Сессия под ключ!
Меню Услуги

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ СЕКСУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1 2


ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПАРАМЕТРОВ СЕКСУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН 7
1.1. История изучения проблемы взаимосвязи параметров сексуальности и личностных характеристик у молодых женщин 7
1.2. Анализ современного состояния проблемы с точки зрения взаимосвязи параметров сексуальности и личностных характеристик у молодых женщин 13
1.3. Теоретическое обоснование актуальности исследования 19
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Организация, план и этапы исследования 24
2.2. Структура выборки и база исследования 26
2.3. Методы обработки данных 27
2.4. Интерпретация результатов исследования взаимосвязи параметров сексуальности и личностных характеристик у молодых женщин 30
Выводы по 2 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Выводы 48
Рекомендации по использованию результатов СПИ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 66

Актуальность проблемы. В современной России на фоне изменения семейных ценностей, трансформации традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменения моделей семейных отношений увеличилось количество венерических заболеваний, наблюдается рост половой распущенности, стремление к незарегистрированному сожительству [13; 20; 41].
С точки зрения молодежи современная российская женщина не воспринимается как носительница женских качеств, а основой духовного благополучия каждой женщины является женственность. Однако слишком мало внимания уделяется развитию сексуальности. Между тем практика показывает, что у значительного числа молодых женщин, обращающихся за психологической помощью, возникают трудности, прямо или косвенно связанные с проблемами в развитии сексуальности.
Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что новая психосоциальная модель личности женщины несет в себе искаженный образ женщины, которая в силу перегруженности общества вынуждена проявлять маскулинные модели поведения в семье и обществе, чтобы приспособиться к сложным условиям внешней среды [29; 55]. Нарушение полоролевой идентичности имеет достоверную связь с разводами, различными формами аутоагрессивного поведения, социальной дезадаптацией, модификацией традиционных форм женской сексуальности, признается патогенетическим фактором формирования неврозов, психосоматических заболеваний, девиантного материнского поведения [36; 39].
В постсовременном обществе часто встречающимся феноменом становится гендерная флюидность (сексуальная изменчивость), проявляющаяся периодически возникающей сменой гендерной идентичности у одного и того же индивидуума и чаще диагностируемая у женщин [30]. В этой связи вопросы формирования зрелой женской сексуальности и её связи с личностными характеристиками требуют детального изучения.
База исследования: г. Санкт-Петербург: АО «Завод «Навигатор» (30 человек); ООО «Коньяков и ко» (20 человек); ООО «Русавтобренд» (15 человек).
Объект исследования: молодые женщины в возрасте 18-32 лет, в количестве 65 человек.
Предмет исследования: взаимосвязь параметров сексуальности и личностных характеристик у молодых женщин.
Цель исследования: выявить взаимосвязи между самоотношением, личностными чертами и параметрами сексуальности молодых женщин.
Задачи исследования:
1) теоретический анализ современных зарубежных и отечественных исследований взаимосвязи параметров сексуальности и личностных характеристик молодых женщин;
2) выявление и описание субъективных аспектов отношения к себе в группе молодых женщин;
3) выявление и описание параметров сексуальности в группе молодых женщин;
4) выявление и описание эмоционально-личностных характеристик в группе молодых женщин;
5) проведение корреляционного анализа для исследования взаимосвязей между самоотношением, личностными чертами и параметрами сексуальности молодых женщин;
6) разработка практических рекомендаций молодым женщинам по результатам исследования.
Практическая значимость исследования состоит в формировании эмпирически подтвержденной теоретической базы, необходимой для повышения эффективности оказываемой помощи молодым женщинам, воспринимающим свою сексуальность в искажённом виде или вовсе её отвергающим, улучшения качества их жизни, а также выработки системы профилактики различных сексуальных расстройств, возникающих на фоне недооценки или переоценки собственной сексуальности, до момента их появления. Полученные результаты позволят создать предпосылки для решения не только теоретических, но и широкого спектра практических задач в области индивидуальной, семейной и сексуальной психотерапии. Результаты данной работы также могут быть положены в основу различных лекционных курсов в рамках общей, возрастной психологии и сексологии.
Теоретическая база исследования. Отечественные и зарубежные концепции, отражающие этапы изучения сексуальности и её гендерных аспектов (Д.Л. Буртянский, М.Л. Бутовская, З. Фрейд, И.С. Кон); теоретические положения, раскрывающие особенности женской сексуальности, её структурно-функциональные компоненты и её самовосприятие (Н.И. Айзман, Л.А. Камчатная, А.Р. Батыршина); эмпирические исследования, демонстрирующие роль индивидуально-личностных особенностей в сексуальном самовосприятии (Н.И. Айзман, Л.Н. Акимова, Ю.А. Валова, Е.В. Зиновьева, Н.Ю. Иванова, Дж. Коннорс, П. Кейси, Г. Айзенк).
Методы психологического исследования. В качестве методов исследования использовались: анализ научной литературы по проблеме; совокупность психологических методов и методик, направленных на выявление значимых, с точки зрения цели и задач данной работы, характеристик личности; количественный анализ результатов с применением методов математической статистики для обработки эмпирических данных.
Методики. Для решения поставленных в работе задач и проверки гипотезы был сформирован методический комплекс, включающий три методики:
1. методика «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда, адаптированная сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева;
2. методика «Айзенка опросник установок к сексу» (Eysenk Anventory of difitudes to Sex, EIAS).
3. методика «Многошкальный опросник невротических черт личности» (BVNK-300, H.D. Hansgen), адаптированный в НИПНИ им. Бехтерева (Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым, О.Ю. Щелковой, К.Р. Червинской).
Структура и объём работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и трёх приложений. Объем работы составляет 56 страниц. Работа содержит 10 рисунков, 11 таблиц. Список литературы включает 56 наименований.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПАРАМЕТРОВ СЕКСУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН

1.1. История изучения проблемы взаимосвязи параметров сексуальности
и личностных характеристик у молодых женщин

Сексуальность как некая поведенческая программа, без которой не обходится ни одно социальное поведение, определяет возможный и предпочтительный тип сексуального партнера, эротические стимулы, требования к месту, времени и ситуации половой близости и способы ее обоснования и оправдания. Широта понятия сексуальности отмечается многими исследователями как в области сексологии, так и психологии. Отмечаются различные компоненты сексуальности: физиологические, социальные, психологические.
Сексуальность важна не только для самооценки, для построения партнерских отношений, но и для формирования социальных взаимодействий. Как отмечает А. А. Калюжный, образы восприятия, представления и понятия, формирующиеся у человека о других людях и концентрирующие в себе информацию о других людях, дают ему возможность действовать целесообразно по отношению к каждому из них [26]. Безусловно, как в первичное представление, так и в последующее, более глубокое формирование образа человека о человеке включается понятие «сексуальность».
Согласно Левит, сексуальность можно рассматривать как специфический, психосоматический язык тела, как форму изначально невербализованной коммуникации [Цит. по: 35]. С точки зрения Д.Я. Райгородского, сексуальность – это физиологические процессы, техника и манипуляции, дающие наслаждение [38], т.е. прежде всего лишь инструментальная сторона эротики. Под эротикой, которую автор считает присущей исключительно человеку в результате развития психики, он понимает внутреннее переживание, связанное с сексуальностью, а также определенную оценку сексуальности и отношение к ней. Другие авторы считают, что эротика возникает в результате наслоения сексуальной потребности на общественные отношения, благоприятствующие сексуальным контактам и придающие им соответствующее содержание и направление. Отрасль знаний, занимающуюся эротикой, эти авторы называют эротологией [5].
Следуя определению Всемирной Организации Здравоохранения (BOЗ), сексуальность – это «стержневой аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни, от рождения до смерти. Сексуальность включает в себя пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, эротизм, удовольствие, интимность и репродукцию. Сексуальность переживается и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, верованиях, установках, ценностях, действиях, ролях и отношениях».
Все эти явления взаимосвязаны, но не всегда переживаются и выражаются вместе и одновременно. Сексуальность зависит от взаимодействия психологических, биологических, социальных, экономических, политических, культурных, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов и является важным элементом не только личного, но и социального и культурного. Сексуальность – многозначное понятие, охватывающее биологические, психологические и социальные аспекты человеческого поведения. [28].
Существующие многочисленные определения сексуальности универсальны, не различают мужскую и женскую сексуальность и не учитывают специфики. В то же время в научном дискурсе есть работы, посвященные особенностям женской сексуальности, условиям ее формирования. В частности, К. Хорни указывает на наличие следующих характеристик женской сексуальности: наличие более тесной связи с эмоциональностью по отношению к мужской; культурное угнетение в результате запретов; усиление мужских желаний в результате воспитания («комплекс маскулинности»). Автор считает, что в результате этих особенностей часто развивается невротическая потребность в любви. По мнению К. Хорни, следующие факторы, влияют на женскую сексуальность («женственность»): «большая ценность» мужчины в человеческом и духовном плане; особенность современной мужской эротики (разделение любви на секс и романтику); социокультурные влияния на сексуальность (формирование запретов на сексуальность у женщин) [50].
Описывая феномен сексуальности, необходимо иметь в виду сразу несколько его важнейших аспектов [28].
Биологический аспект включает в себя различные факторы, контролирующие развитие и половое созревание ребенка, а впоследствии и репродуктивную функцию. Естественно, эти факторы влияют на половое влечение, восприятие человеком собственной сексуальности и сексуальную активность. Существует мнение, что за гендерные различия в проявлениях сексуальности и полового поведения ответственны и биологические аспекты, например, агрессия в большей степени присуща мужчинам, чем женщинам.
Психологический аспект находит свое проявление в аффективной сфере (эмоции, чувства, переживания, фантазии и др.), имеет тесную связь с самовосприятием и восприятием партнера. Этот аспект оказывает наиболее существенное влияние на формирование гендерной идентичности человека в процессе его психосексуального развития. Психосоциальные факторы в основном определяют принадлежность ребенка к мужскому или женскому психологическому полу. Социальный аспект тесно связан с психологическим аспектом, так как сексуальность, ее восприятие, а также сексуальное поведение находятся в зависимости от социальных норм, ценностей и запретов, существующих в обществе.
Поведенческий аспект отражает особенности сексуального поведения как в форме общения с сексуальным объектом, так и в форме проявлений сексуальности, которые проявляет человек.
Клинический аспект. Многие факторы могут изменить и нарушить сексуальное поведение. Такие события, как травма, болезнь, употребление наркотиков, хирургическое вмешательство, существенно меняют сексуальное поведение и восприятие собственной сексуальности.
Культурная составляющая. Понятие «сексуальность» сильно варьируется в зависимости от культурного контекста. В разное время и в разных странах проявление сексуальности находит оценки далеко не постоянные и неоднозначные. Однако общая тенденция указывает на освобождение сексуальности от различных табу общества и церкви и на все большую интеграцию ее проявлений в различные социальные институты. Каждое человеческое действие наделено не только объективным смыслом, но и субъективным личностным смыслом. Таким образом, подчеркивается роль мотива в его отношении к цели.
Итак, наряду с относительно прямыми биологическими аспектами удовлетворения сексуального влечения в феномен сексуальности включаются еще и такие совершенно неспецифические, как самоутверждение и компенсация. Сексуальность, согласно работам Фрейда [48], присутствует в жизни каждого человека с самого раннего детства и находит свое проявление в самых несексуализированных ее сферах.
Женская сексуальность рассматривается современными учеными с биологической, медицинской (клинической), психологической и культурной (социальной) точек зрения. В связи с чем, авторы вкладывают в понятие сексуальности разный смысл, рассматривая ее как функцию (З. Фрейд); черту личности (Э. Гидденс); деятельность (С. Фанти); активность и удовольствие (Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис); психологическое образование (Ю. П. Зинченко) и т. д. В связи с этим и подходы определению структурных элементов — компонентов сексуальности женщин также сильно отличаются.
Основатель психоаналитического подхода 3. Фрейд рассматривает в качестве структурных компонентов сексуальности: 1) биологические свойства, дифференцирующие организмы на мужские и женские; 2) либидо, как инстинкт продолжения и поддержания жизни; 3) чувственные переживания, связанные с получением удовольствия; 4) репродуктивное поведение [49].
Транзактный анализ Э. Берна также относится к психоаналитическому направлению. Он различает следующие структурные компоненты сексуальности: 1) обилие; 2) сила; 3) сжатие. Обилие представлено любрикацией, сила проявляется в контрфрикциях, сжатие обеспечивается мышечными сокращениями [8].
С. Фанти выделяет такие структурные компоненты, как: 1) технические сущности (представления, аффекты, желания); 2) соматические сущности эрогенные зоны) [46].
Наиболее полный подход к определению структурных компонентов женской сексуальности раскрыт в работах Н.И. Айзман [4].
Компонент семейных отношений выражается в умении конструировать личные и социальные роли.
Когнитивный компонент реализует когнитивную функцию и отражает единство поведения и самосознания личности.
Телесный компонент отражает умение выстраивать телесные границы, отношение к собственному телу и телу партнера.
Экзистенциальный компонент отражает поиск смысла в действиях через установление гармоничных любовных и сексуальных отношений.
Эмоциональная составляющая, согласно подходу данного автора, определяется степенью эмоциональной устойчивости и способностью справляться с трудными жизненными ситуациями.
Наиболее близкое к интересующему вопросу понимание сексуальности описывают авторы русской адаптации Я-структурного теста Амона Ю.Я. Тупицын, В.В. Бочаров, Т.В. Алхазова, Е.В. Бродская. Согласно схеме теста, авторы выделяют три типа проявления сексуальности [37].
Конструктивная сексуальность определяется как способность получать и доставлять удовольствие в процессе физического и психологического сексуального контакта, переживаемого как зрелое взаимодействие личностей, не связанное со страхами и чувством вины. Отмечено, что такое проявление сексуальности не связано с отягощением какими-либо фиксациями. Конструктивная сексуальность предполагает возможность восприятия и полного принятия себя и партнера при сохранении собственной идентичности.
Деструктивная сексуальность выражает степень деформации развития функции сексуальности как нарушение интеграции сексуальности в поведении личности. Такая сексуальность оказывается отщепленной от эго субъекта и преследующей собственные цели, такие как непосредственное сексуальное удовлетворение эрогенных зон, компенсаторные потребности, агрессивность и т.п.
Отсутствие сексуальности отражает задержку и общую заторможенность в проявлениях сексуальности. При такой сексуальности часто возникает неприятие прямого полового контакта и невозможность принятия собственной сексуальности. В поведении дефективная сексуальность проявляется прежде всего в отсутствии сексуальных желаний, бедности эротических фантазий, восприятии сексуальных отношений как грязных, греховных, бесчеловечных и мерзких. Сексуальная активность чаще всего связана с тревогой. Поведенческие проявления дефицитарной сексуальности характеризуются низкой оценкой собственного телесного образа и сексуальной привлекательности, склонностью к обесцениванию сексуальной привлекательности окружающих.
Определенные взаимосвязи сексуальности и других психологических характеристик выделяет Л.Н. Акимова, ссылаясь на исследования, проведенные с помощью цветового ассоциативного теста Люшера. Использование теста Люшера в диагностической практике позволяет считать базовое положение о корреляции между выбором цвета и состоянием человека, отражающим способы его существования в окружающем мире, подкрепляемым вполне эмпирически. Потребность в понимании и сочувствии к людям, жалующимся в сексуальной сфере, определяет постоянную проблему положительного и доброжелательного отношения к ним со стороны значимых других людей. Среди тех, кто чаще всего страдает сексуальными расстройствами, выбирают синий цвет, который является показателем интроверсии. Эти черты усугубляются и проявляются как психастенические черты при сочетании синего и серого в первых позициях. В этой ситуации интроверсия становится проблемой трудностей общения и проявляется в нерешительности, застенчивости, эгоцентрической невротической сосредоточенности на своих проблемах [5].
Другие исследователи находят связь между степенью удовлетворенности свои телом (внешностью) и ощущением личностной защищенности, успешностью самореализации, уровнем личностной депрессии [42], ощущением счастья среди женщин [9]. Д.В. Желателев обнаружил связи между позитивным образом тела старшеклассниц и их личными качествами: уверенностью в себе, доброжелательностью, индивидуализмом, коммуникабельностью, активностью, самостоятельностью, интернальностью, смелостью [19].
Обобщая полученные результаты анализа литературы по истории изучения проблемы восприятия и проявлений сексуальности, необходимо еще раз подчеркнуть, что сексуальность является важным и неотъемлемым компонентом самоотношения, тесно связанным с самооценкой и восприятием оценок собственной привлекательности другими людьми.

1.2. Анализ современного состояния проблемы с точки зрения взаимосвязи
параметров сексуальности и личностных характеристик у молодых женщин

По мнению отечественных и западных исследователей, важнейшим фактором, определяющим психологические особенности женской сексуальности, являются личностные особенности [28; 38; 50; 55; 56].
В современной сексологии индивидуальные особенности сексуальности чаще всего сравнивают по факторам так называемой Большой Пятерки, посредством которых психологи и психиатры описывают свойства личности. «Большая Пятерка» включает в себя пять автономных шкал, каждая из которых состоит из нескольких полярных качеств:
1. Интроверсия – экстраверсия (молчаливый – разговорчивый, ненапористый – напористый, не любящий приключений – любящий приключения, неэнергичный – энергичный, робкий – дерзкий).
2. Антагонизм – доброжелательность (недобрый – добрый, не склонный к сотрудничеству – склонный к сотрудничеству, эгоистичный – альтруистичный, недоверчивый – доверчивый, скупой – щедрый).
3. Несобранность – сознательность (неорганизованный – организованный, безответственный – ответственный, непрактичный – практичный, небрежный – тщательный, ленивый – усердный).
4. Эмоциональная стабильность – невротизм (расслабленный – напряженный, принимающий все легко – нервозный, стабильный – нестабильный, довольный – недовольный, неэмоциональный – эмоциональный).
5. Закрытость – открытость новому опыту (со слабо развитым воображением – с богатым воображением, нетворческий – творческий, нелюбопытный – любопытный, несклонный к размышлению (нерефлексивный) – склонный к размышлению (рефлексивный), наивный – искушенный).
Так, Т.П. Шарай в ходе формирующего эксперимента, включавшего в себя тренинговую работу с молодыми женщинами, пришла к выводу, что одними из ключевых факторов, влияющих на самоотношение женщин, являются отношение к своему телу и степень принятия своей половой принадлежности [51] Похожие результаты получили и Дж. Коннорс и Р. Кэйзи, выяснив, что ощущение своей привлекательности и удовлетворенности своим весом и телесными формами повышают степень самоуважения женщин [56].
Е.С. Язвинская показала, что для девушек с низкими показателями самоотношения характерны когнитивные (искаженные «границы тела») и аффективные (неудовлетворенность «физическим образом Я») искажения «телесного образа» [54]. Однако существуют и эмпирические подтверждения того, что компоненты самоотношения влияют на отношение к своей внешности: общая уверенность в себе увеличивает удовлетворенность своим телом [45].
Таким образом, отношение к своему телу и самоотношение взаимозависимы. Некоторые исследователи предприняли попытку найти теоретическое объяснение этого феномена.
Так, Е.В. Соколова и А.Н. Дорожевец, изучавшие женщин с расстройствами образа тела, предположили, что связь между частной самооценкой и глобальной самооценкой опосредована степенью когнитивной дифференциации (далее — КД) когнитивной и эмоциональной сфер индивида, т.е. одна из характеристик его познавательного стиля. Под этим конструктом они понимают степень обособленности, фрагментарности аффективных (эмоциональных оценок) и когнитивных (воспринимаемых качеств) компонентов в «Я-образе» личности. Когнитивная недифференциация (бедность, упрощение «образа Я») означает, что изменения в одной из сфер, во-первых, влекут за собой изменения в другой и, во-вторых, распространяются на систему в целом. Например, изменение любой частной самооценки приводит к изменению других частных самооценк и чувств и ценностей по отношению к себе в целом, а также к искажению некоторых познавательных процессов (например, точности восприятия ). собственного тела) [42].
В исследовании Е.Ю. Красовой [32] было установлено, что самым главным для большинства исследуемых женщин в возрасте от 18 до 30 лет оказалось акцентирование невысокой роли такого фактора в жизни и личности, как сексуальность (63%). В то же время 16% были убеждены, что необходимо подчеркивать сексуальность в личностном имидже. Каждая десятая молодая женщина рассматривает сексуальную притягательность в качестве бонуса при поиске партнера по браку или рабочего места.
Участники в возрасте от 18 до 26 лет определили сценарий интервью оригинальными высказываниями о роли сексуальности в жизни женщины:
— указал на индивидуальную позицию («если кому-то это нравится, пусть подчёркивает свою сексуальность, это не должно осуждаться обществом», «женская сексуальность — ее собственный интерес», «женщина может быть сексуальной, если захочет», «каждый использует в своих интересах», «Ты можешь быть сексуальным где, когда и как хочешь!», «Сексуальный — это круто, ты можешь быть одетым и «сексуальным»);
— назвали пределы проявления сексуальности («в разумных пределах и в правильных обстоятельствах», «немного подчеркните, чтобы не выглядеть вызывающе», «важно, но до известной степени», «мне нравится, когда сексуальность проявляется в элегантности», «это интимная вещь и ее следует показывать только партнеру», «молодая женщина должна разумно подчеркивать свою сексуальность»;
— считают, что сексуальность – это естественное физиологическое и психическое состояние («сексуальность должна исходить изнутри», «это внутреннее состояние, не зависящее от внешности и одежды», «сексуальная внешность и сексуальность в нас разные вещи», «правду сексуальности невозможно скрыть»;
— отмечено, что сексуальность связана с другими чертами личности («сексуальность – это уверенность в себе», «можно быть сексуальным, но при этом скромным», «женская красота не равна сексуальности»);
— смещено внимание на права женщин и их социальные роли («женщины не должны рассматриваться как сексуальные объекты», «зачем показывать свою сексуальность, можно подчеркнуть достоинства для себя, а не для похотливых мужчин»).
В экспериментальном исследовании Н.И. Айзман [2] был проведен корреляционный анализ с использованием шкал теста Р. Кеттелла и содержательных характеристик каждого компонента сексуальности. Анализ корреляционных взаимосвязей позволил выявить следующие тенденции.
Компонент семейных отношений более прямо пропорционален такой черте личности, как консерватизм, и обратно зависит от мнительности и низкого уровня конформности личности. Самостоятельность и нонконформизм развиваются у испытуемых на фоне негативного восприятия отношений с матерью. Осторожность, эгоцентризм связаны с обособленностью родительской семьи, что, в свою очередь, считается важнейшим фактором, влияющим на построение отношений в семье. Компонент семейных отношений также связан с серьезностью интеллектуальных интересов, склонностью к экспериментированию и аналитическому мышлению, что определяет четкие гендерные обозначения, лежащие в основе сформированной гендерной идентичности. В целом было замечено, что компонент семейных отношений в общей модели сексуальности менее взаимозависим от личностных качеств, чем другие компоненты сексуальности.
Когнитивный компонент больше всего взаимосвязан с чертами личности. Выявлены прямо пропорциональные связи между такими личностными характеристиками, как эмоциональная зрелость личности, самостоятельность, ориентация на социальные контакты, готовность к сотрудничеству, склонность к эмпатии, симпатии и установкам на управляемость окружающим миром и жизненными событиями, а также своей собственное везение. Эти установки имеют обратную взаимозависимость с выраженной тревогой, депрессией, склонностью к чувству вины и неуверенности в себе. Окружающий мир воспринимается как недружественный и опасный, когда у испытуемых проявляются такие черты личности, как ориентация на собственный внутренний мир, беспомощность в практических делах, творческая направленность; наличие эстетических вкусов; высокая фрустрация, напряжение.
Высокая социальная смелость, активность, склонность к риску связаны с принятием в себе мужского и женского компонентов, что можно рассматривать как андрогинность личности. Выраженная мужественность и самоописание в терминах маскулинности более характерны для мнительных, замкнутых, раздражительных и эгоцентричных испытуемых. Наиболее выраженная маскулинность связана с эмоциональной устойчивостью, спокойствием, уверенностью; независимость, доминирование, конфликтность, авторитаризм; риск, социальная активность. Обнаружены обратно пропорциональные связи между мужественностью личности и такими качествами, как повышенная тревожность, депрессивность, впечатлительность, креативность. Эти качества определяют женственность девушки, принятие ею своей женской сущности. В то же время доминирование и конфликтность являются противоположностью женственности, которые отражают обратно пропорциональные отношения.
Таким образом, представления об окружающем мире и своем месте в нем как часть когнитивного компонента в большей степени взаимосвязаны с эмоциональной устойчивостью, доминантностью, экспрессивностью, социальной смелостью, во многом определяющими маскулинную направленность человека. Данная тенденция косвенно свидетельствует о том, что именно маскулинность, сопровождающая систему жизненных установок, позволяет в современном обществе добиться признания и успеха в различных сферах жизни. В то же время фемининная ориентация противоречит социальным установкам на успех.
Физический компонент также связан с некоторыми чертами личности. Ориентация на принятие собственного либидо, желание и способность принимать физический контакт связаны с социальной смелостью, активностью и самостоятельностью личности. Эмоциональная зрелость, постоянство интересов, сдержанность препятствуют развитию психосоматических расстройств и ипохондрии. «Благоприятное» качество, определяющее «бегство в тело», — высокая тревожность. В отношении физического компонента можно констатировать, что социальная смелость, активность и готовность идти на риск связаны не только с принятием собственной сексуальности, но и являются характеристиками андрогинной личности.
Эмоциональный компонент в модели сексуальности включает в себя уровень реактивного и личностного страха и способность проявлять любовь в межличностном контакте. Низкий уровень тревожности как свойства личности связан с социальной смелостью и эмоциональной устойчивостью личности. Высокая тревожность, в свою очередь, связана с сосредоточенностью на своем внутреннем мире, низкой уверенностью в себе, внушаемостью личности, осмотрительностью. Способность любить связана с эмоциональной устойчивостью и эмоциональной зрелостью личности, а также чувствительностью, способностью сопереживать, сопереживать, понимать других людей, что традиционно связывается с женственностью и романтичностью. Между способностью любить и беспокойством, депрессией, тенденцией к вине, сообразительностью, дипломатичностью, разочарованием и напряжением существовала обратная зависимость.
Экзистенциальный компонент предполагает поиск смысла путем установления гармоничных любовных и сексуальных отношений. Свобода в межличностных отношениях связана с такими чертами, как общительность, доброта, экспрессивность и динамичность отношений, а также с социальной смелостью личности. Низкий уровень субъективно воспринимаемого одиночества связан с ясностью контактов, социальной смелостью, эмоциональной стабильностью и индивидуальной зрелостью.
В целом проведенный теоретико-методологический анализ показал, что значимое влияние на развитие зрелой женской сексуальности, включающей в себя сформированные убеждения о доброжелательности и контролируемости окружающего мира, принятие сексуальности при отсутствии психосоматических нарушений, низкую тревожность, отсутствие склонности к переживанию чувства вины, способность к проявлению любви в партнерских отношениях, ориентацию на сохранение свободы в межличностных отношениях при субъективно переживаемом ощущении события с другим человеком (отсутствие чувства одиночества), оказывают следующие личностные качества: эмоциональная устойчивость, экспрессивность и искренность, социальная смелость, активность и готовность к риску, готовность к экспериментированию в сфере сексуальных отношений.

1.3. Теоретическое обоснование актуальности исследования

Феномен сексуальности является одним из ключевых во многих медико-биологических и социальных дисциплинах в связи с неблагополучной демографической ситуацией, ростом числа сексуальных расстройств, значимостью для сохранения репродуктивного здоровья [3]. Несмотря на столь важное место, занимаемое сексуальностью человека, она относительно редко становилась предметом собственного психологического исследования.
Существующие психологические исследования, в особенности отечественные, остаются крайне фрагментарными, касаясь в основном области психопатологии или патофизиологии [1; 15; 18]. Несмотря на то, что полученные в них данные, безусловно, позволяют значительно продвинуться в понимании механизмов формирования сексуальных расстройств, постижение природы человеческой сексуальности невозможно без исследований в области ее нормального функционирования (которые, в свою очередь, достаточно редки и крайне разрозненны), и потому многочисленные исследования «сексуальных дисгармоний» должны быть дополнены изучением «сексуального благополучия».
Более того, возникновение сексуальных нарушений объясняется чаще всего различными физиологическими причинами и, как правило, фокусируется исключительно на физиологическом компоненте наличия/отсутствия сексуальной удовлетворенности [11; 21; 40; 53]. Таким образом, складывается впечатление, что понятие «здоровая сексуальность» приравнивается к понятию «сексуальная гармония» (в противовес использованию термина «сексуальная дисгармония») и может быть сведено к адекватному восприятию своей физической привлекательности, что на наш взгляд требует уточнения.
С другой стороны, в психологии довольно широко освещена тема индивидуальных психологических особенностей, оказывающих влияние на различные компоненты сексуальности [12; 18; 34; 52]. При этом все чаще акцент делается на дестабилизирующих факторах, таких как наличие психологической травмы в детстве, наличие комплексов и внутренних барьеров, низкий уровень психической адаптации, несовпадение рамок сексуальной приемлемости, присущих конкретному человеку. культура и общество, а также личные и индивидуальные взгляды. Однако, на наш взгляд, в современных психологических исследованиях представление о том, что восприятие сексуальности может основываться не только на дезадаптивных чертах личности, но и на адаптивных индивидуально-психологических чертах, практически не разработано и не подтверждается эмпирическими исследованиями.
В России проблематика сексуальности теоретически разрабатывалась в основном медиками, педагогами, философами, социологами, но мало исследовалась психологами и социальными психологами. Большинство фундаментальных трудов в области сексологического знания статуса руководств и учебных пособий написано кандидатами и докторами медицинских наук [33]. Однако с начала 70-х годов в трудах И.С.Кона и С.И.Голода были возобновлены традиции изучения данного предмета в российской социальной науке. Большой вклад на современном этапе в исследование сексуальности вносят социологические исследования, посвященные изучению средовых, поколенческих, возрастных и тендерных различий в интерпретациях и опытах сексуальной жизни (С.И.Голод, И.С.Кон, А.Темкина, И.А. Голосенко и др.). В сфере педагогического знания вопросы сексуальности освещаются в основном в связи с проблемами сексуальной социализации и сексуального просвещения (Т.К.Савельева, В.Е.Каган, В.В.Абраменкова и др.). В области возрастной психологии большое число работ посвящено подростковой сексуальности (А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер, Ю.М.Орлов). Широко представлен в публикациях отечественных авторов философско-культурологический аспект исследования сексуальных отношений (Е.А.Кащенко, В.П.Петров и др.).
Резюмируя, констатируем, что актуальность работы обусловлена тем, что в современных исследованиях, как в медицине, так и в психологии, будут актуальны размышления об адекватном восприятии собственной сексуальности как результате индивидуально-психологических особенностей женской личности. быть практичным игнорировать. В то же время изучение большого количества факторов (реже психологических) и причин различной дисгармонии в восприятии своей сексуальности не позволяет составить представление о реальных психологических условиях адекватной сексуальности у молодых женщин.
Актуальность работы обусловлена еще и тем, что понимание сексуальности как свойства личности, выступающего связующим звеном между телом, самоидентификацией и социальными нормами, требует психологического и социально-психологического анализа. Сексуальность — это аспект самосознания, который отражает физические, эмоциональные, когнитивные и духовные переживания человека, с одной стороны, и его представления о себе, гендерной идентичности, социальных, эмоциональных и сексуальных предпочтениях, с другой. В процессе социализации сексуальности в результате социокультурных, институциональных, групповых и межличностных воздействий возникает сексуальный сценарий человека, в котором переживание индивидом эротических фантазий и переживаний соотносится с системой психосексуальных установок и ориентаций, установок на гендерные вопросы и нормы сексуальной морали.
В работах отечественных и западных социологов (С. Голода, Е. Здравомысловой, А. Темкиной, И. Кона, Э. Гидденса, А. Рэйс, О. Контула, Э. Хаавио-Маннила, А. Спира, Н. Бажо) зафиксированы за последние десятилетия серьезные сдвиги в сексуальной морали и поведенческих установках молодых людей. Социологи отмечают резкое уменьшение поведенческих и мотивационных различий между мужчинами и женщинами в возрасте сексуального дебюта, числе сексуальных партнеров, проявлении сексуальной инициативы, отношении к эротике и т.д. Для прогнозирования динамики в сфере сексуальных отношений, брачных и репродуктивных стратегий современной молодежи необходим социально-психологический анализ факторов, определяющих становление сексуальной индивидуальности, что отражает практическую значимость работы.

Выводы по 1 главе

1. Сексуальность – многозначное понятие, охватывающее биологические, психологические и социальные аспекты человеческого поведения. Многие исследователи неоднократно подчеркивали взаимосвязь между сексуальностью и другими психологическими характеристиками. Эмпирически установленными связями с параметрами сексуальности являются такие личностные характеристики, как: потребность в понимании и сострадании, интроверсия, психастенические характеристики, уровень самореализации, доминирующий фон настроения, общая благодушность, уровень самооценки, пассивность и самостоятельности.
2. Современные исследования в области психологии показали, что важную роль в негативном восприятии своей сексуальности играют когнитивная недифференцированность, низкий уровень самочувствия и неудовлетворенность физическими параметрами.
3. Актуальность работы обусловлена тем, что понимание сексуальности как свойства личности, выступающего связующим звеном между телом, самоидентификацией и социальными нормами, требует психологического и социально-психологического анализа. Практическая значимость работы объясняется тем, что установленные связи компонентов сексуальности с личностными особенностями позволят не только повысить эффективность психодиагностического инструментария, но также обеспечат возможность выстраивать психологические консультативные, коррекционные и превентивные мероприятия в соответствии с индивидуальным подходом.


1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф