Страницы: 1 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПАРАСОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С НЕКОТОРЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН…………………………………………………
1.1. Психологические особенности личности мужчин среднего возраста……………………………………………………………………..
1.2. Психологические особенности личности женщин среднего возраста……………………………………………………………………..
1.3. Феномен парасоциальных отношений………………………..
Выводы по теоретическому исследованию………………………..
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ПАРАСОЦИАЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН………………………………………………..
2.1. Организация, выборка, методы и методики исследования психологических особенностей мужчин и женщин влияющих на формирование восприятия парасоциальных отношений………………
2.2. Результаты исследования психологических особенностей мужчин и женщин влияющих на формирование восприятия парасоциальных отношений………………………………………………..
2.3. Исследование эффективности реализации тренинговых занятий направленных на формирования устойчивости к парасоциальным отношениям мужчин и женщин……………………….
2.4. Рекомендации психологам в работе с клиентами по вопросу парасоциальных отношений………………….………………………….
Выводы по эмпирическому исследованию…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования
В различных средствах массовой информации то и дело возникают так называемые медийные персонажи, с которыми люди могут себя отождествлять. Когда мы видим и слушаем их слишком много, то чувствуем, что знаем этих людей, как если бы они были близкими людьми нашей жизни, членами семьи или одноклассниками.
Знакомство с известным актером, влиятельным ютубером или тиктокером является очень распространенным опытом и может принять форму длительных отношений с этим персонажем в СМИ, хотя этот человек в основном все еще незнакомец.
Эти типы псевдоотсылок определяются учеными как парасоциальные связи. Они представляют большой интерес для изучения данной проблемы, так как практически каждый человек вступает в такие односторонние отношения.
Парасоциальные связи — это выдуманные отношения, возникающие к тому или иному медийному персонажу, настоящему или придуманному, и которые позволяют нам считать его родным и знакомым. Человек приходит к тому, чтобы отождествить себя с ним, или у нас есть чувство к нему, от сочувствия или обиды до влюбленности или абсолютной скуки.
Парасоциальные отношения могут развиваться практически с любым персонажем, который появляется в средствах массовой информации, но лидирующее место, конечно, остается за источниками вещания, использующими экран. Главные герои сериалов и мультфильмов (особенно у детей), эстрадные исполнители, киноактеры, деятели спорта и политики ежедневно мелькают у нас перед глазами и оказывают воздействие на нашу психическую систему. В какой-то момент, мы начинаем ошибочно думать, что это знакомые люди, раз мы слышим и видим их так часто.
Когда ютубер смотрит в камеру или ведущий телепередачи задает вопросы публике прямо у себя дома, он использует стратегиивовлечения нас в жизнь персонажа, чтобы не отклоняться от контента. Глядя на себя таким образом, наш мозг, участвующий в интерпретации взгляда в наши глаза как начала и поддержания разговора, воспринимает, что все на экране знают нас, осознают, что мы уделяем им внимание, и даже показывают сочувствие и чувство привязанности.
Концепция таких связей была предложена Дональдом Хортоном и Ричардом Волом в 1956 году. Они рассматривали ее как подсознательное формирование пользователем близких отношений с известным человеком, проживаемые очень эмоционально. В то время ученые уже говорили, что это были односторонние отношения, в которых есть пользователь и медиа – персона.
Женщины, как правило, более склонны к парасоциальным отношениям, чем мужчины. Психологи нашего времени уделяют проблеме парасоциальных отношений много внимания, так как данный феномен вносит огромный вклад в изменение личности человека.
Ученые утверждают, что личностные особенности человека выступают как основа для формирования парасоциальных отношений, и если изучить закономерность и связь этих качеств, то можно предугадать формирование зависимости к данного рода отношениям.
Уровень научного изучения проблемы
Различные психологи (такие как Ричард Воль, Чарльз Хортон Пек, Чарльз Пирс и др.) занимались изучением вопроса парасоциальных отношений мужчин и женщин.
Говоря о гендерном аспекте данной проблемы, необходимо иметь в виду проявления различий в эмоциональном плане, в схеме взаимодействия с другими людьми, в возрастных, профессиональных и семейных особенностях.
Цель исследования: изучить взаимосвязь парасоциальных отношений с некоторыми личностными особенностями мужчин и женщин и разработать тренинг для формирования устойчивости к парасоциальным отношениям.
Объект исследования: парасоциальные отношения.
Предмет исследования: взаимосвязь парасоциальных отношений с некоторыми личностными особенностями мужчин и женщин.
Гипотеза исследования:
• склонность к парасоциальным отношениям связана с личностными особенностями, а именно: уровнем личностной и ситуативной тревожности, самооценкой, уровнем агрессивности, тревожности, депрессивности, любознательности, степенью сопротивляемости стрессу и мотивов аффилиации.
• одним из условий формирования устойчивости к парасоциальным отношениям мужчин и женщин могут выступать тренинговые занятия, направленные на профилактику возникновения неблагоприятных психологических явлений и процессов.
Так, можно определить следующие задачи исследования:
1. Обнаружить отличительные черты в психологии мужчин среднего возраста;
2. Изучить психологические особенности личностного и эмоционального состояния женщин (респонденты среднего возраста);
3. Дать теоретический анализ феномену парасоциальные отношения;
4. Определить условия и способы формирования устойчивости к парасоциальным отношениям мужчин и женщин;
5. Осуществить экспериментальное исследование особенности парасоциальных отношений мужчин и женщин;
6. Дать интерпретацию полученным эмпирическим данным;
7. Провести тренинговые занятия, направленные на формирование устойчивости к парасоциальным отношениям мужчин и женщин;
8. Проверить эффективность тренинговых занятий.
Теоретико-методологические основы исследования
Российские ученые также занимались проблемой парасоциальных отношений. Например, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Абульханова-Славская были приверженцами субъектно-деятельностного подхода, а Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферова говорили о связи свойств человека как личности и субъекта деятельности.
Эмпирические основы исследования
Методы исследования
В данной работе были использованы следующие методы:
1) опрос;
2) методика ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга и Ю.Л.Ханина;
3) диагностирование мотивов аффилиации А.Мехрабиана;
4) 8-факторный личностный опросник Спилберга-Радюка;
5) диагностирование устойчивости к стрессу;
6) экспресс — диагностика самооценки личности.
Исследование было проведено на базе НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», города Москва, в нем приняло участие 67 человек (35 мужчин и 32 женщины).
Этапы исследования
На вводном этапе происходило изучение трудов по психологии касательно существующей проблематики; определялись цели, задачи, предмет и объект исследования. Также проводилось диагностирование мужчин и женщин при помощи использования различных методов.
На основном этапе была реализация тренинговых занятий, направленных на формирование устойчивости к парасоциальным отношениям мужчин и женщин.
Основной этап разбивается на пять этапов:
На первом этапе мы формировали устойчивость к парасоциальным отношениям мужчин и женщин путем создания благоприятной атмосферы;
Этап №2 – создание реальной самооценки мужчин и женщин;
Третий этап был направлен науменьшение личностной и ситуативной тревожности;
Этап №4 — снижение уровня страха социальных контактов;
Целью пятого этапа было снижение уровня агрессии, повышение уровня самоконтроля.
При проведении занятий были учтены основные правила проведения психологических тренингов. Структура занятия включала 3 раздела:
Первый раздел – это приветствие.
Второй раздел включал основные упражнения.
Третий раздел – это рефлексии.
Общая продолжительность занятия составляла 1,5-2 часа. В общей сложности 9 занятий.
Заключительный этап включал проверку эффективности тренинговых занятий путем повторного тестирования учащихся, обобщения полученных данных. Применялся также контроль эффективности результатов при помощи математической обработки данных (t-критерии Стьюдента).
Теоретическая значимость исследования
Заключается в суммировании и типологизации данных успеха парасоциальных отношений в восприятии мужчин и женщин, а также выявляет показатели, оказывающие влияние на развитие психологической устойчивости к данному феномену.
Практическая значимость исследования.
Полученные данные можно применять в деятельности психологов при консультировании мужчин и женщин.
Структура исследования
Данное исследование содержит введение, первую и вторую главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПАРАСОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С НЕКОТОРЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
1.1. Психологические особенности личности мужчин среднего возраста
Психология личности — одна из основных психологических дисциплин, изучающая как различия между людьми, так и специфические черты личности, влияющие на опыт, мышление, человеческие чувства, усилия и поведение.
С древних времен мудрецы спорили о разнице между мужским и женским полом. Существует известное выражение: «Мужчины с Марса, а женщины с Венеры».
В основе взаимоотношений мужчины и женщины существует ряд отличительных психоэмоциональных черт, характерных для каждого пола. Психология восприятия мира женщиной и мужчиной совершенно разная. Но и одни и другие хотят создать такую связь друг с другом, при которой каждый сможет чувствовать себя комфортно.
Второй этап взрослости — середина взрослости в возрасте от тридцати пяти до сорока пяти лет. Некоторые авторы именно этот период описывают как кризис среднего возраста.
Физиологические изменения характеризуются физической потерей привлекательности. Отрочество собственных детей и смерть родителей подтверждают бесповоротность собственного старения у людей среднего возраста. Они меняют свою профессиональную роль, чтобы, прежде всего, удовлетворить потребность в самореализации. Появляется тенденция передачи опыта.
Преобразование отношений с партнером часто означает отход от идеала, принятие компромиссов, а иногда и смирение. Может случиться и внебрачная связь, выполняющая компенсаторную функцию.
Изменение родительской роли связано с детским подростковым возрастом, а перемены отношения взрослых к собственным родителям зависят, в основном, от здоровья и психического состояния последних.
Второй брак — это попытка найти лучшую альтернативу имеющимся отношениям. Для понимания мужской психологии важно осознать, что с древних времен мужчина добывает, он воин. Конечно, с тех пор многое изменилось. Сегодня женщина успешно создает богатство, а мужчина может позаботиться о семейном быте и детях.
При мышлении сильного пола природное начало проявляется в любых условиях. Мышление мужчин и женщин основано на половых генетических характеристиках. Вот почему в любое время и в любом возрасте поведение женщин и мужчин имеет разные проявления.
Инстинкты являются важным двигателем поведения. Половой инстинкт, инстинкт самоконтроля, самовыражения, собственности, еды, сна, и др. – у мужчин и женщин эти проявления существенно различаются.
Мужчина – символ силы и независимости. Главное для него — наличие внутренней свободы. Мужчины не проявляют внутренних эмоциональных переживаний, а решают проблемы самостоятельно. Им важно сохранять естественную позицию «мужчина-воин».
Однако, сильный пол также, как и слабый, подвержен влиянию внутренних забот. Многочисленные страхи мужчин закрепляются в их сознании и являются мотивом их поведения.
Внутренние заботы мужчины:
— несостоятельность в разных сферах жизни: в профессии и отношениях;
— потеря авторитета, уважения окружающих;
— беспомощность положения человека;
— проявление собственных чувств;
— одиночество.
Мужское мышление намного логичнее, им свойственна чрезмерная прямота, женское — более интуитивное, они склонны к проявлению эмоций. Из-за этого между супругами часто могут возникать конфликты.
Мужчины избегают конфликтных ситуаций. Состояние конфликтности дает им чувство беспомощности, которое они считают неприемлемым для себя. Иногда, для сохранения своего душевного комфорта, мужчина может и соврать. Например, если он опаздывает на ужин из-за встречи с другом, то скажет жене, что стоит «в пробке» или работает, чтобы избежать ее негативной реакции и не создавать конфликтную ситуацию.
Жизненные цели и интересы играют важную роль в психологии отношений между мужчиной и женщиной. Цели, которые человек ставит перед собой, должны быть направлены на развитие, получение опыта, воспитание осознанности и чувства ответственности, оздоровление психики, улучшение качества жизни и отношений с окружающими.
Ключевой целью для человека является экономическое благополучие, из которого складывается его уверенность в себе. Недостаточный уровень заработной платы в совокупности с недовольством этим любимой женщины сильно ранят его самолюбие.
Полная физическая совместимость играет важную роль в отношениях. Гармония в этом аспекте отношений необходима, чтобы избежать различных проблем, ведущих к раздражению и эмоциональному разделению.
Чувство любви играет важнейшую роль в психологии отношений мужчины и женщины. Любовь мужчины и женщины имеет одну безусловную общую составляющую: для начала любовных отношений оба следуют своим чувствам, стараются выбрать подходящего партнера для создания семьи и рождения детей.
В то же время мужчина и женщина вступают в обширную систему человеческих отношений, а точнее отношений двух людей. Мужчине важно любить женщину, чтобы она была для него привлекательной, чтобы она уважала его.
Для мужчин характерно следующее:
— сосредоточенность и благоразумие;
— логичное поведение и сдержанность чувств;
— критика в отношениях с окружающими и др.
Мужские и женские профессиональные роли сильно меняются в разных культурах, и одни, и другие могут выполнять практически любую работу. Единственными исключениями являются переработка руды и охота на крупных водных животных — китов, которые являются универсально мужскими профессиями.
Наиболее распространенные мужские профессии:
— строитель;
— водитель грузовика;
— инженер;
— слесарь по ремонту двигателей автомобилей и пр.
У мужчин, достигших среднего возраста, наблюдаются следующие основные потребности:
— трудовая и творческая самореализация;
— продолжение рода и забота о финансовом благополучии детей;
— сохранение хороших отношений с близкими людьми;
— материальная обеспеченность в преклонном возрасте.
Фаррелл и Розенберг определили такие сценарии развития мужчины в среднем возрасте:
1. Мужчина доволен своей жизнью. Он успешен на работе и в семье. Такой сценарий является предпочтительным и близким к идеальному.
2. Внешний и внутренний миры у представителя сильного пола находятся в дисбалансе. С одной стороны, он выглядит счастливым и уверенным в себе, но, с другой – не понимает, что делать дальше и чувствует усталость и «разбитость».
3. «Потерянный» мужчина осознает, что прошел большую часть жизненного пути и не добился ничего значительного ни в трудовой, ни в семейной жизни. Поэтому он занимает «выжидательную» позицию: все решится как-нибудь само собой.
4. «Отверженный» мужчина постоянно находится в кризисе. Чаще всего он абсолютно одинок и не умеет выстраивать отношения ни на работе, ни в семье.
Подводя итог вышесказанному, можно заметить, что у мужчин среднего возраста наблюдается небольшое падение психофизиологических параметров. Происходит переоценка жизненных целей и приоритетов, ведущая к переменам как в трудовой, так и, иногда, в личной жизни.
Мужчина данной возрастной группы ощущает себя человеком опытным и знающим. Средний возраст – прекрасное время для реализации своего карьерного потенциала.
В этот период особенно важным для мужчины является продолжение рода и забота о своих детях. Но, в то же время, он начинает переосмысливать отношения со своей супругой, что, в результате, иногда приводит к разводу.
Сильная спутанность сознания и боль заставляют человека совершать поступки, которые бы сняли стрессовое состояние. Разрыв отношений часто становится, казалось бы, единственным решением. Причины измен различны: угасшая любовь, трудности взаимопонимания, внутренние проблемы человека и т.д.
Предательство — это своего рода сигнал, осознание того, что можно использовать для переоценки и обновления отношений.
Статистика говорит, что большая часть мужчин после развода вновь вступает в повторный брак. Однако, обычно женщины во втором браке оказываются значительно моложе своих супругов. Такой выбор спутницы жизни обусловлен желанием мужчины «продлить свою молодость».
Если же мужчина «выдерживает» кризис семейных отношений, то он начинает видеть в своей жене не только любящую и заботливую женщину, но и хорошего друга, на которого можно положиться в любой ситуации.
1.2. Психологические особенности личности женщин среднего возраста
Основа женской психологии – создание семьи и рождение детей. Каждые отношения индивидуальны, и женская психология имеет ряд особенностей. Например, существует уровень восприятия общения. Женщина, которая воспитывает детей, постоянно общается с ними. Этот уровень общения она транслирует и на отношения с мужчиной. Если он, возвращаясь с работы домой, не хочет слушать женщину и вникать в существующие бытовые проблемы, то его супруга расценит такое поведение как равнодушное и будет испытывать дефицит внимания и заботы. А ведь женщине нужны эмоции, которые подпитываются выражением чувств и вниманием. Она склонна идеализировать мужчину, ведь девочки с малых лет воспитываются на сказках о принце. Поэтому так важно, чтобы мужчина ежедневно обращал внимание на супругу и совершал ради нее «маленькие подвиги» в виде цветов или забитого гвоздя.
Часто женщин считают слабыми, но на деле им приходится не только успевать строить карьеру, но и заботиться о детях и муже, вести домашнее хозяйство и следить за своим внешним видом. Этот дисбаланс между «слабой женской натурой» и «сильной женщиной» накладывает определенный отпечаток на человеческие отношения. Мужчина, как доминирующая личность, по самой своей природе требует подчинения. Такое отношение ухудшает силу женской природы и вызывает в ней внутриличностный конфликт. Если муж совсем не имеет своего слова и все приходится решать женщине, то они меняются ролями, но супруга теряет свою слабую сторону.
Задача каждой пары – обрести гармонию, чтобы не нарушить целостность женской природы. В этом секрет долгих отношений.
У женщин присутствуют следующие психоэмоциональные черты:
— чувственность, эмоциональность;
— поведенческий инстинкт;
— интуитивность в выводах о других;
— открытость.
У них часто проявляются следующие виды беспокойства:
— одиночество;
— рождение детей;
— страх за детей;
— старость и смерть.
Стереотип гласит, что из-за гормональных циклов женщины испытывают депрессию, раздражительность и повышенный аппетит к сладкой или соленой пище во время менструальной фазы. Иногда наблюдаются и другие физические изменения: усиление акне, задержка жидкости, головная боль и забывчивость. Однако с методологической точки зрения ретроспективные исследования ПМС сомнительны, поскольку опрошенные женщины, как правило, лучше помнят изменения настроения во время предменструальной фазы, чем в другие фазы гормонального цикла.
Наиболее распространенные женские профессии:
— секретарь;
— медсестра;
— помощник администратора (клерк, банковский служащий);
— учитель начальных или средних классов;
— продавец.
Конфликтные ситуации в семье часто возникают именно из-за того, что женщина не может понять, как ей решить свои проблемы. Мужская природа устроена так, что на женщину всегда обращают внимание. Ей стоит принять это как должное и постараться быть интересной мужу.
Женщине также важно понять, что никогда нельзя заставлять супруга принимать быстрое решение, а нужно научиться спокойно ждать. Выстраивая правильные отношения, не стоит «посягать» на ограничение свободы мужчины.
В психологии взаимоотношений мужчины и женщины очень важна роль женщины, и знание мотивации мужского поведения может гармонизировать совместную жизнь. Женщины склонны к депрессии и чувству одиночества. Им кажется, что их не понимают или не хотят слышать.
Согласно Волович А.С., дамы часто выглядят как зависимые, слабые, чувствительные, нежные, мечтательные и суеверные. Но интересным представляется тот факт, что сами женщины, описывая себя, использовали эпитеты более подходящие мужчинам.
Существует устойчивое выражение: «Если бы миром правили женщины, то на Земле не было бы войны». И оно, отчасти, справедливо, так как женщинам присущи гуманность, доброта, мягкость, отрицание насилия, близость к природе, отзывчивость, сопереживание. Женщины не терпят грубого отношения к себе и окружающим, хамство, несправедливость. Для нее процессы воспитания, адаптации к новым условиям жизни, обучения и переквалификации проходят менее болезненно, чем у мужчин.
Психологию отношений между мужчиной и женщиной необходимо изучать и знать в браке и создании семьи, чтобы правильно поддерживать отношения и жить полноценной и счастливой жизнью.
Важно понимать, что существует мужской и женский взгляды на сложные вопросы гендерных отношений. Женские жизненные цели находятся на других уровнях (в отличие от мужских): отношения, красота, стремление к домашнему уюту. Счастливая женщина занимается семьей и уходом за детьми.
Семья для женщины обычно стоит на первом месте в определении жизненных ценностей. Забота о муже и детях, обустройство и ведение быта являются для многих женщин главным делом всей жизни.
Половые отношения для женщин неразрывно связаны с чувствами любви и нежности к партнеру. Часто женщине сложнее дается разрыв с мужчиной. Это происходит из-за сильной эмоциональной привязанности к партнеру.
Женщины более склонны, чем мужчины, к активному общению с внешним миром. Они успевают контактировать с родственниками, коллегами, друзьями, создают группы по интересам, заводят кулинарные и иные странички в Instagram, а также ведут разнообразную общественную и благотворительную деятельность.
Конечно, женщина обладает и качествами «со знаком минус». Она более подвержена перепадам настроения. Забывчивость, рассеянность, неумение держать себя в руках, истерики, депрессивность, зависть, излишняя болтливость – основные негативные черты женщин.
Разрывы и скандалы способны разрушить даже самые прочные отношения. Поэтому необходимо научиться контролировать себя, доверять партнеру и обсуждать возникающие вопросы.
Главные принципы «жизни без ссор»:
— не критиковать родственников своих половинок;
— нельзя обсуждать супруга в общественных местах;
— изредка полезно выплескивать эмоции.
Часто женщины пытаются «отгородиться» от родственников или друзей своего избранника. Но такая установка создает большую проблему в отношениях. Ведь принять человека — значит довериться его ближайшему окружению: родным, среди которых он вырос, друзьям, сопровождавшим его по жизни.
Отвержение и неприятие близких со стороны избранницы глубоко ранит и воспринимается как личное оскорбление. С учетом психологии старшего поколения нужно общаться с родственниками супруга.
В среднем возрасте женщины также, как и мужчины, проводят анализ своих достижений. Им важно реализовать себя сразу в нескольких сферах: как сотрудника, как матери и как жены.
На работе у женщин в этом возрасте обычно наблюдается карьерный рост. Кризис же семейной жизни проявляется в том, что дети уже выросли и надо учиться жить для себя. Если женщину с ее супругом объединяли только дети, то теперь она будет искать новые точки соприкосновения с мужем, либо захочет расстаться.
На женскую самооценку оказывает большое влияние ее психоэмоциональная сфера, которая тесно взаимосвязана с отношением женщины к самой себе. Например, некоторые женщины рожают ребенка именно в этом возрасте, потому что ранее они были заняты достижением карьерных высот. И, наоборот, другие чувствуют себя более свободными в профессиональном и личном плане, так как они довольно рано создали семью и их дети уже выросли и стали самостоятельными людьми.
Так, некоторые ученые (к примеру, И.Г. Малкина-Пых)называют следующие модели поведения женщин данной возрастной группы[41, c. 87]:
— «заботливые». Женщины этой модели поведения рано выходят замуж (обычно в 18-20 лет) и всю свою энергию тратят на мужа, детей и обустройство быта.
Привычная роль домохозяйки в среднем возрасте может обернуться настоящей катастрофой. Женщина может осознать свою несамостоятельность, моральную и экономическую зависимость, ее роль в трудовой деятельности незначительна, так как у нее нет образования и профессии. Она будет подвержена депрессии и чувству страха перед будущим и вероятностью «остаться одной».
— «или – или». Выбор данной категории женщин заключается либо в построении семьи, либо в получении образования и достижений в профессиональной сфере. Здесь можно выделить два типа женщин: одни сначала вступают в брак, откладывая карьеру, но, в отличие от «заботливых», собираются активно заниматься трудовой деятельностью в ближайшем будущем; другие – отправляются получать профессию, а затем и работу, передвигая брак и рождение детей на более поздний период.
В обоих случаях наблюдаются моменты со знаком плюс и минус. В первом плюсом является то, что у женщины было достаточно времени подумать, кем она хочет быть. Но, с другой стороны, интересующая ее ниша может быть уже занята.
Во втором женщина будет крепко стоять на ногах как профессионал своего дела, но может испытывать страх, что не успеет выйти замуж или завести ребенка.
Отдельно можно определить группу женщин, которые успешно сочетают брак и работу. Такой вариант считается «наиболее эффективным» (Г. Шихи).
— «женщины, которые никогда не выходят замуж». К ним относятся артисты, писатели, врачи, учителя. Они тратят свои силы на благотворительную и общественную деятельность, считая, что «чужих детей не бывает».
— «неустойчивые». В раннем возрасте склоняются в сторону свободной жизни во всех ее проявлениях: часто меняют партнеров, работу, города, занятия, много путешествуют. К среднему возрасту у них может возникнуть усталость от такого образа жизни, перед ними возникает проблема получения профессии и поиска надежного партнера.
Семейные отношения в психологии отношений между мужчиной и женщиной постоянно развиваются. Конфликты и кризисы являются неотъемлемой частью семейной жизни, так как развитие означает отказ от старых форм взаимодействия, неизбежных в изменении.
Фазы взаимодействия мужа и жены:
1) любовь – создание образа идеальной семьи и наделение партнера только положительными качествами;
2) фазовая зависимость. Приоритеты в отношениях — это приоритеты каждого из супругов;
3) период компромисса. Преодоление предыдущей стадии вступает в стадии стабильных отношений, где выбранные роли устраивают обоих супругов;
4) предсказуемость и рутина. В отношениях отсутствует новизна, что приводит к недовольству собой и другим человеком;
5) фаза опытности. Оба партнера понимают, что семья – это ежедневный труд. Испытывают благодарность и уважение друг к другу.
Изменения в возрасте воспринимается женщинами сильнее, чем мужчинами. Они пытаются как можно дольше сохранять физическую форму и внешнюю привлекательность.
Для женщины большую роль играет семья, а работа, обычно, отходит на второе место. К среднему возрасту женщина переживает «вторую молодость»: она состоялась как жена и мать и добилась определенных успехов в карьере.
Кризис в возрасте женщины переживают легче, если у них есть какое-то занятие, не связанное с семьей и работой. Они часто объединяются в группы по интересам, посещают мотивационные и психологические тренинги, ведут странички в социальных сетях и видеоблоги.
Средний возраст для многих женщин и мужчин является кризисным периодом. Он протекает проще, если людям этой возрастной категории удается найти баланс между семьей, работой и любимым занятием.
1.3. Феномен парасоциальных отношений
Представьте, что вы гуляете по своему городу и зашли в кафе на обед. Войдя, вы видите Лионеля Месси. Что вы будете делать? Конечно, его присутствие не оставит вас равнодушными. Скорее всего, вы захотите сделать с ним совместное фото, будете настаивать на автографе или даже обсудите недавнюю игру. Словом, будете вести себя с ним очень близко, даже интимно, как будто знаете его целую вечность.
И это вполне нормально. Естественно, что вы захотите стать ближе к персонажу, которого много раз видели по телевизору. Но почему? В конце концов, это все еще кто-то на улице. Вы действительно не знаете его, и он не ваш приятель. Ответ очень прост: у вас с футболистом установились парасоциальные отношения.
Парасоциальные отношения – понятие не новое. Еще с древнейших времен люди отождествляли себя с животными, духами и богами.
Впервые такие отношения влияния средств массовой информации на потребителя были описаны в 1956 году, когда Хортон и Воль определили, что бывает отдельный вид связи, при котором человек ведет себя так, как будто он находится в настоящих социальных отношениях. Они заговорили о том, что парасоциальное общение для многих людей является дополнением к реальным отношениям или, в крайних случаях, даже полностью заменяет их (например, в некоторых странах мужчины и женщины строят отношения в Интернете. И это не просто звонки или переписки. В Японии можно встречаться с компьютерным персонажем, дарить ему подарки и даже сочетаться браком, надев специальные моделирующие 3D очки).
Существовало и другое мнение. Так, Перс и Рубин в 1989 годуне согласились с Хортоном и Воли и выяснили, что парасоциальные связи – это естественный побочный продукт времени, проведенного с вовлечением в жизнь СМИ-фигур [62, c. 33].
Одним из наиболее привлекательных направлений медиаисследований является изучение воздействия средств массовой информации на общество. Эта область науки находится под влиянием многих предрассудков и, поэтому, очень трудно объективно обосновать ее эмпирическими исследованиями.
Средства массовой информации называются четвертой сверхдержавой — они влияют на людей, общество, политику, формируют ценности и нормы культуры. Это двухстороннее взаимодействие, так как индивидуальность и социум также оказывают воздействие на форму сообщений СМИ и медиаконтент.
Как нам уже известно, представления о влиянии СМИ различаются. Некоторые считают, что средства массовой информации имеют значительное участие в формировании общественного мнения, а другие – преуменьшают влияние средств массовой информации на человека.
СМИ могут:
• структурировать нашу жизнь – примером служит их влияние на расписание дня и недели (газеты выходят в определенный день, программы выходят в эфир в точное время);
• изменять планировку пространства, в котором мы движемся (расположение телевизора на самом видном месте как «почетного» члена семьи);
• ритуализировать их использование (чтение газет по дороге на работу, просмотр социальных связей за едой).
Наиболее распространенные области преднамеренного действия СМИ (не всегда это должна быть негативная манипуляция):
• влияние рекламы на поведение потребителей;
• влияние политических кампаний на электоральное поведение;
• влияние информационных и социальных кампаний на поведение людей и рост солидарности;
• влияние пропаганды на идеологию;
• влияние медийных ритуалов на социальный контроль.
Мнения о силе воздействия СМИ изменились из-за доступа правительств и законодателей к средствам массовой информации в различных исторических ситуациях, а также деятельности групп давления на общественное мнение.
Выделяют следующие этапы развития представлений о медиа-эффектах.
Первый этап – всемогущие медиа, или теория «волшебных пуль» (с рубежа веков до тридцатых годов). Характеризуется своей ненаучностью. СМИ в то время обладало властью формировать общественное мнение, менять образ жизни, поведение, привычки, т.е. активно участвовать в жизни каждого гражданина.
Использование СМИ для пропаганды и рекламы было распространено в Первой мировой войне (а в России также и во время революции 1917 года, когда в больших городах раздавались газеты и листовки с призывами о свержении власти). Именно из-за такой бурной деятельности возникло предположение о великой силе средств массовой информации. После Первой мировой войны началась первая исследовательская деятельность, целью которой было направить средства массовой информации в информационное и образовательное русло.
Второй этап — ограниченный носитель (1930 – 1960 г.г.). В это время был проведен ряд исследований о влиянии СМИ. Внимание было обращено в основном на возможность использования СМИ для информирования, целенаправленного убеждения и контроля, а также для определения возможных вредных воздействий и борьбы с предубеждениями, агрессией и преступлениями. Выяснилось, что информация, противоречащая установкам человека, не обязательно должна привести к изменению его поведения (так, фашисты вели активную информационную пропаганду. Но русские люди отождествляли себя с Родиной и со Сталиным, поэтому задумка врага внести раскол в общество не удалась). Исследователи сделали вывод, что общезначимые результаты не могут быть однозначно определены, но в целом они описали влияние СМИ как значительно меньшее, чем ожидалось, поскольку СМИ действует как часть социальной структуры, а не как ее высший элемент.
Таким образом, СМИ признавались стабилизирующим элементом общества, а не лидерами мнений, как это было раньше.
Третий этап — переоткрытие власти СМИ и ориентация на их влияние (конец 1970-х гг.).
Второй и третий этапы переплетаются и не могут быть точно разделены. Их переход сопровождается волной критики научных выводов исследователей второй ступени. Прежде всего, критическим высказываниям подвергся слишком узкий спектр исследованных эффектов (особенно кратковременных), и чрезмерное сосредоточивание на отдельных лицах.
Появление телевидения дало толчок к дальнейшим исследованиям влияния средств массовой информации. Они характеризуются ориентацией на косвенное долгосрочное влияние СМИ на общество в целом и на когнитивные процессы, а не на формирование отношения личности, как в предыдущем периоде. В исследование были включены новые переменные – культурные и локальные, контекстные, коллективные, религиозные и многое другое.
В это время возникла теория зависимости, которая подчеркивает связь между обществом, медиа-системой и аудиторией и указывает, что информация, получаемая человеком, находится во власти СМИ. Степень этой зависимости определяется в основном индивидуальными различиями, неустойчивостью общества и важности того, что прописывается в средствах массовой информации.
Другая теория — это теория паттернов или теория социального научения, которая предполагает, что индивид социализируется и учится жить в обществе посредством перенимания модели поведения, которая прямо или косвенно навязывается через СМИ.
Психологические исследования показали, что если существует относительно сильная имитация поведения, то рядом с ней проявляется и так называемый когнитивный прайминг, когда фильмы создают «сценарии», которые зрители могут использовать в проблемных социальных ситуациях.
Существует мнение о десенсибилизации аудитории, т.е. о снижении эмоционального возбуждения повторным просмотром насилия на экране. Однако, возможно и просоциальное влияние средств массовой информации.
Например, дошкольные программы могут обучать межкультурной толерантности, солидарности. С другой стороны, многие мыльные оперы посвящены здоровью, таким темам как онкозаболевания или ВИЧ.
Четвертый этап – «согласованное» влияние СМИ. Он длится с рубежа 70-х и восьмидесятых годов. Эта стадия уже предполагает «социально-конструктивистское» понимание действительности. Конечная форма социальной реальности есть«компромисс» между медийным образом этой реальности и формулой, необходимой государству.
Исследования на этом этапе более глубокие и качественные, поэтому
их можно назвать более объективными, чем когда-либо прежде. Важным предположением является то, что власть СМИ зависит от времени и места и может изменяться в историческом контексте. Всякий раз, когда нарушается стабильность общества, будь то война, экономический кризис или стихийное бедствие, определенную часть социальной ответственности приписывают средствам массовой информации. В такие времена неопределенности люди цепляются за СМИ как за источник информации и совета. Следовательно, в этот момент СМИ действительно влиятельны (так, во время специальной операции вооруженных сил России на Украине в 2022 году, социальные сети не только по-разному освещали происходящие события, но и буквально разжигали между пользователями войну по национальному признаку).
Представление о парасоциальных связях и детальный анализ особенностей поведения в этих отношениях, являются любопытными для психологической науки. Они абсолютно по-разному понимаются и преподносятся в различных исследованиях.
Интерес представляет отдельный тип взаимосвязи человека с фигурами СМИ, включающий в себя взаимодействие и идентификацию.
Для убеждения аудитории используются такие методы и приемы как:
1. Игра слов – повторение, использование «слов добродетели» (справедливость, единство), слоганы, отвлечение внимания (заменяет деликатную тему другими, преуменьшает или преувеличивает проблему), выбор соответствующей информации (например, информационно-поисковый
из контекста).
2. Целенаправленные подходы — мотив страха (устрашение классовым врагом), лояльность к авторитету (культ неприкасаемого лидера), стереотипы, жертвоприношение (например, жертвование гражданскими свободами ради государственной безопасности), представление об обычном человеке (например, рабочий и крестьянин на плакатах).
3. Неправильный контекст – использование уважаемого мнения лица, комментирующего тему.
С проблемой четкого определения специфического воздействия СМИ на человека исследователи боролись на ранних этапах изучения этого явления. На этой основе формируются различные подходы к оценке роли, функции и влияния средств массовой информации. Например, выделяют критический подход, который предполагает, что СМИ должны выполнять информационную и образовательную функции, а при необходимости нужно искать способы сделать эти критерии максимально эффективными.
Одним из первых разделить эффекты влияния средств массовой информации попытался Маккуэйл (1999 г.). Он выделил три категории: когнитивные, аффективные и эффекты воздействия на переговоры.
Когнитивные (познавательные) эффекты — это те, которые относятся к познанию и формированию мнений. Предпосылка заключается в том, что из СМИ можно получить что-то новое, учиться, а затем использовать полученные знания.
Аффективные эффекты связаны с установками и чувствами, посредством которых СМИ создают мнения и установки реципиентов и влияют на эмоциональное состояние общества.
Эффекты воздействия на поведение можно также охарактеризовать как влияние на действия отдельных лиц и групп, например, изменения в поведении потребителей в связи с эффектом рекламы.
Воздействие на переговоры также включает влияние на отношение к общественным ценностям. Средства массовой информации могут не только создавать ценности, но и разрушать их.
Другим возможным разделением эффектов является типология Клэппера (1999), который различает их в зависимости от конечного результата и выделяет преднамеренные и непреднамеренные воздействия. Дальше они могут усилить существующую ситуацию, вызвать незначительное изменение или облегчить, изменить, предотвратить его.
Основные типы взаимодействия СМИ:
— усиливающий эффект – изложение определенной темы привлекает внимание аудитории, тем самым увеличивая актуальность этой темы в краткосрочной перспективе;
— подтверждающий эффект – человек фильтрует свои предположения через СМИ, и если они подтверждают эти догадки, то пользователь, о котором идет речь, принимает их за истину;
— эффект обратной силы — средства массовой информации могут влиять на текущее поведение людей посредством своего присутствия. Например, если человек является участником события, которое они документируют, как действующее лицо он осознает, что «станет знаменитым», поэтому старается выглядеть как можно лучше;
— анестезия – слишком частое и длительное воздействие стимулов определенного типа (например, сцен насилия или сексуальные сцены) может снизить чувствительность личности и общества в целом к этим раздражителям. Общество постепенно «привыкает» и больше не считает этот контент табу;
— установление повестки дня – средства массовой информации влияют на то, что люди думают, но также и на то, как они думают об этом. Медиа-контент становится все популярнее и определяет степень вовлеченности аудитории;
— эффект лавины — средства массовой информации могут создавать и систематизировать сообщения ложного представления о реальности, и оно может повлиять на отношение реципиентов к действительности (часто изображаемое насилие, коррупция и т. д. могут заставить получателя поверить, что иначе рынок не добьется успеха);
— поощрительный эффект – чем сильнее комментируется тема (например, политика), тем большее влияние содержание этих комментариев оказывает на общественное мнение о тех, кто это комментирует (как в положительной, так и в отрицательной степени).
Другое деление можно найти у профессора Джирака (2003), который рассматривает эффекты краткосрочные (часто эмоциональные, такие как паника) и долгосрочные (социализирующие эффекты, изменения во мнениях и поведении), прямые (часто кратковременные одновременно) и косвенные (часто проявляющиеся во времени), плановые (реклама, пропаганда) и незапланированные (последствия агрессии, стереотипизация). В то же время можно разделить воздействие СМИ на общество в целом и влияние на отдельных лиц.
Каждый индивид – уникален. Поэтому и воздействие СМИ на разных людей может быть отличным.
Некоторые люди испытывают стеснение и стресс при общении с другими. Кто-то боится привыкания и того, что понравившийся человек может уйти из его жизни. В таких случаях, наиболее доступным кажется общение через экран с известными людьми.
Однако, такой тип взаимодействия негативно сказывается на дальнейшей жизни и деятельности человека.
В парасоциальных отношениях один расширяет эмоциональную энергию, интерес и время, а другая сторона, личность, не подозревает о его существовании. Результатом является навязчивая погоня за нашим любимым известным лицом.
Общий рост интернет-зависимости не оставляет нам выбора. Парасоциальные отношения на данный момент являются частью всей нашей жизни, но иногда они могут быть токсичными.
Парасоциальные отношения обычно существуют, когда вы дистанцируетесь от человека или людей. Они имеют смысл, иногда столь же значимый, как и настоящие социальные отношения, потому что даже люди, которых мы не знаем, могут иметь глубокое значение в нашей жизни, как вдохновение или утешение.
Когда вы очень увлечены, может быть трудно провести грань между тем, что реально, и тем, что представлено. И это может занять больше времени и энергии, чем вы хотите.
Так, в социальных сетях легко думать, что мы знаем каждый аспект чьей-то жизни. Насколько этот аспект связан с реальностью? Показательным примером являются документальные фильмы про известных блогеров, которые демонстрируют подписчикам роскошь и богатство, а на самом деле – все эти блага (квартиры, машины, яхты, и порой, даже букеты цветов) они берут в аренду на время съемок своих видеороликов.
Продолжительность парасоциальных отношений не ограничена и напрямую зависит от того, насколько долго актуален тот или иной настоящий или вымышленный медийный персонаж. Парасоциальные отношения будут длиться до тех пор, пока есть информация о нем в СМИ.
Представьте, что вы смотрите телевизионный конкурс. В продолжении соревнования, вы можете чувствовать связь с участниками и даже выкрикивать им ответы.
Вы знаете, что вас не слышно и на экране сейчас совершенно незнакомые люди, но вы им все рассказываете. Когда соревнование заканчивается и этих участников в нем больше нет, парасоциальные отношения перестают существовать. Поскольку они больше не появляются на экране, мы теперь не испытываем эмоций к этим людям.
Еще один более постоянный случай — знаменитости. Так как их значение в СМИ выше, то и психоэмоциональные связи в этом случае более прочные. Может даже случиться так, что вы профессионально следите за этими персонажами, где бы они ни находились. Например, актеры мыльных опер, попадая в один сериал, часто получают роль в другом, поэтому их поклонники смотрят новый сериал.
То же самое происходит и с певцами. Если вы поклонники какого-то исполнителя, то, скорее всего, вы ходили к нему на концерт, и следите за его жизнью. Если вы узнаете, что в такой-то день он даст интервью в программе X, о которой вы никогда не слышали, очень вероятно, что вы ее в конце концов посмотрите.
Разрыв кумира со СМИ может стать причиной изменения отношения к своему «любимцу». В конце концов, останется мало людей, которые будут продолжать его обожать. Для знаменитых людей также важно следить за своими словами, потому что можно столкнуться с осуждением аудитории. Например, известная телеведущая Регина Тодоренко высказалась о том, что «женщины сами виноваты в домашнем насилии». Это вызвало волну негативных комментариев и потерю многих фолловеров.
Другой пример, когда российский певец Сергей Лазарев объявил о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, армия его поклонников значительно сократилась, особенно в своей мужской части. Или после того, как Майкла Джексона обвинили в педофилии, многие люди сказали, что не будут слушать его композиции из-за солидарности с пострадавшими.
В последние годы исследователи все чаще занимаются изучением именно негативного влияния средств массовой информации на человека. Они задаются вопросом: почему люди прощаются с погибшими знаменитостями, даже если не знают их лично?
Потеря близкого человека повлияет на вас больше всего на свете, и, возможно, нет необходимости объяснять, почему. Но как возможно, чтобы смерть знаменитостей также сильно ударила по нам? Хотя мы можем быть поклонниками их творчества, мы обычно не можем сказать, что знаем их лично и что с их уходом наша жизнь кардинально изменится — уж точно не в случае с близкими родственниками и друзьями. Однако траур по знаменитостям – это не только нормально, но и психологически важно.
Большинство из нас создают определенный тип связи со знаменитостями. Это так называемые парасоциальные отношения или односторонний интерес человека к известному человеку, который, конечно же, не догадывается о его существовании. Еще в 1950-х годах изучение радиопередач выявило термин «парасоциальное взаимодействие», который относился к тому, как слушатели представляли радиоперсонажей, которых они знали только по голосу. Если эти голоса призывали зрителей принять участие в событии, ученые называли это парасоциальным взаимодействием, ограниченным временем использования среды (например, просмотром телевизора или прослушиванием радио).
Более частые взаимодействия с некоторыми медийными персонажами могут превратиться в парасоциальные отношения, когда мы думаем о персонаже за пределами самих СМИ: мы говорим о знаменитостях с друзьями или о том, чтобы известный человек «составил нам компанию».
Эти связи имеют те же преимущества, что и настоящие (социальные) отношения — они помогают уменьшить тревогу и депрессию или позволяют пережить приятные моменты. Кроме того, парасоциальные отношения также могут быть безопасным убежищем от стрессовых моментов реальной жизни (или отношений).
С постоянно растущим количеством способов узнать о знаменитостях неудивительно, что наша осведомленность о них растет. Раньше приходилось довольствоваться интервью в прессе, теперь знаменитости сами снабжают поклонников массой информации в социальных сетях. Однако, хотя мы можем обмениваться лайками с известными людьми через эти платформы, они все же незнакомцы — они функционируют для нас в первую очередь как проекционный экран, на который мы можем проецировать что угодно.
«Наши отношения со знаменитостями сильно отличаются от настоящих отношений. Наша эмоциональная привязанность к влиятельному человеку основана на проекции того, что нам нужно от этого человека в важные моменты нашей жизни. Мы цепляемся за идею этого человека, а никто — за самого человека», — описала данный механизм американский терапевт Аньеса Хэнсон.
По ее словам, знаменитости также связаны с определенными периодами нашей жизни. Они могут быть наставниками, проводниками в сложных жизненных ситуациях, особенно там, где мы не получаем настоящих образцов для подражания. Потом, когда этот человек, связанный с нашими жизненными вехами, умирает, уходит и часть нашего прошлого — обычно гораздо большая, чем мы можем себе разумно представить.
Особую тревогу вызывают самоубийства на почве любви к знаменитостям. И, к сожалению, примеров таких негативных парасоциальных связей очень много. Так, после самоубийства известного русского поэта Сергея Есенина на его могиле свели счеты с жизнью сразу несколько женщин.
Настоящей трагедией для многих поклонников и поклонниц стала гибель в автокатастрофе известного исполнителя — Виктора Цоя. В Москве на Старом Арбате появилась даже «стена Цоя», куда фанаты певца приносили цветы и свечи (кстати, и сегодня на этом месте довольно много людей. Они приходят, чтобы почтить память исполнителя и «пообщаться» с ним при помощи стихов и музыки). Две женщины покончили с собой именно около этой стены, а пять – возле могилы певца.
Влияние СМИ на человека может оказывать как положительное (образовательный или развлекательный контент), так и отрицательное (сцены насилия, оскорбления на национальной почве) действие.
Выводы по теоретическому исследованию
Теоретический анализ исследования посвящен изучению проблемы формирования устойчивости к парасоциальным отношениям мужчин и женщин.
Психологи нашего времени уделяют проблеме парасоциальных отношений много внимания, так как данный феномен вносит огромный вклад в изменение личности человека.
Ученые утверждают, что личностные особенности человека выступают как основа для формирования парасоциальных отношений, и если изучить закономерность и связь этих качеств, то можно предугадать формирование зависимости к данного рода отношениям.
Сегодня типичный информационный поток, в основном направлен на абстрактную жизнь. Ведь именно через СМИ представлен весь мир и всеобъемлющий взгляд на жизнь во всех ее красках и оттенках. Человек больше не зависит только от своего мышления. СМИ могут изменить его.
Средства массовой информации (особенно социальные сети) давно стали повседневной частью нашей жизни. Без них мы уже больше не можем ее представить. И это знак перехода в информационное общество.
Медиаграмотность, начиная с медиаобразования в школе, могла бы помочь обществу внести позитивные изменения, в которых оно должно состоять из активного опыта через переживания, а не из пассивного принятия медиа-контента, который мы усваиваем. Это не только объединяет нас самих, но и потенциально все общество.
СМИ подводят человека к стереотипному мышлению (если вообще можно говорить о свободном мышлении и действиях), адаптируя свое содержание к более низкому вкусу среднего получателя, потому что он самый благодарный читатель, зритель и слушатель.
У мужчин среднего возраста иногда наблюдается повышенный уровень неврозности и заниженная самооценка. Это и служит благоприятной средой для развития у них склонности к вступлению в парасоциальные отношения.
Для женщин важна положительная самооценка, которая тесно связана с отношением к себе, в частности с принятием внешних данных. И тревожность на этом фоне может толкать к избеганию фактических отношений, из-за страха отвержения, и к склонности к парасоциальным связям.
Залогом успешных отношений между мужчиной и женщиной является искренность. Это качество проявляется в теплоте отношений, в открытом выражении чувств, в искреннем интересе к делам других, в поддержке в трудную минуту.
Важно понимать, что честность основана на адекватной самооценке и уверенности в себе.
Только осознав собственные чувства и желания, оценив свои способности и возможности, можно понять другого человека.
В вопросах психологии отношений между мужчиной и женщиной необходимо учитывать как чувства и совместимость характеров, так и отношение к жизни, ценностям и т. д.
Счастливый союз строится на принципах взаимопонимания, доверия и умения прощать ошибки. Нужно научиться понимать своего партнера, мириться со всеми его привычками и особенностями, а не пытаться перекроить его в соответствии со своими мерками.
Важно доверять, потому что недоверие, подозрительность и ревность губительны. Ссорам и скандалам надо сказать «нет»: во избежание срыва можно уединиться, дать волю эмоциям, а потом спокойно поговорить, обсудить и договориться.
Внимание, забота, положительная оценка действий второй половинки, помощь в трудной ситуации – доказательство подлинности чувств. Когда есть чувства, мужчина и женщина ценят созданные ими отношения и друг друга.
В ходе теоретического анализа было установлено, что в среднем возрасте для успешного формирования устойчивости к парасоциальным отношениям мужчин и женщин, важным представляется их участие в психологических тренингах по данной тематике, которые ведут к снижению уровня страха социальных контактов, агрессии, а также повышению уровня самоконтроля и развития эмпатии.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф