Сессия под ключ!
Меню Услуги

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ СЕКСУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1 2


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

2.1. Организация, план и этапы исследования

Выпускная квалификационная работа посвящена исследования параметров сексуальности у молодых женщин и их связи с личностными особенностями и компонентами самоотношения. В современных исследованиях, как в медицине, так и в психологии, будут актуальны размышления об адекватном восприятии собственной сексуальности как результате индивидуально-психологических особенностей женской личности. В то же время изучение большого количества факторов (реже психологических) и причин различной дисгармонии в восприятии своей сексуальности не позволяет составить представление о реальных психологических условиях адекватной сексуальности у молодых женщин.
Цель исследования – выявление взаимосвязей между самоотношением, личностными чертами и параметрами сексуальности молодых женщин.
Предмет эмпирического исследования – взаимосвязь параметров сексуальности и личностных характеристик у молодых женщин.
Задачи эмпирического исследования:
1) теоретический анализ современных зарубежных и отечественных исследований взаимосвязи параметров сексуальности и личностных характеристик молодых женщин;
2) выявление и описание субъективных аспектов отношения к себе в группе молодых женщин;
3) выявление и описание параметров сексуальности в группе молодых женщин;
4) выявление и описание эмоционально-личностных характеристик в группе молодых женщин;
5) проведение корреляционного анализа для исследования взаимосвязей между самоотношением, личностными чертами и параметрами сексуальности молодых женщин;
6) разработка практических рекомендаций молодым женщинам по результатам исследования.
Процедура проведения эмпирического исследования.
На первом этапе исследования респондентам было необходимо пройти тестирование, состоящее из трёх разделов.
В первом разделе предъявлялась анкета, направленная на сбор основных данных о респонденте (возраст, наличие обучения или работы, профессия, наличие брака или отношений, наличие детей), а также несколько вопросов, предназначенных для самооценки своей сексуальности:
1) Пожалуйста, оцените по шкале от 1 до 10, насколько привлекательной и сексуальной Вы кажетесь самой себе?
2) Пожалуйста, выберите один или несколько пунктов, которые Вы используете как критерии своей сексуальности:
1 – физическая привлекательность;
2 – внешние атрибуты (одежда, макияж и т.д.);
3 – поведение во время межличностного взаимодействия с людьми противоположного пола (например, умение флиртовать и т.д.);
4 – поведение во время сексуального контакта (например, инициативность и т.д.);
5 – психологические и индивидуально-личностные черты.
Во втором разделе респондентам предъявлялась методика «Семантический дифференциал», оценивающая отношение респондентов к себе.
В третьем разделе респондентам предъявлялась методика «Айзенка опросник установок к сексу», оценивающая особенности отношения человека к сексуальной сфере личности, а также к аспектам сексуального поведения в межличностных отношениях.
В четвёртом разделе респондентам предъявлялась методика «Многошкальный опросник невротических черт личности», оценивающая эмоционально-личностные и психосоциальные черты личности, отражающие невротические изменения (или их отсутствие).
Для устранения побочных переменных, таких как влияние экспериментатора и других испытуемых, вся процедура была автоматизирована: стимульный материал и задания были занесены в google-форму и предъявлялись испытуемым автоматически.
На втором этапе эмпирического исследования полученные результаты были подвергнуты качественному и количественному анализу.
На третьем этапе осуществлялось, оформление полученных результатов, визуализация посредством таблиц и графиков и их анализ.

2.2. Структура выборки и база исследования

В исследовании приняли участие 65 женщин молодого возраста (от 18 до 32; средний возраст – 22,4 года).
База исследования. АО «Завод «Навигатор» (30 человек); ООО «Коньяков и ко» (20 человек); ООО «Русавтобренд» (15 человек).
Анализ анкетных данных показал следующее распределение выборки по социальному статусу:
15% (10 человек) – в настоящее время учатся (колледж или ВУЗ);
31% (20 человек) – в настоящее время совмещают учёбу (колледж или ВУЗ) и работу;
46% (30 человек) – в настоящее время работают;
8% (5 человек) – в настоящее время не учатся и не работают.
На рис. 1-2 представлено процентное соотношение выборки по семейному положению и наличию детей.

Рис. 1. Процентное соотношение выборки по семейному положению

Рис. 2. Процентное соотношение выборки по наличию детей

2.3. Методы обработки данных

Для проверки данных эмпирических предположений было проведено психодиагностическое исследование, которое включало следующие методики.
1. Методика «Универсальный трехфакторный семантический дифференциал» Ч. Осгуда [15].
Методика семантического дифференциала может быть использована во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. Методика включает черты личности, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности.
При применении данной методики для исследования самоотношения значения фактора оценки свидетельствуют об уровне самоуважения, фактора силы – о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым, фактора активности – об уровне экстравертированности личности.
2. Методика «Айзенка опросник установок к сексу» (EIAS) [10]. Это личностный опросник, опубликованный Г. Айзенком в 1989 г. и разработанный на основе его концепции личности. Наряду с исследованием отношения к сексу, данный опросник ориентирован на прогноз удовлетворенности браком, выявление отклонений в сексуальном поведении, диагностику феминности-маскулинности.
В ходе факторного анализа результатов были выделены 11 обобщенных факторов (шкал): Дозволенность (Permissiveness); Реализованность (Satisfaction); Сексуальная невротичность (Neuroticsex); Обезличенный секс (Ampersonalsex); Порнография (Pornography); Сексуальная застенчивость (Sexualshyness); Целомудрие (Prudishness); Отвращение к сексу (Sexualdisgust); Сексуальная возбудимость (Sexualexcitement); Физический секс (Physicalsex); Агрессивный секс (Agressivesex).
В результате анализа интеркорреляции факторов были выделены два фактора (шкалы) более высокого порядка: «сексуальное влечение» (sexuallibido) и «сексуальная удовлетворенность» (sexualsatisfaction). Дополнительно была выделена также шкала «маскулинности-фемининности», охватывающая все те вопросы, на которые ответы мужчин и женщин существенно различаются, т.е. на которые мужчины отвечают «да» или «нет» гораздо чаще, чем женщины.
3. Методика «Многошкальный опросник невротических черт личности» (BVNK-300, H.D.Hansgen), адаптированный в НИПНИ им. Бехтерева (Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым, О.Ю. Щелковой, К.Р. Червинской) [44]. Данная методика предназначена для изучения эмоционально-личностных и психо-социально детерминированных свойств личности, значимых для развития невроза и отражающих невротические изменения личности.
Опросник состоит из 119 пунктов. Пункты оцениваются по 6-балльной шкале, и группируются в 9 шкал — 7 личностных и две контрольных. Личностные шкалы имеют биполярный характер, и названы по состоянию, соответствующему высокому значению.
Личностные шкалы: «Неуверенность в себе»; «Познавательная и социальная пассивность»; «Невротический сверхконтроль поведения»; «Аффективная неустойчивость»; «Интровертированная направленность личности»; «Ипохондричность»; «Социальная неадаптивность».
Контрольные шкалы: «Симуляция»; «Диссимуляция».
Опросник невротических черт личности позволяет охарактеризовать уровень выраженности и соотношение изучаемых свойств в структуре личности. Он предназначен для использования в клинике пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств в целях патогенетической и дифференциальной диагностики, а также для определения задач, методов и эффективности психотерапии и социальной реабилитации.
Математико-статистическая обработка данных исследования
Математико-статистическая обработка данных исследования производилась с помощью программ WPSOffice и IBM SPSS Statistics 22. Результаты обработанных протоколов, использованных в исследовании методик, были сведены в матрицу первичных данных (Приложение А) в программе WPSOffice, где строки были образованы шкалами, а столбцы – шкальными оценками, полученными по различным методикам.
Математико-статистическая обработка данных включала в себя:
– подсчет параметров распределения в группе респондентов по критерию Колмогорова-Смирнова. Результаты первичной статистической обработки наглядно представлены в таблицах 6-8 Приложения В;
– корреляционный анализ проводился с применением параметрического коэффициента корреляции Пирсона. Результаты обработки наглядно представлены в корреляционных плеядах (рис. 7-10) и таблицах 5 и 9-11 Приложения Г.

2.4. Интерпретация результатов исследования взаимосвязи параметров
сексуальности и личностных характеристик у молодых женщин

По результатам ответов на вопрос анкеты, связанный с самовосприятием респондентов собственной сексуальности, было установлено, что: 41,5% респондентов (27 женщин) оценивают свою сексуальность как низкую (баллы от 1 до 5), а 58,5% (38 женщин) – как высокую (баллы от 6 до 10).
На рис.3 представлено процентное соотношение выборки по критериям сексуальности.

Рис. 3. Количество респондентов, обозначивших каждый из критериев
сексуальности
Примечание: 1 – физическая привлекательность;2 – внешние атрибуты (одежда, макияж и т.д.);3 – поведение во время межличностного взаимодействия с людьми проти-воположного пола (например, умение флиртовать и т.д.);4 – поведение во время сексуального контакта (например, инициативность и т.д.);5 – психологические и индивидуально-личностные черты.

Можно отметить, что наиболее часто выбираемым критерием сексуальности среди исследованных женщин является критерий физической привлекательности, тогда как наименее выбираемым – критерий, связанный с внешними атрибутами.
В таблице 1 представлены результаты респондентов по методике «Семантический дифференциал», с помощью которой были исследованы разные аспекты самоотношения молодых женщин.
Таблица 1. Результаты респондентов (N=65 чел)по методике
«Семантический дифференциал» Ч. Осгуда

Фактор Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
абс % абс % абс %
«Оценка» 25 38 29 45 11 17
«Сила» 25 38 18 28 22 34
«Активность» 38 59 15 23 12 18

 

Исходя из таблицы 1, можно отметить, что большинство результатов респондентов по каждому из факторов не превышают средних значений. Так, около 59% молодых женщин свойственны низкие показатели самоотношения на эмоционально-поведенческом уровне (фактор «активность»), что свидетельствует об интровертированной направленности личности, социальной пассивности, доминированию спокойного фона настроения.

Рис. 4. Результаты респондентов (N=65 чел) по методике
«Семантический дифференциал» Ч. Осгуда
Почти половина женщин характеризуется средней выраженностью оценок на уровне идентификации (фактор «оценка») и чуть больше трети – низкой выраженностью. Можно предполагать, что данные респонденты критически относятся к себе, зачастую не удовлетворены собственным поведением и отличаются ситуативным уровнем принятия себя.
Вместе с тем по фактору «сила» наблюдается практически равномерное распределение уровней выраженности показателя по выборке. Можно предполагать, что для трети исследованных женщин характерен высокий волевой контроль, уверенность в себе, независимость, ещё для трети – недостаточный самоконтроль, неспособность держаться принятой линии поведения, а для оставшихся респондентов – ситуативные проявление волевых качеств, их зависимость от обстоятельств и внутреннего настроя личности.
В таблице 2 представлены результаты респондентов по опроснику установок к сексу, с помощью которого были исследованы различные параметры сексуальной сферы молодых женщин.

Таблица 2. Результаты респондентов (N=65 чел) по опроснику установок к сексу

Наибольшее количество высоких показателей в выборке были получены по шкале «порнография» (82%), что указывает на высокую терпимость, интерес и/или получение удовольствия у молодых женщин от рисунков или фотографий, изображающих сексуальные сюжеты, или словесного описания сексуальных сцен, обычно в максимально откровенной форме.
Вместе с тем большая часть выборки (63%) продемонстрировала также высокие оценки по шкале «целомудрие», что позволяет охарактеризовать данных женщин как стремящихся воздерживаться от любых проявлений сексуальности, максимально ограничивающих не только половые контакты, но и любые сексуальные намёки. Около половины молодых женщин отличаются также выраженной сексуальной застенчивостью. Они чувствуют себя крайне нервно в отношениях с противоположным полом, их очень смущают разговоры о сексе, а порой они просто боятся сексуальных отношений. В то же время почти половина молодых женщин продемонстрировали высокие показатели по шкале агрессивного секса, отражающего некоторую враждебность в сексуальной связи, желание подавить партнера, каким-либо образом реализовать свои агрессивные импульсы через сексуальную сферу.
Следовательно, можно предположить, что у данных женщин наблюдается некоторый диссонанс в структуре сексуальности: на фоне застенчивости и сильного смущения перед всем, что затрагивает сексуальную сферу, они терпимо или с интересом относятся к различным порнографическим материалам и стремятся (возможно бессознательно) к агрессивности в сексуальных контактах. Данный диссонанс, в целом, соотносится также с высокими оценками сексуальной невротичности, который демонстрируют половина исследованных женщин. Можно предполагать наличие определённых проблем у данных женщин со своей сексуальной жизнью; возможно, они испытывают трудности при попытках контролировать или подавлять свои импульсы или, наоборот, легко приходят в смятение или огорчаются из-за возникновения мыслей о сексуальных контактах.
Остальные шкалы характеризуются доминированием низких или средних показателей (рис.5).

Рис. 5. Результаты респондентов (N=65 чел) по опроснику установок к сексу
(в процентном соотношении)
Примечание: Д – дозволенность; Р – реализованность; СН – сексуальная невротичность; ОС — обезличеный секс; П – порнография; СЗ – сексуальная застенчивость; Ц – целомудрие; СО – сексуальное отвращение; СВ – сексуальная возбудимость; ФС – физический секс; АС – агрессивный секс; СЛ — сексуальное либидо; СУ – сексуальная удовлетворённость; МФ – маскулинность-феминность.

Самое большое количество низких показателей наблюдаются по шкале обезличенный секс (72%), то есть большинство исследованных женщин молодого возраста не принимает идею сексуальных отношений вне эмоциональной и психологической связи с партнёром. Вместе с тем, по мнению самого Г. Айзенка, женщины в целом рассматривают эту форму сексуального поведения как менее привлекательную и во всех исследованиях получают низкие оценки по данной шкале [55]. Значительное число исследованных женщин (72%) продемонстрировали также низкий уровень сексуальной возбудимости, что указывает на сниженную сексуальную чувствительность данных респондентов и необходимость выстраивания определённых условий для достижения состояния сексуального возбуждения.
Около половины респондентов характеризуются средним уровнем сексуального отвращения, что свидетельствует о, в целом, здоровой, адаптивной установке на сферу сексуальных контактов у данных женщин, однако предполагают избегание или выраженное неудовольствие какими-либо аспектами сексуальной жизни. Большей части выборки свойственны также низкие показатели реализованности (63%) и дозволенности (54%). Можно предполагать, что данные женщины молодого возраста серьёзно относятся к сексуальным отношениям, часто демонстрируют стремление вступать в сексуальные отношения только в браке, не приемлют или не считают необходимым демонстрировать разнообразие в половой сфере. Кроме того данным респондентам свойственна неудовлетворённость, разочарованность сексуальной сферой как в отношениях, так и в жизни в целом.
Примерно на равные части выборка разделилась в отношении уровня выраженности шкалы сексуальной удовлетворённости. То есть можно предполагать, что чуть менее половины женщин (43%) характеризуется низкой удовлетворённостью своей половой жизнью, примерно треть – высокой, а остальные 20% – средней.
Отдельно стоит отметить результаты по шкале «маскулинность-феминность». Как можно видеть в таблице 2 и на рис.5, большая часть женщин (63%) демонстрирует черты маскулинности в своей личностной структуре.
В таблице 3 представлены результаты респондентов по методике «Многошкальный опросник невротических черт личности». Стоит отметить, что у всех представленных в выборке респондентов результаты по контрольным шкалам не превышают порогового значения, что свидетельствует о положительном отношении к исследованию и наличии социальной установки на сотрудничество, а также о достоверности результатов. Несколько человек (6 чел.), результаты контрольных шкал которых превышали пороговое значение, в начале второго этапа исследования были исключены из выборки и не учитывались при анализе данных.
Таблица 3. Результаты респондентов (N=65 чел)по методике
«Многошкальный опросник невротических черт личности» (личностные шкалы)

Рис.6. Результаты респондентов (N=65 чел)по методике
«Многошкальный опросник невротических черт личности» (личностные шкалы)
Примечание: НвС – неуверенность в себе; ПСП – познавательная и социальная пассивность; НСП — невротический сверхконтроль поведения; АН – аффективная неустойчивость; ИНЛ – интровертированная направленность личности; И – ипохондричность; СНА – социальная неадаптивность.

Можно подчеркнуть, что чуть больше половины выборки (52%) характеризуются высокими показателями по шкале аффективной неустойчивости. Это свидетельствует о том, что данным молодым женщинам свойственна повышенная эмоциональная возбудимость, неустойчивый характер поведения при межличностном взаимодействии, сензитивность со склонностью к «накоплению» негативных эмоций и аффективным взрывам и, в целом, сниженная толерантность к стресу. В то же время треть исследованных женщин (31%) характеризуется достаточной уравновешенностью, сбалансированностью, склонностью к подавлению негативных эмоций и способность к использованию конструктивных механизмов совладания.
Примерно такое же соотношение респондентов наблюдается по шкале невротического сверхконтроля поведения. Около 43% молодых женщин демонстрируют высокие показатели, свидетельствующие о потребности в тщательном планировании и обдумывании поступков, некоторой ригидности, педантичности, терпеливости, превалирование мотивации избегания неуспеха. В свою очередь почти треть молодых женщин (32%), напротив, характеризуются естественностью, непринужденностью в деятельности и социальных отношениях, подвижностью, нетерпеливостью, лёгкостью переключения между задачами, доминированием мотивации достижения успеха.
Чуть больше половины молодых женщин (55%) продемонстрировали низкий уровень ипохондричности, отсутствие фиксации на неприятных ощущениях, переживаниях, в целом нетревожное отношение к каким-либо симптомам недомогания, а треть из них (32%) – повышенную сосредоточенность на состоянии своего здоровья и повышенный контроль над поведением и образом жизни с целью избежать ситуаций, потенциально связанных с риском заболевания.
Показатель неуверенности в себе у 46% молодых женщин соответствует низкому уровню, а у 36% – высокому. При этом лишь 18% молодых женщин характеризуются адекватностью самовосприятия и уверенностью в себе и своих решениях, тогда как остальные демонстрируют либо черты тревожности, неуверенности в себе, повышенной склонности к критическому самоанализу, затруднения при принятии решений, либо, наоборот, безусловную уверенность в себе, повышенную самооценку, самостоятельность, независимость и стремление к доминированию в социальных контактах.
В отношении шкалы «интровертированная направленность личности» можно отметить, что примерно равное количество женщин отличаются низкими и высокими показателями – 37% и 38% соответственно, – а оставшаяся четверть женщин (25%) – средними, указывающими на умеренный уровень социальной активности, общительности и конформности.
Практически равное соотношение в выборке респондентов наблюдается и по шкале социальной неадаптивности, причём респондентов с высокими показателями несколько больше (37%), чем со средними (34%) и низкими (29%).Молодые женщины с высоким уровнем по данной шкале характеризуются снижением социальной адаптивности, недостаточной способностью к социальной перцепции и эмпатии, ригидностью социальных контактов. Молодые женщины со средним уровнем отличаются умеренно развитыми коммуникативными навыками и гибкостью в процессе межличностного взаимодействия, молодые женщины с низким уровнем –сбалансированным социальным поведением и стремлением к сотрудничеству.
Проведение корреляционного анализа результатов, полученных респондентами по методике «Семантический дифференциал», и субъективной оценки своей сексуальности показало следующие результаты (рис.7).

– анкетные данные
– методика «Семантический дифференциал»

Рис.7. Корреляционная плеяда субъективной оценки своей сексуальности и
результатов респондентов по методике «Семантический дифференциал»
Примечание 1: ** — корреляция значима на уровне 0.01.
Примечание 2: – слабая положительная корреляционная связь;
– сильная положительная корреляционная связь.

Отмечается, что наиболее сильная положительная корреляционная связь выявлена между субъективным восприятием собственной сексуальности молодых женщин и их показателями по фактору «оценка» (r=0,746; p<0,01). Можно предполагать, что женщины, которые характеризуются позитивным самоотношением, более позитивно воспринимают собственную сексуальность и расценивают себя как привлекательных.
Слабая положительная корреляционная связь представления о своей сексуальности с фактором «активность», отражающим общий уровень экстраверсии (r= 0,493; p<0,01) показывает также, что более общительные, открытые женщины склонны позитивно оценивать свою привлекательность, тогда как женщины с преобладанием в личности интроверсии –скорее негативно.
На рис.8 представлено графическое изображение результатов корреляционного анализа между субъективной оценкой своей сексуальности у респондентов и их показателями по опроснику установок к сексу.

– анкетные данные
– опросник установок к сексу
Рис.8. Корреляционная плеяда субъективной оценки своей сексуальности и
результатов респондентов по опроснику установок к сексу
Примечание 1: ** — корреляция значима на уровне 0.01.
Примечание 2: – слабая положительная корреляционная связь;
– сильная положительная корреляционная связь;
– умеренная отрицательная связь.

Можно отметить, что наиболее сильная положительная связь выявлена между результатами по шкале «маскулинность-феминность» и восприятием женщинами своей сексуальности (r= 0,825; p<0,01). В предыдущей главе нами уже упоминалось мнение К. Хорни, которая подчёркивала, что «комплекс маскулинности», всё чаще наблюдаемый у современных женщин, способствует формированию невротической потребности в любви, а кроме того, закладывает в личности бессознательные запреты на любые проявления женской сексуальности [50]. В рамках нашего исследования мы, напротив, можем заключить, что женщины с маскулинными чертами личности достоверно более позитивно расценивают свою сексуальность, чем женщины с феминными чертами.
Умеренную отрицательную связь с восприятием респондентами своей сексуальности обнаруживают также шкалы «сексуальная невротичность» (r= -0,541; p<0,01) и «сексуальная застенчивость» (r= 0,539; p<0,01). Можно предполагать, что женщины, расценивающие себя как сексуальных и привлекательных, характеризуются отсутствием выраженных невротических сексуальных реакций, а также демонстрируют адекватную реакцию на разговоры и непосредственные сексуальные отношения. В свою очередь женщины с восприятием своей сексуальности как негативной отличаются трудностями в контроле или подавлении свои импульсов, постоянной озабоченностью переживаниями, связанными с сексуальными сферами, кроме того, данные женщины легко приходят в смущение при затрагивании сексуальных тем, часто нервничают и боятся вступать в любые близкие отношения с противоположным полом.
Положительные корреляции были обнаружены также со шкалами «дозволенность» (r= 0,353; p<0,01) и «сексуальная удовлетворённость» (r= 0,328; p<0,01). Они свидетельствуют о том, что молодые женщины с современным, передовым, легким отношением к сексуальным контактам, расценивающие секс как удовольствие, в большей степени удовлетворены своей сексуальностью и привлекательностью. В то же время женщины с более консервативными, ригидными взглядами на сферу половых отношений, испытывающие некоторое разочарование в своей сексуальной жизни, склонны к более негативной оценке собственной сексуальности. В то же время данные корреляции являются слабыми и указывают скорее на тенденцию взаимовлияния данных параметров.
Проведение корреляционного анализа результатов, полученных респондентами по методике «Многошкальный опросник невротических черт личности», и субъективной оценки своей сексуальности показало следующие результаты (рис.9).

– анкетные данные
– методика «Многошкальный опросник невротических черт личности»
Рис.9. Корреляционная плеяда субъективной оценки своей сексуальности и
результатов респондентов по методике «Многошкальный опросник
невротических черт личности»
Примечание 1: ** — корреляция значима на уровне 0.01.
Примечание 2: : – умеренная отрицательная корреляционная связь;
– сильная отрицательная корреляционная связь.

Отметим, что все корреляционные связи, указанные на рис.9, характеризуются отрицательным знаком и являются сильными, что указывает на высокую обратно пропорциональную зависимость восприятия сексуальности и невротических черт характера.
Так, наиболее сильная связь установлена с невротической чертой «неуверенность в себе» (r= -0,856; p<0,01). Это свидетельствует о том, что женщины молодого возраста, характеризующиеся неудовлетворённостью собой, пониженной самооценкой, склонностью к самоанализу и рефлексии, с большей вероятностью оценят свою сексуальность в негативном ключе, чем женщины, уверенные в себе и принятых решениях.
Сильная отрицательная связь выявлена с невротической чертой «интровертированная направленность личности» (r= -0,666; p<0,01), т.е. те молодые женщины, которые демонстрируют большую закрытость поведения, социальное дистанцирование, потребность в одиночестве, склонны оценивать свою сексуальность как низкую. В то же время общительные, готовые к сотрудничеству, социально ориентированные женщины показывают более высокие оценки своей сексуальности.
Связанным с отношением к своей привлекательности оказался и «невротический сверхконтроль поведения» (r= -0,618; p<0,01). Можно предполагать, что более низкой окажется оценка своей сексуальности у молодых женщин, которым свойственна повышенная интроспективность, сознательный и жесткий контроль поведения, инертность и ригидность когнитивной сферы, отсутствие спонтанности в поведении и мышлении.
На рис. 10 представлена корреляционная плеяда показателей респондентов по всем трём методикам.

– методика «Семантический дифференциал»
– опросник установок к сексу
– методика «Многошкального опросника невротических черт личности»
Рис.10. Корреляционная плеяда показателей респондентов по всем методикам
Примечание 1: * — корреляция значимая на уровне 0.05; ** — корреляция значима на уровне 0.01.
Примечание 2: – слабая положительная корреляционная связь;
– умеренная положительная корреляционная связь;
– слабая отрицательная корреляционная связь;
– умеренная отрицательная корреляционная связь.

Отметим, что несмотря на достаточное количество установленных взаимосвязей между личностными характеристиками молодых женщин, их самоотношением и параметрами сексуальности, большинство из них являются слабыми и не могут быть с полной уверенностью распространены на всю популяцию молодых женщин. Тем не менее, установлены так же и умеренные корреляционные связи, поэтому в рамках исследования мы можем говорить как минимум о тенденциях (однако на уровне достоверности не ниже 0.05).
Так, наиболее сильные отрицательные связи отмечаются между установками на маскулинность-феминность и степенью интровертированной направленности личности (r= -0,608; p<0,01). Можно предполагать, что те молодые женщины, у которых доминирует установка на феминность, характеризуются большей автономностью поведения, интроверсией и стремлением к социальной дистанцированности, чем те женщины, у которых доминирует установка на маскулинность. И наоборот, личность, склонная к большей интровертированной направленности, будет чаще демонстрировать черты феминности, а личность, склонная к экстравертированной направленности, – черты маскулинности.
Умеренные корреляционные связи с показателем маскулинности-феминности установлены так же у показателей невротического сверхконтроля поведения (r= -0,595; p<0,01) и фактора оценки (r= 0,514; p<0,01). Следовательно, молодые женщины с доминирующей установкой на феминность демонстрируют также серьезное отношение к жизни в сочетании с затруднением свободной самореализации, стремление всё контролировать и тщательно обдумывать, критическое отношение к себе и неудовлетворенность собственным поведением. Также шкала маскулинности-феминности показала наличие слабых корреляционных взаимосвязей с неуверенностью в себе (r= -0,431; p<0,01) и фактором активности (r= 0,362; p<0,01), что, в целом, указывает на взаимозависимость «женских» моделей поведения и тревожности, повышенной склонности к самоанализу и рефлексии, а также определённой пассивности и необщительности.
Установленные отрицательные взаимосвязи между интровертированной направленностью личности и такими параметрами самоотношения, как «оценка» (r= -0,587; p<0,01) и «активность» (r= -0,319; p<0,01) свидетельствуют о том, что молодые женщины, испытывающие потребность в одиночестве, проявляющие недоверие к большинству окружающих людей, характеризуются более низким уровнем самоуважения, самопринятия, общительности и спонтанности, чем женщины с социально ориентированным поведением. Данная личностная шкала продемонстрировала так же наличие слабых положительных корреляций с двумя шкалами опросника Айзенка: сексуальной застенчивостью (r= 0,361; p<0,01) и сексуальной невротичностью (r= 0,326; p<0,01). На уровне тенденции можно предполагать, что нервозность в отношениях с мужчинами, смущение или страх перед сексуальными контактами или разговорами о них и наличие различных невротических сексуальных реакций более свойственны молодым женщинам, социально дистанцированным, избегающим межличностного взаимодействия в принципе.
Фактор оценки продемонстрировал наибольшее количество связей с личностными характеристиками и параметрами сексуальности, чем остальные шкалы, что может свидетельствовать о наибольшей зависимости всей личностной структуры от такого показателя самоотношения, как уровень самоуважения и самопринятия. Так, отмечается наличие отрицательных корреляций данного фактора с личностными шкалами «невротический сверхконтроль поведения» (r= -0,530; p<0,01) и «неуверенность в себе» (r= -0,461; p<0,01). Можно предполагать, что низкий уровень самоуважения и самопринятия у молодых женщин обусловливает значительные проявления тревожности, неудовлетворённости собой, робости и инертность и «застреваемости» переживаний, тогда как молодые женщины с высоким уровнем уважения к себе и самопринятия демонстрируют большую спонтанность, естественность поведения в социуме, способность к принятию ответственности.
С фактором оценки выявлены так же достоверные взаимосвязи у уровня сексуальной удовлетворённости (r= 0,521; p<0,01). То есть молодые женщины с более высоким уровнем уважения и принятия себя, положительно оценивающие свои качества и черты личности, в большей степени удовлетворены сексуальной сферой своей жизни. Кроме того, выявлены так же слабые отрицательные корреляции фактора оценки с такими шкалами опросника Айзенка, как «сексуальная застенчивость» (r= -0,383; p<0,01) и «сексуальная невротичность» (r= -0,338; p<0,01). На уровне тенденции можно предполагать, что уровень нервозности и смущения сексуальными отношениями и разочарованности ими, приводящей к возникновению невротических сексуальных установок, возрастает по мере снижения позитивной оценки себя, своих навыков и личностных качеств.
Схожую структуру корреляционных взаимосвязей продемонстрировал и фактор активности, однако с меньшей силой связи между показателями. Так, наблюдаются отрицательные корреляционные взаимосвязи данного фактора с неуверенностью в себе (r= -0,384; p<0,01) и невротическим сверхконтролем поведения (r= -0,355; p<0,01). Следовательно, существует тенденция, согласно которой молодые женщины с чертами интровертированности, определенной социальной пассивности демонстрируют неуверенность в себе, тормозимость реакций в межличностном взаимодействии, тревожность, склонность к тщательному обдумыванию и планированию поступков и ригидность в поведении. Кроме того, низкий уровень экстраверсии у молодых женщин обусловливает также недостаточную удовлетворённость и разочарованность своими сексуальными отношениями (r= -0,384; p<0,05).
Стоит отметить, что и сексуальная невротичность, и сексуальная застенчивость оказались связаны с неуверенностью в себе (r= 0,301 и 0,338 соответственно, приp<0,05) и невротическим сверхконтролем поведения (r= 0,263 и 0,337 соответственно, приp<0,05). Следовательно, существует определённая тенденция, согласно которой, молодые женщины со склонностью к самоанализу, затруднениями при принятии решений, неудовлетворённостью и неуверенность в себе, демонстрируют большее количество невротических сексуальных реакций, а также, в целом, робость и застенчивость в различных аспектах сексуальных отношений.
Отметим, что уровень сексуальной удовлетворённости молодых женщин обратно пропорционален степени их социальной неадаптивности (r= -0,311; p<0,05). Следовательно, пониженный уровень социализации и приспособляемости также обусловливает разочарованность своей сексуальной жизнью, несоответствие между потребностями в сексуальной сфере и степенью их реальной реализации.
Таким образом, корреляционный анализ позволил подтвердить поставленную гипотезу. Различные параметры сексуальности, выявленные как посредством субъективного самоотчёта, так и объективных данных стандартизированных методик, характеризуются взаимосвязями с личностными чертами и разными аспектами самоотношения молодых женщин.

Выводы по 2 главе

1. Эмпирическое исследование в данной работе было направлено на выявление взаимосвязей и изучение специфики корреляций между параметрами сексуальности молодых женщин и их самоотношением, а также личностными особенностями.
2. Выявлен и описан уровень самоотношения в группе молодых женщин.
3. Выявлен и описан уровень и особенности параметров сексуальности в группе молодых женщин.
4. Выявлены и описаны личностные особенности в группе молодых женщин.
5. Был проведен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции К. Пирсона для выявления специфики взаимосвязей между исследуемыми параметрами.
6. Результаты статистической обработки были представлены на диаграммах (рисунках) и в таблицах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существующие психологические исследования феномена сексуальности, в особенности отечественные, остаются крайне фрагментарными, касаясь в основном области психопатологии или патофизиологии. Более того, возникновение сексуальных нарушений объясняется чаще всего различными физиологическими причинами и, как правило, фокусируется исключительно на физиологическом компоненте наличия/отсутствия сексуальной удовлетворенности. С другой стороны, в психологии довольно широко освещена тема индивидуальных психологических особенностей, оказывающих влияние на различные компоненты сексуальности. При этом чаще делается акцент на дестабилизирующие факторы, однако, на наш взгляд, в современных психологических исследованиях практически не разрабатывается и не обосновывается эмпирическими исследованиями представление о том, что в основе восприятия сексуальности могут лежать не только дезадаптивные личностные черты, но и адаптивные индивидуально-психологические особенности.
Существующие многочисленные определения сексуальности являются универсальными, не дифференцирующими мужскую и женскую сексуальность, и не учитывающими специфику. Одновременно с тем, в научном дискурсе присутствуют работы, посвященные особенностям женской сексуальности, условиям её формирования. Женская сексуальность рассматривается современными учеными с биологической, медицинской (клинической), психологической и культурной (социальной) точек зрения. В связи с этим авторы вкладывают в понятие сексуальности разный смысл, рассматривая ее как функцию (З. Фрейд); черту личности (Э. Гидденс); деятельность (С. Фанти); активность и удовольствие (Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис); психологическое образование (Ю. П. Зинченко) и т.д.
Обобщая полученные результаты анализа литературы по истории изучения проблемы восприятия и проявлений сексуальности, необходимо еще раз подчеркнуть, что сексуальность является важным и неотъемлемым компонентом самоотношения, тесно связанным с самооценкой и восприятием оценок собственной привлекательности другими людьми. В ходе различных исследований установлено, что на сексуальную сферу личности оказывают влияние потребность в понимании и сочувствии, социальная дистанцированность, склонность к интрапунитивным реакциям, психастенические черты, нерешительность, застенчивость, эгоцентричная невротическая сосредоточенность на своих проблемах.
Анализ результатов анкетирования показал, что 41,5% выборки оценивают свою сексуальность как низкую, тогда как 58,5% – как высокую. Наиболее значимым критерием сексуальности для большинства исследованных женщин является критерий физической привлекательности, а наименее значимым для них – критерий, связанный с внешними атрибутами.
Анализ результатов психодиагностического исследования подтвердил поставленную гипотезу: в ходе корреляционного анализа были выявлены значимые взаимосвязи личностных черт и самоотношения молодых женщин с параметрами их сексуальности.

Выводы

1) На основе анализа литературы и эмпирических исследований установлено, что уровень сексуальности молодых женщин зависит от их самооценки, уровня субъективного контроля, степени когнитивного контроля, пассивность/активность, а также самостоятельность/независимость в межличностном поведении.
2) Исследование самоотношения молодых женщин показало, что большинство результатов респондентов на каждом из уровней не превышают средних значений. Большая часть женщин молодого возраста характеризуется интровертированной направленностью личности, социальной пассивностью, критичным отношением к себе, неудовлетворённостью собственным поведением. В то же время результаты респондентов разделились практически поровну на три уровня выраженности волевого компонента самоотношения: треть женщин отличает уверенность в себе и независимость, треть – недостаточный самоконтроль и импульсивность, треть – ситуативность волевой регуляции, зависимость от внешних и/или внутренних причин.
3) Исследование сексуальных установок молодых женщин выявило некоторый диссонанс в структуре их сексуальности: на фоне застенчивости и сильного смущения перед всем, что затрагивает сексуальную сферу, они терпимо или с интересом относятся к различным порнографическим материалам и стремятся (возможно бессознательно) к агрессивности в сексуальных контактах. Вместе с тем, большая часть молодых женщин имеют невротические сексуальные реакции, нейтрально или негативно относятся к сексуальным отношениям вне эмоциональной и психологической связи с партнёром, демонстрируют сниженную сексуальную чувствительность. Кроме того, они отличаются адаптивными установками в сфере сексуальных контактов, однако избегают или испытывают какое-либо неудовольствие отдельными аспектами сексуальной жизни, относятся к сексуальным отношениям серьёзно и не приемлют любые «отклонения» от сексуальной нормы в их понимании, отличаются преимущественно маскулинными чертами сексуального и межличностного поведения. В отношении общего уровня сексуальной удовлетворённости выборка разделилась практически поровну на женщин с низким, средним и высоким уровнем.
4) Исследование невротических черт личности показало, что большинство исследованных молодых женщин характеризуются преимущественно крайними показателями по личностным шкалам: либо низкими, либо высокими, тогда как средние значения в выборке встречаются значительно реже. Можно предполагать, что у данных респондентов наблюдаются некоторые заострения личностных черт, среди которых преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, ригидность и педантичность, тревожность, склонность к критическому самоанализу, повышенной интровертированностью или, напротив, завышенным стремлением к социальным контактам. В то же время, выборка молодых женщин разделилась поровну в отношении уровня социальной неадаптивности.
5) На основании корреляционного анализа можно сделать выводы:
– молодые женщины, у которых доминируют феминные черты в сексуальном и межличностном поведении, характеризуются интроверсией, стремление всё контролировать и тщательно обдумывать, критическое отношение к себе, тревожными чертами, пассивностью и неуверенностью в себе;
– молодые женщины, характеризующиеся высокой сексуальной застенчивостью и наличием невротических сексуальных реакций, отличаются высоким уровнем интроверсии, низким уровнем самоуважения, самопринятия, спонтанности в поведении, чертами тревожности, неудовлетворённости собой, инертностью, неуверенностью в себе, социальной пассивностью;
– молодые женщины, характеризующиеся низким уровнем удовлетворённости своей сексуальной жизнью, демонстрируют низкий уровень самоуважения и самопринятия, социальную пассивность, интроверсию, пониженный уровень социализации и приспособляемости в межличностных отношениях.
Таким образом, все поставленные задачи исследования решены, цель достигнута.
Рекомендации по использованию результатов СПИ

В результате проведенной работы можно дать следующие рекомендации:
1. В связи с выявленными тесными связями самоотношения и параметров сексуальности при работе с данными клиентами можно ориентироваться на рациональную и позитивную психотерапию (например, использовать методику реинтерпретации личностных черт, разработанную П.П. Горностай).
2. Выявленные связи параметров сексуальности с невротическими чертами личности указывают на возможность работы в русле аналитического подхода и техник трансактного анализа, которые будут особенно актуальны, если в основе сниженной сексуальности молодых женщин лежит глубокая личностная травматизация.
3. Структура сексуальных установок молодых женщин предполагает использование комплексного подхода к работе с их сексуальностью. В данном случае можно рекомендовать совмещение работы как с психологом-консультантом (в частности в русле когнитивно-поведенческой психотерапии) для проработки неадаптивных установок, так и с сексологом для работы с аспектами возбудимости и чувствительности, подключения методов биологической обратной связи для проработки телесного аспекта сексуальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзман Н. И., Зинченко Ю. П. Особенности сексуальной сферы студенток вуза //Сибирский психологический журнал. – 2012. – №. 43. – С. 59-67.
2. Айзман, Н. И. Влияние индивидуальных и групповых психологических средств на формирование здоровой женской сексуальности // Сибирский педагогический журнал. 2009. №12. С. 275-282
3. Айзман, Н. И. Структура, функции и уровень сформированности сексуальности у студенток вуза / Н. И. Айзман // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2019. – Т. 21. – № 1(77). – С. 44-55.
4. Айзман, Н. И. Структурно-функциональный анализ сексуальности // Сибирский педагогический журнал. 2009. №9. С. 275-285
5. Акимова, Л. Н. Психология сексуальности. Одесса: СМИЛ, 2005. С. 254.
6. Батыршина, А. Р. Особенности привлекательности женщин в период молодости и зрелого возраста: теоретический анализ подходов / А. Р. Батыршина, А. М. Кегеян // Гуманизация образования. – 2020. – № 5. – С. 43-51.
7. Белогай, К. Представления женщин о своем теле: феноменология и факторы развития : Электронный ресурс / К. Белогай. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2019.
8. Берн, Э. Секс в человеческой любви. М.: Бомбора, 2021. 336 с.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 399с.
10. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. – 420 с.
11. Буртянский Д.Л. Медицинская сексология / Д.Л. Буртянский, В.В. Кришталь, Г.В. Смирнов. — Саратов : Издательство СГУ, 1990. — 272 с.
12. Бутовская М.Л. Стратегии сексуального поведения человека / М.Л. Бутовская // Химия и жизнь. — М.: Научный Мир, 2003. — Вып. 7-8. — С. 22-29.
13. Валова, Ю. А. Личностные особенности, определяющие сексуальное поведение молодых людей // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. №2. С. 56-65
14. Васильченко Г.С., Решетняк Ю.А. Сексуальные нарушения при акцентуациях характера и психопатиях // Сексопатология. — М., 1990.
15. Вассерман Л.И., Кузнецов О.Н., Ташлыков В.А., Тейверлаур М., Червинская К.Р., Щелкова О.Ю.. Семантический дифференциал как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах. Пособие для психологов и врачей. СПбНИПНИ им. Бехтерева. – 2005. – 140 с.
16. Воронцов, Д. В. Сексуальность как этничность: культурный ресурс гендеризованной сексуальности / Д. В. Воронцов // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2017. – Т. 20. – № 5. – С. 59-74.
17. Доморацкий, В. А. Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств / В. А. Доморацкий. – Москва : Академический проект, 2009. – 471 с.
18. Желателев Д.В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом: автореф. дис. … канд. псих. наук / Д.В. Желателев; СПбГУ. – СПб., 1999 – 16 с.
19. Зберовский, А. В. Гендерная ориентированность общего среднего образования в опросах российской молодежи: вопросы дискуссии // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 5. С. 63–72.
20. Зиновьева, Е. В. Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Зиновьева Елена Викторовна. – Санкт-Петербург, 2007. – 24 с.
21. Иванова, Н. Ю. Психологические аспекты понятия «Сексуальность» // Вестник ТГПУ. 2013. №11 (139). С. 81-86
22. Иоффе, Е. В. Социально-психологические факторы формирования сексуального сценария личности : специальность 19.00.05 «Социальная психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Иоффе Елена Викторовна. – Санкт-Петербург, 2006. – 24 с.
23. Каданцева, А. В. Взаимосвязь особенностей психосексуальной сферы с психологическими характеристиками женщин, больных невротическими расстройствами : специальность 19.00.04 «Медицинская психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Каданцева Александра Владимировна. – Санкт-Петербург, 2011. – 22 с.
24. Калюжный, А. А. Теоретико-методологические особенности исследования имиджа // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2006. Вып. 2 (53). С. 68–75
25. Камчатная, Л. А. Структурные компоненты женской сексуальности / Л. А. Камчатная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 214-217.
26. Кон, И. С. Введение в сексологию. М., 1988.
27. Короленко, Ц. П., Дмитриева Н. В. HomoPostmodernicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира. Новосибирск: НГПУ, 2009. 230 с.
28. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В. Гендерная флюидность // Личность и общество: проблемы современной психологии: материалы междунар. заочн. научн.-практ. конф. Новосибирск: ЭНСКЕ, 2010. Ч. 1. С. 125–131.
29. Кочнев, В. А. Роль конструкта «маскулинность – фемининность» в полоролевом поведении личности (на примере супружеских пар) : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Кочнев Вадим Арнольдович. – Москва, 2018. – 277 с.
30. Красова, Е. Ю. Внешняя привлекательность в имидже молодой женщины / Е. Ю. Красова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – 2021. – № 3. – С. 115-119.
31. Кришталь В.В. Сексология: учеб. пособие / В.В. Кришталь, С.Р. Григорян. -М.: ПЕР СЭ, 2002. — 879 с.
32. Крукс Р. Сексуальность / Р. Крукс, К. Баур. — М.: Изд-во «Прайм-Еврознак», 2005. — 480 с.
33. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. С. 107.
34. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2006. 928 с.
35. Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / под ред. М. М. Кабанова, Н. Г. Незнанова. СПб.: Институт им. В. М. Бехтерева, 2003.
36. Психология и психоанализ сексуальности / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2002. 688 с.
37. Ребеко, Т. А. Гендерная идентичность и репрезентация тела у женщин // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 1. С. 15–31.
38. Скрябина, Я. А. Особенности репродуктивного поведения населения современной России // Инновации и инвестиции. 2011. № 1. С. 86–90.
39. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 210с.
40. Тагильцева, А. В. Внутренняя картина сексуального здоровья у женщин с сексуальными дисфункциями / А. В. Тагильцева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2009. – № 4. – С. 25-30.
41. Тулупьева, Т. В. Взаимосвязь интенциональных и психодинамических показателей в модели личности / Т. В. Тулупьева, В. М. Голянич, В. А. Шаповал // Труды СПИИРАН. – 2009. – № 9. – С. 228-251.
42. Улыбина Е.В. Связь отношения к телу с гендерными характеристиками в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / Е.В. Улыбина // Психологические исследования. – 2021. – № 4 (18). – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php. – 10.03.2014.
43. Фанти, С. Д. Микропсихология. Москва, 1995. 352 с.
44. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002.
45. Фрейд З. Влечения и их судьбы, психология бессознательного / под ред. А. М. Боковикова. М.: СТД, 2006. С. 221.
46. Фрейд, З. Очерки по психологии сексуальности. М.: ЭКСМО, 2021. 224 с.
47. Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993. 222 с.
48. Шарай Т.П. Влияние отношения к своему телу и половой принадлежности на самоотношение личности / Т.П. Шарай // 118 Психология телесности: теоретические и практические исследования. – 2008. – С. 40-44.
49. Шарфф Д.Э. Сексуальные отношения: секс и семья с точки зрения теории объектных отношений / Д.Э. Шарфф; пер. с англ. — М.: «Когито-Центр». 2008, -304 с.
50. Щеглов Л.М. Сексология. Врачу и пациенту / Л.М. Щеглов. — СПб.: Олма-Пресс, 2021. — 384 с.
51. Язвинская Е.С. Экспериментальное исследование телесного образа я как интегральной составляющей телесности / Е.С. Язвинская // Психология телесности: теоретические и практические исследования. – 2019. – С. 24-27.
52. Bem, S. L. Gender schema theory: a cognitive account of sex typing // Psychological Review. 1981. № 88. P. 354–364.
53. Connors J., Casey P. Sex, body-esteem and self-esteem / J. Сonnors, P. Casey // Psychological Reports. – 2017. – Vol. 98 – Pp. 699-704.
54. Eysenck H. J. Sex and personality. Austin: University of Texas Press, 1976. 255 p.
55. Eysenck H.J., Wilson G.D., Jackson C.J. Eysenck Personality Profiler EPP-D. Manual. Frankfurt am Main: Swets Test Services, 2012. 358 p.
56. Travis C. B., Moore P. L. Women and health psychology: mental health issues. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988. 587 p.


1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф