Страницы 1 2
Глава 2. Особенности влияния акцентуации на успешность адаптации личности в студенческом возрасте.
2.1 Процедура исследования
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования, выявленными в теоретической части работы особенностями акцентуации характера, в практической части исследования представляется выявить особенности влияния акцентуации характера на адаптационное поведение личности при переходе студентов на дистанционную форму обучения.
Целью исследования выступает выявление влияния акцентуации характера на особенности реализации адаптивных стратегий личности студенческого возраста при изменении условий жизнедеятельности.
Достижение поставленной цели требует последовательного решения ряда конкретных задач:
- изучить особенности акцентуации характера личности студенческого возраста;
- изучить особенности адаптивного поведения студента в условиях изменений условий жизнедеятельности;
- выявить влияние особенностей акцентуации характера студента на особенности адаптированного поведения.
Выборку составили 30 студентов (n = 30), перешедших на дистанционное обучение. Выборка соответствует требованиям, которые выдвигаются к обоснованию выборки при проведении подобных экспериментов [20, 204 c.]:
- численность обучающихся в каждой группе составляет около 30 человек, что позволяет снизить статистическую ошибку при обработке данных;
- численность испытуемых в группах примерно одинакова.
Возраст испытуемых – от 18 до 26 лет.
В исследовании приняли участие студенты в возрасте от 18 до 26 лет, средний возраст — 21,2; 23 женщин (76,6%), 7 — мужчины (23,4%). Возрастно-демографические характеристики респондентов могут быть представлены в Табл. 1:
Таблица 1. Возрастно-демографические характеристики респондентов (n = 30)
Возрастной диапазон | Мужчины | Женщины | ||
чел. | % | чел. | % | |
18-20 лет | 5 | 73,4% | 17 | 73,9% |
21-25 лет | 2 | 28,6% | 4 | 17,4% |
25 лет< | 0 | 0% | 2 | 8,7% |
Как отражают приведенные данные, абсолютное большинство респондентов ¾ женщины, большая часть опрошенных ¾ это мужчины и женщины в возрасте от 18 до 26 лет, их численность составляет 73,4% среди мужчин и 73,9% ¾ среди женщин.
Методики исследования. Следом за Д. Б. Бочковой, А. А. Калашниковой, В. А. Ксенофонтовой, Е. Н. Усовой в качестве метода исследования особенностей акцентуации характера личности в студенческом возрасте был выбран тест-опросник разработанный Г. Шмишеком и К. Леонгардом «Методика акцентуации характера и темперамента личности» (1970) [5].
Целью теста-опросника выступает изучение акцентуаций характера и темперамента. Под акцентуациями разработки понимает «заострение» некоторых присущих каждому индивидуальных качеств. Тест изначально разрабатывался для диагностики респондентов в том числе и юношеского возраста.
Опросник включает 88 утверждений, с которыми респондентам предлагается согласиться или нет.
Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Отвечайте, долго не раздумывая, вы можете выбрать один их двух ответов: «да» или «нет», других вариантов ответов нет. Ответ нужно ответить в соответствующем бланке, поставив крестик в окошке «да» или «нет» напротив цифры, соответствующей номеру вопроса.» [12]
Обработка и интерпретация результатов.
По каждой шкале подсчитываются плюсы и минусы, которые обрабатываются в соответствии с ключом. Количество баллов по каждой из шкал умножается на 2, 3, 6.
В результате обработки данных представляется выявить типы акцентуации характера и темперамента личности по классификации К. Леонгарда (детально представлены в 1.2 данного исследования).
Максимальный показатель по каждому тиру акцентуации составляет 24 балла. На основании учета полученного количества баллов выраженность акцентуации может быть охарактеризована по уровню:
- 18¾24 баллов ¾ признак акцентуации;
- 13¾17 баллов ¾ тенденция к тому или иному типу акцентуации;
- 0¾12 баллов ¾ не выражена.
В процессе выявления уровня адаптированности студентов к условиям дистанционного обучения была использована методика «Адаптированность студентов» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова) [8].
Главной целью методики выступает изучение уровня адаптации студента к условиям обучения.
Инструкция: с целью создания условий для повышения качества обучения, просим вас выразить свое мнение по поводу предложенных суждений и проставить соответствующую вашему мнению цифру напротив номера суждения.
Опросник содержит 16 утверждений, которые оцениваются:
Да ¾ 2 балла;
Трудно сказать ¾ 1 балл;
Нет ¾ 0 баллов.
Обработка и интерпретация результатов: полученные баллы суммируются, учитываются показатели по прямым и обратным суждениям.
В результате применения методики представляется возможным выявить:
- Шкала адаптированность к учебной группе: высокие показатели свидетельствуют о том, что личность успешно общается с другими, легко находит общий язык с одногруппниками и педагогами, чувствует себя комфортно, с легкостью следует нормам и правилам. Инициативен. Низкие показатели свидетельствуют о трудностях в общении, студент сдержан, держится в стороне от окружающих.
- Шкала адаптированности к условиям учебной деятельности: высокие показатели по шкале свидетельствуют о том, что студент легко усваивает учебные материалы, успешно и в срок выполняет задания, свободно проявляет инициативность и креативность в процессе обучения. Низкие показатели свидетельствуют о существенных затруднениях в процессе усвоения материала, студент нуждается в дополнительных консультациях, помощи.
Максимально возможное количество баллов по обеим шкалам составляет 16, что позволяет разделить студентов по группам:
0 ¾5 баллов ¾ низкий уровень адаптации;
6¾10 баллов ¾ средний уровень адаптации;
11 ¾ 16 баллов¾ высокий уровень адаптации.
Важно добавить, что обе выбранные методики неоднократно использовались в процессе изучения личности студенческого возраста, что позволяет говорить о надежности, валидности, репрезентативности результатов.
В качестве методов обработки результатов диагностик применялись: метод структурной группировки – «разделение однородной совокупности на группы по тому или иному варьирующему группировочному признаку» [6, 200 c.] Как метод аналитической статистики группировка позволяет сравнивать, анализировать причины различий между группами, изучать взаимосвязи между признаками, формирует основу для последующей сводки и анализа данных.
Кроме того, в процессе обработки полученных данных применялся метод ранжирования, который позволяет исследователю располагать «факторы (причины, движущие силы и т. п.) по их влиянию на исследуемый процесс, явление» [18, 200 c.].
Полученные результаты были обработаны с использованием стандартных методов математической статистики, SPSS. В процессе исследования был использован корреляционный анализ, расчет коэффициента r-Спирмена, который «позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками, измеренными в ранговой шкале» [16, 48 c.].
2.2 Особенности акцентуации личности в студенческом возрасте
На начальном этапе работы были проанализированы особенности акцентуации характера и темперамента личности в студенческом возрасте.
Полученные данные позволяют сделать ряд выводов. Прежде всего, следует отметить, что наиболее выраженными акцентуациями в студенческом возрасте являются дистимичность, демонстративность и ригидность. Демонстративность может объясняться особенностями студенческого возраста, когда личность стремится к самоутверждению в своих глазах, в глазах окружающих.
Ригидность, мнимое переживание несправедливости по отношению к себе со стороны окружающих может в какой-то степени объясняться эмоциональной незрелостью юношеского возраста, склонностью к теоретическим рассуждениям, самоанализу. Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления связана, по словам И. С. Кона, с особенностями эмоционального мира личности. На данном этапе она находится в стадии своего развития, эмоции характеризуются противоречивостью, эмоциональное восприятие, ценностей противоречиво [10].
Говоря об акцентуации на ригидности, хотелось бы отдельно остановиться на чувстве одиночества, характерного для этого времени, «кризисе оторванности» (Э. Шпрангер). Юношеское «Я» еще расплывчато, неопределённо, смутное, иррациональное чувство тревоги, беспокойства, ощущение внутренней пустоты заставляет личность искать средства ее заполнения, что приводит одновременно к росту потребности в общении и избирательность в выборе субъектов общения, что усиливает чувство одиночества, оторванности от других, более того, это чувство одиночества ¾ «нормальное явление, рождения внутренней жизни» [10]. Более того, чем большей степенью самостоятельности обладает юноша, тем выше у него потребность и способность в одиночестве. Стремление к одиночеству представляет собой своеобразный способ защиты своего индивидуального мира, который только начинает осознаваться, от внешних вмешательств.
Отдельно следует отметить, что, как правило, акцентуация на дистимичность не характерна для юношеского возраста. В качестве важнейших новообразований данного возраста выступает появление жизненных планов, установка на сознательное построение собственной жизни. Этот период представляет собой, по словам О. В. Павловой, «период поисков самоутверждения и самостоятельности, нравственного совершенствования, развития профессионального мышления и образа поведения» [17, 11 c.]. В целом, юноша, в отличие от подростка, в большей степени нацелен на будущее (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, И. В. Кон). Более того, «изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов» [10]. Соответственно, столь высокий показатель может объясняться не столько особенностями студенческого возраста, сколько периодом, когда проводилось исследование: пандемия, самоизоляция, страх перед неизвестностью ¾ все это сформировало подавленность, пессимизм в отношении будущего, серьёзность, для юношеского возраста не характерную.
Ранжирование акцентуаций может быть представлено на Рис. 1:
Рисунок 1. Ранжирование акцентуаций (n = 30)
Как отражают приведенные данные, наименее выраженными являются акцентуации на эмотивность, тревожность и педантичность. Низкий уровень выраженности акцентуации на эмотивность при одновременном достаточно высоком уровне выраженности на экзальтированность может объясняться возрастными особенностями студентов: эмоционально-волевая сфера находится в стадии своего формирования, эмоции выражаются бурно, так же бурно и проявляются в общении, в результате чего, усиливается акцентуация на экзальтированность, предполагающую крайнюю эмоциональность, порывистость, сиюминутность при снижении акцентуации на эмотивность, предполагающую более сдержанное проявление собственных чувств.
Низкий уровень акцентуации на тревожность и педантичность также может объясняться особенностями юношеского возраста, когда человек с оптимизмом смотрит в будущее, не склонен пребывать в состоянии постоянной тревожности, подавленности. Интенсивность развития эмоционально-волевой сферы, вовлеченность в учебную деятельность не предполагает инертности мышления и действий.
Полученные результаты также отражают тот факт, что у 10% студентов акцентуации не сформированы, что может выступать свидетельством (1) того, что респондент старался «правильно» отвечать на вопросы, выбирать, по его мнению, социально одобряемые ответы; (2) отражать низкую инициативность, пассивность личности; (3) объясняться возрастными особенностями личности, акцентуации которой находятся в стадии своего формирования.
В качестве примера графика респондента с отсутствием акцентуации можно привести следующий (Рис. 2):
Рисунок 2. Портрет личности с невыраженными акцентуациями
Как отражает Рис. 2, преобладает средний уровень сформированности акцентуаций, исключение составляет акцентуация циклотимичности. Чередование высоких и низкий показателей, «зубчатый график» отсутствует, что позволяет сделать вывод, что личностные характеристики, качества формируются, пока не сформировались как акцентуации, что не нарушает личностного развития, адаптации индивидуума в социуме.
У 1 респондента (3%) был выявлен высокий уровень сформированности нескольких акцентуаций: демонстративности, педантичности, дистимичности и экзальтированности. График может быть приведен на Рис. 3:
Рисунок 3. Портрет личности с несколькими выраженными акцентуациями
Подобные результаты у взрослого человека могли бы выступать результатом дезадаптации личности, пребывания в стрессовом состоянии, однако применительно к юношескому возрасту сделать однозначные выводы невозможно. И. С. Кон подчеркивает, что многочисленные исследования отражают тот факт, что нормальные юноши имеют высокие показатели по шкалам «шизофрения», «гипомания», «психопатия» [10]. Иначе говоря, то, что для взрослого человека служило бы признаком заболевания, для юноши ¾ нормальный показатель эмоционального развития. Более того, результаты диагностики могут объясняться особенностями периода проведения исследования, стрессовым состоянием реципиента.
Численность студентов с выраженностью двух акцентуаций составляет 17%. Сочетаться могут гипертимность ¾ циклотимичность, циклотимичность ¾ эмотивность, дистимичность ¾ циклотимичность, демонстративность ¾ возбудимость, демонстративность ¾ педантичность. Портрет личности может быть представлен на Рис. 4:
Рисунок 4. Портрет личности с двумя выраженными акцентуациями
Как видим, в большинстве случаев в качестве сопровождающей акцентуации выступает циклотимичность как акцентуация, отличающаяся противоречивостью, при которой человек легко переходит из одного состояния в другое, в свою противоположность. В подобных случаях акцентуация, скорее, дополняет полученные сведения, данные диагностики, например, если циклотимичность сопровождается акцентуацией на гипертимность, можно сделать вывод, что личность все же склоняется к гипертимности, отличается подвижностью, болтливостью, общительностью, циклотимичность же указывает, что для нее характерны перепады настроения, свойственные для студенческого возраста.
Достаточно часто сочетается демонстративность с иными акцентуациями (возбудимостью, педантичностью), в данном случае демонстративность может выступать результатом влияния возрастного фактора, стремления личности интегрироваться в студенческий коллектив, самоутвердиться, вторая же акцентуация отражать личностные особенности, например, стремление к педантичности.
У абсолютного большинства студентов (8 7%) сформирована лишь одна акцентуация. Портрет личности может быть представлен на Рис. 5:
Рисунок 5. Портрет личности с выраженной акцентуацией
Как видим, в данном случае отмечается выраженная акцентуация на гипертимность, другие акцентуации выражены в большей или меньшей степени.
Соответственно, распределение респондентов на основании учета уровня сформированности/ несформированности акцентуаций может быть представлено на Рис. 6:
Рисунок 6. Распределение студентов на основании критерия сформированности/ несформированности акцентуаций (n = 30)
Как правило, сформированность одной или двух акцентуаций свидетельствует о достаточно высоком уровне личностного развития студента, когда основные качества индивидуума уже сложились. Более того, что численность таких студентов составляет 87% позволяет сделать вывод, что к юношескому возрасту формируются акцентуации, завершается становление личности, осуществляется становление взрослого человека, осознающего себя, свои особенности, свои качества, желания и потребности, выстраивающего взаимодействия с окружающими.
Распределение студентов на основании учета критерия сформированной акцентуации может быть представлено на Рис. 7:
Рисунок 7. Распределение студентов на основании учета сформированной акцентуации (n = 21)
Как отражают полученные данные, у большинства студентов отмечается сформированность акцентуаций цикломатичности (23%), экзальтированности (23%) и гипертимности (20%). Все три акцентуации напрямую связаны с особенностями юношеского возраста: цикломатичность отражает противоречивость эмоционально-волевой сферы, личностной структуры юноши; экзальтированность напрямую связана с интенсивностью переживаний эмоциональных состояний, проявлений эмоций, открытостью юноши к внешнему опыту, стремлением вступать во взаимодействия; гипертимность связана с подвижностью юноши, неусидчивостью, стремлением постоянно действовать, находиться в движении. Соответственно, на основании проведенного анализа мы можем сделать вывод, что к студенческому возрасту у большинства молодых людей формируются акцентуации, более того, их формирование осуществляется непосредственно под влиянием особенностей личностного развития в данном возрасте.
Проведение корреляционного анализа, направленного на выявление взаимосвязей между возрастными и гендерными характеристиками и уровнем сформированности акцентуаций, взаимосвязи и взаимообусловленности акцентуаций позволило выявить следующие (Табл. 3):
Таблица 2. Взаимосвязи между социодемографическими характеристиками респондентов и особенностями акцентуации личности студенческого возраста
возраст | пол | демонстративность | ригидность | педантичность | возбудимость | гипертимность | дистимичность | тревожность | циклотимичность | экзальтированность | эмотивность | |
возраст | 1,000 | ,084 | ,083 | ,029 | ,140 | ,128 | -,056 | ,460** | -,074 | ,061 | ,288 | -,202 |
пол | ,084 | 1,000 | ,087 | ,033 | -,526** | ,167 | -,042 | -,219 | -,363* | ,019 | -,133 | ,218 |
демонстративность | ,083 | ,087 | 1,000 | -,063 | ,172 | ,281 | ,096 | -,244 | -,081 | ,130 | ,073 | ,135 |
ригидность | ,029 | ,033 | -,063 | 1,000 | ,297 | ,002 | ,146 | ,027 | ,326* | ,509** | ,100 | ,073 |
педантичность | ,140 | -,526** | ,172 | ,297 | 1,000 | -,058 | ,257 | ,178 | ,704** | ,442** | -,123 | ,025 |
возбудимость | ,128 | ,167 | ,281 | ,002 | -,058 | 1,000 | ,100 | -,030 | -,074 | ,094 | ,094 | ,377* |
гипертимность | -,056 | -,042 | ,096 | ,146 | ,257 | ,100 | 1,000 | ,189 | ,115 | -,093 | ,031 | -,394* |
дистимичность | ,460** | -,219 | -,244 | ,027 | ,178 | -,030 | ,189 | 1,000 | ,069 | -,190 | ,257 | -,279 |
тревожность | -,074 | -,363* | -,081 | ,326* | ,704** | -,074 | ,115 | ,069 | 1,000 | ,460** | -,248 | ,263 |
циклотимичность | ,061 | ,019 | ,130 | ,509** | ,442** | ,094 | -,093 | -,190 | ,460** | 1,000 | -,276 | ,324* |
экзальтированность | ,288 | -,133 | ,073 | ,100 | -,123 | ,094 | ,031 | ,257 | -,248 | -,276 | 1,000 | -,039 |
эмотивность | -,202 | ,218 | ,135 | ,073 | ,025 | ,377* | -,394* | -,279 | ,263 | ,324* | -,039 | 1,000 |
** корреляция значима на уровне 0.01
*корреляция значима на уровне 0.05
Проведение корреляционного анализа позволило выявить ряд выводов:
- прежде всего, следует отметить наличие прямой взаимосвязи между возрастом личности и дистимичностью: чем старше студент, тем серьезней он становится, проявляет скептицизм по отношению к будущему, в меньшей степени отличается словоохотливостью, вдумчивей относится к выбору друзей;
- пол респондентов напрямую взаимосвязан с акцентуацией на педантичность и тревожность. Как правило, мужчины более педантичны, в большей степени склоны проявлять формализм, пунктуальность, чем женщин; женщины, в свою очередь, в большей степени тяготеют к тревожности, робости, застенчивости, они тяжелее переживают экзамены, контрольные, более чувствительны, обидчивы;
- склонность к ригидности напрямую взаимосвязана с тревожностью и циклотимичностью: «застревание» личности на переживаниях, определенных событиях на фоне общей неуверенности молодых людей, формирования и развития личности сопровождается ростом тревожности, неуверенности в собственных силах. Кроме того, педантичность, ригидность мышления, замедленность реакций сопровождается усилением нестабильности эмоциональных переживаний, перехода от приподнятого настроения к подавленному;
- возбудимость напрямую коррелирует с эмотивностью личности: повышенная отзывчивость, открытость внешнему миру, эмоциональная нестабильность приводит к высокой подвижности, говорливости, контактности личности, эмоциональной нестабильности, впечатлительности;
- отмечается наличие прямой негативной взаимосвязи между гипертимностью и эмотивностью: высокая подвижность, эмоциональная нестабильность личности обусловливает склонность, скорее, к экзальтированному, а не эмотивному поведению, бурному переживанию эмоциональных состояний и столь же бурных их проявлениям;
- цикломитичность напрямую взаимосвязана с эмотивностью личности, со сменой настроений, переходом из одного эмоционального состояния в другое, в том числе и противоположное.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что у абсолютного большинства респондентов к студенческому возрасту формируются акцентуации. В юношеском возрасте доминирующими акцентуациями являются акцентуация цикломитичности, экзальтированности и гипертимности. Все указанные акцентуации напрямую связаны с особенностями юношеского возраста, его эмоциональной нестабильностью, открытостью к внешнему миру, бурным переживанием эмоциональных состояний и их внешним проявлением, высокой двигательной подвижностью, социальной и академической активностью, стремлением к самореализации, самоутверждению. По мере взросления личности молодые люди становятся более сдержанными, вдумчивыми, скрытными, более критически оценивают собственное будущее. Девушки, в большей степени, чем юноши склонны к тревожности, более ответственному подходу к обучению, к подготовке к экзаменам, контрольным. Для юноши в большей степени характерен формальный подход к обучению.
2.3 Особенности адаптации личности к условиям дистанционного обучения
На следующем этапе работы была проведена диагностика, направленная на выявление уровня адаптации личности к условиям дистанционного обучения.
В результате изучения степени адаптации студента к условиям дистанционного обучения были получены следующие данные.
В целом, как отражают полученные данные, адаптация к общению, к взаимодействию с окружающими в том числе и в условиях дистанционного обучения несколько выше, чем адаптация к условиям обучения, усвоению образовательных материалов. Учебная деятельность в студенческом возрасте продолжает оставаться ведущей, однако наряду с обучением, личность активно встраивается в систему социальных взаимодействий. Огромное значение для юноши имеет общение со сверстниками. Это ¾ «специфический канал информации, особый вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта» [7, 37 c.]. В то же время, как отмечают Д. А. Донцов, М. В. Донцова, «потребность в психологической (эмоционально-чувственной) интимности в юности практически “ненасыщаема”, удовлетворить её крайне трудно» [7, 37 c.]. Потребность в общении сопровождается повышением уровня адаптации личности к системе социальных взаимодействий в условиях обучения. Важно добавить, что стремление к общению в студенческом возрасте органично сочетается со стремлением к одиночеству.
Количественное распределение обучающихся по уровню адаптации к условиям коммуникации и условиям обучения может быть представлено на Рис. 8:
Рисунок 8. Распределение респондентов по степени адаптированности к условиям обучения
Как отражают приведенные данные, абсолютное большинство студентов успешно адаптируется как к условиям коммуникации (56%), так и к условиям дистанционного обучения (46%). Студенты успешно вступают в коммуникацию, во взаимодействие с другими в том числе и при помощи современных информационно-коммуникативных технологий, успешно выполняют задания, поставленные учебные задачи.
В то же время крайне важно добавить, что у 17% студентов фиксируется низкий уровень адаптации как к условиям общения, коммуникации, так и к условиям обучения. Студенты данной группы отличаются низкой контактностью, испытывают затруднения с интеграцией в систему взаимодействий с одногруппниками и педагогами, с усвоением учебных материалов. Им тяжело адаптироваться к изменившимся условиям дистанционного обучения.
Выявление взаимосвязи между социодемографическими характеристиками респондентов и уровнем адаптации к коммуникации и усвоению учебных материалов, овладением профессией в условиях дистанционного обучения может быть представлено в Табл. 5:
Таблица 3. Взаимосвязь социодемографических характеристик студентов и особенностей адаптации к условиям дистанционного обучения
коммуникация | обучение | |
возраст | ,584** | ,662** |
пол | ,281 | -,014 |
** корреляция значима на уровне 0.01
*корреляция значима на уровне 0.05
Как отражают результаты корреляционного анализа, существует прямая взаимосвязь между возрастом респондентов и уровнем адаптации к коммуникации и обучению, по мере взросления, стабилизации эмоциональной сферы, накопления экзистенциального опыта личности, умений устанавливать контакты с другими, учебными умениями и навыками, в целом, по мере адаптации к условиям дистанционного обучения, личность в большей мере способна проявлять готовность, умения вступать в коммуникацию, принимать условия дистанционного обучения. Важно добавить, что, принимая во внимание выявленные раннее взаимосвязи возраста и акцентуации на дистимичность, характер взаимодействия с окружающими, отношение к обучению становится более вдумчивым, более серьезным, более избирательным.
Следует отметить, что повышение уровня адаптации студента к условиям дистанционного обучения может быть связано не напрямую с возрастом, но с опытом обучения: чем старше студент, тем больше у него опыт обучения (чаще всего), соответственно, тем выше уровень адаптации к коммуникации и овладению системой профессиональных знаний.
Важно добавить, что гендерные характеристики студентов на характер адаптации не влияют: как юноши, так и девушки на этапе поступления в вуз, перехода на дистанционное обучения испытывают затруднения с коммуникацией и овладением системой профессиональных знаний, умений и навыков, испытывают затруднения с адаптацией, по мере преодоления первых сложностей, овладения новыми формами обучения и коммуникации повышается уровень готовности к обучению и общению, личность становится более адаптированной.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что личность в студенческом возрасте чаще всего успешно адаптируется к условиям обучения. Более того, как интеграция в систему социальных взаимодействий, так и овладение системой профессиональных знаний, умений и навыков отвечает потребностям студенческого возраста. В юношеском возрасте доминирующей остается учебная деятельность при одновременном росте интереса к профессии, что способствует успешной адаптации к условиям овладения профессией. Кроме того, молодые люди испытывают потребности в общении, в выстраивании системы социальных взаимодействий, что способствует повышению уровня адаптации к системы коммуникативных взаимодействий в образовательном пространстве. По мере взросления личности, овладения учебными умениями и навыками, развития коммуникативных умений студенты более успешно выстраивают систему коммуникаций, овладевают профессионально значимыми умениями и навыками, более того, студент начинает воспринимать будущую профессию как значимую, более осознанно, избирательно относиться и к выбору профессии, и к выбору коммуникантов.
2.4 Взаимосвязи между акцентуацией личности студента и особенностями к адаптации к условиям дистанционного обучения
На завершающем этапе работы было проведено исследование взаимосвязей между особенностями акцентуации личности и успешностью адаптации к обучению.
Таблица 4. Особенности влияния особенностей акцентуации на уровень адаптации личности в студенческом возрасте
Акцентуации | Адаптация | |
Коммуникация | Овладение системой профессиональных знаний | |
демонстративность | ,285 | ,098 |
ригидность | ,115 | -,035 |
педантичность | ,003 | ,148 |
возбудимость | -,081 | ,063 |
гипертимность | ,117 | ,252 |
дистимичность | ,133 | ,288 |
тревожность | -,284 | -,178 |
циклотимичность | -,078 | -,068 |
экзальтированность | ,397* | ,538** |
эмотивность | -,306 | -,273 |
коммуникация | ,761** |
** корреляция значима на уровне 0.01
*корреляция значима на уровне 0.05
Полученные результаты прежде всего отражают наличие прямой взаимосвязи между двумя шкалами адаптации: адаптацией к системе коммуникаций и к условиям овладения учебной деятельностью, соответственно, повышение уровня адаптации к условиям взаимодействия в образовательном пространстве сопровождается повышением адаптации к условиям овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками.
В отношении влияния типов акцентуации на особенности адаптации личности можно сделать вывод, что акцентуация на экзальтацию сопровождается повышением уровня адаптации личности и к условиям коммуникации, и к условиям овладения системой профессиональных знаний. Способность восторгаться как доминантная черта данного типа акцентуации позволяет личности восхищаться и коммуникантами, и новыми условиями обучения, высокая контактность, словоохотливость находит свое отражение как в процессе коммуникации, так и проведении занятий. В отличие от своих более застенчивых, робких одногруппников, экзальтированные студенты более активны, инициативны, они не боятся овладевать новыми формами учебной деятельности, инициативны в процессе установления контактов со сверстниками и педагогами, что способствует повышению уровня адаптации к условиям обучения в том числе и дистанционного. В целом, как было выявлено раннее, данный тип акцентуации характерен для юношеского возраста, во многом отвечает возрастным особенностям личности, бурному переживанию чувств и эмоций, их проявлению в процессе взаимодействия с окружающими.
Важно добавить, что другие доминирующие акцентуации личности не влияют на особенности адаптации к меняющимся условиям обучения.
Цикломатичность личности с ее перепадами настроения, моментальным переходом от переживания позитивных эмоциональных состояний и чувств к негативным, от восхищения, радостной возбужденности к отчаянию, унынию отражает особенности юношеского возраста, периода интенсивного развития и становления личности, когда последняя открывает для себя наличие внутреннего мира, вследствие чего стремление к одиночеству, познанию себя дополняется выраженной потребностью в общении. На успешность адаптации акцентуация влияния не оказывает.
Аналогично гипертимность личности, с ее склонностью к болтливости, к озорству, внесению шума во все что, она делает, с тенденцией бросать начатое дело на полпути не сопровождается повышением уровня адаптации личности к условиям обучения. Легкомысленность, поверхностность, недисциплинированность студента не позволяет систематически, целенаправленно осуществлять учебную деятельность, что снижает уровень адаптации к условиям дистанционного обучения. Отсутствие реального интереса к потребностям окружающих, стремление быть в центре внимания, желание командовать окружающими встречает сопротивление со стороны последних, что не способствует адаптации к условиям коммуникации. Кроме того, эти люди практически не выносят дисциплины, одиночества, которые в большей или меньшей степени сопровождают дистанционное обучение, что также не способствует повышению адаптации личности к обучению.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что адаптация к коммуникации тесно взаимосвязана с адаптацией к условиям обучения, овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками. Из доминирующих в студенческом возрасте акцентуаций (цикломатичность, экзальтированность и гипертимность) на повышение уровня адаптации личности и к условиям обучения, и к системе коммуникативных взаимодействий влияет исключительно экзальтированности, которая позволяет успешно интегрироваться в систему коммуникативных взаимодействий, обеспечивает более успешное усвоение учебных материалов, более высокую активность, инициативность в процессе обучения.
Выводы по Главе 2
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования, в практической части работы было проведено исследование, направленное на изучение влияния особенностей акцентуации личности на уровень адаптации к обучению.
На начальном этапе исследования была разработана процедура работы, определены ее цель, задачи, обоснованы методики и методы изучения.
В процессе проведения исследования были прежде всего выявлены особенности акцентуации личности студенческого возраста. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что к юношескому возрасту у большинства респондентов акцентуации уже сформированы. В качестве доминирующих акцентуаций в студенческом возрасте следует назвать цикломатичность, экзальтированность и гипертимность. Указанные акцентуации отвечают особенностям юношеского возраста, для которого характерны противоречивые, кардинально противоположные потребности и стремления, что приводит к перепадам настроения, быстрому переходу из одного эмоционального состояния в другое, часто, ¾ кардинально противоположное (цикломатичность), открытость внешнему миру, бурное переживание эмоций и их отражение во взаимодействии с другими (экзальтированность), подвижность, общительность, некоторая поверхностность и легкомысленность (гипертимность). Соответственно, важно отметить, что к юношескому возрасту у большинства студентов формируются акцентуации личности, более того, формируются они под влиянием особенностей этого возраста.
Кроме того, полученные результаты отражают тот факт, что по мере взросления студенты становятся более серьезными, более вдумчивыми, оптимизм, радужное ожидание будущего сменяется критическим его осмыслением, критическим осмыслением себя в этом будущем. Девушки-студентки более робкие, более застенчивые, ответственно относятся к обучению, юноши склонны к поверхностному, формальному выполнению учебных заданий.
Важно добавить, что, как отражают результаты исследования, большинство студентов успешно адаптируется к условиям обучения, как к системе коммуникаций, так и к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками. Более того, по мере взросления уровень адаптации повышается, накопление экзистенциального и образовательного опыта помогает личности более успешно овладевать новыми академическими и профессиональными умениями и навыками, строить неконфликтные, гармоничные конструктивные взаимодействия с окружающими.
На завершающем этапе работы было проведено исследование влияния акцентуации личности на особенности адаптации к обучению. Полученные результаты отражают тот факт, что из доминирующих акцентуаций студентов лишь экзальтированность способствует повышению адаптации личности к обучению. Цикломатичность не способствует повышению уровня адаптации по причине высокой эмоциональной лабильности, постоянной смены настроений, перехода от радостного возбуждения к угнетенному состоянию, что делает невозможной систематическую, целенаправленную учебную деятельность, направленную на овладение системой профессионально значимых умений и навыков, выстраивание стабильных взаимодействий в образовательном пространстве. Гипертимность не способствует повышению адаптации по причине легкомыслия, поверхностности личности, невозможности длительное время сосредотачиваться на реализации академической деятельности, отсутствия реального интереса к взаимодействию, стремления командовать другими в образовательном пространстве.
Заключение
В последнее время проблема адаптации приобретает все большую значимость.
Целью исследования выступало выявление особенностей акцентуации личности в студенческом возрасте и влияние акцентуации на особенности адаптации к условиям дистанционного обучения.
В процессе достижения поставленной цели был последовательно решен ряд конкретных задач.
Прежде всего, были проанализированы теоретические подходы к пониманию адаптации, что позволило выявить, что в психологических науках под адаптацией понимается процесс личностного развития, формирования личностных качеств, которые позволяют личности приспосабливаться к условиям меняющегося социокультурного пространства. Применительно к данному исследования, адаптация представляет собой приспособление студента к условиям дистанционного обучения, овладения системой профессиональных знаний, умений и навыков, интеграцию в систему коммуникаций в условиях отсутствия погружения в реальную образовательную среду.
На особенности реализации адаптации огромное влияние оказывают объективные и субъективные факторы, в том числе и личностные особенности студента. Принимая во внимание, указанное положения, в теоретической части исследования были проанализированы подходы к пониманию акцентуаций и их классификации. На основании проведенного анализа было выявлено, что акцентуации представляют собой выраженные черты характера личности, интенсивность влияния которых на когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферы личности выходит за пределы «нормы», но не выходит в область психопатии.
Принимая во внимание результаты теоретического анализа, в практической части работы было проведено исследование, направленное на выявление особенностей акцентуации личности, а также влияния акцентуации на успешность адаптации.
Полученные результаты во многом подтверждают результаты анализа теоретических источников: у абсолютного большинства студентов отмечается сформированность акцентуаций. Доминирующими акцентуациями являются цикломатичность, экзальтированность и гипертимность. Указанные акцентуации отражают особенности студенческого возраста. По мере взросления акцентуации сглаживаются, что также подтверждает результаты анализа теоретических источников.
Применительно к изучению особенностей адаптации студентов к изменившимся условиям обучения, можно сделать вывод, что большинству обучающихся удалось приспособиться к дистанционному обучению, овладению системой профессиональных знаний, умений и навыков, навыками удаленной коммуникации. Более того, по мере взросления личности в студенческом возрасте уровень адаптации к новым условиям обучения повышается.
На завершающем этапе работы было проведено изучение влияния акцентуации на эффективность адаптации личности. Полученные данные отражают тот факт, что из ведущих видов акцентуации лишь экзальтированность сопровождается повышением уровня адаптации личности к условиям дистанционного обучения.
Гипотеза, выдвинутая в данном исследовании, была подтверждена т.к. гипертимность не способствует повышению адаптации по причине легкомыслия, поверхностности личности, невозможности длительное время сосредотачиваться на реализации академической деятельности, отсутствия реального интереса к взаимодействию, стремления командовать другими в образовательном пространстве.
Разумеется, полученными результатами понимание особенностей акцентуации студента, взаимосвязи акцентуации и адаптации не ограничивается. Работа в данном направлении должна быть продолжена.
Список использованной литературы
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
- Бадиев И. В. Эмоционально-волевые особенности акцентуаций характера подростков// Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. ¾ ¾ Т. 20. ¾ С. 3 ¾ 10.
- Барт, К. Трудности в обучении: раннее предупреждение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 030900 (050703)-Дошк. педагогика и психология; 031100 (050707)-Педагогика и методика дошк. образования; 031200 (050708). Педагогика и методика нач. образования (ОПД. Ф. 03-Основы специальной педагогики и психологии) [Текст] / К. Барт; [пер. с нем. Н. А. Горловой, А. А. Михлина]. — Москва : Академия, 2006 (Саратов : Саратовский полиграфкомбинат). – 207 с
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. Ростов н / Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000.-352 с.
- Бочкова Д.Б., Калашникова А.А., Ксенофонтова В.А., Усова Е.Н. Исследование акцентуаций характера у студентов// Бюллетень медицинских интернет-конференций. ¾ ¾ Том 6. ¾ № 5. ¾ С. 600 ¾ 601
- Васнев С.А. Статистика: Учебное пособие. — Москва: МГУП, 2001. 170 с. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook096/01/index.html?part-003.htm
- Донцов Д. А., Донцова М. В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста// Образовательные технологии. ¾ ¾ № 2. ¾ С. 34 ¾ 43.
- Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе// Электронный журнал «Психологическая наука и образование». ¾ ¾ № 2. Электронный ресурс. Адрес доступа: https://psyjournals.ru/files/27814/psyedu_ru_2010_2_Dubovitskaya_Krilova.pdf
- Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе// Электронный журнал «Психологическая наука и образование». ¾ ¾ № 2. Электронный ресурс. Адрес доступа: https://psyjournals.ru/files/27814/psyedu_ru_2010_2_Dubovitskaya_Krilova.pdf
- Кон И.С. Психология ранней юности [Электронный ресурс]. – М., Просвещение, 1989. ¾ 256 с. Режим доступа: http://www.pseudology.org/Kon/PsRanneyYunosty/
- Коротышев, А.В. Технология отбора и лингводидактической адаптации художественных текстов в целях обучения русскому языку как иностранному: Дисс. канд. пед. наук // А.В. Коротышев. – Москва, 2017. – 236 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности = Akzentuierte Persönlichkeiten. — Берлин, 1976. — 328 с. — ISBN 3-437-10447-0.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО). — СПб.: Речь, 2013. — 251 с.
- Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов. / Л.В. Мардахаев. М.: Гердарики, 2003. — 269 с.
- Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
- Остапенко Р. И. Математические основы психологии. Учебно-методическое пособие. – Воронеж.: ВГПУ, 2010. – 76 с.: ил. ¾ С. 48
- Павлова О. В. Возрастная изменчивость значимых межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте и в период ранней юности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. ¾ Санкт-Петербург, 2013. ¾ 28 с.
- Чистяков В. А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. — № 2(132). – С. 197 – 201.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / Под ред. С.Я. Батышева. – М., АПО. 1998.Электронный ресурс. Адрес доступа: http://anovikov.ru/dict/epo.pdf
- Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. – Челябинск.: Изд-во РБИУ, 2010. – 317 с.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф