Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ПАРОСОЦИАЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
2.1. Организация, выборка, методы и методики исследования психологических особенностей мужчин и женщин влияющих на формирование восприятия парасоциальных отношений
Проведя теоретический анализ проблемы парасоциальных отношений и успеха в восприятии мужчин и женщин, мы предполагаем, что на их устойчивость к парасоциальным отношениям влияет уровень агрессивности, тревожности, депрессивности, любознательности, мотивов аффилиации и степень сопротивляемости стрессу.
Чтобы подтвердить свою точку зрения, мы использовали такие методы как: для определения склонности к парасоциальным отношениям; методика ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга и Ю.Л.Ханина; диагностика мотивов аффилиации А.Мехрабиана; 8-факторный личностный опросник Спилберга-Радюка; диагностика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; экспресс диагностика самооценки личности.
Таблица 1.
Общий перечень показателей
№ | Личностный показатель |
Показатель 1. | Личностная тревожность |
Показатель 2. | Ситуативная тревожность |
Показатель 3. | Стремление к принятию (СП) |
Показатель 4. | Страх отвержения (СО) |
Показатель 5. | Интерес |
Показатель 6. | Агрессия |
Показатель 7. | Тревога |
Показатель 8. | Депрессия |
Показатель 9. | Любознательность |
Показатель 10. | Тревожность |
Показатель 11. | Депрессивность |
Показатель 12. | Агрессивность |
Показатель 13. | Степень сопротивляемости стрессу |
Показатель 14. | Самооценка личности |
Мы провели опрос, на основании ответов по которому, определяли склонность к парасоциальным отношениям, через представление респондентов. Данный опрос позволит предположить наличие склонности к парасоциальным отношениям с точки зрения самих испытуемых. Она состоит из 3 вопросов с так называемыми открытыми ответами, психолог лично интерпретирует полученные результаты.
Методика диагностики самооценки тревожности Спилберга — Ханина является верным средством оценки показателя тревоги в данный момент и личностной тревожности как постоянного параметра.
Для диагностики мотивов аффилиации была использована «Методика мотивов аффилиации А.Мехрабиана». Она состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций.
Диагностика личностных качеств респондентов осуществлялась с помощью методики «8-факторный личностный опросник Ч.Д. Спилберга- О.М. Радюка», которая позволяет оценить уровень нервного напряжения и, в частности, уровень эмоционального стресса. Опросник состоит из 80 вопросов.
Выявление степени сопротивляемости стрессу у мужчин и женщин осуществлялась с помощью «Методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге».
Испытуемому необходимо отметить те события, которые происходили с ним, если же эти события происходили более одного раза необходимо умножить соответствующее число балов на число раз, соответствующих подобным событиям.
Уровень самооценки был диагностирован с помощью «Экспресс диагностики самооценки личности».
2.2. Результаты исследования психологических особенностей мужчин и женщин, влияющих на формирование восприятия парасоциальных отношений
На первом этапе исследования мы осуществляли диагностику мужчин и женщин (См. Приложение 2). Выборка исследования составила 67 человек (35 мужчин и 32 женщины). Диагностику прошли реципиенты среднего возраста.
Таблица 2
Результаты диагностики испытуемых в количественной обработке
Показатель | Уровень | Мужчины | Женщины |
Личностная тревожность | Высокий | 25 | 25 |
Средний | 1 | 2 | |
Низкий | 4 | 3 | |
Ситуативная тревожность | Высокий | 30 | 20 |
Средний | — | 2 | |
Низкий | 5 | 4 | |
Стремление к принятию (СП) | 10 | 7 | |
Страх отвержения (СО) | 15 | 18 | |
Интерес | Норма | 10 | 17 |
Выше нормы | 23 | 17 | |
Агрессия | Норма | 10 | 8 |
Выше нормы | 24 | 25 | |
Тревога | Норма | 8 | 9 |
Выше нормы | 30 | 20 | |
Депрессия | Норма | 11 | 8 |
Выше нормы | 20 | 28 | |
Любознательность | Норма | 42 | 21 |
Выше нормы | — | 4 | |
Тревожность | Норма | 42 | 21 |
Выше нормы | — | 4 | |
Депрессивность | Норма | 42 | 21 |
Выше нормы | — | 4 | |
Агрессивность | Норма | 5 | 13 |
Выше нормы | 27 | 22 | |
Степень сопротивляемости стрессу | Высокий | 11 | 6 |
Средний | 5 | 7 | |
Низкий | 20 | 18 | |
Самооценка личности | Высокий | 4 | 3 |
Средний | 5 | 5 | |
Низкий | 28 | 23 |
Полученные данные от опроса респондентов дали нам возможность определить склонных к парасоциальным отношениям. Из 67 респондентов — 50 человек, на основании их ответов и аргументации по ним, были определены как склонные к вступлению в парасоциальные отношения.
Первым этапом нашего исследования была диагностика тревожности мужчин и женщин, с помощью «Методики ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга и Ю.Л.Ханина».
Изучив полученные данные, мы выяснили, что по показателю личностная тревожность у 17(10 мужчин и 7 женщин) (25,4 %) человек наблюдается очень высокий балл.
У 33(15 мужчин и 18 женщин) (49,2%) человек — высокая. Она связана с проявлением беспокойства в случаях негативной оценки деятельности субъекта исследования. Необходимо сформировать твердое убеждение в значимости человека как незаменимого сотрудника в компании.
Всего 3(1 мужчина и 2 женщины) (4,5%) человека набрали среднее значение по показателю личностной тревожности.
7(4 мужчины и 3 женщины) (10,4 %) человек набрали низкие баллы, что говорит о низком уровне личностной тревожности.
Проанализировав полученные данные, мы узнали, что по показателю ситуативная тревожность 33(20 мужчин и 13 женщин) (49,2%) мужчин и женщин наблюдается очень высокий балл, что говорит об очень высокой ситуативной тревожности.
У 17 (10 мужчин и 7 женщин) (25,3 %) человек наблюдается высокий балл, что говорит о высокой ситуативной тревожности. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его умений.
Средняя ситуативная тревожность была выявлена у 2(женщины) (3%) испытуемых. Вероятно, данные испытуемые имеют средний уровень ситуативной тревожности.
9(5 мужчин и 4 женщины) (13,4%) испытуемых набрали низкий балл, что говорит о низкой ситуативной тревожности.
Подведя итог диагностики данной методикой, можно сказать, что у 50(25 мужчин и 25 женщин) (75%) испытуемых по двум показателям, личностная тревожность и ситуативная тревожность, баллы высшее среднего, что говорит о высоком уровне тревожности. Так у 17(10 мужчин и 7 женщин) (25%) человек уровень тревожности средний и ниже среднего, что говорит о низком уровне тревожности.
Второй этап — диагностика мотивов аффилиации А.Мехрабиана. Она содержит в себе стремление к принятию другими (СП) и страх отвержения другими (СО) (Показатель 3. Показатель 4.). Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что у 17(10 мужчин 7 женщин) (25,3%) человек набрали баллы «высокий-низкий», высокий по показателю СП, а низкий – СО, для данных испытуемых характерен мотив «стремление к принятию другими».
12(5 мужчин и 7 женщин) (17,9%) человек набрали баллы «высокий-высокий»; боязнь отвержения мешает во взаимодействии с другими людьми.
У 38(18 мужчин 20 женщин) (57%) мужчин и женщин выявлено «низкий-высокий», это говорит, что у данных испытуемых доминирует мотив «страх отвержения».
Подведя итоги, можно сказать, что у 38(15 мужчин 18 женщин) (57%) испытуемых доминирует мотив СО, а у 17(10 мужчин 7 женщин) (25,3%) испытуемых доминируем мотив СП.
Третьим этапом была диагностика эмоционального состояния личности, с помощью «8-факторного личностного опросника Ч.Д. Спилберга – О.М. Радюка».
Данная методика имеет 8 показателей: интерес, агрессия, тревога, депрессия, любознательность, тревожность, депрессивность, агрессивность (Показатель 5. Показатель 6. Показатель 7. Показатель 8. Показатель 9. Показатель 10. Показатель 11. Показатель 12.)
Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что по показателю интерес у 27(10 мужчин 17 женщин) (49,3 %) испытуемых баллы в пределах нормы, что говорит о нормальной интенсивности любознательности, а у 40(23 мужчины 17 женщин) (50,7%) испытуемых балл выше нормы.
По показателю агрессия только у 18(10 мужчин 8 женщин) (26,9%) испытуемых показатель в пределах нормы, а у 49(24 мужчины 25 женщин) (73,1%) человек показатель намного выше нормы, что говорит о высокой интенсивности агрессии.
Тревога, показатель третий, и по нему у 17(8 мужчин 9 женщин) (25,4%) человек баллы в пределах нормы, а у 50(30 мужчин 20 женщин) (74,6 %) человек баллы намного выше нормы.
По показателю депрессия, у 19(11 мужчин 8 женщин) (28,3%) человек балл в пределах нормы, так как у 48(20 мужчин 28 женщин) (71,6%) испытуемых балл выше нормы, что говорит о высокой интенсивности депрессии.
По показателям любознательность, тревожность и депрессивность 63(42 мужчины 21 женщина) (94%) человека получила балл в пределах нормы, и только у 4(женщины) (6%) человек балл выше нормы.
18(5 мужчин 13 женщин) (26,9%) испытуемых по показателю агрессивность набрали балл в пределах нормы, а у 49(27 мужчин 22 женщины) (73,1%) человек показатель намного выше нормы.
Четвертый этап – анализ степени сопротивляемости стрессу лиц среднего возраста с помощью «Методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге».
У 7(5 мужчин 2 женщины) (10,4%) испытуемых большая степень сопротивляемости стрессу. Любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости.
У 10(6 мужчин 4 женщины) (14,9%) испытуемых сопротивляемость стрессу высокая. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет сильный стрессогенный характер. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к хорошим результатам и высоким внутренним ресурсам личности.
У 12 (7 мужчин 5 женщин) испытуемых пороговая степень сопротивляемости стрессу. Это говорит, что стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни, и, как следствие, личности приходится расходовать огромную часть своего внутреннего резерва на подавление появляющихся отрицательных эмоций.
38(20 мужчин 18 женщин) (56,7%) человек имеют низкую степень сопротивляемости стрессу. Значит, испытуемые много сил тратят на борьбу со стрессами, и длительно могут находиться в таком состоянии, что может грозить психосоматическими заболеваниями, поскольку такие люди близки к фазе нервного истощения.
На пятом этапом нашего исследования мы провели диагностику уровня самооценки мужчин и женщин с помощью «Экспресс диагностики самооценки личности».
Данная методика имеет один показатель – уровень самооценки личности (Показатель 14.).
Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что у 7(4 мужчины 3 женщины) (10,4%) испытуемых самооценка высокая, 10(5 мужчин 5 женщин) (15%) человек получили средний уровень самооценки, что говорит, об адекватной самооценки, оценки своих сил, своих знаний.
50(28 мужчин 23 женщины) (74,6%) человек набрали низкие баллы, по данной методики, что означает, что у данных испытуемых низкий уровень самооценки, он порождает переживания, тревожность по поводу отношения к себе окружающих, сомнения, неуверенность в себе и в своих поступках.
Исходя из вышесказанного, становится ясно, что парасоциальные отношения мужчин и женщин определяются суммой следующих показателей: уровнем личностной и ситуативной тревожности, самооценкой, уровнем агрессивности, тревожности, депрессивности, любознательности, степенью сопротивляемости стрессу и мотивов аффилиации.
С целью повышения сопротивляемости к парасоциальным отношениям мужчин и женщин, нами была разработана последовательность тренинговых занятий.
Диагностированных ранее респондентов (50 человек) мы поделили на контрольную и экспериментальную группы (по 25 в каждой), с целью проведения нашего эксперимента. В каждой группе было 13 мужчин и 12 женщин.
Целью тренинговых занятий является профилактика устойчивости перед склонностью парасоциальным отношениям у мужчин и женщин, путем повышения эмоционально-положительного состояния мужчин и женщин, повышения самооценки, снижения уровня личностной и ситуативной тревожности, снижения уровня страха социальных контактов, снижения уровня агрессии, повышения уровня самоконтроля, развития эмпатии.
Для достижения цели, перед нами были поставлены следующие задачи:
- Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для раскрытия мужчин и женщин;
- Формирование адекватного уровня самооценки мужчин и женщин;
- Снижение уровня личностной и ситуативной тревожности мужчин и женщин;
- Снижение уровня страха социальных контактов;
- Формирование внутреннего самоконтроля и умения сдерживать негативные импульсы;
- Развитие эмпатии.
Тренинг включает в себя 9 занятий. В среднем длительность каждого тренинга 1-1,5 часа, по 2 раза в неделю.
2.3. Исследование эффективности реализации тренинговых занятий, направленных на формирование устойчивости к парасоциальным отношениям мужчин и женщин
Исследование эффективности реализации тренинговых занятий, направленных на формирование устойчивости к парасоциальным отношениям мужчин и женщин (См. Приложение 3).
Первым этапом нашего повторного исследования была диагностика тревожности мужчин и женщин, с помощью «Методики ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга и Ю.Л.Ханина».
Данная методика имеет два показателя, личностная и ситуативная тревожности (Показатель 1. Показатель 2.). Оценив полученные данные, выяснилось, что у экспериментальной группы уровень личностной тревожности снизился. 25 (75%) получили средние баллы. Срединный уровень личностной тревожности – реальная и нужная особенность энергичной личности.
Что касается контрольной группы, то у 13 (52 %) испытуемых был выявлен высокий уровень личностной тревожности. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его деятельности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
12 (48%) испытуемых контрольной группы получили очень высокие баллы по данному показателю, что говорит об очень высокой личностной тревожности.
Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что по показателю ситуативная тревожность в экспериментальной группе у 17 (68%) испытуемых наблюдается средний уровень ситуативной тревожности. Средний уровень ситуативной тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
У 12 % респондентов наблюдается высокий балл, что говорит о высокой ситуативной тревожности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
5 (20%) испытуемых набрали низкий балл, что говорит о низкой ситуативной тревожности.
Другая картина наблюдается у контрольной группы. 10 (40%) испытуемых наблюдается высокий балл, что говорит о высокой ситуативной тревожности. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его умений.
15 (60%) испытуемых наблюдается очень высокий балл, что говорит об очень высокой ситуативной тревожности. Она может указывать на заболевания, связанные с психосоматикой, и на эмоциональную неустойчивость.
Подведя итог диагностики данной методикой, можно сказать, что у экспериментальной группы уровень личностной тревожности снизился. 25(100%) испытуемых набрали средние баллы по данному показателю. Что касается контрольной группы, то у 13 (52 %) испытуемых был выявлен высокий уровень личностной тревожности. 12 (48%) испытуемых контрольной группы получили очень высокие баллы по данному показателю. По показателю ситуативная тревожность в экспериментальной группе у 17 (68%) испытуемых наблюдается средний уровень ситуативной тревожности. У 3 (12 %) учащихся наблюдается высокий балл, что говорит о высокой ситуативной тревожности. 5 (20%) испытуемых набрали низкий балл по данному показателю. 10 (40%) испытуемых контрольной группы набрали высокий балл по показателю ситуативной тревожности. 15 (60%) испытуемых наблюдается очень высокий балл, что говорит об очень высокой ситуативной тревожности.
Вторым этапом была диагностика мотивов аффилиации с помощью «Методики диагностика мотивов аффилиации А.Мехрабиана».
Она имеет такие параметры, как стремление к принятию другими (СП) и страх отвержения другими (СО) (Показатель 3. Показатель 4.). Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что в экспериментальной группе 23 (92%) человека набрали баллы «высокий-низкий», высокий по показателю СП, а низкий – СО, для данных испытуемых характерен мотив «стремление к принятию другими».
2 (8%) человек набрали баллы «высокий-высокий», это говорит, что у данных испытуемых страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.
В контрольной группе у 19 (76%) респондентов выявлено «низкий-высокий», это говорит, что у данных испытуемых доминирует мотив «страх отвержения».
6 (24%) испытуемых набрали набрали баллы «высокий-высокий», это говорит, что у данных испытуемых страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.
Подведя итоги, можно сказать, что в экспериментальной группе 23 (92%) человека набрали баллы «высокий-низкий», высокий по показателю СП, а низкий – СО и 2 (8%) человек набрали баллы «высокий-высокий». В контрольной группе у 19 (76%) респондентов выявлено «низкий-высокий» и 6 (24%) испытуемых набрали баллы «высокий-высокий».
Третьим этапом была диагностика эмоционального состояния личности, с помощью «8-факторного личностного опросника Ч.Д. Спилберга – О.М. Радюка».
Данная методика имеет 8 показателей: интерес, агрессия, тревога, депрессия, любознательность, тревожность, депрессивность, агрессивность (Показатель 5. Показатель 6. Показатель 7. Показатель 8. Показатель 9. Показатель 10. Показатель 11. Показатель 12.)
Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что в экспериментальной группе по показателю интерес у 20 (80%) испытуемых баллы в пределах нормы, что говорит о нормальной интенсивности любознательности, а у 5 (20%) испытуемых балл выше нормы. Другая картина наблюдается в контрольной группе, только 8 (32%) испытуемых набрали высокий балл, по данному показателю, и 17 (68%) респондентов набрали низкий бал, что говорит о низком уровне любознательности.
По показателю агрессия в экспериментальной группе у 23 (92%) испытуемых показатель в пределах нормы, что говорит о низком уровне агрессии, и 2 (8%) набрали средний балл.
В контрольной группе у 25 (100%) испытуемых показатель намного выше нормы, что говорит о высокой интенсивности агрессии.
Тревога, показатель третий, и по нему в экспериментальной группе у 17 (68%) человек баллы в пределах нормы, и у 8 (32%) респондентов средний балл, по данному показателю, что говорит о средних значениях уровня тревоги.
У 22 (88 %) респондентов контрольной группы набрали баллы намного выше нормы, что говорит о высоком уровне тревоги, и 3 (12%) испытуемых набрали средний балл, по данному показателю.
По показателю депрессия, в экспериментальной группе у 25 (100%) респондентов балл в пределах нормы, когда в контрольной группе у 24 (96%) испытуемых балл выше нормы, что говорит о высокой интенсивности депрессии, и 1 (4%) испытуемый набрал среднее значение.
По показателям любознательность, тревожность, агрессивность и депрессивность в экспериментальной группе у 25 (100%) респондентов был выявлен балл в пределах нормы. В контрольной группе только у 4 (16%) респондентов был выявлен средний балл, по данным показателям, а у 21 (84%) испытуемых балл был выше среднего, что говорит об интенсивности тревожности, агрессивности и депрессивности.
Четвертым этапом нашего исследования была диагностика степени сопротивляемости стрессу мужчин и женщин с помощью «Методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т.Холмса и Р. Раге».
Данная методика имеет один показатель – степень сопротивляемость стрессу (Показатель 13.).
Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что в экспериментальной группе у 14 (56%) испытуемых большая степень сопротивляемости стрессу. Разумеется, любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет сильный стрессогенный характер. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к хорошим результатам и высоким внутренним ресурсам личности.
У 16% испытуемых сопротивляемость стрессу высокая, а у 24% — пороговая степень. Это говорит, что стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. Поэтому, личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.
1 (4%) испытуемый получил низкий балл по данному показателю. Так, испытуемые много сил тратят на борьбу со стрессами, и длительно могут находиться в таком состоянии, что может грозить психосоматическими заболеваниями, поскольку такие люди близки к фазе нервного истощения.
В контрольной группе 19 (76%) человек имеют низкую степень сопротивляемости стрессу.
6 (24%) испытуемых имеют пороговую степень сопротивляемости стрессу.
Подведя итог можно сказать, что в экспериментальной группе у 14 (56%) испытуемых большая степень сопротивляемости стрессу, у 4 (16%) испытуемых высокая, 6 (24%) испытуемых набрали баллы, которые говорят о пороговой степени сопротивляемости стрессу и 1 (4%) испытуемый получил низкий балл по данному показателю. В контрольной группе 19 (76%) человек имеют низкую степень сопротивляемости стрессу и 6 (24%) испытуемых имеют пороговую степень.
На пятом этапом нашего исследования мы провели диагностику уровня самооценки мужчин и женщин с помощью «Экспресс диагностики самооценки личности».
Она содержит в себе только одно значение – уровень самооценки личности (Показатель 14.).
Интерпретировав данные, мы выяснили, что в экспериментальной группе у 2 (8%) испытуемых самооценка высокая. Это свидетельствует о чрезмерной уверенности в себе, преувеличению степени своей значимости в жизни других.
22 (88%) испытуемых получили средний уровень самооценки.
1 (4%) человек набрали низкие баллы, по данной методике, что означает, что у данных испытуемых низкий уровень самооценки, он порождает переживания, тревожность по поводу отношения к себе окружающих, сомнения, неуверенность в себе и в своих поступках.
В контрольной группе у 24 (96%) испытуемых низкий уровень самооценки, он порождает переживания, тревожность по поводу отношения к себе окружающих, сомнения, неуверенность в себе и в своих поступках.
1 (4%) испытуемый получил средний уровень самооценки, что говорит, об адекватной самооценки, оценки своих сил, своих знаний.
Далее мы приводим результаты исследования сопротивляемости к парасоциальным отношениям мужчин и женщин экспериментальной группы до и после реализации тренинговых занятий (см. табл. 1).
Таблица 4
Результаты исследования сопротивляемости парасоциальным отношениям мужчин и женщин в экспериментальной группе до (Э до) и после (Э после) развивающего воздействия (в %)
Показатели | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пок.1 | Пок.2 | Пок.3 | Пок.4 | Пок.5 | Пок.6 | Пок.7 | Пок.8 | Пок.9 | Пок.10 | Пок.11 | Пок.12 | Пок.13 | Пок.14 | |||||||||||||||||||||||||||||
УР | н.у. | с.у. | в.у | н.у. | с.у. | в.у | н.у. | с.у. | в.у | н.у. | с.у. | в.у | н.у. | с.у. | в.у | н.у. | с.у. | в.у | н.у. | с.у. | в.у | н.у. | с.у. | в.у | н.у. | с.у. | в.у | н.у. | с.у. | в.у | н.у. | с.у. | в.у | н.у. | с.у. | в.у | н.у. | с.у. | в.у | н.у | с.у. | в.у |
Э до До | — | 25 | — | — | 25 | — | — | 25 | — | — | — | 25 | 9 | 4 | 12 | — | 2 | 23 | 10 | 15 | — | 25 | — | — | 1 | 17 | 7 | 11 | 14 | — | — | 25 | — | — | 6 | 19 | 19 | 6 | — | 25 | — | — |
Э после | 21 | 4 | — | 21 | 4 | — | 22 | 3 | — | — | 5 | 20 | 11 | 2 | 12 | 25 | — | — | 10 | 15 | — | 25 | — | — | — | 18 | 7 | 14 | 11 | — | 2 | 23 | — | 25 | — | — | — | 7 | 18 | — | 20 | 5 |
t- Стьюдента | 1.9 | 1.85 | 0.2 | 1 | 0.8 | 0.3 | 1.4 | 1.93 | 0.45 | 1 | 0.55 | 1 | 1.85 | 0.98 | 0.39 | 0.59 | ||||||||||||||||||||||||||
p≤ | 0.001 | 0.001 | 0.001 | 0.001 | 0.001 | 0.001 |
В сравнительном исследовании участвовало 25 человек среднего возраста экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента.
Личностная тревожность (Пок. 1) — выявлено, что 100% респондентов экспериментальной группы имеет повышенную склонность к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований после развивающей программы 84% испытуемых имеет низкий уровень личностной тревожности, 16% средний уровень.
Ситуативная тревожность (Пок.2) – где у 100% мужчин и женщин выявлен средний уровень реактивной тревожности, соответственно после формирующего эксперимента 84% низкий уровень и 16% средний уровень по этому показателю.
Стремление к принятию (СП) (Пок. 3) — до формирующего эксперимента (100%) респондентов экспериментальной группы относилось к среднему уровню стремления к принятию, после — низкий уровень составляет 88%, а средний 12%.
Страх отвержения (СО) (Пок. 4) — параметр страха отвержения средним уровнем составляет 20%, а 80% с высоким уровнем, что стало значительно меньше. Это свидетельствует о наличии у них снижения внутреннего дискомфорта, напряженности.
Агрессия (Пок. 6) — большая часть респондентов -92% имеют высокий уровень агрессии, после внедрения программы развития, уровень агрессии значительно изменился — 100% можно отнести к низкому уровню развития агрессии.
Тревога (Пок. 7) — выявлено, что 60% имеют средний уровень тревоги, и 40% низкий; после формирующего эксперимента существенных изменений по данному показателю не обнаружено.
Депрессия (Пок. 8) — 100% испытуемых относятся к низкому и среднему уровню депрессии, в результате внедрения программы психолого-педагогического сопровождения значимых изменений не обнаружено.
Любознательность (Пок. 9) — 28% респондентов имеют высокий уровень и 68% среднего уровня потребности стремлению к приобретению всё новых знаний, после формирующего эксперимента 75% относятся к среднему уровню любознательности и 28% к высокому.
Тревожность (Пок. 10) 56% испытуемых имеют средний уровень тревожности, как проявление личностной черты и потребности в одобрении. После формирующего эксперимента уровень тревожности у них существенно уменьшился, 44% имеют средний уровень и 56 % низкий уровень тревожности.
Депрессивность (Пок. 11) — выявлено, что 100% респондентов имеют средний уровень депрессивности, они в основном имеют эмоциональное напряжение и астенические черты, которые характерны для выраженной эмоциональной лабильности и ухода в апатичное состояние, после формирующего эксперимента уровень депрессивности уменьшился, 92% испытуемых имеют средний уровень склонности к депрессивному состоянию.
Агрессивность (Пок. 12) – 76% респондентов имеет высокий уровень агрессивности, это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда, после внедрения программы формирующего эксперимента 100% относится к низкому уровню агрессивности.
Степень сопротивляемости стрессу (Пок. 13) -76% респондентов до формирующего эксперимента имели низкий уровень сопротивляемости стрессу, после внедрения программы стрессоустойчивости 72 % респондентов имеет высокий уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям и 28% респондентов имеет средний уровень.
Самооценка личности (Пок. 14) – абсолютное большинство обладает заниженной самооценкой, а после тренинга приблизилось к среднему.
Итак, тренинг психологического сопровождения по развитию устойчивости восприятия к парасоциальным связям можно признать успешным и применять в психологической практике.
По результатам средних значений, провели статистический анализ сравнения экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента и получили следующие данные экспериментальной группы (см. таб. 2).
Таблица 5
Статистическое сравнение респондентов в экспериментальной группе до (Э до) и после (Э после) развивающего воздействия
Показатели | ||||||||||||||
Пок. | Пок.1 | Пок.2 | Пок.3 | Пок. 4 | Пок.5 | Пок.6 | Пок.7 | Пок.8 | Пок.9 | Пок.10 | Пок.11 | Пок.12 | Пок.13 | Пок.14 |
Э до | 3,45 | 3,61 | 89,32 | 194,08 | 28,84 | 36,6 | 13,4 | 13,2 | 30,52 | 13 | 12,88 | 35,76 | 341,08 | 70,92 |
Э после | 2,41 | 2,46 | 107,8 | 112,4 | 28,44 | 13,2 | 13,4 | 13,2 | 30,52 | 13 | 12,9 | 13,44 | 146 | 32,56 |
t-Стьюд. | 20,86 | 10,86 | -1,31 | 14,2 | 0,2 | 15,17 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 17,37 | 10 | 9,64 |
p≤ | 0,001 | 0,001 | — | 0,001 | — | 0,001 | — | — | — | — | — | 0,001 | 0,001 | 0,001 |
По результатам проведенной статистической обработки можно сделать вывод, что статистически значимые различия по отдельным показателям выявлены в 7 – ми случаях из 14 теоретически возможных (таб.2.2).
Выявлены различия по показателю 1. – Личностная тревожность(p≤0,001). Следовательно, респонденты экспериментальной группы после формирующего эксперимента стали иметь высокий уровень устойчивости к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований.
По показателю 2 — Ситуативная тревожность (p≤0,001). Это свидетельствует о снижении напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности в состоянии возникшей в любой стрессовой ситуации для испытуемых.
По показателю 4 – Страх отвержения (СО) (p≤0,001). Тревожное состояние о не принятии или не одобрении после внедрения программы имеет тенденцию к снижению.
По показателю 6. – Агрессия (p≤0,001).После внедрения программы наблюдается значительное снижение эмоционально окрашенного жестак какого целенаправленного нападения и уменьшение уровня мотивированного деструктивного поведения.
По показателю 12 –Агрессивность (p≤0,001). После формирующего эксперимента наблюдается значительные изменения модели поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда.
По показателю 13 – Степень сопротивляемости стрессу (p≤0,001). По данному показателю наблюдается значительно повышение стрессоустойчивости, т.е. сформировалась положительная динамика сопротивляемости стрессу.
По показателю 14 — Самооценка личности (p≤0,001). С формированием адекватной самооценки личности через программу повышения психологического сопровождения, отмечается реальное мнение мужчины и женщины о себе, своей работе, выражение открыто или даже закрыто личных переживаний, чувств и эмоций.
Статистическое сравнение результатов контрольной группы до и после реализации тренинговых занятий представлены далее (см. табл. 3).
Таблица 6
Статистическое сравнение контрольной группы до (К до) и после (К после) развивающего воздействия
Показатели | ||||||||||||||
Пок. | Пок.1 | Пок.2 | Пок.3 | Пок. 4 | Пок.5 | Пок.6 | Пок.7 | Пок.8 | Пок.9 | Пок.10 | Пок.11 | Пок.12 | Пок.13 | Пок.14 |
К до | 3,5 | 3,6 | 86,9 | 194,64 | 33 | 36,8 | 14,4 | 12,92 | 32,7 | 13,24 | 13,48 | 37,6 | 343,64 | 70,6 |
К после | 3,49 | 3,58 | 86,9 | 194,64 | 33 | 36,8 | 14,4 | 12,92 | 32,96 | 13,24 | 13,48 | 37,6 | 343,64 | 70,6 |
t-Стьюд. | -0,01 | 0,02 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | -0,26 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
p≤ | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Статистически значимые различия по отдельным показателям контрольной группы до и после проведенного исследования не выявлены (см. табл. 3).
Параллель экспериментальной и контрольной групп респондентов после формирующего эксперимента, дала результаты, отраженные в таблице 4).
Таблица 7
Статистическое сравнение экспериментальной и контрольной групп после (Э после) и (К после) развивающего воздействия
Показатели | ||||||||||||||
Пок. | Пок.1 | Пок.2 | Пок.3 | Пок. 4 | Пок.5 | Пок.6 | Пок.7 | Пок.8 | Пок.9 | Пок.10 | Пок.11 | Пок.12 | Пок.13 | Пок.14 |
Э после | 2,41 | 2,46 | 107,8 | 112,4 | 28,44 | 13,2 | 13,4 | 13,2 | 30,52 | 13 | 12,9 | 13,44 | 146 | 32,56 |
К после | 3,49 | 3,58 | 86,9 | 194,64 | 33 | 36,8 | 14,4 | 12,92 | 32,96 | 13,24 | 13,48 | 37,6 | 343,64 | 70,6 |
t-Стьюд. | 0 | 0 | 0,16 | 0 | 0,02 | 0 | 0,21 | 0,77 | 0,25 | 0,75 | 0,36 | 0 | 0 | 0 |
p≤ | 0,01 | 0,01 | — | 0,01 | 0,05 | — | — | — | — | — | — | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
По результатам проведенной статистической обработки можно сделать вывод, что статистически значимые различия по отдельным показателям выявлены в 7 – ми случаях из 14 теоретически возможных (таб.2.4.).
Выявлены различия по показателю 1. – Личностная тревожность(p≤0,01). Следовательно, респонденты экспериментальной группы после формирующего эксперимента стали иметь высокий уровень устойчивости к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований по сравнению с теми, которые не подвергались воздействию программы.
По показателю 2 — Ситуативная тревожность (p≤0,01). Это свидетельствует о снижении эмоционального напряжения, беспокойства, в состоянии возникшей в любой стрессовой ситуации для респондентов по отношению контрольной группы после формирующего эксперимента.
По показателю 4 – Страх отвержения (СО) (p≤0,01). Тревожное состояние о не принятии или не одобрении после внедрения программы имеет тенденцию к снижению.
По показателю 5.– Интерес (p≤0,05).После внедрения программы наблюдается значительное повышения интереса респондентов в познании и стремление к развитию.
По показателю 12 –Агрессивность (p≤0,01). После формирующего эксперимента наблюдается значительные изменения в экспериментальной группе модели поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда.
По показателю 13 – Степень сопротивляемости стрессу (p≤0,01). По данному показателю наблюдается значительно повышение стрессоустойчивости в экспериментальной группе после внедрения развивающей программы, т.е. сформировалась положительная динамика сопротивляемости стрессу.
По показателю 14 — Самооценка личности (p≤0,01). В экспериментальной группе формировалась адекватная самооценка личности через программу психологического сопровождения.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: одним из условий формирования сопротивляемости парасоциальным отношениям у мужчин и женщин может выступать реализация тренинговых занятий, направленных на профилактику возникновения неблагоприятных психологических явлений и процессов.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф