуацию насилия не переживал), а также проявление враждебных и агрессивных реакций был проведен двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями между 1 и 2 группой.

Исходя из полученных данных была составлена Таблица 5, где видно, между какими показателями выявлены значимые и незначимые отличия в 1 и 2 группах.

Так, между группами 1 и 2 все показатели, кроме 2 показателя «в жизни ребенка был эпизод насилия», значимо отличаются. Это значит все показатели за исключением второго показателя (в жизни ребенка был эпизод насилия) являются значимыми для различия испытуемых в 1 и 2 группах.

Таблица 5. Результаты сравнения показателей в 1 и 2 группах с различным уровнем жестокого обращения в семьях и проявлением враждебных и агрессивных реакций подростков

группы

 

факторы

1 и 2
1 значимо
2 не значимо
3 значимо
4 значимо
5 значимо

Не значимость по второму показателю можно объяснить тем, что эпизод насилия может быть в семье, где степень выраженности насилия низкая, т. е родители могут оказывать давление на подростка или быть достаточно строгими, что могло расцениваться подростком как проявление насилия в силу его подросткового возраста.

Выводы по главе 2

Анализируя данные эмпирического исследования взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях, можно сделать следующие выводы:

  1. В результате применения опросника Н.Ю.Синягиной подростки были разделены на 2 группы. В первую группу вошли подростки с высоким уровнем жестокости в детско-родительских отношениях, а во вторую группу вошли подростки с низким уровнем жестокости в детско-родительских отношениях.
  2. В результате диагностики степени выраженности насилия в семьях в обеих группах по трем показателям — ребенок периодически переживает ситуацию насилия; в жизни ребенка был эпизод насилия; ребенок ситуацию насилия не переживал — получили данные, которые говорят о том, что каждый подросток из 1 группы переживает ситуацию насилия в семье; по второму показателю в обеих группах результаты практически равны; результаты по третьему показателю у 2 группы говорят о том, что подростки практически не переживают ситуаций насилия.
  3. В результате измерения проявлений агрессивных и враждебных реакций подростков в первой и второй группе получилось, что в группе 1 индекс враждебности и агрессии более высокий, чем в группе 2. Также мы увидели, что, не смотря на то, что подростки из 2 группы практически не переживают ситуаций насилия в семье, агрессия у них присутствует, что может быть объяснено сенситивным периодом их развития.
  4. Сравнивая три показателя получившихся в результате проведения методики интервью для диагностики насилия (ребенок периодически переживает ситуацию насилия; в жизни ребенка был эпизод насилия; ребенок ситуацию насилия не переживал), и проявление враждебных и агрессивных реакций в 1 и 2 группе, мы видим, что два показателя из трех значимо отличаются, кроме одного показателя «в жизни ребенка был эпизод насилия». Также мы видим, что проявление враждебных и агрессивных реакций тоже имеют значимое отличие. Это значит все показатели за исключением второго показателя (в жизни ребенка был эпизод насилия) являются значимыми для различия испытуемых в 1 и 2 группах.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Теоретический анализ литературы позволил нам разделить такие понятия, как «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение». Разделив эти понятия, мы сделали вывод, что агрессивное поведение и агрессия могут пониматься, как синонимы, т.к. то и другое является формой поведения, а агрессивность является свойством личности.

Под агрессивным поведением понимается поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

  1. В результате уточнения понятия «жестокое обращение» мы пришли к пониманию того, что жестокое обращение и насилие являются взаимозаменяемыми понятиями. Под жестоким обращением подразумеваются все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства.
  2. Анализ литературы обеспечил выявление критериев жестокого обращения и агрессивного поведения. Жестокое обращение включает: обвинения, угрозы ложь причинение телесного повреждения, словесное оскорбление, использование для сексуального удовлетворения, оставление без присмотра, непредоставление еды, жилья, медицинской помощи. Критерии проявления агрессии – удар, ранение, вспыльчивость, грубость, обида, подозрительность, крик, визг, проклятия, угрозы, чувство вины.
  3. В результате анализа полученных в ходе эмпирического исследования данных мы выяснили, что каждый подросток из 1 группы переживает ситуацию насилия в семье и проявление враждебных и агрессивных реакций у них достаточно сильно выражено. Во 2 группе подростки ситуаций насилия практически не переживали и проявление враждебных и агрессивных реакций у них менее выражено чем в первой группе, но все же присутствует. Это можно объяснить тем, что подростки, находясь в сенситивном периоде своего развития, могут проявлять раздражительность, обидчивость, испытывать чувство вины, быть подозрительными, что расценивается как проявление агрессивного поведения.

После сравнительного анализа показателей в двух группах получившихся в результате проведения методики интервью для диагностики насилия мы видим, что все показатели за исключением второго показателя (в жизни ребенка был эпизод насилия) являются значимыми для различия испытуемых в 1 и 2 группах. Не значимость второго показателя можно объяснить тем, что эпизод насилия может быть в семьях, где степень выраженности насилия низкая, т.е. родители могут оказывать давление на подростков или быть достаточно строгими, что могло расцениваться подростками как проявление насилия в силу их подросткового возраста. Также мы видим, что враждебные и агрессивные реакции в первой группе проявляются более выражено, чем во второй, т.е. подростки из первой группы более вспыльчивы, грубы, обидчивы, подозрительны, чем подростки из второй группы.

  1. Гипотеза исследования подтверждена, и мы можем говорить о том, что у подростков, выросших в семьях, в которых культивируется жестокое обращение по отношению к ним агрессивные и враждебные реакции проявляются более выражено, чем у подростков, воспитывающихся в семьях без насилия.
  2. Полученные теоретические и эмпирические результаты могут быть использованы для создания и разработки методов, направленных на предупреждение насилия в семье в отношении детей и подростков, для улучшения психологического климата и общения в семьях, необходимого для полноценного воспитания и развития ребенка.
  3. На основе настоящей дипломной работы могут быть проведены более глубокие исследования по выявлению взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними.

Список литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 2-е изд.,перераб. И доп. М.: Юнити-Дана, 2004.
  2. Антонян Ю.М. Леонова О.В. Шостакович Б.В. Феномен зависимого преступника (под ред. Антоняна Ю.М.). М.: Аспект Пресс, 2007.
  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.
  4. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. М.:Прогресс, 1990.
  5. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. М., 1979.
  6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001.
  7. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика.1991.
  8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: прайм-Еврознак, 2002.
  9. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. М.,1994.
  10. Власова О.А., Коробенко Н. В. Аутизм и нарушения развития. М.:Медгиз, 2003.
  11. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодаления. СПб.: Питер, 2008.
  12. Горьковая И.А. Медико и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков. Дисс. на соиск. уч. степ. д. пси.н. СПб.: Речь, 1998.
  13. Гусейнов А.А Понятие насилия// Философия, наука, цивилизация. М.,1999.
  14. Гулина М.А., Боголюбова О.Н. психология социальной работы с детьми, пережившими насилия./ Психология социальной работы. СПб.: Питер, 2002.
  15. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1999.
  16. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей. (По данным исследования причин и следствий отклонений в социальном поведении: Особый ребенок. Исследования и опыт помощи). М.: Речь, 1998.
  17. Захарьева И.А. Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков). СПб.: Питер, 2005.
  18. Карелина А.А. Психологические тесты. М.: Прогресс, 1999.
  19. Кириев Г.Н. Сущность насилия. М.,1990.
  20. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. Пособие. М.: Гардарики, 2008.
  21. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002.
  22. Кулагин Л.Г., О подростках, которым трудно /Советская педагогика. № 6,1991.
  23. Личко А.Е., Попов Ю.В., Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. М., 1988.
  24. Маерс Д. Социальная психология . 7-е изд. СПб.: Питер, 2010.
  25. Налчаджян А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007.
  26. Никитина О.А. Жестокое обращение с детьми. Магнитогорск, 2000.
  27. Очирова А.В. Образование и насилие. Сборник статей/ Под ред. Пигрова К.С. СПб.: Санкт-Петербургского Государственный Университет, 2004.
  28. Паренс Г. Агрессия наших детей. М.:Прогресс, 1997.
  29. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: прайм-Еврознак, 2005.
  30. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.
  31. Рахманина И.Н. Влияние межличностных отношений в семье на адаптацию личности подростка // Психология. Пермь, 2005.
  32. Райс.Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
  33. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль /Вопросы психологии №6, 1992.
  34. Семеннюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка и условия его коррекции. М.,1996.
  35. Семеннюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. Серия: Библиотека школьного психолога. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.
  36. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии, М.: Смысл, 2003.
  37. Сафоновой Т.Я., Цымбал Е.И.. Жестокое обращение с детьми и его последствия/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993.
  38. Сонетс Р.,Локо Я.,Локко Т. Недостойное обращение с детьми. Тарту, 2000.
  39. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Эксмо, 2001.
  40. Степанов В.Г.Психология трудного школьника. М., 1998.
  41. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И., Максудов Р.Р., Флямер М.Г. и др. Социальные работники за безопасность в семье. Под ред. М.И. Лаборакиной. М.,1999.
  42. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи СПб.: Питер, 1999.
  43. Этьенна Г. Насилие и его влияние на здоровье: доклад о ситуации в мире / под ред. Круга Д.и др.; пер. с англ. 2005.
  44. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности, М., 1994
  45. Фромм Э. Бегство от свободы // Э. Фромм. Догмат о Христе. М., 1998.
  46. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Мн., 1996.
  47. http://alglib.sources.ru/statistics/correlation.php
  48. http://psyjournals.ru/psyedu/2009/n1/Shishlyannikova.shtml

Страница:   1   2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф