Меню Услуги

Ярмарки и выставки как инструмент коммуникативной политики компании


Страница:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1.1 Ярмарки и выставки как инструмент рекламной политики фирмы
  • 1.2 Основные этапы подготовки и участие фирмы в работе ярмарок и выставок
  • 1.3 Оценка эффективности ярмарок и выставок
  • 2.1 Общая характеристика ООО «Олимпас Москва»
  • 2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Олимпас Москва»
  • 2.3 Анализ маркетинговой деятельности ООО «ОЛИМПАС МОСКВА»
  • 2.4 SWOT-анализ
  • 3.1 Рекламная деятельность ООО «Олимпас Москва» на ярмарках и выставках
  • 3.2 Рекомендации по совершенствованию выставочной экспозиции ООО «Олимпас Москва»
  • 3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной экономики одним из наиболее важных ресурсов, обеспечивающих предприятию устойчивые конкурентные позиции на рынке, является информация. Ни одно предприятие не может эффективно работать в условиях ее недостаточности и неполноты. В то же время современный уровень развития технологий вызвал значительное увеличение информационных потоков и усложнение процесса принятия решений в результате больших объемов входящих данных. Таким образом, актуальным в этом ключе становится вопрос разработки критериев отбора информации для обеспечения полноценной работы предприятия.

Наиболее эффективно обозначенную проблему решает система маркетинговых коммуникаций, которая одновременно обеспечивает данными лиц, принимающих решения, в соответствии с заданными критериями и распространяет информацию о предприятии во внешней среде.

На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации достаточно эффективным инструментом маркетинговых коммуникаций являются выставки и ярмарки. Кроме того, они помогают решить проблемы по продвижению технологий, товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках в условиях необходимости стимулирования положительных структурных изменений в пользу наукоемких и высокотехнологических производств.

Выставочная деятельность имеют долгую историю: традиции проведения выставок-ярмарок уходят корнями в средние века. Но в настоящее время их потенциал используется недостаточно. Основная проблема современного выставочного рынка России заключается в неправильном понимании содержания выставочного продукта: для большинства участников выставочной деятельности его основой является не удовлетворение потребности в коммуникации, а выставочная площадь. Именно это не позволяет организаторам выставок в полной мере удовлетворить потребности своих экспонентов. Участники, изначально приобретая не способствующий достижению поставленных цели и задач продукт, испытывают разочарование в выставках как инструменте маркетинговых коммуникаций.

Ежегодно в России проводится более 2000 выставок, из которых предприятию необходимо выбрать те, участие в которых даст наибольший эффект. Практика показывает, что определенной проблемой для многих экспонентов является недостаточная подготовка к выставке, при которой, зачастую, пропускаются многие важные этапы, в частности этап отбора. Это не позволяет предприятиям-экспонентам рационально использовать возможности выставки как инструмента маркетинговых коммуникаций.

Тема выпускной квалификационной работы – «Ярмарки и выставки как инструмент коммуникативной политики компании на примере компании Olympus».

Актуальность работы обусловлена тем, что для предприятий и организаций важнейшей задачей является постоянное совершенствование выставочной деятельности для достижения максимальных результатов в области коммуникативной политики.

Объект исследовании – рынок выставок и ярмарок в Российской Федерации.

Предмет исследования – выставочная деятельность компании Olympus как инструмент коммуникативной политики.

Цель – совершенствование выставочной деятельности  компании Olympus как инструмента коммуникативной политики.

  1. Рассмотреть теоретические и методологические аспекты изучения ярмарок и выставок; ярмарки и выставки как инструмент рекламной политики фирмы; определить основные этапы подготовки и участие фирмы в работе ярмарок и выставок; Изучить процесс оценки эффективности ярмарок и выставок.
  2. Провести анализ хозяйственно-экономической деятельности ООО «Олимпас Москва»; привести общую характеристику ООО «Олимпас Москва»; проанализировать основные экономические показатели деятельности ООО «Олимпас Москва»; проанализировать маркетинговую деятельность ООО «Олимпас Москва»; сделать SWOT-анализ.
  3. Определить основные направления повышения эффективности маркетинговой деятельности ООО «Олимпас Москва»; рассмотреть рекламную деятельность ООО «Олимпас Москва» на ярмарках и выставках; предоставить рекомендации по совершенствованию выставочной экспозиции ООО «Олимпас Москва»; оценить эффективность предложенных мероприятий.

Анализ литературных источников. Теоретические и методологические основы изучения проблемы маркетинговых коммуникаций изложены в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых: Багиева Г.Л., Барнет-та Дж., Мориарти С., Дракера П., Крылова И., Ламбена Ж.-Ж., Маттссона Л.-Г., Мильнера Б.З., Моисеевой Н.К., Юлдашевой О.У. и др.

Различные аспекты проблемы организации, управления, повышения эффективности выставочной деятельности широко освещены в трудах российских и зарубежных исследователей Критсотакиса Я.Г., Филоненко И.К., Александровой Н.В., Сорокиной Е.В., Беляновского A.C., Стерховой С.А., Шкардун В.Д., Гусева Э.Б., Прокудина В.А., Салащенко А.Г., Стровского Л.Е., Петелина В.Г., Ренард А.Э., Никитенко В. А., Кузнецовой O.A. и др.

Теоретические основы рынка, рассмотренные в рамках исследования, изложены в работах Радаева В.В., Норда Д., Коуза Р., Сторчевого М.А., Ходсона Дж., Тамбовцева В.Л. и др.

Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей в области выставочной деятельности показал, что ряд проблем до настоящего времени исследован недостаточно. Так, в этих работах недостаточно полно разработан процесс выставочной деятельности предприятия: не представлена методика отбора выставок, позволяющая выбирать мероприятия, более всего соответствующие поставленным цели и задачам; недостаточно разработаны вопросы оценки эффективности и результативности экспонирования. Данные обстоятельства учитывались при выборе темы дипломного исследования.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении содержится обоснование актуальности выбранной темы, озвучиваются предмет и объект исследования, ставится цель и задачи, анализируется представленность вопроса в российской и зарубежной литературе.

В первой главе работы рассматриваются теоретические и методологические аспекты изучения ярмарок и выставок; место ярмарок и выставок в коммуникативной политике компании; методология оценки эффективности участия компании в выставках; особенности выставочного процесса.

Вторая глава посвящена хозяйственно-экономическому анализу компании  ООО «Олимпас Москва». Здесь приводится общая информация по компании, анализируются хозяйственно-экономические показатели деятельности, маркетинговый анализ компании, SWOT-анализ.

Третья глава – проектная. В ней приводится описание проекта по совершенствованию выставочной деятельности компании, приводится расчет предложенных мероприятий и план внедрения.

Заключение содержит общие выводы по работе.

1.1 Ярмарки и выставки как инструмент рекламной политики фирмы

Прежде чем начать анализировать выставочную деятельность, целесообразно уточнить терминологию. В русском языке два основных слова определяют эту сферу — ярмарки и выставки. Гораздо больше терминов в английском — кроме fair и exhibition — exposition, show, display, во французском к ним добавляется salon — термин, который перекочевал и в русский язык, и т.д.

Ярмарки (в славянском языке — ярмонка) — большой торговый съезд и привоз товаров в определенное (срочное) в году время, годовой торг. Причем различаются ярмарки общие — на всякий товар и частные — на отдельные виды товара; в немецком jarmarket означает ежегодный рынок. В то же время ярмарка (в английском языке — fair) подразумевает не только рынок товаров, но и во многом рынок развлекательных услуг (аттракционы, сцены и т.п.).

Таким образом, под ярмарками историческими понимались регулярные торжища широкого значения; рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определенном месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов.

В концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации употребляются следующие понятия.

Выставки и ярмарки — это рыночные мероприятия, на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги.

В рамках выставок и ярмарок организации (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту.

Отличительной чертой ярмарок является то, что они, как правило, предполагают непосредственное осуществление прямых продаж экспонентами демонстрируемой продукции, хотя в настоящее время границы между понятиями «выставки» и «ярмарки» сведены до минимума.

Выставки и ярмарки — как правило, многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов также конференции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, выполняющие информационную функцию.

Фактически сегодня в первоначальном значении этого слова выставками с позиции терминологии, укоренившейся в России, следовало бы называть выставочные мероприятия, не преследующие торговые (коммерческие) цели, к которым в первую очередь относятся всемирные выставки ЭКСПО, выставки произведений искусств из коллекций музеев, не предназначенных для продажи, и выставки, организуемые при проведении конгрессов.

В соответствии с Парижской конвенцией 1928 г. о международных выставках (сегодня это всемирные выставки ЭКСПО) введено понятие международной официальной или официально признанной выставки как мероприятия, «главная цель которого состоит в выявлении успехов, достигнутых различными странами в одной отрасли или нескольких отраслях производства, и во время которого, по существу, не делается никакого различия между покупателями или посетителями».

Однако, как видим, такого узкого понимания за термином «выставки» из-за сложившейся их коммерческой направленности не сохранилось. Как правило, главная направленность любой выставки в настоящее время — реклама инноваций в виде товаров и услуг, заключение контрактов на продажу образцов после окончания выставки, поставку партий показанного товара или заключения фьючерских сделок. Поэтому в современном выставочном лексиконе выставка и ярмарка хотя и имеют различные названия, а порою несколько отличные организационные формы, в русском языке представляют близкие по содержанию мероприятия и могут быть классифицированы по общим признакам. Классификация призвана помочь сориентироваться в мире ярмарок и выставок и свидетельствует о том, что выставки весьма и весьма неоднородны. Каждая конкретная выставка, которую можно в большей или меньшей степени отнести к тому или иному типу, обладает в конечном итоге собственной индивидуальностью и характерными чертами, изменяющимися с течением времени.

Эту классификацию можно проводить по нескольким признакам.

Учитывая частоту проведения ярмарок и выставок обычно рассматривают:

  • периодические ярмарки и выставки;
  • ежегодные ярмарки и выставки;
  • сезонные ярмарки и выставки.

В зависимости от состава экспонатов обычно ярмарки и выставки подразделяют на:

  • универсальные;
  • многоотраслевые;
  • отраслевые;
  • специализированные.

Следующим главным фактором, который обычно учитывается при классификации ярмарок и выставок, является характер торговых операций, совершаемых во время их проведения.

С учетом этого обычно выделяют:

  • ярмарки и выставки потребительских товаров;
  • ярмарки и выставки продукции производственного назначения;
  • ярмарки и выставки услуг.

Еще один важный фактор, который обычно учитывается при классификации ярмарок и выставок, — сфера их действия. С учетом этого ярмарки и выставки подразделяются на:

  • региональные;
  • национальные;
  • международные.

Наконец, можно классифицировать ярмарки и выставки с учетом целей их проведения. Такой подход позволяет ярмарки и выставки подразделять на:

  • торговые;
  • ознакомительные;
  • коммуникационные.

Итак, в результате рассмотрения возможных подходов классификации ярмарок и выставок могут быть выделены их отдельные группы, характеризующиеся общностью тех или иных факторов. Вместе с тем каждая из ярмарок или выставок, принадлежащая к тому или иному классу, обладает своими характерными и индивидуальными параметрами, изменяющимися с течением времени.

Приведенная выше классификация ярмарок и выставок, безусловно, не является исчерпывающей. Она приведена для того, чтобы дать более полное описание проводимых мероприятий, именуемых ярмарками и выставками, и учитывать это при выборе наиболее приемлемых ярмарок и выставок для участия в их работе каждой конкретной фирмы.

Предприятия должны в среде «единого многообразия» разрабатывать стратегию и находить пути, которые удовлетворяли бы экономические, культурные, религиозные, климатические и другие особенности отдельных рынков. И здесь наблюдается существенный рост значимости торговых выставок как инструмента маркетинга и увеличение доли затрат предприятий на маркетинг и рекламу.

Участие в выставках, безусловно, облегчит адаптацию к изменяющимся условиям рынка. Развитие выставочной индустрии связано с бурным развитием технологий, средств связи, способов передачи информации, обработки и хранения данных, а также дальнейшей информатизацией общества, резким сокращением жизненного цикла товаров и услуг. Поэтому важнейшей задачей компании, желающей не только выжить, но и преуспеть, является поддержание и улучшение своего имиджа, быстрое реагирование на пожелания потребителей. Стратегическая задача – обеспечить долгую и успешную жизнь на современном рынке.

Для защиты своих профессиональных интересов компаниям надо стараться максимально использовать возможности выставки. Важно участие не только в отдельных выставках, но и создание определенной системы участия в них, что позволит организациям распространять и получать широкий спектр экономических, технических и коммерческих данных при относительно невысокой стоимости.

Важно помнить, что в экономическом аспекте выставки всегда были и остаются:

  • зеркалом технического состояния различных отраслей и сфер деятельности;
  • источником информации о состоянии товаров и услуг единичных фирм и корпораций;
  • «термометром» цен на товары и услуги;
  • экономическим форумом прогнозирования конъюнктурных изменений на рынке.

Выставки, как и реклама, входят в структуру маркетинга. Однако выставка принципиально отличается от рекламы, поскольку позволяет осуществлять непосредственные контакты с посетителями.

Следует отметить еще одно важное преимущество. На выставке происходит своего рода нейтрализация размеров предприятия: небольшие фирмы так же, как и крупные, работают в одной и той же среде и при одинаковых условиях во времени и в пространстве выставочного комплекса. Данные преимущества еще более ощутимы для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Именно благодаря выставкам обеспечивается непосредственное общение между всеми заинтересованными лицами, взаимодействующими на рынке, – причем встречи могут быть как запланированными, так и случайными. Благодаря выставкам все участники экономят самый бесценный ресурс – время. Только на выставке покупатели имеют возможность одновременно сравнить однородную продукцию различных производителей по ценам, качеству, условиям поставки, оплаты и т. п. Посещение выставок позволяет отслеживать общее развитие каждой отрасли (тренд).

Выставки содействуют расширению кругозора участников и улучшению обмена информацией – как в момент проведения, так и после окончания ее работы.

Появление новых, развитие и совершенствование уже известных технологий выявляется на выставках в момент презентаций фирм и посещения экспонентов.

Выставки позволяют заявить о себе, активизировать интерес к своей продукции, фирменной марке, повысить авторитет предприятия.

Информация о событиях на рынке и наметившихся тенденциях позволяет быстро адаптироваться к изменениям внешней среды и своевременно освоить новшества. Выставки помогают персоналу приобрести опыт профессиональных контактов и повысить уровень квалификации.

Каждая выставка формирует общественное мнение о состоянии отрасли, отдельных фирмах, тенденциях развития данного вида деятельности на рынке. Экспонентам следует помнить и использовать в своих интересах то, что, как правило, особое внимание выставкам уделяют администрация и СМИ.

1.2 Основные этапы подготовки и участие фирмы в работе ярмарок и выставок

Процесс участия фирмы в работе выставки можно условно подразделить на следующие основные этапы:

  1. Принятие принципиального решения об участии в выставке/ярмарке.
  2. Определение целей участия фирмы в работе выставки.
  3. Выбор конкретной выставки, в работе которой будет участвовать фирма.
  4. Подготовительно-организационный период.
  5. Разработка тематического плана экспозиции и сметы участия в выставке.
  6. Работа в ходе функционирования выставки.
  7. Подведение итогов участия фирмы в работе выставки.

Выставочная деятельность должна быть четко определена необходимостью решения основных маркетинговых задач фирмы. В качестве таковых могут выступать:

  • поиск новых рынков;
  • расширение числа покупателей;
  • внедрение нового товара на рынок;
  • поиск новых посредников;
  • позиционирование своей продукции относительно товаров конкурентов;
  • определение возможного спроса на новый товар;
  • завязывание контактов в деловом мире страны-организатора выставки;
  • формирование благоприятного имиджа фирмы на конкретном рынке;
  • интенсификация рекламы нового товара;
  • непосредственный сбыт продукции (в ходе выставки заключаются контракты, поэтому участие в ней может рассматриваться как один из каналов распределения).

Правильный выбор конкретной выставки для участия в ней фирмы определяет значительную долю успеха в достижении указанных целей. Сделать же этот выбор достаточно непросто хотя бы потому, что только крупных международных выставочных мероприятий проводится ежегодно несколько тысяч. Эффективному решению данного вопроса способствует тщательный анализ с точки зрения интересов и возможностей фирмы по следующим направлениям:

  • время и место проведения выставки;
  • авторитет выставки/ярмарки на целевом рынке фирмы;
  • численный и качественный состав участников и посетителей;
  • уровень деловой активности (количество и общий объем заключенных контрактов) на последней выставке. При этом необходимо учитывать возможные умышленные и неумышленные искажения публикуемых данных;
  • возможность предоставления выставочных площадей и услуг;
  • разработка чернового варианта сметы участия фирмы в выставке и изучение соответствия затрат возможностям фирмы;
  • окончательное решение вопроса: участие в какой из выставок наиболее эффективно в достижении поставленных целей.

После того как сделан выбор в пользу конкретной выставки, фирма информирует оргкомитет выставки о своем участии. Оформляется пакет документов, таких как заявка на участие, договор, различные дополнительные соглашения. Параллельно с этим решаются следующие организационные вопросы:

  • определение концепции и объема участия фирмы в работе выставки;
  • отбор и подготовка персонала для работы на выставке (коммерческого, обслуживающего, стендистов, переводчиков и т. д.);
  • разработка планов коммерческой работы, рекламы и протокольных мероприятий;
  • выбор возможного посредника (агента), оказывавшего бы услуги в обеспечении участия в выставке;
  • определение размеров необходимых выставочных площадей, объема различных материальных и финансовых ресурсов;
  • изучение возможностей экспорта в страну организатора выставки и ее таможенного законодательства;
  • установление деловых контактов с администрацией выставки, заключение контракта на выставочные услуги (так называемый бланковый договор);
  • вопросы страхования экспонатов и сотрудников.

Следующим этапом работ по подготовке к участию в выставке является разработка фирмой тематического плана своей экспозиции. Он включает в себя:

  • окончательный отбор образцов продукции, которые будут демонстрироваться;
  • разработку стендов фирмы с учетом выделенных площадей, высоты выставочных помещений, возможностей в обеспечении электроэнергией, водоснабжения и т. п.;
  • генеральную компоновку экспозиции фирмы — распределение экспонатов по тематическим разделам в соответствии с логикой раскрытия основной темы экспозиции;
  • планирование мероприятий, маркетинговых инструментов на выставке;
  • планирование рекламы.

После решения указанных вопросов становится возможным разработка окончательной сметы участия фирмы в выставке.

Затем уже происходит создание самой экспозиции и подготовка информационно-рекламных и POS-материалов.

Сегодня один из важнейших факторов успеха — креатив. Сейчас для того, чтобы заказы потекли рекой, недостаточно выставить продукцию на обозрение. Но необходимо понять посетителя выставки, который должен поглотить весь объем впечатлений. Это невозможно. Психологи подтвердят, что человек за определенный промежуток времени может усвоить конечное количество информации. Таким образом, на каждой выставке есть павильоны, которые посетитель не вспомнит, даже только выйдя с выставки. Чтобы павильон не оказался таковым, надо удивить зрителя.

Когда приходит время заказывать разработку и изготовление стенда к выставке, сразу встает животрепещущий вопрос: кому поручить эту работу. Одни организаторы выставки жестко настаивают на собственных дизайнерах, другие более либеральны. Если фирма, организация или компания никогда раньше не участвовала на выставках, лучше привлечь для оформления выставки специалистов. Возможность сделать все самим, конечно, похвальна, но креатив — очень важная часть разработки плана, от этого зависит все, вплоть до бюджета, здесь нужен определенный опыт.

Поскольку стенд — один из основных составляющих фундамента успешной выставки, наступивший этап подготовки требует от выставочной команды особой концентрации сил.

Если привлекаются специалисты сторонних фирм, то для начала необходимо подготовить развернутый и максимально подробный бриф. Иными словами, для того чтобы стенд отвечал пожеланиям экспонента, выглядел достойно и в конечном итоге обеспечил ожидаемые результаты, выставочная команда должна дать предельно четкое задание разработчикам, а затем проследить, соответствует ли результат всем сформулированным требованиям и общим закономерностям восприятия. Необходимо сообщить все требования фирменного стиля. В задании также полезно изложить собственные пожелания относительно оформления стенда: все-таки помимо общих объективных требований существует и субъективный личный вкус и у заказчика, и у исполнителя. И не учитывать этого нельзя. Важно лишь понять: личный вкус — на втором месте, потому что главная задача стенда — способствовать достижению целей участия в выставке. В любом случае, чтобы дизайнер не занимался свободным творчеством, а делал то, что необходимо для решения выставочных задач, нужно указать в задании цель участия в выставке, кратко описать целевую аудиторию, основные продукты и услуги, упомянуть, какие функциональные зоны понадобятся для проведения намеченных выставочных мероприятий. Или просто перечислить, какие акции планируются на выставке, — грамотный дизайнер подскажет нужные варианты.

После монтажа экспозиции и официального открытия выставки наступает самый напряженный и ответственный этап работ. Выставки, как правило, скоротечны. На них представлено множество высококачественных товаров ближайших конкурентов. Контакт посетителей и специалистов с экспозицией фирмы очень непродолжителен. Все это говорит о настоятельной необходимости проведения большой предварительной работы по налаживанию коммуникаций с искомой целевой аудиторией.

Особая роль в обеспечении успеха в выставочной деятельности фирмы принадлежит стендистам — сотрудникам фирмы, работающим в публичной зоне экспозиции, у стенда фирмы. Стендисты — это сотрудники, которые находятся на стенде всегда и решают задачи по привлечению внимания и удержанию посетителей, ознакомлению их с необходимой информацией и получения координат для продолжения контакта после выставки. Требования к стендистам — демонстрация доброжелательности и дружелюбия любому из тех, кто пришел на стенд. И это не случайно. По данным исследований 60% посетителей, придя на выставку, имеют мотив приобрести экспонируемые в торговом зале товары, 85% посетителей компетентны для дачи рекомендаций о том, с какой из представленных на выставке компаний стоит строить более плотные отношения. Человеческий фактор в личном контакте (а именно он и происходит на выставке) очень весом. Если выставочный персонал ведет себя отталкивающе, то даже при наличии у компании самых замечательных товаров и услуг посетитель может поставить ее в один ряд с конкурентами, а не отметить как приоритетную компанию. Он будет искать другие предложения, а их на выставке превеликое множество.

Для работы на выставках отбирают персонал, обладающий такими качествами как: умение и желание общаться с людьми; знание продукции фирмы ее истории, направлений деятельности; выносливость; привлекательная внешность; четкие теоретические и практические профессиональные знания; контактность и общительность; уверенное поведение и находчивость; хорошо поставленная речь; умение приспосабливаться к обстоятельствам; приветствуется знание иностранных языков и опыт работы на выставках.

До начала выставки каждый стендист должен получить необходимые для его работы на стенде документы и информацию. Как правило, все это размещают в одной или двух папках. Одна папка может содержать сведения, необходимые стендисту, но не предназначенные для показа посетителям: адрес, расчетный счет фирмы, телефоны руководителей, бланки договоров, бланки заказов, прайс-листы с возможными скидками и дополнительными условиями для оптовых покупателей и т.п. Другая — материалы для потенциальных клиентов: флаеры, буклеты, обычные прайсы и т.п.

После закрытия выставки, демонтажа ее экспозиции фирмой должны быть обязательно подведены итоги участия в выставке. В первую очередь это касается анализа достижений целей участия, изучения объективных показателей (количество посетителей, которые осмотрели экспозицию фирмы; объём заключенных контрактов, налаживание новых каналов распределения и т. д.), анализа эффективности расходования средств на участие фирмы в выставке.

Кроме описанных выше мероприятий в план после выставочной работы включаются:

  • подготовка итогового отчета о результатах работы на выставке и предоставление его руководству компании, а также отделам маркетинга и рекламы;
  • анализ выявленных недостатков в процессе полготовки и проведения выставки;
  • подготовка и распространение информационных материалов об успешном участии в выставке (статьи, сюжеты на радио и телевидении с положительными отзывами потребителей и т.п.);
  • развитие рекламных и информационных контактов, полученных на выставке.

Участие в ярмарке и выставке является для предпринимателя своего рода инвестицией, поэтому и возникает необходимость сравнения его стоимости (затрат) с полученными результатами. Оценка участия обозначает методическое проведение сравнения между целями и полученными результатами и, в частности, проверки того, что сделано, что необходимо было сделать и, безусловно, что еще нужно сделать, и представляет собой длительную и многостороннюю процедуру, которая охватывает все экономические и внешнеэкономические цели.

1.3 Оценка эффективности ярмарок и выставок

Без оценки эффективности невозможно грамотное планирование следующих выставок, ведь чем меньше внимания уделяется анализу результатов выставки, тем больше вероятность повторения ошибок.

Оценка окупаемости инвестиций.

Очевидным вариантом может показаться расчет экономической эффективности, например, сумма заключенных контрактов на каждый вложенный рубль. Но такая форма оценки не универсальна: во-первых, часть предприятий участвует в выставках из имиджевых соображений, во-вторых, финансовые контракты достаточно редко подписываются непосредственно на выставках, в-третьих, эффект от участия в выставке «работает» около года, поэтому на отслеживание контрактов, заключенных по результатам выставки, требуются большие усилия. Поэтому для оценки экономической эффективности выставки можно использовать комплексный коэффициент окупаемости инвестиций (КОИ).

Обычно КОИ включает в себя следующие показатели:

  1. Затраты на установленные контакты: Объем инвестиций в выставку, деленный на общее число установленных контактов.
  2. Затраты на впечатление: Объем инвестиций в выставку, деленный на суммарное количество посетителей стенда (Это количество может быть рассчитано подсчетом количества людей, посетивших презентацию, зарегистрировавшихся для конкурса и т.д., и может быть больше, чем вы оценивали).
  3. Процент перспективных контактов, приведших к покупке: Число продаж, деленное на общее количество установленных контактов
  4. Процент заинтересованных посетителей: Общее количество установленных контактов, деленное на общее количество посетителей выставки.
  5. Продажи на рубль затрат: Общий объем продаж (за определенный временной интервал), деленный на объем инвестиций в выставку (также может рассчитываться от запланированных продаж).
  6. Воздействие средств информации: Тираж публикаций, умноженный на средний коэффициент передачи (среднее число людей, видевших одну копию одного издания публикации, обычно принимается в среднем 1,5 — 2,5).

В то время как цели по продажам обычно основываются на нижних допустимых значениях показателей, таких как количество продаж или контактов, маркетинговые цели могут не быть столь конкретны. Они могут включать осведомленность о рекламной кампании, обеспечение освещения в средствах информации или выполнение маркетингового исследования. Вместо прямолинейных формул вам могут понадобиться другие методы измерения успеха в этих областях.

Процент решенных задач.

Возможно использование следующей упрощенной формулировки: если все задачи, которые предприятие поставило перед участием в выставке, были решены, — считать участие эффективным. Такой вариант требует от фирмы-экспонента только наличия списка задач. Список задач необходим в любом случае, ведь на его основе формируется выставочная политика предприятия и концепция участия в конкретной выставке.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Пять основных общих целей участия в выставке (как и рекламы и PR в целом) сформулированы в компьютерной программе-консультанте «EXPO: 1001 Рекламоноситель»: позиционирование, возвышение и управление имиджем, антиреклама, отстройка от конкурентов и контрреклама. Более подробно основные и дополнительные цели можно расшифровать следующим образом:

  • Подтвердить/ознакомить Клиента с деталями ему ранее известного;
  • Передать Клиенту какие-либо эмоции, ощущения,знания;
  • Сделать ранее неизвестное Клиенту — известным, своим, научить;
  • Получить «эффект новизны», при хорошо известном Клиенту экспонируемом объекте;
  • Привлечь внимание Клиента;
  • Побудить Клиента осознать свои стереотипы, создать предпосылки к изменению его мнения;
  • Спозиционировать предприятие и/или его продукцию;
  • Сделать «Отстройку от Конкурента»;
  • Избежать нежелательных ассоциаций либо проблем у Клиента.
  • Побудить Клиентов к действию;
  • Исследовать Клиентов;
  • Исследовать Конкурентов;
  • Отсечь нецелевых Клиентов

Общая цель определяется на основе маркетинговых данных, прежде всего — об общей ситуации и роли предприятия в отрасли и на рынке. Например, для молодого предприятия, или предприятия, выставляющего новую на рынке продукцию, важнейшей задачей является позиционирование, а в случае, если рынок насыщен, — необходима отстройка от конкурентов. Оценить, была ли достигнута основная цель можно только после комплексного анализа всех данных по результатам выставки. Проще начать с оценки процента решенных конкретных задач.

Конкретные задачи непосредственно связаны с общими целями участия в выставке, являются «руководством к действию», на их основе составляется план необходимых для участия в выставке мероприятий. Например, если вашей целью является позиционирование предприятия или продукции, то конкретной задачей может быть повышение уровня узнаваемости вашей торговой марки на столько-то процентов. К конкретным задачам относятся также повышение объема продаж, создание дилерских и дистрибьюторских сетей, освоение новых рынков сбыта, развитие сотрудничества с интересующими вас партнерами. Экспресс-анализ, показывающий процент решенных задач, имеет смысл проводить не раньше чем через три месяца после окончания выставки.

Чтобы провести экспресс-анализ сразу после выставки, необходимо еще точнее конкретизировать текущие задач. Например, вы планируете на выставке заключить 10 контрактов, установить 100 полезных контактов, собрать 1000 новых контактов, добиться 5 положительных отзывов в ведущих СМИ и получить 2 диплома. Разделив реально полученные после выставки данные на запланированные цифры, вы увидите, по каким показателям участие в выставке было успешным. Этот показатель также используется в системе КОИ и называется «процент достигнутых целей».

Дополнительные параметры оценки и правильные выводы.

Оценка окупаемости инвестиций и процента решенных задач позволяет четко определить, была ли выставка успешной и внести коррективы в выставочную политику вашего предприятия. Но, как правило, существуют дополнительные факторы, влияющие на эффективность участия в выставке, и их тоже необходимо учесть. Чем больше количество параметров оценки, тем она достовернее и удобнее для использования в дальнейшем.

Редко, но бывают ситуации, когда участие в выставке было настолько «провальным», что предприятие принимает решение больше не выставляться. В этом случае необходимо тщательно изучить весь процесс участия в выставке от начала довыставочной подготовки до отработки контактов и еще раз проверить полученные результаты. Вероятно, что где-то была допущена принципиальная ошибка, но что еще вероятнее — цепочка из нескольких мелких ошибок. Поэтому не следует сразу отказываться от участия в выставках, ведь это означает заведомо и без борьбы уступить дорогу конкурентам. Выгоднее найти ошибку, ликвидировать ее и попробовать еще раз!

Однако и если результаты участия в выставке превзошли все ваши ожидания, — доскональный анализ не повредит. Выставочный бизнес во всем мире и особенно в России стремительно развивается, поэтому даже предприятию-лидеру необходимо постоянно совершенствоваться.

Дополнительные параметры оценки выставки:

  1. Анализ выставочного бюджета. Необходимо выделить и скорректировать графы, по которым был перерасход средств (например, изготовлено слишком много сувенирной продукции или арендован слишком большой зал для презентации) и по которым финансирование было недостаточным (например, реклама в СМИ не сработала из-за недостаточного размера размещенных модулей).
  2. Анализ рекламной кампании. Общаясь с посетителями стенда, вы сможете оценить, какие из предпринятых вами рекламных ходов были особенно успешны, а от каких в будущем можно отказаться (например, сколько процентов от общего количества посетителей пришло на стенд после получения пригласительной открытки, и сколько процентов это составляет от общего количества разосланных открыток).
  3. Анализ экспозиции и работы во время выставки. Полезно фиксировать все замечания и отзывы посетителей стенда, определить, какая продукция вызвала наибольший интерес, был ли избыток или недостаток информации. После выставки целесообразно поручить каждому стендисту заполнить анкету, в том числе отметить все возникшие проблемы (например, недостаточная ширина прохода между образцами продукции, отсутствие места для верхней одежды, недостаточная слышимость во время презентации, нехватка раздаточных материалов).
  4. Анализ работы конкурентов. Во время выставки вы можете собрать уникальную информацию о ваших конкурентах, в том числе и об их выставочной политике. Естественно, нет необходимости пытаться в дальнейшем копировать более успешных конкурентов, более эффективно — найти их слабые места, что-то, что они упустили, и использовать это.
  5. Анализ отработки перспективных контактов. По мере отслеживания контактов с выставки возникает потребность в дополнительной информации о каждом клиенте. Необходимо фиксировать возникающие вопросы и по возможности в дальнейшем использовать их для усовершенствования анкет, заполняемых во время выставки.
  6. Анализ технологической цепочки в целом. После анализа отдельных связанных с участием в выставке мероприятий целесообразно еще раз проследить взаимосвязь между ними. Фактически, участие в выставке — это технологический процесс, в котором задействовано большое количество сотрудников вашего предприятия и сторонних организаций. Чем четче отработана технологическая цепочка, тем меньше вероятность сбоя. Как правило, именно в процессе анализа цепочки в целом обнаруживаются ошибки, приведшие к неудаче (например, проблемы логистики и страхования, не сделанный во время звонок важному посетителю стенда, не отправленный в СМИ пресс-релиз, не внесенный в рекламный буклет экспонат и т.п.).
  7. Анализ выставки в целом и ситуации на рынке. Возможно, что недостаточная эффективность вашего участия в выставке связана вовсе не с ошибками в технологическом процессе, а с неправильным выбором выставки или с неправильной оценкой ситуации на рынке и, соответственно, с неправильным определением основных целей участия в выставке!

Результаты комплексного анализа выставки дают всю информацию, необходимую для формирования успешной выставочной политики в дальнейшем, но ситуация на рынке быстро меняется, и останавливаться на достигнутом опасно. Поэтому важно как можно раньше начать подготовку к следующей выставке, уделив особое внимание выставочному маркетингу и менеджменту.

Выводы.

В концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации употребляются следующие понятия.

Выставки и ярмарки — это рыночные мероприятия, на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги.

Выставки и ярмарки — как правило, многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов также конференции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, выполняющие информационную функцию.

Учитывая частоту проведения ярмарок и выставок обычно рассматривают:

  • периодические ярмарки и выставки;
  • ежегодные ярмарки и выставки;
  • сезонные ярмарки и выставки.

В зависимости от состава экспонатов обычно ярмарки и выставки подразделяют на:

  • универсальные;
  • многоотраслевые;
  • отраслевые;
  • специализированные.

Следующим главным фактором, который обычно учитывается при классификации ярмарок и выставок, является характер торговых операций, совершаемых во время их проведения.

С учетом этого обычно выделяют:

  • ярмарки и выставки потребительских товаров;
  • ярмарки и выставки продукции производственного назначения;
  • ярмарки и выставки услуг.

Еще один важный фактор, который обычно учитывается при классификации ярмарок и выставок, — сфера их действия. С учетом этого ярмарки и выставки подразделяются на:

  • региональные;
  • национальные;
  • международные.

Наконец, можно классифицировать ярмарки и выставки с учетом целей их проведения. Такой подход позволяет ярмарки и выставки подразделять на:

  • торговые;
  • ознакомительные;
  • коммуникационные.

Выставки, как и реклама, входят в структуру маркетинга. Однако выставка принципиально отличается от рекламы, поскольку позволяет осуществлять непосредственные контакты с посетителями.

Процесс участия фирмы в работе выставки можно условно подразделить на следующие основные этапы:

  1. Принятие принципиального решения об участии в выставке/ярмарке.
  2. Определение целей участия фирмы в работе выставки.
  3. Выбор конкретной выставки, в работе которой будет участвовать фирма.
  4. Подготовительно-организационный период.
  5. Разработка тематического плана экспозиции и сметы участия в выставке.
  6. Работа в ходе функционирования выставки.
  7. Подведение итогов участия фирмы в работе выставки.

Дополнительные параметры оценки выставки:

  1. Анализ выставочного бюджета.
  2. Анализ рекламной кампании.
  3. Анализ экспозиции и работы во время выставки.
  4. Анализ работы конкурентов.
  5. Анализ отработки перспективных контактов.
  6. Анализ технологической цепочки в целом.
  7. Анализ выставки в целом и ситуации на рынке.

Результаты комплексного анализа выставки дают всю информацию, необходимую для формирования успешной выставочной политики в дальнейшем, но ситуация на рынке быстро меняется, и останавливаться на достигнутом опасно. Поэтому важно как можно раньше начать подготовку к следующей выставке, уделив особое внимание выставочному маркетингу и менеджменту.


Страница:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!