Заявка на расчет
Меню Услуги

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАСОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С НЕКОТОРЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ПАРОСОЦИАЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

2.1. Организация, выборка, методы и методики исследования психологических особенностей мужчин и женщин влияющих на формирование восприятия парасоциальных отношений

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Проведя теоретический анализ проблемы парасоциальных отношений и успеха в восприятии мужчин и женщин, мы предполагаем, что на их устойчивость к парасоциальным отношениям влияет уровень агрессивности, тревожности, депрессивности, любознательности, мотивов аффилиации и степень сопротивляемости стрессу.

Чтобы подтвердить свою точку зрения, мы использовали такие методы как:  для определения склонности к парасоциальным отношениям; методика ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга и Ю.Л.Ханина; диагностика мотивов аффилиации А.Мехрабиана; 8-факторный личностный опросник Спилберга-Радюка; диагностика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; экспресс диагностика самооценки личности.

Таблица 1.

 Общий перечень показателей

Личностный показатель
Показатель 1. Личностная тревожность
Показатель 2. Ситуативная тревожность
Показатель 3. Стремление к принятию (СП)
Показатель 4. Страх отвержения (СО)
Показатель 5. Интерес
Показатель 6. Агрессия
Показатель 7. Тревога
Показатель 8. Депрессия
Показатель 9. Любознательность
Показатель 10. Тревожность
Показатель 11. Депрессивность
Показатель 12. Агрессивность
Показатель 13. Степень сопротивляемости стрессу
Показатель 14. Самооценка личности

 

Мы провели опрос, на основании ответов по которому, определяли склонность к парасоциальным отношениям, через представление респондентов. Данный опрос позволит предположить наличие склонности к парасоциальным отношениям с точки зрения самих испытуемых. Она состоит из 3 вопросов с так называемыми открытыми ответами, психолог лично интерпретирует полученные результаты.

Методика диагностики самооценки тревожности Спилберга — Ханина является верным средством оценки показателя тревоги в данный момент и личностной тревожности как постоянного параметра.

Для диагностики мотивов аффилиации была использована «Методика мотивов аффилиации А.Мехрабиана». Она состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций.

Диагностика личностных качеств респондентов осуществлялась с помощью методики «8-факторный личностный опросник Ч.Д. Спилберга- О.М. Радюка», которая позволяет оценить уровень нервного напряжения и, в частности, уровень эмоционального стресса. Опросник состоит из 80 вопросов.

Выявление степени сопротивляемости стрессу у мужчин и женщин осуществлялась с помощью «Методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге».

Испытуемому необходимо отметить те события, которые происходили с ним, если же эти события происходили более одного раза необходимо умножить соответствующее число балов на число раз, соответствующих подобным событиям.

Уровень самооценки был диагностирован с помощью «Экспресс диагностики самооценки личности».

 

2.2. Результаты исследования психологических особенностей мужчин и женщин, влияющих на формирование восприятия парасоциальных отношений

 

На первом этапе исследования мы осуществляли диагностику мужчин и женщин (См. Приложение 2). Выборка исследования составила 67 человек (35 мужчин и 32 женщины). Диагностику прошли реципиенты среднего возраста.

Таблица 2

Результаты диагностики испытуемых в количественной обработке

Показатель Уровень Мужчины Женщины
Личностная тревожность Высокий 25 25
Средний 1 2
Низкий 4 3
Ситуативная тревожность Высокий 30 20
Средний 2
Низкий 5 4
Стремление к принятию (СП)   10 7
Страх отвержения (СО)   15 18
Интерес Норма 10 17
Выше нормы 23 17
Агрессия Норма 10 8
Выше нормы 24 25
Тревога Норма 8 9
Выше нормы 30 20
Депрессия Норма 11 8
Выше нормы 20 28
Любознательность Норма 42 21
Выше нормы 4
Тревожность Норма 42 21
Выше нормы 4
Депрессивность Норма 42 21
Выше нормы 4
Агрессивность Норма 5 13
Выше нормы 27 22
Степень сопротивляемости стрессу Высокий 11 6
Средний 5 7
Низкий 20 18
Самооценка личности Высокий 4 3
Средний 5 5
Низкий 28 23

 

Полученные данные от опроса респондентов дали нам возможность определить склонных к парасоциальным отношениям. Из 67 респондентов — 50 человек, на основании их ответов и аргументации по ним, были определены как склонные к вступлению в парасоциальные отношения.

Первым этапом нашего исследования была диагностика тревожности мужчин и женщин, с помощью «Методики ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга и Ю.Л.Ханина».

Изучив полученные данные, мы выяснили, что по показателю личностная тревожность у 17(10 мужчин и 7 женщин) (25,4 %) человек наблюдается очень высокий балл.

У 33(15 мужчин и 18 женщин) (49,2%)  человек — высокая. Она связана с проявлением беспокойства в случаях негативной оценки деятельности субъекта исследования. Необходимо сформировать твердое убеждение в значимости человека как незаменимого сотрудника в компании.

Всего 3(1 мужчина и 2 женщины) (4,5%) человека набрали среднее значение по показателю личностной тревожности.

7(4 мужчины и 3 женщины) (10,4 %) человек набрали низкие баллы, что говорит о низком уровне личностной тревожности.

Проанализировав полученные данные, мы узнали, что по показателю ситуативная тревожность 33(20 мужчин и  13 женщин) (49,2%)  мужчин и женщин наблюдается очень высокий балл, что говорит об очень высокой ситуативной тревожности.

У 17 (10 мужчин и 7 женщин) (25,3 %) человек наблюдается высокий балл, что говорит о высокой ситуативной тревожности. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его умений.

Средняя ситуативная тревожность была выявлена у 2(женщины) (3%) испытуемых. Вероятно, данные испытуемые имеют средний уровень ситуативной тревожности.

9(5 мужчин и 4 женщины) (13,4%) испытуемых набрали низкий балл, что говорит о низкой ситуативной тревожности.

Подведя итог диагностики данной методикой, можно сказать, что у 50(25 мужчин и 25 женщин) (75%) испытуемых по двум показателям, личностная тревожность и ситуативная тревожность, баллы высшее среднего, что говорит о высоком уровне тревожности. Так у 17(10 мужчин и 7 женщин) (25%) человек уровень тревожности средний и ниже среднего, что говорит о низком уровне тревожности.

Второй этап — диагностика мотивов аффилиации А.Мехрабиана. Она содержит в себе стремление к принятию другими (СП) и страх отвержения другими (СО) (Показатель 3.  Показатель 4.). Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что у 17(10 мужчин 7 женщин) (25,3%) человек набрали баллы «высокий-низкий», высокий по показателю СП, а низкий – СО, для данных испытуемых  характерен мотив «стремление к принятию другими».

12(5 мужчин и 7 женщин) (17,9%) человек набрали баллы «высокий-высокий»; боязнь отвержения мешает во взаимодействии с другими людьми.

У 38(18 мужчин 20 женщин) (57%) мужчин и женщин выявлено «низкий-высокий», это говорит, что у данных испытуемых доминирует  мотив «страх отвержения».

Подведя итоги, можно сказать, что у 38(15 мужчин 18 женщин) (57%)  испытуемых доминирует мотив СО, а у 17(10 мужчин 7 женщин) (25,3%) испытуемых доминируем мотив СП.

Третьим этапом была диагностика эмоционального состояния личности, с помощью «8-факторного личностного опросника Ч.Д. Спилберга – О.М. Радюка».

Данная методика имеет 8 показателей: интерес, агрессия, тревога, депрессия, любознательность, тревожность, депрессивность, агрессивность (Показатель 5. Показатель 6. Показатель 7.  Показатель 8. Показатель 9. Показатель 10. Показатель 11. Показатель 12.)

Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что по показателю интерес у 27(10 мужчин 17 женщин)  (49,3 %) испытуемых  баллы в пределах нормы, что говорит о нормальной интенсивности любознательности,  а у 40(23 мужчины 17 женщин) (50,7%) испытуемых балл выше нормы.

По показателю агрессия только у 18(10 мужчин 8 женщин) (26,9%) испытуемых показатель в пределах нормы, а у 49(24 мужчины 25 женщин) (73,1%) человек показатель намного выше нормы, что говорит о высокой интенсивности агрессии.

Тревога, показатель третий, и по нему у 17(8 мужчин 9 женщин) (25,4%) человек баллы в пределах нормы, а  у 50(30 мужчин 20 женщин) (74,6 %) человек баллы намного выше нормы.

По показателю депрессия, у 19(11 мужчин 8 женщин) (28,3%) человек балл в пределах нормы, так как у 48(20 мужчин 28 женщин) (71,6%) испытуемых балл выше нормы, что говорит о высокой интенсивности депрессии.

По показателям любознательность, тревожность и депрессивность  63(42 мужчины 21 женщина) (94%) человека получила балл в пределах нормы, и только у 4(женщины) (6%) человек балл выше нормы.

18(5 мужчин 13 женщин) (26,9%) испытуемых по показателю агрессивность набрали балл в пределах нормы, а у 49(27 мужчин 22 женщины) (73,1%) человек показатель намного выше нормы.

Четвертый этап – анализ степени сопротивляемости стрессу лиц среднего возраста с помощью «Методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге».

У 7(5 мужчин 2 женщины) (10,4%)  испытуемых большая степень сопротивляемости стрессу. Любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости.

У 10(6 мужчин 4 женщины) (14,9%) испытуемых сопротивляемость стрессу высокая. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет сильный стрессогенный характер. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к хорошим результатам и высоким внутренним ресурсам личности.

У 12 (7 мужчин 5 женщин) испытуемых пороговая степень сопротивляемости стрессу. Это говорит, что стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни, и, как следствие, личности приходится расходовать огромную часть своего внутреннего резерва на подавление появляющихся отрицательных эмоций.

38(20 мужчин 18 женщин) (56,7%) человек имеют низкую степень сопротивляемости стрессу. Значит, испытуемые много сил тратят на борьбу со стрессами, и длительно могут находиться в таком состоянии, что может грозить психосоматическими заболеваниями, поскольку такие люди близки к фазе нервного истощения.

На пятом этапом нашего исследования мы провели диагностику уровня самооценки мужчин и женщин с помощью «Экспресс диагностики самооценки личности».

Данная методика имеет один показатель – уровень самооценки личности (Показатель 14.).

Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что у 7(4 мужчины 3 женщины) (10,4%) испытуемых самооценка высокая, 10(5 мужчин 5 женщин) (15%) человек получили средний уровень самооценки, что говорит, об адекватной самооценки, оценки своих сил, своих знаний.

50(28 мужчин 23 женщины) (74,6%) человек набрали низкие баллы, по данной методики, что означает, что у данных испытуемых низкий уровень самооценки, он порождает переживания, тревожность по поводу отношения к себе окружающих, сомнения, неуверенность в себе и в своих поступках.

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что парасоциальные отношения мужчин и женщин определяются суммой следующих показателей: уровнем личностной и ситуативной тревожности, самооценкой, уровнем агрессивности, тревожности, депрессивности, любознательности, степенью сопротивляемости стрессу и мотивов аффилиации.

С целью повышения сопротивляемости к парасоциальным отношениям мужчин и женщин, нами была разработана последовательность  тренинговых занятий.

Диагностированных ранее респондентов (50 человек) мы поделили на контрольную и экспериментальную группы (по 25 в каждой), с целью проведения нашего эксперимента. В каждой группе было 13 мужчин и 12 женщин.

Целью тренинговых занятий является профилактика устойчивости перед склонностью парасоциальным отношениям у мужчин и женщин, путем повышения эмоционально-положительного состояния мужчин и женщин, повышения самооценки, снижения уровня личностной и ситуативной тревожности, снижения уровня страха социальных контактов, снижения уровня агрессии, повышения уровня самоконтроля, развития эмпатии.

Для достижения цели, перед нами были поставлены следующие задачи:

  1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для раскрытия мужчин и женщин;
  2. Формирование адекватного уровня самооценки мужчин и женщин;
  3. Снижение уровня личностной и ситуативной тревожности мужчин и женщин;
  4. Снижение уровня страха социальных контактов;
  5. Формирование внутреннего самоконтроля и умения сдерживать негативные импульсы;
  6. Развитие эмпатии.

Тренинг включает в себя 9 занятий. В среднем длительность каждого тренинга 1-1,5 часа, по 2 раза в неделю.

 

2.3. Исследование эффективности реализации тренинговых занятий, направленных на формирование устойчивости к парасоциальным отношениям мужчин и женщин

 Исследование эффективности реализации тренинговых занятий, направленных на формирование устойчивости к парасоциальным отношениям мужчин и женщин (См. Приложение 3).

Первым этапом нашего повторного исследования была диагностика тревожности мужчин и женщин, с помощью «Методики ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга и Ю.Л.Ханина».

Данная методика имеет два показателя, личностная и ситуативная тревожности (Показатель 1.  Показатель 2.). Оценив полученные данные, выяснилось, что у экспериментальной группы уровень личностной тревожности снизился. 25 (75%) получили средние баллы. Срединный  уровень личностной тревожности – реальная и нужная особенность энергичной личности.

Что касается контрольной группы, то у 13 (52 %) испытуемых был выявлен высокий уровень личностной тревожности. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его деятельности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

12 (48%) испытуемых контрольной группы получили очень высокие баллы по данному показателю, что говорит об очень высокой личностной тревожности.

Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что по показателю ситуативная тревожность в экспериментальной группе у 17 (68%) испытуемых наблюдается средний уровень ситуативной тревожности. Средний  уровень ситуативной тревожности – естественная  и обязательная особенность активной личности.  При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

У 12 % респондентов наблюдается высокий балл, что говорит о высокой ситуативной тревожности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

5 (20%) испытуемых набрали низкий балл, что говорит о низкой ситуативной тревожности.

Другая картина наблюдается у контрольной группы. 10 (40%) испытуемых наблюдается высокий балл, что говорит о высокой ситуативной тревожности. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его умений.

15 (60%) испытуемых наблюдается очень высокий балл, что говорит об очень высокой ситуативной тревожности. Она может указывать на заболевания, связанные с психосоматикой, и на эмоциональную неустойчивость.

Подведя итог диагностики данной методикой, можно сказать, что у экспериментальной группы уровень личностной тревожности снизился. 25(100%) испытуемых набрали средние баллы по данному показателю. Что касается контрольной группы, то у 13 (52 %) испытуемых был выявлен высокий уровень личностной тревожности. 12 (48%) испытуемых контрольной группы получили очень высокие баллы по данному показателю. По  показателю ситуативная тревожность в экспериментальной группе у 17 (68%) испытуемых наблюдается средний уровень ситуативной тревожности. У 3 (12 %) учащихся наблюдается высокий балл, что говорит о высокой ситуативной тревожности. 5 (20%) испытуемых набрали низкий балл по данному показателю. 10 (40%) испытуемых контрольной группы набрали высокий балл по показателю ситуативной тревожности. 15 (60%) испытуемых наблюдается очень высокий балл, что говорит об очень высокой ситуативной тревожности.

Вторым этапом была диагностика мотивов аффилиации с помощью «Методики диагностика мотивов аффилиации А.Мехрабиана».

Она имеет такие параметры, как стремление к принятию другими (СП) и страх отвержения другими (СО) (Показатель 3.  Показатель 4.). Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что в экспериментальной группе 23 (92%) человека набрали баллы «высокий-низкий», высокий по показателю СП, а низкий – СО, для данных испытуемых характерен мотив «стремление к принятию другими».

2 (8%) человек набрали баллы «высокий-высокий», это говорит, что у данных испытуемых страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.

В контрольной группе у 19 (76%) респондентов выявлено «низкий-высокий», это говорит, что у данных испытуемых доминирует мотив «страх отвержения».

6 (24%) испытуемых набрали набрали баллы «высокий-высокий», это говорит, что у данных испытуемых страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.

Подведя итоги, можно сказать, что в экспериментальной группе 23 (92%) человека набрали баллы «высокий-низкий», высокий по показателю СП, а низкий – СО и 2 (8%) человек набрали баллы «высокий-высокий». В контрольной группе у 19 (76%) респондентов выявлено «низкий-высокий» и 6 (24%) испытуемых набрали баллы «высокий-высокий».

Третьим этапом была диагностика эмоционального состояния личности, с помощью «8-факторного личностного опросника Ч.Д. Спилберга – О.М. Радюка».

Данная методика имеет 8 показателей: интерес, агрессия, тревога, депрессия, любознательность, тревожность, депрессивность, агрессивность (Показатель 5. Показатель 6. Показатель 7.  Показатель 8. Показатель 9. Показатель 10. Показатель 11. Показатель 12.)

Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что в экспериментальной группе по показателю интерес у 20  (80%) испытуемых  баллы в пределах нормы, что говорит о нормальной интенсивности любознательности,  а у 5 (20%) испытуемых балл выше нормы. Другая картина наблюдается в контрольной группе, только 8 (32%) испытуемых набрали высокий балл, по данному показателю, и 17 (68%) респондентов набрали низкий бал, что говорит о низком уровне любознательности.

По показателю агрессия в экспериментальной группе у 23 (92%) испытуемых показатель в пределах нормы, что говорит о низком уровне агрессии, и 2 (8%) набрали средний балл.

В контрольной группе у 25 (100%) испытуемых показатель намного выше нормы, что говорит о высокой интенсивности агрессии.

Тревога, показатель третий, и по нему в экспериментальной группе у 17 (68%) человек баллы в пределах нормы, и у 8 (32%) респондентов средний балл, по данному показателю, что говорит о средних значениях уровня тревоги.

У 22 (88 %) респондентов контрольной группы набрали  баллы намного выше нормы, что говорит о высоком уровне тревоги, и 3 (12%) испытуемых набрали средний балл, по данному показателю.

По показателю депрессия, в экспериментальной группе у 25 (100%) респондентов балл в пределах нормы, когда в контрольной группе у 24 (96%) испытуемых балл выше нормы, что говорит о высокой интенсивности депрессии, и 1 (4%) испытуемый набрал среднее значение.

По показателям любознательность, тревожность, агрессивность и депрессивность в экспериментальной группе у 25 (100%) респондентов был выявлен балл в пределах нормы. В контрольной группе только у 4 (16%) респондентов был выявлен средний балл, по данным показателям, а у 21 (84%) испытуемых балл был выше среднего, что говорит об интенсивности тревожности, агрессивности и депрессивности.

Четвертым этапом нашего исследования была диагностика степени сопротивляемости стрессу мужчин и женщин с помощью «Методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т.Холмса и Р. Раге».

Данная методика имеет один показатель – степень сопротивляемость стрессу (Показатель 13.).

Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что в экспериментальной группе у 14 (56%)  испытуемых большая степень сопротивляемости стрессу. Разумеется,  любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет сильный стрессогенный характер. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к хорошим результатам и высоким внутренним ресурсам личности.

У 16% испытуемых сопротивляемость стрессу высокая, а у 24% —  пороговая степень. Это говорит, что стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. Поэтому, личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.

1 (4%) испытуемый получил низкий балл по данному показателю. Так, испытуемые много сил тратят на борьбу со стрессами, и длительно могут находиться в таком состоянии, что может грозить психосоматическими заболеваниями, поскольку такие люди близки к фазе нервного истощения.

В  контрольной группе 19 (76%) человек имеют низкую степень сопротивляемости стрессу.

6 (24%) испытуемых имеют пороговую степень сопротивляемости стрессу.

Подведя итог можно сказать, что в экспериментальной группе у 14 (56%)  испытуемых большая степень сопротивляемости стрессу, у 4 (16%) испытуемых высокая, 6 (24%) испытуемых набрали баллы, которые говорят о пороговой степени сопротивляемости стрессу и 1 (4%) испытуемый получил низкий балл по данному показателю. В  контрольной группе 19 (76%) человек имеют низкую степень сопротивляемости стрессу и  6 (24%) испытуемых имеют пороговую степень.

На пятом этапом нашего исследования мы провели диагностику уровня самооценки мужчин и женщин с помощью «Экспресс диагностики самооценки личности».

Она содержит в себе только одно значение – уровень самооценки личности (Показатель 14.).

Интерпретировав данные, мы выяснили, что в экспериментальной группе у 2 (8%) испытуемых самооценка высокая. Это свидетельствует о чрезмерной уверенности в себе, преувеличению степени своей значимости в жизни других.

22 (88%) испытуемых получили средний уровень самооценки.

1 (4%) человек набрали низкие баллы, по данной методике, что означает, что у данных испытуемых низкий уровень самооценки, он порождает переживания, тревожность по поводу отношения к себе окружающих, сомнения, неуверенность в себе и в своих поступках.

В контрольной группе у 24 (96%) испытуемых низкий уровень самооценки, он порождает переживания, тревожность по поводу отношения к себе окружающих, сомнения, неуверенность в себе и в своих поступках.

1 (4%) испытуемый получил средний уровень самооценки, что говорит, об адекватной самооценки, оценки своих сил, своих знаний.

Далее мы приводим результаты исследования сопротивляемости к парасоциальным отношениям   мужчин и женщин экспериментальной группы до и после реализации тренинговых занятий (см. табл. 1).

Таблица 4

Результаты исследования сопротивляемости парасоциальным отношениям   мужчин и женщин в экспериментальной группе до (Э до) и после (Э после) развивающего воздействия (в %) 

  Показатели
  Пок.1 Пок.2 Пок.3 Пок.4 Пок.5 Пок.6 Пок.7 Пок.8 Пок.9 Пок.10 Пок.11 Пок.12 Пок.13 Пок.14
УР н.у. с.у. в.у н.у. с.у. в.у н.у. с.у. в.у н.у. с.у. в.у н.у. с.у. в.у н.у. с.у. в.у н.у. с.у. в.у н.у. с.у. в.у н.у. с.у. в.у н.у. с.у. в.у н.у. с.у. в.у н.у. с.у. в.у н.у. с.у. в.у н.у с.у. в.у
Э  до

До

25 25 25 25 9 4 12 2 23 10 15 25 1 17 7 11 14 25 6 19 19 6 25
Э  после 21 4 21 4 22 3 5 20 11 2 12 25 10 15 25 18 7 14 11 2 23 25 7 18 20 5
t- Стьюдента   1.9     1.85     0.2       1 0.8 0.3 1.4       1.93 0.45   1       0.55 1 1.85 0.98     0.39           0.59        
 

p≤

    0.001     0.001           0.001                                               0.001 0.001     0.001    


В сравнительном исследовании участвовало 25 человек среднего возраста экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента.

Личностная тревожность (Пок. 1) — выявлено, что 100% респондентов экспериментальной группы имеет повышенную склонность к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований после развивающей программы  84% испытуемых имеет низкий уровень личностной тревожности, 16% средний уровень.

Ситуативная тревожность (Пок.2) – где у 100% мужчин и женщин выявлен средний уровень реактивной тревожности, соответственно после формирующего эксперимента 84% низкий уровень и 16% средний уровень по этому показателю.

Стремление к принятию (СП) (Пок. 3) —  до формирующего эксперимента (100%) респондентов  экспериментальной группы относилось к среднему уровню стремления к принятию, после — низкий уровень составляет 88%, а средний 12%.

Страх отвержения (СО) (Пок. 4) — параметр страха отвержения  средним уровнем составляет 20%, а 80% с высоким уровнем, что стало значительно меньше. Это свидетельствует о наличии у них снижения внутреннего дискомфорта, напряженности.

Агрессия (Пок. 6) —  большая часть респондентов -92% имеют высокий уровень агрессии, после внедрения программы развития, уровень агрессии значительно изменился — 100% можно отнести к низкому уровню развития агрессии.

Тревога (Пок. 7) —   выявлено, что 60% имеют средний уровень тревоги, и 40% низкий; после формирующего эксперимента существенных изменений по данному показателю не обнаружено.

Депрессия (Пок. 8) — 100% испытуемых относятся к низкому и среднему уровню депрессии, в результате внедрения программы психолого-педагогического сопровождения значимых изменений не обнаружено.

Любознательность (Пок. 9) — 28% респондентов имеют высокий уровень  и 68% среднего уровня потребности стремлению к приобретению всё новых знаний, после формирующего эксперимента 75% относятся к среднему уровню любознательности и  28% к высокому.

Тревожность (Пок. 10) 56% испытуемых имеют средний уровень тревожности, как проявление личностной черты  и потребности в одобрении. После формирующего эксперимента уровень  тревожности у них существенно уменьшился, 44% имеют средний уровень и 56 % низкий уровень тревожности.

Депрессивность (Пок. 11) — выявлено, что 100% респондентов имеют средний уровень  депрессивности, они  в основном имеют эмоциональное напряжение и астенические черты, которые характерны для выраженной эмоциональной лабильности и ухода в апатичное состояние, после формирующего эксперимента уровень депрессивности уменьшился, 92% испытуемых имеют средний уровень склонности к депрессивному состоянию.

Агрессивность (Пок. 12) – 76% респондентов  имеет высокий уровень агрессивности, это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда, после внедрения программы формирующего эксперимента 100% относится к низкому уровню агрессивности.

Степень сопротивляемости стрессу (Пок. 13) -76% респондентов до формирующего эксперимента имели низкий уровень сопротивляемости стрессу, после внедрения программы стрессоустойчивости 72 % респондентов имеет высокий уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям и 28% респондентов имеет средний уровень.

Самооценка личности (Пок. 14) – абсолютное большинство обладает заниженной самооценкой,  а после тренинга приблизилось к среднему.

Итак, тренинг психологического сопровождения по развитию устойчивости восприятия к парасоциальным связям можно признать успешным и применять в психологической практике.

По результатам средних значений, провели статистический анализ сравнения экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента и получили следующие данные экспериментальной группы (см. таб. 2).

Таблица 5

Статистическое сравнение респондентов в экспериментальной группе до  (Э до) и после (Э после) развивающего воздействия

 

Показатели
Пок. Пок.1 Пок.2 Пок.3 Пок. 4 Пок.5 Пок.6 Пок.7 Пок.8 Пок.9 Пок.10 Пок.11 Пок.12 Пок.13 Пок.14
Э до 3,45 3,61 89,32 194,08 28,84 36,6 13,4 13,2 30,52 13 12,88 35,76 341,08 70,92
Э после 2,41 2,46 107,8 112,4 28,44 13,2 13,4 13,2 30,52 13 12,9 13,44 146 32,56
t-Стьюд. 20,86 10,86 -1,31 14,2 0,2 15,17 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 17,37 10 9,64
p≤ 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001

 

По результатам проведенной статистической обработки можно сделать вывод, что статистически значимые различия по отдельным показателям  выявлены в 7 – ми случаях из 14 теоретически возможных (таб.2.2).

Выявлены различия по показателю 1. – Личностная тревожность(p≤0,001). Следовательно, респонденты экспериментальной группы после формирующего эксперимента стали иметь высокий уровень устойчивости к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований.

По показателю 2 — Ситуативная тревожность  (p≤0,001). Это свидетельствует о снижении напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности в состоянии возникшей в любой  стрессовой ситуации для испытуемых.

По показателю 4 –  Страх отвержения (СО) (p≤0,001). Тревожное состояние о не принятии или не  одобрении после внедрения программы имеет тенденцию к снижению.

По показателю 6. – Агрессия (p≤0,001).После внедрения программы наблюдается значительное снижение эмоционально окрашенного жестак какого целенаправленного нападения и  уменьшение уровня мотивированного деструктивного поведения.

По показателю 12 –Агрессивность  (p≤0,001). После формирующего эксперимента наблюдается значительные изменения модели поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда.

По показателю 13 – Степень сопротивляемости стрессу (p≤0,001). По данному показателю наблюдается значительно повышение стрессоустойчивости, т.е. сформировалась положительная динамика сопротивляемости стрессу.

По показателю 14 — Самооценка личности (p≤0,001). С формированием адекватной самооценки личности через программу повышения психологического сопровождения, отмечается реальное  мнение мужчины и женщины о себе, своей работе, выражение открыто или даже закрыто личных переживаний, чувств и эмоций.

Статистическое сравнение результатов контрольной группы до и после реализации тренинговых занятий представлены далее (см. табл. 3).

Таблица 6

Статистическое сравнение контрольной группы до (К до) и после (К после) развивающего воздействия 

Показатели
Пок. Пок.1 Пок.2 Пок.3 Пок. 4 Пок.5 Пок.6 Пок.7 Пок.8 Пок.9 Пок.10 Пок.11 Пок.12 Пок.13 Пок.14
К до 3,5 3,6 86,9 194,64 33 36,8 14,4 12,92 32,7 13,24 13,48 37,6 343,64 70,6
К после 3,49 3,58 86,9 194,64 33 36,8 14,4 12,92 32,96 13,24 13,48 37,6 343,64 70,6
t-Стьюд. -0,01 0,02 0 0 0 0 0 0 -0,26 0 0 0 0 0
p≤

 


Статистически значимые различия по отдельным показателям контрольной группы до и после проведенного исследования не выявлены (см. табл. 3).

Параллель экспериментальной и контрольной групп  респондентов после  формирующего эксперимента, дала результаты, отраженные в таблице 4).

 

Таблица 7

Статистическое сравнение экспериментальной и контрольной групп после (Э после) и (К после) развивающего воздействия

 

Показатели
Пок. Пок.1 Пок.2 Пок.3 Пок. 4 Пок.5 Пок.6 Пок.7 Пок.8 Пок.9 Пок.10 Пок.11 Пок.12 Пок.13 Пок.14
Э после 2,41 2,46 107,8 112,4 28,44 13,2 13,4 13,2 30,52 13 12,9 13,44 146 32,56
К после 3,49 3,58 86,9 194,64 33 36,8 14,4 12,92 32,96 13,24 13,48 37,6 343,64 70,6
t-Стьюд. 0 0 0,16 0 0,02 0 0,21 0,77 0,25 0,75 0,36 0 0 0
p≤ 0,01 0,01 0,01 0,05 0,01 0,01 0,01

 

По результатам проведенной статистической обработки можно сделать вывод, что статистически значимые различия по отдельным показателям выявлены в 7 – ми случаях из 14 теоретически возможных (таб.2.4.).

Выявлены различия по показателю 1. – Личностная тревожность(p≤0,01). Следовательно, респонденты экспериментальной группы после формирующего эксперимента стали иметь высокий уровень устойчивости к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований по сравнению с теми, которые не подвергались воздействию программы.

По показателю 2 — Ситуативная тревожность  (p≤0,01). Это свидетельствует о снижении эмоционального напряжения, беспокойства, в состоянии возникшей в любой стрессовой ситуации для респондентов по отношению контрольной группы после формирующего эксперимента.

По показателю 4 –  Страх отвержения (СО) (p≤0,01). Тревожное состояние о не принятии или не  одобрении после внедрения программы имеет тенденцию к снижению.

По показателю 5.– Интерес (p≤0,05).После внедрения программы наблюдается значительное повышения интереса респондентов в познании и стремление к развитию.

По показателю 12 –Агрессивность  (p≤0,01). После формирующего эксперимента наблюдается значительные изменения  в экспериментальной группе модели поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда.

По показателю 13 – Степень сопротивляемости стрессу (p≤0,01). По данному показателю наблюдается значительно повышение стрессоустойчивости в экспериментальной группе после внедрения развивающей программы, т.е. сформировалась положительная динамика сопротивляемости стрессу.

По показателю 14 — Самооценка личности (p≤0,01). В экспериментальной группе формировалась адекватная самооценка личности через программу психологического сопровождения.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: одним из условий формирования сопротивляемости парасоциальным отношениям у мужчин и женщин  может выступать реализация тренинговых занятий, направленных на профилактику возникновения неблагоприятных психологических явлений и процессов.

Страницы: 1 2 3

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф